Культура icon

Культура



НазваниеКультура
Дата конвертации03.08.2012
Размер267.76 Kb.
ТипРеферат
Культура


Краткое сказание о чудотворно-явленной Тихвинской иконе Богоматери, в пояснение акафистного пения в честь сей иконыВместо предисловия К числу особенно чтимых всею Православною церковью икон Божией Материпринадлежит явленная и вместе чудотворная Ее икона Тихвинская. Откудаявилась она в Православном нашем отечестве и при каких обстоятельствах,равно чем ознаменовалось Ее пребывание на Руси православной — обо всем этомпередается в акафистном пении, составленном в честь Ея, но передается всамом, разумеется, сжатом виде — в виде только кратких указаний насовершившиеся события. Чтобы осветить эти места, так как акафисты особеннопо сердцу приходятся православному русскому народу, — с этой целью ипредпринят настоящий, весьма скромный труд. Главным событием к составлениюэтого краткого очерка послужило сказание о сей иконе, изданное в С.-Петербурге в 1864 г. Глубокая, сердечная вера православного русского народа в благодать Божию,носителями которой являются не только живые органы — снятии божий человецы.но и все соприкасающиеся к ним предметы и веши, равно как и изображениявсех святых, или, что тоже, иконы. которые потому и называютсячудотворными, — имеет под собою действительное основание. Не говоря уже очудесах, совершившихся и совершающихся по молитве перед сими иконами, самоеявление таких икон есть уже чудо. У Чудесное явление Тихвинской иконы Богоматери есть факт несомненный потомуособенно. что это явление не было делом единичным:св. икона являлась и многочастно и многообразно, пока не избралаокончательно местом своего пребывания Тихвинскую, поначалу леснуюместность. Для жителей же Новгородской области это многократное явлениеиконы свидетельствовало об особом покровительстве Богоматери по отношению ксеверному краю нашего Отечества, особенно ввиду трудных обстоятельств егоисторической жизни. Событие освобождения, заступленном Богоматери.Тихвинской обители от шведов и полный разгром грозных вражеских полчищимели значение даже для всего нашего Отечества. Вот почему не только ввесях и многих городах, но и в обоих столицах сия икона в копиях составляетукрашение первейших храмов той и другой. Ряд явлений Тихвинской иконы Богоматери в пределах Новгородских,сопровождаемые всюду устройством на тех местах св. Божиих церквей, и далоснование знаменитой Тихвинской обители. Был 1383 год. Солнце склонялось уже к западу. На Ладожском озере, впределах Новгородской губернии, в один из летних дней несколько рыбаковзанимались рыбною ловлею. Все шло обычным порядком. Одно обстоятельствозаставило тружеников прекратить на время всякую дальнейшую работу. Солнцеуже затаило луч и свои, как вдруг горизонт заблистал необыкновенным светом;взоры поневоле обратились к небу; и вот в сиянии, изобразившем вид круга,видят они чудный образ Богоматери, с Предвечным младенцем, которогоБогоматерь держала на правой руке. Изумленные.
тем не менее, стараютсясоставить себе ясный отчет: откуда взялась икона и куда держит Она своенаправление? Но проследить все это им не пришлось, потому что видение скороисчезло. Это было первое явление чудной иконы и замечательное в томотношении, что стоит в полном соотношении с обстоятельствами признанияГосподом Иисусом Христом апостолов к великому делу служения спасению родачеловеческого. И они - первые благовестники учения Христова, были такиерыбари, как и те, которым явилась икона Богоматери, на каковоеобстоятельство прежде всего указывает акафистное пение. За первым явлением следует другое, за тем третье, в разных местах понаправлению к Тихвину. Вот название этих местностей: то была деревняВымоченицы при реке Ояти, затем деревня Кожела при речке Паше и, наконец,последнее вблизи самого города Тихвина. Где только являлась сия икона,повсюду устраивались на первых порах часовни, а затем уже и настоящиехрамы. Последнее из этих явлений было самое замечательное. Были срублены тривенца, или три ряда деревянных сруб, среди которых находилась чудная икона.По случаю ночи все разошлись, лишь осталось несколько человек для охраненияСвятыни. Ночью стража заснула, а когда наступило утро следующего дня и наместо постройки собралось немало народа, к ужасу всех, на том месте неоказалось ни иконы, ни сруб, даже мелких щеп, которые ранее были. Все это—и Святыня и срубы со тенями —оказались на другой стороне реки Тихвинки, какбудто здесь и происходили псе эти работы. Слух о новоявленной иконе совсеми подробностями дошел до святителя Новгородского, который предложилвниманию жителей Тихвинской страны заменить часовню настоящим храмом, чтовскоре и было исполнено. Храм сооружен; назначен день освящения этого первого храма. Благочестивыйпономарь Георгий обошел всю местность, приглашая всех на освящение храма.Идя обратно дорогой, проходившей невдалеке от строившегося храма лесом,Георгий обоняет сильное благоухание, но, продолжая идти далее. Георгийпоражается таким видениям: на небольшом обрубке соснового дерева сидит спосохом или просто палкою в руке благообразная женщина. То была Сама ЦарицаНебесная, принявшая чувственный образ, а перед Нею стоял в облаченииархиерейском Святитель Николай. Георгий, полный страха и благоговения, пална землю, но ему Святитель Христов велел встать. Матерь Божия дала такоеповеление Георгию: «Иди и скажи священникам, чтобы они не водружали наглаву церковную креста железного, а поставили бы деревянный: Мне такугодно!». Георгий стрепетом вопросил Царицу Небесную: «А если мне. ГоспожаВладычица, не поверят, тогда что я могу сказан,, убогий раб?». На эти словаблагоговейного пономаря ответил Святитель так:«Если не поверят, то увидятзнамение и убедятся». Тем и закончилось видение. Набожный Георгий не скрывал того. что видел и что слышал. Его опасениеоправдалось:Георгию не поверили, и когда наступило время водружения креста, когда сжелезным крестом показался на кровле храма сам мастер. вдруг подул сильныйветер и одним порывом поверг на землю как его самого, так и самый крест,который, как будто нарочно вкопанный в землю, стоял в виду всех. не качаясьни в ту, ни в другую сторону. Противиться воле Царицы Небесной никто после этого более не дерзал, идеревянный крест осенял новый храм взамен приготовленного железного.Образовавшемуся приходу дано было название «Пречистенский Погост», а храму— «Успенский». Означенная церковь не один раз горела, но св. икона и деревянный крест наглаве церковной каждый раз сохранялись от огня чудесным образом.В 1515 году взамен деревянного храма, в означенном погосте, был сооруженкаменныйхрам во имя самой иконы, которую теперь стали называть настоящим Ее именем—Тихвинскою. Но воля Царицы Небесной была иная:на этом месте недостаточно было существовать простому селению, требоваласьвечная слава Святого места — требовалось неперестаюшее пение и служениеБогу и Царице Небесной. возможное лишь для иноков. Это высокое значение места, где угодно было Царице Небесной явить всюсвою славу, хорошо усвоил себе царь Иоанн Васильевич Грозный, который,посетив погост Пречистенский. повелел приход закрыть и устроить монастырь,который и существует по сию пору — монастырь, который милостью Богоматериотстоял свое существование от сильных внешних врагов, был и под пеплом иснова оживал и процветал еще большей славой, большим благолепием, это иесть Тихвинский монастырь в Новгородской губернии — место обиталищачудотворно-явленной Тихвинской иконы Богоматери.IIТихвинская обитель как рассадник других обителей С устроением обители Тихвинской слава чудес от явленной иконы Богоматеризасияла еще ярче. и слух об них стал проникать в местности даже весьмаотдаленные. Близ города Великие Луки с давних пор существует обительВеликолуцкая Сергиева. В самые начальные годы существования Тихвинскойобители в Сергиевой обители настоятельствовал великий подвижник Мартирий. Унего был ученик Авраамий, инок болезненный. Раз он и говорит своемуученику: «Сходи, сын, на поклонение в Тихвин явленному образу Богоматери,от которого, как слышно, совершаются великие чудеса, может Господь и тебеявит милость». Авраамий послушался доброго совета старца, отправился в Тихвинскиймонастырь. Помолившись усердно перед иконою Тихвинской Богоматери, онполучил исцеление от тяжкого недуга и остался в сей последней обители.Мартирий долго ждет своего ученика, сильно загрустил и стал укорять себя втом, почему бы и ему не идти в Тихвинскую обитель. В таком мрачномнастроении видит он такой сон: представился ему высокий огненный столб понаправлению к северу, где должна находиться Тихвинская обитель, на столбеобраз Богоматери, сияющий необыкновенным светом. Другое значение этомувидению Мартирий не мог придать, как то, что он также призывается вТихвинскую обитель. Прибывши в сию последнюю, Мартирий находит своегоученика, совершенно избавившегося от болезни, подвизается с ним в однойкелии. Но как пустынно-любцам свойственно непрестанное желание и горение кбезмолвной и удаленной от мира жизни, и Мартирпй постоянно рвался к этойименно жизни. Вот следует новое видение: видит он в небе крест, л вдали какой-тонеизвестный ему остров, освещенный лучами. И на этот раз Мартирий понял этовидение в смысле своих сердечных вожделений. Тайно оставил он Тихвинскуюобитель, как верного спутника, берет он образ Богоматери, обретаете ним тотостров и здесь устраивает монастырь в 40 верстах от Тихвина. Монастырь этотслывет и поныне под именем Троицкого Зеленецкого. Другой равночестный Мартирию подвижник был Кирилл, родом из Галича.Принявши монашеский чин, на 15 году жизни, Кирилл сначала упражнялся вподвигах монашеской жизни в обители Комельской, но вскоре удалился впустыню, в чаянии Бога спасающего. Наслышавшись о предивном новоявленномТихвинском образе Богоматери, обретающемся в Тихвинской обители, оноставляет пустыню и спешит в сию (Тихвинскую обитель) последнюю. Прибыв воную обитель, он целых трое суток, согбенный и плачущий, стоит на церковнойпаперти перед образом Богоматери. То была не подлинная явленная иконаБогоматери, а копия с оной. В полубодрственном состоянии видит он послеэтого Царицу Небесную, которая и говорит ему: «Угодиче Всесвятые Троицы,рабе Мой Кирилле, пойди на восточную страну к Белу озеру, и явит тебеГосподь, Сын Мой, покой старости твоей». Кирилл внемлет сему гласу,удаляется на гору Кобылину, близ Нового озера и с этой горы представляетсяему следующая картина: впереди усматривается один остров, на котором стоитогненный столп, восходящий от земли до неба. Сюда-то и отправляется Кирилл,и также полагается на новом месте начало обители Новоезерской. а затемвскоре последовало и его честное успение, мощи его остаются нетленными посию пору. При воспоминании об этих видимых и слышимых знаках благодатного призваниядвух пустыннолюбцев и указаниях намеченного их призвания пути невольноприпоминается и тот огненный столп, который шел впереди евреев во все времяих сорокалетнего странствования и тот тихий глас, слышанный Ильею от Бога угоры Хорива: «Что ты здесь, Илья?». Но Кириллу, этому второму Илье. указанобыло место не временного только пребывания, но и место его упокоения —скорее, как Моисею на горе Навафе.IIIЧудесное заступление Тихвинской обители от внешних и сильных в ту поруврагов — шведов, столь благотворное для всего нашего Отечества Страшные, черные тучи нависли над нашим Отечеством, и почти вслед одназадругой. Миновал татарский погром, как наступило время междуцарствия.Сколько погибло городов, сколько пролито человеческой крови за все этовремя! Промыслу Божию угодно было уврачевать все эти раны особеннымуказанием на Избранника, который должен был занять русский престол. То былцарь Михаил Федорович, благословенная отрасль дома Рюрика, родоначальникныне царствующего дома Романовых. Но Россия была еще слаба. Злые соседи,как коршуны, готовы были напасть на слабую Русь, видя в ней верную ибогатую добычу. Сверх обычных врагов с юга и запада напал на Русскую землюновый враг с севера: то был шведский король, задумавший отнять у Россиисмежные с его государством старинные богатые области — Новгородскую иПсковскую. Предводителем сильной рати вражеской был известный, столь прославленный ушведов, генерал Де-Лагарди. Так как Россия и не подозревала нападенияименно с этой стороны, да и не в силах была отразить внезапное нападениеврагов, то и такая твердыня земли Русской, как славный Новгород и Псков,скоро достались в руки неприятелей. Но как смиренная обитель преподобногоСергия сослужила всю службу Московскому государству смелым отражением отсебя поляков, гак в данную пору смиренная и еще юная обитель Тихвинскаяспасла северную часть Отечества, упрочив на многие годы во всей землеРусской. Правда небольшой отряд шведов успел было занять и сию обитель, но.пользуясь случаем, иноки и кто только в обители успел скрыться, в один деньперебили этот отряд. Узнавши об этом, главный полководец, засевший сбольшим войском в Новгороде и оттуда рассылавший свои приказания, не могпростить защитникам святой обители: не столько богатств обители, которыхеще в ту пору не было, не столько и стратегическое значение этого пунктазаставляло взять эту обитель, сколько гордость сильного перед слабым. Вотон шлет против обители более сильный отряд. Ввиду наступления новой, болеемогущественной рати, на защитников обители напал страх. Чтобы возбудить вверных чадах и песельниках святой своей обители дух отваги. Царица Небеснаясоблаговолила явиться одной благочестивой вдове и передала ей волю свою:«Поди, скажи воеводам и братии:пусть возьмут они образ Мой и обойдут с ним по стене обители и тогда увидятмилость Божию, Враги будут побеждены». Так и случилось.Когда святыня торжественно была несома по каменным стенам, на врагов напалнепонятный страх, и они отступили на 120 верст, чем сильно был огорчен Де-Лагарди. Тогда он направляет против обители новый отряд. Враги обступилиобитель со всех сторон, задавшись целью взять ее приступом. Ровное, главноеместо возле обители стало неузнаваемо, повсюду нарыто было множество ям, ворвах скрывались враги, обстреливавшие обитель, к стенам обители быланакидана земля, чтобы влезть на стены и броситься в удобное время,подведены были подкопы по самые ворота в ограде. Опасность была очевидная.Ее не скрыла от защитников обители и Сама Богоматерь. Явившись с угодникамиСвятителем Николаем и преподобным Варлаамом Хутынским и Зосимою Соловецкимодному благочестивому послушнику Соловецкого монастыря Мартиниану,находившемуся в ту пору в обители Тихвинской. Богоматерь у пол помочилапоследнего объявить воеводам , что обитель близка к погибели собственно занеустраненные от храма нечистоты внешние и с тем вместе и за нечистотыгреховные. Так, для поборающей за нас не страшны были полчища вражьи, хотя бы ихбыли тьмы-тысячи, для Нее нужно было и дорого соблюсти святость места и то,чтобы братья позаботились о чистоте своей жизни. Воля Богоматери былаисполнена, и тогда праведный гнев обратился на милость, о чем возвещенобыло тому же юному подвижнику Мартиниану в новом видении Богоматери спрежде являвшимися святыми. Святитель Николай велел передать осажденным,что Богоматерь умолила Сына Своего избавить обитель от врагов, а немногоспустя, явившись одному>набожному поселянину Григорию, Богоматерь повелелаосажденным смело выйти против врагов и прогнать нечестивцев, которые,подобно нечистым животным, изрыли землю вокруг обители. Следует новоепоражение врагов, которые прогнаны были далеко за реку Тихвинку. Рвы иподкопы были зарыты, и площадь вокруг обители приняла прежний благообразныйвид. Новый укол самолюбия надменного полководца! Гнев его достиг высшейстепени, он хочет мстить уже не столько защитникам обители, сколько самойСвятыне прославленной. Он не стыдится объявить такое свое богохульстве иноенамерение, — чтобы храм Богоматери и вся обитель обращены были в пепел, аикона Богоматери, на которую осажденные возлагают всю свою надежду,рассечена была на мелкие части. Опять войско устремляется к обители.Сколько раз испытуемые защитники обители впадают уже в малодушие. Общимсоветом решено взять св. икону и с нею удалиться в Москву. Но, когда инокивзялись за икону. Она оказалась как бы вделанной в стену, как ни бились, немогли вынуть ее из места, чего прежде никогда не бывало. Поняли, что на этонет соизволения Царицы Небесной, и восстали готовиться к отражениюнеприятеля. Однако с их стороны не потребовалось никаких усилий, ни единойжертвы. Нечестивый враг, ни единому же гонящу, бежал от обители, на него напалстрах, которого в действительности и не было. Что могла противопоставитьсильному врагу братия обители и несколько человек защитников изпростонародья! Но страх все-таки был. Врагам представлялось многочисленноевойско, шедшее из Москвы на выручку обители, которое с разных сторон видимокак бы старалось обойти их со всех сторон. И трепетен был враг. спасая себякаждый бежал, забыв всякую дисциплину, тут не могло быть и речи о почетномотступлении. Окрестность был;! усыпана покинутым оружием, множество труповвиднелось в топких местах, очевидно, вра1 бежал, представляя себе погоню неза горами, а по пятам. Тем и кончилось покушение на святую обитель. Затем последовал мирныйдоговор России с Швецией, заключенный в селе Столбово. по которому всевозвращено России. При заключении договора главным лицом, скреплявшим его исвидетельствовавшим о мужестве православных воинов и геройских подвигахиноков Тихвинской обители была Сама Богоматерь. честный образ которой вкопии с главной Тихвинской иконы присутствовал при заключении этого мирноготрактата. Но какова была бы судьба России, если не последовало бы этогодивного проявления силы и могущества Богоматери, от причастного Ее образаТихвинского! Это известным оставалось только одному Богу. В настоящее времяикона сия, как список с чудотворного образа, и находится в МосковскомУспенском соборе.IVГневно — огненное посещение святой обители но воле Царицы Небесной длявысших целей очищения от нравственных недугов братии обители Как любящий отец или любящая мать, в достижении целей благовоспитаниясвоих детей прибегают к мерам не всегда одинаковым: то действуют на детейкротостью и ласками, а то не чуждаются принять и меры строгие при бессилиипервых, так и общая руководительница людей на пути ко спасению прибегает ктаким же средствам: в большинстве случаев Она руководит благостью имилостью, но не останавливается и перед мерами строгими, в виде ниспосланияразных бед и напастей. Та, Которая так дивно защитила свою обитель, непощадила и ее за многие греховные нечистоты. Правда, наружное прославлениебратией Царицы Небесной никогда не прекращалось в св. обители, молебные кНей пения возносились ежедневно, но недоставало им того, 'поднижет ил и чтовоплощено в «гласы преподобных», недоставало сердечного, внутреннегосокрушения и плача о грехах, а затем и во внешней жизни — воздержания, аможет быть не только душевного, но и телесного целомудрия. И вот смиреннуюобитель невдолге после нашествия иноплеменников постигает страшное огненноепосещение, обратившее обитель в ничтожество, о чем братия и не помышляла.Но, как Милосердная Богоматерь. Она излила гнев Свой праведный на Своюобитель не внезапно: нет. Она предупредила о сем живущих в обители, толькобратия не хотела внять призыву своей Покровительницы. Наступил 1623 год. Приблизился праздник в обители, день явления иконыБогоматери. Молящихся и теперь, как и всегда, было великое множество. Вотуже братия вступила в преддверие великого праздника. По обычаю, накануне торжествен но отправлено было всенощное бдение. Былоуже заполночь, когда кончилась божественная служба. Монахи разойтись покелиям, а мирские разбрелись и разместились в ночлежных домах, но заоградой монастырской. Между пришельцами была одна высоконравственнаяличность, но по внешнему виду не только не представлявшая ничегоособенного, но возбуждавшая лишь одно издевательство и насмешки. Такого рода люди известны вообще под именем юродивых. Таким юродивым ислыл в данную пору в стране Новгородской некто Никита. Однако этотюродивый, так много зная святых обителей по Православной Руси, где толькони бывал, являясь повсюду не для того только, чтобы занимать праздный люд,а быть истинным чтителем известной Святыни. Его знали и в Тихвине, т.е.братия Тихвинской обители, познали как человека вне рассудка, а потому таки относились к нему, если не насмешливо, то шуточно. После вечернегобогослужения на день явления иконы Богоматери в Тихвине и Никита нашел себегде-то на ночь помещение внизу, может быть гостиницы, а может быть и сырой,и темный уголок в пустой какой-нибудь кладовой. Человек божий не успел ещесмежить своих очей и «дать веждома дремание», как слышит, что кто-то стучиту пего под оконцем. Для света и у него имелось какое-то отверстие на двориди улицу. На этот раз юродивый здраво поступил, опросив: «Кто стучит? когонадо?»... Ответ получился такой «Выйди на волю, раб Божий. Никита!». Никита вышел. И кто же ему представился. кто его звал? Какой-то старец,ветхий деньми. седой, в иноческом одеянии. И вот, сей дивный муж прямообращается к Никите с таким поручением: «Иди, раб Божий, к игуменуАлександру и скажи ему, что братия не блюдет воздержания, предаваясьизвестной слабости, т.е. неумеренному употреблению вина. да и близка кнарушению главного обета — целомудрия, потому что в этих видах удерживаетсяв обители сверх участия в молитвах церковных женский пол, и что если всеэто не прекратится, то обитель ожидает огненное наказание». На вопросНикиты: «Кто ты, посылающий меня с такою страшною вестью?» — старецответил: «Я, Макарий Желтоводский. пришедший поклониться чудотворномуПресвятому Богородицы образу». После этого старец стал невидим. Никита не усомнился, что явившийся емубыл точно этот угодник. О преподобном Макарии. незадолго до сегопрославленном по постановлению святейшего Патриарха Филарета Никитича ипричисленном клику великих угодников Божьих, к которому на поклонение вМакарьевскую обитель сам сын его державный Михаил Федорович пеший ходил изМосквы, — молва о сем угоднике коснулась жителей отдаленных мест от центраМосквы. Посему и Пикта убоялся воспротивиться воле угодника Божия. Ноигумен и братия не приняли слов Никиты, и только посмеялись над ним. Черезтри дня такое же откровение об ожидающей обитель каре получил один инок поимени Макарии. и его голос не был принят в уважение, кем следовало. И чтоже? В этот самый день (29 июня) неизвестно отчего, загорелась одна келья,от нее другая, и в несколько минут пламень распространился кругом и охватилвсю обитель. Деревянная постройка вся сгорела начисто, каменные доматреснули п некоторые провалились. Особенно страшен был тот момент, когдаогонь прокрался под колокольню, где был большой запас пороха. Взрывом пороха уничтожило три просвета. уцелел один. С большой главысоборной церкви сорвало крест, и какая-то невидимая сила воткнула его вземлю. Бедствие было ужасно. Теперь только братия почувствовала и поняла , что юродивый говорил не отсебя. Пред изнесенною из соборного храма чудотворною Тихвинскою иконоюбратия с поникшими долу главами и с коленопреклонением изложила своюскорбь, в глубине души каялась, прося Милостивую Заступницу дать утешен неих сердцу и не оставить и будущем Своею милостью. Через несколько же летобитель была приведена в прежнее и несравненно большее благолепие.V Чудесное заступление чудотворною Тихвинскою иконою Богоматери, явленноеодной из дружин Государственного ополчения в страшную годину нашествия нанаше Отечество двадесяти языков в 1812 году. Явив себя Военачальницею в брани русских со шведами, отстоявшею Своюобитель от предстоявшего ей полного разрушения. Пречистая Богоматерь явилаСвое дивное заступление православному Отечеству нашему и православномувоинству нашему в годину еще большего испытания — разумеем всем памятный1812 год. когда на Русь учинено было нашествие галлов и с ними двадесятиязыков. Император французский. Наполеон I, не довольствуясь однимзанимаемым им престолом. свергнул многих коронованных особ с их тронов, икак более могущественным из всех государей Европы является Единодержавенрусский. то честолюбивый владетель устремил свои взоры и на весьмаотдаленные от него пространством земли Монарха нашего. Для отражения стольсильного врага, успевшего уже без всякого противодействия русских овладетьмногими городами и селениями и наметившего себе целью взять самою Москву, аоттуда двинуться и на новою столицу, на помощь к регулярным войскамзатребованы были народная дружина от каждой губернии, от каждого уезда,которые должны быть снабжены всеми солдатскими принадлежностями, с своимпродовольствием за средства своих обществ. Вместе с другими дружинами отправилась на поле бранное и Тихвинская дружина. от братии Тихвинской обители дана была на благословение сей дружинекопия с Тихвинской иконы. Тихвинским ополченцам пришлось иметь дело снеприятелем в самую страдную пору, и, как после свидетельствовали защитникиОтечества, благодаря присутствию сей Святыни, всегда носимой впередидружины, несмотря на многие схватки с неприятелем, никто из чинов боярстване пал ни от ядер, ни от пуль, никто не заразился ни от единой болезни.Когда затем гордый властелин должен был остановить все замыслы наподчинение себе русского государства и с бесчестием был гоним по тому жепути. по которому шел победоносно в древнюю нашу столицу, в последнеесражение с неприятелем, происходившее 16 ноября 1812 года, пред переправоючерез реку Березину, Тихвинской дружине дано было приказание исторгнуть изрук неприятельских недостойный но их возмутительному бесчинства поруганиянад Кремлевскими святынями трофей — серебряную ризу, которую оникощунственно и нахально сняли с иконы Тихвинской Богоматери, находившейся вУспенском соборе. Тихвинцы выручили своею грудью эту Святыню. По возвращении Тихвинского отряда в свою Отчизну, икона Тихвинская былавозвращена в Тихвинскую обитель; из серебра, коим воспользовалисьпобедители от всех врагов, сделана была на означенную икону новая риза.блистательно вызолоченная, и на собранные тут же деньги от офицеров инижних чинов, в количестве 1 800 рублей, сооружен памятник. на которомвыбиты слова Манифеста Александра 1 к Тихвинской дружине, обессмертившейсебя своими подвигами в столь памятный для всех 1812 год.VI Новопрославленная Тихвинская икона — главная Святыня и украшениеИсаакиевского собора в новой северной нашей столице. В своем любвеобильном промышлении о нашем Отечестве Богоматерь явиланеиссякаемым источник чудес не только в явленной своей иконе, но тем жедаром чудес прославила Она и многие другие иконы, которые впоследствиистали писаться в подражание сей главной Святыне. Не лишены были этого благодатного сокровища не только города, но и села,и многие веси нашего Отечества. Особенною известностью пользуютсявторообразы Тихвинской иконы в Москве, в Успенском соборе, и в новойсеверной столице не столь давно прославившаяся Тихвинская икона, котороюукрашается святительский храм в этой последней. - то всем известный нашИсаакиевский собор, равного которому в России пока нет. И что особеннозамечательно — это то, что сия Тихвинская икона, столь богато теперьукрашенная. была достоянием одного беднейшего семейства и немалое времябыла чуть не в полном небрежении. Прославление сей иконы, бывшей ранее достоянием одного бедного семейства,и перенесение Её в соборный храм северной нашей столицы последовало приследующих обстоятельствах. В первой половине настоящего XIX столетия. в С.-Петербурге, вРождественской части. на Песках, но 2-й улице, жило в своем собственномдомике семейство Ивановых, состоящее из брата холостого и незамужнейсестры. Иванов был очень больной. Сестра нею свою жизнь посвятила на уходза больным братом. За смертью брата сестра вскоре продала сноп ломик ипереехала на квартиру в дом купца Тулякова, не к нему лично, а к постояльцуего, бондарю. Вскоре умерла и сестра. Перед смертью она просила было свое! о духовника взять икону в церковь,так как она глубоко чтилась из роду, но завещания письменного. не сделала,и потому икона осталась но владении бондаря, который вместе с другимдомашним скарбом поместил икону и сарай. переместившись на другую квартиру,где от сырости на ней оказалась даже трещина. От бондаря икона перешла в руки его тетки Марии Денисовой Востоковой,которая отдала ее иконописцу, чтобы он скрепил образ и очистил его от пыли;потом она сносила его в церковь для освящения и стала благоговейно чтитьсей образ, совершенно не помышляя о той славе, какая ожидала её скромный,правда массивный образ. Следующее обстоятельство еще более привязало её к сей Святыне. РазВостоковой пришлось встретиться в одном странноприимном доме со сборщикомподатей из села Повельна. Скопинского уезда, Рязанской губернии. В происшедший в том селе пожар сгорела каменная церковь, с нею всяцерковная утварь и самые образа. Востокова предложила было ему взять у неёТихвинскую икону для вновь строящегося храма. Сборщик, без согласияместного священника, не решился тут же принять этот образ, сказавши, что онпосоветуется со священником. Из места своего жительства сборщик письмомпросит Востокову выслать по почте обещанный образ? Когда Востокова имеласовещание по сему предмету со старшею сестрою странноприимного ломаПелагеею Даниловой, пожелавшею в то же село послать от себя образСпасителя, к её племяннице. жене бондаря, приходит неизвестная женщина и.подавая ей 6 рублей, говорит: «Отлай их своей тетке, да скажи, чтобы своейиконы не отсылала, а купила бы для посылки в село другую такую же икону итакой же меры». Воротившись домой Востокова пороптала на племянницу, зачем та приняла отнеизвестного лица деньги, и что ей теперь придется отсылать совершенно нету икону, которую обещалась принести вдар. Однако же она пошла в лавку и.найдя такую же икону, стала спрашивать о цене. Бланке запросили за икону 15рублей. а она предложила только 6 и думает про себя: «Если не отдадут заэти деньги, то я пошлю свою». Но ей почему-то уступили и за 6 рублей:купленную икону Востокова и послала по назначению. С этою времени уВостоковой пробудилось особенное благоговейное чувство к сей иконе. Ихотелось бы ей сделать киоту для своего образа, но средств не было.Неожиданно опять неизвестная женщина приносит ей тоже 6 рублей и, отдавая,говорит:«Купи, ты, киоту для святой иконы, а что останется — употреби на масло».Востокова видит, что в этом обстоятельстве столь сходном с первым, есть что-то замечательное. И спрашивает она неизвестную: «Как тебя зовут?» —«Господь знает, как меня зовут. — отвечала незнакомка — а ты исправь, чтотебе велю», — и ушла. Киота была куплена в толкучем ряду за 4 рубля, а наостальные деньги купила она лампаду и масла. И вот в первый раз затеплиласьпред святою иконою лампадка в праздник Рождества Богородицы. После этого второго случая, неизвестно как и от кого, разнеслась молва повсей столице. что у Востоковой имеется чудотворная икона. Её квартиру сталипосещать многие, чтобы поклониться и приложиться к сей иконе, и многиебольные получали от неё исцеление. Между прочим, получил исцеление двухлетний сын Ершовой, страдавшийанглийскою болезнью, затем одна высокая личность, дочь Князя Ш. Ш.. неходившая на ногах, хотя ей уже было два года, и таких случаев было много. КВостоковой стекались не только множество пеших, а зачастую улица былаобставлена богатыми экипажами, и нужно было всем сходить на чердак, вквартиру хозяйки, так что становилось непонятным, как лестница и сам чердакветхого дома сносят такую тяжесть: десятки набожного люда — одни приходят вквартиру, другие выходят. Усердием посетителей икона была украшена: на неесделана серебряная вызолоченая риза, - весом более 11 фунтов. стоящая скамениями 1000 руб.; за лампаду пожертвованную было заплачено 300 руб. и закиот деревянный 40 руб.В силу увеличивающегося день ото дня стечения богомольцев пред Тихвинскойиконой. находящейся в частном доме, Востокова принуждена была. наконец,просить духовенство своей приходской церкви: взять от нее святую икону ипоместить в храм. С благословения митрополита Григория, желание Востоковойбыло исполнено, и св. икона с честью была перенесена в Рождественскуюцерковь на Песках. а затем отсюда же и не далее, как через три дня.перенесли 5-го марта 1859 года вновоосвященный кафедральный Исаакиевскийсобор. Усердием богомольцев, вместо прежней серебряной ризы. на свою иконусооружена и возложена новая золотая риза, стоящая около 11 тысяч рублей:бронзовый вызолоченный киот стоил около 9 тысяч рублен. V!!Одно из самых изуми те.ш.ш.ж проявлений милости Божисн, явленной но молиткспред сей иконой нал иноверной болящею Из чудотворений, совершившихся над сей иконой, по перенесении Её вИсакиевский собор, особенно поразительно было и даже сделалось главным запределами нашего Отечества на чудо исцеления дочери немецкою доктора ЮрияЛевестам, Екатерины Левестам — протестантского исповедования. Левестам отсамого рождения не обладала особым здоровьем. С семи лет у нее обнаружилосьбеспамятство и кровохаркание, что продолжалось до девятилетнего возраста. Сначала лечил ее сам отец. а по смерти его доктор Разекау. Лишившисьвскоре и матери. девушка отдана была в Гатчинский дом для хроническибольных детей. Здесь до 16 лет болезнь особенно себя не заявляла, как быуступая рвению, с которым юная девица предавалась наукам. Но с 16 летпрежние болезни усилились и к ним присоединились новые: спазмы, судороги, инаконец правая сторона тела подверглась параличному состоянию. Из учебного заведения ее по необходимости уволили и поместили в лазарет,поручив ближайшему наблюдению надзирательницы учреждения г-жи Шаховской. Сильные страдания физические производят в больной не менее сильный подъемдуха. С этого времени все мысли больной направляются более к небесному, чемк земному, в с градациях она видит перст Божий и отдается всецело всеблагойволе Творца. Надзирательнице и родным не раз случалось слышать, и. конечно,не без слез, такие рассуждения молодой барышни, какие после пароксизма она.в состоянии полудремоты, вела сама с собой: «Отец. мать в могиле, возьмитеменя», а потом скажет:«Что я ропщу! Спаситель не такие страдания терпел, а я что в сравнении сНим. должна терпеть за свои грехи и за родительские. Прости меня. Господь,прости, что я ропшу на Тебя!» И с тем просыпалась. Как будто для страдалицыэтих болезней было мало: у нее появляется сильный мигрень, затем пляска св.Витта и особенно удручавшая ее каменная болезнь: какую страшную болезньпереносила она, когда эти камни отделялись! А припадки настолько был исильны, что больную подбрасывало вверх аршина на полтора и в сторону нанесколько аршин. нередко до 6-ти. Крича и мечась или машинально ходя сособенной быстротой по комнате, она обращалась к надзирательнице как будток мужчине, говоря: «Хозяин, позволь Богу помолиться!» или «Хозяин, пойдем кНиколаю Чудотворцу!». Так как в этом случае она разумела образ СвятителяХристова, висевший в соседней комнате, то ее приводили туда. И какоепроявление усердия и любви к Угоднику Христову замечалось тогда у больной!Становясь на колени, она умильно взирала на образ Святителя и в этомположении оставалась довольно долго, минут по десяти. Желая удовлетворить религиозному чувству больной, добрая надзирательницапрочла ей раз акафист Божией Матери и молитву Св. Николаю. Больнаянастолько восприняла все это сердцем, что после, по миновании припадков,безошибочно читала их наизусть. Все предубеждения протестантскиеотносительно крестного знамени, поклонения св.иконам, относительно постовбольная отвергла, по средам и пятницам решительно отказалась от мяснойпиши. Часто приглашала священника институтского служить молебны предТихвинской иконой Богоматери, которая находилась в се палатке, призываниеми св. Николая. Так как за все время лечения больной в институтском лазарете улучшенияникакого не последовало, то по совету врачей больную перевели в Петербург вбольницу св. Ольги. Но и здесь поворота в ходе болезни не замечалось:напротив спазмы и судороги усиливались, и в припадках тело больнойпринимало страшную иногда форму: то оно изгибалось назад в виде колеса, такчто затылок прикасался к пяткам. то изгибалось вперед, и тогда головапомешалась между коленами. От последовавших спазмов в самом горле ей нельзябыло ни есть. ни пить. и она оставалась голодной по несколько дней, иногдадней до 12-ти. Врачи принуждены были впускать пищу неестественно —посредством клистиров. Это ли не страдания, это ли не мучения! Наконец,когда наука использовала все возможные средства и успеха не замечалось,настало время действия сверхъестественной силы или, что то же. благодатиБожией. Раз больная, забывшись на короткое время. видит во сне старца, монаха, скрестом в руке. которым он затем ее осенил и при этом сказал:«Крещу тебя во имя Отца. и Сына. и Св. Духа. Аминь. Советую тебе взятькусочек бумаги и написать на нем: во имя Отца. и Сына. и Св. Духа.Чудотворец Николай и преподобные Зосима и Савватий, соловецкие чудотворцы!(т.е. молите Бога о мне). Отошли эту записку в церковь и попроси священникаокропить ее святой водой и носи на шее».Сон свой больная, однако ж, никому не открыла, а затем н забыла его. и чтоей ведено было сделать — не сделала. Через два дня ей во сне являетсястарец, просящий милостыню. Она подала ему копейку и извинилась, что болеепри себе не имеет. Старец все-таки ее поблагодарил, а под конец спросил:«Ты больна?» «Да», —отвечала она. «Встань и поезжан Исаакиевкий собор, таместь чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, отслужи Ей молебен ипоставь свечи: Ей, Николаю Чудотворцу и Образу всех снятых, а при выходе изцеркви удовлетвори всех нищих. Скорей, скорей поспеши, и ты исцелишься».Сказав 'это, старец стал невидим. И об этом сне она не думала открывать, но на нее напал невольный страх, итогда она открыла уже всем окружавшим ее как первый, так и второй сон итотчас же почувствовала небольшое облегчение, а затем написала запискубрату, прося его приехать к ней и свозить ее в собор. Не употребляя 12-тидней ни нищи, ни питья, она попросила немного испить и съела маленькийкусочек булки. Прибывший к вечеру брат долго не решался везти больную — емупредставлялось, что дорогой она, так изнеможденная, умрет, и предлагал ейлучше в больницу привести самою икону, чем везти ее в собор, но больнаянастаивала на своем. Брат в тот день с ней не поехал, а обещал на другойдень прислать за ней карету. В эту последнюю ночь она видит третий сон. Тотже старец в монашеской одежде снова является ей и делает упрек, что онадолго не исполняет его воли. На другой лень больной стало уже намноголучше. Готовясь непременно ехать в собор, она предварительно пригласила к себесвященника, рассказала ему свои сны и попросила его помолиться за неенесчастную, душевно сожалея, что лишь из ложного стыда она не открыла своихвнутренних молитвенных обращений к Божией Матери и святым. Священник тут жеотслужил молебен Спасителю, Божией Матери и всем святым и советовал ей, и ссвоей стороны, не медлить выполнением того, что ей открыто было всновидениях. По приезде кареты больную усадили и ей. по приказанию начальствабольницы, сопутствовали две сиделки и фельдшер. Как известно из Евангелия,приведенный к Христу бесноватый в самый последний момент, пред воздействиемна него благодати, сильно воскре-жетал, затрясся и испускал пену. Нечтовроде того случилось и с Левестам. На пути в собор с нею и в последний разпроизошли два пароксизма, столь сильные, что ее едва могли держать. Вбеспамятстве ее ввели в церковь. Когда стали служить молебен, она все это время стояла, хотя и с помощьюсиделок, а фельдшер стоял позади. Когда же священник стал читать над нейЕвангелие, ей почувствовалось, как будто кто-то облил ее самой холоднойводой с головы до ног. и в это время сказался какой-то трепет во всехчленах. Когда священник изнес из алтаря крест, она, чувствуя в себе силы,решила одна сделать шаг вперед Сделала его без затруднения, а потом, какздоровая, пошла приложиться, и прежде всего к желанному образу ТихвинскойБожией Матери, а йотом и к другим; выходя из церкви, оделила всех нищих иобошла собор кругом, а потом в той же карсте заехала к родным, которые былив совершенном недоумении: «Уже сестра ли это их?». Затем прибыла вбольницу, где была предметом крайнего изумления со стороны всех знавших ее. По засвидетельствованию больничного врача, прежняя больная, пробывнесколько днем в больнице, по возвращении из собора, не испытывала болееникаких судорог и спазм, спокойно ходила по заведению, разговаривала едругими больными, даже шутила, наслаждалась хорошим аппетитом ипревосходным сном, и так как после того дальнейшее наблюдение за больнойбыло излишне, то через месяц родные взяли ее отсюда навсегда. Спрошенный лицами, которым нужно было знать об этом проявлении милостиБожией по молитвам Царицы Небесной перед Ея иконой Тихвинской, родной братисцеленной в своем записке прямо признал избавление сестры своей от тяжкойболезни событием сверхъестественным и особенным знаком милосердие Божия. Втом же смысле он ответил и своим знакомым, жившим за границей,интересовавшимся таким случаем. Как не приложишь к бывшей больной иноверной слов Господа: «И во Израилитоликой веры не обретох». И чудо над нею, по молитве перед Тихвинскойиконой Богоматери всегда было и будет беспримерным, пред которым должнапреклониться мудрость человеческая.Но не обижен милостями Царицы Небесной, изливаемыми от Тихвинской иконы, иправославный русский люд. Самый первый тихвинский летописец говорит об этомтак «Мы знаем, что от сего образа никогда не преставали твориться данныечудеса; что они. как от источника живая вода, всегда изливались дляприходящих с верой: многие слепые получили прозрение, бесноватыеосвободились от мучения злых духов, глухие утешены были открытием слуха,расслабленные укрепились в своих жилах, немые получили разрешение от уз,связывающих язык, больные ногами вскочили, как елени; страдавшие болезнямиголовы исцелились, и даже в дальних странах одержимые различными недугами,как скоро произносили обеты молиться перед Чудной иконой, не лишены былискорой от нее помощи». VIIIПредположение, можно сказать несомпительное о том, откуда взялась у насЧудОТВОрнаЯ ТИХвинская ИКОна БоГОМаТерИОтветом на этот вопрос может служить следующее сказание. занесенное ицерковное повествование: «Вскоре после явления Чудотворной иконы на Тихвин,новгородские купцы, бывшие по торговым делам в Константинополе. принималиблагословение у Святейшего Патриарха, и он в беседе спрашивал их. междупрочим: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, скрывшейсяиз Царьграда?». Купцы рассказали о явлении иконы Тихвинской. и Патриархрешил. что это непременно та св. икона, которая была в Константинополе искрылась. Он полил купцов и храм (Влахернский). в котором стояла икона, иуказал место и киоту Ее на правой стороне церкви у столпа. По возвращении вОтечество, купцы передали разговор свой со Святейшим Патриархом.Тогда в Тихвине для явленной иконы устроено было место в соборе УспенияБожияМатери так же. как и в Константинополе, с западной стороны у первогостолпа, на правой руке от входа в церковь и том полном убеждении, что этаикона не иная. как та. которая была святыней КонстантинопольскогоВлахсрнского храма. А если Она была та самая, то писана Она была не кем другим, какЕвангелистом Лукой. Святой Евангелист послал Ее вместе с Евангелием икнигой «Деяние» в Антиохию. в дар державному Феофилу. но смерти его Онабыла перенесена в Иерусалим, а оттуда в V в. но Рождеству ХристовуЕвдокией, супругой греческого царя. Феодосия Младшего, прислана в дар егосестре Пульхерии в Константинополь, где для Нее был воздвигнут великолепныйхрам Влахернский. В этом храме Она пребывала 539 лет. изливая благодатьчудес и исцелений и неоднократно по спасая Византийскую Империю, пока засемьдесят лет до взятия турками Царьграда не удалилась из него. избравместом пребывания своего наше православное Отечество». Стафилевский Иоанн СПб., 1897г.




Похожие:

Культура iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Культура iconМетодические указания для студентов Раздел Морфология культуры. Уровни и отрасли культуры. Тема: Культура познания и отражения мира. Религиозная культура. Философская культура. Научная культура. Художественная культура (4 ч.)
...
Культура iconПолитическая культура
Человек не является автоматически действующим механизмом, он всегда активный интерпретатор осваиваемых или навязываемых ему ролей....
Культура iconВопросы к экзамену по дисциплине: Теория и организация афк понятия «культура»
Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура». Предмет, цель, задачи афк
Культура iconМифы Древнего Востока. Культура Шумера и Аккада. Реформы Уруинимгина. Культура Вавилона и Ассирии закон
Политическая и социальная культура древневосточных обществ (государственное устройство и структура общества)
Культура iconКультура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура

Культура iconУрок по обществознанию11 класс «Духовная культура»
Слово «культура» в переводе с латыни означает «обработка», «возделывание», можно сказать, что все созданное человеком, от простейшей...
Культура iconМетодические рекомендации по их подготовке Раздел «Художественная культура Древнего мира». Тема Традиционная китайская культура
Художественная культура Китая (философские, литературные, архитектурные памятники; синтез поэзии, каллиграфии и живописи)
Культура icon"Мова нашого народу"
Отже, культурою є все, що створила людина для забезпечення своїх матеріальних І духовних потреб. Тому серед тих багатьох значень,...
Культура iconТема 12. Категория "культура" в социологии
Слово "культура" в переводе с латинского "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также...
Культура iconПрограмма по курсу «Культура мышления». Малкова С. В., педагог-психолог моу сош №1 «Полифорум» г. Серова. Пояснительная записка
Л. М. Андрюхиной «Культура учения» для учащихся 1 – 11 классов общеобразовательных школ. В качестве определяющего выбран блок «Стратегии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы