Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" icon

Философские взгляды Платона в диалоге "Федр"



НазваниеФилософские взгляды Платона в диалоге "Федр"
Дата конвертации05.08.2012
Размер57.67 Kb.
ТипРеферат
Философские взгляды Платона в диалоге "Федр"


Министерство образования Российской Федерации Государственная Академия Славянской Культуры Философские взгляды Платона в диалоге «Федр» студентки I курса факультета культурологии Шовиковой Н.С. Москва, 2004 г. Диалог «Федр» - один из шедевров философской и художественной прозыПлатона. В «Федре» рисуется философская беседа Сократа (в его лицевыступает Платон) с Федром, частым собеседником Сократа и, по свидетельствуДиогена Лаэртского, любимцем Платона. В этой беседе Сократ отвергает ложноекрасноречие и доказывает, что риторика должна быть ценной только приусловии, что она опирается на истинную философию. Раскрывается значениеистинной любви, изображение любви связывается с рассмотрением природы души.В «Федре» запечатлены важные стороны учения Платона об «идеях», об ихпознании, о прекрасном, о постижении прекрасного, о любви к прекрасному. Согласно учению Платона, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств,не есть истинный: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают,изменяются и движутся, в них нет ничего прочного, совершенного и истинного.Но эти вещи – лишь тень, образ вещей истинных, которые Платон называет«видами» или «идеями». «Идеи» - зримые умом формы вещей. Каждому предметучувственного мира, например, любому коню, соответствует в бестелесном миренекоторый «вид», или «идея» — «вид» коня, «идея» коня. Этот «вид» уже неможет быть постигаем чувствами, как обычный конь, но может быть лишьсозерцаем умом, причем умом, хорошо подготовленным к такому постижению. В «Федре» Платон рассказывает о том месте, где пребывают идеи. «Этуобласть занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность, подлинносуществующая, зримая лишь кормчему души - разуму». В речи Платона образы иметафоры раскрываются через мифы, иносказания, символы. Притом, Платон непросто применяет общеизвестные мифы, он и сам – выдающийся и вдохновенныймиротворец. В «Федре» он не просто рассказывает о том, что в человекенизшее и высшее начала: разумное и аффективное (чувственное). Борьбы этихдвух начал представляется ему в образе колесницы, движимой парой крылатыхконей и управляемой возничим. Возничий олицетворяет собой разум, добрыйконь – волевой порыв, дурной конь – страсть. И хотя мы и не знаем, каквыглядит душа, мы можем представить ее в виде «слитой воедино силу упряжкикрылатых коней и возничего». И «кони у него — один прекрасен, рожден оттаких же коней, а второй — совсем от иных коней рожден». Как пишет Платон в диалоге «Федр», «отправляясь на праздничный пир,боги поднимаются к вершине по краю поднебесного свода, где их колесницы,которые не теряют равновесия и легко управляются, совершают путь легко;зато колесницы остальных двигаются с трудом, потому что конь, причастныйзлу, всей тяжестью тянет к земле и обременяет своего возничего, если тотплохо его вырастил. От этого душа испытывает муки и крайнее напряжение».
Бессмертные боги, «когда достигнут вершины, выбираются наружу иостанавливаются на хребте неба, и, пока они стоят, небесный свод несет их вкруговом движении, они нее созерцают то, что за пределами неба… Мысль богапитается разумом и чистым званием, как и мысль всякой души, котораястремится воспринять то, что ей подобает, поэтому она, когда видит сущеехотя бы время от времени, любуется им, питается созерцанием истины иблаженствует… В своем круговом движении она созерцает самое справедливость,созерцает рассудительность, созерцает знание, не то знание, которомусвойственно возникновение, и не то, которое меняется в зависимости отизменений того, что мы теперь называем бытием, но то настоящее знание, чтозаключается в подлинном бытии». Но душам небожественным намного сложнее. Платон пишет так: «души жадностремятся кверху, но это им не под силу, и они носятся по кругу в глубине,топчут друг друга, напирают, пытаясь опередить одна другую. И вот возникаетсмятение, борьба, от напряжения их бросает в пот. Возничим с ними несправиться, многие калечатся, у многих ломаются крылья, и, несмотря накрайние усилия, все они остаются лишенными созерцания сущего». Душанебожественная может сорваться и упасть на землю: «когда… она [душа] будетне в силах сопутствовать богу и видеть сущее, но, постигнутая какой-нибудьслучайностью, исполнится забвения и зла и отяжелеет, и, отяжелев, утратиткрылья и падет на землю». Здесь в идеалистическую основу системы взглядовПлатона вторгается дуализм, учение о противоположности души и тела. Телорассматривается, в согласии с орфиками и пифагорейцами, как темница души, адуша – как бессмертная сущность небесного происхождения, вселившаяся втелесную оболочку. В форме мифа рисуется потустороннее происхождение души,ее «крылатая» природа, борьба разумного начала души и чувств, вселениепадших душ в телесную форму, падение их на Землю, обреченность их наискупительные перевоплощения. С мифом о природе души у Платона связано и его понимание знания. Дажепод бременем тела на Земле, вдали от занебесной области, душа хранитистинное знание. Это воспоминание о нечувственном бытии, которое онасозерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело. И человекможет прийти к истинному знанию. Это возможное для человека возвышение доистинно сущего опирается, согласно взгляду Платона, на природучеловеческой души — на ее бессмертие, на ее причастность к мируидей, а также на природу самого чувственного мира. «Всякая человеческаядуша, - говорит Платон устами Сократа, - по своей природе бываласозерцательницей подлинно сущего». Когда-то, еще до своего вселения вземную телесную оболочку, душа находилась в «занебесных» местах.Там, увлекаемая круговым движением неба, душа во время этогокруговращения «созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность,созерцает знание, не то знание, которому свойственно возникновение, и нето, которое меняется в зависимости от изменений того, что мы теперьназываем бытием, но то настоящее знание, что заключается в подлинномбытии». Однажды приобретенное душой знание, по Платону, не может погибнуть илибыть совершенно утрачено. Оно не может погибнуть даже после того, как душаопускается на Землю и принимает здесь оболочку, «которую мы теперь называемтелом и не можем сбросить, как улитки свой домик». Впечатления, страсти,желания чувственного мира только засыпают, словно песком, навсегдаприобретенные душой знания, но не могут их искоренить или уничтожить. Душавсегда обладает возможностью восстановить знание истинно сущего. Средствомэтого восстановления и является платоновское «припоминание», то естьтрудное и долгое воспитание души. Хотя, по Платону, все вещи чувственногомира причастны к миру истинно сущего, но не все они причастны к нему водинаковой степени. Из всех существующих в чувственном мире вещей явныйотблеск «идей» несут только прекрасные вещи. Поэтому в восхищении красотойПлатон видит начало роста души. Человек, способный к восхищению прекрасным,«при виде божественного лица, точного подобия той красоты, или совершенного тела, сперва трепещет, охваченный страхом… затем он смотрит на него сблагоговением, как на бога». Действие красоты на душу Платон изображает ввиде мифа о крылатой природе души, и о «прорастании» ее крыльев присозерцании прекрасного. С теорией идей ясно связывается теория одержимости. Эстетическаяодержимость рассматривается здесь как путь, ведущий от несовершенствчувственного мира к совершенству истинно сущего бытия. Согласно мыслиПлатона, человек, восприимчивый к прекрасному, принадлежит к томунебольшому числу людей, которые, в отличие от большинства, забывшегосозерцавшийся ими некогда мир истинного бытия, хранят о нем воспоминание.«Федр» развивает тезис об алогической одержимости, о вдохновенномнеистовстве, даруемом свыше, как об основе творчества: «Между темвеличайшие блага дает нам исступление, правда, когда оно уделяется нам какбожественный дар Прорицательница в Дельфах и жрицы в Додоне в исступлениисделали много хорошего для Эллады и отдельным людям, и целым народам, а вздравом уме – мало или вовсе ничего» Понятие «одержимости» и «неистовства»распространяется на способности к искусству. «Третий вид одержимости иисступления – от Муз; оно охватывает нежную и непорочную душу, пробуждаетее, заставляет излить вакхический восторг в песнопениях и в иных родахпоэзии и, украшая несчетное множество деяний предков, воспитывает потомковКто же без ниспосланного Музами исступления подходит в порогу творчества,уверенности, что благодаря одной сноровке станет изрядным поэтом, тотнемощен, и все созданное человеком здравомыслящим затмится творениямиисступленных». Но взятое в этом смысле понятие «вдохновения» имеет уже мало общего салогической мистикой Платона. Реальное понятие художественного вдохновенияоставляет все права за разумом, за интеллектом, за сознанием. Оно исключаетмысль сверхчувственном, потустороннем происхождении столь невидимогохудожнику воодушевления. Оно есть то «расположение души к живейшемувосприятию впечатлений» и к «соображению понятий», в котором Пушкин виделясную, рациональную и реальную суть поэтической вдохновенности.




Похожие:

Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconПрограмма семинарских занятий дисциплины Философия для специальности 030201. 65 «Мировая экономика»
...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconПрограмма семинарских занятий дисциплины Философия для специальности 030201. 65 «Международные отношения»
...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconПрограмма семинарских занятий дисциплины Философия для специальности 030201. 65 «Международные отношения» подготовки бакалавра
...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconРеферат: Учение Платона о знании
«идей» и чувственных вещей. Цель души – постижение «идеи». В диалоге «Федр» говорится, что познание – это процесс вспоминания душой...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconТела платона. Тела Платона
Платон высказал и ряд других положений, оказавшихся плодотворными для развития математики. Так, в диалоге "Пир" выдвигается понятие...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconВопросы философии языка в диалоге Платона Кратил

Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconПолитические взгляды Платона
Платон (427-347до н э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство, демократию, политические режимы и формы правления в...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconВзгляды и достижения Платона
Платона средний между поэзией и прозой. По свидетельству Диогена Лаэртского, Платон вообще был наделен способностями к художественному...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconВзгляды платона на воспитание
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов,...
Философские взгляды Платона в диалоге \"Федр\" iconФилософия Как устроен мир идей по Платону
Литература: В. Ф. Асмус. Платон. М., 2005; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1994; Диалоги Платона...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы