Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» icon

Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право»



НазваниеПояснительная записка программа элективного курса «Практическое право»
Н.Г. Суворова
Дата конвертации06.08.2012
Размер113,97 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>

Фрагмент учебной программы «Практическое право»

(автор Н.Г. Суворова, к.п.н., доцент кафедры социально-политического образования и права):


Пояснительная записка

….Программа элективного курса «Практическое право» разработана в соот­ветствие с задачами модернизации содержания образования, основными поло­жениями Концепции профильного обучения, а также с учетом Дидактических требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы, со­временных изменений в текущем законодательстве и специфики предпрофильной подготовки учащихся.

Программа адресована педагогам и учащимся школ основной школы, кото­рые в перспективе получают возможность выходе на один из гуманитарных профилей. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной обла­сти «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизма­ми защиты гражданином своих прав.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает уча­щимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-пра­вовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Про­блемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законода­тельстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где мож­но найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способство­вать развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уваже­ния к праву и закону. По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответствен­но и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязаннос­тей в демократическом обществе.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач.

Во-первых, курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведе­ниями.

Во-вторых, он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.

В третьих, курс построен на неразрывном единстве новых знаний и соци­ального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жиз­ненных проблем.

Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полу­ченные знания.

К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, отно­сятся, в частности:

- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с ко­торыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;

- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей пра­вовой жизни;

- воспитание ответственности за собственное благополучие;

- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является адекватная методика, которая предполагает широкое использование активных и интер­активных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.

В программе даны содержание и основные понятия курса «Практическое право»; названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю; приведен учебный план, с указанием часов, форм проведе­ния занятий; приведены варианты творческих, проблемных и исследовательских заданий для учащихся; имеется список литературы для учащихся и учителей.

Известно, что истинная проблема всегда содержит в себе противоречие. В качестве основных для обсуждения в данном элективном курсе предлагается следующий ряд проблем:

1. Реализация права на образование.

2. Права потребителей: законодательство и реальная практика.

3. Жилищные права граждан.

4. Военная и альтернативная гражданская служба.

5. Реализация права собственности на землю.

Содержание программы

Раздел 1. Право на образование

Задачи раздела: Раздел посвящен одному из основных прав граждан. Материал раздела позволяет на базе комментирования положений закона «Об образовании» дать учащимся конкретные сведения, которые позволят им актив пользоваться данным правом и понять, какое значение имеет правовое регулирование получения образовательных услуг.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: государственная политика в области образования, виды и формы получения образования, лицензирование и аккредитация негосударственных вузе диплом государственного образца.

Тема 1. Право на образование: должное и сущее (1 ч)

Рекомендуемая форма проведения занятия - лекция с элементами беседы и работа с документом.

Право каждого человека на образование в системе прав и свобод человека гражданина. Международные документы о стандартах в сфере образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Основные принципы государственной политики в области образования Гуманистический характер образования. Общедоступность образования. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Свобода и плюрализм в образовании. Автономность образовательных учреждений и государственный характер управления образование

Федеральная программа развития образования Российской Федерации.

Российское законодательство и реальная практика. Факторы фактической дискриминации в области образования: разные возможности получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны; различия в качестве получаемого образования вследствие нехватки учителей отдаленных местностях и в сельских районах; различия в уровнях материально-технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей; ограниченные возможности каждого в получении качественного образования, в том числе и на родном языке.

Материальные гарантии права граждан на образование. Государственное финансирование образования. Последствия высокого уровня недофинансированности государственного и муниципального образования.

Единый государственный экзамен: за и против.

Тема 2. Доступность образовательных услуг (1 ч)

Рекомендуемая форма проведения занятия - беседа с элементами «мозгового штурма».

Разнообразие видов и форм получения образования. Доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения. Система общего образования. Учреждения начального и среднего профессионального образо­вания. Специализированные учебно-воспитательные учреждения.

Виды учебных заведений, дающих получение высшее профессионального образования в Российской Федерации: университет, академия, институт, кол­ледж. Диплом о высшем образовании государственного образца.

Негосударственные высшие учебные заведения. Лицензирование и аккре­дитация негосударственных вузов.

Послевузовское профессиональное образование с целью повышения уров­ня образования и квалификации. Получение ученой степени.

Общедоступность и бесплатность получения образования. Порядок возме­щение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образователь­ных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Раздел 2. Права потребителей: законодательство и реальная практика

Задачи раздела: Раздел детально открывает перед учащимися права потре­бителей, знакомит с правоприменительной практикой и помогает почувство­вать себя уверенно в этой области правоотношений.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: источники информации, надлежащее качество товаров и услуг, иск, претензионное заявление,

Тема 3. Источники информации для потребителя (1 ч)

Рекомендуемая форма проведения занятия - «мозговой штурм».

Понятие информации. Информация как власть. Основные источники инфор­мации для потребителя.

Советы друзей - самый доступный способ получения информации. Плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.

Информация, которую дают производитель. Сведения о продавце. Сведения о товаре. О чем говорит этикетка и упаковка товара. Плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.

Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе. Плюсы и минусы рекламы.

Специальные независимые издания для потребителей. Телевизионные пе­редачи для потребителей. Рубрики «Клуб потребителей» в газетах и журналах.

Рейтинг источников информации для потребителя.

Тема 4. Закон «О защите прав потребителей»

Рекомендуемые формы проведения занятия - работа с документом, бесе­да, лекция.

Из истории потребительского законодательства. Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителя». Право на качественный товар или услугу - основное право потребителя.

Порядок замены товара ненадлежащего качества.

Расчеты с потребителем в случае приобретения товара ненадлежащего качества.

Право на безопасность товаров и услуг.

Право на информацию. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы.

Порядок обмена товара надлежащего качества. Перечень непродовольствен­ных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (Постановление Правительства РФ № 55 от 20 октября 1998 г.).

Право на компенсацию морального вреда. Как доказать моральный вред.

Судебная защита прав потребителя.

Органы зашиты прав потребителя.

Тема 5. Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров
и услуг (1 ч)


Рекомендуемые формы проведения занятия — практикум, ролевая игра.

Что важно знать и помнить потребителю. Письменное обоснование требо­ваний.

Составление претензионного заявления в случае приобретения товара не­надлежащего качества. Правила обращения в суд за защитой прав потребителя. Составление искового заявления. Обжалование решения суда.

Учебно-методическое обеспечение данного элективного курса

Реализовать данную учебную программу можно, используя на уроках учеб­ники, методические пособия, сборники заданий, хрестоматии и практикумы по курсу «Основы правовых знаний», подготовленные Российским фондом право­вых реформ и изданные в издательстве Вита-Пресс в 1999-2001 гг.

Оценивание знаний и умений учащихся
по элективному курсу «Практическое право»


….Из многообразия форм контроля и оценки правовых знаний, умений и навы­ков учащихся в приложении к данной Программе выделены три основных фор­мы. Это тестирование, задания на выявление операциональных умений, а так­же моделирование жизненных ситуаций, в ходе которых учащимся предлагается сделать выбор той или иной модели поведения. Все эти три формы в совокуп­ности позволяют с известной долей относительности оценивать знания, умения и навыки. Вмести с тем нельзя не заметить, что тестирование нацелено в основ­ном на выявление так называемого когнитивного компонента и лишь две другие формы в большей степени характеризуют оценочный и поведенческие компоненты правосознания личности школьника.

Тестирование — один из вариантов оценки показателей знаний, умений и навыков учащихся профильного учебного заведения по правоведению.

Для оценивания достижений учащихся можно воспользоваться следующи­ми вариантами тестов:

1. Тесты с единственно верным вариантом ответа

Пример:

Воинскому учету подлежат:

А) мужчины, годные по состоянию здоровья к военной службе;

Б) все мужчины без исключения;

В) все женщины, годные состоянию здоровья к военной службе.

Верно: А)

2. Тесты с множественными верными ответами

Пример:

К категориям земель по целевому использованию относятся:

А) земли сельскохозяйственного назначения;

Б) земли поселений;

В) земли особо охраняемых территорий и объектов;

Г) земли, предназначенные для садоводческих товариществ.

Верно: А), Б), В).

3. Тесты на заполнение пропусков в верном утверждении

Пример:

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участка­ми на праве________________________________________________

Верный ответ: пожизненного наследуемого владения.

4. Тесты на установление истинности или ложности утверждения

Пример:

Земля может быть использована собственником по своему усмотрению. Да. Нет.

Верный ответ: Нет.

Оценить сформированность интеллектуальных и операциональных умений учащихся по основам правоведения помогут задания, предлагающие ученикам:

- Применить правовые понятия на практике

- Проанализировать правовой документ.

- Разработать свой вариант нормативного правового акта.

- Выразить свое отношение к той или иной точке зрения.

- Аргументировать свою точку зрения по тому или иному юридически зна­чимому вопросу.

Пример:

Гражданка Иванова Н. приобрела холодильник «ЗИЛ». Но он несколько раз ломался и она была вынуждена обращаться в ремонтную мастерскую. Однако холодильник все равно не работал. Иванова обращалась в магазин с просьбой заменить ей холодильник на новый, но никто ее требований не выполнил. Тогда Иванова Н. подала в суд иск к производственному объединению «ЗИЛ», кото­рое выпускает эти холодильники, с требованиями о замене холодильника и взыс­кании денежной компенсации за просрочку выполнения требования о замене товара ненадлежащего качества, а также возмещения ей морального вреда.

Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, удовлетворил все требова­ния Ивановой Н. Обоснуйте, чем в данном случае руководствовался суд и на основании какого закона было вынесено его решение?

Верный ответ: нарушен закон «О защите прав потребителя» и гражданину следовало обратиться за зашитой своих прав в суд.

Список литературы в помощь учителю

1. Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория, Философия: Опыт комплексного анализа. - М, 1999.

2. Алексеев С. С. Самое святое, что есть у Бога на земле. - М., 1998.

3. Алексеев С.С, Право: Закон, правосудие, юриспруденция и жизни людей: Началь­ный курс.- М., 1998.

4. Азаров А.Я. Права человека: Новое знание. - М., 1995.

5. Гражданское образование: Содержание и активные методы обучения. - М, 1997

6. Давлетшина Н.В. и др. Демократия: Государство и общество. - М., 1995.

7. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. - СПб., 1996.

8. Кабышев О.А. Права родителей и детей: Комментарий к Семейному кодексу. - М., 1998.

9. Международные акты о правах человека: Сборник документов. - М, 1998.

10. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. - М.. ЗАО «Учительская газета», 2001.

11. Мы, народ... Гражданин и Конституция. - М., 1997.

12. Мы, народ... Российская Конституция. - М., 1998.

13. Основы правовых знаний. Учебник. - М.: Изд-во «Вита-Пресс», 2000.

14. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению, 8-9 кл. - СПб., 1998.

15. Правоведение: вопросы, задания, ответы. - М., 1998.

16. Свобода. Равенство. Права человека. - М., 1997.

17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

18. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». - М., 2002.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconПрограмма элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление»
«Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа...
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconПрограмма курса "Экология жилища человека" Корабейникова Н. Г. Материал взят с сайта Пояснительная записка. Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю. Программа элективного курса "Экология жилища человека" предназначена для учащихся
Программа элективного курса “Экология жилища человека” предназначена для учащихся 9 классов
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconПояснительная записка. В основу изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Курс ориентирован на учащихся 9 класса,включает в себя 17 часов. Содержание элективного курса разработано с учетом государственного...
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconПояснительная записка
...
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconМаслак Екатерина Николаевна учитель биологии высшей категории п. Восточный 2007 пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, она разработана для учащихся 11 класса
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconРепина Ирина Геннадьевна Директор Жигулёвцева Ольга Борисовна Тольятти, 2010 год пояснительная записка программа
Программа предназначена для проведения элективного курса «Технологии програм­мирования» с учащимися десятых классов общеобразова­тельных...
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconПояснительная записка Программа курса «Строение и свойства органических соединений» составлена в качестве элективного курса для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
...
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconПояснительная записка программа элективного курса «Химия и здоровье» носит межпредметный характер и предназначена для учащихся 9 класса в плане предпрофильной подготовки
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 имени с. В. Добрина
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconПояснительная записка. Построение программы элективного курса «Физика своими руками»
...
Пояснительная записка программа элективного курса «Практическое право» iconВекторные треугольники Программа элективного курса – 25 (32) ч. Пояснительная записка
Элективный курс «Векторные треугольники» разработан в рамках экспериментальной концепции Предпрофильная подготовка учащихся» в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы