Проектирование системы домашних заданий в современной школе icon

Проектирование системы домашних заданий в современной школе



НазваниеПроектирование системы домашних заданий в современной школе
Дата конвертации06.08.2012
Размер126.62 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>



Рогозина Татьяна Валерьевна


Проектирование системы домашних заданий в современной школе


Санкт-Петербург

2011


Содержание


Введение…………………………………………..………………….. 3

Домашняя учебная работа в структуре образовательного процесса……….6

К вопросу о том, как все начиналось……………………………………... 12

Домашние задания – предмет спора на протяжении столетия………….…19

О функциях домашней работы……………………………………………….29

Цели домашней работы и домашних заданий……………………………....34

Домашние задания: не за, не против, а что и как…………………………...37

Дидактические возможности домашних заданий………………………….42

Вопросы управления системой домашних заданий в школе…………...…48

Направления модернизации системы домашних заданий…………………56

Приложения

Приложение 1. Статьи о домашних заданиях в педагогических энциклопедиях………………………………………………………………..68

Приложение 2. Домашние задания в зарубежной школе………………….78

Приложение 3. Анкеты для учителей и руководителей школы……......…93

Приложение 4. Литература по вопросам и проблемам домашней работы учащихся……………………………………………………………………...98


Моим учителям и ученикам посвящается.


Введение

В конце концов,

образование – это, прежде всего,

несметное количество взаимодействий

между учащимися и учителями.

Майкл Барбер


Домашнее задание… Произнесение этого словосочетания в учительской или на родительском собрании, в общественном транспорте или на отдыхе вызывает оживленный интерес людей разных возрастов. В первую очередь, это связано с тем, что домашняя работа школьника – это его взаимодействие не только с учителем, но и с родителями, одноклассниками, репетиторами.

И, действительно, практически в каждой семье есть дети школьного возраста. У каждого из них есть не менее 4-5 родственников, которые непосредственно интересуются обучением школьника и участвуют в его образовании, в том числе помогают в выполнении домашних учебных заданий. К обозначенному выше числу стоит прибавить учителей, которые являются прямыми организаторами домашней работы. Таким образом, практически каждый житель Российской Федерации имеет или имел опыт организации домашней учебной работы. А сама домашняя работа является локусом пересечения интересов огромного числа жителей страны.

Споры по поводу домашних заданий не утихают и в педагогической среде. На протяжении столетия спорят ученые и учителя о смысле домашней работы, ее потенциале для образования школьника, о проблемах перегрузки заданиями и списывании домашних работ, о трудностях управления домашней работой и оценивания ее результатов.
Зачастую эти споры выплескиваются и на страницы средств массовой информации.

Общемировая направленность на гуманизацию образования находит свое выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности учащихся. Внедряя новые педагогические технологии в системе образования, направленные на реализацию личностно-ориентированного похода, педагоги школ, методисты оставляют без внимания такую важную часть процесса обучения, как домашние задания. Обновляются технологии, программы, учебники, а подход к домашней работе учащихся остается неизменным, хотя существуют реальные предпосылки к тому, чтобы, переступив порог XXI века, пересмотреть эту часть процесса обучения, пристально взглянуть на нее с трех точек зрения: учителя, родителя, ученика.

В последние годы происходят существенные изменения в российской педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одним из центральных факторов, который может содействовать инновационным изменениям в образовании в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения является профессиональные умения учителя проектировать образовательный процесс, элементом которого является домашняя работа. Реализация идей национальной образовательной инициативы должна повлиять на изменение содержания домашней учебной работы, создание системы домашней учебной работы для талантливых детей, принятие принципа здоровье сбережения и здоровье созидания как основного условия деятельности ребенка в школе и дома.

Область домашних заданий в современной школе не является жестко регламентированной в отличие от урока, следовательно, она должна быть более открыта, адаптивна, способна к гибкости и организационному развитию. Те изменения, которые пока не может совершить школа в рамках предметно-классно-урочной системы, могут произойти в области домашней работы. Например, сегодня внеаудиторная учебная работа школьника может стать основным ресурсом реализации индивидуального образовательного маршрута ученика, основанного на сочетании обязательности и добровольности, удовлетворении индивидуального интереса и склонностей, стимулировании поисково-исследовательского начала и самообразования.

Демократизация школы влияет на соотношение прав и обязанностей участников образовательного процесса. С этой точки зрения правомерно рассмотреть домашнее задание как права и обязанности ученика, учителя и родителей.

Какими ресурсами обладает школа для изменения домашней работы школы? Дидактическими, организационными, но главное – временными! Если сосчитать время, которое по нормам санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса составляет домашняя учебная работа за 11 лет школьной жизни, то получается более пяти тысяч часов, то есть 4,5 учебных года (по 6 уроков в день при шестидневной учебной неделе). Домашнее задание длиной в десятилетие заставляет задуматься о его разумном использовании!

Данное методическое пособие предлагает материал для размышления и обсуждения вопросов появления и развития педагогических явлений «домашняя работа» и «домашнее задание» в структуре образовательного процесса российской школы. В пособии собраны мнения ученых, педагогов, методистов XIX-XXI веков о домашней работе школьников. В разделе «Направления модернизация системы домашних заданий» помещены 20 педагогических ситуаций, которые могут стать основой для проектирования в образовательном учреждении новой системы домашних заданий в рамках создания Образовательной программы школы в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения.

Пособие может представлять интерес для педагогов, руководителей и методистов, интересующихся проблемами домашней работы или отдельными ее аспектами. В приложении пособия размещены материалы, которые могут быть использованы в школах для проведения педагогических советов и методических семинаров, анкетирования учителей.


Домашняя учебная работа в структуре образовательного процесса

Дети учатся не только в школе, но и дома. Если в школе их труд организуется, направляется и контролируется учителем, то дома они часто бывают предоставлены самим себе. Если учителя не научат детей, как правильно организовать свой учебный труд дома, они будут приходить в школу с невыученными или плохо выученными уроками, это неблагоприятно отразиться на их школьной успеваемости, а, значит, и на отношении к учению.

М.Н. Скаткин. Совершенствование процесса обучения.


Домашняя учебная работа как форма внеаудиторной работы представляет собой одно из явлений образовательного процесса. В педагогической литературе XIX - XXI веков встречаются следующие названия рассматриваемого явления: домашняя учебная работа, домашнее прилежание, домашнее приготовление, домашние учебные занятия, домашнее обременение, задавание уроков, самостоятельная домашняя работа. В каждом из этих понятий сделан акцент на определённой стороне рассматриваемого явления «домашняя работа». Например, домашняя учебная работа подразумевает, что дома ребёнок выполняет учебную работу, возможно и не определённую учителем. А домашнее прилежание называет не только место выполнения работы, но и качества личности ребёнка, которые от него требуются при этой работе. Под домашним обременением просматривается некое принуждение над ребёнком, выраженное в определении заданий для работы после уроков, которое должно быть выполнено. Домашнее приготовление раскрывает идею подготовки ребёнок к предстоящим урокам.

Домашняя учебная работа (далее – домашняя работа) это организации школьниками внеаудиторной работы по выполнению заданий, полученных от учителя, или собственному выбору во внеурочное время. Главной отличительной домашней работы от аудиторной являются изменившиеся условия: отсутствие учителя, местонахождение ребенка вне школы, временной интервал на выполнение заданий, самостоятельная организация деятельности, возможность помощи членов семьи. Главная характеристика домашней работы - индивидуальная деятельность школьника, предполагающая самостоятельную организацию, планирование и выполнение работы. Это находит подтверждение в понимании домашней работы как формы самостоятельной учебной работы (К.Д. Ушинский, З.С. Попова, З.П. Шабалина), как самостоятельно выполненного учебного задания вне рамок существующего расписания уроков (Х.А. Древелов).

Домашняя учебная работа школьников как один из видов внеаудиторной деятельности является частью образовательного процесса, при этом находится в связи с другими его элементами и частями. Наиболее ярко выражена связь между и домашней работой уроком, которая может проявлять в различных отношениях между данными элементами образовательного процесса. По мнению Г.А. Аракеляна1, домашняя работа может занимать три положения по отношению к уроку: подчиненное, равноправное, независимое. Независимое положение домашней учебной работы подтверждает М.Л. Косицына,2 указывая на то, что «функции домашнего задания не ограничиваются обслуживанием урока». По мнению исследователя, домашние задания должны быть направлены на всесторонние познавательные возможности школьника, их основа – сочетание обязательности и добровольности, удовлетворение индивидуального интереса и склонностей, стимулирование поисково-исследовательского начала и самообразования.

Исследование литературы, результаты анкетирования учителей и учащихся, результаты обсуждения на научно-практических конференциях и семинарах, личный педагогический и родительский опыт автора позволяют рассмотреть домашнюю работу школьников как систему и процесс.

В качестве элементов домашней работы как системы можно выделить:

- функции и роль домашней работы,

- цели домашней работы,

- способы управление домашней работой,

- содержание,

- условия выполнения,

- оценивание,

- регуляторы на разных этапах образовательного процесса.

Домашняя учебная работа должна иметь связи и отношения с другими элементами образовательного процесса как системы. Так, цели домашней работы должны быть связаны с общими целями образования, целями этапа образовательной деятельности (в том числе, надпредметными), целями предмета, темы и урока, личными целями учащихся. В то же время домашняя работа школьников может решать особенные цели и задачи, присущие только данному виду деятельности.

Домашняя учебная работа как часть динамического процесса должна меняться в соответствии с этапами образовательного процесса, усложняясь и развиваясь. Различия между этапами могут проявляться в функциях, способах выполнения, объеме, степени обязательности.

Цели, содержание и методы ведения урока, непосредственно связаны с целями, содержанием, и характером домашней работы. Некоторые этапы урока напрямую связаны с последующим выполнением домашней работы: проверка домашней работы, задавание уроков на дом. Опыт деятельности, полученный аудиторно, существенно и непосредственно влияет на организацию деятельности домашней работы. Однако домашняя учебная работа школьников как один из видов учебной деятельности должна иметь связи со всеми видами образовательной деятельности: не только с уроком, но и с другими аудиторными видами деятельности, внеучебной работой, дополнительным образованием детей, социально-творческой деятельностью, социальной жизнью ребенка и его семьи – всем, что составляет образовательный процесс.

Управление домашней работой школьников может осуществляться через домашние задания и самостоятельное управление школьниками своей работой (инициативная домашняя работа).

Содержание домашней работы характеризуются способами деятельности, видами и типами заданий, объемом и ресурсными затратами. Способы деятельности определяют источники работы с информацией, индивидуальный или групповой характер работы. Объем домашней работы связан с ресурсными затратами: использованием времени, здоровьем учащегося. Данные трудозатраты должны планироваться и анализироваться в соответствии с нормированием времени, отведенного для домашней работы для учащихся разных возрастов. Также как один из ресурсов может рассматриваться помощь родителей и репетиторов.

Оценивание домашней работы должно быть частью системы оценивания результатов образовательной деятельности. Оценке подлежат предметные, надпредметные и личностные результаты. Необходима связь самооценки и внешней оценки. Вид оценки за работу (отметка, балл, установление наличия работы, устная оценка) и ее значимость должны быть определена до момента выполнения домашнего задания. Возможна рейтинговая накопительная оценка в рамках предмета, где определены баллы за выполнение домашней работы.

Условия выполнения домашней работы характеризуют гигиенические условия работы: наличие рабочего места, благоприятная семейная обстановка - и доступность источников информации (учебников, учебных пособий, Интернета). При отсутствии условий для реализации домашней работы должна быть возможность ее выполнения вне дома.3.

В качестве регуляторов домашней работы могут выступать следующие инструменты: предметные и надпредметные образовательные программы, нормирование времени на выполнение домашних заданий, учет индивидуальных особенностей учащихся, учет трудоемкости заданий, процесс согласования домашней учебной работы между учителями школы (параллели), между учителями и учениками, между учителями, учениками и их родителями.

Функции домашней работы являются системообразующим элементом системы. Они должны определять ее роль на разных этапах образовательного процесса, особенности организации работы и параметры домашних заданий. Этапы образовательного процесса могут характеризоваться доминирующей функцией домашней работы.

Результативность системы домашней работы может быть рассмотрена, с одной стороны, через анализ достижения целей домашней работы и предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. С другой стороны, результативность системы домашней работы может определяться тем влиянием, которое она оказывает на образовательный процесс и его результаты. В качестве вариантов влияния системы домашних заданий на образовательный процесс можно рассматривать следующие: развитие, стагнация, деградация.

В педагогической литературе часто встречаются отожествление и подмена понятий «домашняя работа» и «домашнее задание». Исследователи вопросов домашней работы школьников рассматривали домашние задания как:

  • часть, звено учебного процесса (М.А. Молчанова, В.Г. Федорович, Г.А. Аракелян, А.Ф. Кузнецова)

  • форма учебного процесса (Н.А. Мясковская, И.В. Ильинская)

  • неотъемлемая принадлежность урока (С.В. Иванов)

  • индивидуальная форма учебных занятий (Н.Н.Поспелов)

  • домашняя учебно-образовательная работа (М.Л. Косицына)

  • форма самостоятельной учебной работы (К.Д. Ушинский,

З.С. Попова, З.П. Шабалина)

  • вид учебной деятельности (С.В. Калинина)

  • форма самостоятельной деятельности (К.Д.Ушинский)

  • часть самостоятельной деятельности (С.Л. Мендлина)

  • звено, связующее школьные уроки и занятия разных дней (И.И. Прокопьев)

  • самостоятельно выполненное учебное задание вне рамок существующего расписания уроков (Х.А. Древелов)

В результате исследования «Система домашних заданий как инструмент управления качеством образовательного процесса» выявлено, что домашние задания являются элементом системы домашней учебной работы школьников и выполняют функцию управления, то есть являются инструментом управления домашней работой и проявляют свою сущность через систему заданий для организации школьниками домашней работы. Таким образом, домашняя работа и домашние задания – это два разных педагогических явления, однако их рассмотрение возможно только во взаимосвязи друг с другом.

Между домашней работой и домашним заданием может быть выделена временная и функциональная связи. Временная зависимость выражается в последовательности: планируемая домашняя работа – домашнее задание – реальная домашняя работа. Функциональная зависимость проявляется в том, что содержание планируемой домашней работы школьников вербализуется (находится) в содержании текста домашнего задания как указание на домашнюю учебную работу и отражает параметры домашней работы.

Домашние задания управляют домашней работой школьников, а значит, и определяют ее параметры, к которым можно отнести:

- цели,

- степень обязательности (обязательное, по желанию),

- способы выполнения (индивидуальные, групповые),

- степень индивидуализации (задание для всего класса, дифференцированное - задание для разных групп школьников, индивидуальное задание),

- степень самостоятельности при выборе домашней работы,

- сроки выполнения (к следующему уроку, отсроченное),

- объем,

- учебное содержание в виде заданий и упражнений,

- виды заданий (задача, вопрос, упражнение, тест, творческое задание, учебная проблема),

- информационные источники,

- формы работы с материалом (устная, письменная, сочетание устной и письменной формы).

Учет, выбор и определение параметров домашней работы, их фиксация в домашних заданиях может влиять на достижение различных образовательных результатов школьников.



1 Аракелян Г.А. Совершенствование домашних заданий как одно из условий предупреждения и преодоления неуспеваемости школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М. 1976.

2 Косицына Л.М. Содержание и организация домашних заданий в старших классах средней школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Алма-Ата. 1972.

3 Правительство Великобритании планирует активно развивать структуру специальных клубов и центров, где школьники могут делать домашнее задание, если дома им заниматься трудно.




Похожие:

Проектирование системы домашних заданий в современной школе icon«Проектирование системы домашних заданий в школе»
Приложение к программе «Теория и практика управления комплексным развитием образовательного учреждения в условиях реализации пнп...
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconСправка по итогам проверки дозирования домашних заданий в 5 классах
Цель контроля: выявить состояние и уровень дозирования домашних заданий в 5 классе
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconСправка по итогам проверки дозирования домашних заданий в 5 классах
Цель контроля: выявить состояние и уровень дозирования домашних заданий в 5 классе
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconТомский политехнический университет
Хроматографические методы анализа. Методические указания к решению индивидуальных домашних заданий и варианты домашних заданий по...
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconОсобенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе содержание
Особенности развития современной системы образования во франции: проблемы и способы их решения в современной школе
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconРекомендации по выполнению идз при выполнении индивидуальных домашних заданий по теме «Выдающиеся отечественные востоковеды»
При выполнении индивидуальных домашних заданий по теме «Выдающиеся отечественные востоковеды» студенту необходимо
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconУчебный курс проектирование учебного курса
Рабочая тетрадь является основным рабочим документом слушателя учебного курса «Проектирование учебного курса». В рабочей тетради...
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconТематика проектных заданий на 2011-2012 учебный год Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов дополнительного образования детей
Проектирование дополнительных образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе в условиях освоения стандартов нового...
Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconПеречень тем индивидуальных домашних заданий (идз)

Проектирование системы домашних заданий в современной школе iconРассказ о своих школьных делах
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы