Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» icon

Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи»



НазваниеТерещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи»
Дата конвертации04.08.2012
Размер187.07 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Терещенко Марина Николаевна

27 сентября 2009 года

Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи»

11 класс, базовый уровень

Учебный предмет: физика


Два величайших изобретения в истории:

книгопечатание, усадившее нас за книги,

и телевидение, оторвавшее нас от них.

Жорж Элгози.


Возможный вариант проведения урока-конференции по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи». Данный урок я проводила неоднократно, и он пользуется большим успехом у моих учащихся. Традиционно в конце урока я спрашиваю: На сколько процентов нового о телевидении вы сегодня узнали? И неизменно в зависимости от интеллектуального уровня классов слышу ответ: на 90 или 100%!

Данный урок успешен в классах любого уровня. Необходимо только правильно распределить задания: более сильным ученикам предложить на самостоятельное изучение более сложные вопросы (например, №№ 4, 5, 6). В любом классе обязательно найдутся ученики, которые любят рассказывать о великих людях.

Урок начинается с эпиграфа, который сразу же привлекает внимание учащихся и появляется интерес ко всему происходящему в дальнейшем.

Класс разбивается на группы по 2-3 человека, и каждая группа получает задание в соответствии с планом:

  1. Радиолокация.

  2. Применение радиолокации.

  3. История развития телевидения.

  4. Иконоскоп.

  5. Кинескоп.

  6. Цветное телевидение.

  7. Б.Л. Розинг.

  8. В.К. Зворыкин.

  9. Передача телевизионных сигналов.

  10. Развитие средств связи.

Учащиеся в группах в течение 15-20 минут работают над своим заданием, используя листы с информацией и учебник. Затем выполняют необходимые записи на доске и по очереди в соответствии с планом рассказывают классу. Все внимательно слушают, по ходу рассказа выполняют необходимые записи у себя в тетрадях. В конце второго урока каждый ученик получает индивидуальную карточку и дает письменные ответы на вопросы. Каждый за работу на уроке получает как минимум две оценки: за работу в группе и за письменные ответы на вопросы в карточках. Но ведь можно еще проверить и составленные ими конспекты!

Основные задачи урока:

Расширить знания учащихся об электромагнитных волнах, рассмотрев основы радиолокации, телевидения и средств связи.

Вырабатывать навыки работы с дополнительными источниками информации.

Развивать умение обобщать, выделять и формулировать главное, анализировать, рассказывать о полученной информации.

Воспитывать гуманные чувства, уважение к историческим личностям.

Форма работы учащихся:

Групповая.

Индивидуальная.


Оборудование:

Энциклопедические листы с дополнительной информацией.

Базовый учебник физики для учащихся 11 класса.

Фотографии Б.Л. Розинга и В.К. Зворыкина.

Электронно-лучевая трубка.

Дидактические карточки.

План урока:

  1. Организационный момент: объявление темы урока-конференции, цели, задач, обсуждение эпиграфа, актуальности темы урока, знакомство с формами работы.

  2. Работа учащихся в группах над своим заданием (15-20 минут).

  3. Отчет групп: все участники по очереди выполняют необходимые рисунки и записи на доске, рассказывают свой вопрос, акцентируя внимание на основных моментах своего выступления. Учащиеся на местах внимательно слушают, могут задавать при необходимости вопросы, выполняют записи в тетрадях. Учитель корректирует рассказы (если возникает такая необходимость). В процессе обсуждения он или учащиеся могут сообщать дополнительные сведения (например, о 25 кадре, о ЖК-дисплеях, современных средствах связи, развитых в нашей местности и т.д.)

  4. Индивидуальная работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку, которая содержит два вопроса: один вопрос предполагает краткий ответ, второй – развернутый (7-10 минут). Всего 5 вариантов.

  5. Подведение итогов урока-конференции.

Литература, которая использовалась при подготовке к уроку-конференции:

  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика. 11 класс. М.: Просвещение, 2004 г., §§ 56, 57, 58.

  2. Что, как и почему? Удивительный мир техники. Энциклопедия. М.: Астрель, 2001г.

  3. «Физика – Приложение 1 сентября», 1996 – 2004 годы.

  4. Физика. Полный школьный курс. Универсальное учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС, 2000 г.

  5. Опорные конспекты по физике в 11 классе. Составители: Шаталов В.Ф., Тейтельман В.С., 1988 г.

Проверочные карточки для самостоятельной работы:

1 ВАРИАНТ

1. Кто изобрел первый телевизор?

2. Чем отличается кинескоп от иконоскопа?

2 ВАРИАНТ

1. Откуда взялось слово «телевизор»?

2.Чем видеокамера отличается от телевизора?


3 ВАРИАНТ

1. Как картинку передать на большое расстояние?

2. Чем отличается цветной телевизор от черно-белого?

4 ВАРИАНТ

1. Почему на задней стенке телевизора написано: «Опасно, высокое напряжение»?

2.Как в иконоскопе получают изображение и затем передают его в виде электромагнитных волн?


5 ВАРИАНТ

1. Как осуществляется передача телевизионных программ на большие расстояния?

2. Как получают изображение на экране кинескопа?

РАДИОЛОКАЦИЯ


Одним из важных практических применений радиоволн является радиолокация, т.е. обнаружение и определение местоположения объекта с помощью радиоволн. Для радиолокации создают сложные радиоэлектронные устройства – радиолокаторы. Схематическое устройство радиолокатора приведено на схеме 1. Принцип его действия заключается в прямолинейном распространении и приеме отраженных радиоволн.

Для понимания работы радиолокатора важно учесть, что сигналы излучаются в виде коротких импульсов узконаправленным пучком. При вращении антенны сигналы идут в разные стороны, что позволяет контролировать пространство. Для излучения нужного сигнала строят специальные антенны. В современных локаторах полученный сигнал обрабатывается с помощью компьютерных программ, что позволяет сразу сообщать расстояние до объекта, его местоположение, скорость, размеры и др.

Локация как метод обнаружения и изучения объектов очень широко применяется в науке и технике (схема 2).






Схема 1


Схема 2

ТЕЛЕВИДЕНИЕ


С помощью радиоволн можно передавать на расстояния не только звук, но и изображение. Без телевизионной связи сейчас трудно представить нашу цивилизацию. Практически в каждом доме имеется телевизор – источник информации. История создания телевизионного вещания началась в Х1Х веке. Само слово телевидение было введено русским инженером-электриком К.Д. Перским на международном конгрессе в 1900 году. Это слово произошло от греческого слова «теле», что означает «далеко», и латинского – «визо», что означает «смотреть». Возможность видеть события, происходящие в разных уголках земного шара и в нашей Солнечной системе, наблюдать за космическими объектами сделала телевидение незаменимым средством информации и культурного общения всех народов мира. Как же начиналось телевидение?

В конце Х1Х века телевизионная лихорадка охватила всю планету. В патентные бюро поступили описания более двадцати пяти проектов – прообразов телевизионных систем. Наиболее интересная система механического телевидения была предложена немецким изобретателем Нипковым. Но механические системы были очень громоздкими. А теперешнее, электронное, телевидение родилось 25 июля 1907 года, когда профессор Петербургского университета Борис Львович Розинг подал заявку в патентные ведомства России, Англии и Германии на изобретенный им способ электрического воспроизведения изображения с помощью электронной развертки. 22 мая 1911 года Б.Л. Розинг впервые в мире демонстрирует изображение четырех параллельных линий, полученное с помощью немеханической приемной системы.

Принципиальными особенностями по сравнению с радиосвязью являются: преобразование изображения в электрические сигналы и наоборот, преобразование электрических сигналов в видеоизображение. Это происходит в специальных устройствах: в первом случае – в иконоскопе, во втором случае – в кинескопе. В современных системах цветного телевидения это сложные радиоэлектронные устройства. Принцип осуществления телевизионной связи представлен блок-схемой.





ИКОНОСКОП





Иконоскоп устроен так. В вакуумном стеклянном баллоне 1 укрепляется мозаичный экран 2— слюдяная пластинка, покрытая очень тонким слоем металла. Наружная поверхность этой пластинки представляет собой мозаику из сотен тысяч крошечных зерен серебра, обработанных парами цезия (множество миниатюрных фотоэлементов). С помощью объектива 3 на мозаике фокусируется изображение предмета. Под действием света из фотоэлементов вследствие внешнего фотоэффекта выбиваются электроны, которые летят на заземленный электрод (конструктивно он выполняется вместе с мозаикой, поэтому на рисунке отдельно не показан). Чем ярче свет, тем больше вылетает электронов, тем сильнее электрический импульс. Величина импульса, кроме того, зависит и от количества электронов, заполняющих ячейку. Для восполнения числа потерянных электронов служит электронный прожектор 4, тонкий луч которого с помощью отклоняющей системы 5 обегает построчно всю мозаику и порождает в цепи переменный ток, который затем усиливается. В результате получается точная развернутая во времени электронная копия распределения света и тени на изображении. Этим током в передатчике модулируется электромагнитная волна, которая и излучается в пространство.


КИНЕСКОП


Преобразование электромагнитных волн, электрической энергии в световую энергию и, следовательно, в изображение происходит в приемной трубке телевизора — кинескопе.

Кинескоп представляет собой электронно-лучевой прибор для воспроизведения изображения. Черно-белый кинескоп состоит из вакуумного стеклянного баллона 1, электронного прожектора 2, создающего пучок электронов, отклоняющей системы 3 и люминесцентного экрана 4. Отклоняющие системы бывают двух типов: электростатические и магнитные. В современных кинескопах чаще всего встречаются магнитные системы: электронный луч отклоняется под действием магнитного поля. Принятый антенной телевизионный сигнал преобразуется и подается на электрод. Люминофор светится тем сильнее, чем интенсивнее электронный луч, движение которого синхронизировано с движением электронного луча на передающей трубке. Таким образом, на экране кинескопа создается такое же изображение, как и на мозаике иконоскопа. Внимательно всмотритесь в изображение на телевизионном экране: оно состоит из большого количества горизонтальных линий - их называют строками. Каждый кадр содержит ровно 625 строк. За 1/25 долю секунды луч «прорисовывает» на экране 625 строк, затем процесс повторяется. За секунду кадры сменяются 25 раз! Точности ради отметим, что 625 строк луч рисует не подряд, а через строку: нечетные, а затем четные строки. Число строк и количество кадров в течение секунды выбраны не случайно. Здесь учтены два свойства нашего зрения: инерционность и разрешающая способность.

Если бы телевизионные кадры сменялись реже 25 раз в секунду, то изображение на сетчатке исчезло бы раньше, чем на экране появлялся бы следующий кадр. Глаз стал бы фиксировать мелькания. Вы, наверное, видели, как смешно движутся люди в старых кинокартинах. Это объясняется тем, что число кадров в секунду в то время было слишком мало – 16 в секунду.

При проектировании телевизоров расстояние между строками выбирают таким образом, чтобы сидящий на расстоянии 2 м от экрана человек не видел бы отдельных строк. Поскольку при этом весь кадр виден под углом около 100, т.е. 600', а разрешающая способность глаза составляет 1', то строк должно быть более 600 (а их 625)

ЦВЕТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ


В вещательном цветном телевидении наиболее распространены так называемые масочные цветные кинескопы, в которых экран образован неразличимыми глазом узкими полосками или точками люминофоров — красного, зеленого и синего свечения. Три электронных прожектора формируют три сходящихся электронных пучка, каждый из которых возбуждает свечение люминофора только одного цвета. Это обеспечивается пропусканием подходящих к экрану под различными углами пучков через цветоделительную маску со щелевыми или круглыми отверстиями.

Ощущение всей гаммы цветов обеспечивается сложением в глазу излучения трех люминофоров, возбуждаемых в различных пропорциях видеосигналами, и отражающими содержание синей, зеленой и красной составляющих изображения. Электронно-оптическая система цветного кинескопа сводит три пучка в одну точку.





Цветные пучки

красный, синий, зеленый

Маска

Экран из полосок люминофоров зеленого, синего и красного свечения


В маске есть отверстия и относительно них разноцветные люминофоры располагаются следующим образом (см. рисунок). Эти три точки образуют так называемые триады.





БОРИС ЛЬВОВИЧ РОЗИНГ

(1869 – 1933)

- основоположник электронного телевидения. Далеко не каждый телезритель назовет его имя. Это объясняется тем, что от широких масс слишком долго скрывалась правда об умершем в ссылке Б.Л. Розинге. Ученый родился 8 (20 апреля) 1869 года в Петербурге, окончил классическую гимназию, где получил гуманитарное образование и поступил в университет на физико-математический факультет. В 1891 году Розинг окончил университет с дипломом первой степени и был оставлен на кафедре физики для подготовки к научно-педагогической деятельности. Он занимался изучением магнитных явлений и спустя два года был удостоен ученой степени кандидата. Затем он около сорока лет работает в Технологическом институте, прервавшись лишь в годы гражданской войны, когда он был вынужден оставить Петроград. Свободное от лекций время Б.Л. Розинг посвящал техническому творчеству. С 1897 года Б.Л. Розинг проводит исследования по электрической передаче изображения на расстояние.

В 1907 году уже профессор Розинг подал заявки в разные патентные ведомства на изобретение прибора, ставшего прототипом кинескопа. Английский патент он получил 25 июня 1908 года, немецкий – 24 апреля 1909 года, российский – 30 октября 1910 года. После получения патентов он приступил к популяризации своего метода телевидения. И 22 мая 1911 года продемонстрировал действующую телевизионную систему. Это был крупный успех. Но затем грянули первая мировая война, революция, гражданская война. Оборваны работы Б.Л. Розинга.

В 20 –е гг. Б.Л. Розинг приобрел известность как физик-теоретик, защищающий теорию дальнодействия. Число сторонников электронного телевидения в стране было очень мало, электронная промышленность к массовому выпуску электронных трубок была не готова. Б.Л. Розинг продолжал усовершенствовать свою установку, но исторические катаклизмы на многие десятилетия затормозили техническое развитие страны в данной области.

В 1930 году по сфабрикованному обвинению Бориса Львовича арестовали и сослали в Архангельск. А в 1933 году он умирает от кровоизлияния в мозг. Любопытно, что через два месяца после смерти Розинга один из его талантливейших учеников В.К. Зворыкин, вынужденный в 1918 году эмигрировать в США, на съезде общества американских радиоинженеров объявил об окончании разработки полностью электронной системы с передающей и приемной трубками.

На три года раньше советский ученый Александр Константинов, еще один ученик Б.Л. Розинга, запатентовал устройство, похожее на иконоскоп. Но довести до практической модели Константинов не смог, у него не получилось сделать мозаичную систему. Александр Павлович был одним из тех молодых людей, который волей судьбы оказался студентом Петербургского технологического университета, когда его воздух был пропитан идеями дальновидения. В годы первой мировой войны Константинов был призван в армию, окончил военную Электротехническую школу и служил в одной из радиотелеграфных рот. После демобилизации из армии Александр Павлович вернулся в институт, но в 1919 году был опять мобилизован, теперь в Красную Армию. В конце 20-х гг. возглавил лабораторию Физико-технического института, продолжал разработку различных радиотехнических методов, а также приемно-передающей телевизионной аппаратуры. В 30-е годы ведет активную работу в области телевидения в Ленинградском электрофизическом институте. В 1936 году назначается научным руководителем по организации телецентра, а в 1937 году его вдруг арестовывают и приговаривают к высшей мере наказания.

Конечно, потом ученые были полностью реабилитированы за отсутствием состава преступления, но подобная политика привела к тому, что массовое распространение телевидения в СССР начинается уже после Великой Отечественной Войны.

ВЛАДИМИР КОЗЬМИЧ ЗВОРЫКИН

(1890 – 1982)

Зворыкин В.К. – это человек, сумевший порадовать каждого из нас, потому что он изобрел телевидение. Владимир Козьмич прожил большую жизнь: 93 года, из них более полувека – в США. А родился он в России, в тихом приокском городе Муроме. Здесь жила его от века богатая талантом и умом семья, крепкая и дружная, давшая пароходчиков и инженеров, ученого-профессора и магистра математики, врачей ... Владимир был в ней седьмым ребенком. С детства, со времен обучения в Муромском реальном училище, он чувствовал пылкий интерес к электротехнике. Каникулы, которые проводил на отцовском пароходе, манили его возможностью изучать и ремонтировать электрооборудование. Довольно основательную эрудицию будущему ученому дал Петербургский технологический институт. Здесь В. К. Зворыкин активно включился в работу лаборатории профессора Б. Л. Розинга. Идея полностью электронного телевидения крепко запала в голову студенту и, увлеченный этими идеями, В. К. Зворыкин уезжает для расширения своего образования в Париж, где изучает под руководством П. Ланжевена рентгеновские лучи, оканчивает «Коллеж де Франс». Мировая война прерывает его научные заботы, он едет домой, где призывается в армию. Затем следует фронт, крепость Гродно. Однако талант ученого проявляется и в жестких условиях войны — в Гродно В. К. Зворыкин собирает свою первую радиостанцию. Его переводят в радиошколу, он изучает радиоэлектронику.

Технологический институт Владимир Козьмич окончил в 1912 году, но и после Октябрьской революции В.К.Зворыкин не смог заняться научной деятельностью, так как ему грозил арест как участнику белого движения. Политическая ситуация вынудила его, молодого офицера царской армии, сына преуспевающего буржуа, покинуть Россию и, спасая свою жизнь, эмигрировать – сначала в Европу, а затем в Америку. Этим нашей стране наносится невосполнимый урон, затормозивший ее техническое развитие в данной области на много десятилетий.

Верная себе Америка принимает с распростертыми объятиями крупный научный талант, щедро предоставляет ему возможность творить, пробовать. Но поначалу устроиться ему было очень сложно: русский эмигрант, плохо владеющий английским языком… В 1920 г. В. К. Зворыкин становится сотрудником фирмы «Вестингауз электрик» в Питтсбурге, 6 лет спустя он уже доктор философии в Питтсбургском университете, а в 1929 г. русский эмигрант трудится в Американской радиокорпорации, возглавляет лаборатории электроники в Камдене и Принстоне. В 1931 г. В. К. Зворыкин, как бы продолжая идеи Б. Л. Розинга, получает новый результат: создает иконоскоп — передающую трубку, сделавшую возможным развитие электронных телевизионных систем. Наступает новая эра — телевизионная.

Передающая трубка Зворыкина победно идет по Земле, стирая границы, сближая людей. Вскоре компания наладила серийное производство аппаратуры, а в 1936 году в Америке начались первые телевизионные передачи. Сам ученый полон идеями, творит, мечтает. Став в 1938 г. доктором наук в Бруклинском политехническом институте, он ведет работы по созданию фотоэлементов, электронных умножителей, микроскопов, стремится расширить области, где его открытия могут принести людям реальную пользу. В. К. Зворыкин разрабатывает электронно-оптическое преобразование инфракрасного излучения (на основе чего в годы второй мировой войны были созданы «снайперскопы» и поныне конструируются разнообразные приборы ночного видения — системы наведения самолетов на аэродромы и т. д.), становится обладателем более 100 патентов и свыше 30 научных наград, в том числе Медали основателя американской Национальной академии техники.

До последних дней своей наполненной исканиями жизни (он умер в 1982 г.) наш великий соотечественник не уставал трудиться и узнавать новое. В. К. Зворыкин несколько раз приезжал в Советский Союз, был в своем родном городе. После такой поездки (в 1967 г.) он писал: «Самое светлое воспоминание о нашей последней поездке в Россию — это посещение Мурома». Он до конца жизни навсегда оставался в душе русским человеком, горячо любившим свою родину, тихий город над Окой... Он собирался вернуться в Россию, но один из великих советских ученых в 60-е годы ему сказал: «Ты, конечно, можешь приехать, ты изобрел телевидение, человек известный в мире. Но учти, что ты сын купца первой гильдии, ты был белым офицером, здесь ты будешь бывшим американцем. Любого из этих пунктов достаточно, чтобы ты пострадал одним из первых». Зворыкин всем сердцем болел за Россию, тосковал по Родине, гостям всегда подавал водку, маринованные грибы и селедку и за 60 лет жизни в Америке так и не научился чисто говорить по-английски. Он был вынужден мигрировать в поисках мира, работы, крова.

Сегодня нам остается склонить в восхищении голову перед гениальным умом Владимира Козьмича Зворыкина. В восхищении, но и в горечи оттого, что жизнь его, как и некоторых других талантливых русских людей, была прожита во славу американской, а не отечественной культуры. И пример судьбы В. К. Зворыкина снова говорит нам о том, что следует всегда помнить о воспитании и всемерном поощрении в нашей стране талантов, в чем бы они ни проявлялись.

В.К. Зворыкин умер в возрасте 93 лет и был похоронен в Америке как гражданин США.


ПЕРЕДАЧА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИГНАЛОВ


Телевизионные передачи ведутся в диапазоне от 50 до 6 МГц. Как вы знаете, в этом диапазоне электромагнитные волны распространяются только в пределах прямой видимости. Поэтому для обеспечения передачи телевизионных сигналов на далекие расстояния строят высокие антенны. Так, высота Останкинской башни около 540 м, что обеспечивает передачу на расстояние до 120 км.

Успехи космической техники позволили использовать для размещения телевизионных ретрансляционных станций искусственные спутники Земли. Первый такой спутник — «Молния» — был запущен 23 апреля 1965 г. На 1 января 1990 г. на орбиту было выведено более 130 спутников типов «Молния-1, -2, -3», 24 спутника типа «Радуга» (для непрерывной круглосуточной ретрансляции на ТВ-сеть станций «Орбита», а также для осуществления дальней телефонной и телеграфной связи), 19 спутников «Горизонт» и 19 спутников «Экран».

Чтобы ответить на вопрос, почему мы передаем телевизионный сигнал в диапазонах метровых и дециметровых волн, нужно разобраться, как происходит процесс передачи информации. Чтобы волна несла информацию, ее нужно промодулироватпь передаваемым сообщением, т.е. заставить определенные параметры электромагнитного колебания (радиоволны) изменяться по закону, задаваемому этим сообщением. Промодулированная волна занимает определенную полосу частот. Чем больший объем информации нужно передать, тем более высокочастотный диапазон для этого требуется.

Дальность передачи сообщений связана с особенностями распространения радиоволн для каждого диапазона частот. Для получения электромагнитной волны необходим излучатель — антенна, размер которой определяет длину излучаемой волны: чем больше длина волны, тем больше антенна. Это приводит к тому, что антенны, работающие на низких частотах, должны быть совершенно фантастических размеров - для мириаметровых волн это десятки и сотни километров. Понятно, что создание таких грандиозных сооружений затруднительно, хотя технически и возможно. Поэтому в радиосвязи используют более короткие волны, которые позволяют получить эффективное излучение при помощи антенн приемлемых размеров. Еще одним аспектом, влияющим на дальность связи, является механизм распространения: каким

путем волна доходит от передатчика к приемнику, как она затухает, как влияют внешние помехи на качество приема.

Сейчас трудно сказать, где не используется телевидение. ТВ-системы участвуют в освоении космоса, с их помощью хирурги делают сложнейшие операции, ученые проводят дистанционные наблюдения за сложными научными экспериментами, опасными для жизни или здоровья.


РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ СВЯЗИ


Современное общество не может развиваться без обмена информацией. Связь — это передача и прием информации с помощью различных методов. Одним из самых эффективных способов является передача информации с помощью электрических сигналов, т. е. электросвязь. Структура электросвязи фактически нам известна: передатчик сигнала – канал связи – приемник. Радиосвязь — частный случай электросвязи. В случае радиосвязи канал связи — это среда передачи электромагнитных волн.

Естественным спутником передачи сигнала являются помехи. Для исключения помех и для сохранения секретности информации применяют методы кодирования сигналов. Для передачи разных сигналов-сообщений необходимы разные полосы частот, т. е. свои каналы связи. Телефонные каналы работают в пределах от 300 до 3400 Гц, каналы звукового вещания — от 30 до 15 000 Гц, телевизионного вещания — от 50 Гц до 6 МГц. В одной линии может быть несколько каналов связи.

Совокупность различных свойств определяет длину радиоволны, используемую в конкретных системах связи. Однако влияние оказывают и не только чисто физические факторы. Так, в средней полосе России, где велика плотность населения, широкое распространение получили радиорелейные линии сантиметрового диапазона. Станции-ретрансляторы располагаются в пределах прямой видимости на расстоянии порядка 50 км и позволяют транслировать несколько телевизионных каналов и огромное количество телефонных. В районах Крайнего Севера, где плотность населения невелика, целесообразно применять радиорелейные линии дальнего тропосферного рассеивания, позволяющие ставить ретрансляторы на расстоянии 200 — 1000 км друг от друга. В то же время никакие волны, кроме мириаметровых, не смогут добраться до подводной лодки, лежащей на дне под многометровой толщей соленой воды, из-за сильного поглощения.

При передаче секретных сообщений интерес представляют метеорные линии связи. Ведь, отражаясь от конкретного метеорного следа, как солнечный зайчик от зеркала, волна попадает только в определенную точку, а сама передача информации происходит только во время существования этого метеорного следа.

Для передачи больших потоков информации (ТВ- каналы, сотни и тысячи телефонных, а также каналы передачи информации в цифровом виде) используются системы связи через искусственные спутники Земли, например, «Интелсат» (США), «Молния», «Орбита» (Россия). Широкое распространение в настоящее время получили системы сотовой телефонной связи, когда приемопередающие станции располагаются так, чтобы обеспечить стабильную связь с мобильными приемопередатчиками (сотовыми телефонами) на всей территории обслуживаемого района. Далее эти станции обеспечивают выход на проводную телефонную сеть, междугородную или международную.




Похожие:

Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconУчитель моу сош №1 Корчагина Марина Николаевна. Урок-игра по теме: суша планеты ( природоведение 5 кл. ) Цели
Уметь находить и показывать на карте материки, острова, реки, горы, пустыни, озера, равнины
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconРегиональная научно-практическая конференция 17 сентября 2009 года

Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconПриказ №137 от 1 сентября 2009 г. Об организации питания учащихся школы в 2009-2010 учебном году
Классным руководителям 1-4 классов с сентября 2009 года питать учащихся организованно в столовой горячими завтраками
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconРазвитие средств связи
В нашей стране создается единая автоматизированная система связи. Для этого развиваются, совершенствуются и находят новые области...
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconРазвитие средств связи
В нашей стране создается единая автоматизированная система связи. Для этого развиваются, совершенствуются и находят новые области...
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconСтебакова Ольга Николаевна 2009 г интеракивные методы обучения на урок
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию,...
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconМакарова Марина Николаевна Тема урок
Цель: Сформировать знания студентов об особенностях строения атомов металлов, физических и химических свойствах, способах получения...
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconУрок по теме «Путешествие по Солнечной системе»
Цели урока: контроль и коррекция знаний по теме: «Солнечная система», развитие памяти, внимания, логического мышления, умения работать...
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconПостановление Конференции трудового коллектива тпу от 29 сентября 2008 года
Заслушав и обсудив доклад и о ректора П. С. Чубика «О внесении изменений и дополнений в коллективный договор тпу в связи с переходом...
Терещенко Марина Николаевна 27 сентября 2009 года Урок-конференция по теме «Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи» iconПросим до 1 февраля 2009 года сообщить
В апреле 2009 года в Петрозаводском государственном университете состоится 61-я научная студенческая конференция
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы