Трудовая демократия icon

Трудовая демократия



НазваниеТрудовая демократия
Дата конвертации05.08.2012
Размер168,4 Kb.
ТипРеферат
Трудовая демократия


Что же такое трудовая демократия и где она возникла? Большинствонаверняка ответит, что после второй мировой войны где-нибудь в ЗападнойЕвропе или США. Но это не так. В России, например, уже в 1803 году наКрасносельской бумажной фабрике неподалёку от Петербурга рабочие заключилидоговор, по которому фабрика в течение долгого срока находилась вуправлении самих рабочих. Этот договор касался всех основных этаповпроизводственного процесса. Примеров тому множество и не стоит перечислятьих все, просто нужно заглянуть в глубь веков, посмотреть как жили нашипредки и поискать истоки трудовой демократии там. Всё на Руси решалось сообща. Главный орган управления не одно лицо, анародное собрание - вече. Да и работали росичи вместе. Основной формойтруда был коллективный труд: труд свободных людей в родственном коллективе- семье. Даже воинское подразделение - дружина, и та носила чистодобровольный, своего рода артельный характер. Еще большим самоуправляющимначалом обладали торговые дружины. И уж конечно возникали подобныесамоуправляющиеся организации и на деревне: крестьяне объединялись в группыс целью выполнения каких-либо трудоёмких работ или когда один из нихнуждался в срочной помощи. Я же считаю, что истоки трудовой демократии нужно искать в следующем.В первом упоминании Руси греческими и византийскими историками, народы,жившие в этих землях, находились на первобытной ступени развития общества.То есть в IV-IX веках, когда Русь Изначальная как государство ужесформировалась, первобытнообщинный строй был доминирующим. А после 988 годана Русь уже стал распространяться феодализм. А где же рабовладение,которое, по-моему, должно было разрушить родовую, соседскую и другие видыобщины и прочие основы демократии на Руси ? Верно, его в столь ярковыраженной форме не было. Таким образом, Русь Изначальная превратившись вРусь Великую, трансформировалась из первобытнообщинного сразу в феодальноегосударство. Община же, как основа русской демократичности, сохранилась.Крестьянский мир Община для русских людей - национальное достояние, демократическийсоюз местного самоуправления, трудовой демократии, взаимопомощи исовместного владения и пользования землёй. Само понятие общины, «мира» длякрестьянина больше, чем просто арифметическое соединение крестьян, а нечтобольшее - соборное соединение, имеющее характер высшего закона. Основнойэкономический принцип общины полная противоположность концепции Мальтуса:право на жизнь имеет всякий родившийся на свет - гарантией чего являетсявзаимопомощь и взаимная поддержка в общине. Сейчас мы можем наблюдать нечтоподобное в современном японском обществе: не добивай проигравшего, дай емуещё один шанс, ведь если добить его сейчас, то на его место придёт другой,и неизвестно что от него ожидать; вот принцип которым руководствуютсяяпонские бизнесмены. Но вернёмся к русским крестьянам. Каким же образомсформировался мир-община? Очень просто: когда русские крестьяне селились наогромных территориях нашей страны между поселениями пролегали очень большиерасстояния, так что родная деревня и была для крестьянина почти всем миром.Если деревня была достаточно крупной, то территория с центром в этойдеревне называлась волостью, а население её - миром. Волость сама выбираластаросту и некоторых других руководящих лиц, самостоятельно распределяласбор податей, вершила «низший» суд и выполняла полицейские функции. Волостьимела свой, волостной, сход, собиравшийся в большом селе, и состоявший изсельских старост и выборных крестьян, хотя прийти на сход мог любойжелающий. Этот сход выбирал волостного старшину, волостное правление иволостной суд. Волостное правление вело книги для записи решений схода, атакже сделок и договоров, заключенных крестьянами. Все записи делалволостной писарь. В волостной суд избирали четырёх крестьян-домохозяев, немоложе 35 лет, грамотных и уважаемых односельчанами. Правда полномочияэтого суда распространялись лишь на мелкие споры и тяжбы. От нескольких жеволостей избирался сотский - общий представитель этих волостных общин.Поначалу волость была заинтересована в привлечении на свои земли новыхкрестьян, так как земли было предостаточно, а при большем количестве людейна душу приходилась меньшая сумма податей. Таким образом, по мере ростанаселения волость дробилась на отдельные общины, и они уже сами брали насебя многие функции волости. Одна или несколько деревень составляют мир,который обязательно имеет свои органы самоуправления как то: крестьянскийсход, староста, десятский, сотский. На сходах решались насущные вопросыкрестьянской общины: вопросы землепользования, расклада податей, возведениякаких-то общественных зданий. Важное значение на сходах принадлежалостаросте. Он организовывал сход, следил за порядком, заведовал мирскимиделами и т. д.В XIV-XVI веках происходит наступление русскую общину. Происходит широкаяраздача князем тяглых волостных земель вместе с крестьянским населением. Тоесть волостная община попросту перестаёт существовать, так как её функциипереходят к землевладельцу, но обыкновенная сельская община не прекращаетсвоего существования. И новоявленные феодалы вынуждены считаться с этим, имэто было даже выгодно так как в лице общины они имели готовую организациютруда, производства и распределения, да к тому же община с помощью круговойпоруки выплачивала повинности тех, кто не мог сделать этого самостоятельно.Так что помещики не очень то и пытались разрушить общину. Раздел земли вобщине носил трудовой характер. Землю давали тому, кто мог её обработать.Те у кого была возможность могли взять и дополнительные наделы, но с нихсоответственно нужно было платить и дополнительные подати. Для бедняков жеустраивали запасные участки, которые он мог обрабатывать без уплатыподатей. На этих же участках велась и общественная запашка, а зерно от этойзапашки шло в общее гумно и выдавалось нуждающимся. Община гарантировалазащиту бедных и нетрудоспособных. Пока крестьянское население было относительно малочисленно всё былохорошо. Но с его ростом усиливалось дробление земельных участков, рослачересполосица, ухудшались условия обработки. Поэтому в 1906 году был принятзакон, позволяющий каждому члену общины получать землю в личнуюсобственность. На первый взгляд этот закон разрушает общину. Но это не так.Потому что распоряжаться этой землёй можно было с очень большимиограничениями, например продавать землю можно было лишь в пределах общины. Итак, подведём итог: какова же роль общины для русского крестьянина?Община - это каркас всей крестьянской жизни. В её рамках многие векаосуществлялось саморазвитие и самоорганизация русской жизни. Именно общинабыла общественной формой, которая создавала условия для свободы исамостоятельного развития каждого отдельного крестьянина. Свобода тоженосила специфический - коллективный характер и определялась принадлежностьючеловека к самоуправляющейся общине, существовавшей на основедемократических традиций и обычаев и в значительной степени ограждавшей отфеодальных поборов и бюрократического произвола центральной власти.Русская артель Русская артель была добровольным товариществом совершенноравноправных работников, призванным на основе взаимопомощи и взаимовыручкирешать практически любые хозяйственные и производственные задачи.Объединение людей в артель не только не ограничивало дух самостоятельностии предприимчивости каждого артельщика, а, наоборот, поощряло его. Мало того- артель удивительным образом позволяла сочетать склонность русскогочеловека к самостоятельному и даже обособленному труду с коллективнымиусилиями. Довольно интересно отслеживает этимологию слова «артель» М.Слобожанин. Он считает, что слово «артель» одного происхождения с древнимсловом «рота», «ротитися». Образовалось оно, по его мнению, путёмперестановки букв по закону полногласия, всё равно как от слова «рожь»производится слово «аржаной». Слово «рота» означает: божба, клятва,заклинание, а ротиться - божиться, клясться, присягать. Такое объяснениеможно считать вполне удовлетворительным, так как оно подчёркивает особыйхарактер возникновения артели путём общественного договора, взаимногосогласия, выработки общих условий сосуществования, а также задач и целей.Всё это скреплялось клятвой по христианскому обычаю на иконе, то естьсвоего рода присягой. Древняя артель - добровольный союз нескольких лиц, согласных,доверяющих друг другу и скрепивших свои договорные отношения обетом иликлятвой содружественных людей, преследующих общую цель свободногопроявления каждым своей индивидуальности. Такие артели складывались, какправило, из людей хорошо знавших друг друга. Община могла организовать своюартель, существовали и семейные артели. Особенно мощными были, такназываемые, старообрядческие артели. Все члены артели были абсолютно равноправны и попытки однихэксплуатировать других жестоко пресекались. Даже если один из артельщиковполучал какие-то полномочия он продолжал работать наравне со всеми и, лишьпо окончании срока действия этих полномочий, за выполнение своихобязанностей он мог получить какое-то поощрение - «на сапоги». Конечно,равноправие не подразумевало уравнительного распределения дохода, оноосуществлялось по труду. Все члены артели, как и общинники, были связаныкруговой порукой. Абсолютное равенство не означает, что в артелях не былоначальника. Артельщики, выбирая своего руководителя, предоставляли емуширокие права, но контроль за выборным осуществляли достаточно жёстко. Хотяв мелких артелях старосту не выбирали ввиду ненадобности. А в крупных могливыбрать и двоих старост. Производительность труда и качество произведенной продукциинаходились на высочайшем уровне. Например, с 1838 по1917 строительныеартели безо всяких механических средств провели 90 тысяч километровжелезных дорог, тогда как великая сибирская дорога протяжённостью 7,5 тысячкилометров была построена за десять лет со средней численностью рабочих 7-8тысяч человек. Работа строительных артелей была чрезвычайно тяжёлой, да ещёподрядчики старались всячески обмануть. Но тем не менее духовная , да иматериальная стороны жизни артельщиков способствовали высокойпроизводительности. К примеру, рабочие получал следующее: в постные дни: 10фунтов круп и фунт масла на 10 человек; в скоромные дни кашица с говядиной,в сыром её виде на человека около 300 грамм и каша с постным маслом. Хлебаржаного досыта, но продавать и разбрасывать хлеб было нельзя, за этоштрафовали. Тогда как при почти таких же нормах выработки рабочиесоветских трудовых лагерей получали, при выполнении нормы, 400 граммовплохого хлеба и черпак супа из листьев свёклы. Если же кто-то умудрялсяперевыполнить норму, то получал дополнительно немного каши или картофеля.Норма же штрафного пайка была значительно ниже прожиточного минимума. Азарабатывали артельщики за сезон около 35 рублей, из них 6 рублей отдавалив виде податей, 3 рубля - стоимость дороги на работу и обратно и ещё 3рубля на прочие расходы. Оставалось 23 рубля, из которых 4 шло на одежду.Итого располагая суммой в 19 рублей можно было купить две коровы либолошадь, либо 27 пар сапог, либо 9 овчинных полушубков. Как же подряжались артели? Очень просто: собирали артельщиков,подрядчиков, старост, они спорили, кто лучше и дешевле выполнит работы, и,в итоге, та или иная артель получала подряд. Если рабочих рук не хваталоартели могли значительно повысить цену своих работ. Подряжались, какправило, на хозяйских харчах, заключали письменный договор и получализадаток. Правительству приходилось считаться с артельным духом русскихработников, но разные правители относились к этому по-разному. Так однитолько мирились с этим, другие (Анна Иоанновна и Бирон) пытались бороться,третьи (Пётр I, Екатерина II) стремились поддерживать. Последние создали иразвивали ремесленные цехи на артельных основах. Если на заводыпривлекались крестьяне, то их труд организовывался с учётом общинных иартельных представлений. Артели брали на себя все производственные, кромеснабженческих, и связанные с контролем за порядком, кроме уголовныхпреступлений, функции. При Екатерине II даже беглых и беспаспортныхкрестьян организовывали в артели. В XVIII- начале XIX века артельные формытруда применялись на заводах и фабриках, что послужило одной из главныхпричин бурного развития крупной железоделательной промышленности, котораяобогнала Англию. Но Россия, по-прежнему, продолжала экономически отставатьв результате тормозящего влияния крепостного права и, что немаловажно, отмеханического копирования западных, несвойственных русскому народу, форморганизации труда. Не следует забывать, что кроме промышленных артелей существовали идругие виды артельных объединений. В 1910-е годы в России возникло свыше9000 кредитных товариществ, свыше 8000 потребительских обществ и лавок,свыше 4000 сельскохозяйственных крестьянских обществ. Всего в 1914 годубыло около 10 миллионов членов кооперативов, а вместе с членами их семей -50 миллионов человек. Кредитные общества занимались не только кредитными,но и хозяйственными операциями. Особое место среди российских артелейзанимали сельскохозяйственные общества - садоводства, огородничества,виноградарства, пчеловодства, молочного хозяйства. Они создавалисьпреимущественно с целью подъёма земледельческой культуры, но не имеликредита и не вели коммерческие операции, вследствие чего им былочрезвычайно трудно удержаться на плаву. М. Слобожанин в своей книге «Историческое развитие идей артельногодвижения» даёт следующую классификацию артелей:I. Бытовые артели духовного характера. Они принимали характер: 1религиозный 2 развлечений и увеселений 3 удовлетворенияумственных потребностей (совместная выписка газет, книг, совместный наёмучителя и т. д.)II. Бытовые артели правового характера для поддержания уровня заработнойплаты, условий труда. По сути дела эти артели содержали в себе задаткирабочих профессиональных союзов.III. Бытовые артели с хозяйственными экономическими задачами. Сюда относились две самые большие группы российских артелей - промысловые и сельскохозяйственные. Промысловыми артелями назывались обычно артельные объединения в области обрабатывающей промышленности. Они в свою очередь распадались на три крупных группы: Промысловые артели|Общие группы артелей |Дальнейшие первичные |Осложнённые виды || |виды артелей |артелей ||1.Вспомогательные |подсобные |подсобно-сырьевые ||артели. |б) сырьевые |складочно-сырьевые || |в) складочные и др. |складочно-закупочные || | |складочно-подсобные || | |сборно-артельные || | |мастерские ||2. Трудовые артели |а) собственно |вспомогательно-трудов|| |трудовые |ые || |артели |(например, по добыче || |б) артели по | || |предложению |сырья) || |услуг, служб |артели строительные || | |(производственно-труд|| | |овые) || | |не из артельного || | |материала ||Производственно- |Производственно-трудо|артели, ||трудовые артели. |вые |строительно-произ- || |водственные артели по|тройке зданий из || |пос |артельно- || |го материала. | | Сельскохозяйственные артели|Общие группы артелей |Дальнейшие первичные |Осложнённые виды || |виды артелей |артелей ||1.Вспомогательные |а) супряга | ||артели. |б) артели половников | || |в) товарищества для | || |совместных закупок |а) арендно-сырьевые || |г) товарищества для |б) товарищества для || |совместной продажи |совместной || |(зерна и др.) |переработки || | |(товарищеские || | |мельницы) ||2. Трудовые артели |а) помочи |в) арендно-трудовые || |б) товарищества |товарищества || |сельско- |г) артели табачниц || |хозяйственных рабочих|д) || | |производственно-трудо|| |в) артели пастухов |вые товарищества ||Производственно- |а) гуртова (на | ||трудовые артели. |Украине) | || |б) земледельческие | || |артели (полные) | | Обще жительские товарищества и артели| Первичные виды артелей |Осложнённые виды артелей ||а) продовольственные (харчёвые) |продовольственно-квартирные ||артели |артели ||б) артельные квартиры | |IV. Общежительские товарищества и артели объединяли лиц, как занятыхпроизводительной деятельностью, так и не занятых ею.Артельные формы организации труда и производства на государственных ичастных предприятиях.Разрушение общины Давайте продолжим разговор об общине, но он уже будет грустным.Община переживала не только пору процветания, но и времена упадка. Первыеизвестные нам попытки разрушить общину относятся к 60-м годам XVIIIстолетия. Они осуществлялись агрономами, ссылавшимися на пример европейскихгосударств, особенно на Пруссию. Возражения этих агрономов против общины, ипрежде всего против общинного владения землёй, основывались на общихсоображениях о вреде общины с агрономических позиций без пониманиявнутреннего содержания этой древней формы народной жизни. Александр Первый20 февраля 1803 года издал Указ о свободных хлебопашцах. Его сутьзаключалась в том, что крестьяне получали право свободно, правда снекоторыми ограничениями, распоряжаться землёй. Свободные хлебопашцывыходили из подчинения общины и становились подчинёнными местным властям.Всё это неизбежно вызывало конфликт между индивидуальным и общиннымначалом. Как справедливо отмечалось, «взнос денег за выкуп земли внедрял всознание крестьянина мысль, что он является собственником земли,пропорционально величине взноса». С этим убеждением не могласогласовываться уравнительная развёрстка земли, практикующаяся в русскойдеревенской общине. Оно исключало равное распределение земли принеравенстве взносов и устройство переделов по мере прироста душ. Отказ отпривычных форм жизни вызывает у крестьян много вопросов и конфликтов поповоду развёрстки повинностей, уплаты долгов, поставки рекрутов. Особаястраница наступления на общину - введение военных поселений, попростуговоря, попытки милитаризации деревни. Общинные крестьянские хозяйства, помнению Менделеева, могли представить незаменимые выгоды при коренныхулучшениях нашего крестьянского хозяйства, потому что при нём могутвводиться улучшения на сравнительно больших площадях, а на малых запашкахсделать этого нельзя, без коренного же улучшения, вроде травосеяния,разведения корнеплодов, глубокой вспашки и т. п., нельзя ждать крупныхуспехов от крестьянского хозяйства. Особенно пагубно на нашем сельскомхозяйстве сказывалось бездумное копирование западноевропейских системхозяйствования. В 1889 году Министерство внутренних дел и Государственный советобеспокоились «фактическим безвластием в сельских местностях», а посемурешили ввести в деревне должность земского начальника, контролирующегожизнь общины. Была нарушена многовековая традиция своего рода суверенитетакрестьянской общины. Уезд разбивался на земские участки, и в каждый участокназначался земский начальник, подбиравшийся, как правило, из местных,получивших образование дворян-помещиков и утверждаемый министром внутреннихдел по представлению губернатора. Земский начальник начинает осуществлятьнадзор над теми сторонами жизни крестьян, которые раньше не подвергалисьвмешательству центральной власти - крестьянское общественное управление,волостной суд, состояние мирских денег, хозяйственное благоустройство инравственное преуспеяние крестьян. Земский начальник приобретал невиданнуюпрежде административную власть и, более того, становился судьёй для всегоместного населения, решал дела по спорам и искам не свыше 500 рублей, атакже дела об обидах и оскорблениях. Земские начальники становились частьюцарской бюрократической системы, совсем не зависели от населения, а отсюдамногочисленные совершаемые ими злоупотребления. В 1903 году специальным законом был отменён один из основополагающихпринципов общины - круговая порука, ослабляя зависимость крестьян отрешения мирского схода и крестьянского самоуправления, и вместе с темусиливая зависимость крестьян от местных административных властей. Поновому закону сельское общество освобождалось не только от ответственностипо платежам своих неисправных членов, но и от всякого участия во взиманииокладных сборов. Роль, которую раньше выполняли органы крестьянскогосамоуправления, взял на себя назначаемый государством земский начальник сподвластными ему волостным старшиной и сельским старостой. Земскийначальник был поставлен даже выше уездного крестьянского съезда. Крестьянеотвечавшие за свои долги перед миром, теперь были поставлены лицом к лицу сгосударственной властью, от чиновников которой зависело, какие меры ивзыскания принять по отношению к недоимщику. Сход является на сцену тольков том случае, когда власти уже решили ликвидировать хозяйство недоимщика.За общиной признавалось лишь преимущественное право аренды полевого наделанедоимщика.Так же негативно сказался на общинных устоях принятый в 1906 году Указ 9ноября, согласно которому каждый домохозяин, владеющий надельной землёй вобщине, имел право требовать укрепления в его личную собственностьпричитающейся ему части земли.Потеря самостоятельности и «суверенитета» общины способствовали еёразложению, развитию в ней разных негативных явлений.В феврале 1881 года Вера Засулич обращается с письмом к Карлу Марксу, вкотором просит его изложить свои мысли по поводу русской общины. Примерночерез месяц она получает ответ, но письмо исчезает и находится лишь через42 года в архиве Аксельрода и впервые публикуется в Берлине. Да что же былов этом письме? А то, что Маркс утверждал, что не существует историческойнеизбежности для России проходить тот же путь, который прошлизападноевропейские страны, у неё свой, самобытный путь, обусловленныйособенностями исторического развития и прежде всего наличием сельскойобщины, ещё существующей в национальном масштабе, которая являетсяэлементом её превосходства над странами, порабощёнными капиталистическимрежимом. По сути, Маркс предостерегал русских революционеров от культурно-исторического нигилизма, но они к нему не прислушались.Артель или капитализм?Разрушение народного уклада жизни наблюдалось и в городах. Русскаяинтеллигенция относилась к артельным формам организации труда спренебрежением, лишенная новых идей, возможности постоянного обновлениярусская артель угасала. На Западе же народные формы производства и трудавсячески поддерживались.Прежде всего проблема заключалась в том, что и государство, ипредприниматели пытались ограничить главный принцип артели - еёсамостоятельность и автономность на производстве. Артели, существовавшие в30-х годах XIX века в золотой промышленности, подвергаются давлению состороны администрации и государства. Согласно закону 1838 года хозяин могназначить в артель старосту, рабочие же выбирали в помощь ему двухвыборных. Артельное руководство из старосты (читай: приказчика хозяина) идвух выборных имели право подвергать расправе рабочих, уличённых в каких-либо правонарушениях. Во время правления Бирона мастеровых пытались«навечно» прикрепить к той или иной фабрике, но массовая волна протестазаставила отменить этот антинародный указ. До XVIII-XIX веков российскимрабочим была почти не известна система штрафов. Она была принесена иполучила развитие вместе с насаждением индивидуалистических форморганизации производства и труда. В самом деле, в артельных формахорганизации труда многие проблемы решались круговой порукой, и самойстрашной карой было исключение из артели на мирском сходе. Фабрика,построенная на западноевропейских основах, разрушала не только привычныйуклад работников, но и ломала, уродовала самих работников - нарушалажизненный ритм, ослабляла здоровье. Наступление на сложившиеся у русскогонаселения традиции и обычаи осуществлялось и путём запрещения праздноватьвошедшие в жизнь народа праздники.Итак, живым тысячелетним формам артельного хозяйствования, народногосамоуправления, совместного владения землёй правящий режим противопоставилбюрократический, чиновничий диктат. Классовый антагонизм был ещё болееусилен особенностями развития капитализма, поступательное движение которогочаще всего шло вразрез со сложившимися народными традициями и обычаями.В этих условиях спасти народные основы жизни, общину и артель могла толькореволюция. «... Если революция произойдёт в надлежащее время, если онасосредоточит все свои силы, чтобы обеспечить свободное развитие сельскойобщины, последняя вскоре станет элементом возрождения русского общества иэлементом превосходства над станами, которые находятся под ярмомкапиталистического строя». Да, главным импульсом надвигающейся революции,отвечавшей чаяниям трудовой России, было возвращение к народным основам,традициям и идеалам. Революция должна была смести всё наносное ичужеродное, открыв дорогу возрождению народного уклада жизни, но жестокаяреальность не оправдала надежд и чаяний русского народа.Я не буду говорить о том, что произошло после революции, так как этоотдельная тема, а попытаюсь разобраться в том, в каком же состояниипребывают артель и община в наши дни. Начну с общины. По-моему община какобщенациональное явление, к сожалению, уже не существует. Конечно могутвстречаться отдельные случаи, но большинство наших хлебопашцев или сейчас -фермеров, тяготеют к ведению индивидуального хозяйства. А ведь делать что-либо вместе гораздо проще и быстрее. Может быть они ещё не созрели, а можетбыть и не созреют так как современная техника позволяет возделыватьдовольно обширные площади с относительно небольшим использованиемчеловеческого труда. Вы можете спросить, а куда же делась община-то? На мойвзгляд причина в следующем. Если вы помните, во вступлении я упомянул, чтоРусь миновала рабовладельческий строй, с его жестокой системой принужденияк труду. А что мы видим после революции? Всеобщую милитаризацию труда, акак известно военный - человек подневольный, создаются многочисленныетрудовые армии. А чего уж говорить о тех кто трудился в трудовых (читай:концентрационных) лагерях. За что же, и самое главное, кто попадал в этилагеря? Не лентяй, пропивший доверенную ему социалистическую собственность,а зажиточный, предприимчивый крестьянин, прозванный «кулаком», былфизически уничтожен непосильным лагерным трудом «на благо социалистическойродины». А созданные колхозы и совхозы и общего-то ничего с русскойкрестьянской общиной не имели. Там основной принцип - добрая воля, а вколхозе... даже и не знаю.Ну а теперь несколько слов об артели. Сейчас с уверенностью можно сказать,что артель возрождается. Люди стихийно организуют какие-то коллективы сцелью производства какого-то продукта, а затем на равных правах делятполученную прибыль. Но опять же относительно к масштабам нашей страныбольно мало количество настоящих промышленных артелей. Большинствосовременных российских ТОО функционируют по принципу «купи-продай», то нетовар-деньги-товар, а деньги-товар-деньги. А ведь куда проще было бы еслиартель сохранилась. Но и её старательно изжили. Причём очень просто:рабочие были лишены самостоятельности, прикреплены к определённым рабочимместам без права добровольной смены места работы, а могли быть брошены влюбую точку СССР, невзирая на то, что семья могла оставаться на прежнемместе работы, рабочие перестали быть заинтересованными в продукте своеготруда, который бесцеремонно и почти полностью отчуждался и, наконец,инициатива была наказуема. Ну, а нам ничего не остаётся кроме как старатьсявсё вернуть на круги своя. Что ж будем стараться.Используемая литература: «Русский труд» О. А. Платонов Москва издательство «Современник»1991год.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Трудовая демократия iconДемократия что такое демократия?

Трудовая демократия iconД. В. Нестерова Внутрифирменная трудовая мобильность: карьера и заработная плата
В тоже время трудовая мобильность является существенной характеристикой самого работника, формой проявления накопленного человеческого...
Трудовая демократия icon1. основы международной миграции рабочей силы
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран...
Трудовая демократия iconРеферат на тему: «Международная миграция рабочей силы»
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран...
Трудовая демократия iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться...
Трудовая демократия iconОглавление введение 2 Эмиграция рабочей силы. Проблема «утечки умов» 3 Особенности иммиграционных потоков в Россию 6 Заключение 9 Введение Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах.
Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах
Трудовая демократия iconМонархия и демократия

Трудовая демократия iconДемократия и выборы

Трудовая демократия iconДемократия и общественное развитие

Трудовая демократия iconПерикл, афинская демократия

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы