|
Приложение № 1 к Протоколу заседания Совета по повышению квалификации ГУ-ВШЭ от 17 марта 2010 г. № 4 Программа краткосрочного повышения квалификации «Практическая психология» Автор программы - к.п.н. Макарова Ирина Вилориевна Аннотация Курс «Практическая психология» предназначен для сотрудников общежитий, сотрудников учебных частей и административных работников, занимающихся внеучебной работой со студентами. Основная задача курса: повышение уровня психолого-педагогической компетентности сотрудников, основной профессиональной задачей которых является взаимодействие со студентами и оказание им помощи. Курс рассчитан на лиц, без высшего образования или имеющих высшее техническое образование, полученное более 15 лет назад, то есть не прошедшие базового общеобразовательного курса по психологии, введенного в программы профессиональной подготовки по все специальностям высшего образования в последние годы. В простой и доступной форме знакомит с психологическими особенностями юношеского возраста, со спецификой переживания молодыми людьми трудных жизненных и критических ситуаций, с основами, принципами и этикой делового общения. Даются представления о сущности, видах и закономерностях конфликтов в общении, о стратегиях преодоления конфликтов, а также посредничества во взаимодействии между конфликтующими сторонами. Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Объем программы – 38 часов. Содержание программы Тема 1. Возрастные психологические особенности периода юности.Юность и "студенческий возраст". Понятие "зрелость" (взрослость). Характеристика социальной ситуации развития юношеского возраста. Адаптация студента к учебной деятельности. Постановки и реализации учебных и жизненных целей. Интеллектуальное и личностное развитие. Нравственное развитие и формирование системы ценностей в студенческом возрасте. Особенности социального взаимодействия, взаимоотношения и общения со сверстниками, родителями, другими взрослыми. Тема 2. Эмоциональный стресс и как с ним справляться. Стресс и дистресс. Стресс-факторы. Проявления и диагностика стрессовых состояний. Управление стрессовыми состояниями. Техники эмоциональной саморегуляции, релаксации и профилактика стресса. Тема 3. Психологические травмы и посттравматические состояния. Переживание горя. Психологическая травма, травмирующее событие, острая реакция на травму, психологическая поддержка человека, переживающего острое стрессовое расстройство. Посттравматическое стрессовое расстройство: основные симптомы, стадии протекания, оказание помощи. Утрата, горе и горевание. Этапы переживания горя. Сопереживание и поддержка горюющему человеку. Патологическое горе. Тема 4. Принципы оказания психологической помощи. Знание границ своей компетентности. Принципы оказания психологической помощи. Психолог, психиатр, психотерапевт: сферы их профессиональной деятельности. Психологическая консультация и психотерапия, в каких случаях это помогает. Кризисные ситуации: их диагностика и алгоритм действия. Тема 5. Общение как форма межличностного взаимодействия. Принципы и этика делового общения. Общение как форма взаимодействия. Основные функции общения, структура общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Общение как социальное научение. Принципы и этика делового общения. Тема 6. Общение как процесс передачи информации. Вербальное и невербальное общение. Средства, используемые в процессе передачи информации. Способы повышения качества передачи информации. Психологические характеристики, влияющие на искажение содержательной информации в общении. Невербальное общение: позы, жесты, мимика. Влияние культурных традиций на невербальное поведение и его интерпретацию. Межличностное пространство и влияние его на эффективность общения. Тема 7. Восприятие и познание людьми друг друга. Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга. "Маски" и их влияние на эффективность общения. Эффект "ореола". Возможные ошибки атрибуции. Эффект "проецирования". Влияние возрастных, профессиональных и личностных характеристик на восприятие людьми друг друга. Влияние контекста на социальное суждение, поведение. Категоризация и социальные стереотипы. Влияние аттитьюдов и убеждений на коммуникацию и взаимодействие. Тема 8. Эффективное общение: принципы, техники. Типы поведения, препятствующие общению, ошибки и барьеры в общении. самонаблюдение в процессе общения, собственный коммуникативный стиль. Техники эффективного общения: активное и пассивное слушание, Я-высказывание. Техники и приемы ведения беседы. Умение задавать вопросы. Тема 9. Конфликтология. Конфликт, конфликтная ситуация и инцидент, признаки конфликтной ситуации. Объективные и субъективные составляющие конфликта. Виды и типы конфликтов. Сущность и принципы управления конфликтной ситуацией. Посредничество в конфликте. Модели взаимодействия посредника и конфликтующих сторон. Тематический расчет часов
|