Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 icon

Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4



НазваниеПроблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4
Дата конвертации05.08.2012
Размер135.89 Kb.
ТипРеферат
Проблема личности в работах В.С. Мерлина


ПЛАН1. Общее понятие личности.2. Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности.3. Роль психологических конфликтов в развитии личности.4. Личность как целостное единство психологических свойств.5. Методологические проблемы исследования личности.6. Заключение Не у каждого человека личность выражена достаточно ярко. Мы можем говорить о человеке как о личности в той степени, в какой он сумел выразить свои желания, идеи, чувства через конкретные достижения в науке, искусстве, т.е. через то, какой след он оставит в этой жизни. Организация психики, помогающая человеку активно преобразовать и изменять окружающую среду в соответствии с какими-то своими внутренними представлениями, желаниями понимается в психологии как личность. Различные проявления личности, ее свойства, как и в целом сама психика, - результат работы мозга, высшей нервной деятельности. Для того, чтобы человек мог проявить свои способности, мог самосовершенствоваться нужны не отдельные психические проявления, а деятельность всего сознания; нужно и размышлять, и чувствовать, и хотеть, и наблюдать. Пожалуй, самой существенной характеристикой личности является ее направленность. Курс, которому следует человек по жизни и вообще вся его творческая активность, зависят прежде всего от направленности личности. Личность – это перекресток на котором уживаются индивидуально-своеобразное и социально- типичное. Важно, чтобы социальные догмы не довлели над индивидуальными, т.к. именно индивидуальность является источником развития личности. Но если окружающие внешние условия не способствуют развитию тех или иных свойств личности, то они остаются лишь «склонностями». Психические свойства личности – «это то, чем может оказаться человек при определенных внешних условия. Поэтому характеристика психики личности, является вместе с тем и предсказанием, как может вести себя человек при данных обстоятельствах». [Мерлин,1959] Особое влияние на формирование личности оказывают социальные взаимоотношения. Несомненно, от того какие общественные отношения господствуют в обществе будут зависеть и отношения личность – общество. И успешность таких взаимоотношений во многом определяется и социальной группой, к которой принадлежит человек, и биографическими условиями, и характером воспитания в семье, школе и т.п. в трудовой деятельности проявляется главная форма общественной функции – деловая роль. Практическая деятельность позволяет осуществить возникающие цели и задачи. И по мере того как эти цели и задачи находят свое отражение в действительности, они формируют обобщенные и устойчивые отношения личности. Однако, лишь когда объективное значение деятельности совпадает со значимым для человека деловая роль оказывает влияние на стержневые свойства личности. Осознанность деятельности напрямую связана с вкладыванием в нее смысла.
Успешность учебной деятельности тем больше, чем больше ученик самостоятельно ищет и находит дополнительные источники приобретения знаний, не ограничиваясь только предлагаемой ему информацией. Следующим не менее важным звеном в формировании отношений личности под воздействием деловой роли является так называемый закон градиента цели ( Халл, 1958). В этом законе утверждается, что по мере приближения к завершающей цели мотив действия становится сильнее. Из двух одновременно актуальных мотивов человек выберет тот, который может быть раньше удовлетворен. « Чем более глубокими и активными становятся общественные мотивы, тем более отдаленной может быть та цель или задача деятельности, которая усиливает активность мотива» ( Мерлин. 1977). Большое влияние на возникновение новых мотивов и формирование отношений личности оказывает похвала и порицание. Основными причинами возникновения психологических конфликтов являются воздействующие непосредственно в данный момент или предполагаемые в будущем отрицательные оценки, или обусловленные ими самооценки. В психологическом конфликте происходят резкие преобразования мотивов и отношений личности. Но насколько глубокими будут эти трансформации и какой характер они приобретут зависит от уровня развития социальной группы и личности. Благодаря определенным представлениям, суждениям, понятиям об окружающей действительности и о самом себе человек обосновывает социальные взаимоотношения. Межличностные отношения возникающие в социальной группе во многом определяются не столько социально-экономическими отношениями существующими в обществе, сколько специфическими взаимоотношениями господствующими в данной группе; в свою очередь зависящие от происхождения, состава группы, характера деятельности и т.п. Особенно заметно влияние, которое оказывают межличностные отношения в группе на личность человека, при переходе его из одной социальной группы в другую. Но почему происходит изменение свойств личности под воздействием другой социальной группы и каковы внутренние психические механизмы этих изменений известны лишь гипотетически. С одной стороны предполагается, что межличностные отношения определяются в соответствии с тем эталоном идеальной группы, который имеется в представлении человека и на который ориентируется его личность. С другой стороны лишь самосознание определяет межличностные отношения личности в социуме. « Объективная детерминация всей психической деятельности всегда осуществляется через посредство внутреннего, уже сложившегося ранее в психике человека» (С.Л.Рубинштейн). О самосознании человека можно судить по самооценке, как наиболее выраженной его стороне. «Свойства личности представляют собой не слепок общественных условий, не зеркальное их отражение, а отражение субъективное, преобразованное сознанием» (Мерлин,1988). Отношения личности являясь активными мотивами деятельности не просто отражают объективные отношения, а воздействуют и видоизменяют их по своему усмотрению. Происходит и обратное воздействие отраженных самосознанием общественных отношений на отношения личности, и как следствие на результате деятельности. Свойства личности обязательно проявят себя несмотря на отсутствие разделения труда и разделения существующих функций, когда все участники совместной деятельности выполняют совершенно одинаковые действия. И от того насколько гармонично сложатся их взаимоотношения и насколько психические свойства личностей будут соответствовать друг другу, зависит успешность выполняемой ими деятельности. Личность во время приспособления к социальной деятельности находится в состоянии динамического неустойчивого равновесия. При нарушении этого равновесия в процессе деятельности возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, состояние дискомфорта и начинают обостряться старые или возникать новые противоречия между различными отношениями, свойствами, сторонами и действиями личности. Это состояние называется психологическим конфликтом. Психологический конфликт не может возникнуть на пустом месте, для него нужны одновременно и внутренние и внешние предпосылки. Внешние условия конфликта создаются при наличии каких-то глубоких и достаточно активных мотивов и отношений личности, удовлетворение которых ставится под угрозу. И внешние предпосылки к возникновению конфликта возникают неизбежно в жизни любого индивидуума, любого общества.1. необходимость борьбы с природой – неизбежное возникновение препятствий на пути удовлетворения мотивов и отношений личности;2. если удалось удовлетворить одни мотивы, неизбежно появляются новые, требующие удовлетворения;3. социум иногда ставит личность перед необходимостью подавления или ограничения жизненно важных мотивов. Но на основе только внешних предпосылок психологический конфликтневозможен, необходимо возникновение внутренних условий. Внутренние условияконфликта создаются при противоречивых, иногда противоположных тенденцияхличности. Таких например, как между различными мотивами и отношениямиличности; долга и личных интересов; возможностями и стремлениями.Внутренние условия психологического конфликта как бы обусловлены внешнимиситуациями и историей развития личности. Развитие и разрешение конфликтавыражает собой острую, критическую форму развития личности. Подвоздействием психологического конфликта может измениться сама структураличности, построиться новые отношения личности. Психологический конфликтоказывает существенное влияние на развитие самосознания и зачастую егонеобходимым условием. Главный путь развития личности в психологическомконфликте (Розенцвейг,1944) - это акт самосознания, очищающий подавленныймотив (катарсис). Несомненно, только в процессе деятельности можетразвиваться личность человека. Этапный или фазный характер этого процессапредполагает наличие необходимых физиологических и психологических условийдля возникновения последующей фазы на предыдущей или предшествующей ейфазе. «Бездеятельность первой фазы создает условия для снятияпарабиотического состояния и делает таким образом возможным возникновениедоминант»( Мерлин, 1988). В конечном результате приобретает прежнеезначение частное отдельные мотивы, регулирующие процессуальную деятельность(занятие). Повышение функционального уровня нервной деятельности становитсявозможным благодаря длительным и устойчивым доминантам, лежащим в основецеленаправленных трудовых и предметных действий. В действиях закладываютсяобобщенные отношения личности, которые влияют на формирование более илименее далекой перспективы деятельности, необходимой для совершенияпоступков. Психофизиологические предпосылки, которые создаются при переходек следующей фазе дают основания говорить о бессознательном механизмепредрасположенности человека к тому или иному виду деятельности.Фундаментально закладывающиеся в каждой фазе конфликта предрасположенияопределяют не только характер деятельности, но и образы восприятия ипамяти, ход рассуждений. В фазе действия человек распознает плюсы и минусырезультатов своей работы, в сфере его внимания находятся такие деталиработы, которые раньше, когда деятельность носила процессуальный характерего совершенно не интересовали. В этой фазе при выборе поступка он ужеактивно и охотно рассуждает о социальном значении и привлекательностидеятельности, более взвешено обдумывает достижения цели деятельности, всегоэтого не было в предыдущих фазах. О присутствии основной установки говоритпрерывный характер смены фаз в психологическом конфликте. Возникновениемэти конфликты обязаны не противоречию между неосознанными подавленнымивлечениями и осознанными социальными требованиями, а противостоянию,противоречию между различными осознанными и бессознательными мотивамивнутри самого сознания. Эти противоречия внутри самого сознания привели кдезинтеграции деятельности и в итоге дезинтеграции произошли неподотчетныебессознательные установки. В течении самой же деятельности старые установкимогут исчезать и на их месте возникать новые. От того поступка, которыйсовершит человек во время конфликта во многом зависит дальнейшее развитиеего личности. Большое значение оказывает на протекание конфликта инаправленность личности, образованная всей предшествующей историейразвития. Направленность личности определяет психологическое содержаниевозникшего конфликта при одной и той же объективной ситуации. От нее жезависит и весь ход протекания конфликта и сам исход. Хотя роль совершеннослучайных сочетаний условий, которые могут полностью изменить ожидаемыйисход событий, не зависит от направленности личности. Эти неожиданные,случайные переменные факторы могут быть и субъективные, и объективные. «Вкаждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всейего жизни, он вновь и вновь создает свою личность своимипоступками»(Мерлин,1998). Все психические свойства играют кто более главную, кто менее роль вобеспечении функционирования субъекта. Огромное значение возможностиактивной деятельности индивидуума играют особенности его психическихпроцессов: остроты зрения и слуха, качества хранения информации в памяти,умение концентрировать внимание и т.п. все эти признаки не толькообслуживают систему свойств личности, но все вместе являются ихарактеристикой сознания в целом. Личность – не набор, не совокупностьотдельных психических свойств с характерными для каждого свойствапризнаками, а целостное их единство. Все свойства личности формируют единуюсистему, отличительной чертой которой является закономерность связей междусвойствами. Эта система личности обладает следующими признаками: «1. В неевходит большое количество психических свойств и определена она большимколичеством многообразных условий; 2. Личность характеризует человека каксубъекта, активно преобразующего действительность, поэтому система еепсихических свойств является саморегулирующейся; 3. Человек не рождаетсяличностью, а становится ею. Личность – система саморазвивающаяся»(Мерлин,1988).Зависимость какого-либо психического свойства от конкретного условия можетбыть не непосредственная, а опосредованная. Влияние на свойства личностиоказывают и другие ее подсистемы, хотя влияние это многозначное. Успешноефункционирование этой саморегулирующейся системы зависит от качестваобратной связи между системой и средой. В свою очередь и обществорассматривается как еще более общая система, в которой каждый отдельныйиндивид и социальная группа являются ее подсистемами. Психологическоесодержание является необходимым условием для формирования психическихзакономерностей структуры и развития личности и субъективном и объективномплане общественных отношений. Лишь развивающаяся постоянно личность можетбыть предметом психологического исследования. Психические свойствапредстают как последние кирпичики в фундаменте строения системы личности.Одной из основных характеристик этих свойств является то, что они всегдавыражают отношение человека к определенной стороне действительности.Психологически каждое отношение можно разделить на две различные стороны.Одна сторона является результатом воздействия объекта на субъект и выражаетсобой реакции человека на определенные стороны действительности такие какмысли, образы, эмоции, психические состояния, которые появляются в сознаниипри определенном специфическом отношении. Другая сторона предстаетрезультатом воздействия субъекта на объект и выработки такого отношения,которое характеризуется сознательным направлением действий, активнымпобуждением, избирательностью в отражении окружающей среды. Каждыйпсихический процесс предопределен свойствами личности и ее отношениями. Этопредопределение выражается в активном избирательном характере каждогопроцесса, который отражает внешний мир и не является отношением. Отсюдаследует, что отношения личности не появляются из психических процессов, анапротив сами обуславливают направленность психических процессов. И лишьодно отношение представлено психическим процессом – это потребность вфункционировании, т.е. активным отношением к процессу. Возможность что-либоощущать, воспринимать или мыслить является основным направлением активногоотношения человека к процессу. Но между тем отношение личности направленовсегда на объект. Важным признаком свойств личности и являетсянаправленность на объекты окружающей действительности и именно от этогостроится определенное отношение. « Отношение личности – это обобщенноеотношение к широкому кругу предметов и определенной сторонедействительности, направленное на удовлетворение не одного какого-либомотива, а целой системы мотивов» (Мерлин,1990). Отношения личностипредполагают не простую совокупность мотивов, а определенную их структуру,организацию. По тому какой мотив выдвинулся на передний план можно судить оличности человека в целом. Отличить психические свойства личности отостальных психических свойств можно по их главным признакам: устойчивость ипостоянство. «Поэтому, чем более выражены обобщенные и сознательные мотивы,чем большую роль они играют во всей системе мотивов, тем ярче выраженаличность человека» (Мерлин,1990). Именно отношение к деятельности определяет психологическиесвойства личности. У отношения личности всегда есть цель и направление. Этоцеленаправленное отношение характеризуется задачами, целями и тенденциямидеятельности. Связь между целью и результатом носит индивидуальный,единичный, неповторимый характер, поэтому познание психологии личноститребует не обобщающего, а индивидуализированного мышления. Найти причиннуюзависимость отношений личности от социальных отношений и взаимоотношенийявляется одной из основных задач психологии. Цель действия совпадает спричиной, которая лежит внутри самого действующего субъекта. Единствовнутренних и внешних причин основополагают любое материальное явление.Цели, являющиеся внутренними причинами действий, сами по себе не могутдетерминировать поведение человека. Причина и следствие могут иметьвзаимооднозначные функциональные связи, т.е. от одних и тех же причинзависит одно и только одно следствие и наоборот. Так как личностьодновременно есть индивидуальность возникает другая методологическаяпроблема исследования личности. Задача теории психологии личности состоитне в простом описании какой-либо конкретной, единичной индивидуальности, ав разъяснении общих закономерностей происхождения, развития и структурыкаждой индивидуальности. С позиций материальной действительности привоспитательном или психотерапевтическом воздействии на личностьиндивидуальность рассматривается как основной фактор, с помощью которогоможно судить об эффективности этого воздействия. Затем возможно обобщениепрактического опыта. И соотнося между собой однородные похожие опытыпрактического воздействия на личность и выискивая общие моменты, мыопределяем какую роль для образования индивидуального фактора в общихзакономерностях развития или структуры личности они сыграли. Психическиесвойства личности формируются и обусловлены всей историей развитияличности. Наличная ситуация лишь играет роль пускового механизма,вызывающего тот или иной вид проявления личности, она же определяет и самосодержание психического процесса. У каждого человека своя история личностии обусловленных ею свойств. Общим является лишь социальный строй,социальное положение, общественные цели и задачи воспитания и т.п.,определяя социальный тип личности. Перед исследователями психологииличности встает проблема распознания истинной сущности человека, а немаски, которую он часто одевает, узнать каким он хочет себя видеть.Основным признаком свойств личности является степень их устойчивости подвоздействием неблагоприятных условий действительности, т.е. длительность ихсопротивления. Психические свойства личности напрямую зависят от свойствнервной системы. В зависимости от свойств нервной системы происходитвлияние на свойства личности, вызывая различные проявления. Эвристическоезначение для психологии личности имеют физиологические исследования. Предметом психологического исследования личности является система обобщенных отношений личности в окружающей действительности и тех способов действия с помощью которых осуществляются эти отношения. Система свойств личности входит в свою очередь в подсистему большой системы общественных взаимоотношений. Подсистема свойств личности стоит в многозначной зависимости от подсистем нижестоящего уровня – физиологических свойств организма и психических свойств человека как индивидуума. В такой же взаимосвязи находятся психические свойства личности и социально-психологическая характеристика социальной группы. Свойства личности тоже находятся в взаимооднозначной или многозначной зависимости друг от друга. Эти зависимости формируют характерные психологические закономерности личности. Самовыражение личности происходит через взаимосвязанное единство и физиологических свойств организма, и психических свойств личности, и психологии социальной группы, общества в целом. Каждая подсистема в большой социальной системе «организм человека – общество» следует своим специфическим закономерностям. Конечно же существуют многочисленные противоречия между подсистемами личности, например, свойства личности могут противоречить свойствам темперамента. Стремление изменить условия своего существования в процессе деятельности дает представление о личности как о субъекте. Но возможность повлиять на условия своего существования возникает только в коллективной деятельности. Сама личность может лишь переживать условия существования в социальной группе или обществе. И без отсутствия активной коллективной деятельности сознание и самосознание в состоянии создать лишь иллюзию свободы от природных и общественных закономерностей, воздействующих на жизнь человека. Субъектом в коллективной деятельности личность становится при наличии общих стремлений, целей, отношений, т.е. при ее социальной типичности. И то насколько личность сумеет сохранить в себе индивидуально-своеобразного и преобразовать в соответствии с этим коллективную деятельность можно судить о личности как о субъекте, стремящимся улучшить окружающую действительность. Список используемой литературы:1. Мерлин В.С. «Очерк психологии личности», Пермь, 1959 г.2. Мерлин В.С. «Основы психологии личности», Пермь, 1977 г.3. Мерлин В.С. «Личность как предмет психологического исследования», Пермь, 1988 г.4. Мерлин В.С. «Личность и общество», Пермь, 1990 г.




Похожие:

Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconЛичность и общество: человек в социуме, социальное в человеке
«личности». И в определениях личности, предлагаемых разными авторами, нет однозначности. Уже один этот факт свидетельствует о сложности...
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconЛичность и общество: человек в социуме, социальное в человеке
«личности». И в определениях личности, предлагаемых разными авторами, нет однозначности. Уже один этот факт свидетельствует о сложности...
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconТема: Индивидуальные особенности личности. Понятие личности в психологии
...
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconТемперамент в структуре личности
Структура личности система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших...
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconРоль общения в развитии личности содержание
Выготский Л. С., Леонов Н. И., Гиппенрейтер Ю. Б. о роли общения в развитии личности. 18
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconОбразец оформления статей
Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. Психология личности в социалистическом обществе:...
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconМеждисциплинарное обучение как путь целостного развития личности одаренного ребенка в образовательном процессе
Развитие системного мышления, формирование целостного миропонимания и духовно-нравственных основ личности
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 icon1. Роль обучения в развитии личности
На современном этапе становления образования вопрос о роли обучения в развитии личности является одним из центральных. Это связано...
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconТеория развития личности
Отношения, которые формируют максимальные условия для развития личности, создают для нее эмоциональный комфорт, психологическое благополучие,...
Проблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4 iconКризисы личности. Управление личной эффективностью. Цель курса
Ценностно-смысловые кризисы личности: кризис идентичности, его причины и признаки. Общие представления об экзистенциальном кризисе....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы