Основы делового общения icon

Основы делового общения



НазваниеОсновы делового общения
Дата конвертации06.08.2012
Размер48,57 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>

Основы делового общения

С.Ф.Сизикова,

д.п.н., профессор


Пояснительная записка

Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Владение основами культуры общения позволяет человеку быстрее адаптироваться в новых условиях, в новом коллективе, а владение основами делового общения особенно актуально в предпринимательской деятельности, в деловом партнерстве. Умение бесконфликтно и эффективно общаться с партнерами, действовать в соответствии с принятыми нормами делового общения, грамотно работать с письменной документацией немаловажно для профессионального роста специалиста. Одной из форм обучения основам делового общения служит профильный курс «Основы делового общения».

Цель курса: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации. Курс рассчитан на 68 учебных часов. Значительная часть времени отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирования, ролевого обыгрывания ситуаций, выполнение практических заданий по составлению деловых текстов. Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку старшеклассников к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки.


Примерный учебно-тематический план

Раздел и тема

Количество часов




всего

теоретических

практических

Введение

1. Основные психологические характеристики культуры общения

1

4

1

2

2

2. Культура речи

3. Невербальное общение

4. Письменные документы

5. Разговор по телефону

6. Деловые беседы и переговоры

7. Конфликты в деловом общении

Итоговые занятия

Итого :

4

8

24

6

12


6


3

68

2

4

12

3

6


3


2

35

2

4

12

3

6


3


1

33

Примечание. Распределение часов на изучение отдельных тем может быть скорректировано с учетом интересов и потребностей учителя и учащихся, специфики профильной подготовки учащихся в школе.


Программа

Введение. Значение общения. Образовательные задачи, решаемые в процессе делового общения.

Тема 1 . Основные психологические характеристики культуры общения

Эмоции. Чувства. Коммуникация как одна из сторон человеческого общения. Значение и смысл.

Тема 2. Культура речи

Требования к хорошей речи: правильность, ясность, простота. Звучный, гибкий, красивый голос. Речевое дыхание. Дикция.

Тема 3. Невербальное общение

Понятие и значение невербального общения. Жесты, мимика, интонация — важнейшая часть делового общения. Движения тела — замена слов физическими движениями. Положения тела. Зрительный контакт. Как человек смотрит. В какую сторону или на какого собеседника. Выражение лица как знак невербального общения. Мимика. Манеры поведения человека как составная часть невербального общения. Значение улыбки. Взгляд.

Тема 4. Письменные документы

Письменная коммуникация как составная часть имиджа. Письменное изложение мыслей как проявление интеллекта и умения общаться с людьми. Два основных метода передачи информации. Отчет как средство коммуникации. Основное назначение отчета — передавать информацию. Разнообразие докладов. Доклад как изложение и обоснование результатов работы. Этапы подготовки докладов и разделы. Конспект — короткое изложение какой-либо информации. Составление, редактирование конспектов. Анкета как источник информации. Структура и форма анкеты. Составление анкеты. Деловая переписка как составная часть делового общения. Виды официальной переписки. Общие правила оформления официальной корреспонденции. Требования к составлению официальной корреспонденции и некоторые общепринятые правила. Знакомство с нотой, памятной запиской, меморандумом. Письма деловые и дружеские. Структура делового письма: организация-отправитель, ссылки, дата, адрес. Вступительное обращение. Тема письма. Основной текст письма. Заключительная формула вежливости. Подпись. Указание на приложение. Указание на рассылку копий.

Тема 5. Разговор по телефону

Разговор по телефону как составная часть делового общения. Отличие прямого визуального общения и общения по телефону. Основные правила общения по телефону. Приветствие. Скорость передачи информации. Тактичность. Окончание разговора. Этикет телефонного разговора, когда звоните вы. Приветствие. Учет интересов того, кому вы звоните. Длительные переговоры, или «телефонный день».

Тема 6. Деловые беседы и переговоры

Деловые встречи и переговоры. Планирование и подготовка встречи. Деловой протокол. Непрерывность деловых отношений и «письма о намерениях». Визитные карточки как элемент деловых отношений. Виды визиток — официальные, семейные, личные. Размер, шрифт и содержание визитной карточки. Проведение переговоров. Предварительная договоренность о встрече и содержании беседы. О чем говорить в начале деловой беседы или во время паузы. Инициатива беседы. Представление или обмен визитными карточками. Окончание беседы.

Тема 7. Конфликты в деловом общении

Конфликт как отсутствие согласия. Типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Основные причины конфликтов — ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях, ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, плохие коммуникации. Пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.


Перечень рекомендуемой литературы

Аллан П. Язык жестов. — М., 1996.

Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. — М., 1998.

Наин А.Я. Культура делового общения. — Челябинск, 1997.

Пиз А. Язык жестов: Увлекательное пособие для деловых людей / Пер. с англ. Воронеж: НПО МОДЭК, 1992.

Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: ИНФРА-М, 1995.

(См. Элективные курсы в профильном обучении. НФПК -М., 2004)




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основы делового общения iconРасширенная аннотация учебной дисциплины «Психология делового общения» Д. 7: М в «Психология делового общения»
М. 1 (по выбору студентов); она предназначена для обучения магистров направления 150100. 68 «Материаловедение и технологии материалов»...
Основы делового общения iconЗачёт проходит в форме тестирования. Репетиционный тест по дисциплине «Язык делового общения»
...
Основы делового общения iconОбъем представленных программ 72 часа
Программа предназначена для преподавателей неязыковых факультетов УдГУ, желающих повысить свою профессиональную иноязычную компетенцию...
Основы делового общения icon2. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство
Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция. Этика делового общения в конфуцианстве. Западная традиция. Протестантская...
Основы делового общения iconЭтикет и культура делового общения План
В первом вопросе следует рассмотреть особенности делового этикета. Укажите, в чем заключается единство этической и эстетической стороны...
Основы делового общения iconВариант 24. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство.
Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция этика делового общения в конфуцианстве Западная традиция. Протестантская...
Основы делового общения iconИнтенсивная тренировка, в ходе которой имитируются реальные ситуации из практики делового общения. Упражнение как наше слово отзовется цели упражнения
Они помогают заметно повысить инициативность и деловую активность участников, изменить стереотипы поведения. В основе этих методов-...
Основы делового общения icon1. Виды делового общения. Выделяют след виды общения: 1 «Контакт масок»
Светское общение, Суть светского общения в его беспредметности, т е люди говорят не то что думают, а то, что положено потому что...
Основы делового общения iconНаучные исследования на кафедре английского языка №5 Направление Эффективность делового общения на иностранном языке в свете современной лингвистики
Направление Эффективность делового общения на иностранном языке в свете современной лингвистики
Основы делового общения iconДокументы делового общения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы