Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» icon

Методические рекомендации к умк «Физика -10,11»



НазваниеМетодические рекомендации к умк «Физика -10,11»
Дата конвертации06.08.2012
Размер114.04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>

Мансуров А. Н.

Мансуров Н.А.


Методические рекомендации

к УМК «Физика –10,11» Мансурова А.Н., Мансурова Н.А. при изучении физики в классах средней школы с гуманитарным и социально- экономическим профилем обучения


Москва

«Просвещение»

2004


Содержание учебно-методического комплекта, на наш взгляд, удовлетворяет требованиям нового стандарта.

Основанием для такого утверждения служит достаточно полное соответствие содержания авторской программы и учебника по физике для гуманитарных классов новому стандарту базового уровня, что отражено в приводимых ниже таблицах 1 и 2.

Таблица 1.



Дидактические единицы из стандарта по физике (базовый уровень)

Дидактические единицы из авторской программы по физике

1.

Физика как наука.

Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Моделирование физических явлений и процессов.

Научные гипотезы.

Физические законы.

Физические теории.

Границы применимости физических законов и теорий.

Принцип соответствия.

Основные элементы физической картины мира.


Физика- наука о простейших и фундаментальных свойствах природы.

Роль науки в современном мире.

Физическая картина мира.

Механическая картина мира.

Электромагнитная картина мира.

Релятивистская картина мира.

Современная физическая картина мира.

Естественнонаучная картина мира.

Научный метод познания окружающего мира.


2

Механическое движение и его виды.

Прямолинейное равноускоренное движение.


Принцип относительности Галилея.


Законы динамики.

Всемирное тяготение.

Законы сохранения в механике.

Предсказательная сила законов классической механики.

Успехи механики в изучении движения небесных тел и развитии космонавтики.

Границы применимости классической механики.


Механическое движение.

Система отсчёта.

Пространство и время в механике.

Материальная точка.


Относительность механического движения.

Принцип относительности.

Взаимодействие в механике.

Законы Ньютона.

Силы в природе.


Симметрия в механике.

Законы сохранения.

Причинность в механике.

Успехи механики в описании движения земных и небесных тел.

Невесомость.

Реактивное движение.

Успехи человека в освоении космоса.

Колебательные и волновые механические явления.

Звук.


3

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Модель идеального газа.

Давление газа.

Уравнение состояния идеального газа.

Первый закон термодинамики.

Порядок и хаос.

Необратимость тепловых процессов.


Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Развитие идей атомизма.

Успехи механики в описании микромира.

Природа химической связи.

Молекулы.

Строение вещества.

Газы, жидкости, твёрдые тела.

Макросистемы, статистические и термодинамические методы их описания.

Энтропия.

Порядок и беспорядок в макросистеме.



4.

Элементарный электрический заряд.


Закон сохранения электрического заряда.


Электрическое поле.

Электрический ток.

Носители электрического заряда в различных средах.

Магнитное поле тока.


Явление электромагнитной индукции.

Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитное поле.


Волновые свойства света.


Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.


Электрическое взаимодействие.

Электрический заряд.

Закон Кулона.

Свойства электрических зарядов.

Закон сохранения электрических зарядов.

Электрическое поле.

Электронная теория вещества.


Магнитное взаимодействие

Магнитное поле.

Опыты Фарадея.

Явление электромагнитной индукции.

Магнитоэлектрическая индукция.

Ток смещения Максвелла

Теория Максвелла.

Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны.

Электромагнитная природа света

Свет.

Корпускулярная и волновая теории света.

Луч света.

Независимость световых лучей.

Закон отражения.

Закон преломления.

Интерференция света.

Дифракция света.

Триумф волновой теории света. Шкала электромагнитных волн.

Использование электрической энергии.

Радиосвязь и телевидение.

Радиолокация.


5.



Гипотеза Планка о квантах.


Фотоэффект.

Фотон.

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

Корпускулярно- волновой дуализм.

Соотношение неопределённостей Гейзенберга.


Планетарная модель атома.

Квантовые постулаты Бора


Лазеры.


Закон радиоактивного распада и его статистический характер.

Ядерные силы.

Модели строения атомного ядра.

Дефект массы и энергия связи ядра.

Ядерная энергетика.

Элементарные частицы.

Фундаментальные взаимодействия.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

Доза излучения.



Поиски мирового эфира.

Скорость света.

Постулаты специальной теории относительности.

Пространство и время в теории относительности.

Мир Минковского.

Связь между энергией и импульсом.

Излучение абсолютно черного тела.

Открытие квантов света.

Фотоэффект.

Квантовая теория фотоэффекта.

Рентгеновское излучение

Двойственность представлений о свете.

Корпускулярно - волновой дуализм.

Соотношение неопределённостей.

Катодные лучи.

Волновые свойства электрона.

Открытие радиоактивности.

Опыты Резерфорда.

Строение атома.

Постулаты Бора.

Модель атома Бора.

Квантово-механическое описание состояние микрочастиц.

Свет и атом.

Люминесценция.

Принцип действия лазера.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.


Ядерная физика.

Строение ядер.

Превращение ядер.

Ядерная энергетика.

Элементарные частицы.

Фундаментальные взаимодействия.

Фундаментальные частицы.


6

Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Гипотезы о происхождении и эволюции звёзд. Галактика. Вселенная. Современные представления о строении и развитии Вселенной.




Таблица 2.



Дидактические единицы из стандарта по физике (Базовый уровень)

Параграфы учебника, раскрывающие содержание дидактических единиц стандарта

1.

Физика как наука.

Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Моделирование физических явлений и процессов.

Научные гипотезы.

Физические законы.

Физические теории.

Границы применимости физических законов и теорий.

Принцип соответствия.

Основные элементы физической картины мира.


Введение,


17,


37,


43,


67,

9

23,24


Заключение.

2

Механическое движение и его виды.

Прямолинейное равноускоренное движение.

Принцип относительности Галилея.

Законы динамики.

Всемирное тяготение.

Законы сохранения в механике.

Предсказательная сила законов классической механики.

Успехи механики в изучении движения небесных тел и развитии космонавтики.

Границы применимости классической механики.


1,2,3

1


7

5,6

10

8

9,13


10,11,12


17,43,54


3

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

Модель идеального газа.

Давление газа.

Уравнение состояния идеального газа.

Первый закон термодинамики.

Порядок и хаос.

Необратимость тепловых процессов.

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

16,62


16


16

16

16

60

61

60,61



4.

Элементарный электрический заряд.

Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле.

Электрический ток.

Носители электрического заряда в различных средах.

Магнитное поле тока.

Явление электромагнитной индукции.

Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитное поле.

Волновые свойства света.

Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.


25,26

26

25

27,33

33


27

29

28,29


30,31,24

18,19,20,21,22,23

32,34,35,36


5.

Гипотеза Планка о квантах.

Фотоэффект.

Фотон.

Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц.

Корпускулярно- волновой дуализм.

Соотношение неопределённостей Гейзенберга.

Планетарная модель атома.

Квантовые постулаты Бора

Лазеры.

Закон радиоактивного распада и его статистический характер.

Ядерные силы.

Модели строения атомного ядра.

Дефект массы и энергия связи ядра.

Ядерная энергетика.

Элементарные частицы.

Фундаментальные взаимодействия.

Влияние ионизирующей радиации на живые организмы.

Доза излучения.


44

45

45,46,47

49,50


48

54


52

53

55,56

51


62,63

63

63

63

64,66

65,67


6

Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Гипотезы о происхождении и эволюции звёзд. Галактика. Вселенная. Современные представления о строении и развитии Вселенной.

63,65


Конечно, не все дидактические единицы авторской программы буквально повторяют формулировки нового стандарта базового профиля. Например, «носители электрического заряда в различных средах» и «электронная теория вещества»; «гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц» и «волновые свойства электрона»; «возникновение атомистической гипотезы строения вещества и её экспериментальные доказательства» и «развитие идей атомизма», но подобное расхождение формулировок не влияют на соответствие содержания учебного материала требованиям стандарта.


Поурочное планирование ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 и 11 КЛАССов СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ГУМАНИТАРНЫМ и социально- экономическим ПРОФИЛяМи ОБУЧЕНИЯ:

10 класс(68 часов;из расчёта 2 часа в неделю)


МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (34 урока)

Урок 1.ВВЕДЕНИЕ. Научный метод познания мира.

Урок 2,3 МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Урок 4. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

Урок 5. Описание механического движения.

Урок 6. Пространство и время в механике.

Урок 7. Решение задач по кинематике прямолинейного движения.

Урок 8. Решение задач по кинематике вращательного движения.

Урок 9. Контрольная работа.

Урок 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В МЕХАНИКЕ.

Урок 11,12. ЗАКОНЫ НЬЮТОНА.

Урок 13. ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.

Урок 14,15 Решение задач

Урок 16. ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ.

Урок 17.ПРИЧИННОСТЬ В МЕХАНИКЕ.

Урок 18. УСПЕХИ МЕХАНИКИ В ОПИСАНИИ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНЫХ И НЕБЕСНЫХ тел .

Урок 19,20 СИЛЫ В ПРИРОДЕ.

Урок 21.22. Решение задач.

Урок 23. Контрольная работа.

Урок 24.25 МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ.

Урок 26. ЗВУК.

Урок 27.28 УСПЕХИ МЕХАНИКИ В ОПИСАНИИ МИКРОМИРА

Урок 29,30 Решение задач

Урок 31 МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

Урок 32.Контрольная работа.

Урок 33,34. резерв

ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА (34 урока)

Урок 35. СВЕТ. КОРПУСКУЛЯРНАЯ И ВОЛНОВАЯ ТЕОРИИ СВЕТА

Урок 36.ЗАКОН ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА

Урок 37.ЗАКОН ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА

Урок 38 Решение задач по геометрической оптике.

Урок 39,40. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА

Урок 41,42. ДИФРАКЦИЯ СВЕТА

Урок 43. ТРИУМФ ВОЛНОВОЙ ТЕОРИИ СВЕТА

Урок 44.45 Решение задач

Урок 46. Контрольная работа

Урок 47. Теория Максвелла.

Урок 48. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ЗАКОН КУЛОНА. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Урок 49. СВОЙСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ. ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА.

Урок 50. Решение задач.

Урок 51.52 . МАГНИТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ.

Урок 53.54 МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ. . ТОК СМЕЩЕНИЯ МАКСВЕЛЛА.

Урок 55.56 ОПЫТЫ ФАРАДЕЯ.ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

Урок 57,58 Решение задач

Урок 59. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ.

Урок 60. ШКАЛА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН.

Урок 61.Использование электрической энергии.

Урок 62.63 РАДИОСВЯЗЬ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

Урок 64. .ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.

Урок 65.Физическая картина мира на пороге ХХ века.

Урок 66. Контрольная работа

Урок 67-68 Резерв

11 класс (68 часа; из расчёта 2 часа в неделю)

Релятивистская картина мира (14 уроков)


Урок 1,2 Поиски мирового эфира. Скорость света.

Урок 3,4 Постулаты специальной теории относительности (СТО).

Урок 5,6 Пространство и время в СТО

Урок 7,8.Четырёхмерное пространство-время. Мир Минковского


Урок 9,10. Связь между энергией и импульсом в СТО.

Урок 11,12. Релятивистская картина мира.

Урок 13. Контрольная работа -1.

Урок 14 Резерв


Квантово-статистическая картина мира (54 урока)

Урок 15,16. Излучение абсолютно чёрного тела. Открытие квантов света.

Урок 17,18. Фотоэлектрический эффект. Квантовая теория фотоэффекта.

Урок 19,20 Решение задач

Урок 21. Рентгеновское излучение.

Урок 22. Опыты С.И. Вавилова.

Урок 23,24. Двойственность представлений о свете. Корпускулярно- волновой дуализм.

Урок 25. Контрольная работа - 2.

Урок 26,27 Катодные лучи. Открытие электрона.

Урок 28,29. Волновые свойства электрона.

Урок 30. Открытие радиоактивности.

Урок 31,32. Опыты Резерфорда. Строение атома.

Урок 33,34. Постулаты Бора. Модель атома Бора.

Урок 35 Решение задач

Урок 36,37. Соотношения неопределённостей.

Урок 38. Свет и атом. Люминесценция.

Урок 39,40. Принцип действия лазера.

Урок 41,42. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Урок 43. Контрольная работа -3

Урок 44. Природа химической связи. Молекулы.

Урок 45,46 Строение вещества. Газы, жидкости, твёрдые тела.

Урок 47,48. Макросистемы. Статистический и термодинамический методы их описания.

Урок 49 Решение задач

Урок 50,51. Энтропия. Порядок и беспорядок в макросистеме.

Урок 52,53. Развитие идей атомизма. Ядерная физика.

Урок 54,55. Строение ядер. Превращение ядер.

Урок 56. Элементарные частицы.

Урок 57. Фундаментальные взаимодействия.

Урок 58. Фундаментальные частицы. связь микро- и мегамира.

Урок 59. Солнечная система. Звёзды и источники их энергии.

Урок 60 Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд.

Урок 60 Галактика Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной

Урок 61 Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Урок 62. Современная физическая картина мира.

Урок 63. Контрольная работа –4

Урок 64. Резерв.





Похожие:

Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМетодические указания для студентов дисциплины/ практики (рекомендации по планированию, организации и проведению занятий)
Охватывают весь материал, изучаемый студентами. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование необходимых...
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconЛитература для начальной школы. Умк, авторы образовательной программы любые
Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т п.)
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМетодические рекомендации Издательство
...
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМетодические рекомендации для магистрантов 31 Методические рекомендации по подготовке к лекциям и семинарским занятиям 31
Программа учебной дисциплины «Публичная служба: проблемы правового регулирования»
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconНовосадов Н. Ф., к ф. н., доцент кафедры философии и культурологии Практические (семинарские) занятия
Социология культуры*(развёрнутые планы практических и семинарских занятий и методические рекомендации к их выполнению приведены в...
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМетодические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в доу забаровская Юлия Ивановна учитель-логопед высшей категории методические рекомендации по организации работы
Научно-методические аспекты воспитания к обучения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (тнр)
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические рекомендации для преподавателей; методические указания для студентов с перечнем тем для самостоятельного изучения, вопросов к зачету

Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМетодические рекомендации для студентов должны состоять из: Методические рекомендации по дисциплине
Методические рекомендации для студентов должны быть в электронном виде на сайте кафедры и в печатном виде в документах кафедры
Методические рекомендации к умк «Физика -10,11» iconМ. И. План работы кружка «Юные умники и умницы» Методические рекомендации
Методические рекомендации по организации дополнительной работы с хорошо успевающими детьми
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы