Международно-правовые вопросы гражданства icon

Международно-правовые вопросы гражданства



НазваниеМеждународно-правовые вопросы гражданства
Дата конвертации05.08.2012
Размер239,5 Kb.
ТипРеферат
Международно-правовые вопросы гражданства


|[pic] |Санкт-Петербургский || |Международный || |Институт || |Менеджмента | Программа “Бакалавр Менеджмента” Реферат по дисциплине “Основы права” на тему“Международно-правовые вопросы гражданства” Исполнитель: Туса Д. В. Руководитель: Богуненко А. П.Реферат защищен “ “ 199 года с оценкойЭкзаменатор / / Санкт-Петербург 1999 ОглавлениеОглавление 2Понятие гражданства 3Приобретение и утрата гражданства. 3Двойное гражданство 7Безгражданство 9Доказательства наличия или отсутствия гражданства 10Беженцы и перемещенные лица 10Гражданство в Российской Федерации 12Слайды 15Библиографический список 19Понятие гражданства Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица сгосударством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство– устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина заграницу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. В законодательстве некоторых государств существуют различные терминыдля обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах среспубликанской формой правления обычно употребляется термин «гражданство»,в странах с монархической формой правления все еще встречается термин««подданство». В американском, британском, а также в законодательственекоторых других государств существует множественность терминов,обозначающих принадлежность лица к государству. Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject»(подданный) в англо-американской теории и практике широко такжераспространен термин «national », который буквально может быть переведенкак «лицо, обладающее определенной национальной принадлежностью» (вюридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящеевремя по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом. Впрактике колониальных государств термин “гражданство” первоначальноприменялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскимиправами в полном объеме. Коренное население колоний обычно относили клицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству(nationals, ressortissants и т. д.). Крах колониализма привел к изменениюпервоначального смысла упомянутых терминов. Некоторые из них вообще вышлииз употребления, но их множественность сохранилась до сих пор. Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательствомгосударства. Возможно отсутствие закона о гражданстве в каком-либогосударстве. Но дело не в формальном законодательном регулированиигражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное сгосударственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствиясамого гражданства, хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Такили иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутреннейкомпетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданстваустанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждоегосударство в данной области действует самостоятельно, неизбежныстолкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такиеколлизии могут быть источником трений и конфликтов международногохарактера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегаютк заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующиенормы международного права. Приобретение и утрата гражданства. Способы приобретения гражданства можно условно разделить на двекатегории: первая - приобретения гражданства в общем порядке, вторая – висключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядкеявляются более или менее стабильными, обычными для законодательствагосударств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результатерождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этимспособам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалованиегражданства. Приобретение гражданства в исключительном порядке охватываетследующие способы: а) групповое предоставление гражданства, иликоллективная натурализация (частный случай – так называемый трансферт); б)оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление вгражданстве. Приобретение гражданства в результате рождения – самый обычный способего приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основываетсяна одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы(jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву кровиименуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы – порождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителейнезависимо от места рождения; право почвы – что лицо приобретаетгражданство государства, на территории которого родилось, независимо отгражданства родителей. Большинство государств мира придерживается правакрови. Российское законодательство также основано преимущественно на правекрови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, внекоторых случаях исходят и из права почвы. Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканскихгосударств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови(обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся заграницей). Любое государство, как правило, стремится ввести в своезаконодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения егогражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуетсяразличными соображениями, в частности нежеланием способствоватьприобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то естьдвойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственныхотношениях. Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничиваютвозможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родилисьза границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один изродителей является иностранным гражданином. Натурализация (укоренение) –индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. Вотечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теориимеждународного права он общепризнан. Натурализация – добровольный акт.Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попыткиосуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такиеслучаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом векепытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам,проживающим длительное время на их территории, свое гражданство. Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетомопределенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия – это,как правило, определенный срок проживания на территории данного государства(5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации,например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается еслизаинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству,служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе ит. д. Процедура приема в гражданство целиком определяется внутреннимзаконодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре видапроцедур натурализации: 1) натурализация, осуществляемая высшими органамигосударственной власти; 2) натурализация, осуществляемая органамигосударственного управления: правительством либо чаще всего центральнымиотраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствамивнутренних дел); 3) натурализация, осуществляемая местными органамигосударственной власти (встречается крайне редко); 4) судебнаянатурализация (также встречается редко). Разновидностью натурализации является предусматриваемыйзаконодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретениягражданства определенными категориями лиц путем регистрации (если толькоречь не идет о подтверждении своего гражданства), усыновления, в результатевступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядкомприобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализациянесовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей. Многие государства считают недопустимым автоматическое приобретениеженщиной гражданства мужа в результате ее вступления в брак. Эта позицияполучила отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года. Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется поинициативе компетентных властей государства, а не по просьбезаинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалованияпредоставляют за особые заслуги перед государством. Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительномпорядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядкаприобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматриваетсялибо в международных договорах, либо в специальных законах. Онустанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишьопределенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставлениегражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими кмассовому переселению, а также территориальными изменениями. Групповое предоставление гражданства – это наделение гражданствомнаселения какой либо территории в упрощенном порядке либо предоставление вупрощенном порядке гражданства переселенцам. Частным случаем группового предоставления гражданства являетсятрансферт – переход населения какой-либо территории из одного гражданства вдругое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, однимгосударством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения состороны какой либо части населения передаваемой территории, поэтому обычноон корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактическиправом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства. Оптация (выбор гражданства) не всегда выступает в качестве способаприобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается вконвенциях о двойном гражданстве. Если гражданин какого либо государстваимеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставлятьсяправо оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданстваон в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собойлишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптациявыступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства.Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польскимсоглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которогорепатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польскойгосударственной границы утрачивали гражданство СССР и приобреталигражданство ПНР. И наконец, один из способов приобретения гражданства в исключительномпорядке – реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенныхобстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особомпорядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможностьвосстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальномзаконодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданствене служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а являетсялишь упрощенной натурализацией. Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы:автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишениегражданства. Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречаетсялишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. Взаконодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. ВСША существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какоелибо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом,оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательствеСША установлены и другие основания автоматической утраты гражданства(например, в случае участия американского гражданина в выборах виностранном государстве). В западной доктрине существует мнение, что безусловная свободаэкспатриации является международной правовой нормой. Согласно этой точкезрения, лицо, натурализованное в каком либо государстве, должно считатьсяутратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает.Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации.Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотренамеждународным договором (для участников договора). Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решениякомпетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованноголица. Данная форма характерна, в частности для российскогозаконодательства. Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличии отвыхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственныхорганов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данномугосударству деятельности. Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях,предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализацииобменным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретноголица или лиц определенной категории. Российское законодательствовозможности лишения гражданства не предусматривает.Двойное гражданство Двойное гражданство - это наличие у лица гражданства двух или болеегосударств. Таким образом, этот термин охватывает и множественноегражданство (тройное и т. д.). Двойное гражданство порождается коллизиямизаконов о гражданстве различных государств (например, основанных на правепочвы и праве крови). В практике сложилось правило, вытекающее из государственногосуверенитета, согласно которому государство, гражданин которого имеет такжеиностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своегогражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится этогосударство к приобретению его гражданином иностранного гражданства. Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно пополитическим соображениям). В свое время известность в этом смыслеприобрела ст. 25 имперского закона о гражданстве Германии 1913 года,которая подверглась критике в правовой литературе. Согласно закону от 28ноября 1991 года, гражданину России может быть разрешено иметь гражданстводругого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор.Однако граждане России, имеющие также иностранное гражданство, не могут наэтом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполненияобязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих изгражданства России. Двойное гражданство имеет определенные отрицательные последствия. Срединих следует отметить: а) последствия, связанные с оказанием дипломатическойзащиты лицам с двойным гражданством; б) последствия, связанные с военнойслужбой лиц с двойным гражданством. В первом случае возможны две ситуации. Первая ситуация: дипломатическуюзащиту лицу с двойным гражданством пытается оказать одно из государств,гражданство которого это лицо имеет, против другого государства егогражданства. В этом случае вопрос о дипломатической защите практическиотпадает. Точнее, попытка ее оказать допустима, но такая защита будетотклонена на том основании, что соответствующее лицо имеет гражданствогосударства, против которого оказывается защита. Вторая ситуация: лицо сдвойным гражданством оказывается на территории третьего государства, и натерритории этого государства встает вопрос об оказании такому лицудипломатической защиты со стороны государств его гражданства. Властигосударства пребывания обычно в этой ситуации считаются с гражданством тогогосударства, с которым лицо с двойным гражданством имеет наиболее прочнуюфактическую (принцип эффективного гражданства) связь (например, гражданствогосударства, на территории которого это лицо постоянно проживает или наязыке которого говорит, и т. д.). Эти критерии несовершенны. Получается,что гражданство какого-либо из заинтересованных государствпредпочтительнее. С правовой точки зрения ситуация не разрешима. Естьтолько один выход - заключение международного соглашения, двустороннего илимногостороннего. Решения по таким вопросам международных судебных органовили арбитражей, основанные на принципе эффективного гражданства, былираспространены в практике западных государств, однако не породили общегоправила. Они касаются отдельных случаев и могут приниматься в результатеобращения в суд или арбитраж обоих заинтересованных государств. Что касается второго случая, то здесь проблема связана с тем, что лицамужского пола, имеющие двойное гражданство, как правило, должны пройтиобязательную военную службу в каждом государстве своего гражданства.Практически это не возможно. Таким образом, лицо с двойным гражданством,прошедшее обязательную военную службу в одном из государств своегогражданства, оказавшись на территории другого, почти неизбежно будетпривлечено к ответственности либо за уклонение от воинской обязанности,либо за службу в иностранной армии без разрешения, либо за то и другоеодновременно. Решить указанную проблему можно также только одним путем -заключить международное соглашение. Имеются два вида международных договоров, посвященных вопросам двойногогражданства. Первый - договоры, направленные на устранение последствий двойногогражданства (в связи с оказанием дипломатической защиты или с военнойслужбой). Такие соглашения само двойное гражданство не устраняют. Среди них- многосторонняя Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся кколлизии законов о гражданстве, 1930 года, глава II многостороннейСтрасбургской конвенции о множественном гражданстве 1963 года и ряддвусторонних договоров. Из них многие посвящены только одному вопросу -военной службе лиц с двойным гражданством. Все указанные договоры носят характер полумер, то есть ликвидируют непричину, а лишь следствие столкновений интересов государств в областигражданства. Например, 10 июля 1967 года путем обмена нотами было заключеносоглашение СССР с Канадой, в котором, в частности, предусматривалосьобязательство канадской стороны не препятствовать выезду советских граждан,посещающих Канаду, если они, обладая также канадским гражданством, прибылив Канаду с советским паспортом и канадской визой. Аналогичное обязательствобыло взято на себя и СССР в отношении лиц, имеющих одновременно канадское исоветское гражданство. Второй вид договоров о двойном гражданстве - договоры, направленные наликвидацию двойного гражданства как такового. Первым договором этого рода в практике Советского Союза было соглашениепо вопросам гражданства с Монголией 1937 года. Это соглашение устраняловозможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации.Основная масса договоров о двойном гражданстве с участием СССР былазаключена в 1956-1958 годах. Первую конвенцию о двойном гражданствеСоветский Союз заключил с Югославией в 1956 году, затем были заключеныконвенции с рядом других государств. В основу этих конвенций было положеноправило, согласно которому лицо с двойным гражданством могло выбрать втечение определенного срока одно из своих гражданств. Если в течениеопределенного срока выбор не был сделан, такое лицо сохраняло гражданствогосударства, на территории которого постоянно проживало. По пути заключенияподобных двусторонних конвенций пошли и некоторые восточноевропейскиегосударства: Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. В конвенцияхс участием СССР имелась одна особенность - они действовали в течение одногогода. Правда, в некоторых случаях отдельные конвенции продлевались, но этоне решало проблему в целом. По истечении срока действия конвенциипродолжали заключаться смешанные браки, от которых рождались дети с двойнымгражданством. В связи с этим возникла необходимость в заключении новых конвенций одвойном гражданстве. На протяжении 60-х и 70-х годов СССР заключил сбольшинством восточноевропейских государств, в том числе с ГДР, а такжеМонголией, соответствующие конвенции или договоры, которые сохраняют своюсилу для России, кроме договора с ГДР (договор с Чехословакией действует внастоящее время между Россией и Чехией и Словакией). Они практически однотипны и, так же как и предыдущие конвенции,устанавливают право оптации гражданства для лиц с двойным гражданством. Вотношении несовершеннолетних выбор гражданства осуществляется ихродителями. Предусматривается также возможность выбора родителямигражданства детей, родившихся от смешанных браков уже после вступления всилу соответствующего договора. С целью предотвращения возникновения двойного гражданства принатурализации в конвенциях закрепляется правило, согласно которому каждаясторона обязуется не принимать в свое гражданство гражданина другой страны,пока он не представит разрешения на это властей своего государства.Безгражданство Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуетсяотсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданствоможет быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения.Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результатеутраты гражданства. Безгражданство представляет собой правовую аномалию.Государство борются с ним, стремясь его ограничить Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципеих правовое положение определяется внутренним законодательствомгосударства, на территории которого они проживают. Все государства обязаныуважать основные права человека и в соответствии с этим обеспечить для лицбез гражданства соответствующий режим. В каждом государстве он, однако,имеет свои особенности. В России статус лиц без гражданства по существуприравнивается к статусу иностранцев, за исключением одного момента:иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать имзащиту. Как и иностранцы, они не несут воинской обязанности и не обладаютизбирательным правами, на них распространяются те же профессиональныеограничения, что и на иностранцев. Нив одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства Россияне принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в законе огражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства,родившийся на территории России, является гражданином России. Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам безгражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция осокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является неликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает ихличный статус, имущественные права, предусматривает свободупредпринимательства для лиц без гражданства, некоторые льготы в областиполучения образования, трудоустройства и т. д. При разработке Конвенции о сокращении безгражданства 1961 годаразногласия между заинтересованными государствами были довольно велики,поэтому сфера ее применения оказалась сравнительно узкой. Особенностьюконвенции является то, что она содержит положения, предусматривающиесоздание международного органа, в который могут обращаться непосредственнолица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками Конвенции еепостановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции упомянутогооргана возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.Доказательства наличия или отсутствия гражданства Внутреннее законодательство определяет, какие документы и факты могутслужить доказательством наличия у лица гражданства того или иногогосударства. Согласно закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 года,документом, подтверждающим гражданство, является прежде всего паспорт, а доего получения - свидетельство о рождении. Доказательством может служить ииной документ, содержащий указание на гражданство лица. В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, илисомнений в правильности их выдачи в России установлена административнаяпроцедура так называемого выяснения гражданства.Беженцы и перемещенные лица Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постояннопроживали (чаще всего страну своего гражданства), в результатепреследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Вмеждународное право понятие "беженцы" проникает после первой мировой войны.Проблема беженцев нашла отражение в ряде международных договоров. В рамкахООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара поделам беженцев (УВКБ). Устав Управления принят резолюцией генеральнойассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 года. А 28 июля 1951 года былазаключена многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 годаГенеральная ассамблея приняла к сведению протокол, касающийся статусовбеженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступилв силу 4 ноября 1967 года. Имеются также международные органы, занимающиеся проблемой беженцев нарегиональном уровне. Они могут создаваться на постоянной и временнойоснове. Термин "беженцы" употребляется в договорах и резолюциях международныхорганизаций в различных значениях. Он может, например, не относиться клицам, покинувшим страну своего гражданства или обычного местожительствавследствие стихийных бедствий. В Конвенции 1951 года предусмотренынекоторые ограничения понятия "беженцы", связанные со временем наступлениясобытий, послуживших причиной того, что соответствующие лица покинулистрану своего гражданства или обычного местожительства (до 1-го января 1951года). Конвенция и Устав УВКБ включают в понятие "беженцы" лиц, которые в силувполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы,вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальнойгруппе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданскойпринадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страныили не желают пользоваться такой защитой либо вследствие таких опасений,либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства; или, неимея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнегообычного местожительства, не могут или не желают вернуться вследствие такихопасений либо по причинам, не связанным с соображениями личного удобства.Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практическиих статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства. Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриватьсякак основание для того, чтобы претендовать на получение политическогоубежища. Однако в конечном счете урегулирование этого вопроса зависит отзаконодательства и политики государства, на территории которого находятсябеженцы. Проблема беженцев не может решаться по единому образцу в силу влиянияразличных факторов (социальный и национальный состав беженцев, причины,побудившие их покинуть родину, и т. п. ). Западные делегации в ряде органовООН не раз поднимали вопрос о так называемом массовом уходе или исходенаселения (mass exodus), связывая его с нарушением прав человека, понятие"массовый исход" объединяет в значительной степени и проблему беженцев, ипроблему экономической миграции населения. Перемещенные лица - это лица, насильственно вывезенные в ходе второймировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорийдля использования на различного рода работах. После окончания войныСоветский Союз заключил с рядом государств соглашения о репатриацииперемещенных лиц из числа советских граждан. Для содействия решениюпроблемы беженцев и возвращению их на родину в 1946 году была созданаМеждународная организация по делам беженцев (МОБ). Она была упразднена всвязи с созданием УВКБ. В Конвенции о статусе беженцев 1951 года термин "перемещенные лица" невстречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденцияприменять его к некоторым категориям "внутренних" беженцев, то есть лиц,которые недобровольно покинули какую-либо часть своей страны и вынужденыбыли поселиться в другой ее части. Иногда их именуют "вынужденнымипереселенцами".Гражданство в Российской ФедерацииО гражданстве Российской Федерации Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством,выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей иответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основныхправ и свобод человека.Кто имеет право на гражданство Российской Федерации? В Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство. ВРоссийской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или праваизменить свое гражданство. Гражданин Российской Федерации не может бытьвыдан другому государству иначе как на основании закона или международногодоговора Российской Федерации. Гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданствоРФ в соответствии с законом Российской Федерации .О гражданстве РоссийскойФедерации. от 28 ноября 1991 года с изменениями и дополнениями от 17 июня1993 года. Гражданство Российской Федерации является равным независимо отоснований его приобретения. За лицом, состоящим в гражданстве РоссийскойФедерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства,если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайствуиметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеетсясоответствующий договор Российской Федерации. Граждане РоссийскойФедерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании бытьограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей илиосвобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РоссийскойФедерации. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами РоссийскойФедерации не прекращает его гражданства.Как приобрести гражданство Российской Федерации? Гражданство Российской Федерации приобретается: в результате егопризнания, по рождению, в порядке его регистрации, в результате приемагражданства, в результате восстановления в гражданстве РоссийскойФедерации.Кто признан гражданином Российской Федерации? Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР,постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступленияв силу Закона РФ.О гражданстве Российской Федерации./06 февраля 1992 года/если в течении одного года после этого дня они не заявили о своем нежеланиисостоять в гражданстве Российской Федерации.Военнослужащие Вооруженных Сил РФ признаны гражданами Российской Федерации,если на 06 февраля 1992 года они проходили службу в воинских частях,находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территории другихгосударств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружестванезависимых Государств, а также прибывших для прохождения службы натерриторию Российской Федерации после вступления закона в силу.Гражданами РФ признаются также: граждане бывшего СССР, постояннопроживавшие на территории России и выбывшие до 06 февраля 1992 года с местапостоянного проживания в другую местность России в связи с переездом,учебой, трудовыми соглашениями, прохождением срочной военной службы;граждане бывшего СССР, отбывшие наказание по приговорам судов как натерритории России, так и за ее пределами и возвратившиеся на жительство натерриторию России, если они постоянно проживали на территории Россиинепосредственно перед привлечением к уголовной ответственности; гражданебывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России и выбывшие до 06февраля 1992 года за пределы России в связи с учебой, прохождениемдействительной срочной военной службы, лечением, а также в связи свременным выездом за пределы бывшего СССР по частным делам, в командировкуи возвратившиеся на территорию России. Данная категория граждан обращаетсянепосредственно в паспортные столы отделений милиции по месту постоянногожительства и документируются вкладышами, свидетельствующими опринадлежности к гражданству Российской Федерации.Как определяется гражданство детей? Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданствеРоссийской Федерации, является гражданином РФ независимо от места рождения.При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рожденияребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иноегражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рожденияопределяется письменным соглашением родителей. Гражданство детей в возрастедо 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей неизменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав.На изменение гражданства детей не требуется согласие родителей, лишенныхродительских прав. Если оба родителя или единственный родитель приобретаютгражданство Российской Федерации или у них прекращается гражданствоРоссийской Федерации, то соответственно изменяется гражданство детей. Еслиодин из родителей, не имеющих гражданство РФ, приобретает его, то ребенкупредставляется гражданство Российской Федерации по ходатайству родителя,приобретающего гражданство РФ, при наличии письменного согласия другогородителя.Кто имеет право приобрести гражданство РФ в порядке регистрации? В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии / отец,мать, бабушка, дед/ является гражданином Российской Федерации; гражданебывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в составбывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РоссийскойФедерации после 6 февраля 1992 года; граждане бывшего СССР, имеющие статусбеженца, после определения места жительства на территории РоссийскойФедерации в установленном Законом порядке.Как осуществляется прием в гражданство Российской Федерации? Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее вгражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о приеме вгражданство Российской Федерации независимо от происхождения, социальногоположения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка,отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычным условием приема в гражданство Российской Федерации являетсяпостоянное проживание на территории Российской Федерации: для иностранныхграждан и лиц без гражданства - всего 5 лет или 3 года непрерывнонепосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемыхтаковыми законом Российской Федерации, договором Российской Федерации,указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания на территории РоссийскойФедерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РоссийскойФедерации для учебы или лечения не более чем на три месяца.Обстоятельствами, дающими право на сокращение сроков проживания являются:состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; усыновление ребенка,являющегося гражданином РФ; получение убежища на территории РоссийскойФедерации; состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственниковпо прямой восходящей линии в российском гражданстве/подданстве/ порождению.Как прекращается гражданство Российской Федерации? Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода изгражданства: - по ходатайству гражданина в порядке, установленном Законом;- в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти изгражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг илиребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное местожительства в другое государство в установленном законом порядке. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается:при наличии имущественных обязательств перед физическими или юридическимилицами Российской Федерации, либо неисполненных обязанностей передгосударством;после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативнуюслужбу и до ее окончания;если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен вкачестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеетсявступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговорсуда.Слайды Категории населения государства . Граждане данного государства . Иностранцы (без иммунитета и привилегий) . Дипломатические представители других государств . Лица без гражданстваЧто такое гражданство?Коллизии законов о гражданстве Приобретение гражданства|В общем порядке |В исключительном порядке ||В результате рождения |Коллективная натурализация ||Натурализация (прием) |1.1 Трансферт ||Пожалование |Оптация (выбор гражданства) || |Реинтеграция (восстановление) |1) В результате рождения2) Натурализация (прием в гражданство) Условия натурализации: . срок проживания (5, 7, 10 лет) . владение имуществом . служба в вооруженных силах Процедура натурализации (внутреннее законодательство): . высшими органами государственной власти . органами государственного управления . местными органами гос. власти (редкость) . судебная натурализация (редкость)3) Пожалование гражданства Инициатива – со стороны властей государства1) Коллективная натурализация2) Оптация (выбор гражданства)3) Реинтеграция – восстановление в гражданстве Утрата гражданства1) Автоматическая утрата2) Выход из гражданства3) Лишение гражданстваБиблиографический список 1). Учебник “Международное право”, Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, М.: Международные отношения, 1994 2). Закон о гражданстве Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 17.06.93 №5206-1; Федерального закона от 06.02.95 №13-ФЗ)-----------------------Решения компетентныхорганов по собственной инициативеРешения компетентныхорганов по просьбе лицаДоктрина свободыэкспатриацииСпециальные законодательные актыСмена гражданстваВыбородногоДвойное гражданствоРепатриациянаселения территории (трансферт)переселенцевНаделение гражданствомНесовершеннолетиеБракУсыновлениеСемейная натурализацияГражданство территорииГражданство родителейПраво почвыПраво крови Государство 3 Закон о гражданствеМеждународныедоговоры Закон о гражданстве Закон о гражданстве Государство 2Государство 1 гражданство подданство ПринадлежностьГосударствоФизическое лицо Взаимные права и обязанности Правовая связьГосударствоФизическое лицо




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Международно-правовые вопросы гражданства icon«Международно-правовые вопросы деятельности Лиги арабских государств»
Теоретический аспект изучения международно-правовой деятельности Лиги арабских государств
Международно-правовые вопросы гражданства iconТемы выпускных работ по международному праву
Международно-правовые вопросы исполнения Рамочной конвенции об изменении климата и Киотского протокола
Международно-правовые вопросы гражданства iconПонятие и принципы гражданства 6 Российской Федерации 6
России и Белоруссии. В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все...
Международно-правовые вопросы гражданства iconТема 3 Государство и личность: конституционно-правовые основы взаимоотношений
Концепция прав человека и гражданина. Международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина и Конституция России
Международно-правовые вопросы гражданства iconСодержание Список литературы 6 Глава Окончание войны и ее международно-правовые последствия
Прекращение военных действий осуществляется различ¬ными способами и оформляется соответствующими официаль¬ными актами, порождающими...
Международно-правовые вопросы гражданства iconПрограмма дисциплины «международное частное право в европейском союзе»
Студенты должны знать международно-правовые акты и правовые акты Европейского Союза в объеме изученных ранее учебных курсов, а также...
Международно-правовые вопросы гражданства iconПрограмма дисциплины «международное частное право в европейском союзе»
Студенты должны знать международно-правовые акты и правовые акты Европейского Союза в объеме изученных ранее учебных курсов, а также...
Международно-правовые вопросы гражданства iconМеждународно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина

Международно-правовые вопросы гражданства iconРасписание занятий
Международно-правовые стандарты защиты прав личности в уголовном судопроизводстве
Международно-правовые вопросы гражданства iconСписок вопросов для подготовки к экзамену по спецкурсу
«Международно-правовые основы недропользования и сотрудничества в сфере энергетики», 2010 г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы