Международная миграция рабочей силы icon

Международная миграция рабочей силы



НазваниеМеждународная миграция рабочей силы
Дата конвертации03.08.2012
Размер374,29 Kb.
ТипРеферат
Международная миграция рабочей силы


СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………….…2 2. Теории международной миграции…………………………………...3 - Виды трудовой миграции……………………………………...3 - Экономические эффекты миграции…………………………...5 3. Масштабы и направления миграции рабочей силы…………………5 - Количественные показатели……………………………...……5 - Масштабы миграции………………………………….………..7 - Направления миграции…………………………………….…..9 4. Государственное регулирование миграции………………………...10 - Механизмы контроля миграции…………………………...…10 - Регулирование иммиграции...………………………………...11 - Стимулирование реэмиграции………………………….…….15 - Правовое регулирование миграции…………………………..16 5. Последствия миграции для национальных рынков труда…………18 - Дискриминация мигрантов…………………………………...19 - Что происходит в Европе……………………………………..19 - Что происходит в России……………………………………..20 6. Переводы работников – мигрантов…………………………………23 7. Заключение…………………………………………………………...25 8. Приложение…………………………………………………………..26 9. Список литературы…………………………………………………..29 1. ВВЕДЕНИЕ Моя курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы.Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени онопретерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, аследовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринималипопытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. Итолько в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам. На мой взгляд, проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что умногих есть возможность беспрепятственного въезда на территориюиностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другойстраны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или болеевысокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процессинтернационализации производства сопровождается интернационализациейрабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономическихотношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран вдругие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечиваетнесомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющимее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграциивыражается как в количественных показателях, так и в качественных:изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственнойи социально-культурной жизни человечества, а также последствий острыхмежнациональных противоречий, прямых столкновений между странами инародами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являютсякрупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения итрудовых ресурсов в разных формах. Это – добровольные мигранты,пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировойцивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства иработы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не посвоей воле, а под давлением «обстоятельств». Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры,особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне,столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешениюострых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Задачи, поставленные в моей курсовой работе, следующие: рассмотретьтеории, направления, масштабы, виды, основные понятия, а также механизмыгосударственного регулирования миграции рабочей силы в России и зарубежныхстранах. Методы, которые я буду использовать для решения поставленных задач,такие: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных. Цель, которую я поставила в своей курсовой работе, - проинформироватьчитателей данной работы об основных проблемах процесса миграции. 2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Международное разделение труда как высшая ступень развитияобщественного территориального разделения труда между странами,предусматривающая устойчивую концентрацию производства определеннойпродукции в отдельных странах, предусматривает наличие в разных странахтрудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкаятрактовка международного разделения труда как обособления отдельных видовчеловеческой деятельности необязательно подразумевает его последующуюкооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обменмежду странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономическойэффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить онаможет в двух формах: международного обмена товарами (международнойторговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основемежгосударственного перемещения самого труда – международной трудовоймиграции. Например, гробовщиков из России во Францию, как у Ильфа иПетрова. ВИДЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую междурегионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколькостран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочейсилы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые приизучении проблем международной миграции, следующие: . Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. . Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. . Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. . Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. . «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров. . Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и запрошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активнаятеоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключаетсяв том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторовпроизводства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причинойявляются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонникинеоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получаети потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграцияприводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическоеразвитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежнимили, во всяком случае, не ухудшается. Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграцииэкономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенноесли эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широкообсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которогопредлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нуждыразвития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился наисследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактораэкономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческийпотенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамкахэтой группы моделей международная миграция является одним из объясненийразличий в темпах экономического роста между странами. [1. c. 322] В зависимости от времени пребывания на территории другой страны(другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковуюмиграцию. . Постоянная (долгосрочная) миграция характеризуется численность прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране в течение определенного периода времени. . Временная (краткосрочная)миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников (иногда довольно значительное). . Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели. [9. c. 137] ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МИГРАЦИИ Международная миграция рабочей силы может осуществляться как поэкономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последнихвключается политические и религиозные причины, объединение и распадгосударств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причиныличного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причиныспособны привести, и приводят к крупным государственным перемещениямрабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что имеждународная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, подкоторыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда.Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различныхстранах. В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубежперемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальноеотличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила являетсяфактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу,то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплатуза такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходовэмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов вомногих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечитьприток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отливвысококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологическогопотенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. 3. МАСШТАБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Исторически, как засвидетельствовал в своем наставлении МихайлоЛомоносов, международная миграция – явление далеко не новое. В условияхнеразвитости статистики и пограничной системы потоки международныхмигрантов на протяжении нескольких столетий вообще не фиксировалисьгосударственными органами. Да сегодня определить точно объемымеждународного перемещения, этого важнейшего фактора производства,представляется делом довольно-таки сложным. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Наиболее приемлемыми количественными показателями межстрановогоперемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежномбалансе. Нерезидентом в этом случае считается частное лицо, находящееся встране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целяхстатистического учета он переклассифицируется в резиденты. В статистикеплатежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являютсячастью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям: . Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств. . Перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье. . Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость. Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» и статьями«перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что встатье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т. е. временнонаходящихся в данной стране. В то же время в статьях «перемещениемигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и расходырезидентов, т. е. мигрантов, которые уехали с родины и остались за рубежомпо крайней мере сроком более чем на год. Эти две статьи объединяются врамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов. Частные неоплаченные переводы – это оценочный денежный эквивалентимуществ, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу ипоследующих посылок товаров на родину. Включает статьи «перемещениемигрантов» и «переводы работников». На практике точно определить, по какой именно статье должныфиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человекизначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затемпо каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. Инаоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чьеимущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решаютвернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, котороедействует в данном случае, заключается в том, что учет ведется посостоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выяснится, чтозапись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают. МАСШТАБЫ МИГРАЦИИ По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, т. е. в принимающие страныприезжало в среднем на 1 млн. человек больше. Чем уезжало. По прогнозам, вближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционноесальдо будет сокращаться. Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией,измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам сежегодными прямыми зарубежными инвестициями. На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудовогодохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченныхпереводов, тогда как на все развивающиеся страны – только, соответственно,1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основнаядоля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируюттрудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны спереходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамкахденежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работниковзанимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и перемещение мигрантов –около 7%. Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентамосуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемсямире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль,Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характераосуществляются из основных развитых стран (США, Германия, Япония,Великобритания) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихсястран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателямипереводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счетперевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК,военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Вомногих развивающихся странах масштабы переводов частного характерасоставляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Буркина-Фасо,Египет, Греция, Турция и др.). В Иордании, Лесото, Йемене переводыдостигают 10-50% ВНП. С теоретической точки зрения доходы страны-экспортера рабочей силыдалеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они исоставляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличиваютсовокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги,накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельныеинвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов наобучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которыепокрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину,мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколькоими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы зарубежом и повысив квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, врезультате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированныекадры. Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие наэкономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубежсокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство,принимая программы по борьбе с безработицей, специально закладывало в нихстимулирование эмиграции в станы Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон оминимальной зарплате исходил из того, что по меньшей мере треть рабочейсилы переедет в США. «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинстваразвивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия).Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когдаэкономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые,вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали ввысокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины,стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новыхкомпьютерных программ. Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются какотрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращаютколичество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренногонаселения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако,отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США,Канада, Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В другихстранах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целыхотраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезиии Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанскиебизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающихстранах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странахзаполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местногонаселения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африкисоставляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотнонанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы вАргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числеэкспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров– горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации вДоминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиноваяпромышленность Малайзии. Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции,которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результатепритока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12классов – иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящихнеторгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местнымрабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов,производящих торгуемые товары. [1. c.327] НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегданаправлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокимидоходами. На протяжении всего послевоенного времени направлениямеждународной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимисяэкономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистикимеждународного переселения и широкого развития нелегальной миграцииустановить точно иерархичность основных направлений миграции достаточносложно. Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точкамипритяжения мигрантов из других стран. США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой странойсовременного мира, США является основным направлением миграции какнизкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждыйгод туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместевзятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются вСША из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибскогобассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практическииз всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию,Индию и т. д. Приток иммигрантов в США и Канаду в середине 90-х годовоценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс.человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек в год. Чистая иммиграция(миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек. Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, преждевсего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу изменее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании),арабских стран северной Африки и Ближнего Востока. Стран Африки к югу отСахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграцииработников из африканских стран – бывших колоний западноевропейскихгосударств способствуют общность языка, исторически сложившиесятрадиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу всередине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Болеетого, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общийрынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников междустранами Европейского союза и унификацию трудового законодательства. Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевуюиностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочиеприезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии,Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силыСаудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляютиностранные рабочие. Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификациятрудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работниковнаправляются в те страны, которые быстрее продвигаются по путиэкономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочиена сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югуот Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половиныпритока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991году около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали изСаудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских рабочих покинули Кувейт,куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта. Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государствЮго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов,нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореии Малайзии. Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек вгод, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения.Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых - Мексика истраны Азии. 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ По мере того, как развивалось международное движение рабочей силы,создавались и совершенствовались методы государственного управлениямиграционными потоками. Городничий – местная государственная власть, - каквидно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службына другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В нашевремя государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось болееизощренными механизмами, главный из них остается прежним – закон, то естьгосударственный приказ. МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ МИГРАЦИИ В то время как большинство стран мира продвигаются по путилиберализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры,ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к ростусовокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод отмиграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффектымиграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеютместо. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают набюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитыестраны близко расположены или даже граничат с менее развитымигосударствами. Типичным примером является, с одной стороны, США, Мексика истраны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба,Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не тольколегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо дляматериальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постояннонаходится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальныхиммигрантов. Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы,привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственногорегулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочейсилы началось значительно раньше, чем его участие в регулированиимеждународной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были принятызаконы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течениеXIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезднежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двусторонние конвенции,регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время. Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев,прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми,переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами –людьми, приезжающими в страну временно и (или) не претендующими там напостоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастуюмогут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительногопериода времени, наиболее важным с экономической точки зрения являетсярегулирование трудовой иммиграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятиефинансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притокаиностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов квозвращению на родину (реэмиграции). РЕГУЛИРОВАНИЕ ИММИГРАЦИИ Большинство принимающих стран используют селективный подход прирегулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство непрепятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране,ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантовварьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной изследующих категорий: . работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие; . специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие; . представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения; . специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели; . крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институтыпринимающих стран, действующие на основе национального законодательства, атакже подписанных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно вразрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственныхведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульскоеуправление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы поиммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственноисполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда,надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается наосновании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве изаключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требуетспециальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местнымирабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въездпотенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласиеминистерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли. Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих странпредставлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основныечерты иммиграционного законодательства следующие: Профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих странустанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы поспециальности. Минимальным требованием к образованию считается окончаниеполного курса средней школы или профессионально-технического училища, чтодолжно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаевдиплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране напредмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере вданной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по даннойспециальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме наработу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также ирекомендательные письма. Ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающихстран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. Встраны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженныевирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своегоздоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройтиспециальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантовустанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности,в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования кполитическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательнозапрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления,членам террористических и профашистских организаций. Количественное квотирование. Большинство стран, принимающихиммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квотымогут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальнуюдолю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамкахотдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числевсех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяямаксимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо какограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течениегода. Количественное квотирование является весьма жестким методомгосударственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяетсясоответствующими законами, за соблюдением которых надзираютправоохранительные органы. Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовыеограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Чтокасается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право наниматьиностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборотаи продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет.Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовыинвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму,доказать легальность происхождения этих денег и создать определенноеколичество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформлениеиммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаныплатить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего составакорпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельныминостранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнемхозяйстве. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливаютмаксимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, поистечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либополучить от компетентных органов разрешение на продление своего пребыванияв ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров илистудентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить своепребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания тамминимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают правовновь приехать в принимающую страну. Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающаяиммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальнуюструктуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежатьобвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводятв рамках географических квот лотереи на право иммигрировать междупредставителями разных стран из одного географического региона. Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силуобычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматьсязапрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, вкоторых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив,устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могутработать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ниминостранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, измененияспециальности, смены места работы требуется получать дополнительноеразрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве странпересекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегдаэффективны. Законодательно устанавливаются санкции на нарушение порядка иммиграции.Они могут накладываться как на самих иммигрантов, так и на тех, ктопомогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За егосовершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремноезаключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторнойдепортацией, большим денежным штрафом и более длительными срокамизаключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегальногоиммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваютсянастолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых большихфирм и предприятий. СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЭМИГРАЦИИ В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплывеиммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западныхстран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированиювыезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственныхмер реэмиграции следующие: Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий кругмероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконныхиммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернутьсяна родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды)принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплатывыходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде народину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном толькозаявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую сторону, а в других– через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причемполучение выходного пособия лишало иммигранта права вновь въехать впринимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств,накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде врезультате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотясчиталось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительногобремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходыоказывались весьма значительными в результате необходимости созданияэлектронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой. Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства,которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительстваотдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программыпрофессионального образования иммигрантов. По логике этих программ,получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать наболее высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину.Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказалсядовольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себене гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтомубольшинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть инизкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать на родинуи пытаться там найти лучшую работу. Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитыестраны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы обинвестициях части переводов работников на родину и части государственныхсредств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которыемогли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятияприобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ.Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ иТурции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном занемецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но иприостановили новые потоки эмигрантов из Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран,большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленныхцелей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществленияотъезд на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалосьфинансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективностиявляется то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, простоне заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий посокращению эмиграции. [1. c.335] ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не моглоне привлечь внимания Международной организации труда. Еще на первой сессииГенеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята рекомендация №2 «Овзаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла отом, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений,которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространилна трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах еготерритории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихсясвоей страны. В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О предоставлении вМеждународное бюро труда статистических и других сведений, касающихсяэмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов». [7. c.66] Но рекомендации – это всего лишь рекомендации. Требовался болееобязывающий документ. Им стала вступившая в действие в 1939 г. Конвенция№66 «О трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в1949 г. (Эта Конвенция отменена решением Международной конференции труда 30мая 2000 г.) Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-мигрантах», которая сохраняет свое значение до настоящего времени. В ней говорится, что каждый член МОТ обязуется предоставлять враспоряжение МБТ и любого другого члена Организации по их требованию нетолько информацию о политике его страны в области эмиграции и иммиграции,но и сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях из труда и жизни, атакже о соглашениях и особых мероприятиях, принятых в стране по этимвопросам. Статья 2 обязывает учредить компетентную и бесплатную службупомощи трудящимся-мигрантам, принимать меры против всякой вводящей взаблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции, обеспечиватьотъезд, переезд и прием трудящихся-мигрантов, предоставлять им самим ичленам их семей необходимое медицинское обслуживание. Страны-члены МОТобязуется действовать без дискриминации по признаку национальности, расы,религии или пола и предоставлять не менее благоприятные, чем длясобственных граждан условия в следующих областях: - заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые отпуска, ученичество и другие формы профессионального обучения; - обеспечение жильем; - социальное обеспечение (при несчастных случаях на производстве, безработице, охране материнства, при болезни, инвалидности, старости, смерти). Не должно быть ущемления прав мигрантов в области налогов, сборов и судопроизводства. Согласно Конвенции №97 услуги, оказываемые мигрантам государственнымислужбами трудоустройства, предоставляются бесплатно. Когда число мигрантов,отправляющихся с территории одного государства-члена на территорию другого,достаточно велико, предусматривается возможность заключения между странамисоглашения в целях регулирования вопросов, предоставляющих взаимныйинтерес, включая разрешение переводить в иностранную валюту любую частьзаработка или сбережений. Данная Конвенция имеет Рекомендация №86 и три положения: два – овербовке, одно – о ввозе мигрантами личного имущества, рабочих инструментови оборудования. Упомянутые конвенции и рекомендации распространяются только на страны-члены МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все они ратифицировали Конвенцию №97.но в соответствии с последними решениями МОТ все ее члены, принявшие Уставорганизации, автоматически несут ответственность за выполнение всехконвенций. Несмотря на наличие конвенций и рекомендаций МОТ, регулирующихположение трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым, посколькуперечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще невыполняются. Кроме того, как уже отмечалось, большое распространениеполучила незаконная миграция. В силу этих обстоятельств в 1975 г. былиприняты Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обобеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения»,Рекомендация №151 «О трудящихся-мигрантах». Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член МОТ обязуется соблюдатьосновные права человека в отношении всех трудящихся-мигрантов. Страны-членыМОТ обязаны разрабатывать и осуществлять национальную политику,направленную на содействие и гарантию равенства возможностей в отношениитруда и занятости, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав,индивидуальных и коллективных свобод для лиц, пребывающих на законныхоснованиях в качестве мигрантов или членов их семей. В соответствующейРекомендации эти вопросы рассмотрены более детально. Вопросы защиты мигрантов находят отражение и в других документах МОТ,посвященных различным трудовым проблемам. В частности, в Конвенции №19(1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещениятрудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О социальнойполитике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный раздел IV«Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об условияхтруда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты», и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии гражданстраны и иностранцев и лиц без гражданства в области социальногообеспечения. [4. c.62-63] 5. ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы.Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращаябезработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, какправило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину,обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция даетвозможность использовать образовательный потенциал квалифицированныхиностранных работников без затрат на подготовку. По оценкам ЮНКТАД,стоимость человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за1961 –1972 гг., - 25 млрд. долл. Привлечение малообразованной,неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможностьзаниматься более интеллектуальным трудом. Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, посколькусредний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. Ктому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить овлиянии миграции на демографические процессы нельзя. Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровняоплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районахмассового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогеннаяобстановка. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция;незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающейстране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневуюэкономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защитаиностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защитетрудящихся-мигрантов, оставляет желать много лучшего. Правда, надо иметь ввиду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик. ДИСКРИМИНАЦИЯ МИГРАНТОВ Трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались иподвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости,зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее,чем коренным жителям получить рабочие места, за исключением самыхмалопривлекательных. По данным обследования, проведенного ЕС, в 1989 г. 40% иностранцев,работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации. Приэтом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможностьпрофессионального обучения и повышения квалификации. Заработная платамигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковыхработах, как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ,показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев.Последние получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы. Еще сложнее дело обстоит с различными социальными выплатами. По оценкамспециалистов, 11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно240 млрд. долл. и платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этомразличных социальных выплат всего на 5 млрд. долл. Иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах «Рено» воФранции в рамках 30%-го высвобождения работников было сокращено 55%иммигрантов. [4. c. 62] ЧТО ПРОИХОДИТ В ЕВРОПЕ Широкое использование дешевого низкоквалифицированного иностранноготруда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя внекоторых случаях это замедляет процесс модернизации производства).Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, вШвейцарии – 40% строительных рабочих, в США – 70% работников, занятых всельском хозяйстве. Активное развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечениемвысококвалифицированной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долиныСША трудятся более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов,инженеров-компьютерщиков и др. Благодаря развитию современных средств коммуникации, в первую очередьИнтернета, наряду с традиционными формами использования иностранной рабочейсилы на территории принимающей страны возникли ее новые дистанционныеформы, позволяющие высококвалифицированным специалистам из других странработать на иностранных заказчиков, не покидая своей родины. Так, индийскиеинженеры и чертежники, принимая из США по спутниковой связи заказы наархитектурные проекты и отправляя подобным же образом результатывыполненной работы, могут получать приличную зарплату, не уезжая из своейстраны. Некоторые финансовые компании США привлекают специалистов, живущихв странах Карибского бассейна, для ввода информации в компьютерные базыданных и ее последующей пересылки в США по электронным средствам связи.Активно трудятся на иностранных работодателей с помощью Интернета иотечественные ученые. Заметный вклад в экономику принимающей страны вносит так называемыйэтнический бизнес, объединяющий соэтнических предпринимателей и работников.Он получил наибольшее развитие в сфере услуг и торговли, в первую очередь втаких их видах, как уборка улиц и помещений, транспортные перевозки,ресторанный, гостиничный и туристический бизнес, торговля продуктамипитания, одеждой и изделиями из кожи, оказание бытовых услуг в системепрачечных, ателье, парикмахерских, а также в банковской, страховой и другихсферах. Производственные предприятия создаются иммигрантами главным образомв швейной, кожевенной и пищевой промышленности, строительстве, издательскомбизнесе, сфере телекоммуникаций и информатики. [2. c. 115-116] ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИИ До 90-х годов внешняя миграция для России не имела существенногозначения. Более важна была миграция внутренняя: из центральных – ввосточные и северные районы страны (в целях освоения их огромных природныхбогатств), из села – в город. Внешняя миграция усилилась в 1993 г. в связи с распадом СССР исвободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, гдеэкономическое и социальное положение большинства населения было гораздохуже. Но это лишь одна причина. Другая состоит в дискриминациирусскоязычного населения в постсоветских государствах. Одна из особенностей сегодняшней России – в значительных масштабах какиммиграции, так и эмиграции. При этом в течение всего десятилетияпреимущественное значение имела иммиграция из стран СНГ и Балтии. Когда вРоссии с 1992 года началась естественная убыль населения, отчасти ееудалось компенсировать весьма значительным по мировым меркам притокомнаселения и рабочей силы из соседних стран. В этом отношении Россияопережала такие известные центры иммиграции, как США и Канада, хотя немногоотставала от Германии. Наибольший прирост населения России произошел за счет миграционныхпотоков из Казахстана и Украины. В составе мигрантов преобладаливынужденные переселенцы и беженцы: в конце 2000 г. их численность (имеютсяв виду зарегистрированные) составляла около 1 млн. человек. Фактически жеих было значительно больше. Основными местами поселения стали Оренбургская, Белгородская,Новосибирская области, Ставропольский и Алтайский края, республикиИнгушетия и Северная Осетия - Алания. Большинство вынужденных переселенцеви беженцев испытывают значительные трудности материального и моральногохарактера, для многих не хватает рабочих мест, жилья. Средств дляосуществления федеральной миграционной программы хронически недостает. Миграционные процессы, связанные со странами дальнего зарубежья,определяются тенденцией превышения показателей эмиграции над показателямииммиграции. Общее сальдо миграции по всем направлениям за 1991-1999 гг.составило 3173 тыс. человек. Если учесть, что за этот период естественнаяубыль населения из-за превышения смертности над рождаемостью – более 5826млн. человек, то можно констатировать: иммиграция позволила не менее чемнаполовину восполнить общее сокращение численности населения. Хотя запоследние годы число прибывающих из стран СНГ и Балтии и положительноесальдо миграции существенно сократилось, тем не менее Россия остаетсякрупным иммиграционным центром Европы. Размеры же эмиграции в страныдальнего зарубежья существенно не меняются. Выезжают чаще всего немцы, евреи и русские. Что касается принимающихстран, то это в основном Германия, Израиль и США. В настоящее времячетверть населения Израиля – выходцы из СССР и бывших союзных республик. В1999 году из 108,3 тыс. общего числа эмигрантов в Германию выехало 52,8тыс. человек, в Израиль – 36,3, в США – 11 тыс. Эмиграция из России, казалось бы, не столь значительна, но ееотрицательные последствия весьма существенны: происходит утечка «умов» и«талантов». Уезжают крупные ученые, квалифицированные специалисты,известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они «увозят» не толькосвой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накопленоцелыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери довольно трудно,но счет, безусловно, идет на сотни миллионов долларов. Главной особенностью российской эмиграции рабочей силы является почти50-ти процентный возврат выехавших на заработки. С учетом того, что пооценкам Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс.человек ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125тыс. человек квалифицированной рабочей силы. В то же время показательвозвращаемости из числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу дляобучения и повышения квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человекежегодно), значительно ниже, чем для общего потока трудовой эмиграции, что,с учетом их возраста и современного образования, приводит к ухудшениюхарактеристик трудового потенциала России. Тем не менее, отмечается, чтоотъезжающие имели значительно более высокий уровень образования иквалификации по сравнению со средним уровнем населения страны в целом. (см.табл. 6) [3 .c.60] Особое значение имеют последствия трудовой иммиграции. Ежегодно вРоссию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингентыработников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочиевысокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесногохозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры рабочей силыв ближнем зарубежье – Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнемзарубежье – Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же вРоссию едут в поисках работы граждане более чем 100 стран (см. табл. 1).Их общая численность, как уж было указано выше, достигла 250 тыс. человек,распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнегозарубежья. Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается: многие мигранты, особенноиз Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально. Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономическиерайоны страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский иДальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих испециалистов, прибывающих из дальнего зарубежья, в частности, из развитыхстран, в том числе США и Великобритании. Правовая основа данного процессаопределена Указом Президента «О привлечении и использовании в РоссийскойФедерации иностранной рабочей силы». Для обеспечения прав российскихграждан за границей заключены соглашения с Германией, Польшей, Словакией,Китаем, Финляндией, Швейцарией и рядом других стран. Но это не исключаетдискриминации мигрантов, нарушений международных трудовых норм инационального трудового законодательства. Важно, что Министерство по делам федерации, национальной миграционнойполитики РФ и другие заинтересованные организации существенно усилиливнимание к мигрантам, особенно к вынужденным переселенцам и беженцам,помогая им получить работу и обеспечивая приемлемые условия жизни. [4. c.63-64] Важной проблемой для РФ является состояние межрайонной миграции. Воптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономическийкомплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграциястановится мощным фактором изменения демографического и трудовогопотенциала Северных и Восточных регионов, созданных там за предшествующиедесятилетия. В России есть территории с одновременно миграционной иестественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняетестественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общейчисленности. Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживаютрайоны Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесьсосредоточены основные природные ресурсы России и за счет этих регионов вперспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции вэтом регионе уже не соответствует развивающимся новым рыночным отношениям– наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численностинаселения, ухудшение его демографической структуры, обострение проблемкоренных народов. Всего за счет миграции в 1992-1998 гг. районы Северапотеряли 7% населения. Многие северные и восточные регионы теряют население моложетрудоспособного и в трудоспособном возрасте гораздо интенсивнее, чемпенсионеров. В районах Крайнего Севера очень низкий уровень жизни, и миграционныепроцессы не приняли обвального характера главным образом из-за отсутствия унаселения достаточных денежных средств. Здесь в 1991-1998 гг. величинаотрицательного сальдо миграции составила 1 млн. чел. Миграционные процессы в Западной Сибири обусловлены географическимположением того региона, наличием богатых природных ресурсов, транспортнойдоступностью, развитием производительных сил и т.д. В совокупности ЗападнаяСибирь является наиболее притягательной для мигрантов. Так, за 1992-1998гг. сальдо миграции в этот регион было положительным и составило 300 тыс.чел. Восточная Сибирь за последние годы начала терять свое население вмиграционном обмене с другими территориями. За 1992-1998 гг. отрицательноесальдо миграции составило 105 тыс. человек. [8. c. 199-200] 6. ПЕРЕВОДЫ РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ Современная схема международных экономических отношений, пришедшая насмену экономически разобщенному миру, модель которого можно назватьоднотоварной моделью, без движения факторов (т.е. мобильности населения)немыслима. И, прежде всего, потому что перемещение рабочей силыподразумевает потоки капиталов. Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам отпереводов средств мигрантов на родину, выступающие в роли своеобразнойплаты за экспортируемый товар – рабочую силу. По принятой статистикеМеждународного валютного фонда терминологии доходы от экспорта рабочей силы - это положительное сальдо по статье «частные невостребованные переводы»,размер которого служит характеристикой показателя экспортной специализациив этой области. Расчет среднего ежегодного дохода за последние 10 лет (1990-2000 гг.)от экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у 18 стран(Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа ведущихгосударств-экспортеров рабочей силы он составил меньше 500 млн. долл. У 4стран (Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от500 млн. до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовойдоход которых от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд.долл., входит 15 стран. Исследования показывают, что реальные поступления в национальный доходстраны-экспортера рабочей силы по оценкам в два раза выше декларированных,поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину, привозят с собойценности и сбережения. По данным Международного валютного фонда по средней норме прибыльностиэкспорт товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг – 50%. Так,например, экспорт рабочей силы является главным источником валюты дляЮгославии, являющейся ведущим мировым экспортером трудовых ресурсов. В 90-егоды ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд.долл. Из них в виде переводов трудящихся за рубежом своим семьям странаполучала 3,5 млрд. долл., и около 7 млрд. долл. по возвращению мигрантов. Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей силы в 10 разпревышает валютный эффект лот поступлений по товарному экспорту. Впоследнее десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем загод) поступления по этой статье росли в развивающихся странах. По мнениюМ.М. Вышегородцева и А.В. Сиденко, эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов ежегодно,многие государства поддерживают подобную экспортную специализацию, ставшуюдля многих не только единственным источником валютных поступлений, но икатализатором социальной стабильности, не требующей в этом случаегосударственных средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитиеэкспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так,например, Турция и бывшая Югославия могли сделать свою валютуконверт




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Международная миграция рабочей силы iconКонтрольная Работа по дисциплине «Мировая экономика» на тему «Международная миграция рабочей силы»
Внутренняя миграция происходит между регионами одного государства, а внешняя – между различными государствами. В данной контрольной...
Международная миграция рабочей силы iconРеферат по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Миграция рабочей силы» Выполнил студент 1 курса Кадыров А. А. Проверил преподаватель Лисовская Л. М. Прага 2002 План
Международная миграция явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще...
Международная миграция рабочей силы iconМеждународная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы iconМеждународная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы iconРеферат на тему: «Международная миграция рабочей силы»
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран...
Международная миграция рабочей силы iconОглавление введение 2 Эмиграция рабочей силы. Проблема «утечки умов» 3 Особенности иммиграционных потоков в Россию 6 Заключение 9 Введение Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах.
Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах
Международная миграция рабочей силы iconПредметом данной является международная миграция рабочей силы
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных:...
Международная миграция рабочей силы iconМиграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы icon1. основы международной миграции рабочей силы
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран...
Международная миграция рабочей силы iconМиграция населения России
Международная трудовая миграция и денежные переводы в республиках Центральной Азии 24
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы