Транспортный комплекс icon

Транспортный комплекс



НазваниеТранспортный комплекс
Дата конвертации05.08.2012
Размер119.59 Kb.
ТипРеферат
Транспортный комплекс


ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС Транспорт — важная составная часть экономики России, так как являетсяматериальным носителем между районами, отраслями, предприятиями.Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системытранспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещениепроизводства, без его учета нельзя достичь рационального размещенияпроизводительных сил. При размещении производства учитывается потребность вперевозках, масса исходных материалов готовой продукции, ихтранспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускнаяспособность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаютсяпредприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производствакак отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономическихпроблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системойслужит одним из важных факторов привлечения населения и производства,является важным преимуществом для размещения производительных сил и даетинтеграционный эффект. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам непроизводит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечиваяпроизводство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовуюпродукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимостьпродукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки оченьзначительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, гдеони могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеетособо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией инеравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственныхфондов. Транспорт создает условия для формирования местного иобщегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям рольрационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, оттранспортно? о фактора зависит эффективность работы предприятия, что вусловиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другойстороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что безтранспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтомутранспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный,авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуямежду собой, они образуют транспортную систему России (табл. 6). Таблица 6. Протяженность транспортных путей, грузо-и пассажирооборот различных видов транспорта в 1992|Вид |Протяженн|Грузооборот |Пассажирооборот ||транспорта |ость | | || |транспорт| | || |ных | | || |путей, | | || |тыс. км. | | || | |Млрд.т-км |Удельный |Млрд, |Удельный || | | |вес,% |пассажиро-|вес,% || | | | |км. | ||1.Железнодоро|87 |1967 |41,5 |253,2 |37,2 ||жный | | | | | ||2.Морской |- |405 |8,5 |0,5 |0,1 ||3.Внутренний |100 |136 |2,9 |1,9 |0,3 ||водный | | | | | ||4.Трубопровод|203 |2190* |46,2 |- |- ||ный | | | | | ||5.Автомобильн|466** |43 |0,9 |212*** |31,1 ||ый | | | | | ||6.Авиационный|- |1,8 |0,04 |177,7 |26,1 ||7.Другие виды|- |- |- |35,6 |5,2 ||транспорта | | | | | ||ВСЕГО | |4742,8 |100,0 |680,9 |100,0 |* Без газопроводов** В том числе с твердым покрытием 677 тыс.км.*** Автобусами Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожныйтранспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный иморской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный.Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическимиособенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет исебестоимость перевозок различными видами транспорта. В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской,железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозкепассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, чтоэффективность использования того или иного вида транспорта необходиморассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких,как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки,транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участкапути и т.п. Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается порайонам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и поплотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и болеераз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный,Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы,наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский,Северный экономические районы. Отличаются районы и по структурегрузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, какжелезная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железнымдорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводноготранспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителенудельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихсяна обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожномутранспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладаетжелезнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта,в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железнойдороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е.вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовойпродукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно —пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз. Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависятот размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можновыделить три основных магистральных направления транспортной системыстраны: 1. Широтное магистральное сибирское направление "восток—запад" и обратно;оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованиемрек Камы и Волги; 2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление"север—юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основномжелезнодорожными путями; 3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север—юг"по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье иКавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этимглавным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, итесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильныйвиды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают ссухопутными.Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сетьвнутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуютЕдиную транспортную систему России. По мере развития производительных силстраны в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается впостоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так иее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшенияорганизационно-управленческой системы, использования новейших достиженийнаучно-технического прогресса. Развитие транспортной системы РоссийскойФедерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства инаселения страны транспортными услугами. Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всехвидов транспорта (56,7 ^/о) и в пассажирообороте (33,7%).Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественноеразвитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительносвободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью внезависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможностьосуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет егопреимущества, повышает производительность труда и значительно снижаетсебестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкоеуглеводородное топливо за счет широкой электрификации тдги. Железнодорожныйтранспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а сучетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущимвидом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и впассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения. Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс,нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды,сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральныеудобрения, продукция машиностроения и др. Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне. Угольдоставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотокинефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа.Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири.Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирскойметаллургическими базами для потребителей: Центрального района, СеверногоКавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут вгустонаселенные потребляющие районы. Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой иразветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны.Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московскогожелезнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса,Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожнаясеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью.Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и ДальнимВостоком является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань —Рузаевка — Сызрань — Самара — Уфа — Челябинск — Иркутск — Чита — Хабаровск— Владивосток, длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирскаяи Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территориюКазахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень — Сургут— Уренгой. Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала —5 кмна 1000 км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.Железными дорогами в 1992 г. перевезено 1630 млн.т грузов и 2,4 млрд.пассажиров, полученоболее 50 млн. руб. прибыли. Однако общий объем перевозок упал на 20% посравнению с 1991 г. Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградациятранспортного хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резкосокращаются поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средствдля расчетов с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономическихсвязей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходитчерез территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже оСреднесибирской и КЭжно-Сибирской магистралях. А это самые грузонапряжен-ные магистрали, обслуживающие связи ^восток—запад" России. Участок дорогичерез Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не всостоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы частьгрузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональныеперевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны снедостатками в размещении и развитии производства во многих отрасляххозяйства страны. Основные направления развития железнодорожного транспорта разрабатываютсяв рамках комплексной программы "Транспорт России". Важную роль во внешнеэкономических связях страны играет морскойтранспорт. Он является одним из основных источников получения валютныхсредств. Россия в 1992 г. имела 39 портов и 22 портовых пункта. Длина ихпричалов составляла 60,5 тыс. км. Производственные мощности портовпозволяют обеспечивать только 54% потребности переработки грузов. Основныегрузы, перевозимые морским транспортом, — нефть, руды, стройматериалы,каменный уголь, зерно, лес. Крупные порты — Санкт-Петербург, Мурманск,Архангельск, Астрахань, Новороссийск, Туапсе, Находка, Владивосток, Ванинои др. В связи с освоением природных ресурсов Крайнего Севера и ДальнегоВостока обеспечена круглогодичная навигация в Норильск, Ямал, Новую Землю.Здесь наибольшее значение имеют порты: Дудинка, Игарка, Тикси, Певек.Намечено строительство двух портов в Санкт-Петербурге. Россия имеет перегрузочные комплексы сухогрузов и наливные суда, но послераспада СССР страна осталась без комплексов по перевалке калийных солей,нефтяных грузов и сжиженного газа, без железнодорожных переправ на Германиюи Болгарию, остался только один припортовый элеватор по приемке импортногозерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца. 60% российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные судаиз-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортногофлота. Проблемы морского транспорта России требуют незамедлительногорешения, так как оказывают большое влияние на экономическое положениестраны. Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузе- и пас-сажирообороте России. Это связано с тем, что основные потоки массовыхгрузов осуществляются в широтном направлении, а большинствосудоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияниеоказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от100 до 140 дней, на реках Сибири — от 200 до 240 дней. Речной транспортуступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает ипреимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньшекапитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видахтранспорта. Основные виды грузов речного транспорта — минеральныестройматериалы, лес, нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую частьстраны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь служит Волга сосвоим притоком Камой. На севере европейской части России заметную рольиграют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, р.Свирь и Нева. Большоезначение для развития речного транспорта в стране имело создание единойглубоководной системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи сосвоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортноезначение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль вобеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуютсухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращениеобъемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженностивнутренних водных судоходных путей, количества причалов. Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольшихпотоков грузов на короткие расстояния. Это связано со сравнительно высокойсебестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. Кдостоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость ивозможность доставки грузов от "двери до двери" без дополнительных затратна перегрузку. Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служитважным показателем развития транспорта в стране. В России 40% сельскихнаселенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общегопользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог грунтовые,1/3 дорог с твердым покрытием — гравийные, щебеночные, шлаковые и бу-лыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстроизнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризисаремонтные работы имеют тенденцию к сокращению. Также необходимо учесть, чтов России производится только 10—12% грузовых автомобилей и автобусов отуровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнитразвитие автомобильного транспорта. Трубопроводный транспорт отличается наименьшей себестоимостью ииспользуется для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Преимуществамиэтого вида транспорта также являются: возможность функционирования втечение всего года, высокая производительность труда, минимальные потерипри транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшемурасстоянию практически вне зависимости от рельефа местности. Развитие сетимагистральных нефте- и газопроводов связано с географией добычи нефти игаза и районов их потребления. Их размещение рассматривается всоответствующем разделе учебного пособия. Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирскихперевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочныхгрузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работдля сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровеньразвития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развитиявоздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованностьназемной базы составляет 60 /о, а по аэровокзальным комплексам не болееЗО^/о. Износ основных фондов оценивается в 70%. Транспорт является важным связующим звеном в экономике РоссийскойФедерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни однойотрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ееподъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. Внастоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России". Впервую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль,привлечения иностранного капитала, налаживания работы поставщиковтранспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехническойи электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самомтранспортном комплексе необходима более тесная координация работы всехвидов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной изосновных задач также является восстановление транспортно-экономическихсвязей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССРформировался как единое целое, и обособленное функционирование егоотдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не толькоРоссии, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортногообеспечения сельских населенных пунктов, пассажирских перевозок в крупныхгородах, снижения отрицательного влияния транспорта на природную среду ичеловека. Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-засформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления исозданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемыразгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, созданияусловий для конкуренции возникла объективная необходимость малого исреднего бизнеса. Активно идетпроцесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелкихакционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта. В условиях рыночных отношений на первый план в развитии транспортногокомплекса выдвигается задача более полного и качественного удовлетворенияпотребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны,на что и нацелена программа "Транспорт России".




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Транспортный комплекс iconКраткое содержание проекта Урок проводится в начале изучения темы «Транспортный комплекс России»
«Транспортный комплекс России». Учащиеся работают в шести группах-«специалистах» по одному из видов транспорта. Каждая группа готовит...
Транспортный комплекс iconДокументи
1. /Транспортный комплекс России.doc
Транспортный комплекс iconТранспортный комплекс
В зависимости от вли­яния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства...
Транспортный комплекс iconТранспортный комплекс России
Однако сам транспорт часто стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слабо­развитых...
Транспортный комплекс iconМосква- транспортный узел

Транспортный комплекс iconДевятый транспортный коридор

Транспортный комплекс iconСеверо-западный международный транспортный коридор и железнодорожный транспорт

Транспортный комплекс iconСеверо-западный международный транспортный коридор и железнодорожный транспорт

Транспортный комплекс iconСеверо-Западный экономический район
Характеристика состояния иных отраслей. (текстильная промышленность, индустриально строительный комплекс, топливно-энергетический...
Транспортный комплекс iconАдрес: Ульяновская обл., р п. Майна, пер. Транспортный д. 4, кв. 1
Цель: получение работы по специальности «теоретическая и прикладная лингвистика»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы