Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки icon

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки



НазваниеПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Дата конвертации06.08.2012
Размер90,45 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки




Мунина Э. В.


Материал взят с сайта http://festival.1september.ru


ВВЕДЕНИЕ


Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения.

Современным подросткам приходится самоопределяться и выстраивать перспективы личностного развития в сложный период социально-экономической и духовной сферы, сложившейся в России. Средняя школа № 2 г.Козьмодемьянска Республики Марий Эл идет нелегкими шагами к школе профессионального самоопределения. Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими понятиями, как самоактуализация, самоосуществление.

Педагогический коллектив работает в русле педагогического эксперимента "Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности", утвержденного Ученым Советом Марийского института образования учителей Республики Марий Эл и концепцией воспитательной системы школы “школа как центр трудового воспитания”.

Как показали исследования, около 40% учащихся находятся в состоянии неопределенности по поводу будущей профессии: не знают принципов профессионального самоопределения, механизмов поиска работы. Отсутствие мотивации на самоопределение, работу или учебу у трудных подростов, разрыв между представлениями жизни и реальности требует находить неординарные технологии, чтобы обеспечить ориентацию в мире профессий и профессиональное самоопределение.

CШ № 2 - государственное общеобразовательное учреждение с углубленной профессиональной подготовкой, действующее на основании устава, в целях оказания образовательных услуг, с акцентуацией на обучение в предметной области “Технология”, и удовлетворяющее потребности в профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовке.

Основная образовательная задача - профессиональная ориентация и социально-трудовая адаптация обучавшихся и современным экономическим условиям.

"САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА"


Задачи и содержание.

Основная цель нашей работы - наработать технологии, позволявшие включаться в социум несовершеннолетним подросткам через самоопределение и построение карьерных планов.

Программа состоит из трех блоков:

  1. профориентация и создание условий для самоопределения; построение индивидуального плана обучения;

  2. производсвенная деятельность в мастерской;

  3. социальная адаптация/подбор вакансий, знакомство с предприятиями, освоение технологии трудоустройства, юридические аспекты производственных отношений/.

Профориентационные мероприятия и занятия предполагают использование широкого спектра методических средств/диагностические методики, профориентационные и ролевые игры, тренинговые упражнения и др./ и методов / постановка в проблемную ситуацию, групповые и индивидуальные беседы, профессиографические исследования и др./

Методика базируется на организации тесного взаимодействия преподавателей и специалистов по трудоустройству /Центр занятости/ для вовлечения подростков в деятельность по самоопределению.

По окончании школы обучающиеся должны понимать значение правильного выбора профессии для успешной жизнедеятельности индивида в условиях развивающихся личностных отношений; знать требования профессии к человеку; основные источники информации о профессиональной деятельности, путях и возможностях продолжения своего образования.

Обучение профессии проходит в учебных мастерских по следующим направлениям:

  • основы швейного дела;

  • основы ручной и машинной вышивки;

  • слесарь-сантехник;

  • столяр-плотник;

  • мастер лозоплетения и изготовления изделий из бересты;

  • водитель категории А, В, С.

Содержание обучения.

Обучение технологическим приемам и операциям, обучение приемам управления технологическими процессами и информационными технологиями, проектная деятельность и развитие творчества через индивидуальные проекты. Содержание технологического образования учащихся направлено к тому, чтобы формировать целостную систему о мире профессий и технологий.

Мы поставили основную цель работы: создать условия для профессионального самоопределения учащихся, обеспечить мотивацию к трудоустройству и реальное трудоустройство.

Обучающиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации о выборе профессии; ставить цель профессионального выбора; планировать свою деятельность по достижению этой цели; осуществлять самоконтроль и коррекцию; адекватно оценивать свои личностные качества; составлять собственный план профессиональной карьеры.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ


Мы видим следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация учащегося в его практической /профессиональной/ деятельности, которая с помощью специальных методик /работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия, личный интерес/ тесно связана с индивидуально организуемой учебной деятельностью” и самообразованием.

Что же мы подразумеваем под ключевым для нас понятием профессиональное самоопределение?

Профессиональное самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Трудовое обучение - учебный предмет предметной области “Технология”, при освоении которого школьники учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают профессией/специальностью/ или получают углубленную в определенной сфере профессиональной деятельности трудовую подготовку.

Профильное обучение - это вариант трудового обучения учащихся общеобразовательных учебных заведений, в процессе которого пропедевтически изучается одно из направлений профессиональной деятельности, группа профессий.

Начальное профессиональное обучение - вариант трудового обучения школьников, который обеспечивает их подготовку по определенной специальности до уровня профессиональной квалификации и завершает процесс профессионального самоопределения в школе.

Определив для себя эти основные понятия, взятые из методических справочников, мы более ясно для себя представляем путь технологической подготовки учащихся нашей школы.

Технологически образовать ученика - значит, в интересах прежде всего его собственных, а также общества, государства, сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.

В основе технологии лежит проектная деятельность, которая позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели изделия /продукте труда/.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ


Повсеместное распространение профилизации старших классов определяет суть дальнейшего развития системы образования.

Можно привести примерную технологию формирования профильных классов:

1/ проведение родительских конференций для разъяснения образовательной политики администрации школы;

-предложение сделать выбор в пользу того или иного направления обучения в старшей школе;

-определение конкретных направлений обучения в соответствии с имевшимися кадровыми и материально-техническими ресурсами школы.

2/ Проведение классных родительских собраний с целью разъяснения различных вопросов, возникших у родителей и учащихся.

3/ Анкетирование по вопросам определения предпочтений учащихся - практика показала, что трижды проведенный опрос приводит к более осознанному выбору направления.

4/ Приведение учебного плана каждого класса в соответствие с выбором учащихся; определение педагогического состава, отвечающего требованиям заявленных направлений обучения.

Работа по формированию профильных классов может быть успешной при условии эффективной работы педагогов, работающих в профильных классах.

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ: ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ


Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор - предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности, в связи с этим заявлена предпрофильная подготовиа 9-классов. Предпрофильная подготовка - гибкая система, зависящая от профессионально-образовательных потребностей семьи и личности учащегося.она может проходить в различных вариантах, однако важно иметь представление о ее базовой модели, где были бы отражены возможные ее объемы и основные составлдявщие Базовый объем предпрофильной подготовки определяется в 100 часов. Примерно 2/3 в неделю отводится специально организованным краткосрочным курсам по выбору, их можно условно разделить на две группы: пробные и ориентирующие. Пробные курсы по выбору разрабатываются учителем, чтобы они были “профилированы” на конкретный профиль образования. Именно в этом и состоит главная цель. Ориентирущие курсы надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации.

Важную роль в организации курсов по выбору можно оказывать родительский актив, взаимосвязи с социальными, экономическими структурами и предприятиями.

Курсы по выбору играют большую роль в системе предпрофильной подготовки, непосредственно для нашей школы они могут быть такими:

  1. мастерство вождения;

  2. устройство и эксплуатация автомобиля;

  3. художник-модельер-основа модной индустрии;

  4. кудрявые узоры по дереву;

  5. декоративная отделка изделий из бересты;

  6. домашняя экономика и основы предпринимательства;

  7. культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;

  8. производство и окружающая среда;

  9. техническое и декоративно-прикладное творчество;

  10. художественное оформление быта/вышивка/., и т.д.

Большое число курсов отличаются содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения. Это есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору должны быть разными по содержанию, технологиям проведения и формам организации. Только тогда они могут эффективно решать сложные задачи предпрофильной подготовки, т.к. могут удовлетворить профильно-образовательные потребности каждого школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В общеобразовательной средней школе № 2 с углубленной профессиональной подготовкой проводится многоплановая научно - практическая работа по совершенствованию содержания профессионального образования, организации непрерывного многоуровневого профессионального образования, по обеспечению социальной защиты и адаптации подростков и молодежи.

Данное направление деятельности вызвано сложивщейся экономической ситуацией в стране, когда на рынок труда выбрасывается большое количество молодых людей, не имеющих специального профессионального образования, а происходящие социальные изменения в обществе приводят к быстрому росту числа подростков с девиантныи поведением /незанятых несовершеннолетних/, не желающих ни учиться, ни работать, фактически образующих категорию молодежи, выпадавшую из социума. Все это подтверждает важность и актуальность созданной нами концепции воспитательной системы “Школа как центр трудового воспитания”, экспериментальной программы “Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности”, являющейся основной частью концепции и вытекающего из нее курса "Самоопределение и трудоустройство".

Одно из направлений деятельности нашей школы - продуктивное обучение, основанное на полном доверии и интересах подростков, их стремлении к самореализации; оно дает им реальную возможность поиска и саморазвития, обретения разнообразного социального опыта и более интенсивного взросления. Наша школа - школа поиска и саморазвития, школа профессионального самоопределения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Азариашвили С.Г. К школе профессионального самоопределения.2002г. г.Козьмодемьянск.

  2. Азариашвили С.Г. Концепция И программа “Школа как центр трудового воспитания” 2004г. г. Козьмодемьянск.

  3. Денисова Е.Ю. Профессии моды /Школа и производство.М.2004.№ 6.

  4. Ермаков О. Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения /народное образование.М.2004.№ 2

  5. Зайцева Е.А. Технология формирования профильных классов /Завуч. М.2004.№ 8.

  6. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускника профильных классов средней общеобразовательной школы /Школьные технологии. М.2003.№ 4.

  7. Рягин С.Н. Проектирование содержание профильного обучения в старшей школе /Школьные технологии. М. 2003.№ 2.

  8. Сасова И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки. М.1996.

  9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Академия образования.М.2002.

  10. Организация и содержание трудовой и профессиональной подготовки старшеклассников на современном этапе. Рос.Академия образования.м.1996.










Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения
Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconИсследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»
Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической...
Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconН. Л. Иванова (гу-вшэ) Самоопределение личности и проблемы подготовки специалистов для современного бизнеса
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта гу-вшэ 2007 г. «Социальное и профессиональное самоопределение...
Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconПлан работы пурпейского филиала муниципального образовательного учреждения «межшкольный учебный комбинат» 2010 2011 учебный год
«Профессиональное и личностное самоопределение учащихся в рамках организации предпрофильной подготовки»
Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников
Е. М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н. Ш. Шадиев, Ташкент; П....
Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconМоу «Кривская средняя общеобразовательная школа» Обучается 145 учащихся из 16 населенных пунктов 4 сельских советов
Социально профессиональное самоопределение обучающихся старших классов сельской школы
Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы

Профессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки iconИнформация для публичного доклада
«Создание образовательной среды, максимально способствующей интеллектуальному, духовному и физическому развитию учащихся и педагогов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы