Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» icon

Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый»



НазваниеСценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый»
Дата конвертации05.08.2012
Размер146.45 Kb.
ТипСценарий
скачать >>>


Сценарий литературно-музыкальной композиции

«И помнит мир спасённый»


Хорошилова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МОУ СШ №5

города Саяногорска.

Д.а.: Республика Хакасия

г. Саяногорск, 7 – 29 – 28

т. 8-390-42-2-67-83


2011г.

Цели КТД «И помнит мир спасённый»

  • Воспитывать у детей уважительное отношение и гордость к истории Отечества, ветеранам войны и труженикам тыла военных лет;

  • Формировать представление о подвигах юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

  • Развивать интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку; видеофильмы, фотографии;

  • Увековечить память о своих родственниках, внесших вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны;

  • Развивать исследовательские, творческие и организаторские способности школьников.


Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, 4 микрофона (на сцене), 2 микрофона (на стойках перед сценой у «конторок» для ведущих), медиафайлы.

Содержание работы:

Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасённый» стала ключевым мероприятием в рамках проекта «Этот День Победы…», проводимого в МОУ СШ № 5 города Саяногорска, итогом исследовательской и творческой работы, в котором принимали участие школьники разных возрастных групп. Дети – активные участники данного мероприятия. Они и исполнители, и ведущие. Структура композиции предполагала знакомство школьников с пионерами – героями Великой Отечественной войны. Дети познакомились с трагической участью жителей блокадного Ленинграда. Учащиеся через историю своей семьи, письма, фотохронику и песни воссоздали картину войны, тем самым стали активными действующими лицами литературно-музыкальной композиции. Использование мультимедийных технологий способствовало оптимальному усвоению материала школьниками, повысило их эмоциональное восприятие и интерес к происходящему.

Сценарий литературно-музыкальной композиции.

«И помнит мир спасённый…»

1 слайд презентации

1 Ведущий: Добрый день! У времени своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушающих великие ценности, созданные человеком.

2 Ведущий: Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

1 Вед: Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.
Мы обязаны всё помнить…

2 Вед: Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной и вспомним, как всё это было.

2 слайд презентации – 1 фильм (Начало войны).

1 Вед: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

3 слайд презентации

2 Вед: “Косматый изверг” – фашизм принёс большие потери, и началась священная война.

4 слайд презентации – Фильм «Священная война» муз. А.В.Александров., сл. В.И. Лебедева-Кумача (1 куплет - 30 сек., потом убавить звук, песня тихо звучит на фоне стихотворения).

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду.
На всех, на все 4 года.
Она такой вдавила след,
И стольких на земь положила
Что и через 65
Живым не верится, что живы. (К.Симонов)

1 Вед: Грозный сорок первый…

2 Вед: Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод…»

Стихотворение «Простые русские солдаты»

Простые русские солдаты,
Досталась горькая година
И не снимая автоматы,
Прошли от Курска до Берлина.
И из Хакасии сражаться
Ушли родные земляки
И многим суждено остаться,
Там, где за Родину легли.
И чтобы не было войны,
Пусть черный день не повторится.
Здесь ветераны- земляки
На нашем празднике встречаются.

Они сражались за народ,
За нас девчонок и мальчишек,
И знали, день такой придет,
Когда земля покой услышит. (Т.М.Антакова)
5 слайд презентации

2 Вед: Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Долго хранили они солдатские треугольники…

Ведущая: В некоторых семьях сохранились такие письма-треугольники. Бойцы писали родным письма между боями в землянках. Послушаем ребят из 1 «Б» класса. (дети сидят в землянке и читают письма с фронта)

Песня «Матерям погибших героев». (муз. Г.Струве, сл. Л. Кондрашенко) (исполняет хор 1 «Б» класса)

I. Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей,

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

Припев:

Считайте нас своими сыновьями,

Считайте нас своими дочерьми.

Детей своих вы в битвах потеряли,

И все мы стали вашими детьми.

II. Шумят под ветром сосны вековые,

Горят цветы невянущим огнём.

Вам, матерям героев всей России,

Свою любовь и нежность отдаём.

Припев.

III. Наследники великой этой славы,

Её мы чтим и бережно храним.

Героями гордимся мы по праву

И стать на них похожими хотим.

Припев.

IY. Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей,

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей.

Припев.

6 слайд презентации

1 Вед: Они хотели вернуться в тёплые дома, на родные улицы, свои города и деревеньки. Очень хотели… Но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу…

2 Вед: До самой смерти своей не верили их мамы в гибель своих сыновей.

7 слайд презентации

Песня «Москвичи» (4 «В») (Слова Е. Винокурова. Музыка А. Эшпая).

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.


Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе

Без них идет кино,

Девчонки - их подруги

Все замужем давно.


Но помнит мир спасенный,

Мир вечный, мир живой

Сережку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.

Сережку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.

1 Вед: Да разве могли предположить фашисты, что бороться с ними будут совсем юные мальчишки и девчонки. Война бесцеремонно вошла в их детство.

2 Вед: В суровые годы войны пионеры работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.

1 Вед: Пионерские противопожарные посты и дружины обезвредили немало зажигательных бомб. Около 20 тысяч юных москвичей получили медаль “За оборону Москвы”. Медалью “За оборону Ленинграда” были награждены более 15 тысяч пионеров.

2 Вед: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кому в 41-м было чуть больше, чем нам сегодня, те, кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели.

8 слайд презентации – Фильм Пионеры-герои Великой Отечественной войны.

Песня о пионерах героях (идёт фоном)

Они не вернулись из боя

Но помнит родная страна

Своих пионеров – героев!

Вот славные их имена

9 – 12слайды презентации

Зина Портнова.

Война застала ленинградскую школьницу Зину Портнову в деревне, куда она приехала с сестрой на летние каникулы к бабушке. С беженцами уходить она не захотела и осталась в городе Оболь. Витебской области. Когда в городе была организована подпольная комсомольская организация « Юные мстители», Зина не раздумывая вступила в её ряды. « Мстители» распространяли и расклеивали листовки, добывали для партизан сведения о действиях фашистов. По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Первое подозрение упало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина знала , что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, оттуда была срочно переправлена в партизанский отряд, где ей оказали необходимую помощь. В отряде Зина ходила в разведку, участвовала в диверсиях, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда Зина возвращалась в отряд с очередного задания , она попала в руки к гитлеровцам. Фашисты пытали Зину, но девочка ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила лежащий на столе пистолет, застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось.

Её допрашивал четвёртый день подряд фашиский офицер,

Увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат,

Её хлестала плеть, её гноили в яме.

Угрюмый офицер сказал,

Что нет терпенья у него,

Что это лишь начало жестоких мук

Каких не видел свет

Но, жёлтая, как воск, она молчала…

Зину расстреляли январским утром, рядом с невысокой сосной. Залп разорвал морозный воздух. Сосна дрогнула, несколько сучков упали вниз на снег. Они легли рядом с ещё тёплым телом девочки из Ленинграда, шагнувшей в бессмертие. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием- званием Героя Советского Союза. Про Зину Портнову пишут книги, слагают стихи. В Минске на камне обелиска высечено имя юной героини, одному из кораблей Российского флота присвоено имя Зины Портновой.

« Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»

13 – 15 слайды презентации –

Лёня Голиков

17 июня 1926 года в деревне Лукино в семье рабочего родился Лёня Голиков. Окончил 5 классов. Работал на фанерном заводе.

С марта 1942 года Лёня Голиков - разведчик отряда 4-й партизанской бригады.

Юный партизан проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. Используя их, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько немецких гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию.

При его участии были подорваны 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сожжены 2 продовольственных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров. Сопровождал обоз с продовольствием в 250 подвод в блокадный Ленинград.

13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки, гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил его из автомата. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, донесения командованию и другие важные бумаги.

24 января 1943 года 16-летний партизан пал смертью храбрых в неравном бою у села Острая Лука. Похоронен на родине - в Лукино на деревенском кладбище, где на его могиле установлен величественный памятник.

Бесстрашное имя – награда герою.

Он вашим ровесником был.

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споёмте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистского зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле.

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро узнают в Кремле.

Что будет герою «Звезда Золотая» -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Леньку равненье возьмут.


Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года Леониду Александровичу Голикову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Герою установлены памятники в Великом Новгороде и в Москве. Именем Лёни Голикова названы улицы в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге.

16 – 17 слайды презентации 1 Вед: Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.

2 Вед: Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги”, “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.

1 Вед: - Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

18 – 20 слайды презентации

2 Вед: Валя Котик вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Мы вспомним о боях тех давних
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин.
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

2 Вед: Валентину Котику присвоено высокое звание Героя Советского Союза.


1 Вед: Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни. Тысячи погибших…

21 слайд презентации – Фильм (Ленинград 1)

22 слайд презентации –

2 Вед: 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни». 
23 слайд презентации – Фильм (Ленинград 2)


24 слайд презентации

1 Вед: Как хотелось есть! Сутками думалось только об этом: как хочется есть! Мы держались, а если плакали, то где–нибудь потихоньку, чтобы мама не видела, – ей стало бы еще хуже. А потом и плакать перестали – сил не было. Сказать вам, что было невероятным сокровищем? Вы и сами знаете – это хлеб. Тем, кто работал, кому особенно нужны были силы, чтобы делать снаряды, пули, гранаты, им давали по 250 граммов в сутки. Остальным по 125. Взвесьте кусочек хлеба на весах – и вы зададите вопрос, как люди выжили?

25 слайд презентации

На печке и на стенках лед.

Молчит все время репродуктор.

Блокада. Сорок первый год.

Сегодня выдача продуктов.

Никак не выйти в магазин,

Хотя он с нашим домом рядом,

На улице уже в близи,

Ложатся снова артснаряды.

Мороз опять сковал меня.

Во что бы потеплей одеться?

Живу на линии огня

И не могу никак согреться….

26 слайд презентации – Фильм (Ленинград 3)

27 слайд презентации

1 Вед: Дорога жизни… Много о ней сказано, написано, но те кто жил в те годы, помнят ее не по книгам. Они помнят ее по тем пайкам хлеба, которые были словно пайки надежды – дожить, победить, рассказать всем, как это было…

2 Вед: Ледовая дорога – Дорога жизни – действовала 152 дня. За это время в Ленинград было доставлено 360 тысяч тонн груза. Сколько жизней спасла от голодной смерти эта дорога – кто теперь скажет! А еще по ней эвакуировали людей. Около миллиона восьмисот тысяч человек вывезли из города на Неве. В основном это были дети…

28 слайд презентации –«Адажио мольто» Антонио Вивальди. (медленно слева и справа поочерёдно на сцену выходят девочки в чёрных платьях со свечами в руках)

1-я. Нас эвакуировали в город Карпинск. Нас привезли в парк… Мы не гуляли в парке, мы его ели… Первый год в Карпинске мы не замечали природу. Все, что было природой, вызывало у нас одно желание – попробовать: съедобное ли оно! Ленинградские дети, дети которых нельзя было накормить! Нас долго не могли накормить…

2-я. Мне сшили платье. Мама сшила его из портянок. Они были белые, их покрасили чернилами. На один рукав чернил не хватило, а мне хотелось показать подружкам новое платье. И я встала боком к калитке, то есть хороший рукав показывала, а другой прятала.

3-я. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали на газетах между строк сообщений информбюро.

4-я. В школе впереди меня сидела девочка Аня. У нее погибли отец с матерью, и она жила с бабушкой. Они были беженцами из-под Смоленска. Школа купила ей пальто, валенки и блестящие галоши. Учительница принесла и положила все это ей на парту. Мы сидели притихшие потому, что ни у кого из нас не было ни таких валенок, ни такого пальто… Мы завидовали.

1-я. Кто-то из мальчишек толкнул Аню и сказал: «Повезло как!» А она сидела, сидела, а потом заплакала… Плакала Аня все четыре урока. Когда вернулся с фронта отец, все пришли смотреть на нашего папу и на нас потому, что к нам первым пришел папа. Первой пришла эта девочка…

2-я. Война унижала нас голодом, холодом, нищетой.

3-я. И в то же время война возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя, как части великого народа единого в своем стремлении к победе…

29 слайд презентации – 2 Вед: И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года — день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: более 27 миллионов жизней стоила нам эта победа. 

30 слайд презентации – Фильм: День Победы. (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова)

1 Вед: Каждый год мы отмечаем незабываемый день — День Победы, который принёс нам счастье и мир.

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленей.

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной.

Победителю-солдату

Сотни раз поклон земной.

31 слайд презентации

Ведущий: Наша славная армия не только прогнала врага со своей земли, но и освободила от фашистского рабства другие страны. Народы Польши и Чехословакии, Югославии и Румынии с благодарностью вспоминают о советских воинах-освободителях. Умирая за Родину, наши бойцы завещали нам беречь и защищать любимую Отчизну. И мы, ребята, будем свято выполнять это завещание.

Сегодня праздник, счастья свет,
Но есть один закон солдатский
Всем тем, кого в живых здесь нет
Поклон отвесить низкий, братский.
Застыть в молчании суровом,
И помянуть их добрым словом.
Но, а живым счастливо жить,
И Родине еще служить! (Т.М.Антакова)

Ведущий: Предлагаю почтить память погибших и умерших героев Великой отечественной войны. Прошу всех встать.

32 слайд презентации – Минута молчания (фильм)

33 слайд презентации

Помните! (читают ведущие)

Через века, через года –

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда

Помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

Жизнью просторной,

Каждой секундой,

Каждым дыханьем

Будьте достойны!

Люди!

Покуда сердца стучатся –

Помните!

Какою ценой завоёвано счастье, –

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт –

Помните!

О тех, кто уже никогда не споёт, –

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли, –

О погибших

Помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли,

Убейте войну, прокляните войну,

Люди Земли!

Мечту пронесите через года

И жизнью

Наполните!..

Но о тех,

Кто уже не придёт никогда, -

Заклинаю –

Помните! (Р.И.Рождественский)

34 слайд презентации

Ведущий: Дорогие наши ветераны и гости! От всей души поздравляем вас с праздником Победы! Желаем вам доброго здоровья, счастья, благополучия, радости, чистого неба и мира нашему огромному дому.

с 35 по 36 слайды презентации

(Вручение цветов)

В презентации использованы фрагменты из фильма «Великая война»







Похожие:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconСценарий литературно-музыкальной композиции «мозаика весны». 15 марта 2011 года. Участники: учащиеся 7-б класса, ансамбль школы «Иланит» Программа композиции
Автор сценария: Учитель русского языка и литературы высшей категории толоконникова о. Е
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Никольское» Тосненский район Ленинградская область Проект празднования Великой Победы
Приложение Сценарий литературно-музыкальной композиции «Навеки пятнадцатилетние»
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconПоэт и Любовь (А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова) Поэт и Любовь (Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной А. С. Пушкину и Н. Н. Гончаровой)На авансцене справа стоит кресло. В нем сидит Ведущая

Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconПроект литературно-музыкальной композиции «Герои Великой Отечественной войны глазами внуков и правнуков»

Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconВас помнит мир спасенный Библиотекарь
С древнейших времен в России почиталась память о тех, кто отдал жизнь, защищая свой народ. В их честь воздвигались часовни, церкви,...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconУправление образования муниципального района «Газимуро-Заводский район»
Проект литературно-музыкальной композиции «Герои Великой Отечественной войны глазами внуков и правнуков»
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconСценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню Учителя 2009. Составили: Резанова С. А. Крылова В. А. октябрь, 2009 г. Песня «Билет в детство»
Школа Моя школа Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого Школа в нашей памяти – это светлые классы, исписанная мелом...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconТезисы Целая серия уроков по поэзии XX века, следующих один за другим, за­ставляет учителя искать формы и методы, позволяющие избежать шаблон­ности, однообразности при знакомстве с биографией поэта и его стихами.
Я предлагаю уроки знакомства со стихам М. И. Цветаевой провести в виде литературно музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconРеферат по музыкальной литературе на тему: Работа ученика Чалтырской музыкальной школы
Большинство начинающих музыкантов не знают Александра Васильевича. А ведь был одним из лучших… Старшее поколение несомненно помнит...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «И помнит мир спасённый» iconСценари й литературно-музыкальной композиции «О поэтах Заполярья в годы Великой Отечественной войны»
Великой Отечественной войне на Севере, фотографии поэтов К. Бельхина, Н. Букина, фотоальбом Е. Халдея «От Мурманска до Берлина»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы