Иверский монастырь icon

Иверский монастырь



НазваниеИверский монастырь
Дата конвертации06.08.2012
Размер374,28 Kb.
ТипРеферат
Иверский монастырь


Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное местосреди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательныхособенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для созданиярук своих самое лучшее, выгодное место в ландшафте, органически связатьархитектуру и природу. Иверский монастырь — один из немногих уцелевших донаших дней архитектурных ансамблей Новгородчины — пример гармоничногосочетания архитектуры с окружающим миром. Среднерусская возвышенность... Удивительны по красоте расположенные здесьВалдайские отроги. В обширной чаше между пологими холмами — озеро. На егозападном берегу — старинное селение Валдай. Через Валдай в далекие временапроходил один из самых оживленных трактов Русского государства. Многиепутешественники отмечали своеобразие Валдая. Академик Паллас, посетившийВалдай в 1768 году, писал, что это «большое и примечания достойное село». В Валдае издавна развивались ремесла — кузнечное, гончарное, резьба подереву, изразцовое производство и др. На всю Россию славились валдайскиеумельцы, отливавшие большие колокола и маленькие поддужные колокольчики. В 1770 году Валдай стал городом, жизнь которого во многом определяласьего местоположением на главном тракте России — Московско-Петербургском.Увеличивалось количество постоялых дворов и харчевень. Население Валдая к середине XIX века достигло 5,5 тысячи человек. Многиеего жители были ремесленниками, и лишь некоторые из горожан занималисьземледелием. В 1851 году вблизи Валдая прошла Николаевская железная дорога. Валдайцылишились заработков с извоза. Закрывались постоялые дворы, ямщики продавалилошадей и уходили на заработки в Петербург или в Москву. Из прежнихпромыслов к концу столетия сохранились лишь кузнечно-столярный иколокололитейный. В городе работали небольшие кожевенные и кирпичныепредприятия. В начале XX века Валдай представлял собой захолустный городок, гдегосподствовали купцы и представители духовенства, тесно связанные сИверским монастырем, в постоянной зависимости от которого были десяткивалдайских ремесленников. После Великой Октябрьской социалистической революции изменилась жизньтихого провинциального городка. Теперь Валдай — бурно развивающийсярайонный центр Новгородской области. Здесь действуют заводы «Юпитер»,железобетонных изделий, механический; предприятия, перерабатывающиесельскохозяйственную продукцию. Ширится слава Валдая и как научного центрагидрологических исследований. Здесь работает филиал Ленинградскогогосударственного гидрологического института. В последние годы ученыеприступили к исследованиям, связанным с мелиорацией и химизацией в сельскомхозяйстве. При этом осуществляется работа огромной практической важности —выяснение влияния этих мер на окружающую среду. По инициативе коллективасотрудников филиала при исполкоме Валдайского районного Совета народныхдепутатов создана постоянная научно-техническая комиссия, которая проводитприродоохранительную работу в бассейне озер Валдайского и Ужин. Целебный воздух, реки и озера с живописными берегами, леса с вековымиелями и соснами привлекают в Валдай людей со всех концов страны. Жемчужиной края называют Валдайское озеро. Сложен рельеф его берегов,покрытых хвойными и лиственными лесами. Площадь озера вместе с островами —40 квадратных километров. Западный плес озера — Валдайский, примыкающий кгороду, — имеет самую большую глубину — до 100 метров. Неповторимоесвоеобразие придают озеру острова, среди которых своей величиной выделяютсяРябиновый (протяженностью около трех километров). Косой, Пласточ-ка,Картофельный и Муравьиный. Острова отличаются разнообразной и богатойрастительностью. Ученые обнаружили здесь около 60 древесных пород и более600 видов травянистых растений. На островах обитают более 140 видов птиц изверей. В островных лесах нередко встречаются деревья, возраст которыхпревышает сто, а то и двести лет. Стройные, достигающие в высоту 30 метровсосны, уходящие ввысь кроны вековых берез, сказочной величины ели, зарослиогромных папоротников, куртины черничников — эти неповторимые пейзаживдохновляли многих художников, писателей и поэтов. Красоту Валдайскойвозвышенности воспел в своем творчестве знаменитый русский ученый, писательи художник Н. К. Рерих. В очерке «Чаша неотпитая» Рерих писал: «Хорошиокольные места по Новугород-скому, по Устюжевскому пути. Мета и Шелонь,Шерегодра, Пирос, Шлино, Бронница и Валдай, Иверский монастырь, ПилСтолбенский. Возвышенности Валдайские. Все это красота. Красота бодрая». Визвестной серии этюдов художника, посвященных древнерусскому зодчеству,прославлен архитектурный комплекс Иверского монастыря. Этюды «Иверскиймонастырь», «Палаты Никона», «Стены Иверского монастыря» — свидетельствобольшого художественного значения памятника. В неповторимый природный колорит этих мест необычайно естественновписался архитектурный ансамбль бывшего Иверского монастыря — прекрасныйпамятник зодчества, созданный талантливыми народными мастерами. Онрасположен на Сельвицком острове Валдайского озера. Площадь комплексаИверского монастыря в пределах стен составляет 5,7 гектара, периметр (понаружному обводу стен) — 1050 метров. Внутри ограды — около тридцатипостроек, большая часть которых относится к XVII— XVIII столетиям. Замысел создания монастыря и его осуществление принадлежали патриарху«всея Руси» Никону. Выходец из крестьянской семьи, сперва священник, затеммонах и игумен одного из северных поморских монастырей, он вскоре сталархимандритом Новоспасского монастыря в Москве, а с 1648 года —новгородским митрополитом. Никон был рачительным хозяином-вотчинником,ловким придворным, сумевшим завоевать расположение царя АлексеяМихайловича. В 1652 году Никон стал патриархом. Обладая недюжинным умом,честолюбием, властным характером и фанатической верой в правоту собственныхвзглядов, патриарх не ограничил круг своих интересов религиознойдеятельностью. Он единолично решал многие вопросы внутренней и внешнейполитики правительства. В боярских приговорах того времени вместо обычнойфразы: «Царь указал, а бояре приговорили» — нередко встречалось: «Святейшийпатриарх указал, а бояре приговорили». Выражением необычайно высокогоположения патриарха было присвоение ему титула «великий государь», которымон подписывался наряду с царем, Считая царя «собиным» (личным) другом,Никон сумел воспользоваться своей властью для увеличения патриаршихвладении и личных доходов. Патриарх значительно расширил площади своихвладений и основал три монастыря, которые считались его собственностью. Местоположение «святой обители» на Валдайском озере Никон облюбовал вгоды пребывания на новгородской, митрополичьей кафедре. Часто проезжая поновгородско-московской дороге, он обратил внимание на живописное озеро состровами и удобное место для возведения монастыря-крепости. Выбрав остров«не добре велик, но зело прекрасен», Никон приступил к осуществлению своегоплана. Строительство монастыря развернулось летом 1653 года. Работы возглавилархимандрит новгородского Духова монастыря Яков. Все постройки возводилисьпо определенной программе. С острова сняли «чертеж». Основные положения итребования к строительству были собственноручно изложены Никоном вспециальной грамоте, отосланной в монастырь в конце февраля 1654 года.Непосредственное руководство строительными работами возлагалось наприсланного Никоном подмастерье Василия Наумова. Все ранние постройки монастыря сооружались из дерева. Одной из первыхбыла возведена соборная церковь Иверской богоматери (1653 г.). Тогда жезавершилось строительство деревянных келий, амбаров, погребов и другиххозяйственных построек. К началу 1654 года, по свидетельству самого Никона, в монастыре было уже26 монахов и такое же количество «трудников». Иверский монастырь всюду закупал земли. Огромные угодья были получены отсамого царя, заинтересованного в успехах своего ставленника. Никон посылалв монастырь иконы, книги и церковную утварь. В 1655 году в Иверский монастырь из Белоруссии переселилось братствоОршинского Кутеинского монастыря. Белорусские братства представляли собойобъединения мещан вокруг церкви или монастыря, зачастую тесно связанные сцеховыми организациями. В истории Белоруссии они сыграли положительную рольв XVI—XVII веках братства активно боролись против иноземных захватчиков изасилья католической церкви. Кроме того, они были своеобразными культурнымицентрами. Члены братства создавали патриотические произведения,организовывали типографии и школы. Переселяя в Иверский монастырь Кутеинское братство, Никон надеялсяповысить авторитет своего монастыря. Вслед за монахами из Орши, Копоса(Копыся), Мстиславля и других городов к берегам Валдайского озерапотянулись мещане, преимущественно мастеровые люди, расселявшиеся вмонастырских вотчинах и самом Валдае. Культура, ремесла и искусство кутеинских монахов и особенно белорусскихмастеровых нашли зримое отражение в своеобразной архитектуре Иверскогомонастыря. Замысел энергичного, властного и тщеславного Никона осуществлялся быстро.На острове одна за другой возникали замечательные деревянные постройки,которые сооружали мастера, владевшие вершинами строительного искусства.Красоту деревянного комплекса отмечали многие современники. Сирийскийпутешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниямивоздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепномпресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...» Документы по истории строительства Иверского монастыря открыли наммножество забытых имен создателей этого замечательного архитектурногокомплекса. Имя Афанасия Фомина документы отмечали в течение сорока трех лет— с 1666 по 1708 год. Позднее он почтительно именуется АфанасиемПодмастерьевым. Другая колоритная фигура—плотник Иван Исаев (Исаков,Исакиев). В древних документах, как почти все строители, онпренебрежительно назывался Ивашкой. Исаев руководил работами при возведениибольшой монастырской мельницы на реке Валдайке, ставил деревянные кельи икапитально ремонтировал деревянный город-крепость, строил деревяннуюшатровую колокольню. Посылали его для работ в Москву на Иверское подворье,позднее в каменных зданиях валдайского монастыря-крепости он отделывал«нутро» (интерьеры), полы, потолки, лавки, чуланы, сени, окна, двери и т.д. В отличие от других плотников Исаев получал более высокую плату, чтосближало его по квалификации с «подмастерьем каменных дел». В конце XVII столетия в монастыре работал валдайский плотник Иевко Волк сдвумя сыновьями — Семеном и Трофимом. Они были не только плотниками, но имастерами лодейного (лодочного) дела. На Лодейном острове они изготавливалиновые или чинили старые лодки. Андрей Заонега настилал редкие в то время дубовые паркетные полы «вкосяк» в церкви Михаила Архангела и делал лемеховое (чешуйчатое) покрытиена соборе. (Теперь оно почти полностью восстановлено.) Никифор Ретька руководил в 1665 году строительством брусяных келийпатриарха. Известны имена лодейщиков Герасима Иванова и Антона Васильева. Постоянноработали в монастыре столяры-резчики Иван и Климент Михайловы. Они украшалирезьбой Успенский собор. К сожалению, от нее ничего почти не сохранилось,кроме дверей, находящихся сейчас в реставрации. Резьбой были покрытыиконостас, кафедра, настоятельское кресло, ограждение хоров («таблицы») ит. д. При строительстве монастыря широко применялись брусовые постройки,требовавшие более длительной и тщательной обработки бревна на брус,продольная распиловка древесины. В монастырских вотчинах рубили даже избы,которые возили на продажу. Так, крестьяне деревни Шумаково по распоряжениюНикона отправляли их в Торжок. С первых шагов своей деятельности в Иверском монастыре Никон готовился ккаменному строительству. В 1653 году в монастырь приехал кирпичник КозьмаПантелеев для заготовки кирпича. Кроме того, патриарх требовал запасатьсялесом и камнем, глиной для кирпича и известно, давал указания и поискебелого камня, пригодного для резьбы но нему. В Валдай из Новгородской, Московской, Ярославской, Тверской и другихгуберний по распоряжению Никона прибывали кирпичники, обжигальщики,каменщики, плотники, кузнецы, лодейщики и карбасные мастера. На первых порах, увлеченный идеей грандиозного строительства, Никонпроявлял заботу о подданных. Но вскоре в ответ на жалобы он коротко бросал:«Полно и того, что дается и преж сего давано». Властному хозяину былобезразлично, что хлебопашцев отрывали от родной земли, а семьи оставалисьбез кормильцев. Крестьяне старались избегать монастырских работ и нередкоскрывались. Так, из Вятской волости было послано сто кирпичников, но наместо прибыли лишь тридцать четыре. Остальные «с дороги сбежали».Настоятель монастыря писал Никону: «...выбивать со всех вотчин крестьянстрашно, потому что лошади гораздо падут по деревням... клячи, государь, укрестьяну-шек худые, насилу дошли, а дорога грязная». Но Никон не отступал.Только в конце апреля 1654 года он послал в монастырь сто десятькирпичников и пять обжигальщиков. Подготовка к каменному строительству длилась два года. Наконец 14 мая1655 года на самом красивом и высоком месте острова началось возведениепервого каменного собора Иверской богоматери, позднее получившего названиеУспенского. Руководил работами «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев из Калязина,присланный Никоном. На строительстве трудились сорок каменщиков из Калязинаи Ярославля, двадцать плотников из старорусских погостов. И все-таки людейне хватало. Монастырские власти жаловались Никону на отсутствие подсобныхрабочих, на малое количество каменщиков. Строительство задерживало инеповиновение крестьян села Медны, которые должны были поставлять бревна,тес, доски. В напряженный момент строительства выяснилось, что нет«проекта» на соборную паперть.К патриарху срочно выехал казначеи и плотник Иван Белозёр с «церковнымчертежом». Возведение здания предполагалось завершить в течение лета 1655 года, ноработы приостановились из-за нехватки строительного материала. Монастырскиевласти были вынуждены распустить каменщиков. И только в сентябре 1656 годасооружение собора завершилось. Отдельные виды работ были закончены в 1657 году. Над созданиемграндиозного сооружения трудилось много народных мастеров-умельцев. Пятьмощных восьмигранных глав на барабанах собора были покрыты белым железом.Этим сложным делом занимался паяльщик Еремка Ефимьев с тремя помощниками. Кровли на соборе, на галерее, охватывающей здание с четырех сторон, напапертных крыльцах были покрыты тесом в два слоя с прокладкой бересты.Крыльца венчали шатры с лемеховыми главками. Окна собора украсили большиеслюдяные окончины, изготовленные мастером Иосифом Спиридоновым. Искусныерезчики Никифор Ретька, «старец» Сивириян и белорусские живописцы украсилисобор внутри прекрасной резьбой (иконостас, хоры, клиросы и двери). Освящение собора состоялось в декабре 1656 года при участии самогоНикона. На торжество прибыли представители духовенства чуть ли не со всегогосударства Российского, которые щедро одарили монастырь. Но главныйсюрприз преподнес Никон — он привез икону Иверской богоматери. Задолго досооружения собора патриарх снарядил целое посольство на Афонскую гору вИверский монастырь, чтобы заказать себе копию с «чудотворной» иконы. ВМоскве специально подобранные мастера украшали ее окладом, венцами сзапонами и вставками из драгоценных камней. Грандиозное празднество —освящение собора и появлеление иконы — сопровождалось колокольным звоном, вкотором особо выделялся «глас» «никоновского» колокола, отлитого мастеромАлександром Григорьевым. На лицевой стороне колокола красовался портретНикона. Икона Иверскойбогоматери, установленная в иконостасе собора, дала название монастырю —Иверский. Освящение собора, внешне очень пышное, проводилось в спешке, — здание нобыло закончено и стояло без кровель. Побелка и даже кладка уже былииспорчены. Устранение недоделок началось лишь спустя несколько лет. В 1667году Савва Суслов, Василий Григорьев, Тимофей Андреев «со товарищи» вновьотбелили снаружи всю церковь и починили паперть. Кровлю же закончили лишь в1669 году. Тесовое покрытие на шатре главного западного крыльца в 1687 годупод руководством Власа Тарасова заменили чешуйчатым (лемеховым). В последующие годы собор благоустраивали: в 1689 году вместо кирпичныхнастелили паркетные полы, в 1692 году покрыли лемехом кровлю на галереях. Успенский собор, сохранившийся до наших дней, — величественное здание.Его ширина — 42,8 метра, длина — 44,9 метра, высота — около 43 метров. Онрешен в традиционном для русских храмов плане. Кубический, трехапсидныйобъем внутри расчленен шестью прямоугольными столбами на три продольныхнефа и увенчан пятью световыми барабанами с главами. Неширокая приземистаягалерея-паперть охватывает здание с наружной стороны. Перед тремя входами —западным, северным и южным — располагаются папертные крыльца, из которыхбоковые имеют вторые этажи. Сильно выступающие из плоскости стен лопаткиделят фасады собора и паперти на разновеликие прясла. Все эти основныеэлементы зодчества складывались в русской архитектуре на протяжении многихстолетий и характерны для большинства построек XVI—XVII веков. Но строителиУспенского собора ввели в архитектуру здания и некоторые новшества. Отсюда— неповторимое лицо, индивидуальный художественный образ памятника. ВУспенском соборе была сооружена круговая галерея — редкое явление вархитектуре. Обычно галерея храма располагалась с одной, двух или с трехсторон, не распространяясь на восток. Огромные окна в центральном объемездания — тоже неожиданный прием. В архитектуре того времени и более раннегопериода такие окна не применялись. Барабаны на соборе не круглые, как обычно, а восьмигранные. Русскиезодчие XII века использовали такие варианты, но они встречались довольноредко и позднее были забыты. Вновь они появились на культовых постройкахвторой половины XVII—XVIII столетия. Излюбленным приемом древних мастеров были архитектурные контрасты. Этоможно видеть и в архитектуре Успенского собора. Строгому, мощному,кубическому объему храма противопоставлена приземистая галерея-паперть. Еестены несколько оживляют спаренные окна с тонко профилированными дугами надарочными перемычками. Однако этот мотив заключен в другую, глубокую аркупростой и даже грубоватой формы. Зато тонко и живописно решены папертныекрыльца. На их фасадах гораздо больше поясков, богаче и тоньше прорисованыналичники окон и порталов, лопатки слабо выступают из плоскости стен иимеют лишь декоративное значение. Вместе со сложными шатровыми кровлями иглавками на фоне обширных гладей собора крыльца кажутся наряднымибашенками. Колонки на ребрах граней, пояски, карнизы, профилированныеобрамления окон, архитектурный поясок из валика и «подвесок», полукруглыекокошники — все это зримо, ярко украшает плоскости барабанов, поднявшихсянад кровлей собора. Первой перестройке собор подвергся после пожара 1704 года, когда сгореливсе верхние покрытия и пострадал иконостас. После ремонта в 1705 году соборосвящался еще раз и получил название Успенского. Тесовые кровли быливоссозданы в первоначальных формах, а пять глав вместо железа покрытыдеревянной чешуей — лемехом. Форма их оставалась восьмигранной. В 1797 годусложная «палаточная» кровля на соборе была заменена железнойчетырехскатной. После пожара 1825 года собор перестраивали по чертежам валдайскогоархитектора Александра Харулина. В результате первоначальный облик храмазаметно ухудшился. Пострадали не только отдельные детали. У южной частигалереи соорудили каменную пристройку (палатку) для ризницы. Заложилинекоторые окна и прорубили новые, растесали старые. К западному крыльцупристроили классический портик с фронтоном на четырех колоннах. Отдельныеремонты и переделки, производившиеся, судя по записям, оставленнымрабочими, в 1846, 1849, 1899 и в другие годы, еще больше исказили прежнийвид храма. Множество изменений претерпел и интерьер здания. Первоначально обширной испокойной белой глади стен был противопоставлен яркий и впечатляющий попышности и богатству резной многоярусный иконостас. Почти весь еговыполнили белорусские' мастера-резчики и иконописцы. До нашего временииконостас не сохранился. В конце XVII века стены собора в отдельных местах покрыли живописью,фрагменты которой сохранились на северной и южной сторонах внизу, гдерасполагался иконостас. В 1834 году роспись была уничтожена и замененагрубыми и малоценными в художественном отношении картинами, изображавшими,наряду с однотипными ликами святителей церкви, некоторые сцены из жизни идеятельности патриарха Никона. В XIX веке переделки собора продолжались. Так, был заложен северныйпортал и перед ним устроено место для плащаницы; в южной стене вырубилинишу для мощей московских «чудотворцев», перестроили хоры. Особо почитаемуюикону Иверской богоматери, первоначально находившуюся в иконостасе,поместили на среднем южном столбе, вырубив для нее специальную нишу. В 1965 году в соборе начались реставрационные работы. Снаружи зданиесейчас почти полностью реставрировано. Возвращены первоначальные формыпалаточному покрытию на центральном объеме, шатровым крышам на крыльцах иапсидах, чешуйчатым кровлям на галереях. Восстановлены почти все оконные идверные проемы с их декором. Главы, венчающие здание, как и накладки пабарабанах, оставлены в формах начала XIX века. В период возведения храма усиленными темпами велось и деревянноестроительство. Работами руководил Иван Белозёр, которому было «плотнишноедело за обычай». После строительства каменного собора Иверской богоматери главной заботойНикона стало сооружение каменной трапезной. Подготовка к строительствуначалась в 1657 году. Но в начале июля 1657 года Никон отрекся отпатриаршества. С того времени вплоть до 1666 года в документах неупоминается о каких-либо значительных работах в Иверском монастыре.Последний раз Никон посетил свое детище на Валдайском озере в сентябре 1659года и провел в монастыре около трех месяцев. Из Валдая он отправился наозеро Велье в Троицкую Галилейскую пустынь, а оттуда на Белое море вКрестный монастырь, также им основанный. Вернувшись в конце 1660 года вПодмосковье, Никон полностью ушел в заботы об устройстве своего третьегомонастыря—Воскресенского на Истре (Новый Иерусалим). Иверский монастырьотошел на задний план. Правда, Никон по-прежнему поддерживал деятельнуюпереписку с его властями, отдавал различные распоряжения, но остроительстве в них уже не было ни слова. Более того, он постоянно требовалприсылать к себе в Воскресенский монастырь строительных рабочих —каменщиков и кирпичников. Забрал он и самых опытных строителей, среди нихдаже больного Ивана Белозёра. «Никоновский» период в истории монастыря, длившийся около тринадцати лет,завершился. На некогда пустынном острове Валдайского озера вырос крупный,хорошо укрепленный монастырь-крепость. Свою конфигурацию, основные границы, план, местоположение главныхпостроек монастырь получил в первые годы строительства. Основные измененияделал в ходе работ сам Никон. Когда на смену деревянным постройкампришли каменные здания, изменившие архитектурно-художественный обликкомплекса и частично внутреннюю планировку монастыря, его размеры иосновные очертания остались прежними. Окруженный стенами, Иверский монастырь имеет форму многоугольника. Самаякороткая его сторона — западная, самые длинные — восточная и северная. Сзапада заметен подъем почвы, на восточной стороне — легкое всхолмление,самая высокая точка острова. Именно здесь и расположено главное зданиемонастыря — Успенский собор. С востока и с северо-востока естественные границы монастыря обозначалиськрутыми обрывами к озеру, с севера и с запада — озером, а с юга — глубокимилистым оврагом, вскоре засыпанным. По" описи 1730 года протяженность стен,длина которых практически не менялась с XVII века, составляла 451 сажень(около 960 метров). Возможно, уже в «никоновский» период западная частьмонастыря, ограниченная на востоке существующими корпусами и надвратнойцерковью Михаила Архангела, была несколько обособлена от основнойтерритории и предназначалась для гостей, богомольцев и странников. Здесьстояли гостиный и странноприимный корпуса, конюшни, сараи и прочиепостройки, составлявшие гостиный двор монастыря. Несмотря на то что свой замысел Никон не успел осуществить до конца,монастырский ансамбль имел уже определенные, законченные архитектурныеформы. Серые бревенчатые стены кольцом окружали возвышавшуюся часть острова,отмечая границы и главные постройки монастыря живописным силуэтомкрепостных башен с шатровыми верхами. В этом бревенчатом ожерелье,фланкируемая слева вертикалью Фплипповской церкви и группой построек вокруг трапезной, а справа — шатром колокольни, высилась мощная белокаменнаягромада собора, Таким виделся монастырь в середине XVII векапутешественникам, подплывавшим к нему по озеру со стороны Валдая. Путникумонастырь открывался своей самой узкой, западной стороной, а остров —пониженной, отчего все постройки как бы плотно группировались у подножиясобора и их силуэт на втором и -третьем планах неуклонно нарастал повертикали, подчеркивая мощный взлет стен и глав храма Иверской богоматери. От возведения каменного первенца до нового этапа каменного строительствапрошло почти десять лет, оставивших неизгладимый след в истории монастыря.Монахи не ограничивались лишь богоугодными службами. Приобретение богатствлюбыми средствами было едва ли не главной целью их существования. В цепкиеруки иверских обитателей попали крестьяне, сотни десятин леса, лугов ипашни, Валдайское озеро с богатыми рыбными угодьями, соляные варницы вСтарой Руссе, крупные села с немалым количеством жителей, владевшихразличными ремеслами. Но и этого оказалось мало. Монахи решили взять в своируки развитие наиболее выгодных ремесел. Одним из самых крупных производств при монастыре было изразцовое. В 1655году, когда строительство монастыря только разворачивалось, настоятельдокладывал Никону: «А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одноиз названий села Валдай.—Авт.), добра, а в той глине делает месщанин Копосагорода Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему ссенми поставили». В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланыкомплекты изразцов на пять печей («с разными красками»). Изразцовые печиставили в монастырских постройках, в гостиных дворах, в самом Валдае. Многоизразцов, по-видимому, шло на продажу. Монахи заботились о расширенииизразцового дела, учились изготавливать высокохудожественные «кафли». Вмонастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоминается имя«печара» (печного мастера) «Якушки Степанова, сына Червякова», делавшегоизразцы. Он же обучал и монаха Селивестра «как па кафли краски розныенаводить». В последующие годы Селивестр сам успешно занимался производствомизразцов. Лучших валдайских мастеров изразцового дела Никои забрал к себе встроившийся Воскресенский монастырь на Истре. В 1667 году они былипереведены в Москву — в царскую мастерскую палату. Но на валдайской землеремесло это не умерло. В конце XVII — начале XVIII века Ивер-ский монастырьоставался крупнейшим поставщиком цветных изразцов. Возможно, что пышные изразцовые «ковры» на фасадах Вяжищского монастыряпод Новгородом были изготовлены валдайскими мастерами. Нет оснований считать, что в Новгороде не было своей мастерской поизготовлению изразцов. Но в тот период производство их или заглохло, или немогло в достаточном количестве удовлетворять спрос. Возможно, качествоиверских изразцов было более высоким. Характерен и такой факт — иверскиемастера сами выезжали на места для установки печей у заказчиков, лишь вкачестве подсобной силы используя местных «печаров». В монастыре большое развитие получила резьба по дереву. В 1668 годуиверский монах Сивириян по просьбе новгородского митрополита прибыл в«Софийский дом» для выполнения резьбы по дереву, поскольку «домовой мастер»не мог справиться со всеми видами работ. Резных дел мастера Иверскогомонастыря монаха Иосафа и с ним столяра Ивана в 1684 году по царскому указувзяли в Воскресенский монастырь для иконостасной работы. В стенах Иверского монастыря трудились мастера слюдяных оконниц,обучавшие своему искусству учеников, присылаемых новгородским митрополитом. Иверская обитель прославилась н колокололитейным делом, которому положиланачало отливка «никоновского» колокола. Впоследствии, как свидетельствуютдокументы, монастырь обеспечивал себя колоколами собственного производства.Так, в 1666 году, спустя десять лет после изготов-ления «никоновского» колокола, иверский иеромонах Паисии, фиксируя своирасходы в Москве, писал: «Куплено глины белой 10 плит колокола и паникадилалить». В документах 1667 года находим сведения о выдаче жалованья стрельцам-каменщикам, сделавшим печь колокольную. В первоначальный период своей истории монастырь был своеобразным центромпросвещения. В 1656 году на монастырском подворье в Валдае монахи выстроилидва дома для школы. В стенах монастыря несколько лет действовалатипография, привезенная монахами Кутеинского братства. Это была первая вРоссии провинциальная типография. В 1657—1658 годах в ней печаталисьчасословы и «Рай мысленный» (сочинение инока Стефана Святогорца и Никона).В последующие годы из типографии выходили не только книги духовногосодержания. В описи книг за 1665 год значилось 118 лексиконов и 290 «азбукс вопросы и ответы». В ноябре 1665 года по распоряжению Никона типографский станок со всемипринадлежностями был отправлен в Воскресенский монастырь, откуда его так ине вернули. В монастыре делали переводы с иностранных языков, переписывали ноты(«концерты»), переплетали книги. В монастырской библиотеке имелосьмножество «певчих книг». Иверский монастырь был крупнейшим землевладельцем Новгородской земли,нещадно эксплуатировавшим своих крепостных. В апреле 1655 года царьпожаловал обители Коломенский, Черенчицкий и Рамушевский погосты со всемиугодьями и крестьянами. К концу XVII века в распоряжении Иверскогомонастыря находились Никольский-Лятский, Никольский, Понедельский,Кречевский и Сергеевский монастыри. Ему же принадлежали крупные селения —Валдай, Зимогорье, Едрово, Яжелбицы, Потерпелиц-кий, Великопорожский,Березовский и Вышневолоцкий рядки. Пространная царская грамота от 26октября 1668 года утвердила Иверский монастырь как «правильно созданный» иперечислила все его владения. К тому времени монастырь имел более 1,5тысячи крестьянских дворов, в к6-торых проживало около 5,5 тысячи человек.В его распоряжении было около 24,5 тысячи четвертей земли, не считая лесныхугодий и озер. С лугов монастырские крестьяне получали свыше 70 тысяч копенсена. В Москве монастырь имел два своих двора, еще два двора были вНовгороде и по одному в Торжке и Твери. В Старой Руссе за ним числилосьодиннадцать соляных варниц. Еще в 1654 году по ходатайству Никона царь разрешил Иверскому монастырюпринять по вкладу купца Парфения Веневитова шесть соляных варниц в СтаройРуссе. В конце 1650-х годов монастырь самостоятельно развернулстроительство варниц. Монахи, захватив ближайшие к варницам лесные угодья,лишили посадских солеваров возможности заготавливать дрова, старалисьприбрать к рукам и удобные сплавные реки. В одной из челобитных царюсолевары жаловались, что монахи «дрова по Порусье секут и гонят... а нас,холопей и сирот ваших, по той Порусье реки дров сечь и гонять мочью своейне пущают». Дрова монастырь покупал и в собственных вотчинах, у крестьян,по ценам, вдвое меньшим существовавших. Крестьянские выступления в начале XVII века, специальное уложение,окончательно закрепостившее крестьян, обострили и без того напряженнуюобстановку в стране. Новые волнения — «чумной бунт», «медный бунт»,волнения в Сольвычегодске, Новгороде и Пскове, восстание в Поволжье,«соловецкое возмущение», крестьянская война под водительством СтепанаРазина — сотрясали Русь. В то неспокойное время Никон стремился иметь в своей вотчине внушительнуюкрепость. Вокруг монастыря сооружались крепостные стены с башнями. Высокиебревенчатые стены (срубы) имели с наружной стороны обламы (выступы сбойницами), сплошной по верху настил (мост) для обороняющихся и тесовоепокрытие. По стенам было соору-.21жепо десять башен с шатровыми крышами, четыре из них были проездные. В 1655 году гарнизон монастыря состоял из двадцати стрельцов. Скудногожалованья не хватало на содержание семей, и стрельцы слали челобитныемонастырским властям, в которых просили увеличения оплаты своего труда. НоНикон не терпел «нахлебников». Стрельцов заставляли выполнять различныестроительные работы. В 1660-е годы монастырь наладил собственноепроизводство оружия. В 1665 году, когда в Порховском и Старорусском уездах появились отрядыпольско-литовских захватчиков, встревоженный Никон наказывал иверскимвластям готовиться к осаде. Гарнизон стрельцов был в то время увеличен допятидесяти человек. С 1664 года монастырь стал местом заточения неугодных патриарху людей. В1697 году в монастыре под неусыпной стражей держали закованными 110мятежных стрельцов. Строительство в монастыре возобновилось в конце 60-х— начале 70-х годовXVII столетия. Мнение некоторых исследователей о том, что каменныепостройки — трапезная, колокольня и отдельные корпуса — возникли в периоддеятельности Никона, основано, вероятно, на позднейших устных легендах ипротиворечит документам. Но возможно, что многие из них строились позаранее разработанному плану и «чертежам», составленным под наблюдениемНикона. Для нового этапа создания монастырских построек определяющим сталокаменное строительство, замена деревянных зданий каменными. Первая каменная постройка в монастыре после Успенского собора — трапезнаяс церковью Богоявления. Строительство грандиозной трапезной потребовалобольшого напряжения сил, изрядных средств. Все с огромным трудомзаготовленные и доставленные на остров запасы строительных материалов,особенно кирпича и извести, ушли па ее сооружение. Трапезная с церковью Богоявления — одно из самых крупных и интересныхсооружений архитектурного комплекса Иверского монастыря. Она построена в1666— 1669 годах. Строительство трапезной связано с именем «подмастерьякаменных дел» Афанасия Фомина. Грандиозно здание трапезной. Оно представляет собой двухэтажноесооружение, в котором первый, полуподвальный этаж был отведен под различныехранилища, а второй занимали столовый зал и кухня с подсобными помещениями. Главный зал—обширная одностолпная палата (16,75 X Х 25,35 м), перекрытаясводом с распалубками над оконными и дверными проемами— расположен в юго-восточной части трапезной. Вход в него устроен через южное крыльцо ипросторную прихожую у западной стороны зала. Одностолпная палата соединенаарками с церковью Богоявления и до крупных перестроек сообщалась со вторымбольшим залом на северной стороне. Кухонные и подсобные помещения былиразмещены в западной и северо-западной частях. Значительная часть помещений с севера позднее была разобрана. От нихостались западное крыльцо, подвал, где в XIX веке была кузница, и узкийкоридор на втором этаже, через который осуществлялась связь с кухоннымипомещениями. Фасады трапезной были просты и лаконичны, особенно северный, где ничто,кроме окон, не нарушало широкой глади стен. Западный и южный фасады,наиболее обозримые и выходящие на монастырскую площадь, лишь слегка оживлялскупой и строгий декор в наличниках окон. Четкий ритм слабо выступающих изплоскости стен лопаток делил фасады на равные прясла. В каждом прясленаходилось по окну, с боков окон — тонкий профиль обрамления и вертикальныеколонки-валики, над просветом — горизонтальный карнизик и полукруглыйкокошник...проемов. Картину дополняли ажурные ограждения — парапеты и колокола. Этотярус был самым нарядным. В настоящее время декоративные элементы пятого ишестого ярусов почти полностью утрачены. Построенная на обрыве засыпанного оврага, колокольня постепеннонаклонялась к югу и юго-западу, поэтому с ее южной стороны был возведенновый мощный контрфорс. Такие же подпоры появились и внутри колокольни, вее первом ярусе. Все основание было укреплено сплошной булыжной вымосткой,образовавшей почти монолитный фундамент под всем «телом» колокольни. В 1842 году колокольня была перестроена по проекту архитектора АлександраХарулина. Причиной перестройки были деформации в стенах и пожар 1825 года,нанесший постройке значительный ущерб. Строители разобрали тяжеловесныйшатер и вместо него соорудили новый, седьмой ярус колокольни с арочнымипролетами для колоколов. Этот ярус увенчали восьмигранным куполом и высокимшпилем с крестом. Судя по такой солидной надстройке, вес которой оказалсяпочти равным весу шатра, заказчики и исполнители проекта стремилисьпеределать памятник в соответствии с новыми веяниями в архитектуре. Сфасадов и колокольни срубили почти весь декор, а оставшийся заложили иоштукатурили. После надстройки седьмого яруса все колокола были подняты туда. Ксередине XIX столетия (около 1844 года) их было тринадцать, а к концу века— уже семнадцать. Самый большой колокол весил почти 425 пудов. Он был отлитв 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае. Еще один —«полиелейный», весом 193 пуда, также отлили в Валдае под руководствоммастера Слизова. Самый старый колокол, весивший 35 пудов, называли«Никоном». Новые каноны в архитектуре храмов, определенные реформами Никона, главнымобразом сводились к запрещению шатровых церквей, как построек светских, взначительной степени народных, идущих вразрез с древними, освященнымихристианской религией традициями. Уже с 50 -x годов XVII века появилосьтребование строить храмы «о единой, трех и пяти главах, а шатровые отнюдьне строити». Зато излюбленная простыми людьми шатровая кровля сталанеотъемлемой частью звонниц и колоколен. Малопривлекательная сейчас колокольня в ближайшие годы получит свойпервоначальный облик и дополнит архитектурный ансамбль замечательныхпамятников. Корпус наместнических келий расположен к западу от колокольни. Зданиебыло основательно перестроено в 30-х годах XIX столетия, и о егопервоначальной архитектуре судить пока трудно. Корпус двухэтажный.Помещения первого этажа перекрыты сводами, над вторым этажом — деревянноеперекрытие. Видимо, от старой постройки сохранились лишь северная изападная стены и некоторые другие части. Оконные и дверные проемыпрорублены па новых местах, декор сбит. Вслед за колокольней, к востоку от нее, появился Настоятельский корпус(1684—1689 гг.). В 1685 году настоятель монастыря Иосиф сообщалновгородскому митрополиту Корнилию, требовавшему из Валдая каменщиков вЗеленецкую пустынь: «...свое каменное строение заведено немалое и кельикаменные заведены строить, да не совершены, чтоб сево лета под кровлю ихпривести...» В этом документе речь, безусловно, идет о Настоятельскомкорпусе. Следовательно, закладку здания можно отнести к 1683— 1684 годам. В1686 году в нем велись отделочные работы. Позднее начали делать кровлю, а в1688—1689 годах устраивали потолки, мостили полы. Работы выполняли плотникиИван Исаев, Андрей Яковлев, Андрей Стефанов, Остап Кондратьев и ЕрмолайФомин «с товарищи». Строительство всего здания возглавлял Афанасий Фомин. Длина Настоятельского корпуса вместе с пятигранной пристройкой на востоке— 38,5 метра, ширина — 12,5 метра. В настоящее время здание имеет два этажаи подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стеныподвалов возвышаются над землей и воспринимаются как этаж. Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора иизразцовое окно напоминают о его прежней архитектуре. Наблюдения приремонтных работах и небольшие раскрытия штукатурки на фасадах позволилиопределить первоначальный наряд этого здания. В отличие от южного фасада,обращенного в сторону оврага и решенного в скупых, лаконичных формах, безкакого-либо декора, северный и восточный фасады, развернутые к площади иУспенскому собору, были богато декорированы различного рода нишками,вертикальными колонками-валиками, поясками и изразцово-кирпичныминаличниками окон. Весь набор декоративных элементов был собран в широкийфриз, протянувшийся по всей длине фасадов и занимавший пространство стенына уровне оконных проемов. Поднимавшиеся на высоту 2,5—3 метров над землейстены подвалов были лишены каких-либо украшений. Над наличниками оконначинался развитой, рельефный фриз здания. Разноцветные изразцы трех типовбыли вкомпонованы в горизонтальный пояс под подоконниками окон и окаймлялисами окна в виде прямоугольной рамы. Изразцовые вставки в соседстве и всочетании с тонко, по-особому изящно прорисованными деталями на обширнойбелой глади стен производили сильный художественный эффект. Сочетаниестрогих членений в крупных формах со свободными членениями в малыхпридавали всему зданию изысканный, аристократический облик. Это впечатлениеподчеркивалось высокой черепичной кровлей, покрывавшей все здание.Черепичные плитки были закруглены с одной стороны и сверху покрыты зеленойглазурью. Весь живописный наряд здания погиб в XVIII—XIX столетиях под топорами имолотками строителей, прорубавших новые окна и надстраивавших новый этаж.Почти полностью изменилась и внутренняя планировка здания. Судя подокументам 1688—1689 годов, полы в помещениях были выстланы дубовымпаркетом, вдоль стен шли встроенные лавки (скамьи), имелись крыльца сперилами. Меньше других пострадали подвальные помещения, хотя многие из нихполузасыпаны землей и строительным мусором. Расположенные ступенями (из-закрутого склона оврага), перекрытые коробовыми сводами, они образуютзамысловатый лабиринт. Пятигранная пристройка на восточной стороне корпуса, напоминающая посвоей форме и местоположению обыкновенную апсиду (алтарь) церкви, вероятно,появилась позднее самого здания, скорее всего в конце XVII — начале XVIIIвека. Она могла быть алтарной частью небольшого храма, для которогоперестроили восточную часть корпуса, или же маленькой церковкой, а может.быть, летней светелкой настоятеля. Настоятельский корпус — единственное здание в монастыре, где удалосьобнаружить уцелевшие изразцовые украшения. Надвратная церковь Михаила Архангела построена в 1683—1685 годах. Иэто здание — важнейшую составную часть архитектурного комплекса — строил Афанасий Фомин. Сохранилась копия подрядной записи, внесенная в приходо-расходную книгу в апреле 1683 года:«...подрядены стрельцы Афонька Фомин со товарищи построить в Иверскоммонастыре каменные святые ворота в вышину 2 сажени косых, да на тех воротахцерковь каменную о пяти главах каменных в вышину 4-х сажен косых, а внутрипространства в той церкви 3 сажен аршинных длпннику и поперечнику окромяалтаря... Денег пятьдесят рублев да 20 пуд соли, дано всякому человеку панеделю по хлебу, да 20 пуд свиного мяса...» Воротная часть здания церкви Михаила Архангела — прямоугольное в планеодноэтажное сооружение (22 Х 18м), прорезанное посередине глубокой сквознойаркой. С некоторым отступом от наружной стены в арке были сделаныпритолоки, на которых висели двухстворчатые, окованные железом двери. Посторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, закоторыми располагались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж.Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, какна платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляетсобой квадратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, содной пятигранной апсидой и восьмигранным глухим барабаном. Церковьзанимает гораздо меньшую площадь, чем основание, на которое она поставлена.Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовымистенами смежных корпусов, а с запада — высоким парапетом, прорезаннымтринадцатью окнами с арочными перемычками. Эта своеобразная галерея навосточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, появившимисяпозднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крышенад галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви,первоначально площадка была открытой. Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древностибыла покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечаткикоторого и теперь хорошо прослеживаются на восточной стене здания. Кпозднему времени относится и барабан с восьмигранным куполом, круглойшейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздоменьших размеров, световой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутомсводе, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще четыре глухихбарабана — церковь первоначально была пятиглавой. Главы и украшавшие ихоснования деревянные кокошники были покрыты лемехом, а центральный барабани глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждамустраивались перегородки, новые двери и лестницы. Высокое пространствоцеркви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянныххоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по северной и западнымстенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены. В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви иворот богато и равномерно декорированы. Мотивы декора традиционны:вертикальные жгуты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, иквадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков,поребрика и «сухариков». Все вместе они образуют каменное кружево на фонебелоснежных стен. На западном фасаде декор был поврежден в XIX веке.Живописцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверскогомонастыря — перевозку «мощей» в новую обитель. Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и,вероятно, на месте прежней деревянной, появилась большая каменная башня,имевшая несколько названий — Михайловская, Патриаршая, Никоновская(1685—1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной пососедству). Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеетразмеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башнязавершалась высоким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров.Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. Деревянныеконструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить. В декорировке фасадов башни много общего с колокольней, Настоятельскимкорпусом и надвратной церковью Михаила Архангела. Особенно характерендекоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько вышесередины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленнымиокнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Нодекор башни более скупой. Обширные верхние и нижние плоскости стен лишь кое-где прорезают небольшие узкие окна, напоминающие бойницы. Михайловская башня лишь на первый взгляд производит впечатлениекрепостного сооружения. На самом деле ее «бойницы» — обыкновенные оконные идверные проемы. Башня несколько раз перестраивалась. Некоторые переделки иремонты были вызваны появившимися в стенах огромными вертикальнымитрещинами, что объяснялось слабыми, насыщенными водой грунтами под ееоснованием, фундамент же башни неглубок. Сложенный из круглых камней-валунов насухо, то есть без раствора, он стал оседать, и башня раскололасьнадвое. В 1960—1961 годах башня была укреплена железобетонными и металлическимисвязями и отремонтирована. Между надвратной церковью и Михайловской башней вплотную к нимрасполагается двухэтажный каменный корпус казначейских келий, построенный в1686—1688 годах. В начале XIX века корпус назывался Братским, а к серединеXIX века — Гостиным, по-видимому, в соответствии с изменившимсяназначением. В северной части кельи примыкают к южной стене башни и поэтому не имеютсобственной стены. Более Тога, здание корпуса закрыло многие элементыдекора на фасаде башни. Все три постройки объединены общим замыслом. Над воротами во втором ярусеоставлен проем, через который можно было попасть на чердак корпуса. Такойже проем сразу же был сделан и в башне, на третьем ярусе. Когда появилсякорпус, по его чердаку прошел специальный коридор (переход), соединившийцерковь с башней. Корпус казначейских келий представляет собой двухэтажное каменное зданиес толстыми стенами и сводчатыми помещениями. Оно претерпело большиепеределки, особенно в 1830—1840-х годах. Искажения главным образомкоснулись фасадов, оконных и дверных проемов, планировки. Очевидно,западный фасад здания, обращенный в сторону хозяйственного двора, былпредельно прост, без каких-либо украшений. Только оконные проемы прорезалитолщу его стен. Две простейшие пристройки, из которых одна уже разобрана,появились в позднейшее время. Над западной стеной по своду некогда проходилчердачный коридор, соединявший надвратную Михаило-Архангельскую церковь сПатриаршей башней. Коридор и чердак освещались через узкие щелевидныеоконца под карнизом здания, напоминавшие крепостные бойницы. Позднее онибыли ликвидированы. Восточный фасад корпуса, обращенный к площади, былдекорирован гораздо богаче. Кое-где понизу и сейчас видны декоративные, сполукруглым верхом нишки, располагавшиеся в простенках между окнами. Носами окна грубо переделаны. Последнее каменное здание второго периода строительства — церковь ЯковаБоровичского — появилось в 1702 году на месте сгоревшей в 1700 годудеревянной церкви. Кирпичное здание церкви Якова Боровичского поднялось в северо-восточнойчасти монастыря на красивом месте — на «горке». С его постройкойзакончилась «каменная эпопея» Иверского монастыря второй половины XVIIстолетия. Новая церковь с больницей и трапезной представляла собойнебольшую постройку длиной 36,5 метра и шириной 12 метров, решенную внесложных формах. Ее боковые стены поставлены так, что объем церкви почтино выделяется из объема трапезной. К тому же их карнизы находятся почти наодном уровне, а перестроенная в позднейшее время крыша сравняла обе частиздания. Как почти все постройки Иверского монастыря, этот памятник подвергалсянеоднократным перестройкам. Вначале объем трапезной и больницы был,вероятно, одноэтажным и представлял собой вытянутую с запада на востоксводчатую одностолпную палату. Вскоре был надстроен второй этаж несколькоиных форм. Этажи соединяла узкая внутри-стенная лестница да севернойстороне. Квадратное в плане помещение церкви в продольном направленииперекрывал коробовый свод, что в какой-то мере определяло и первоначальнуюформу крыши. Она, по-видимому, была двухскатной, несколько приподнятой надкрышей больницы. На чертеже 1823 года крыша показана общей для обоихзданий. Над невысокой полукруглой апсидой кровля была шатровой, с полицами.Отпечаток ее контуров и теперь хорошо заметен на восточной стене. Сейчас лишь по уцелевшим наличникам окон, декоративным пояскам инекоторым другим признакам в памятнике угадывается произведениеархитектуры начала XVIII столетия. По многим характерным признакам, раскрытым большей частью в процессеремонтных и реставрационных работ, все здания, построенные в«послениконовский» период, можно с уверенностью объединить в одну группу.Всем им присущ единый, неповторимый облик, заметно отличающийся от стиляУспенского собора. Особенно близки друг к другу по архитектурным деталямколокольня с Наместническим корпусом, Настоятельский корпус, надвратнаяцерковь Михаила Архангела, Михайловская башня и корпус казначейских келий.Это сходство выражается прежде всего в излюбленной композиции фасадов,построенной на контрасте обширной глади стены и богатого декоративногопояса, все элементы которого решены очень тонко и изящно. В конце XVII — начале XVIII века снова оживилась жизнь в Иверскоммонастыре. У крестьян, обитавших на монастырских землях, и жителей Валдаяпоявился новый хозяин — настоятель монастыря. Он вершил многочисленныесудебные дола. Портные, сапожники, оконничники, горшечники, мельники, Пильняки,колесники, печные мастера и кузнецы не покладая рук работали на иверскихмонахов. В мастерских, расположенных в окрестностях Валдая, изготавливалисьизразцы. В Валдае для монастырского строительства разрабатывали большиеглиняные карьеры, делали кирпичи. Многие жители Валдая обслуживалиразличные хозяйственные постройки монастыря, возведенные в селе, — гостиныйдвор, таможенную избу, важню и многие другие. С большим размахом велось строительство. Когда-то в окружении серыхдеревянных построек белой глыбой высилось на острове единственное каменноездание — собор Иверской богоматери. Только с 1667 по 1702 год в монастыре иВалдае было сооружено десять каменных зданий ir семь крупных деревянныхпостроек. Над деревянной крепостью поднялся каменный ансамбль. Обогатилсясилуэт монастыря. Мощные массы собора, устремленные ввысь, как быподдерживались вертикалями других зданий. В 1712 году по указу Петра I монастырь приписали к Александро-Невскойлавре в Петербурге. Туда были свезены многие монастырские ценности, срединих патриарший колокол с изображением Никона, десять медных пушек и многиедругие вещи. Во владение Александро-Невской лавры также отошли все вотчиныи доходы. В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны Иверскому монастырювозвратили все земли, права и льготы. Получив независимость, Иверский монастырь вновь начал развиватьстроительную деятельность. Некоторые деревянные здания были замененыкаменными. Отремонтированы многие сооружения. Продолжалась перестройкадеревянного «города». Восточную границу монастыря обнесли каменными стенамис крытыми переходами на арках. Сооружались каменные башни. В первой половине XVIII столетия (до 1731 г.) в южной части монастырскойтерритории появилось еще одно каменное здание — Братский корпус, севернымторцом примкнувший к надвратной церкви Михаила Архангела. С постройкойэтого здания монастырь оказался разделенным на две обособленные части —большую восточную, собственно монастырскую, и малую западную, окончательнопревращенную в гостиный двор монастыря. Здесь располагались Странпоприимныйкорпус, гостиные и конюшенные кельи и конюшни. Монастырские властипринимали у себя духовных и светских чиновников, высшую церковную паству,богомольцев и странников. Архитектура Братского корпуса резко отличается от предыдущих построек.Возведенный в стиле «московского», или «нарышкинского», барокко, с широкимприменением белокаменной резьбы в наличниках окон и порталов, он почти неизменен позднейшими переделками. Корпус имеет два этажа и вместительныеподвалы. Почти полностью сохранились старая планировка здания, перекрытыесводами помещения, лестничные клетки, оконные и дверные проемы, в отдельныхместах — плитяные полы и даже дверные полотнища. Богато украшен западныйфасад здания. Упрощены лишь отдельные детали в наличниках окон. Среди построек XVIII столетия особый интерес в архитектурно-художественном отношении представляют надвратная церковь Филиппа и каменнаяограда с башнями. Церковь Филиппа, построенная между 1730 и 1764 годами,имела формы, близкие к архитектуре надвратной церкви Михаила Архангела. Онатакже размещалась на втором этаже, над мощными каменными воротами. Повторому ярусу ее охватывали галерея и помещения, в которых находиласьлестница. На восток выступала граненая апсида, с запада, над аркой въезда,имелась широкая ниша для иконы с богатым декоративным оформлением. Надкрышей возвышался четверик самой церкви, переходящий в восьмерик и затемкупол с восьмигранной шейкой и граненой главкой. По проекту инженера-архитектора Савельева в 1870-х годах на месте старойразобранной постройки соорудили новую церковь в псевдорусском эклектическомстиле (проект разработан и утвержден в 1873 году). В настоящее время эта надвратная церковь Филиппа двухэтажная, в плане —квадрат со срезанными углами, к которому с двух сторон примыкаютдвухэтажные крылья. В северном крыле находится лестница на второй этаж.Южное крыло появилось в процессе строительства. В первом этаже под церковьюсделаны широкие арочные ворота. Внутреннее помещение церкви имеет в плане форму четырехконочного креста,центральная часть которого перекрыта куполом со световым барабаном, свосьмигранной позолоченной главой и крестом. Длина памятника (с запада навосток) — 11 метров, ширина и высота—около 20 метров. Каменная ограда монастыря с башнями строилась в разное время инеоднократно переделывалась. Наиболее интересна ее юго-восточная часть.Между 1730 и 1J64 годами были возведены четыре башни. Они однотипны,построены в традициях архитектуры XVII века. Деревянные настилы разделяютих на два яруса. Простые невысокие шатры были покрыты тесом. Ограда на этихучастках также двухъярусная, с крытым переходом, основанным на стене икаменной аркаде по внутреннему обводу. Во втором ярусе стен имеютсящелевидные окна-бойницы. После пожара 1825 года на башнях появились новые, более высокие шатры свосьмеричком и шпилем, покрытые железом. Они существуют и теперь. Прясло стены между утраченной Поваренной и Квасоваренной башнямиполностью перестроено. Остальные участки стен с двумя угловыми башнями назападной стороне монастыря появились позднее юго-восточной части. Они былизначительно ниже, крытых переходов не имели. Небольшой участок оградысохранился на западной стороне у северо-западной башни. Он включен в зданиеконюшенных келий. Остальные прясла в разное время значительно или полностьюперестроены, а две башни возведены вновь в XIX веке. В 1764 году правительство Екатерины II опубликовало манифест осекуляризации (изъятии) вотчин у монастырей, церквей и архиереев. ДоходыИверского монастыря сократились. Во второй половине XVIII столетиястроительство в нем заглохло. Предпринимались попытки заменить оставшиеся деревянные постройкикаменными, но делалось это бессистемно. Пример тому — перестройка ограды.Если первые три прясла монастырской стены символично выражали идею«города», крепости, то остальные прясла служили всего-навсего каменныммонастырским забором. Маловыразительные формы и размеры стены монастырскойограды обеднили облик всего комплекса.К началу XIX века многие постройки сильно обветшали.Пожар 1825 года довершил разрушения. Сгорели покрытия стен и башен, церквейи собора, трапезной и корпусов, пострадали многие деревянные постройкимонастырских дворов. Монастырские власти были вынуждены начать работы поперестройке и ремонту зданий, которые продолжались до 80-х годов XIX века.Следуя требованиям реакционной верхушки духовенства, новые настоятелиревностно насаждали в Иверском монастыре показное благолепие. Под видомремонта все старые здания перестраивались по образцам царившей тогда моды.Проводились мероприятия и противоаварийного порядка, например устройствоконтрфорсов у колокольни, Братского корпуса и другие. В основном всестроительные работы сводились к изменению планировки, надстройкедополнительных этажей, к добавлению новых незначительных пристроек иудалению с фасадов всего нарядного убранства, которое придавало зданиямнеповторимый, запоминающийся образ. Под топорами и молотками новыхстроителей с благословения «ревнителей благочестия» погибли изразцовые«ковры» на фасадах Настоятельского корпуса, богатый убор колокольни,красивые наличники в окнах трапезной, церкви Якова Боровичского,Казначейского корпуса и других зданий. Исчезли все изразцовые печи, узорныеполы, многие своды, черепичные крыши, перекраивались нарядные крыльца,огромные залы перегораживались на отдельные небольшие комнаты,закладывались оконные проемы, и вместо них прорубались новые. Зданияполучали стандартные покрытия, однообразные фасады. В Валдае в 20—40-х годах XIX века архитектор Александр Харулин разработалпроекты перестроек почти всех монастырских зданий и проекты новых построекв западной части комплекса. Почти все его предложения были воплощены вжизнь. Во второй половине XIX века в юго-западной части монастыря был возведенбольшой Странноприимный корпус. Одноэтажное здание в средней части имелообширную светелку, торцовые стены которой были каменными, а боковые —деревянными. Из-за слабых грунтов и плохих фундаментов постройкаподверглась сильному разрушению. В XIX столетии ремонтировалась и достраивалась монастырская ограда. Длявозведения новых зданий строительный материал нередко брали из старыхпостроек. Так, окончательно погибла огромная северная часть трапезной, былиуничтожены все переходы на стенах с южной стороны монастыря. На северо-западном и юго-западном углах ограды появились две новые каменные башни —плохие копии ранних башен. После победы Великого Октября удельные, церковные, монастырские ипомещичьи земли Валдайского уезда были переданы земельным комитетам дляраспределения их нуждающимся. Враждебно относясь к Советской власти, монахи усиленно великонтрреволюционную агитацию среди жителей Валдая. Используя тяжелоеположение с продовольствием, они готовили почву к открытому выступлению. 15июля 1918 года, когда специальный отряд Валдайского исполкома приступил креквизиции хлебных излишков, монахи ударили в набат. Это был сигнал кконтрреволюционному выступлению. Местные купцы, церковники и частьподдавшихся их влиянию горожан начали громить оружейные склады, В городебыло объявлено военное положение. Монахи пытались скрыть драгоценности, хранившиеся в ризнице, наиболееценные украшения с икон. Среди найденных чекистами вещей оказалисьсеребряные ризы с Иверской и других икон, много золотых крестов, митры,короны, ковчег, золотые кольца, броши, около двух пудов медных и золотыхмонет, блюда, кружки, кадильницы, кубки Никона, чаши (две из н




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Иверский монастырь iconРеферат Иверский монастырь, как историко-архитектурная ценность России
Иверский мона­стырь — один из немногих уцелевших до наших дней архи­тектурных ансамблей Новгородчины — пример гармонич­ного сочетания...
Иверский монастырь iconПутешествия нашей семьи этим летом мы ездили по монастырям и храмам городов Тюмени и Тобольска
Иоанно Введенский монастырь г. Тобольск Установка купола над входом в Абалакский монастырь г. Тобольск
Иверский монастырь iconВиртуальная экскурсия в недавно возрожденный из руин и запустения Николо-Угрешский монастырь (Московская область)
Монастырь впечатляет каждого, кто впервые посещает его своей красотой и величественностью, а пребывание на его территории осветляет...
Иверский монастырь iconPage4651-issakmassaosmute1
Лев Сапега; и обложил кругом Москву и занял все монастыри и деревеньки в окрестностях, также осадил Симонов монастырь. Меж тем Сапега...
Иверский монастырь iconНикольская улица
Возникновение Никольской улицы относится к XIII веку, когда на месте современной улицы появилась дорога к Кремлю и посаду из Ростова...
Иверский монастырь iconРеферат по москвоведению тема: Донской Монастырь Афонина Валерия 1см 1998 Донской Монастырь
Охватывает стены монастыря. Не только старинные сооружения вводят нас в иную атмосферу-старая липовая аллея, лиственницы перед западным...
Иверский монастырь iconДонской монастырь

Иверский монастырь iconВысокопетровский монастырь

Иверский монастырь iconЗачатьевский монастырь

Иверский монастырь iconНоводевичий монастырь

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы