М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка icon

М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка



НазваниеМ. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка
Дата конвертации06.08.2012
Размер143.53 Kb.
ТипСказка
источник
1. /Салтыков-Щедрин.docМ. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка

Урок – анализ сказок М.Е. Салтыкова –Щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста)

Цели: выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; Выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; показать своеобразие; повторить значение литературных терминов (гротеск, «эзопов язык», «сарказм», «ирония», «литота» и др.; определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках; развивать умение анализировать сказки.

Предварительное домашнее задание:

1.Из биографии Салтыкова-Щедрина. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?

2 Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве».

  1. Написать отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору).

  2. Ответить на вопрос: какие советы давали своим детям (Гринёву, Молчалину, Чичикову) их отцы?

Эпиграф к уроку:

Сказки могучи по своей мысли,

забавны и вместе с тем трагичны

по своему ехидству, очаровывают

своим языковым совершенством.

А.В.Луначарский

1. Опрос по вопросам домашнего задания.

1) Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И.Н.Крамским в 1887 году)

  • Сочетанием суровости, твёрдости и подлинной доброты.

  • А.В.Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо…Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

  • А вот отзыв Н.К.Михайловского (современника, лично знавшего писателя):

«Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как-то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо всё освещалось такою почти детски-добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью»

2. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?

1) Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своём детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила бы мне боли»

2) На мировоззрение писателя оказала влияние учёба, а учился Салтыков-Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получил знания великий Пушкин. Но за 21 год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещённые преподаватели были изгнаны из лицея. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний»,-вспоминал писатель-сатирик об учёбе в лицее. Но тем не менее лицеисты жили напряжённой духовной жизнью: читали запрещённую литературу, слушали пламенные речи В.Г.Белинского, спорили о будущем России.

3). Необходимо сказать, что уже первые произведения повести «Противоречия» (1847г), «запутанное дело» (1848г) затронули тему социального неравенства. Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай 1 усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». По решению Николая 1 салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая 1 Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом « фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.

4). Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник». На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный , Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем для него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника Салтыков ушёл в отставку. «Я писатель, в этом моё призвание»,- говорил Щедрин.

3. Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович писатель-сатирик, критик и публицист?

  • Салтыков-Щедрин – человек необычайной работоспособности. Работа для него - потребность. Он не мог не писать. Ни какие-нибудь дела, ни усталость, ни даже болезнь не могли удержать его от этого. Он садился за письменный стол и писал страничку, другую, сколько мог. (Кривенко)

  • Салтыков-Щедрин представляется прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать своё веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России. Щедрин-создатель сатирических произведений.

4. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира- обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде). Сатирик определяет диагноз «социально-классовых болезней».

2. Слово учителя:

М. Е.Салтыкова-Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства.

Ещё в 1869 году Щедрин написал 3 сказки. Какие? Изучали

(«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»; «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

В 80 годы 19 века С-Щ за короткий срок создал книгу сказок (около 30)

«Голова до сих пор полна … между прочим сказками… Надобно отказаться от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.

80 годы- разгул реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, отняли, скомкали и запечатали душу.

Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснять только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многочисленным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического устройства». Многие сказки так и не появились при жизни писателя.

Запись в тетрадях:

«Сказки для детей изрядного возраста» -итог многолетних жизненных наблюдений С-Щ, итог его творческого пути.

3.Основные темы сказок. Записать

1. Народ и самодержавие (Медведь на воеводстве», «Орёл –меценат», «Сказка о ретивом начальнике»

2. Народ и господствующие классы. «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»; «Дикий помещик», «Коняга».

  1. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. (Премудрый пескарь» , «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»

  2. Работа над литературными терминами.

Вспомните, что такое гротеск? Примеры: (Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

(Два генерала оказались на необитаемом острове. Не знали где север, где юг, не знали как приготовить себе пищу. Думали, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают. Генералы приступают буквально к взаимному поеданию(подползают друг к другу, полетели клочья, один откусил у товарища орден). Мужик в пригоршне суп варил, из собственных волос сделал силок и ловил рябчиков, построил посудину, чтобы можно было океан-море переплыть. Показано ловкость, находчивость, трудолюбие и повиновение, потенциальная сила и гражданская пассивность. Сам вьёт верёвку для того, чтобы его привязали к дереву.)

Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота», «эзопов язык»

ФАНТАСТИКА- несуществующее в действительности, выдуманное. Преувеличивая или преуменьшая, выдумывая неожиданное сочетание деталей, сатирик выявляет скрытые в обыденной жизни пороки и делает их в то же время смешными.

ПАРОДИЯ – (от греч. Перепев, противопеснь)- произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния. Пародия состоит в «передразнивании», «переворачивании» оригинала, сведении его «высокого», серьёзного образного языка в низкий смешной план.

ИРОНИЯ (от греч. Притворство, насмешка)-отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект в ироническом высказывании достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. При иронии высказывается прямо противоположное тому, что подразумевается.

САРКАЗМ (от греч.-издевательство) – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм- разновидность иронии. В сарказме крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование.

ЛИТОТА (от греч. – простота) –художественное преуменьшение величины ,силы, значения изображаемого предмета или явления.

ЭЗОПОВ ЯЗЫК- вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими насмешками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта 6 века до н.э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках , вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. Эзопова речь- своеобразная форма сатирической речи. Это целая система обманных сатирических приёмов, призванных выразить художественно- публицистическую мысль не прямо, а иносказательно.

  1. Попробуем проанализировать сказки:

Работать будете группами: 1 группа: Таня, Серёжа, Никита (дать задание, посмотрите отзывы, которые вы должны были написать дома)

2 группа сказка «Вяленая вобла» Наташа, Оля, Яна, Андрей

3 группа «Медведь на воеводстве» Вика, паша, Эрик.

«Премудрый пескарь» (1882-1883)

У Ожегова пескарь- маленькая речная рыбка из сем. Карповых. Премудрый пескарь- о трусливом мещанине. Мещанин – человек с мелкими интересами и узким кругозором

Время написания и публикация сказки - трудная пора реакции и террора в стране. С-Щ: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

-Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (зачитать свои впечатления)

-Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь» Что означает эпитет «премудрый»? (синоним- умный, рассудительный. Антоним - глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)

-Какие советы даёт своему сыну старый пескарь? («Гляди в оба…»)

- А какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений русской литературы?

Чичиков: «Копи копейку, копейка не выдаст»

Молчалин: «Угождать всем людям без изъятья…»

Пётр Гринёв: «Береги платье снову, а честь смолоду»

- К какому из «советов« ближе поучение старого пескаря? (Жизненная позиция пескаря не совпадает ни с чьей позицией).

-Какова жизненная позиция пескаря? (см. цитату в тексте)

А вам нравится жить, как жил пескарь? Кто хочет прожить такую же жизнь?

Итог жизни пескаря? Что за мысли посещают его перед смертью?

-Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?

Отзыв прочитать

Выводы: (записать в тетради)

М.Е.С-Щ пишет: «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто…только дрожит да одну думу думает: слава богу! кажется, жив!»

Изображением жалкой участи трусливого пескаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал своё презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. С-Щ приписал мелкой и жалкой рыбёшке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о её смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

(«Премудрость» пескаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть»)

2.«Вяленая вобла» (1884).

Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 году, в смягчённой редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана»

- С чего начинается сказка? (Всё высушено, и мозги тоже, всё выветрилось)

-Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум? (Умна, что вовремя провялили, лишили мыслей, чувств, совести. «Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести -ничего такого не будет!» Как рефрен звучат слова: «Уши выше лба не растут»

- Какие явления современной действительности высмеивает сатирик в этой сказке?

Проповедью идеала аккуратности и умеренности во имя сохранения, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких «премудрых пескарей». Процесс вяления, омертвления и оподления душ показывает сатирик.

Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, «жить», ни о чём не думая, не заглядывая в будущее. Показана безмозглость государственной власти.

Отзывы

3. «Медведь на воеводстве» (1884)

Злодейства крупные заносятся на скрижали Истории. По библейским преданиям каменные плиты, где были записаны 10 божьих заповедей. Выражение употребляется в смысле увековечивания того или иного события. Злодейства малые именуются срамными.

- Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте.

-Как автор называет Топтыгина1? («Гнилой чурбан», «негодяй» и т.д. Но предварительно сатирик «превратил» царского сановника в медведя.)

- Расскажите о судьбе Топтыгиных. Чего же им надо? ( кровопролитиев » - вот что нужно. Судьба топтыгина 1 – не был зол, а так- скотина. Зло«погорел на ерунде», хоть потом всё погромил -был отчислен. Топтыгин 2 распоясался, всё уничтожил, но мужиков « взорвало», они и проучили его рогатиной. Топтыгин 3 выбрал золотую середину: ничего не делал, но и его «настигла участь всех пушных зверей»)

Учитель: Политический смысл сказки был понятен современникам писателя. Сказка была написана спустя 3 года после убийства Александра 2. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

-Какие же явления современной действительности высмеял сатирик? Против кого направлена сказка? Перемены власти никак не отражаются на общем состоянии жизни.

Отзывы

Выводы:

М.Е.Салтыков -Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Медведь под пером сатирика приобретает черты мракобеса-администратора, который притесняет народ, истребляет крамолу, уничтожает просвещение, обличает паразитическую сущность господ, беспощадно критикует самовластье в любых формах.

6. Художественное своеобразие сказок. (сообщение)

Сказки С-Щ – политические сказки –сатиры, но они связаны с устным народным творчеством. Писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, а также пословицы и поговорки.

Будучи писателем-реалистом, Щедрин создал множество типических образов, художественных обобщений. В сказках сочетается реальное и фантастическое, сказочное. Писатель мастерски пользуется эзоповской манерой письма («эзопов язык»), прибегает к заострению образов с помощью гипербол, гротеска, иронии.

Гротеск и сатирическая фантастика у Щедрина доводят до парадокса те качества, которые таит в себе бюрократический режим. Салтыков показал мир несправедливости и насилия, мир чиновников-хищников, купцов-стяжателей, взяточников и казнокрадов. Автор обличал не отдельные лица и не «частные» злоупотребления властей, а самодержавно-крепостническую систему в целом.

Домашнее задание: 1.прочитать сказки «Верный трезор», «Коняга», «Карась-идеалист».

  1. Письменно проанализировать одну из сказок



1) Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своём детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в своё время не причинила бы мне боли»

2) На мировоззрение писателя оказала влияние учёба, а учился Салтыков-Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получил знания великий Пушкин. Но за 21 год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещённые преподаватели были изгнаны из лицея. «Для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушал, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний»,-вспоминал писатель-сатирик об учёбе в лицее. Но тем не менее лицеисты жили напряжённой духовной жизнью: читали запрещённую литературу, слушали пламенные речи В.Г.Белинского, спорили о будущем России.

3). Необходимо сказать, что уже первые произведения повести «Противоречия» (1847г), «запутанное дело» (1848г) затронули тему социального неравенства. Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай 1 усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». По решению Николая 1 салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая 1 Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом « фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.

4). Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник». На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный , Салтыков-Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем для него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника Салтыков ушёл в отставку. «Я писатель, в этом моё призвание»,- говорил Щедрин.

  1. «Премудрый пескарь» (1882-1883)

Время написания и публикация сказки - трудная пора реакции и террора в стране. С-Щ: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

-Какое впечатление произвела на вас эта сказка? (зачитать свои впечатления)

-Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь» Что означает эпитет «премудрый»? (синоним- . Антоним . Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)

-Какие советы даёт своему сыну старый пескарь?

- А какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений русской литературы?

Чичиков: «Копи копейку, копейка не выдаст»

Молчалин: «Угождать всем людям без изъятья…»

Пётр Гринёв: «Береги платье снову, а честь смолоду»

- К какому из «советов« ближе поучение старого пескаря? -Какова жизненная позиция пескаря? (см. цитату в тексте)

А вам нравится жить, как жил пескарь? Кто хочет прожить такую же жизнь?

Итог жизни пескаря? Что за мысли посещают его перед смертью?

-Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?


2.«Вяленая вобла» (1884).

Сказка была написана для февральского журнала «Отечественные записки» за 1884 год, но была изъята по требованию цензуры. Писатель трижды (без успеха) пытался напечатать сказку в России. Удалось это сделать лишь в 1906 году, в смягчённой редакции под заглавием «Мала рыбка, а лучше большого таракана»

- С чего начинается сказка?

-Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум

Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, «жить», ни о чём не думая, не заглядывая в будущее.


3. «Медведь на воеводстве» (1884)

- Каковы впечатления от прочитанной сказки? Зачитайте.

-Как автор называет Топтыгина1?

- Расскажите о судьбе Топтыгиных.

Чего же им надо?

Судьба Топтыгина 1 –

Топтыгин 2

Топтыгин 3




Похожие:

М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconАнализ художественного текста (на материале сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь") М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 год
Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду,...
М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconЛитература для чтения в 10 классе /гуманитарная подгруппа
М. Е. Салтыков – Щедрин. История одного города. Господа Головлевы*. Сказки: Повесть о том, как один мужик Дикий помещик, Пропала...
М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconКонспект по биографии и творческой деятельности Салтыкова-Щедрина, Лескова, Толстого, Чехова
Задание по произведению «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Расставить в правильном порядке названия глав повести
М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconЖурнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-Щедрина Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-Щедрина Публицистическая и редакторская деятельность М. Е
М. Е. Салтыкова Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных...
М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconКурсовая на тему: Поэтика цветовых и звуковых обозначений в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
I. Поэтика произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина в трудах литературоведов
М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconГ о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок
Цель урока: Ознакомить учащихся с мировосприятием Салтыкова Щедрина; определить глубинную связь между «Сказками» и Ветхим и Новым...
М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconСказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки
Цель моей работы: раскрыть смысл сказок Салтыкова-Щедрина,рассказать про русские народные сказки и выявить что между ними общего
М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconЖурнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике»

М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconЖурнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике»

М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconМир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыкова -щедрина («Премудрый пескарь», «Вяленая вобла», «Медведь на воеводстве») (для детей изрядного возраста) Цели : выяснить причины обращения писателя к сказка iconУважаемые учащиеся 10 класса «А»! Я предлагаю вам подумать над следующими заданиями после прочтения Сказок и романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы