Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления icon

Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления



НазваниеФинансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления
Дата конвертации05.08.2012
Размер327.96 Kb.
ТипРеферат
Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления


План:Введение 3 Глава I. Экономическое содержание и сущность финансового кризиса 5 I.I. Понятие финансового кризиса 5 I.II. Типология финансовых кризисов и ихпроисхождение 6 Глава 2. Эволюция финансовых кризисов (( вв. 11 2.1 Великая депрессия 20-х гг. 11 2.2. Азиатский кризис 14 2.3. Российский кризис 17 Глава3. Влияние кризиса 1997-1998 гг. на экономику Кыргызстана. 22 3.1. Состояние Кыргызстана за 1991-1998 гг. 22 3.2. Влияние Финансового кризиса России 1998года на Кыргызстан. 25 3.3 Уроки Кризиса 28Заключение 32 Глоссарий ключевых слов 34 Список литературы 35 Введение Все более интегрируясь в мировую экономику Кыргызстан не может неиспытывать влияния внешних факторов. К серьезным последствиям можетприводить, даже неблагоприятная ситуация в отдельной соседней стране,трудно ожидать, что нас не затронет важнейший экономический феномен концаXX столетия, потрясший мировую систему – Финансовый кризис. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, чтоизучение финансовых кризисов в условиях постоянно растущей степениглобализации финансов, огромных возможностей финансовых рынков и скоростидвижения капиталов, имеет исключительное значение. Подверженные подобнымявлением страны смогли бы избежать их повторения. Это обусловлено и тем,что страны функционируют в режиме открытых экономик, следовательно,финансовые кризисы не могут иметь национальных границ. Целью данной курсовой работы является: уяснение природы финансовыхкризисов и степени их влияния на национальные экономики в общем и экономикуКыргызстана в частности. Для достижения поставленной цели в курсовой работе мы считаем,необходимым решит следующие задачи: [pic] Определение природы и сущности финансового кризиса; [pic] Изучение эволюций финансовых кризисов, начиная с Великой депрессии кризиса 1920-30 гг. в США, включая Азиатский и Российский кризис 1997-1998 гг.; [pic] Анализ влияния Российского кризиса на экономику Кыргызстана; [pic] Выработка практических рекомендации по преодолению кризиса; Объектом исследования работы выступает финансовый кризис какобъективная категория международной экономической системы. Предметом исследования является состояние Кыргызской Республики запериод 1991-1998 гг. Методологическую основу исследования учебники, учебные пособия такихавторов как Койчуев Т., Флорес М.М., Попов В.В, Рахматова А., ТурсуновойС., Лейлаевой Э. и др., а также материалы периодических изданий и лекций покурсу «Финансы», «Мировая экономика». Информационной базой исследования служат материалы НациональногоСтатистического Комитета КР, а также интернет ресурсы Структура работы представлена введением, заключением, тремя главами,глоссариям и списком литературы. Во введении описывается актуальность выбранной темы, определяетсяцель и задачи исследования. В первой главе рассматривается экономическая сущность и природафинансового кризиса, а также типология и их происхождение. Во второй главе представлены эволюция финансовых кризисов XX века, втом числе Великая депрессия, Азиатский кризис и Российский кризис 1998года. В третьей главе анализируется влияние кризиса 1997-1998 гг. наэкономику Кыргызстана, а также дается оценка состоянию экономики послераспада СССР, и влияние Российского кризиса. Список литературы содержит 18 источников. Общий объем работы 36 страниц. Глава I. Экономическое содержание и сущность финансового кризиса I.I. Понятие финансового кризиса Кризис - [от гр. krisis – решение, поворотный пункт, исход] – опасноесостояние, перелом.[1] Вообще изучение кризисов сравнительно неразвито, в основном из-затого, что кризисы трудно формально моделировать. Существует несколькоразрозненных моделей, по большей части в анализе платежного баланса ибанковских проблем. Большинство работ по кризисам, однако, неформально илитературно, представляют собой скорее приведение исторических примеров,чем строгие причинно-следственные связи.[2] Финансовый кризис – глубокое расстройство государственной финансовойсистемы, сопровождаемое инфляцией, неустойчивостью курсов ценных бумаг,проявляющееся в резком несоответствии доходов бюджета их расходам,нестабильности и падении валютного курса национальной денежной единицы,взаимных неплатежах экономических субъектов, несоответствии денежной массыв обращении требованиям закона денежного обращения.[3] Несмотря на эту, не формальность, большинство влиятельных ученых,таких как Мински и Киндлбергер, настаивают на том, что существует общаямодель кризиса, и деление кризисных проблем на различные подгруппы являетсяошибкой. В частности, Киндлбергер остро критиковал мысль, что «род«кризисов» должен быть поделен на виды, называемые коммерческими,индустриальными, денежно-кредитными, банковскими, фискальными, финансовыми… и так далее» (Киндлбергер 1978, 22). Они утверждают, что существуетстандартная легенда кризиса, когда наивные инвесторы приходят на рыноккаких-либо активов в уверенности, что они смогут выиграть от роста цен, исвоими действиями усиливают этот рост; затем они все вместе обращаются впаническое бегство, когда цены стабилизируются или начнут снижаться, чемобуславливают крах цен. Этот крах после этого через различные каналыдестабилизирует макроэкономику. Особого внимания в современном мире заслуживает вероятность того, чтодестабилизирующие эффекты финансового кризиса застигнут нас врасплох, таккак они распространяются по международным каналам. Часто говорят о том, чтосегодняшние финансовые рынки интегрированы до беспрецедентной степениблагодаря современным технологиям коммуникаций и обработки информации.Однако есть место для сомнения относительно этого утверждения: какмеждународные товарные, так и международные финансовые рынки были ужесильно интегрированы в конце девятнадцатого века, и не совсем понятно,какую экономическую разницу вносит сделка, совершаемая через компьютер засекунду, по сравнению с часом через телеграф. Тем не менее, совершенноясно, что благодаря эффектам торговой либерализации, устранению контролянад капиталом и финансовой дерегуляции международные рынки сейчас болееинтегрированы, чем когда бы то ни было с начала 1930-х годов – наблюдение,которое может показаться зловещим. [4] I.II. Типология финансовых кризисов и их происхождение Как минимум, необходимо различать два вида международных финансовыхкризиса. Первый тип валютный кризис предполагает потерю доверия спекулянтовк национальной валюте, что приводит к бегству капитала. Или, говоря другимисловами, несколько стран могут быть повержены валютными кризисами в товремя, как остальной мир по-прежнему сохраняет как финансовую, так имакроэкономическую стабильность. Так как валютные кризисы часто ведут квведению контроля над капиталом, что мешает обслуживанию долгов виностранной валюте, потеря доверия к национальной валюте частосопровождается также крахом заимствований в иностранной валюте. С этимтипом кризиса столкнулась Латинская Америка в 1982 году: Результатомявилось возникновение бегства капитала одновременно с прекращениембанковского кредитования в твердой валюте. Валютные кризисы так же стары, как и сами валюты. Они происходили дажетогда, когда еще не существовали центральные банки, а в качестве главногоплатежного средства обращались банкноты, выпускавшиеся негосударственнымибанками Валютный кризис имеет место тогда, когда происходит резкое падениестоимости национальной денежной единицы в результате потери доверия к нейфирм и населения. В мире, где существует не одна, а множество денежныхединиц (валют), резкое падение обменного курса и истощение валютныхрезервов являются верными признаками кризиса. Для целей настоящего исследования валютные кризисы удобно разделить наследующие четыре типа: самый простой, собственно валютный кризис, или кризис платежного баланса; кризис внешней государственной задолженности (финансовый), ведущий квалютному; кризис внешней задолженности частных заемщиков (банковский), который приопределенных условиях тоже может вылиться в валютный; кризис внутреннего, т. е. номинированного в национальной валюте, долга(частного или государственного). Кризис первого типа - фиксация курса валюты центральным банком или"грязное плавание" на уровне, противоречащем другим целям монетарнойполитики. Возможности поддержания фиксированного курса в такой ситуацииопределяются только величиной валютных резервов центрального банка. (Какправило, их хватает на несколько месяцев финансирования импорта и нанесколько дней финансирования оттока капитала.) Создание и хранение валютных резервов конечно же сопряжено с издержками.Средства, расходуемые центральными банками на приобретение золота ииностранной валюты, могли бы принести более высокий процентный доход приинвестировании на внутреннем рынке и быть использованы для финансированиявнутренних инвестиций. Вот почему объемы валютных резервов, как правило, непревышают величины, эквивалентной стоимости импорта за несколько месяцев ивывоза капитала в течение нескольких дней. Именно такой незамысловатый кризис платежного баланса и произошел вРоссии в августе 1998 г. Валютный кризис второго типа -- происходит из-за чрезмерного накоплениягосударственного долга, когда у инвесторов возникают сомнения в способностиили желании правительства регулярно обслуживать свою задолженность.Неожиданная потеря доверия к государству-заемщику кредиторами вызываетстремление последних вернуть свои неожиданно ставшие более рискованнымивложения досрочно, что в свою очередь равносильно атаке на валюту и можетпривести к истощению резервов и валютному кризису. Валютный кризис, вызванный чрезмерным увеличением внешнего долга частныхфирм и банков, может произойти даже когда с государственной задолженностьювсе в порядке. С таким валютным кризисом третьего типа столкнулись многиеазиатские страны в 1997—1998 гг. Валютный кризис четвертого типа -- тесно связан с предыдущим, во-первых,потому, что при чрезмерном накоплении государственной задолженности,номинированной в национальной валюте, и недостаточности доходовгосударственного бюджета для обслуживания этой задолженности вероятнеевсего долг будет финансироваться за счет монетизации бюджетных дефицитов, аэто в конце концов приведет к инфляции и девальвации. Во-вторых, накопление номинированных в национальной валюте долгов частнымсектором тоже далеко не безопасно с точки зрения стабильности валюты.Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то моментспровоцировать "набег" вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов,номинированных в национальных денежных единицах. А это чревато банковскимкризисом, при котором давление на валюту неизбежно возрастает, и потому,что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется подвопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могутпотребовать дополнительных государственных расходов, а это опять-такиделает более осязаемым призрак инфляции и девальвации. Дж. Сакс, А. Торнел и А. Веласко проанализировали, насколько пригодны дляпредсказания валютных кризисов, следующие три показателя, примернохарактеризующие динамику факторов, которые и вызывают кризис в нашейклассификации:1) повышение реального курса валюты (завышение курса в нашей терминологии);2) отношение денежной массы (М2) к величине валютных резервов (примерная характеристика задолженности государственного сектора);3) расширение объема кредитов (примерная характеристика задолженности частного сектора). Анализ показал, что из 20 обследованных стран с формирующейся рыночнойэкономикой в тех из них, которые особенно пострадали от валютного кризиса1994—1995 гг. (а именно в Мексике, Аргентине и Бразилии), период,предшествующий кризису, характеризовался не только высокими показателямиотношения М2/резервы, но и довольно сильным повышением реального курсанациональной валюты и бумом кредитования (Sachs, Tornell, Velasco, 1996).Подобным же образом рост объема банковского кредитования по отношению к ВВПпредшествовал более ранним валютным потрясениям в Аргентине (1981),Норвегии (1987), Финляндии (1991 — 1992), Японии (1992— 1993), Швеции(1991).[5] Другой тип кризиса связан не с потерей доверия к валюте, а к потередоверия к реальным активам (или к ценным бумагам на эти активы) - ониназываются заразные кризисы. По определению, заразные кризисы не поражаюттолько одну или несколько стран. Существуют важные различия в изучении валютных и заразных кризисов.Валютные кризисы неизбежно вовлекают центральный банк кризисной страны;заразные кризисы требуют определенного действия либо бездействияцентрального банка, однако его роль не настолько важна. Наконец, макроэкономика валютных и заразных кризисов довольно различна –хотя оба они ведут к рецессии, валютные кризисы связаны с инфляцией встранах-жертвах, а заразные кризисы связаны с всемирной дефляцией.[6]Глава 2. Эволюция финансовых кризисов (( вв. 2.1 Великая депрессия 20-х гг. Ни о каком экономическом событии не было написано столько же, сколькоо крахе 1929 года и его последствиях. Распространенная картина 1929 года – это единовременный и яркиймомент: крах фондового рынка США, который обрушил цены с максимальныхзначений почти до нуля, спустил фондовые рынки других стран и стал причинойВеликой Депрессии. Распространение спада в реальном секторе отражает похожую картину, чтопоказано в таблице 1.2. Спад в США перекинулся на весь остальной мир, но вобщем спад где бы то ни было был мягче, исключения составляют Канада и, чтоинтересно, Германия. Великобритания испытала заметно меньший спад, чемдругие основные страны, а Япония испытала более или менее нормальноециклическое снижение.Таблица 1. Снижение реального производства после 1929 (% от 1929) [7]|Страна |Промышленность, % |ВНП, % ||США |55 |68 ||Канада |68 |76 ||Франция |74 |83 ||Германия |58 |80 ||Великобритания |86 |93 ||Япония |92 |нет спада | Источник: L.B.Yeager. 1976. International Monetary Relations: Theory,History, and Policy Несмотря на неоднородность расползания, как финансового кризиса, так иреального спада в 1929-32 гг., события тех лет по-прежнему служат модельюмеждународного распространения финансового кризиса. Из таблицы 1 мы уже видели некоторые основные данные о финансовом иреальном распространении этого кризиса. Наблюдалась явная зависимостьфондовых рынков, хотя спад вне Северной Америки и был значительно меньше,чем в ее пределах. Так как большинство исследований отводят краху фондовогорынка даже в США лишь вспомогательную роль в зарождении Депрессии, востальных странах тем более нельзя считать это основной причиной. Много исследований Великой Депрессии особенно выделяют торговыймультипликатор, часто утверждая, что протекционизм сыграл решающую роль.Однако, даже беглый взгляд на цифры, ясно говорит о том, что торговые связине могли быть основным фактором Депрессии. Таблица 2. Производство и торговля США, 1929-32 гг. (млрд. долл. вценах 1982).1| |1929 |1932 |Проц. изменение ||ВНП |709,6 |509,2 |-28,2 ||Экспорт |42,1 |23,2 |-44,9 ||Импорт |37,4 |23,7 |-36,6 ||Чистый экспорт |4,7 |-0,5 | | Источник: Department of Commerce. The National Income and ProductAccounts of the United States, 1929-82. При просмотре таблицы 2 можно выделить три момента. Во-первых,Соединенные Штаты были сравнительно закрытой экономикой в 1929 году –импорт и экспорт составляли около 6 процентов ВНП. Так как СоединенныеШтаты производили тогда не более 40 процентов валового продукта рыночныхстран, экспорт США составлял менее 4 процентов мирового ВНП. Во-вторых,падение импорта США в реальных масштабах было менее 40 процентов, чтоотразилось в полуторапроцентном спаде спроса на продукцию остального мира –слишком мало, чтобы стать причиной наблюдаемого спада, даже учитываядействие мультипликатора. В-третьих, мало кто заметил тот факт, что в 1929-32 годах чистый экспорт США упал – факт, который трудно примирить сгипотезой, что Соединенные Штаты экспортировали свою Депрессию черезсокращение импорта. Все это говорит о том, что ударение должно быть сделано на третьемканале – денежных связях. История показывает, что сделанное нами утверждение, что плавающиекурсы помогают изолироваться от монетарных шоков, неплохо подтвердилось.Две страны, которые отпустили свои валюты – Великобритания и Япония –перенесли кризис сравнительно легко по сравнению с теми странами, которыеупорно защищали свои курсы – Францией и Германией. 1 2.2. Азиатский кризис Симптомы неблагополучия на финансовых рынках Таиланда стали накапливатьсяеще с начала 1996 г. С конца февраля 1997 г. фондовые индексы устойчивоснижались и в других странах АСЕАН (Малайзия, Индонезия, Филиппины). Воснове тенденции лежал отток с этих рынков денег иностранных портфельныхинвесторов. Курсы валют большинства стран АСЕАН были тем или иным образом "привязаны"к курсу доллара США. Чтобы защитить фиксированные курсы в условиях оттокасредств нерезидентов, власти вынуждены были прибегнуть к массированнымвалютным интервенциям и резко повысить процентные ставки. Быстрое уменьшение валютных резервов и рост процентных ставок сделалиочевидной проблему краткосрочной валютной задолженности восточно-азиатскихстран (таблица 1). Таблица 1. Внешняя задолженность стран Восточной Азии на конец июня 1997г. (млрд. долл.)1| |Сроки погашения |Получатели | ||Заемщик |до |боле|без |банк|госсект|небанковски|без |Всего|| |2 |е 2 |указан|и |ор |й частный |указан| || |лет|лет |ия | | |сектор |ия | || | | | | | | | | ||Индонезия |38.|17.0|3.5 |12.9|6.5 |39.7 |0.1 |59.3 || |2 | | | | | | | ||Малайзия |16.|8.2 |3.7 |10.5|1.9 |16.5 |0.0 |28.8 || |9 | | | | | | | ||Филиппины |8.6|40 |1.5 |5.5 |1.9 |6.8 |0.0 |14.1 || | | | | | | | | ||Таиланд |50.|16.5|2.7 |26.1|2.0 |41.3 |0.1 |69.4 || |2 | | | | | | | ||Южная Корея |74.|16.4|12.7 |67.9|4.4 |31.7 |0.1 |104.1|| |3 | | | | | | | | Источник: “Financial Times”, 30.1.1998. Новая волна кризиса зародилась после того, как международные спекулянтысделали объектом своих атак валюту Гонконга - главного финансового центравсего восточно-азиатского региона. 20-23 октября 1997 г. Гонконгскийфондовый индекс Хан Сен снизился в общей сложности на 25%. Вслед за этимрезкие колебания произошли на фондовых рынках всего мира: американскийиндекс Доу-Джонса снизился 28 октября на 7.2%, на бирже в Токио падениесоставило 4.3, а во Франкфурте-на-Майне - 4.2%. В России котировки "голубыхфишек" (наиболее ликвидных акций) снизились в конце октября на 20-30%.Кризис, таким образом, впервые вышел за границы Восточной Азии и сталглобальным. В ноябре эпицентр кризиса достаточно неожиданно перемещается в ЮжнуюКорею, страну, экономически гораздо более развитую, чем государства АСЕАН.Это совпало по времени с кризисом фондового рынка в Гонконге. В результатепаника началась и среди зарубежных инвесторов, вложивших деньги в ЮжнойКорее. Таблица 2. Макроэкономические показатели стран Восточной Азии (%)[8]| | | |Баланс ||Страны и годы | | |по текущим || | | |операциям || | | |в % к ВВП || | | | || |Прирост ВВП|Инфляция | || | | | || | | | ||Южная Корея |1996 |7.1 |49 |-1.5 || |1997 |5,6 |4.5 |-2.0 || |19981 |-1.4 |12.5 |8.4 ||Таиланд |1996 |6.6 |5.8 |-7.8 || |1997 |-0.4 |56 |-1.9 || |19981 |-3.6 |14.5 |7.1 ||Индонезия |1996 |8.0 |79 |-34 || |1997 |46 |6.6 |-16 || |19981 |-5.8 |45.0 |55 ||Малайзия |1996 |86 |35 |-5.1 || |1997 |6.0 |27 |-5.3 || |19981 |07 |48 |-23 ||Филиппины |1996 |5.7 |8.4 |-5.0 || |1997 |5.2 |5.1 |-4.4 || |19981 |1.2 |9.1 |-3.7 | 1Прогноз Источник "Financial Times", 27 IV 1998. Бум внутренних и внешних инвестиций сопровождался крупномасштабнымимпортом оборудования и сырья. В результате к середине 90-х годов у странАСЕАН сложились достаточно крупные негативные балансы по счету текущихопераций. Принципиальную схему развертывания кризиса можно представить следующимобразом. Сначала происходит снижение фондовых индексов. Затем, по мерероста негативных настроений среди инвесторов, начинаются спекулятивныеатаки на национальную валюту. Защита ее с помощью высоких процентных ставокобостряет проблему внешней задолженности. Издержки поддержанияфиксированного курса в конце концов приводят к девальвации, что еще большеувеличивает стоимость обслуживания внешнего долга. Вслед за падениемвалютного курса падают фондовые индексы, теперь уже гораздо более высокимитемпами. В дальнейшем падение курсов акций и валютного курса происходит поспиралевидной траектории: одно ускоряет другое. По оценкам специалистов МВФ, причинами кризиса служат: - неспособность правительств обуздать перегрев экономики; - образование торговых дефицитов и "мыльных пузырей" на рынкахкапитальных активов; - слишком ортодоксальный подход к фиксированным валютным курсам, которыйпривел к неумеренным заимствованиям; - слабый контроль за банковской системой. В более широком плане глубинные причины кризиса связывают со слишкомзначительной ролью государства в восточно-азиатских экономиках, совзаимопереплетением власти и крупного бизнеса. МВФ фактически утверждает,что восточно-азиатские экономики в целом нездоровы и нуждаются врадикальных структурных реформах. Поразительно, что это говорится о странах, еще недавно являвшихсямировыми лидерами по экономическому росту, чьи достижения неоднократноставились в пример другим развивающимся государствам. Но еще поразительнее,что даже непосредственно в предкризисный период макроэкономическиепоказатели азиатских стран (за исключением сальдо по счету текущихопераций) оставались в целом весьма неплохими (см. таблицу 2.) Надо сказать, что до недавнего времени одним из достоинств азиатского"экономического чуда" считалось умение использовать иностранный капитал дляцелей национального развития. Остается предположить, что дело не только в торговом дефиците кактаковом, но и в источниках его покрытия. Таким образом, наибольшую нестабильность продемонстрировали именно тевиды иностранных инвестиций, которые особенно поощрялись в последние годы входе финансовой либерализации. И, как уже отмечалось, именно оттокпортфельных инвестиций и кризис задолженности местных фирм иностраннымбанкам выступали в качестве "передаточных механизмов" при развитииазиатского финансового кризиса. В итоге можно предположить, что фундаментальной причиной кризиса сталонарушение оптимального баланса между степенью внутренней либерализацииэкономик, с одной стороны, и степенью их открытости для краткосрочныхиностранных инвестиции – с другой. Контроль за допуском в экономикуиностранного спекулятивного капитала ослаблялся быстрее, чем позволялиобъективные условия. И в конце концов риски, связанные с нестабильностьюкраткосрочных инвестиции, стали перевешивать те макро и микроэкономическиепреимущества, которые дает привлечение иностранных кредитов и портфельныхинвестиции. 1 2.3. Российский кризис Летом 1997 г. ситуация на финансовых рынках Юго-Восточной Азии началаобостряться, но это практически не сказывалось на российской экономике.Относительная политическая устойчивость в стране вместе с повышеннойделовой активностью российских компаний и банков создавала благоприятноевпечатление у западных инвесторов по поводу перспектив российскойэкономики. Однако финансовая стабилизация и бурное развитие российских финансовыхрынков происходили на фоне углубления фундаментальных экономическихпроблем: фискального кризиса, значительного ухудшения состояния платежногобаланса и нарастания предпосылок усиления нестабильности экономическойполитики. Внушало серьезные опасения соотношение краткосрочных обязательствгосударства, находящихся у нерезидентов, и внешних резервов ЦБР,характеризующее курсовой риск при репатриации прибыли от вложений нароссийских финансовых рынках.Начало кризиса (ноябрь-декабрь 1997 г.). 27 октября 1997 г. падение индексаDow Jones Industrial Average достигло рекордной отметки 554 пункта. Этудату можно считать началом развертывания финансового кризиса в России,разрушившего все достигнутые к 1997 г. макроэкономические результаты иповлекшего за собой смену курса экономических преобразований. Неблагоприятные изменения в мировой конъюнктуре вызвали отток капиталовс российских финансовых рынков. Наиболее быстро это отразилось нароссийском рынке акций. За неделю - с 27 октября по 2 ноября 1997 г. -фондовый индекс упал на 18,5%. В целом за ноябрь индекс РТС-1 опустился дозначения 328,5, то есть падение котировок составило около 32%. В результате ЦБР оказался перед выбором политики, соответствующейусловиям финансового кризиса. ЦБР пришлось выбирать между плохими и оченьплохими решениями. Первый вариант сводился к защите от атак на рубль путемувеличения процентных ставок на рынке государственных обязательств, чтопозволяло избежать потерь международных резервов. Второй вариант заключалсяв удержании процентных ставок на относительно низком уровне путемпроведения операций на открытом рынке. Таблица 2.Финансирование платежного баланса РФ за 1995—1997 гг.млрд. долл.| |Годы ||ПОКАЗАТЕЛИ | || |1995 |1996 |1997 ||Счет текущих операций |7,9 |12,1 |7,3 ||Счет операций с капиталом и |-11,2 |-26,5 |-29,2 ||финансовыми инструментами | | | ||Чистые ошибки и пропуски |-7,9 |-8,1 |-7,1 ||Общее сальдо платежного баланса |-11,1 |-22,5 |-33,0 ||Финансирование |11,1 |22,5 |33,0 ||Изменение валютных резервов* |-10,4 |2,8 |-1,9 ||Перенесено и просрочено платежей|13,2 |11,0 |27,3 ||Использовано ссуд и займов |8,3 |8,7 |7,6 | * “ + ” — снижение, “ - ” — рост. Источник: Расчеты на основе платежных балансов России, ЦБ России. К сожалению, в ноябре ЦБР придерживался второго варианта, пытаясьреализовать политику удержания процентных ставок за счет увеличенияпринадлежащего ему пакета ГКО. Проведение такой политики ЦБР представляется нам серьезной ошибкой,которая в значительной мере предопределила дальнейшее развитие кризиса. Одним из факторов, демонстрирующих неадекватную реакцию правительства науглубляющийся кризис, явилось отсутствие разработанной программы мер посокращению государственных расходов и дефицита государственного бюджета. Углубление кризиса (январь 1998 г.) и временная стабилизация (февраль-апрель 1998 г.). В конце 1997 - начале 1998 гг. кризис в Юго-Восточной Азииначал нарастать. Это снова послужило причиной ухудшения положения нароссийских финансовых рынках. В результате оттока портфельных инвестиций из России усилившеесядавление на рубль обусловило в начале года быстрые темпы повышенияофициального обменного курса доллара США и рост форвардных котировок.Попытки ЦБР в январе ускорить темпы обесценения рубля привели к резкомуувеличению процентных ставок на рынке ГКО. Рынок экстраполировал повышениетемпов роста курса и реагировал на это увеличением процентных ставок,компенсирующим снижение доходности, исчисленной в валюте. Такая реакциярынка подтверждает высказанные выше соображения о том, что проведениедевальвации в условиях кризиса доверия при коротком государственном долге,высокой доле нерезидентов на этом рынке, низком уровне валютных резервовявляется труднореализуемым решением. В феврале-апреле 1998 г. на рынках наступил период относительнойстабилизации. Произошел также ряд дополнительных событий, послужившихпозитивными сигналами для инвесторов Нарастание и кульминация кризиса (май-август 1998 г ) В середине маямакроэкономическая ситуация в России начала резко ухудшаться Котировкигосударственных ценных бумаг стремительно падали, определенное влияние натакое развитие событий в России оказали дальнейший рост политической иэкономической нестабильности в Азии (ситуация в Индонезии и Индии, новыйвиток кризиса в Южной Корее, Таиланде и др.), а также ожидание повышенияпроцентных ставок Федеральной резервной системой, что повысило быпривлекательность вложений в американские ценные бумаги. Однако болеесущественное значение имели, по-видимому, внутренние российские события.Наиболее важными событиями из них давших негативные сигналы финансовымрынкам были следующие. В июне серьезно снизились международные кредитные рейтинги России и рядароссийских банков и компаний.. Массовый вывод средств инвесторов сфинансовых рынков после снижения российских кредитных рейтингов привел кновому повышению во второй половине июня процентной ставки по ГКО, котораяпревысила 50%. Важным обстоятельством было противостояние Министерства финансов иЦентрального банка РФ. Суть конфликта заключалась в том, что Минфин к лету1998 г. стал систематически задерживать возврат ЦБР задолженности,возникавшей при погашении Банком очередной серии ГКО. Задолженность Минфинаперед ЦБР в июле доходила до 12- 13 млрд. руб. В результате ЦБР 21 июляарестовал счета Минфина. Проблема была урегулирована лишь несколько днейспустя, когда Министерство финансов обязалось не задерживать погашениедолга по ГКО более чем на шесть дней. В совокупности произошедшие события привели к тому, что примерно с 3августа процесс приобрел неуправляемый характер. Наряду с паникой на валютном рынке начался банковский кризис. Он былспровоцирован ухудшением ситуации на финансовых рынках на фоне жесткойденежной политики первого полугодия 1998 г.: денежная база на 1 сентябрясократилась по сравнению со значением на начало года на 3,5%. Подводя итоги последних месяцев перед кульминацией кризиса, следуетотметить, что главными факторами, не позволившими России в августе избежатьдевальвации рубля, явились, по нашему мнению, отсутствие поддержкиантикризисной программы правительства со стороны Государственной думы инедостаточный объем помощи со стороны МВФ. Курс доллара, несмотря на попытки ЦБР сдержать его рост, поднялся на11%. Попытки защитить рубль с помощью валютных интервенций были крупнойошибкой ЦБР, послужившей важным фактором обвала рубля в конце августа -начале сентября 26 августа ЦБР, растратив значительные запасы резервов принизких ценах доллара, приостановил торги на неопределенный срок. Четырехмиллиардный кредит МВФ, выданный в июле и целиком направленный напополнение резервов, был почти полностью израсходован за четыре недели, ивынужденная девальвация, наконец, была осуществлена 17 августа с большимопозданием. 17 августа 1998 г. агентство Moody’s Investor Servicesпонизило рейтингРоссии по обязательствам в иностранной валюте с В1 до В2. Это моментальновызвало дополнительное падение цен на валютные облигации Министерствафинансов РФ, котировавшиеся на внешних рынках на уровне 170% годовых. Подводя итог, выделим важнейшие экономические последствия финансовогокризиса в России: - снижение доверия как внешних, так и внутренних инвесторов кправительству; - закрытие как внешних, так и внутренних источников финансированиядефицита государственного бюджета; - кризис отечественного банковского сектора, обусловленный не толькопотерями на финансовых рынках, но и самим фактом ликвидации основного ивзаимосвязанных источников получения доходов -рынка ГКО-ОФЗ, обостриткризис платежей;- обвал на российском рынке акций приведет к дальнейшему снижениювозможностей российских предприятий по привлечению инвестиций;- ожидаемого увеличения деловой активности в нефтегазовом и другихэкспортоориентрованных секторах экономики благодаря девальвации может непроизойти, поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса государствопостарается изъять все дополнительные прибыли в счет просроченнойзадолженности в бюджет; - способность ряда отечественных импортозамещающих отраслей быстронарастить выпуск продукции, воспользовавшись резким падением реальногокурса рубля и соответствующим снижением конкурентоспособности импортныхтоваров, будет определяться уровнем будущей инфляции.1 Глава3. Влияние кризиса 1997-1998 гг. на экономику Кыргызстана. 3.1. Состояние Кыргызстана за 1991-1998 гг. 1991-1998 – годы стали тяжелыми для экономических испытаний, когдареформировать пришлось в условиях экономического кризиса. Неэффективнаяэкономика Кыргызстана – наследие советского периода. к тому же она былаодним из «аутсайдеров» среди экономик союзных республик. Экономическийкризис, разрыв сложившихся экономических связей в союзномнароднохозяйственном комплексе, ошибки в процессе реформирование обусловилипадение производства.1 Таблица1. Индексы потребительских цен и темпы роста номинальныхденежных доходов в странах СНГ (1992 г. к 1991 г., в %).2| |Потребительские |Среднедушевой || |цены |доход ||Азербайджан |12,1 |5,0 ||Армения |9,0 |2,8 ||Белоруссия |11,6 |8,2 ||Казахстан |10,7 |6,7 ||Кыргызстан |11,9 |4,3 ||Молдавия |12,1 |4,9 ||Россия |15,7 |7,5 ||Таджикистан |10,1 |3,4 ||Туркменистан |8,7 |7,1 ||Узбекистан |5,1 |5,2 ||Украина |12,5 |-- | В 1991 г. был разработан новый экономический курс, основныминаправлениями которого явились: 1. Новая аграрная политика: создание социальной инфраструктурыразвития мелкого промышленного предпринимательства на селе, стабилизацияэкономического положения наиболее пассивных и наименее приспособленных крынку слоев сельского населения 2.Пересмотр законодательных и других нормативных актов республики. 3. Приватизация мелких и малых предприятий. 4. Установление экономических, гуманитарных и политическихотношений с развитыми странами Запада и Востока. 5. Пересмотр всей прежней кадровой политики, в том числе и существующей системы подготовки от средней школы до высшей. 6. Создание кредитно-финансовых учреждений, ориентированных на рынокценных бумаг.1 Особенно «критическими» были 1991-1995 гг., когда ВВП ежегодно падал,а уровень инфляций достиг четырехзначного . В результате к 1996 г.экономика страны по основным показателям (ВВП, национальный доход)оказалась на уровне начала 1970-х гг., т.е. откат на 25 лет назад (см.Рис.1). 1991-1995 гг., по существу, стали годами не столько экономическойреформы, сколько отчаянной и, к сожалению, не очень успешной борьбы сэкономическим кризисом. Рис.1 Попытка в условиях кризиса ускорить реформу, во что бы ни стало,оказалась не совсем правильной политикой. Поэтому «преуспели» не столько восуществлении экономической реформы, сколько в разрушении реальнойэкономики. По существу, быстрого реформирования (даже в организационном иправовом отношении) не получилось, институциональное формирование свободнойрыночной открытой экономики охватило практически 10 лет, хотя не всекомпоненты новой экономической системы получили завершение. Удельный вестеневой экономики в ВВП составил: в 1993–3,2%; в 1994 – 6%; в 1995 – 8,4%;в 1996 – 9,4%; в 1997 – 10,3%; в 1998 – 11,9%;. Однако эти данные явно изначительно занижены. За этот период значительно изменилось соотношение государственного ичастного секторов экономики. Количество государственных предприятий (безпредприятий сельского хозяйства) сократилось с 3,9 тыс. в 1994, до 1,1 тыс.- в 1998. Их доля в производстве ВВП уменьшилась с 17,9% в 1994, до 3,4% -в 1998.1 Разразившийся кризис экономики и всей системы денежно-кредитных ифинансовых отношений поставил в качестве главной задачи осуществлениеденежно-финансовой стабилизации. Нужно было проводить политику, котораяобеспечивала бы устойчивость национальной валюты, надежность банков и всейкредитно-банковской системы, бездефицитность госбюджета. В Кыргызстане в мае 1993 г. была введена своя национальная валюта -сом.После введения национальной валюты в мае 1993 г. положение начало менятьсяв лучшую сторону под воздействием жесткой монетаристской политики инекоторых успехов в развитии экономики. Уровень инфляции составил 1994 г, -187,2%, 1995 г. - 131,9%, 1996 г. - 114,8%. Достижение сравнительно низкого уровня инфляции в 1997 г. приотносительно стабильном обменном курсе сома было расценено как установлениеденежно-финансовой стабилизации. Однако, радоваться пришлось недолго.2 Если говорить о состоянии реальной экономики (производства), то 1991-1995 гг. действительно оказались годами ее разрушения, а 1996-1998, заредкими исключением, стали годами использования того, что сохранено и несломано. 1996-1998 гг. остались годами стагнации, хотя статистика (таблица1) говорит о росте в целом. Наблюдающийся рост- это результат не стабильнойработы экономики со всеми ее отраслями и производствами, а «громоотводных»усилий личных хозяйств (главной кормилицы населения) и в отдельные годыединичных результатов промышленности (если коснутся производстваматериальных благ).1 В 1995-1998 гг. внешний долг рос интенсивно: в среднем в 1,5 раза поотношению к предыдущему году, в то время как государственный внешний долгувеличивался более чем на 140 млн. долл. в год за период 1994-1998 гг.Частный внешний долг возрос до 381,4 млн. долл. в конце 1998г. Основнуюдолю внешнего долга составляют международные организации – около 40% общеговнешнего долга в конце 1998 г.2 3.2. Влияние Финансового кризиса России 1998 года на Кыргызстан. Развитие макроэкономической ситуации в 1998 г. проходило под влияниеммирового финансового кризиса, в основном через дестабилизацию экономикиРосси, а также активизацию ранее накопленного внутреннего потенциала.Резкое ухудшение ситуации на финансовом рынке России, последующее общееухудшение обстановки в экономики в целом повлияло на состояние платежногобаланса Кыргызстана, привело к снижению доверия к банковской системы. И какследствие способствовала резкому снижению темпов экономического роста с9,9% в 1997 г. до 2,1% в 1998 г.. Инфляция составила 16,85%, девальвацияобменного курса 69,1% уровень международных резервов сократился до 2,5месяца, дефицит счета текущих операции достиг 22,5%, дефицитгосударственного бюджета составил 3%, а с учетом ПГИ – 10% к ВВП.1 [pic] По объему экспорта и импорта (как в суммарно-денежном, так и внатурально-физическом выражении) Россия для Кыргызстана была и остаетсяодним из основных стратегических и долгосрочных партнеров, и легкомысленнобыло предполагать, что финансовый кризис в РФ не отразится на финансахКыргызстана.2 Негативные воздействия финансового кризиса 1998 года наиболее остро былисвязаны с последствиями кризиса в России и выразились в следующем: . снижение объемов экспорта, в том числе в Россию; увеличение объемов импорта, в том числе из России; . спад производства на предприятиях, связанных с российскими, и сопутствующее этому замедление темпов роста производства в целом, а также ухудшение производственно-финансовых связей кыргызских и российских предприятий как результат сбоев в работе платежной системы; . рост потребностей в твердой валюте в связи с ростом общего объема импорта, в том числе из России (в связи с переходом в расчетах с российскими предприятиями на твердую валюту); . общий рост спроса на инвалюту в связи с психологическим воздействием финансового кризиса в России и негативными ожиданиями населения относительно ухудшения финансовой ситуации в республике на ближайшую перспективу, и как результат - продолжающееся с августа 1998 года падение обменного курса нацвалюты; . снижение уровня золотовалютных резервов Национального банка Кыргызской Республики, объема денежной базы и денежной массы; . отток вкладов населения из банковской системы, усиление долларизации экономики, ухудшение условий для инвестирования в экономику и, в особенности, в реальный сектор (в первую очередь, в результате дальнейшего роста процентных ставок на кредиты коммерческих банков); . ухудшение финансового состояния коммерческих банков республики в результате оттока вкладов населения и уменьшения общего уровня ликвидности; . резкий рост доходности по государственным казначейским векселям, снижение намеченных объёмов их выпуска и ухудшение условий финансирования дефицита государственного бюджета.1 Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии на экономике Кыргызстана стольсильно не отразился. Это лишний раз показывает нам, кто у нас основнойэкономический партнер, от судьбы которого столь зависима наша собственнаясудьба.1 3.3 Уроки Кризиса В целях преодоления отрицательных воздействия финансового кризиса 1998года, Правительством Кыргызстана была принята «Программа преодолениякризисных проявлений в экономике и повышения устойчивости финансовойсистемы Кыргызской Республики», которая включала в себя: . ужесточение бюджетных операций в соответствии с изменившимся наличием внешних и внутренних ресурсов; . пересмотрен бюджета на 1999 год в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией; . меры для снижения дефицита торгового баланса, в частности, по снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта; . меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам; . создание благоприятных условий предприятиям, ориентированным на экспорт, в особенности производящим продукцию сельского хозяйства; . полное выполнение своих обязательств по государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития финансового рынка; . банкам разрешено использовать обязательный фонд резервирования; . со стороны Национального банка Кыргызской Республики производилось чрезвычайное кредитование коммерческих банков; . банки, оказавшиеся на грани банкротства, были переданы под управление Национального банка Кыргызской Республики или проданы другим лицам.1 Анализ состояния экономики показывает, что после спада 1998 г.наблюдается хоть и незначительное, но важное для республики оживлениеэкономической деятельности. Заметно увеличившееся производство валовойпродукции сельского хозяйства и промышленности при небольшом сниженииобъемов розничного товарооборота определило общую тенденцию роста индексаэкономической активности, рассчитанного как средневзвешенная величинатемпов роста отдельных отраслей, в наибольшей степени определяющих динамикуВВП и доступных в оперативной статистике (промышленность, сельскоехозяйство, розничный товарооборот). Но здесь важнее не сами показатели, а их качественное наполнение.Девальвация сома и повышение конкурентоспособности промышленности далиотечественным производителям уникальный шанс по завоеванию рынков.Активизировалось производство потребительских товаров для внутреннегоиспользования, что является, конечно, позитивным моментом. Одной из основных причин, препятствовавших промышленному росту в 1999г., был малый объем инвестиций. Фундаментальная проблема для республики -это даже не иностранные инвестиции. При условии привлечения национальныхсбережений и трансформирования их в инвестиции, что должно являться первымэтапом, иностранные инвестиции будут приходить на втором этапе. Основнаяпроблема - это национальные сбережения. Факторы, влияющие на национальнуюнорму сбережений, - важнейший вопрос долгосрочных перспектив развитиякыргызского рынка. Величина организованных сбережений и вклады населения вценные бумаги весьма незначительны. Трудно не обратить внимание на устойчивый рост в общей денежной масседепозитов в иностранной валюте. Мы предполагаем, что больший объемнаходится у населения в наличном виде. Основная причина- недовериенаселения к государству и банковской системе в целом. Есть и другие причины, препятствующие трансформированию сбережений винвестиции: слабость защиты прав собственности и непрозрачность компаний,низкое качество менеджмента и бухгалтерского учета. Отсутствие инвестицийкрайне отрицательно повлияет на рост реального ВВП, который наметился запоследний год. Начиная примерно со 2-го квартала 1998 г, можно четко проследитьобратную связь между динамикой процентных ставок и динамикой производстваРост цены кредитных ресурсов сопровождался спадом в производственномсекторе экономики. И, напротив, снижение процентных ставок с начала 1999 гсопровождалось подъемом производства. Эта связь не прослеживается досередины 1998 г Причиной данного эффекта, скорее всего, являетсядевальвация сома во второй половине года, а также последовавшее за этимрезкое уменьшение денежных агрегатов. Искусственно завышенный курс сома,препятствовавший проведению действенной монетарной политики, но в то жевремя являвшийся результатом этой политики, снизился до своего реальногоуровня. Итак, рост темпов ВВП, наметившийся во втором полугодии 1999 г.,вселяет надежды на последующий рост производства. Однако при всем оптимизменужно учитывать, что для последующего роста необходимы низкие ставкипроцента, стимулирующие инвестиции. В случае, если денежная масса будетвыпущена из тех жестких рамок, в которые она была загнана, ставки могутсохраниться на низком уровне. Анализ по 22 странам, как развивающимся и переходным, так ииндустриальным, показал, что, несмотря на периоды шоковой терапии, высокойинфляции и валютной нестабильности, самый высокий уровень процентных ставокв них по наиболее рискованным коммерческим кредитам не превышал 24%. Внашей республике процентные ставки по кредитам в течение последних трех летварьировали в среднем от 35 до 55% и на начало 4-го квартала 1999 г.составляли 49%. В Кыргызстане один из самых низких в мире уровней монетаризации (доляденежной массы в ВВП). На начало 1999 г. он составлял 12,7% ВВП. Длясравнения в России на начало ноября 1998 г. он составил 16-17% ВВП. Встранах "Большой семерки" уровень монетаризации экономики в среднемсоставляет 55-100%, в развивающихся странах - 40-60%. В 1995-1999 гг.Нацбанк Кыргызстана в результате жесткой денежной политики создалискусственный дефицит денежной массы. При таком дефиците в стране стало"мало денег". Обострилась зависимость от иностранных инвестиций, еще болеепроблемными стали бюджет и налоги. Дефицит денежных ресурсов заставилподдерживать искусственно высокие процентные ставки При спекулятивныхоттоках иностранного капитала рынок испытывал острый шок. Заметим, что абсолютное большинство стран со значительно более высокимуровнем монетаризации ВВП характеризуется более благоприятным сочетаниемуровней инфляции и экономического роста, чем Кыргызстан У нас жеподдержание этого уровня на пороге 15-20% является едва ли не единственнымсредством сдерживания инфляции. Однако, хотя уровень монетаризации в нашейреспублике крайне низок, сравнивать наше положение напрямую с развитыми илиразвивающимися странами, обладающими производственными мощностями иположительным торговым балансом, нецелесообразно. Дефицит денежной массы отчасти оправдан отсутствием каких-либофакторов, положительно влияющих на инфляционные процессы. Поэтому мысталкиваемся без того низкий уровень реального дохода при введении болеемягкой денежной политики. Таким образом, в республике наблюдаются искусственный дефицит денег вэкономике, высокие процентные ставки, долгосрочно низкая в долларовомвыражении зарплата и тяжелый для переходной экономики налоговый пресс,растущее долговое бремя, не мобилизуемые долларовые резервы населения. Всеэти факторы формируют глубокую зависимость состояния финансового рынкаКыргызстана (и самой возможности модернизации экономики) от прихода на негоиностранных денег. Экономический рост в реальном секторе может быть связан только спритоком инвестиций в страну. Однако реальная оценка баланса позитивных инегативных тенденций не дает повода для ожидания радикального увеличениятемпов роста экономики в краткосрочной перспективе. Насколько устойчив некоторый подъем - будет зависеть от развитияэкономико-политической ситуации. Тем не менее, основные элементы дляустойчивого роста у нас есть и в среднесрочной перспективе подъем экономикинеизбежен.1 Заключение На основании проведенного исследования мы сделали следующие выводы,обобщения и практические рекомендации: Финансовый кризис рассматривается не просто как хронологическийпроцесс, а как экономическое явление, которое вполне можно предупредить и вслучае его наступления преодолеть его с минимальными потерями. Эволюция финансовых кризисов показывает, что он развивается не безпомощи национальных экономик, в основе которых могут быть их различия илиже неэффективность состояния. Мы считаем, что причины кризиса следует искать не только вэкономике, но и в морали, психологии, общем взгляде на жизнь представителейвысших эшелонов политической власти, в пренебрежении к такому основномуфактору экономической жизни, как доверие людей, к своему государству иправительству. В конечном итоге все – общий экономический климат в стране,отторжение или успех реформ, устойчивость денежно-финансовой системы,бюджет и налоговые поступления, производство, инвестиционный процесс,социальная стабильность и т.д., т.е. оказывает существенное влияние навозникновение финансовых кризисов и способности адаптации национальныхэкономик к внешним шокам и потрясениям. Не стоит сбрасывать со счетов истепень доверия граждан установившимся вокруг них условиям жизни, ихожиданиям нового удара со стороны властей: конфискации сбережений, резкогопадения или невыплаты зарплаты, вспышки некомпенсируемой инфляции и т.д. Находясь в состоянии нестабильности Кыргызстан, ощутил влияниефинансового кризиса, благодаря России. Влияние российского кризисасказалось на экспорте и импорте, на платежном балансе, на курсе сома исоответственно на экономическом состоянии государства. Например: Снижениетемпов экономического роста с 9,9% в 1997 г. до 2,1% в 1998 г. Инфляциясоставила 16,85%, девальвация обменного курса 69,1% уровень международныхрезервов сократился до 2,5 месяца, дефицит счета текущих операции достиг22,5%, дефицит государственного бюджета составил 3%. Таким образом последнее десятилетие XX века – это годы экономическихиспытаний для Кыргызстана, когда разразившийся мировой финансовый кризисотбросил экономику и социальное развитие наций назад, оказав таким образомнегативное влияние на результативность экономических реформ страны. Однако, несмотря на трудности, процесс структурной перестройки в КРидет, идет процесс нового порядка адаптаций экономической жизни всовершенно иных условиях, и постепенно накапливаются силы для преодоленияпоследствий экономического кризиса, и создается база для реальногоэкономического подъема. Глоссарий Валютная интервенция – вмешательство центрального банка в операции навалютный рынке с целью воздействия на курс национальной валюты посредствомкупли-продажи иностранной валюты. Валютные резервы – находящиеся в собственности страны международно-признанные средства платежа, предназначенные для покрытия кратко- исреднесрочных дефицитов внешнего платежного баланса и обеспечения,связанных с этим мер контроля за изменением курса собственной валюты. Девальвация – уменьшение курса национальной или международной(региональной) денежной единицы по сравнению с валютами других государств. Инфляция – (от лат. «вздутие») – обесценение денег в результатепревышения количества денежных знаков, находящихся в обращении, над суммойтоварных цен. Платежный баланс – соотношение всех денежных поступлений из-заграницы и различных платежей за границу за определенный период или наопределенный момент. Рецессия – относительно умеренное, некритическое падение деловойактивности, производства, замедления темпов экономического роста, обычноопределяемое как последовательное уменьшение реального валовогонационального продукта Свободно плавающие валютные курсы – Валютные курсы, которые нефиксируются и, следовательно, могут повышаться и понижаться в зависимостиот спроса на иностранную валюту и ее предложения. Фиксированный валютный курс - закрепленный в одностороннем порядке илимежгосударственными соглашениями курс валюты, свободное повышение илипонижение которого не допускается. Список литературы 1. Журнал «Банковский Вестник» № 10, 1998 г. 2. Журнал «Вопросы Экономики» №11, 1998 г. 3. Журнал «Мировая экономика и международные отношения» №4,1, 1999 г. 4. Журнал «Рынок Капиталов» №2, 2000 г. 5. Большой экономический словарь/под ред. Азрилиян А.Н М.: Институт новой экономики 1999 г. 6. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный Мир, 1999. – 895 с. 7. Булатов А.С. «Экономика» М., 1996 г. 8. Койчуев Т. Постсоветская перестройка: Теория, идеология, реалии/ЦЭиСР при МФ КР. БФЭА – Б.: Илим, 1999 г. 9. Международное экономическое отношения. Учебник для ВУЗов/Е.Ф. Жуков, Т.И. Канаева, А.Т. Литвиненко и др.: под ред. Жукова-М.: ЮНИТИ-ДАНО, 1999 г. 10. Словарь современной экономической теории Макмилана. –М.:ИНФРА-М, 1997.- 608 с. 11. Универсальный учебный экономический словарь. Ростов на Дону.: Феникс, 1996, 576 с. 12. Флорес М.М., Попов В.В. «Азиатский вирус или Голландская болезнь?» Теория и история валютных кризисов в Росси и др. странах. Академия народного хозяйства при правительстве РФ.-М.: Изд-во «Дело», 1999 г. 13. Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века. – Б.: ЦэиСР при МВ КР, 2000 г. 14. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар (июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., Лайлаевой Э. – Б. 2001 г. 15. Проблемы денежно-финансовой стабилизации в Кыргызстане. ( Кумсков В.И.) http://polysphere.freenet.kg/no5/Pjuly006.htm 16. http://www.corpgovuz.org/index.php?b_end=documents&action=show_detailed& idd=17&back=9 17. http://fincrisis.narod.ru/financial.ht 18. www.stat.kg-----------------------[1] Большой экономический словарь/под ред. Азрилиян А.Н М.: Институт новойэкономики 1999.[2] http://fincrisis.narod.ru/financial.htm[3] Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный Мир, 1999. –803 с.[4] http://fincrisis.narod.ru/financial.htm[5] Флорес М.М., Попов В.В. «Азиатский вирус или Голландская болезнь?»Теория и история валютных кризисов в Росси и др. странах. Академиянародного хозяйства при правительстве РФ.-М.: Изд-во «Дело», 1999 С. 17-27[6] http://fincrisis.narod.ru/financial.ht[7] http://fincrisis.narod.ru/financial.ht1 http://fincrisis.narod.ru/financial.ht1 http://fincrisis.narod.ru/financial.ht1 КРИЗИС ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ П. Мозиас// МИРОВАЯЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 1999, № 1, с. 38-47[8] КРИЗИС ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ П. Мозиас// МИРОВАЯЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 1999, № 1, с. 38-471 КРИЗИС ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ П. Мозиас// МИРОВАЯЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 1999, № 1, с. 38-471 С. Синельникова, С. Архипов, С. Дорбышевский, С. Баткибеков, И.Трунин-Институт Экономических проблем переходного периода//Вопросы кономики №11,1998 С. 36.1 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы:Научно-практический семинар(июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., ЛайлаевойЭ. – Б. 2001 С.42 Булатов А.С. «Экономика» М., 1996г. стр.2511 Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века. – Б.: ЦэиСР приМВ КР, 2000 С. 81 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар(июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., ЛайлаевойЭ. – Б. 2001 С.42 Проблемы денежно-финансовой стабилизации в Кыргызстане. ( Кумсков В.И.)http://polysphere.freenet.kg/no5/Pjuly006.htm1 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар(июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., ЛайлаевойЭ. – Б. 2001 С.62 Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века. – Б.: ЦэиСР приМВ КР, 2000 С. 221 Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы: Научно-практический семинар(июнь 2000 – апрель 2001г.)/под ред. Рахматова А., Турсуновой С., ЛайлаевойЭ. – Б. 2001 С.322 Койчуев Т. Постсоветская перестройка: Теория, идеология, реалии/ЦЭиСР приМФ КР. БФЭА – Б.: Илим, 1999 С. 2021ttp://www.corpgovuz.org/index.php?b_end=documents&action=show_detailed&idd=17&back=91 Койчуев Т. Постсоветская перестройка: Теория, идеология, реалии/ЦЭиСР приМФ КР. БФЭА – Б.: Илим, 1999 С. 2021ttp://www.corpgovuz.org/index.php?b_end=documents&action=show_detailed&idd=17&back=91 В. Недавин, Т. Ахматов Инвестиционно-консалтинговый Центр “BNC”//РынокКапиталов №2, 2000 С. 4 -7-----------------------[pic]




Похожие:

Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconКризис российской экономики и пути его преодоления

Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconПадение крепостного права в россии кризис феодально крепостнической системы хозяйства в России и формы его проявления
Кризис феодально крепостнической системы хозяйства в России и формы его проявления
Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconС. Ю. Чапчиков, к ю. н. Финансовый кризис: пути преодоления
России, их прогнозирование, предупреждение политических и социальных рисков, связанных с ними, предложение решений в области макроэкономической...
Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconС. Ю. Чапчиков, к ю. н. Финансовый кризис: пути преодоления
России, их прогнозирование, предупреждение политических и социальных рисков, связанных с ними, предложение решений в области макроэкономической...
Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconАктуальный комментарий Финансовый кризис: причины, последствия и пути преодоления
Вашингтоне состоялся Саммит Группы 20. Руководители ведущих стран планеты собрались на свою встречу в Вашингтоне 15 ноября 2008 года,...
Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconАктуальный комментарий Финансовый кризис: причины, последствия и пути преодоления
Вашингтоне состоялся Саммит Группы 20. Руководители ведущих стран планеты собрались на свою встречу в Вашингтоне 15 ноября 2008 года,...
Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconПадение крепостного права в России
Кризис феодально крепостнической системы хозяйства в России и формы его проявления
Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconКризис Российской промышленности и способы его преодоления

Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconПравовой нигилизм и пути его преодоления

Финансовый кризис в Кыргызстане: формы его проявления и пути преодоления iconБюджетный дефицит и пути его преодоления

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы