Древняя Византия icon

Древняя Византия



НазваниеДревняя Византия
Дата конвертации06.08.2012
Размер265.04 Kb.
ТипРеферат
Древняя Византия


План. 1. Введение I этап (середина IVв. – первая половина VIIв) 1. Роль религии в культуре 3 2. Новое в изобразительном искусстве 6 3. Архитектура 8 4. Изобразительное искусство 12 5. Музыка светская и церковная, театр 13 II этап (середина VIIв – начало XIIIв) 1. Общественная жизнь и религия 15 2. Философские движения 16 3. Литература 19 4. Эстетика 21 5. Изобразительное искусство 21 6. Архитектура 23 7. Музыка 23 III этап (XIIIв. – середина XVв) Краткая характеристика 25 Введение Византийское государство оформилось в результате отделения восточнойчасти Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячилет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходетурецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год,когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части –восточную и западную. Столицей восточной части империи сделалсяКонстантинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий) Византия, - одно из государств, которое внесло большой вклад вразвитие культуры в Европе Средних веков. В истории Византии принадлежитособое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия даласредневековому миру высокие образы литературы и искусства, которыеотличались благородным изяществом форм, образным видением мысли,утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силевыразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стоялавпереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римскогомира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центромсвоеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделитьвизантийскую цивилизацию от цивилизации Европы, Переднего и БлижнегоВостока, то наиболее важными будут следующие факторы: 1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий); 2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия); 3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. 4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление. Это все, конечно, не исключает того, что византийская цивилизация,оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергаласьвлиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельныхей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась смощными внешними влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкойстадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднеелатинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилосьвступать в разнообразные контакты с народами, стоявшими на несколько илизначительно более низкой стадии развития (византийцы называли их"варварами"). Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем былиэпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачныегоды господства реакционных.
Но ростки нового, живого, передовогопрорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена. Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Подпокровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогуновое, творческое начало. Всю тысячелетнюю историю Византии можно условноразделить на три периода: 1. Середина IVв. – Первая половина VIIв. - период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества. 2. Середина VIIв – начало XIIIв. - появление и развитие феодализма в Византии. 3. XIIIв. – середина XVв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения. Первые столетия существования Византийского государства можнорассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийскогообщества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципыхристианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философиянеоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников: Прокл, Диадох,Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал исосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизмтребовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особогомышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широкиммассам, в чем и сказалась его историческая обреченность. I период Роль религии в культуре Формирование христианства как философско-религиозной системы былосложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многиефилософские и религиозные учения того времени. Христианская догматикасложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозныхучений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о триединствебожества, один из центральных догматов христианского вероучения, - это, посуществу переосмысленная триада неоплатоников. Однако христианство,несмотря на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом черт,принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского монизма.Само христианство являлось не только синкретическим религиозным учением,но и синтетической философско - религиозной системой, важным компонентомкоторой являлись античные философские учения. Это, может быть, объясняет внекоторой степени и то, что христианство не только боролось с античнойфилософией, но и использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства со всем, что несло клеймоязычества, приходит компромисс между христианским и античныммиросозерцанием. В самом неоплатонизме образовалось два течения: одно -радикальное, настроенное против христианства, другое - более умеренное.Постепенно берут верх сторонники компромисса с христианством. Происходитпроцесс отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияниянеоплатоничекой философии и христианского богословия, который завершаетсяпоглощением неоплатонизма христианством. Наиболее образованные и дальновидные христианские богословы понялинеобходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для использованияее в создании философских концепций. В трудах Василия Кесарийского,Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна Златоуста можноувидеть сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией,порой парадоксальное переплетение риторических идей с новым идейнымсодержанием. Такие мыслители, как Василий Кесарийский, Григорий Нисский иГригорий Назианзин, закладывают собственно фундамент византийскойфилософии, их философские построения уходят глубокими корнями в историюэллинского мышления. В центре их философии находится понимание бытия каксовершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а, следовательно,мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается кпантеизму. В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становленияфеодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовнойжизни Византии. Рождается новая эстетика, новая система духовных инравственных ценностей, более соответствующая складу мышления иэмоциональным запросам средневекового человека. Патристическая литература,библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирнаяхроника, христианская агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием,мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на сменуантичной культуре. Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, егоотношение к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению сантичностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему символов.На смену античному представлению о героической личности, античномупониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих на смертьгероев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться(очень симпатичная философия), приходит мир страждущего, раздираемогопротиворечиями, маленького, греховного человека. Он бесконечно унижен ислаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найтиутешение. Христианство с небывалой интенсивностью выявляет мучительноераздвоение внутри человеческой личности. Меняется и представление человека о космосе, о времени, опространстве, о ходе истории: на смену замкнутым историческим цикламантичных писателей, обусловленное волей Бога, библейское видениепоступательного движения истории ранневизантийских историков и хронистов. Вранней Византии кристаллизуется одна из фундаментальных идей средневековья- идея союза христианской церкви и "христианской империи". Духовная жизнь тогдашнего общества отличается драматическойнапряженностью; во всех сферах знания, литературе искусстве наблюдаетсяудивительное смешение языческих и христианских идей, образов,представлений, колоритное соединение языческой мифологии с христианскоймистикой. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождаетталантливых, порой отмеченных печатью гениальности мыслителей, писателей,поэтов. Индивидуальность художника еще не растворилась в церковно-догматическом мышлении. Новое в изобразительном искусстве Коренные изменения происходят в сфере изобразительного искусства иэстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетикаразвивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многомопиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако синтезировала ипереосмысливала их в духе христианской идеологии. Отличительной чертойвизантийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтениедуху перед телом, она вместе с тем пыталась снять дуализм земного инебесного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая телеснойкрасоты, византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственноесовершенство ставили много выше. Большое значение для установлениявизантийского эстетического сознания имело раннехристианское осмыслениемира как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтомукрасота естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека, как бы "вторичная" по своему происхождению. Византийское искусствогенетически восходило к эллинистическому и восточно-христианскомухудожественному искусству. В ранний период в византийском искусстве как быслились рафинированная платоничность и трепетная чувственностьпозднеантичного импрессионизма наивной, порой грубоватой экспрессивностьюнародного искусства Востока. Эллинизм долгое время оставался главным, но не единственным,источником, откуда византийские мастера черпали изящество форм,правильность пропорций, чарующую прозрачность колористической гаммы,техническое совершенство своих произведений. Но эллинизм не мог в полноймере противостоять мощному потоку восточных влияний, нахлынувших наВизантию в первые столетия ее существования. В Это время ощущаетсявоздействие на византийское искусство египетских, сирийских, малазийских,иранских художественных традиций. В IV-V вв. в искусстве Византии были еще сильны позднеантичныетрадиции. Если классическое античное искусство отличалось умиротворенныммонизмом, если оно не знало борьбы духа и тела, а его эстетический идеалвоплощал гармоническое единство телесной и духовной красоты, то уже впозднеантичном художественном творчестве намечается трагический конфликтдуха и плоти. Монистическая гармония сменяется столкновениемпротивоположных начал, "дух как бы пытается сбросить оковы телеснойоболочки". В дальнейшем византийское искусство преодолело конфликт духа итела, его сменила спокойная созерцательность, призванная увести человекаот бурь земной жизни в сверхчувственный мир чистого духа. Это"умиротворение" происходит в результате признания превосходства духовногоначала над телесным, победы духа над плотью. Основной эстетической задачейвизантийского искусства отныне становится стремление художника воплотить в художественном образе трансцендентную идею. В VI-VII вв. византийскиехудожники сумели не только впитать эти многообразные влияния, но и,преодолев их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времениКонстантинополь превращается в прославленный художественный центрсредневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуютРавенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийскогохудожественного стиля. Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплениеммогущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это времявоздвигаются великолепные дворцы и храмы. Архитектура Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в30-х годах VI в. храм св. Софии. Христианская Византия также посвятиламного труда украшению храма Единого Бога. Церкви Константинополя поражалисвоей величественной архитектурой и великолепием отделки внутри. Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, сталпостроенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,когда этот государь едва не лишился престола. Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчимсвоего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета. Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, ипотому не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия иИсидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков,плотников и других работников. По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро,слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки иукрашения в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонныи глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то,что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, ив Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесныесилы. Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественноймудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым местосвятого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимаетмагометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздопозже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, иКонстанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствованиеАркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроилсобор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроилновый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большимвеликолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнитьсвой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор,колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар,уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февралятого же года был заложен первый камень нового. Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 годапраздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточнаячасть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценныйалтарь и амвон. Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: онвозобновил церковь с большею прочностью и великолепием, и 24-го декабря 568года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Подруководством двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и ИсидораМилетского - сто других архитекторов управляли работами, и каждый из нихимел под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работниковтрудились на правой стороне храма и столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел начертал план этой церкви императоруво время сна. Император ободрял работников деньгами и своим присутствием и,вместо того, чтобы по восточному обычаю отдыхать после обеда, он, обвязавголову платком и с палкою в руке, ходил осматривать работы в самой простойполотняной одежде. Все сословия внесли денежную дань на построение храма.Мрамор всех цветов - белый, розовый, зеленый и голубой, гранит Египта ипорфиры, а также драгоценные колонны, извлеченные из разных древнихязыческих храмов: восемь порфировых колонн нижнего этажа знаменитого храмаСолнца в Баальбеке, другие восемь из храма Дианы в Эфесе - украшали его.Замечательно, что материалы, вошедшие в состав здания, взяты из храмов,принадлежащих почти всем языческим религиям, так что оно опиралось наколонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в Гелиополисе), МинервыАфинской и Аполлона Делосского. Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространныйчетырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньшихквадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. Поуглам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба(пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, иповерх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров вдиаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, аостальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересеченииарок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, такнезаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опорыэтого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажетсявисящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над поломцеркви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной изападной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из нихпо три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов,возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморнымиплитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и нишиподдерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмяменьшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями ибазисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками,между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны изпрекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которыеу древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х другихколоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи,освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнемпять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажарасположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь,так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственноезначение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходнополированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колоннсовершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев иполосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главныйкупол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля,сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью;они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, чтовес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены изкирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из большихизвестковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладкооштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов. Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне- поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славуэтому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но исветского характера, в частности изображения императора Юстиниана иимператрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделеныпортретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровнойяркостью, теплотой и свежестью. Изобразительное искусство В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ,очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока иЗапада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства,соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. Вэтом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичнаяшкола, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченнымартистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью ипереливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школыбыли мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Другие направления вискусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая,Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров отантичных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не толькочувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места,зато духовность достигает необычайной силы. Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышнуюмистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множествосвечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темныелики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценнуюутварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человекаэмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов,суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневностиреальной жизни. "Православная иконография включает райские пальмы, цветы ирастительные орнаменты, ибо "праведник цветет, как пальма, возвышается,подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворахБога нашего" (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов,пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаикамибазилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющимипроцессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногамисвятых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников -пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси вВизантии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы,по свидетельствам современников, "превратились в сады, цветники иптичники". В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре иживописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства,отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античныхтрадиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественноговыражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественныетрадиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в ЗападнойЕвропе, сыграло свою роль воздействие варварского мира. Музыка светская и церковная, театр Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразноесочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться и нахарактере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликоеявление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивалисьновые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданскийстатус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особыйколорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковыхпредставлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этихвидов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в тоже время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое.Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусствауниверсального и в то же время обладающего силой массового ииндивидуального психологического воздействия, и включило ее в свойкультовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующееположение в средневековой Византии. В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль игралимассовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку -античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов,жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место театразанимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаньями, пользующимисяогромной популярностью. Если подвести итог по первому периоду существования Византии, томожно сказать, что в этот период сформировались основные особенностивизантийской цивилизации. Прежде всего, к ним следует отнести то, чтовизантийская культура была открыта другим культурным влияниям получаемымизвне. Но постепенно уже в ранний период они синтезировались главной,ведущей греко-римской культурой. Культура ранней Византии была городскойкультурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, былине только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры иобразованности, где сохранялось богатое наследие античности. Борьбасветской и церковной культур особенно характерна для первого периодаистории Византии. В истории Византийской цивилизации первые векасуществования Византии были временем острой идеологической борьбы,столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных коллизий, но ивременем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества,позитивного развития науки и искусства. Это были века, когда в муках борьбыстарого с новым рождалась культура будущего средневекового общества. II период Общественная жизнь Во втором этапе развития культуры, который пришелся на время совторой половины VII в. до XIIв., выделяют время иконоборчества (втораячетверть VIII - 40-е годы IXв., время правления императоров Македонскойдинастии ( так называемое "Македонское возрождение" : 867-1056гг., и времяцарствования Комнинов ("Комниновское возрождение" : 1081-1185 гг.). Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII столетиястало безраздельное господство христианского мировоззрения. Глубокуюрелигиозность симулировали теперь не столько догматические споры, скольконаступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь "священной войной" иборьбой с язычниками - славянами и проболгарами. Еще более возросла рольцеркви. Нестабильность жизненных устоев, хозяйственная и бытоваянеустроенность масс населения, нищета и постоянная опасность со сторонывнешнего врага обострили религиозное чувство подданных империи:утверждались дух смирения перед превратностями "мира сего", безропотногоподчинения "духовным пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, вспасение через самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословиемонахов, множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культсвятых, в особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе,городе; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались всенадежды. Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над умамиприхожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение. Этомуспособствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее сужениесветского знания. Однако торжество теологии, утверждение ее господства спомощью насилия таили серьезную опасность - богословие могло оказатьсябессильным перед критикой иноверцев и еретиков. Как всякая идеологическаясистема христианство нуждалось в развитии. Необходимость этого осознаваласьв узких кругах церковной элиты, сохранившей традиции высокой религиозной исветской образованности. Систематизация богословия становилась первейшейзадачей, а для этого предстояло снова прибегнуть к духовным сокровищамантичности - без ее идеалистических теорий и формальной логики новые задачитеологов были невыполнимы. Философские движения Поиски оригинальных философских и богословских решенийпредпринимались уже во второй половине VII в., хотя наиболее выдающиесятруды в этой сфере были созданы в следующем столетии. Характерен в даннойсвязи тот факт, что на общем фоне упадка культуры в середине VII в., всущности лишь теология испытывала определенный подъем: этого требовалинасущные интересы правящей элиты, выдаваемые за острую потребность самыхшироких слоев общества. Независимо от того, что Максима Исповедника подверг гонениям самимператор Констант II, теоретические искания этого теолога отвечалипотребностям господствующего класса; без них, кстати говоря, было быневозможно проявление и "Источника знания" Дамаскина. Основой богословскихпостроений Максима составляет идея воссоединения человека с богом (черезпреодоление пропасти между духовным и плотским) как воссоединениепервопричины всего сущего, целого с его частью. В восхождении к духовномуактивную роль Максим отводил самому человеку, его свободной воле. ИоаннДамаскин поставил перед собой и выполнил две основные задачи: он подвергострой критике врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев) исистематизировал богословие как миросозерцание, как особую систему идей обоге, сотворении мира и человеке, определив его место в посюстороннем ипотустороннем мирах. Компиляция (в соответствии с девизом Дамаскина "Нелюблю ничего своего") на основе аристотелевской логики представлялаосновной метод его работы. Он использовал и естественнонаучныепредставления древних, но тщательно отобрал из них, как и из догматовсвоих предшественников-богословов, лишь то, что ни в коей мере непротиворечило канонам вселенских соборов. В сущности творчество Дамаскинадаже по средневековым меркам лишено оригинальности. Его труды сыграликрупную роль в идейной борьбе с иконоборчеством, но не потому, чтосодержали новые доводы в защиту традиционных представлений и религиозныхобрядов, а благодаря устранению из церковных догматов противоречий,приведению их в стройную систему. Значительный шаг вперед в развитиибогословской науки, в разработке новых идей, касающихся проблем соотношениядуха и материи, выражения мысли и ее восприятия, отношения бога ичеловека, был сделан во время ожесточенных споров между иконоборцами ииконопочитателями. Но в целом вплоть до середины IX в. философы и богословыоставались в кругу традиционных идей позднеантичного христианства. Идейная борьба эпохи иконоборчества, принявшая острую политическуюформу, распространение павликанской ереси сделали совершенно очевиднойнеобходимость повышения образованности духовенства и представителей высшихслоев общества. В обстановке общего подъема духовной культуры новое направление внаучной и философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриархаФотия, сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения иразвития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных илитературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь приэтом не только на церковном вероучении, но и на соображениях рационализма ипрактической пользы и стараясь посредством естественнонаучных знанийобъяснить причины природных явлений. Подъем рационалистической мысли вэпоху Фотия, сопровождающийся новым нарастанием интереса к античности, сталеще более ощутимым в XI-XIIвв. Примечательно, однако, одновременно с этой тенденцией, как это весьмачасто бывало в Византии, разрабатывались и углублялись сугубо мистическиебогословские теории. Одной из таких теорий, созданной на рубеже X-XI вв. ине получившей широкого признания в XI-XII вв., была определена крупнаяидейная и политическая роль в последующем: она легла в основумогущественного течения в православной церкви в XIV-XVI вв. - исихазма.Речь идет о мистике Симеона Нового Богослова, развившего тезис овозможности для человека реального единения с божеством, соединениячувственного и умственного (духовного) мира путем мистическогосамосозерцания, глубокого смирения и "умной молитвы". Еще во времена Фотияясно обнаружились противоречия в интерпретации идеалистических концепцийантичности между приверженцами Аристотеля и Платона. После эпохидлительного предпочтения, отдававшегося византийскими теологами учениюАристотеля, с XI в. в развитии философской мысли наметился поворот кплатонизму и неоплатонизму. Ярким представителем именно этого направления был Михаил Пселл. Привсем своем преклонении перед античными мыслителями и при всей своейзависимости от цитируемых им положений классиков древности Пселл оставалсятем не менее самобытным ("артистическим") философом, умея, как никтодругой, соединять и примирять тезисы античной философии и христианскогоспиритуализма, подчинять ортодоксальной догматике даже таинственныепрорицания оккультных наук. Однако, сколь ни осторожны и искусны былипопытки интеллектуальной византийской элиты уберечь и культивироватьрационалистические элементы античной науки, острое столкновение оказалосьнеизбежным: пример тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселлафилософа Иоанна Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут теперь нескоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв., в особенности вусловиях ожесточенной борьбы с мистиками-исихастами. Литература Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силойотразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация, отсутствиелитературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные характеристики и ситуации -все это утвердилось надолго как господствующие черты произведенийлитературы, созданных во второй половине VII- первой половине IX столетия.Подражание античным образцам уже не находило отзвука в обществе. Главнымзаказчиком и ценителем литературного труда стало черное духовенство.Монахи были сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическаяпоэзия вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд начудо и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главноеидейное содержание литературы этого рода. Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. Всередине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были обработаныи переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом (Логофетом). Упадокжанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описанийстали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизнисвятых. Вместе с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшейпопулярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на развитиевизантийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация нередко сочеталась сяркой образностью, реалистичностью описаний, жизненностью деталей,динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко оказывались неимущие иобиженные, которые, совершая мученический подвиг во славу бога, смеловступали в борьбу с сильными и богатыми, с несправедливостью, неправдой излом. Нота гуманизма и милосердия - неотъемлемый элемент множествавизантийских житий. Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтическихпроизведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической поэзии(церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и агиография,прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит стремилсяопоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок монастырской жизни.Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на шедеврыантичности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в XI-XII вв.,что сказалось на выборе и сюжетов, и жанров, и художественных форм. Как во времена античности, эпистолография, изобиловавшаяреминисценциями из древней греко-римской мифологии, стала средством яркоэмоционального повествования, самовыражения автора, поднимаясь до уровняизысканной прозы. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы ивосточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки сарабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном,разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в.оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычнойлитературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы засчет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболеенаглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной наоснове цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и ввозродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман. Эстетика На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики.Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбойвокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось подытожить главныехристианские концепции образа и на их основе разработать теориюсоотношения образа и архетипа, прежде всего применительно кизобразительному искусству. Были изучены функции образа в духовной культурепрошлого, осуществлен сравнительный анализ образов символических имиметических (подражательных), - по-новому осмысленно отношение образа кслову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре. Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещеенаправление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии прекрасного.Возрождался интерес к физической (телесной) красоте человека; получалановую жизнь порицавшаяся религиозными ригористами эстетика эротизма; вновьпользовалось особым вниманием светское искусство. Новые импульсы обрелатакже теория символизма, особенно концепция аллегории; стало ценитьсясадово-парковое искусство; возрождение коснулось и драматическогоискусства, осмыслению которого посвящались специальные труды. В целомэстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла, пожалуй, высшейточки своего развития, оказывая сильной влияние на художественную практикуряда других стран Европы и Азии. Изобразительное искусство Кризисные явления переходной эпохи в византийской культуре были особеннозатяжными в сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбахкоторого сильнее, чем в других отраслях, сказалось иконоборчество. Развитиенаиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописии фресковой живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победыиконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с однойстороны, заметно возросло воздействие античной традиции, а с другой - всеболее устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпохуиконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выборасюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределениясветотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следоватьвизантийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалосьусилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительныйобраз не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образерелигиозной идеи. Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники.Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, вкоторых находила отражение идея союза церкви с государством. В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богачеи разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новыйпериод в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когдапереживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой областиискусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (виконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченныепечатью особого совершенства вкуса и техники. Архитектура В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийскогокультурного круга господствовала та же крестово-купольная композиция,которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешнимдекоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-Xвв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль.Появление нового стиля было связано с расцветом городов, усилениемобщественной роли церкви, изменением социального содержания самойконцепции сакральной архитектуры в целом и храмового строительства вчастности (храм как образ мира). Возводилось много новых храмов, строилосьбольшое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурныеформы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линийи членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чащеприбегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты новогоархитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например, вГреции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурныхформ (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольшиххрамов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесьтакже все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромнаяпластика. Музыка В VIII-XII вв. оформилось специальное музыкально-поэтическое церковноеискусство. Благодаря его высоким художественным достоинствам, ослабеловлияние на церковную музыку музыки фольклорной, мелодии которой ранеепроникали ранее даже в литургию. В целях еще большей изоляции музыкальныхоснов богослужения от внешних воздействий была проведена канонизациялаотональной системы - "октоиха" (восьмигласия). Ихосы представляли собойнекие мелодические формулы. Однако музыкально-теоретические памятникипозволяют заключить, что система ихосов не исключала звукорядногопонимания. Наиболее популярными жанрами церковной музыки стали канон(музыкально - поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь(едва ли не основная ячейка византийской гимнографии). Тропари сочинялисько всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам. Прогрессмузыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а такжелитургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения(либо только текст, либо текста с нотацией). Общественная жизнь также необходилась без музыки. В книге "О церемониях византийского двора"сообщается почти о 400 песнопениях. Это и песни-шествия, и песни во времяконных процессий, и песни при императорском застолье, и песни-аккламации,и т.п. С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к античноймузыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по преимуществутеоретический характер: внимание привлекала не столько сама музыка, сколькосочинения древнегреческих музыкальных теоретиков. Как итог ко второму периоду я хотел бы сказать, что Византия в этовремя достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры.В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидныпротиворечивые тенденции, обусловленные ее срединным положением междуВостоком и Западом. III период Краткая характеристика Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, какнаивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. Ввидунедостатка материала по данному периоду можно отметить лишь то, что,несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше ВеликойРимской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но,несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировойкультуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседнимгосударствам. Практически все время средневековая Европа развивалась наоснове достижений византийской цивилизации. Византию можно назвать "вторымРимом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступаетРимской империи.




Похожие:

Древняя Византия iconДокументи
1. /Наша древняя столица/Наталья Кончаловская Наша древняя столица 1237.doc
2.
Древняя Византия iconДокументи
1. /Наша древняя столица/Наталья Кончаловская Наша древняя столица 1237.doc
2....

Древняя Византия iconСоседи восточных славян. Кочевники и Византия Соседи восточных славян. Кочевники и Византия
Здесь на солнечных чернозёмах юга стал использоваться железный плуг, что позволяло эффективно обрабатывать почву и получать большие...
Древняя Византия iconМихаил Николаевич Тихомиров Древняя Москва. XII xv вв
«Древняя Москва. XII-XV вв.; Средневековая Россия на международных путях. XIV-XV вв.»: «Московский рабочий»; Москва; 1992
Древняя Византия iconПо истории древняя Русь IX xiii вв
Основные этапы становления государственности. Особенности социально-экономического и политического развития Киевской Руси. Внутренняя...
Древняя Византия iconАнтичный мир. Древняя Греция Античный мир. Древняя Греция
Крито-микенская цивилизация, существовавшая на территории Греции в III-II тысячелетиях до н э., была создана не греческими (не эллинскими)...
Древняя Византия iconУтверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство Утверждение православия в русской культуре. Византия Россия. Преемственность и новаторство а Принятие христианства
Утверждение православия в русской культуре. Византия, Россия преемственность и новаторство
Древняя Византия iconВизантия

Древняя Византия iconВизантия и Русь

Древняя Византия iconВизантия и второй крестовый поход

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы