Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» icon

Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика»



НазваниеФакультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика»
страница1/3
Дата конвертации04.08.2012
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>
  1   2   3


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации


Государственный университет-
Высшая школа экономики



Факультет экономики


Программа дисциплины


Бюджетный федерализм: теория и практика


для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра

(магистерская программа «Прикладная экономика»)


Авторы – Голованова Н.В., Славгородская М.Ю.



Рекомендовано секцией УМС

«Конкретная экономика»

Председатель


______________________Смирнов С.Н.

«17» декабря 2008 г.

Одобрена на заседании кафедры государственного управления

и экономики общественного сектора

Зав. кафедрой Якобсон Л.И.

___________________________

«5 » сентября 2008г.



Утверждена УС факультета

______________________

Ученый секретарь

______________________

«___»_____________200 г.






Москва, 2008


Пояснительная записка


Курс «Бюджетный федерализм: теория и практика» состоит из двух больших блоков: разделы I-II посвящены теоретическим вопросам и основам бюджетного федерализма, раздел III – практике бюджетного федерализма в России.

Курс развивает и дополняет основные теоретические понятия, дававшиеся в курсе "Экономика общественного сектора". Курс дает практические знания о современном состоянии бюджетной системы РФ, а также проводимых в настоящий момент реформах в финансовой сфере субъектов РФ и муниципальных образований.

Курс является обязательной дисциплиной специализации «Государственные и муниципальные финансы» и дисциплиной по выбору специализаций «Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической истории» магистерской программы «Прикладная экономика».

Курс предназначен для подготовки как к научно-педагогической деятельности, так и к практической деятельности в сфере государственных и муниципальных финансов.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ. занятия

1

РАЗДЕЛ I. Экономические основы федерализма













 

1.Основные концепции теории федерализма

4

2




2

 

2. Экономические основы федерализма

10

4




6

2

РАЗДЕЛ II. Бюджетный федерализм













 

3. Разграничение расходных полномочий

4

2




2

 

4. Разграничение доходных источников

4

2




2

 

5. Межбюджетные трансферты: экономический смысл, цели и виды

8

4




4




6.Построение эффективной системы межбюджетных отношений

6

2




4

3

РАЗДЕЛ III. Бюджетный федерализм в России
















7. Бюджетный федерализм в России

4

2




2




8. Предметы ведения и расходные полномочия региональных и местных бюджетов

12

6




6




9. Бюджет. Расходные обязательства бюджетов. Расходы бюджетов

12

6




6




10. Доходы бюджетов

12

6




6




11. Межбюджетные трансферты

6

2




4




12 Сбалансированность бюджета. Управление доходами и расходами.

6

2




4




13. Организация бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровне

10

4




6




14. Методы повышения эффективности бюджетных расходов. Бюджетирование, ориентированное на результат.

10

4




6




Итого:

108

48




60


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Базовый учебник (и) или ридер (ы)

Якобсон Л.И., Голованова Н.В. Экономическая теория федерализма. Ридер (2 тома).

Сильва М. Де, Курляндская Г. Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика. М.: Весь мир, 2006.

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Формы контроля:

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • текущий контроль – работа в ходе лекционных занятий (участие в дискуссиях, ответы на вопросы);

  • промежуточный контроль – контрольная работа (60 мин.); домашнее эссе (3-4 тыс. слов)

  • итоговый контроль – устный экзамен;

  • итоговая оценка суммирует результат контрольной работы (с весом 0,25). эссе (с весом 0,25) и результат устного экзамена (с весом 0,5).



Содержание программы


РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФЕДЕРАЛИЗМА


Тема 1. Основные концепции теории федерализма.

Предмет и метод экономической теории федерализма. Конституция государства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Начало дебатов о федерализме: конфедеративная республика и составная республика Мэдисона. Дуалистический и кооперативный федерализм. Федерализм, сохраняющий рынок. Асимметричный федерализм. Устойчивость федераций.

Основная литература:

Shah, Anwar (1994), The Reform of Intergovernmental Fiscal Relations in Developing and Emerging Market Economies, Policy and Research Series N 23. Washington, DC: World Bank. pp. 5-11

Oates, Wallace E. (1972), Chapter One An Economic Approach to Federalism in Fiscal Federalism, New York: Harcourt, Brace, Jovanovich, pp. 3-30

Дополнительная литература:

Эбел Р.Д. и Йылмаз С. Глобализация и локализация: тенденции и результаты децентрализации/ под ред. Де Сильва М., Курляндская Г. Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика. М.: Весь мир, 2006.

Qian, Yingyi, and Weingast Barry R. (1996), China’s Transition to Markets: Market-Preserving Federalism, Chinese Style, Journal of Policy Reform, 1(2), pp. 149-185

Якобсон Л. И. Бюджетный федерализм/ Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 327-342.


Тема 2. Экономические основы федерализма

Функции государства и фискальный федерализм. Теорема о децентрализации. Теория клубов. Варианты модели в формулировках Стиглица и Хендерсона. Модель Тибу. Вариации модели: различный спрос на общественное благо, различный спрос на жилье. Фискальное зонирование и капитализация.

Определение размера юрисдикции.

Основная литература:

Charles Tiebout (1956), A Pure Theory of Local Expenditures, Journal of Political Economy, 64, pp. 416-24.

Oates, Wallace E. (1997), On the Welfare gains from Fiscal Decentralization, Journal of Public Finance and Public Choice, Vol XV, pp 83-103

Дополнительная литература:

Oates, Wallace E. (1972), Chapter One: An Economic Approach to Federalism in Fiscal Federalism, New York: Harcourt, Brace, Jovanovich, pp 3-30

Oates, Wallace E. (1972), Chapter Two: The Division of Function Among Levels of Government in Fiscal Federalism, New York: Harcourt, Brace, Jovanovich, pp 31-63


РАЗДЕЛ II. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ


Тема 3. Разграничение расходных полномочий

Составляющие межбюджетных отношений. Прозрачность и стабильность системы разграничения полномочий. Состав расходных полномочий (нормативно-правовое регулирование, финансирование, исполнение). Делегируемые полномочия и мандаты.

Критерии разграничения расходных полномочий. Применение критериев разграничения (образование, здравоохранение, общественная безопасность, жилищно-коммунальное хозяйство).

Разграничение расходных обязательств в Российской Федерации.

Основная литература:

Bird, Richard M. (2000), Intergovernmental Fiscal Relations: Universal Principles, Local Applications. GSU, Andrew Young School of Policy Studies, WP 00-2

McLure, Charles E., and Martinez-Vazquez, Jorge (1999), The Assignment of Revenues and Expenditures in Intergovernmental Fiscal Relations

Дополнительная литература:

Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. М.: Правительство РФ, 2001.


Тема 4. Разграничение доходных источников

Источники доходов бюджета. Полномочия в сфере доходов (введение налога, установление базы, ставки, сбор доходов). Понятие фискальной автономии. Сборы: влияние на объем потребления общественного блага.

Критерии разграничения доходных источников. Разделение налогов и совместное использование налоговой базы. Виды налогов и применения критериев разграничения доходных источников (налоги на доход, налоги на природные ресурсы, налоги с продаж, акцизы, налоги на имущество/недвижимость).

Разграничение доходов в Российской Федерации.

Основная литература:

McLure, Charles E., and Martinez-Vazquez, Jorge (1999), The Assignment of Revenues and Expenditures in Intergovernmental Fiscal Relations, papers prepared for the World Bank Institute's Decentralization Homepage.

Boadway, Robin and Sandra Roberts, Anwar Shah (1994), Fiscal Federalism Dimensions of Tax Reform in Developing Countries, The World Bank, Washington D.C.

Дополнительная литература:

Oates, Wallace E. (1972), Chapter Four: Taxation and Debt Finance in a Federal System in Fiscal Federalism, New York: Harcourt, Brace, Jovanovich pp 119-179

Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. М.: Правительство РФ, 2001.


Тема 5. Межбюджетные трансферты: экономический смысл, цели и виды.

Роль трансфертов в системе межбюджетных отношений. Цели предоставления трансфертов (устранение вертикального дисбаланса, горизонтальное выравнивание бюджетной обеспеченности, устранение внешних эффектов, гармонизация расходов, создание стимулов к проведению политики, отвечающей интересам центра). Виды трансфертов (целевые / нецелевые, долевые / фиксированная сумма, лимитированные / нелимитированные, обусловленные / безусловные) и их влияние на поведение получателя финансовой помощи. Выбор механизмов для достижения поставленных целей.

Классификация трансфертов (Болл и Линн): источники предоставления финансовой помощи и распределение трансфертов между получателями.

Выравнивающие трансферты как особый вид финансовой помощи.

«Эффект липучки».

Система межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.

Основная литература:

Андреева Е., Голованова Н., Воронцова О., Барбашова Н. Межбюджетные трансферты: экономический смысл, цели и виды/ под ред. Де Сильва М., Курляндская Г. Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика. М.: Весь мир, 2006.

Oates, Wallace E. (1972), Chapter Three: The Theory and Use of Intergovernmental Grants in Fiscal Federalism, New York: Harcourt, Brace, Jovanovich. pp 65-116

Bahl, Roy (2000), Intergovernmental Transfers in Developing and Transition Countries: Principles and Practice, Municipal Finance Series, The World Bank, Washington, DC

Martinez-Vazquez, Jorge and Jameson Boex, The Design of Equalization Grants: Theory and Applications, The World Bank, Washington D.C

Дополнительная литература:

Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. М.: Правительство РФ, 2001.

Якобсон Л. И. Бюджетный федерализм / Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. С. 327-342.

Тема 6. Построение эффективной системы мехбюджетных отношений.

Построение эффективной системы межбюджетных отношений.

Основная литература:

Де Сильва М. и Курляндская Г. Обзор. Структура межбюджетных отношений в России / под ред. Де Сильва М., Курляндская Г. Развитие бюджетного федерализма: международный опыт и российская практика. М.: Весь мир, 2006.

Bird, Richard M. (2000), Intergovernmental Fiscal Relations: Universal Principles, Local Applications GSU, Andrew Young School of Policy Studies, WP 00-2

Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. М.: Правительство РФ, 2001.

Дополнительная литература:

Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: федерализм, создающий рынок / Вопросы экономики. 2000. № 4. С. 32-51.

Ениколопов Р. и Журавская Е. Бюджетный федерализм в России: сценарии развития. ЦЭФИР, 2002.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


РАЗДЕЛ III. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИИ


Тема 7. Бюджетный федерализм в России

История становления бюджетного федерализма в РФ в 1990-х годах.

Асимметрия бюджетного устройства

Развитие взаимоотношений между региональными и местными бюджетами 1990-2003 гг.

Реформы государственного управления и местного самоуправления в России 2003-2006 гг.


Основная литература:

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 6, С. 324-329)

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Издательство «Дело», 2002 (глава 2, стр. 64-79)

Стародубровская И. Эволюция муниципальных финансов // Анализ доходных источников и расходных обязательств местных бюджетов. М.:ИЭПП, 2003. С. 16-24

Муниципальное управление. Под. ред. Стародубровской И.В. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006 (раздел 1, тема 1.2.; раздел 2, стр. 54-135)


Дополнительная литература:

Андреев А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в РФ // Федерализм, 2001, №1.

Богачева О. Становление российской модели бюджетного федерализма // Вопросы экономики, 1995, №8, С. 30-40.

Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.: ИЭПП, 2001 (главы 1-3, стр. 5-122)

Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ. М.: Дашков и Ко, 2001.

Игудин А.Г. Региональная асимметрия в РФ и межбюджетные отношения в свете требований бюджетного федерализма, М: НИИФИ Минфина России, 2001.

Лавров А.М. Ассиметрия бюджетного устройства: проблемы и решения // Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами, Серия «Общественные финансы», № 10. М.: ИРОФ, 2005, С. 52-60.

Лавров А.М. Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Межбюджетные отношения в России: необходимость налогово-бюджетной автономии субнациональных властей. Париж: ОЭСР, 2001

Стародубровская И.В. Анализ хода подготовки к реализации новой редакции Проблемы реформирования местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. М.: ИЭПП, 2005 (глава 8, стр. 289-311)

Конституция РФ (ст. 12; глава 8, ст. 130-133)

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»


Тема 8. Предметы ведения и расходные полномочия региональных и местных бюджетов

Принципы разграничения расходных полномочий

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Вопросы местного значения

Делегирование полномочий и федеральные мандаты


Основная литература:

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 3, С. 67-100)

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Издательство «Дело», 2002 (глава 2, стр. 79-86)

Муниципальное управление. Под. ред. Стародубровской И.В. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006 (раздел 3, тема 3.1.; стр. 135-177)


Дополнительная литература:

Китчен Г. Муниципалитеты: статус и обязанности, бюджетирование и бухгалтерский учет // Анализ доходных источников и расходных обязательств местных бюджетов. М.:ИЭПП, 2003. С. 6-16

Стародубровская И.В. Муниципальные образования в России – основные характеристики // Анализ доходных источников и расходных обязательств местных бюджетов. М.:ИЭПП, 2003. С. 146-173.

Конституция РФ (ст. 12; глава 8, ст. 130-133)

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»


Тема 9. Бюджет. Расходные обязательства бюджетов. Расходы бюджетов

Бюджет: основные определения

Отличие бюджета от сметы доходов и расходов.

Расходные обязательства бюджетов.

Действующие и принимаемые расходные обязательства.

Реестр расходных обязательств.

Расходы региональных и местных бюджетов

Бюджетная классификация РФ


Основная литература:

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 6, С. 278-291)

Муниципальное управление. Под. ред. Стародубровской И.В. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006 раздел 4, тема 4.2, С. 255-286)


Дополнительная литература:

Китчен Г. Муниципалитеты: статус и полномочия, бюджетирование и бухгалтерский учет // Анализ доходных источников и расходных обязательств местных бюджетов. М.:ИЭПП, 2003. С. 6-16

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Издательство «Дело», 2002 (глава 2, стр. 79-86)

Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (Часть 2, раздел 1, глава 3 Бюджетная система РФ)

Федеральный закон №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральный закон №115-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации РФ»


Тема 10. Доходы бюджетов

Принципы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы

Виды доходов региональных и местных бюджетов в России

Модели местного налогообложения: международный опыт

Налог на недвижимость как основа фискальной автономии местных бюджетов

Методы массовой оценки рыночной стоимости недвижимости для целей налогообложения

Эксперимент по введению налога на недвижимость в гг. Великом Новгороде и Твери и перспективы введения этого налога в РФ


Основная литература:

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 4, С. 119-212)

Стародубровская И.В., Славгородская М.Ю. Налогообложение недвижимости // Налоговая реформа в России: проблемы и решения. Серия «Научные труды», № 67Р. М.: ИЭПП, 2003, С. 433-466, 484-497.

Муниципальное управление. Под. ред. Стародубровской И.В. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006 раздел 4, тема 4.3, С. 286-311)


Дополнительная литература:

Габоури Ж., Вайланкур Ф. Налоговая конкуренция и налоговая мимикрия субнациональных образования: обзор литературы // Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. М.: ИЭПП, 2005 (С. 470-498)

Калинина Н., Овсянников В. Опыт оценки рыночной стоимости земли для целей налогообложения в городах Новгороде и Твери. Тезисы к выступлению на пятой Международной конференции «Оценка земли и природных ресурсов», РОО. М., 1997.

Китчен Г. Местное налогообложение в ряде стран: сравнительный анализ // Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. М.: ИЭПП, 2005 (С. 413-470)

Китчен Г. Налогообложение недвидимости: проблемы внедрения // Проблемы реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. М.: ИЭПП, 2005 (С. 413-470)

Организация оценки и налогообложения недвижимости. Под ред. Д.К. Эккера. М.: российское общество оценщиков, 1997

Принципы налогообложения недвижимости. Методические материалы. М.: ЦФИР Консорциум, 1997.

Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (Часть 2, раздел 2 Доходы бюджетов)

Bird, R. (1999) Subnational Taxes: Realities and Prospects. - Paper at ABCD-LAC Conference, Valdivia, Chile, June.

Bird, R., Slack E. (2002) Land and Property Taxation Around the World: A Review.

Maurer Robert, Paugam Anne. Reform towards Ad Valorem Property Tax in Transition Economies: Fiscal and Land Use Benefits. Land and Real Estate Initiative, Background series 13, World Bank, June 2000.

Musgrave Richard A. Who Should tax, Where and What? / Tax Assignment in Federal Countries, ed. Charles E. McLure, Canberra, 1983.

Paugam A. (1999) Reform towards Ad Valorem Property Tax: Fiscal and Nonfiscal Benefits in Transition Economies. Paper presented at the International Property Tax Institute’s Second Annual Conference, July 1, Krakow, Poland

Youngman J., Malme J. (1994) An International Survey of Taxes on Land and Buildings. – Deventer: Kluwer Law and Taxation Publishers.


Тема 11. Межбюджетные трансферты

Виды трансфертов.

Общая характеристика системы межбюджетных трансфертов в РФ.

Дотации на финансовое выравнивание бюджетной обеспеченности. Фонды финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований

Субвенции на осуществление государственных полномочий. Фонды компенсаций.

Субсидии. Фонды софинансирования социальных расходов. Фонды регионального и муниципального развития.

Отрицательные трансферты

Бюджетные кредиты. Иные виды межбюджетных трансфертов.


Основная литература:

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 5, С. 230-263)

Муниципальное управление. Под. ред. Стародубровской И.В. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006 раздел 4, тема 4.4, С. 311-359)


Дополнительная литература:

Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.: ИЭПП, 2001 (главы 6-8, стр. 209-443)

Готье И., Вайанкур Ф. Финансовые отношения между региональными и муниципальными властями: выводы из обследования пяти стран – членов ОЭСР // Анализ доходных источников и расходных обязательств местных бюджетов. М.:ИЭПП, 2003. С. 220-261.

Лавров А.М., Климанов В.В. Межбюджетные отношения в России: ситуация 2004 г. // Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами, Серия «Общественные финансы», № 10. М.: ИРОФ, 2005, С. 258-270.

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Издательство «Дело», 2002 (Глава 1 параграф 1.4, С. 32-38, Глава 2, параграф 2.4, С. 96-109)

Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ, 2000 (глава 13, п. 13.8, С. 348-354).

Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (Раздел 4, глава 16 Межбюджетные трансферты).

Приказ Министерства финансов российской федерации, от 27 августа 2004 года № 243 «О методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений»


Тема12. Сбалансированность бюджетов. Управление доходами и расходами.

Сбалансированность бюджетов: основные понятия и требования федерального законодательства

Способы управления бюджетными доходами, кредитное финансирование

Способы управления бюджетными расходами, реструктуризация бюджетной сети.

Комплексный подход к обеспечению сбалансированности бюджета.


Основная литература:

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 4, С. 214-225, Глава 6, С. 285-287)

Муниципальное управление. Под. ред. Стародубровской И.В. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006 раздел 4, тема 4.6, С. 359-385)


Дополнительная литература:

Готье И., Вайанкур Ф. Финансовые отношения между региональными и муниципальными властями: выводы из обследования пяти стран – членов ОЭСР // Анализ доходных источников и расходных обязательств местных бюджетов. М.:ИЭПП, 2003. С. 220-261.

Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. М.: ИЭПП, 2001 (главы 1-3, стр. 5-122)

Китчен Г. Муниципалитеты: статус и полномочия, бюджетирование и бухгалтерский учет // Анализ доходных источников и расходных обязательств местных бюджетов. М.:ИЭПП, 2003. С. 6-16

Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Издательство «Дело», 2002 (Глава 3 параграф 3.2, С. 152-162)

Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (Раздел 4, главы 12-14).


Тема 13. Организация бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровне

Горизонты бюджетного планирования.

Участники бюджетного процесса.

Этапы бюджетного процесса: участники и процедуры

Особенности организации бюджетного процесса на муниципальном уровне.


Основная литература:

Циммерманн Х. Муниципальные финансы. Пер. с нем. .М.: «Дело и Сервис», 2003 (Глава 5, С. 278-303)

Муниципальное управление. Под. ред. Стародубровской И.В. М.: АНХ при Правительстве РФ, 2006 раздел 4, тема 4.6, С. 385-423)


Дополнительная литература:

Лавров А.М. Среднесрочное финансовое бюджетирование на федеральном и региональном уровнях // Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами, Серия «Общественные финансы», № 10. М.: ИРОФ, 2005, С. 279-289

Кодекс лучшей практики в сфере управления муниципальными финансами. М.: ИЭГ, 2003

Сборник модельных правовых актов для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях (www.minfin.ru)

Бюджетный кодекс Российской Федерации, от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (Часть 3 Бюджетный процесс в РФ)

Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. №249


Тема 14. Методы повышения эффективности бюджетных расходов. Бюджетирование, ориентированное на результат.

Бюджетирование по затратам vs. бюджетирование по результатам: основные понятия и отличительные особенности

Международный опыт повышения эффективности бюджетных расходов

Реформа бюджетного процесса в РФ 2004-2006 гг.

Особенности внедрения бюджетирования по результатам на муниципальном уровне


Основная литература:

Лавров А.М. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы // Финансы, 2004, №3

Лавров А.М. Логика бюджетных реформ 2001-2008 годов: многоуровневая оптимальная децентрализация управления общественными финансами // Лавров А.М. Бюджетная реформа в России: от управления затратами к управлению результатами, Серия «Общественные финансы», № 10. М.: ИРОФ, 2005, С. 10-28


Дополнительная литература:

Бретшнайдер А., Ройтерсвэрд В. (2002). Бюджетирование по результатам: краткое изложение. Основные концепции и процедуры». Отчет по проекту ТАСИС «Содействие Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации».

ИЭГ (2002). Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Институт экономики города.

Лукичев Д.П., Джонс Д.Ч., Дейвис К.А. (2004). Оценка деятельности местных правительств – опыт Великобритании. DFID.

Мэннинг Н., Парисон Н. (2003). Реформа государственного управления, международный опыт. М.

Нидерландский экономический институт (2003а). Бюджетирование, ориентированное на результат: примеры использования данного подхода в сфере образования ряда стран. Отдел макроэкономической и отраслевой политики, сектор государственных финансов, Московское отделение Нидерландского экономического института. NEI-ECORYS. М.

Нидерландский экономический институт (2003а). Методики бюджетирования. Краткий обзор опыта зарубежных стран (Австралии, Новой Зеландии, Канады, США, Великобритании, Нидерландов, Швеции). Отдел макроэкономической и отраслевой политики, сектор государственных финансов, Московское отделение Нидерландского экономического института. NEI-ECORYS. М.

Пири А. (2003). Международный опыт бюджетирования, ориентированного на результат (БОР): основные уроки для России. Материалы проекта «Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР)». М.

ЦФП (2002). Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России». М.: Центр фискальной политики.

Постановление Правительства РФ «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» от 22.05.2004 г. №249

Ball I., Dale T., Eggers W. D., Sacco J.(2002). Reforming Financial Management In The Public Sector: Lessons U.S. Officials Can Learn From New Zealand. Policy Study No. 258. Reason Public Policy Institute.

Barker L. (2001). Customer-Focused Government: from policy to delivery. London: HM Treasury.

Bestebreur T., Klaassen H. (2003). New public budgeting in the Netherlands. Local and national efforts: a critical appraisal. Paper for the 2003 annual EGPA conference in Oeiras. Portugal.

Carlin T.M. (2003). Performance and Transparency: Are Australia’s “Leading Edge” Systems Really Working?

Carter N. (1991). Learning to Measure Performance: the Use of Indicators in Organisations // Public Administration. Vol 69.

Chan Matthew, Mark Nizette, Lisa La Rance, Charles Broughton and Derek Russell. (2002). Australia // OECD Journal of Budgeting. 1(4): 35–69.

Department of Health (2002). Fairer Charging Policies for Home Care and other non-residential Social Services. Practice Guidance. UK.

Diamond J. (2001). Performance budgeting: managing the reform process. IMF.

DoFA (Department of Finance and Administration) (2000). The Outcomes & Outputs Framework: Guidance Document. Canberra: DoFA.


  1   2   3




Похожие:

Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconФакультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика»
Курс развивает и дополняет основные теоретические понятия, дававшиеся в курсе "Экономика общественного сектора". Курс дает практические...
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Бюджетный федерализм: теория и практика» для направления 080100. 68 «Экономика»
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Бюджетная политика и бюджетный процесс» для направления 080100. 62 специальности «Экономика» подготовки бакалавров
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Бюджетная политика и бюджетный процесс» для направления 080100. 62 специальности «Экономика» подготовки бакалавров
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Теория и практика проведения макроэкономической политики для направления 080100. 68 «Экономика»

Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Теория и практика финансовой устойчивости банков» для направления 080100. 68 "Экономика" подготовки магистра
Курс «Теория и практика финансовой устойчивости банков» состоит из двух разделов: «Теория и практика финансовой устойчивости банков»...
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины «Теория и практика саморегулирования на финансовых рынках» для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра
Программа дисциплины «Теория и практика саморегулирования на финансовых рынках» для
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины Теория контрактов для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины [Теория контрактов] для направления [080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...
Факультет экономики Программа дисциплины Бюджетный федерализм: теория и практика для направления 080100. 68 «Экономика» iconПрограмма дисциплины [Теория контрактов] для направления [080100. 68 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы