|
Примерная программа проведения мастер-класса на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе. Заседание Штаба РДОО «Единство» По проблеме: «Организация акции милосердия в школе-сад г. Петровска». Место проведения: МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Петровска Саратовской области». Дата: 26.03. 09. Педагог дополнительного образования Кудашкина Елена Владимировна Петровск 2009 Заседание Штаба РДОО «Единство» По проблеме: «Организация акции милосердия в школе-сад г. Петровска». Педагог дополнительного образования Кудашкина Елена Владимировна Цель: Разработка сценария игровой познавательной программы «Весна-красна, приди к нам с солнышком!». Задачи: - Формирование у воспитанников учения использовать полученные на занятиях знания и умения. - Развитие коммуникативности, двигательной активности, речи. -Воспитание, чувства коллективизма к историческому наследию, устному народному творчеству. Оборудование: магнитофон; реквизит для проведения подвижных игр; заготовки кукол из пряжи; ткань. Ход:
- Сегодня мы завершаем цикл занятий по теме «Народное творчество. Игры, потешки, забавы».
- Какие игры вы знаете? На какие группы они делятся? (предполагаемые ответы детей: подвижные и интеллектуальные, подвижные бывают: командные, на личное первенство, игровые виды спорта.многие современные игры берут своё начало от народных игр - Расскажите, какие народные игры вы знаете. (предполагаемые ответы детей: лапта, кура или чиж, прятки или коронушки, игры-хороводы, ручейки и др.) - Кто когда в старину играли в эти игры? (предполагаемые ответы детей: дети и молодёжь играли в свободное время, а в праздники к ним присоединялись и взрослые) - Какие народные праздники вы знаете? (предполагаемые ответы детей: рождество, крещение, день Ивана-Купала, медовый и яблочный Спасы, окончание полевой страды – праздник урожая.) - Какой праздник мы встречаем на рубеже зимы и весны? (ответ детей: Масленица – проводы зимы) - Как проходил этот праздник в старину. Какие игры и традиции дошли до наших времён? (предполагаемые ответы детей: Масленица или Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре зиму и весну. Широко отмечалась у русских, западных славян и южных славян-католиков. Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье.В России и у православных южных славян этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности. Основным событием последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождающиеся возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу» — нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). )
- Вы хорошо усвоили материал этой темы. Не хотели бы вы применить на практике свои знания Воспитанники предлагают провести игровую познавательную программу «Весна-красна, приди к нам с солнышком!» в подшефной школе-сад. -Как мы построим программу? Воспитанники предлагают использовать народные заклички и хороводы, игры. Так же предлагают подарить детям подарки. - А что для этого нужно? Воспитанники предлагают распределить обязанности. Первая группа наряжает в цветные платья из лоскутков кукол-веснянок, изготовленных из пряжи детским объединением «Прикладное творчество». Вторая группа разрабатывает игровую программу. (подбираются игры, которые тут же демонстрируются зрителям) Третья группа подбирает стихи по теме. Командир Штаба фиксирует предложенные фрагменты программы.
Зачитывается готовый сценарий игровой познавательной программы. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в т. ч. народные театры). МАСЛЕНИЦА (Масленая неделя, Сырная неделя), неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре зиму и весну. Широко отмечалась у русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко — у православных южных славян и очень скромно — на Украине и в Белоруссии. Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначался умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ», а иногда отдавали нищим, также на «помин души». К празднику Масленицы строились огромные катальные горы (в Москве даже под стенами Кремля) и выходили туда с блинами «встречать Масленицу», веселиться и кататься с гор. Прощеное воскресенье и проводы Масленицы Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье — заговенье перед началом Великого поста. В России и у православных южных славян этот день называли Прощеным воскресеньем (макед., болг. «Проштени поклади»), когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; у русских было принято по вечерам посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным событием последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождающиеся возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу» — нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика-пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). |