Логистика icon

Логистика



НазваниеЛогистика
Дата конвертации05.08.2012
Размер288,08 Kb.
ТипРеферат
Логистика


1.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ В логике термин «понятие» обозначает мысль, в которой обобщаются ивыделяются предметы некоторого класса по определенным общим и всовокупности специфичным для них признакам. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагиваетлогистика, то общим для них будут вопросы управления материальными исоответствующими им информационными потоками*. В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретитьболее широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления неограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управлениелюдскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место вэкономических системах. Появились такие термины, как банковская логистика,информационная логистика и ряд других. Термин логистика начинает использоваться в ситуациях, связанных с четкимпланированием согласованной последовательности действий. Например,прибывшему на симпозиум участнику в европейской гостинице могут предложитьобратиться к менеджеру по логистике для выяснения дальнейшей программыдействий, или диктор телевидения в разделе криминальной хроники можетотметить, что у названной группы преступников имелась хорошо налаженнаясистема логистики. Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и,особенно, в 90-е годы, объясняется, в первую очередь, развитием методовуправления материальными потоками. Естественно, что при этом идея и методлогистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками иприменяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистикизаложен в рационализации управления именно материальными потоками. Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управленияматериальными и связанными с ними информационными потоками. Прежде чем давать определение логистике, наглядно представим себе процессуправления материальным потоком. В качестве простого физического примеравозьмем струю воды, текущую из крана. Управлять этим потоком можно спомощью различных действий — закрыв или открыв кран, добавив горячую илихолодную воду. Можно переключить кран смесителя на душ, а можно с помощьюгибкого шланга направить поток воды в любую сторону. В результатеперечисленных действий изменяются интенсивность потока, его направление;меняетсякачественная характеристика — температура, при распылении струи черездушевую сетку изменяется структура. Несмотря на многообразие материальных потоков, циркулирующих вэкономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлениюструей воды: — «открыли кран» — от поставщика к покупателю пошел товар; — «открыли кран» больше — усилили поставки: — «закрыли кран» — прекратили поставку. Можно изменить адресата — потокпойдет по другому пути, можно изменить качественный состав потока, поменявассортимент поставляемых товаров и т. д. Несмотря на определенное сходство рассмотренных объектов, управлениематериальными потоками в экономических системах, конечно же, намногосложнее. Кроме непосредственных операций с материальным потоком (погрузки,разгрузки, транспортировки и т. п.), оно включает в себя: — различные коммерческие операции, в результате которых появляетсядоговоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах; — поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживанияполучателей грузов; — определение оптимальных путей, по которым должны пойти материальныепотоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, а такжемногие другие виды работ. Подробно состав деятельности, которая осуществляется с целью доведенияматериального потока до потребителя, рассматривается во второй главе. Управление материальным потоком, как и любым другим объектом,складывается из двухчастей: — принятие решения; — реализация принятого решения. Для того, чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике; соответственно большая группа определений трактует логистику как науку или научное направление: логистика — междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков (38). Как наука логистика ставит и решает следующие задачи (42): — прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов; — определение необходимой мощности производства и транспорта; — разработка научных принципов распределения готовой продукции на основеоптимального управления материальными потоками; — разработка научных основ управления перегрузочными процессами итранспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей; — построение различных вариантов математических моделей функционированиялогистических систем; — разработка методов совместного планирования, снабжения, производства,складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд другихзадач. Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения вобласти управления материальными потоками. Для практической реализациипринятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группаопределений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность.логистика — направление хозяйственной деятельности, которое заключается вуправлении материальными потоками в сферах производства и обращения (38). Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока —основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплотьдо конечного потребителя (рис. 1). Весь путь движения материалов на этойсхеме можно разделить на два больших участка: — на первом участке движется продукция производственно-техническогоназначения; — на втором — изделия народного потребления. Качественный состав потокапо мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья ипервым перерабатывающим предприятием, а также между различнымипроизводствами, движутся, как правило, массовые однородные грузы. В концецепи материальный поток представлен разнообразными готовыми к потреблениютоварами. Внутри отдельных производств также имеют место материальныепотоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различныедетали, заготовки, полуфабрикаты.[pic] Рис. 1. Принципиальная схема материального и информационного потоков В ходе логистического процесса материальный поток доводится допредприятия, затем организуется его рациональное продвижение через цепьскладских и производственных участков, после чего готовая продукциядоводится до потребителя в соответствии с заказом последнего. Перечисленные виды деятельности по управлению разнокачественнымиматериальными потоками составляют содержание логистики, которую одноименныйтерминологический словарь определяет следующим образом: логистика(logistics) — наука о планировании, контроле и управлениитранспортированием, складированием и другими материальными инематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья иматериалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкисырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции допотребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а такжепередачи, хранения и обработки соответствующей информации. Настоящее определение, как следует из его содержания, трактует логистикукак науку. Как хозяйственная деятельность логистика представлена вследующем определении: логистика — процесс управления движением и хранениемсырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном оборотес момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставкуготовой продукции потребителю (принцип уплаты денег — получения денег).Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежнойлитературе. На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономические процессы,останавливая свое внимание лишь на материальных потоках. Однако, такоеупрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движениягрузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточныепроцессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Абстрагирование отряда факторов и выделение материального потока в качестве объектаисследования и управления позволяет проектировать сквозные логистическиецепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при этомразмерность задач моделирования, а также открывает новые возможностиформализованного исследования экономических процессов. На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позициимаркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлениюпроизводством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятиялогистики. Анализ зарубежной и отечественной литературы (например,литература 10, 25, 35, 36, 38, 42) показал, что сегодня под логистикойпонимается: — новое направление в организации движения грузов; — теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах; — совокупность различных видов деятельности с целью получениянеобходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальнымизатратами; — интеграция перевозочного и производственного процессов; — процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов отпроизводства до потребления; — форма управления физическим распределением продукта; — эффективное движение готовой продукции от места производства до местапотребления; — новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методовуправления материальными и информационными потоками; — наука о рациональной организации производства и распределения. В рядеопределений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решениизадач логистики: логистика — это искусство и наука определенияпотребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабочемсостоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает этипотребности.В завершение параграфа приведем ряд определений логистики, сформулированныхучеными и практиками Америки, Франции, Германии, России. ЛОГИСТИКА — это планирование, организация и контролирование всех видовдеятельности по перемещению и складированию, которые обеспечиваютпрохождение материального и связанного с ним информационного потоков отпункта закупки сырья до пункта конечного потребления. ЛОГИСТИКА — наука о совокупности различных видов деятельности,направленной на получение необходимого количества продукции в установленноевремя в заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этойпродукции. ЛОГИСТИКА — наука о планировании, реализации и контроле эффективных иэкономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов,полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации опоставке товаров от места производства до места потребления в соответствиис требованиями клиентуры. ЛОГИСТИКА — наука о процессе физического распределения продукции впространстве и во времени. ЛОГИСТИКА — наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом итранспортом. ЛОГИСТИКА — наука о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем: от производства до производительного потребления. ЛОГИСТИКА — комплексное направление в науке, охватывающее проблемыуправления материальными потоками. ЛОГИСТИКА — наука о рациональной организации производства ираспределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределениесредств производства. ЛОГИСТИКА — наука о планировании, управлении и контроле поступающего напредприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятиематериального потока и соответствующего ему информационного потока. ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ В процессе управления материальными потоками в экономике решаетсямножество разнообразных задач. Это — задачи прогнозирования спроса ипроизводства, а следовательно, и объема перевозок; определения оптимальныхобъемов и направлений материальных потоков; организации складирования,упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются этизадачи. Материальные потоки образуются в результате деятельности различныхпредприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или инуюпродукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этомключевую роль в управлении материальными потоками играют следующиепредприятия и организации: — транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционныефирмы; — предприятия оптовой торговли; — коммерческо-посреднические организации; — предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняютразнообразные логистические операции. Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки,непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения. Каждый из перечисленных участников логистического процессаспециализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупностьдействий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметноотличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определеннуюцель. Логистическая функция — это укрупненная группа логистическихопераций, направленных на, реализацию целей логистической системы. В табл. 1 дается перечень основных логистических функций и их примерноераспределение между различными участниками логистического процесса. Каждаяиз этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зренияцели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий поформированию хозяйственных связей является установление отношений деловогопартнерства между различными участниками логистического процесса, т. е.формирование связей между элементами макрологистических систем. Таблица 1 Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса| Участник |Тран|Предп|Комме|Склады||логистического |спор|рияти|рческ|готово||процесса |т |я |о-пос|й ||Название |обще|оптов|редни|продук||логистической |го |ой |чески|ции ||функции |поль|торго|е |предпр|| |зова|вли |орган|иятий-|| |ния,| |изаци|изгото|| |эксп| |и |вителе|| |едиц| | |й || |ионн| | | || |ая | | | || |фирм| | | || |а | | | ||Формирование |Х |Х |Х | ||хозяйственных связей| | | | ||по поставкам товаров| | | | ||или оказанию услуг, | | | | ||их развитие, | | | | ||корректировка и | | | | ||рационализация | | | | ||Определение объемов | |Х |Х | ||и направлений | | | | ||материальных потоков| | | | ||Прогнозные оценки |Х |Х |Х | ||потребности в | | | | ||перевозках | | | | ||Определение | | |Х | ||последовательности | | | | ||продвижения товаров | | | | ||через места | | | | ||складирования, | | | | ||определение | | | | ||оптимального | | | | ||коэффициента | | | | ||складской звенности | | | | ||при организации | | | | ||товародвижения | | | | ||Развитие, размещение| |Х |Х | ||и организация | | | | ||складского хозяйства| | | | ||Управление запасами | |Х |Х | ||в сфере обращения | | | | ||Осуществление |Х | | | ||перевозки, а также | | | | ||всех необходимых | | | | ||операций в пути | | | | ||следования грузов к | | | | ||пунктам назначения | | | | ||Выполнение операций,| |Х | |Х ||непосредственно | | | | ||предшествующих и | | | | ||завершающих | | | | ||перевозку товаров1 | | | | ||Управление | |Х | |Х ||складскими | | | | ||операциями2 | | | | |1 Подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.2 Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству икачеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателюассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др. Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистическихфункций: все перечисленные в табл. 1 функции взаимоувязаны и направлены науправление материальным потоком, т. е. весь комплекс логистических функций,в совокупности, также подчинен единой цели; носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие влогистическом процессе. Критерием эффективности реализации логистических функций является степеньдостижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестьюправилами логистики. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТОКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ 3.1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальныепотоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнениядругих материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями— начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями иливнутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определениематериального потока, разберем конкретный пример материального потока,протекающего внутри склада торговой оптовой базы*. *В качестве примера выбран склад, как наиболее типичный объект,встречающийся на пути движения материального потока от первичного источникасырья к конечному потребителю. [pic] Рис.13. Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы На рис. 13 приведена принципиальная схема материального потока на складе.Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направленнепосредственно на хранение*, а может попасть на участок хранения,предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают вприемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад.Весь поступивший на склад товар в конце концов сосредоточивается на участкехранения. Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут бытьразличными. На рис. 13 изображено 4 варианта: *Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно будетнаправлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь небольшаявыборочная партия. а) участок хранения — участок погрузки; б) участок хранения — отправочная экспедиция — участок погрузки; в) участок хранения — участок комплектования — отправочная экспедиция —участок погрузки; г) участок хранения — участок комплектования — участок погрузки. По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции:разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранениеи т. д. Это так называемые логистические операции*. Объем работ поотдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, замесяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соответствующейоперации. Например, материальный поток по разгрузке вагонов и укладкетоваров на поддоны для торговых оптовых баз складской площадью 5 тыс. кв. мпо проекту составляет 4383 т. Предположим, что стоимость выполнения той или иной операции на складеточно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммызатрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движенияматериального потока внутри склада, издержки можно минимизировать**. На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, дляотдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическимоперациям, осуществляемым на данном участке. В табл. 3 приведен пример расчета годового материального потока научастке разгрузки железнодорожных вагонов той же базы. Его величина, так жепо проекту, равна 9740 т/год. Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоныхранения сразу в зону погрузки (рис. 13), Это означает отказ от операцийподбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставкитоваров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако,отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке,что также сопряжено с экономическими потерями. Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учетаиздержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значимых затратах,возникающих в процессе выполнения логистических операций, а также охарактере взаимодействия этих затрат друг с другом. Таблица 3 Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. кв. м|№ п/п |Наименование логистической |Величина || |операции |материально|| | |го потока, || | |т/год ||1. |Разгрузка вагона и укладка |4383 ||2 |товаров на поддоны |487 ||3. |Разгрузка вагона и укладка |2922 730 || |товаров на электротележку |1218 || |Перемещение сформированного| || |пакета а) на участок | || |приемки б) в экспедицию в) | || |до зоны хранения | ||ИТОГО |9740 | Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяетсясуммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.Расчет совокупного материального потока для нашего примера представлен втабл. 4. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальныеценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различныхлогистических операции и отнесенные к временному интервалу. Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складскиезвенья позволяет: увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечномупотребителю; проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителекоторой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а взнаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). Внашем примере размерность материального потока — тонн/год. При осуществлении некоторых логистических операций материальный потокможет рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращаетсяв материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути". Таблица 4 Расчет совокупного материального потока* для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. кв. м|п/|Наименование |Материальный ||п |технологического участка, |поток, т/год || |на котором осуществляется | || |группа логистических | || |операций или название самой| || |группы | ||1.|Участок разгрузки |9740 4870 ||2.|железнодорожных вагонов |4870 7305 ||3.|Участок разгрузки |17435 || |железнодорожных контейнеров|1461 9740 ||4.| |6818 6682 5844||5.|Участок разгрузки |9470 9740 ||6.|автомобильного транспорта | || |Участок приемки Размещение | ||7.|товаров на хранение | ||8.|Пополнение запасов на | || |нижних ярусах стеллажей, | ||9.|осуществляемое при хранении| ||10|товаров | ||. |Отборка товаров | ||11|Перемещение товаров к | ||. |участку комплектования | ||12|Участок комплектования | ||. |товаров Перемещение в | || |отправочную экспедицию | || |Перемещение в зону погрузки| || |Участок погрузки | ||ИТОГО |93975 | *На предприятиях оптовой торговли материальный поток называют, какправило, грузовым потоком. 3.2. ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессеприложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразиегрузов и логистических операций осложняет изучение и управлениематериальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четкообозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задачобъектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессеприложения большой группы операций. Например, при проектированиираспределительной сети и определении количества и размещения складов. Прирешении других задач — например, при организации внутрискладскогологистического процесса, детально изучается каждая операция. Материальные потоки подразделяют по следующим ос-новным признакам:отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока,количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза,степени совместимости грузов, консистенции грузов. По отношению к логистической системе материальный поток может бытьвнешним, внутренним, входным и выходным. Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде.Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишьте, к организации которых предприятие имеет отношение. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществлениялогистических операций с грузом внутри логистической системы. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешнейсреды. В нашем примере определяется суммой величин материальных потоков наоперациях разгрузки, т/год: Разгрузка железнодорожных вагонов 4870 Выгрузка контейнеров 2435 Разгрузка автомобильного транспорта 2435 ИТОГО входной материальный поток 9740 Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнююсреду. Для оптовой базы его можно 71определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполненииопераций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примеревеличина выходного материального потока определится следующим образом,т/год: Погрузка автотранспорта 8279 Погрузка контейнеров 974 Погрузка железнодорожных контейнеров 487 ИТОГО выходной материальный поток* 9740 * На предприятиях оптовой торговли выходной материальный поток называют, как правило, грузооборотом базы. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входнойматериальной поток будет равен выходному. По натурально-вещественному составу материальные потоки делят наодноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо,ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке,торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенноотличаться от логистического процесса на картофелехранилище, котороеработает с одним наименованием груза. По количественному признаку материальные потоки делят на массовые,крупные, мелкие и средние. Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузовне единичным транспортным средством, а их группой, например,железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин,караван судов и т. д. Крупные потоки — несколько вагонов, автомашин. Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностьюиспользовать грузоподъемность транспортного средства и требующие приперевозке совмещения с другими, попутными грузами. Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими.К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят натяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемноститранспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема.Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозкахжелезнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служитьрассматриваемые в процессе транспортировки металлы. Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностьюиспользовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесногопотока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессетранспортировки образуют легковесные потоки. По степени совместимости образующих поток грузов материальные потокиделят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основномпри транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных,навалочных, тарно-штучных и наливных грузов. Насыпные грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство— сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортныхсредствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, вконтейнерах, в автомашинах. Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правиломинерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могутсмерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа,обладают сыпучестью. Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства,удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках,грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы. Наливные грузы — грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах.Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранениеи другие выполняются с помощью специальных технических средств. Схематически классификация материальных потоков представлена на рис. 14. [pic] Рис. 14. Классификация материальных потоков 3.3. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупностиопределенных действий с материальными объектами. Эти действия называютлогистическими операциями. Однако понятие логистической операции неограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать ипередавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этомдействия также относятся к логистическим операциям. В целом логистические операции определяют как совокупность действий,направленных на преобразование материального и/или информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку,транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другиеоперации. Логистические операции с информационным потоком — это, какотмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующейматериальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнениелогистических операций с информационными потоками составляют существеннуючасть логистических издержек. Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим влогистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих жеопераций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим местопереходом права собственности на товар и переходом страховых рисков содного юридического лица на другое. По этому признаку все логистическиеоперации разделяют на односторонние и двусторонние. Классификация логистических операций приведена на рис.15. [pic] Рис. 15. Классификация логистических операций Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжениемтехнологического производственного процесса, например, расфасовка. Этиоперации изменяют потребительские свойства товара и могут осуществлятьсякак в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочномцехе оптовой базы. Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия илисбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе «общениялогистической системы с внешним миром», относят к категории внешнихлогистических опе-раций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы,называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь,сказывается на характере выполнения внешних логистических операций. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4.1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ Понятие логистической системы является одним из базовых понятийлогистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающиефункционирование экономического механизма. В этом множестве необходимовыделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа исовершенствования. Понятие логистической системы является частным по отношению к общемупонятию системы. Поэтому дадим вначале определение общему понятию системы,а затем определим, какие системы относят к классу логистических. В энциклопедическом словаре приведено следующее определение понятия«система»: «Система (от греч. — целое, составленное из частей; соединение)— множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,образующих определенную целостность, единство». Данное определение хорошо отражает наши интуитивные представления осистемах, однако целям анализа и синтеза логистических систем оно неудовлетворяет. Для более точного определения понятия «система»воспользуемся следующим приемом.Перечислим свойства, которыми должна обладать система. Тогда, если удастсядоказать, что какой-либо объект обладает этой совокупностью свойств, томожно утверждать, что данный объект является системой. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы егоможно было считать системой. Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостнаясовокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь ввиду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты,обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системымогут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми. Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенныесвязи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративныекачества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные,прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны бытьболее мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как впротивном случае система не сможет существовать. Третье свойство (организация). Наличие системоформирующих факторов уэлементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появлениясистемы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определеннуюструктуру, организацию системы. Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системыинтегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но несвойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Можно привести множество примеров систем. Возьмем обыкновенную шариковуюручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручкасостоит из отдельных элементов — корпус, колпачок, стержень, пружина и т.д. Второе:между элементами имеются связи — ручка не рассыпается, она является единымцелым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все частиразобранной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бывзаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужныхнам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества,которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов — ручкой можноудобно пользоваться: писать, носить. Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль,студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанныхпредприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие насобъекты тоже являются системами. 4.2. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫПродвижение материальных потоков осуществляется квалифицированнымперсоналом с помощью разнообразной техники:транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. Влогистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процессасущественно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся ипериодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительныхсил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-тоорганизована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегдаимеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системыспециально не проектируются, а возникают как результат деятельностиотдельных элементов (различных предприятий или же подразделений одногопредприятия — см. § 1.3). Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных,согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданнымипараметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокаястепень согласованности входящих в них производительных сил в целяхуправления сквозными материальными потоками. Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырехсвойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем параграфе. Первое свойство (целостность и членимость) - система есть целостнаясовокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозициюлогистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. Памакроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия кдругому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, атакже связывающий их транспорт (рис. 16). [pic] Рис. 16. Принципиальная схема макрологистической системы На микроуровне логистическая система может быть представлена в видеследующих основных подсистем*: ЗАКУПКА — подсистема, которая обеспечивает поступление материальногопотока в логистическую систему. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ — эта подсистема принимаетматериальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессевыполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда впродукт труда. СБЫТ — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока излогистической системы (рис. 17). [pic] Рис. 17. Принципиальная схема микрологистической системы Как видим, элементы логистических систем разнокачественные, ноодновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели,которой подчинено функционирование логистических систем. Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеютсясущественные связи, которые с закономерной необходимостью определяютинтегративные качества. В макрологистических системах основу связи междуэлементами составляет договор. В микрологистических системах элементысвязаны внутрипроизводственными отношениями. Третье свойство (организация): связи между элементами логистическийсистемы определенным образом упорядочены, то есть логистическаясистема имеет организацию. Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая системаобладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементовв отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, внужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а такжеспособность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменениеспроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя техническихсредств и т. п.). Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупатьматериалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать вовнешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей. Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма — подъемно-транспортная техника, центральная нервная система — сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события. Общепринятое определение логистической системы гласит:Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью,выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит изнескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качествелогистической системы можно рассматривать промышленное предприятие,территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цельлогистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, внужном количестве и ассортименте в максимально возможной степениподготовленных к производственному или личному потреблению при заданномуровне издержек [35]. Границы логистической системы определяются циклом обращения средствпроизводства (рис. 18). Вначале закупаются средства производства. Они ввиде материального потока поступают в логистическую систему, складируются,обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы впотребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовыересурсы.[pic] Рис. 18. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средствпроизводства получило название принципа «уплаты денег — получения денег»(рис. 19).[pic] Рис. 19. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег — получение денег» 4.3. ВИДЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Логистические системы, как уже отмечалось, делят на макро- и микрологистические. Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов. Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой. В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическимисистемами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутримикрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа ихвзаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы,объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единыйэкономический результат. На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем. Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системахматериальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к еепотребителю, минуя посредников (рис. 20 а). Эшелонированные логистические системы. В таких системах на путиматериального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б). Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока отпроизводителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую,так и через посредников (рис. 20 в). [pic] Рис. 20. Принципиальные схемы логистических систем различных видов СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы -СПб ИЗД-BОСанкт-Петербург ун-та экономики и финансов 1995 2 Васильев Г.А. и др. Логистика М. Экономическое образование, 1993 3 Гаджинский А.М. Основы логистики Учеб. пособие М. ИВЦ «Маркетинг»1995 4 Голиков Е.А. Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логистики Монография— М. Изд-во Рос экон акад , 1993 5 Гончаров П П и др Основы логистики. Учеб. пособие Оренбург, 1995(Издат. центр ОГАУ) 11. Залманова М. Е. Логистика: Учеб. пособие для студ. эконом. спец.вузов / Саратовский гос. техн. ун-т.— Саратов, 1995. 12. Карташев В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии.—М.: Прогресс-Академия, 1995. 13. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке:Учеб. пособие / Под общ. научной ред. проф. А. В. Зырянова. Екатеринбург,1995. 14. Костоглодов Д. Д., Харисова Л. М. Распределительная логистика.—Ростов н/Д: Экспертное бюро, 1997. 15. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой.— М.: Прогресс, 1990. 16. Лаврова О. В. Планирование межцеховых материальных потоков в логистике: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студентов спец. 0701 / Саратовский гос. техн. ун-т.— Саратов, 1995. 17. Лаврова О. В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. техн. ун-т.— Саратов, 1995. 18. Леншин И. А., Смоляков Ю. И. Логистика. В 2-х ч.— М.: Машиностроение, 1996. 19. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина.— М.: ИНФРА-М, 1997. 20. Макмиллан У. Японская промышленная система / Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1988. 21. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э. и др. Транспортная логистика: Учеб. пособие.— М.: Брандес, 1996. 22. Монден Я. «Тоёта»: методы эффективного управления: Сокр. пер. с англ. / Научн. ред. А. Р. Бенедиктов, В. В. Мотылев.— М.: Экономика,1989. 23. Нагловский С. П. Экономика и надежность логистических контейнерных систем / Рост. гос. акад.— Ростов н/Д, 1996. 24. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов.— М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 25. Новиков О. А., Семененко А. И. Производственно-коммерческая логистика. В 2 ч.: Учеб. пособие.— СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 1993. 26. Новиков О. А., Уваров С. А. Коммерческая логистика: Учеб. пособие.— СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1995. 27. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для высш. и средн. спец. учеб. заведений.— М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 1996. 28. Парамонов М. Ю. Логистика биржевых потоков.— СПб.: Изд-во Санкт- Петербург, ун-та экономики и финансов, 1996. 29. Плоткин Б. К. Основы логистики.— Л.: Иэд-во ЛФЭИ, 1991. 30. Плоткин Б. К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учеб.пособие.— СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов, 1996. 31. Промыслов Б. Д., Жученко И. А. Логистические основы управленияматериальными и денежными потоками. (Проблемы, поиски, решения).— М.: Нефтьи газ, 1994. 32. Промышленная логистика.— СПб.: Политехника, 1994. 33. Райнхард Юнеманн. Материальные потоки и логистика.— Берлин: Изд-воШпингер, 1989. 34. Рейфе М. Е. Организация развития логистической деятельности наоптовом рынке.— СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов.1996. 35. Родников А. Н. Логистика: Терминолог. словарь.— М.: Экономика, 1995. 36. Русалева А. Ю. Основы логистики.— Новосибирск, 1996. 37. Рыжова О. А. Организация материальных потоков в «толкающих» и«тянущих» системах производства: Конспект лекций по курсу «Теорияорганизации машиностроительной промышленности» для студ. спец. 0701 /Саратовский гос. техн. ун-т.— Саратов, 1995. 38. Рынок и логистика / Под ред. М. П. Гордона.— М.: Экономика.1993. 39. Семененко А. И. Предпринимательская логистика.— СПб.: Политехника,1997. 40. Сергеев В. И. Логистика: аналитический обзор.— СПб., 1996. 41. Сердюкова Л. О. Транспортно-складская логистика цеха: Конспект лекцийпо курсу «Логистика» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. ун-т.—Саратов, 1995. 42. Смехов А. А. Введение в логистику.— М.: Транспорт, 1993. 43. Смехов А. А. Основы транспортной логистики / Учеб. для вузов ж.-д.трансп.— М.: Транспорт, 1995. 44; Туровец О. Г., Родионова В. Н. Логистика.— Воронеж: ВГТУ,1994. 45. Чернышев М. А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса:логистический подход.— Ростов н/Д: Иэд-во Рост. ун-та, 1995. 46. Шеннон Р. Ю. Имитационное моделирование систем — наука и искусство /Пер с англ. Под. ред. Е. К. Масловского. М.: Мир, 1978. 47. Эффективность стратегий логистического развития: Межвузовский научныйсборник / Саратовский гос. техн. ун-т.— Саратов,1995.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Логистика icon«Логистика и управление цепями поставок»
Ния», «Логистика производства», «Логистика распределения», «Логистика складирования», «Управление запасами в логистических системах»,...
Логистика iconПрограмма дисциплины Логистические посредники в цепях поставок для специальности 08. 05. 06 «Логистика и управление цепями поставок» подготовки специалиста
Изучение данного курса базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (опд) как «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Основы...
Логистика iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Изучение данного курса базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (опд) как «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Основы...
Логистика iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Изучение данного курса базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (опд) как «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Основы...
Логистика iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Изучение данного курса базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (опд) как «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Основы...
Логистика iconПрограмма дисциплины Аутсорсинг в логистике для специальности 080200. 62
Изучение данного курса базируется на таких общепрофессиональных дисциплинах (опд) как «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Основы...
Логистика iconПроизводственная логистика. Логистика и интернет: вызовы электронной торговли

Логистика iconПрограмма дисциплины Логистика складирования По направлению 080500. 62 Менеджмент, профиль специальных дисциплин «Логистика и управление цепями поставок»

Логистика icon«Логистика и управление цепями поставок»
Дыбская В. В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. – М.: Винити ран, 2002. 264с., гл....
Логистика icon«Логистика и управление цепями поставок»
Дыбская В. В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. – М.: Винити ран, 2002. 264с., гл....
Логистика icon«Логистика и управление цепями поставок»
Дыбская В. В. Логистика для практиков. Эффективные решения в складировании и грузопереработке. – М.: Винити ран, 2002. 264с., гл....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы