Классификация конституций icon

Классификация конституций



НазваниеКлассификация конституций
Дата конвертации06.08.2012
Размер283.15 Kb.
ТипРеферат
Классификация конституций


Министерство Просвещения Республики Молдова Молдавский Государственный Университет Юридический Факультет Кафедра Конституционного и Административного права Курсовая работа Тема: «Классификация конституций» Выполнила: студентка юридического факультета Научный руководитель: Преподаватель, Кишинэу 2004 ПЛАН:ВВЕДЕНИЕ 3 § 1. Понятие и сущность конституции 5 § 2. Разработка, принятие и изменения конституции 10 § 3. Виды конституций 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23ЛИТЕРАТУРА 24 ВВЕДЕНИЕ Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт,совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего,провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а такжеопределяют основы общественного строя, форму правления и территориальногоустройства, основы организации центральных и местных органов власти, ихкомпетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. Но гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле(значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшейюридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция вданном смысле - это в своём роде закон законов. Она не может быть измененапутём издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституциютребует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которыебыли ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда еёположений, но перестали теперь действовать. Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основногозакона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущностьсоциально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляетсобой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на моментеё принятия. Конституцию можно назвать общественным договором (договор не вюридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различныхчастей общества. Каждая такая часть - общественный класс, социальный слой,территориальная, национальная или иная общность - защищает в политическойборьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удаётсясогласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования вобществе не мог бы существовать никакой правопорядок. Однако, нельзяутверждать, что конституция учитывает все социальные интересы в равноймере. Так, общность более влиятельная по тем или иным причинам(экономическим и пр.) обычно оказывает более сильное влияние, определяющеевлияние на содержание конституции. Тому примеры из недавнего прошлого странбывшего «социалистического лагеря» и бывшего СССР. По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разныевзгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а внекоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя изволюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение вустановлении общественного и государственного строя страны. С их точкизрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создателиконституции: общественный строй будет справедливым, если принять «хорошую»конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Ноесли этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям,он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режимов в СССР,Болгарии, Румынии, Чехословакии в конституциях провозглашалась полнотавласти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждани назывались такие важные гарантии, которых не было в основных законахстран западной демократии. Однако действительность не соответствовала этимположениям. Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальныеусловия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторыобщественной жизни. В этих условиях конституция — юридическая база развитиязаконодательства, правоприменительной практики, правосознания. Оназакрепляет существующий «каркас» общественного и государственного строя,устанавливает основы политического процесса в обществе. Но это не значит,что конституция — лишь простой слепок существующей ситуации. Прогрессивнаядемократическая конституция (Японии 1946 г., Италии 1947 г., Бразилии 1988г. и др.) способствует подлинному выражению и учету воли народа, укреплениюдемократических порядков, осуществлению назревших социально-экономическихреформ. Конституции, закреплявшие авторитарные порядки (Румынии 1965 г. вредакции 1974 г., Заира в редакции 1980 г., Эфиопии 1987 г., ЮАР 1983 г. идр.), в конечном счете препятствовали развитию страны, социальномупрогрессу и способствовали созданию условий для социального взрыва, что ипроизошло в Румынии, Эфиопии и других странах. § 1. Понятие и сущность конституции В переводе с латинского слово "constitutio" означает "устанавливаю","учреждаю". В юридическом значении конституция—это документ учредительногохарактера. Своим происхождением конституции обязаны приходу к власти буржуазии,точнее говоря — ее выходу на политическую арену, в борьбе с феодализмом. Втакой стране, как Англия, где буржуазные "преобразования начались ранее,чем в других странах, значительно раньше, чем в этих странах были принятыдокументы конституционного характера, например Орудие управления 1653 г.;Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и предупреждении заточения заморями 1679 г. и др. Но первые писаные конституции в современном пониманиибыли приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г. В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделениявластей и естественных прав человека цель принятия конституции заключаласьв том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти,ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ееосуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так ипо отношению к человеческой личности. На это указывал еще проф. А. Д.Градовский. Он писал: "Основным и общим признаком конституционных формявляется то, что можно назвать самоограничением государственной власти, всилу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она нинаходилась, в руках народа или монарха с народным правительством"[1]. Обэтом же говорят и современные зарубежные ученые. Так, Бирд в своей книге"Американское правление"[2] определял конституцию как документ,устанавливающий пределы управления, предписывающий его полномочия иопределяющий свободы лиц и граждан. Таким образом, принятие конституций было, бесспорно, прогрессивнымактом. В отличие от других нормативных актов конституция является основнымзаконом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, стем, что конституционные "нормы регламентируют наиболее важные общественныеотношения, связанные с осуществлением государственной власти. В нихопределяются: правовое положение личности, форма правления игосударственного устройства, система государственных органов и порядок ихформирования, их взаимоотношения между собой. Следует признать, однако, что в силу различных факторов в содержанииконституций каждой конкретной страны имеются существенные особенности. Так,в некоторых из них отсутствуют нормы, определяющие порядок формированияотдельных государственных органов, а делается лишь отсылка ксоответствующему закону. В Конституции же Франции 1958 г. нет главы,посвященной правовому положению личности. При этом дается отсылка кДекларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. и к Преамбуле.Конституции 1946 г. Но тем самым указанным актам придается характердействующих правовых норм. В то же время Конституция Италии 1947 г. уделилаэтому вопросу очень большое внимание. Правовому положению личностипосвящены раздел "Основные, принципы" и четыре главы части первой,закрепляющие гражданские, политические, социально-экономические права,права в области образования и культуры. То же самое можно сказать и омногих других конституциях, принятых после второй мировой войны.Практически во всех зарубежных конституциях имеются нормы, закрепляющиегосподствующие виды собственности — одну из основ общественного строя. Содержание конституций позволяет говорить о многих из них как обоснове всей правовой системы государства, поскольку ряд их норм являютсяосновополагающими для различных отраслей права: не только конституционного,но и административного, финансового, гражданского, трудового и др. Значение конституции как основного закона государства придает ейхарактер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающеговерхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты недолжны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции.Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в немпринципам, не должны применяться, и при наличии специального органаконституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в тойих части, в которой имеет место указанное, противоречие. Однако прямого указания в конституциях на их верховную силу посравнению с простыми законами и другими нормативными актами, чаще всего, несодержится. В качестве исключения можно назвать основные законы Португалии,Ирландии, Японии, Республики Молдова. Так, ст. 98 Конституции Япониигласит: "Настоящая Конституция - является верховным законом страны, иникакие законы, указы, рескрипты и другие государственные акты,противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы".Статья 277 Конституции Португалии устанавливает: "I. Являютсянеконституционными нормы, нарушающие положения Конституции или принципы, вней закрепленные". Статья 7 Конституции «Конституция Республики Молдоваявляется ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт,противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы»[3]. Но хотя в большинстве конституций зарубежных стран не содержитсяспециальных норм о верховенстве конституций, это обычно вытекает из статей,которые определяют юрисдикцию специальных органов по контролю законституционностью законов и других нормативных актов. Так, ст. 161Конституции Испании вменяет Конституционному суду в обязанностьрассмотрение заявления о конституционности законов и нормативных актов,имеющих силу закона. Объявление неконституционной юридической нормы,имеющей силу закона, лишает ее этой силы, Однако в тех конституциях, где нет соответствующих положений, судыобязаны в своих решениях руководствоваться принципом верховенстваконституционных норм перед другими нормативными актами. Единственным исключением из этого правила являются Великобритания иНовая Зеландия, в которых нет писаных конституций и все законы имеютодинаковую юридическую силу. В федеративных государствах признается и провозглашается верховенствоконституции федерации перед конституциями и другими нормативными актами еесубъектов. Так, в части второй ст. VI Конституции США устанавливается:"Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов... являются высшимизаконами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы вконституции и законах отдельных штатов встречались противоречащиепостановления". В тех странах, где признается приоритет норм международных договоров иобщепризнанных принципов международного права перед национальнымзаконодательством, как правило; не допускается заключение международныхдоговоров или присоединение к тем пактам, нормы которых не соответствуютотечественной конституции. Однако Конституция Португалии установила, и исключение из этогопринципа, закрепленное в части второй ст. 277: "Органическая или формальнаянеконституционность международных договоров не препятствует применению ихнорм во внутренней правовой системе Португалии, поскольку такие же нормыприменяются во внутренней правовой системе другой стороны, за исключениемслучаев, когда их неконституционность влечет за собой нарушениефундаментального положения". Но такого рода нормы являются исключением нафоне общего подхода — признания верховной силы конституционных норм инеприменимости актов, им противоречащих. В силу важности регулируемых конституцией общественных отношений,верховенства ее предписаний и в целях обеспечения стабильности основногозакона устанавливается особый, более сложный порядок ее принятия, внесенияв нее изменений и дополнений, отличающийся от порядка принятия и измененияпростых законов. Таким образом, конституция — это основной закон государства,определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющийсобой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны,принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений снаселением. Подавляющее большинство зарубежных юристов – государствоведовограничиваются примерно таким формально-юридическим определениемконституции, но с учетом ее содержания в соответствующей стране. Сказанноеотносится к юристам, как старого, так и нового поколения. Вот что поданному вопросу писали английские государствоведы Е. Уэйд и Г. Филлипс:"Под конституцией обычно понимают обладающий особым правовым значениемдокумент, в котором определяются основы организации, а также функцииорганов управления государства и формулируются принципы, определяющиедеятельность этих органов"[4]. Ответ на указанные вопросы может дать выявление сущности конституции.Этому вопросу уделил большое внимание Ф. Лассаль в своей лекции, котораятак и называется: "Сущность конституции". В ней он указал, что"действительная конституция страны - это фактические соотношения сил,существующих в стране, писаная конституция тогда лишь прочна и имеетзначение, когда является точным выражением реальных соотношенийобщественных сил"[5]. Дж. Ст. Милль по этому вопросу писал: "Во всякойконституции есть одна сильнейшая сторона, и если бы обыкновенныеконституционные сделки перестали существовать и отдельные элементы вступилив борьбу, то она бы постоянно одерживала верх. Конституционные правилаприменяются на практике только до тех пор, пока они дают перевес вуправлении той из сторон, которая владеет наибольшею действительною силойвне стен парламента"[6]. § 2. Разработка, принятие и изменение конституции Разработка проекта конституции. Новая конституция обычно принимаетсяпри возникновении нового государства, смене политических режимов (особеннов результате революционных событий), при существенных изменениях вобщественном строе, если текст старой конституции нельзя привести всоответствие с ними путем принятия поправок. Однако во многихразвивающихся, да и не только развивающихся, странах принятие новых(особенно временных) конституций было связано с военными и государственнымипереворотами, с приходом к власти новой группы лиц, что не изменялосущественно общественный строй, а иногда и политическую систему, ссубъективными, а иногда и волюнтаристскими факторами (например, в Африке).Поэтому в некоторых странах конституции заменялись новыми в среднем черезпять — семь лет, а то и чаще (Венесуэла, Гана, Йемен, Таиланд и др.)[7]. Существуют различные способы подготовки проекта конституции. В редкихслучаях проект от начала до конца создается специально образованнымучредительным собранием (конституционным собранием, Народным собранием ит.д.) или действующим парламентом. В этих случаях ведущую роль обычноиграет конституционный комитет (комиссия), который создаетсяпредставительным органом и фактически разрабатывает проект. Во многихстранах роль учредительного собрания или парламента в подготовке проекта ив ходе его обсуждения на пленарных заседаниях бывает весьма значительной.Так было при разработке конституций Италии 1947 г., Индии 1949 г., Бразилии1988 г., Болгарии 1991 г. и др. Иногда парламент принимает специальныйзакон о порядке подготовки проекта. Так было во Франции, Польше. Нередкопроцесс подготовки проекта длится долго: на Украине (при подготовке проектаКонституции 1996 г.) и в Польше (при подготовке Конституции 1997 г.) онзанял в первом случае пять, во втором — семь лет. В некоторых странах конституционные комиссии для разработки проектаосновного закона создавались не представительными органами, а президентамиили правительствами. Такими комиссиями были разработаны проекты конституцийФранции 1958 г. (вынесенный затем на референдум, минуя парламент), Греции1975 г. В ФРГ проект конституции 1949 г. был подготовленПарламентским советом (основную работу провели профессорапо конституционному праву), состоявшим из представителей региональныхпарламентов (ландтагов), земель, и утвержден командованием оккупационныхвойск. В Алжире проект конституции 1989 г. подготовила группа советниковпри президенте, и он также был вынесен на референдум (эта конституциязаменена другой в 1996 г.). После военных переворотов проекты новыхконституций разрабатываются или их основные положения формулируются обычновоенными правительствами (например, конституции Турции 1982 г., Нигерии1989 г.), но проект Конституции Фиджи 1990 г. - после такого переворотаподготовила в основном группа племенных вождей. При предоставлении независимости колониям проекты конституций новыхгосударств разрабатывались министерствами, колоний (например,Великобританией для Нигерии в 1964 г.; впоследствии уже учредительными,хотя и своеобразно сформированными, собраниями в Нигерии были принятыдругие конституции), местными властями с участием советников метрополии(например, конституция Мадагаскара 1960 г.), в ходе переговоров назаседаниях «круглых столов», в которых участвовали представителиколониальной державы и деятели национально-освободительного движения(Зимбабве, 1979г.). При переходе от тоталитарного к либеральному, полудемократическому,демократическому режимам конституции или их принципиальные положения(включая новую редакцию) разрабатывались на общенациональных конференцияхпредставителей различных партий и различных сил общества, на заседанияхгражданских комитетов, «круглых столов» и т.д. В них участвовали ипредставители партий (коммунистических, революционно-демократических,пробуржуазно-авторитарных), утрачивающих господствующую роль, лидерыуходящих режимов (Венгрия, Чехия, Конго, Замбия и др.). В странах тоталитарного социализма и государствах социалистическойориентации, а иногда и в других государствах с однопартийными системамиподготовка проекта имеет свои особенности. Во-первых, она начинается поинициативе центрального органа правящей (как правило, единственной) партии,который создает комиссию (она утверждается парламентом, а иногда действуети без такого утверждения), устанавливает основные принципы будущейконституции, обсуждает проект и принимает решение о его представлениипарламенту или на референдум. Так разрабатывались конституции практическивсех стран тоталитарного социализма (Кубы 1976 г., КНР 1982 г., Вьетнама'1992' г. и др.), государств социалистической ориентации в прошлом (Бенина1977 г., Эфиопии 1977 г. и др.). Во-вторых, проект, подготовленный комиссией и одобренный высшимпартийным органом, выносится на общегосударственное обсуждение с активнымучастием в нем массовых организаций. Обычно проводится множество собраний,иногда предлагаются тысячи поправок и дополнений. Практические результатытакого обсуждения, как правило, бывают не очень значительными (хотя впроекты конституций Бенина 1977 г., Вьетнама 1980 г., Эфиопии 1987 г. идругих стран вносились существенные поправки), а само обсуждение в рядеслучаев приобретает характер парадного одобрения проекта (во всяком случае,его основных положений). Тем не менее, эта стадия конституционногоправотворчества имеет важное значение для политической активизациинаселения, служит формой его партиципации — участия в управлении страной. В некоторых государствах капиталистической ориентации такжепредпринимались меры для того, чтобы ознакомить население с проектамиконституций и учесть его мнение (Папуа — Новая Гвинея 1975 г., Либерия 1984г. и др.). Однако круг лиц, принимавших участие в обсуждении, как правило,ограничивался элитой общества. К тому же, согласно постановлениям органов,выносивших проект на обсуждение, иногда оно могло касаться только деталей,а не основных принципов (Шри-Ланка 1972 г.). Иногда для обсуждения проектаили его основных положений созывались массовые собрания представителейразличных слоев населения (Ассамблея народов Казахстана в 1995 г. и др.),заключались пакты и соглашения между различными политическими силами поповоду основных положений проекта (Ливан, Испания и др.). Принятие конституции. Одним из наиболее демократичных способовпринятия конституции считается принятие ее специально избранным для этойцели учредительным собранием. В отличие от парламента, это обычно органоднопалатный (в Бразилии он был двухпалатным) и после принятия конституциион нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основеновой конституции, но иногда продолжает свою деятельность в качествеобычного парламента. Учредительным собранием (с разными названиями) принятыконституции Италии 1947 г., Туниса 1956 г., Намибии 1990 г., Болгарии 1991г. и др. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов. ВНигерии в 1978 г., в Гане в 1979 г., в Турции в 1982 г. оно частичноизбиралось на корпоративной основе из представителей различных группнаселения, а частично назначалось военными властями. Такие учредительныесобрания обычно играют роль консультативных (в Турции в 1982 г., в Нигериив 1978 г. они так и назывались консультативными), поскольку их решенияутверждаются уходящими при переходе к гражданскому правлению военнымивластями. Консультативное учредительное собрание приняло КонституциюКувейта 1962 г., утвержденную королем (эмиром). Некоторые конституции приняты парламентами, иногда провозглашавшимисебя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Папуа —Новой Гвинее 1975 г., Танзании 1977 г., Нидерландах 1983 г., Бразилии 1988г., в Замбии 1992 г.). Парламентами без переименования их в учредительныесобрания приняты конституции Китая 1982 г., Мозамбика 1990г., Вьетнама 1992г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г. В отдельных странах конституции принятынадпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногдаи не были парламенты (например, Народным консультативным конгрессом вИндонезии в 1945 г., Великой джиргой в Афганистане в 1987 г., Великимнародным хуралом в Монголии в 1992 г.). Конституции нередко принимаются путем референдумаобщегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Египет 1971г., Филиппины 1986 г., Йемен 1991 г., Алжир 1996 г., Белоруссия 1996 г.,Швейцария 1999 г. и др.). Референдум — демократический институт, но на немизбиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли онконституцию; предложить же какие-то поправки он не может. Однако безпредварительного обсуждения проекта населением или хотя бы в парламентегражданину очень нелегко разобраться в таком сложном документе, какконституция. В ряде случаев путем референдума принимались реакционныеконституции (в Греции, колониальной Родезии и др.). Иногда на референдумвыносятся конституции, подвергавшиеся предварительному обсуждению впредставительных органах, уже принятые парламентами или учредительнымисобраниями (Греция в 1975 г., Испания в 1978 г., Польша в 1997 г.), аиногда конституции, уже принятые референдумом, затем утверждаютсяизбранными на основе этих конституций парламентами (Бирма в 1974 г.,Эфиопия в 1987 г.). Этот комбинированный способ: высший представительныйорган плюс референдум получает все более широкое распространение. В некоторых странах конституции, особенно временные, были принятыфактически военными властями, провозгласившими переход таким путем кгражданскому правлению. Военные советы в качестве последней инстанцииутвердили принятые консультативными учредительными собраниями конституции,иногда внося в них существенные поправки (Турция в 1982 г., Нигерия в 1989г.). В отдельных странах социалистической ориентации, где революционно-демократические (единственные) партии осуществляли важные государственныефункции, первые конституции непосредственно принимались высшими партийнымиорганами — съездами (Конго в 1973 г.) или исполнительными комитетами партий(Ангола и Мозамбик в 1975 г.). В настоящее время и в Конго, и в другихстранах эти конституции заменены. Во время крушения тоталитарных режимов внекоторых африканских странах новые конституции принимались наобщенациональных конференциях представителей различных политических сил игрупп населения. Конституции Боснии и Герцеговины 1995 г. и ее двухсоставных частей — мусульманско-хорватской Федерации и Республики Сербскойбыли приняты в результате соглашения трех враждовавших сторон на встрече ихпредставителей на американской военной базе в Дейтоне (США), куда они былиприглашены после ракетных ударов НАТО с угрозой их повторения, если стороныне договорятся. Роль национальных конференций, «круглых столов», ассамблейнарода и т.д. все чаще свидетельствует об элементах договорного принятияконституций в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглашенийнередко весьма своеобразна. Наконец, в ряде монархических государств происходило октроированиеконституций: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу»(Иордания в 1952 г., Непал в 1962 г., Свазиленд в 1978 г., СаудовскаяАравия в 1992 г., Оман в 1996т. и др.). В некоторых странах президентами,военными советами октроировались лишь временные конституции (Египет, Ирак идр.). В ходе крушения колониальных империй октроирование приобрело инуюформу: метрополия (обычно после конференций «круглого стола») даровалаконституцию своим прежним колониям, объявляемым независимыми государствами.В Великобритании это делалось в форме «приказа в совете» (акт монарха вТайном совете, который состоит приблизительно из 300 человек — членовправительства, духовных иерархов, знати, высокопоставленных лиц, но дляпринятия его постановлений достаточно присутствия трех человек). «Приказ всовете» затем подтверждался британским Парламентом, а позже конституция ещераз принималась созданным парламентом нового государства). Таким образом,было принято более 30 конституций для британских колоний, получившихнезависимость (большинство этих актов ныне заменены). Октроирование почтивсегда было не добровольным, а вынужденным актом. Изменение конституции. Для внесения поправок в текст уже действующейконституции созыва учредительного собрания обычно не требуется, но внекоторых странах, например в Болгарии, для изменения «укрепленных» статейконституции (нормы о территории государства, государственном строе и др.)это необходимо. Поправки вносятся по решению парламента или на основанииитогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальнымитребованиями. Прежде всего, само предложение о внесении поправок требуетсоблюдения определенных условий. Если проект обычного закона в ряде странможет внести один член парламента, то проект об изменении конституциивносится только главой государства, правительством, определенной группойдепутатов (в Турции — 1/3 всего состава парламента, в Болгарии 1/4),субъектами федерации (в Бразилии — половиной штатов) и т.д. Как правило, поправка должна быть принята не простым, аквалифицированным большинством в каждой палате парламента (2/3 общего числаголосов в Австрии, Италии, Нидерландах и др., 3/5 — в Греции, Испании причастичных поправках, 3/4 — в Болгарии) или (что реже) на совместномзаседании палат (3/5 голосов во Франции). Такое решение не всегда являетсяокончательным. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дваждыс определенным интервалом (в Греции — не менее месяца, в Италии - тримесяца). В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь местотолько после избрания нового состава парламента (Бельгия, Финляндия).Иногда принятие поправки парламентом бывает предварительным и на другойсессии, особо повышенным квалифицированным большинством — окончательным(Украина и др.). После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторыхфедерациях его решение должно быть утверждено определенные большинствомсубъектов федерации (в США — 3/4). В Дании, Египте, Швейцарии, некоторыхдругих странах оно утверждается референдумом. Во Франции указанные 3/5Голосов конгресса (совместного заседания палат) — это тоже утверждениеранее принятых решений палат. Почти всегда в новые конституции включаются нормы, запрещающиепересматривать некоторые положения (в ряде стран - республиканскую формуправления, в Португалии — право на демократическую оппозицию, в Германии —принципы правового, демократического и федеративного государства, вМавритании — принципы многопартийности). В некоторых странах (Греция,Румыния) неизменными объявлены целые разделы конституции. Нередкозапрещается изменение конституции в период чрезвычайного положения(например, в Испании), иногда — в течение определенного срока после еепринятия (в Бразилии, Греции, Португалии — 5 лет). В иных же странах вконституциях, согласно установленным ими правилам, некоторые положениямогут изменяться упрощенным образом, без квалифицированного большинства(Индия и др.). В большинстве случаев конституционные поправки не подлежат вето главыгосударства (его требованию вторично рассмотреть закон) и должны бытьопубликованы, но в некоторых странах вето главы государствараспространяется и на законы о поправках (Индия, Нидерланды, Пакистан),хотя на практике не применяется. При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядокизменения и отмены конституции: военные советы отменяют илиприостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст. Какправило, впоследствии приостановленная конституция не возобновляется,военные при переходе к гражданскому правлению разрабатывают новый основнойзакон. § 3. Виды конституций Классификация конституций по юридическим признакам. Выше ужеговорилось о делении конституций с точки зрения их структуры, наконсолидированные, неконсолидированные и комбинированные. По юридическомусодержанию различают инструментальные и социальные конституции. Первыерегулируют лишь структуру государства, его органы, порядок осуществлениягосударственной власти, права человека и не содержат или почти не содержатсоциальных положений. В настоящее время это либо единичные старыеконституции, принятые столетия назад, либо конституции в некоторыхразвивающихся странах. Такой конституцией является и текст конституцииФранции 1958 г., но она действует, как отмечалось, вместе с другимиконституционными актами социального характера. Современные конституции —конституции социальные. По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции.«Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что идругие законы (такова, например, неписаная конституция Великобритании). Длявнесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия,указанные выше ("квалифицированное большинство голосов, двойной вотум,утверждение на референдуме и др.). В настоящее время наблюдается тенденцияпоявления все большего числа «смешанных» по порядку изменения конституций:одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются вусложненном порядке, третьи ~ в у прощенном. Внести поправку в «жесткую»конституцию, естественно, труднее, чем в «гибкую», но если текстконституционного документа остается без изменений в течение длительноговремени, то это еще не значит, что неизменной остается также и фактическаяконституция страны. Фактическая конституция изменяется каждый раз, когда встране изменяется соотношение сил, но в тексте конституционного документаостается без изменений в течение длительного времени, то это еще не значит,что неизменно остается также и фактическая конституция страны.Фактическая конституция изменяется каждый раз, когда в стране изменяетсясоотношение сил, но в тексте конституционного документа такие измененияотражаются далеко не всегда. В зависимости от формы различаются два вида конституций: писаные инеписаные. Писаная конституция — это особый законодательный акт илинесколько нередко разновременных актов (например, в Финляндии, Швеции),которые официально провозглашены основными законами данной страны.Неписаная конституция — это совокупность различных законов, судебныхпрецедентов и обычаев (конвенциональных норм); из-за последних такаяконституция и называется неписаной. Эти акты и нормы в своей совокупностизакрепляют в какой-то мере основы существующего строя, но формально непровозглашены в качестве основных законов (Великобритания, Новая Зеландия). Указанное различие в значительной мере условно, так как в настоящеевремя нет таких конституций, которые были бы целиком неписаными (дажеВеликобритания, которая считается классической страной неписанойконституции, имеет в ее составе множество писаных актов). Поэтому указанноевыше различие писаной и неписаной конституции часто заменяют различиямиформальной конституции (конституционный акт) и материальной конституции(совокупность норм, регулирующих вопросы конституционного значения). По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на:октроированные (дарованные); принятые представительным органом(учредительным собранием, парламентом); одобренные на референдуме. В зависимости от периода действия, конституции бывают постоянными ивременными. Разумеется, отнесение той или иной конституции к первой группеотнюдь не означает ее вечного действия: вечных конституций не было и нет(более двух веков действует Конституция США, более века — Бельгии,Норвегии). Нередки случаи, когда принятые и официально названныепостоянными конституции вскоре отменялись и заменялись новыми, болеепрогрессивными или, напротив, реакционными. Постоянная конституция — этотакая, в которой не устанавливается заранее каких-либо хронологическихграниц ее действия или не предусматривается событий, при которых она должнабыть заменена. Временная же конституция ограничивает срок своего действияили устанавливает условия, при наступлений которых она заменяетсяПостоянной конституцией (например, Конституционная декларация ЙеменскойАрабской Республики 1974 г., временные конституции ОАЭ 1971 г., Судана 1985г., Таиланда 1991 г., ЮАР 1994 г. и др.). Временные конституции принимаютсябез созыва учредительного собрания и на референдум не выносятся. Обычно онипровозглашаются главой государства (так часто было в Египте, таковавременная конституция Таиланда 1991 г.) или новым руководством страны послеочередного переворота (Судан в 1985 г.). Многие из названных выше временныхконституций уже заменены другими, но, например, в Ираке и ОАЭ временныеконституции действуют уже три десятилетия. С точки зрения целеполагания различают конституции программногохарактера и констатирующие. Программными обычно являются всесоциалистические конституции, определяющие цели строительства социализма икоммунизма (например, в Китае, как объясняют его руководители, цельстроительства социализма, поставленная в конституции, потребует для своегоосуществления приблизительно 100 лет). Констатирующие конституции несодержат программных положений о преобразовании общества (например,Конституция США). Однако большая часть норм программных конституций —констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатсяэлементы программы (например, в преамбулах). С точки зрения территориальныхмасштабов действия и форм государственности различают конституциифедеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. Вредких случаях конституции имеются в автономиях политического характера(например, Автономная Республика Крым на Украине). Классификация конституций по социальным признакам. Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституциибуржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные кбуржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные ксоциалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в томчисле в странах социалистической ориентации). В основу такой классификацииположены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основнымзаконом общественного строя и природа политической власти (иногдаучитываются и другие моменты, например организация государственной властина основе принципа полновластия советов в социалистических странах). Такая классификация отражает (правда, далеко не полностью)существующие реалии, хотя термин «буржуазные» по отношению ко многимсовременным западным конституциям неудачен. Как уже отмечалось, ситуация всовременном мире гораздо сложнее, идут процессы сближения различныхправовых систем. С другой стороны, в некоторых государствах (например, вЛесото, Омане, Заире) действуют (или действовали) такие конституции,которые еще далеки от буржуазных и тем более от буржуазно-демократическихмоделей. Поэтому с точки зрения социальной сущности нередко различаются:полуфеодально-теократические конституции например, конституции Брунея,Катара, Саудовской Аравии), конституции, развитого капиталистическогообщества (США, Франция, Япония), конституции тоталитарного социализма(КНДР, Куба) и постсоциалистические конституции (Румыния, Украина).Социальное содержание находит свое выражение в Существованиидемократических, авторитарных и тоталитарных конституций. Есть и другиеклассификации: либеральные, этатистские и смешанные. Эта классификация вкакой-то мере смыкается с предыдущей: конституции демократических стран всвоем большинстве либеральные, тоталитарных стран — этатистские,характеризующиеся гипертрофированной ролью государства. В условияхпереходных периодов нередки этатистски-либеральные конституции с элементамиавторитаризма. Открыто авторитарные конституции в наше время встречаютсякрайне редко, обычно реальный авторитризм бывает прикрыт демагогическимилозунгами. Сказанное относится и к тоталитарным конституциям, хотя в данномслучае антидемократизм выражен наиболее, отчетливо. На базе происходящегосближения правовых систем складывается модель конституции современнойцивилизации; которая в то же время учитывает особенности различных стран. Тенденция развития зарубежных конституций. Общемировой процессразвития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. Наразных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось. Первыйэтап длился от возникновения современных конституций в XVIII в. до Первоймировой войны и образования государств тоталитарного социализма.Конституционный процесс на этом этапе охватывал в основном Европу, Севернуюи Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка иАвстралия). Объем конституционного регулирования был узким, онограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правамиграждан, а также вопросами организации и деятельности органовгосударственной власти. На втором этапе — между двумя мировыми войнами —конституционное регулирование распространилось, на некоторые вновьобразованные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Африки(в Африке это были преимущественно так называемые «колониальныеконституции»). В связи с возросшей экономической и социальной рольюгосударства такое регулирование затронуло (и в старых, и в новыхгосударствах) новые области общественных отношений, а в появившихсяконституциях стран тоталитарного социализма оно приобрели почтивсеобъемлющий характер, охватив сферу социально-экономических прав,идеологии, создание тоталитарной политической системы. На третьем этапе —после Второй мировой войны до рубежа 80—90-х гг. — конституционный процессприобрел глобальный характер, распространившись на Азию, Африку, Океанию,поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более100 новых государств. Первые конституции, хотя и часто отменяемыемонархами, появились в странах мусульманского фундаментализма (Бахрейн,Кувейт и др.). На этом этапе в разных группах государств действовали четыремодели конституции: либеральные конституции прошлого (США, Бельгии и др.),социально-либеральные конституции «второй волны» (Японии 1946 г., Италии1947 г. и др.), этатистские конституции в странах тоталитарного социализмаи ряде государств Азии и Африки как социалистической, так икапиталистической ориентации и либерально-этатистские конституции во многихразвивающихся странах (включая Латинскую Америку). Под влиянием раннихсоциалистических конституций, массового демократического движения во многихосновных законах капиталистических стран был существенно расширен объектконституционного регулирования: в них были включены социально-экономическиеположения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчастиположения об общественных объединениях. Конституции тоталитарногосоциализма отрицали разделение властей и закрепляли принцип единствагосударственной власти в его специфическом понимании («Вся властьСоветам!»), провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии вобществе и государстве, преимущества в правах для «трудящихся»,обязательную идеологию. Основные законы тоталитарных стран социалистическойориентации открыто закрепляли вождизм и предписывали однопартийность. Ониво многом копировали социалистическую конституционную модель, часто ухудшаяее (впрочем, они включали некоторые либеральные положения). Конституциигосударств капиталистической ориентации тяготели к западной модели,заимствуя вместе с тем отдельные положения основных законов тоталитарныхсоциалистических государств (по национальному вопросу, о планировании,борьбе с эксплуатацией и др.). На этом этапе во многих странах особенночетко выявилось противоречие между юридической и фактической конституцией,многие позитивные нормы конституций нередко носили лишь декларативныйхарактер (особенно и социалистических и развивающихся странах). Четвертый этап, начавшийся в конце 80-х — начале 90-х гг.,характеризуется крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Африке. Сконца 80-х гг. до 1999 г; принято более 190 новых конституций, в том числев наиболее консервативных мусульманских странах (Саудовская Аравия в 1992г., Оман в 1996 г.). Они отразили изменение ситуации и конституционныхприоритетов, возрастание значения общечеловеческих ценностей (в какой-томере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистическихстран, к поправкам к ним), разрыв с тоталитаризмом, сближение различныхправовых систем при более точном учете собственного опыта. На этом этапе возникло новое явление: постсоциалистическиеконституции, принципиально отринувшие тоталитарное «старое», принявшеедоминирующее «новое»: суверенитет и разделение властей, равенство и защитаграждан, свободный доступ к правосудию и необратимость закона[8] и многоедругое, что явилось значительным шагом вперед в развитии демократическихправ и свобод, законов и самого государства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Стремление построения действительно демократического правовогогосударства вызывает только лишь положительные эмоции и возможно, последлительного периода времени запретов и ограничений, даёт возможность какгражданам РМ, так и иностранцам и лицам без гражданства, пользоватьсяправами и свободами индивидуумов свободного цивилизованного общества. И досих пор многие испытывают большие трудности и лишения, хотя большинство изних, являются последствиями экономических и социальных изменений в нашейстране. И для того чтобы конституция действовала, она должна учитыватьреальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многиедругие факторы общественной жизни. В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделениявластей и естественных прав человека цель принятия конституции заключаласьв том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти,ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ееосуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так ипо отношению к человеческой личности. В отличие от других нормативных актов конституция является основнымзаконом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, стем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественныеотношения, связанные с осуществлением государственной власти. В нихопределяются: правовое положение личности, форма правления игосударственного устройства, система государственных органов и порядок ихформирования, их взаимоотношения между собой. Одним из наиболее демократичных способов принятия конституциисчитается принятие ее специально избранным для этой цели учредительнымсобранием. Таким образом, конституция — это основной закон государства,определяющий пределы осуществления государственной власти и представляющийсобой систему правовых норм, регламентирующих государственный строй страны,принципы правовой системы государства и основы его взаимоотношений снаселением. ЛИТЕРАТУРА:1. Конституция Республики Молдова, Принята 29 июля 1994 года (Monitorul Oficial N 1, часть 1, 1994 год)2. Арановский К.В. «Государственное право зарубежных стран». Москва, 1998 г.3. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». Т. 1-2: Общая часть. Страны Европы. Москва, 1997 г.4. «Конституционное право зарубежных стран». / Под.ред. М.В.Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. Москва, 1999 г.5. Козлов А.И. «Конституционное право» М, 1997 г.6. Бирд Ч. "Американское правление", 1949г. Стр. 97. Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» М. 1997 г.8. Лукашук И.И. «Конституции государств и международное право» М. 1998 г.-----------------------[1] Градовский А. Д. Государственное право важнейших европейских держав.СПб., 1895. с.З.[2] Бирд Ч. "Американское правление", 1949г. Стр. 9[3] Конституция Республики Молдова, Принята 29 июля 1994 года (MonitorulOficial N 1, часть 1, 1994 год)[4] Уэйд Е., Филлис Г., Конституционное право. М., 1050. с.З[5] Лассаль Ф. Сущность конституции. Что дальше? СПб., 1905. С.33-34.[6] Милль Дж.Ст. Размышления о представительном правлении. СПб., 1863. С.79[7] Чиркин В.Е. «Конституционное право зарубежных стран» М. 1997 г.[8] Конституция Республики Молдова, Принята 29 июля 1994 года (MonitorulOficial N 1, часть 1, 1994 год)

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Классификация конституций iconМинистерство иностранных дел российской федерации
Виды конституций и их отличительные особенности. Специфические разновидности конституций (политическое учение как конституция, советский...

Классификация конституций iconКлассификации мировых конституций

Классификация конституций iconСравнительный анализ конституций России и США

Классификация конституций iconСравнительный анализ Конституций Украины 1919-1978 гг

Классификация конституций iconВопрос ы
Особенности конституционного развития России. Общая характеристика конституций, принятых в советский период

Классификация конституций iconНеологизмы. Их классификация
Классификация неологизмов с точки зрения происхождения, по языкам-донорам

Классификация конституций iconВопросы к экзамену по основам производства 33 ТиП 5семестр Классификация неметаллических материалов. Древесина. Классификация пород деревьев

Классификация конституций iconДля студентов п курса ф-та по (I семестр 2003 г.)
Особенности конституционного развития России. Общая характеристика конституций, принятых в советский период

Классификация конституций iconПлан-конспект урока химии «Классификация и номенклатура оксидов»
В который включен данный урок: Классификация сложных неорганических соединений

Классификация конституций iconФорма и структура конституции: сравнительный анализ Конституции РФ и конституций стран Европейского Союза

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы