Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) icon

Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь)



НазваниеСоциально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь)
Дата конвертации03.08.2012
Размер204.4 Kb.
ТипРеферат
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь)


«Социально –экономические аспекты предпринимательства» Становление предпринимательства как особого вида деятельности связанос развитием рыночных отношений, хотя некоторые его элементы имели место впериодод плановой экономики. Столь поздний переход к предпринимательству ,особенно на базе негосударственной формы собственности, связан со многимиобъективными и субъективными факторами. Наличие объективных факторовобусловлено тем, что предпринимательство не «вписывается» в командно-административные методы управления, присущие плановой экономике.Субъективные факторы предопределены господствовавшей социалистическойдуховной доктриной, во многом восходящей к раннему христианству, в силукоторой предпринимательская деятельность, особенно посреднеческая,коммерческая, связаная с фининсами, считалась неприличной, греховной.Ростки этой идеологии остались в умах людей и до сих пор. Предпринимательство относится к числу сложных понятий, подвергнутыхмножественным интерпретациям. Экономисты, напомним, как правило определяютпредпринимательство достаточно безлично — как функцию, необходимую дляуспешного экономического развития, будь то образование новых предприятийили несение риска, осуществление инноваций или экономия трансакционныхиздержек. В такой интерпретации предпринимательство выступает какподчиненный четвертый организационный фактор производства или какавтономный регулятивный механизм. Фигура самого предпринимателя остаетсярасплывчатой. Функция реализуется с изрядной долей автоматизма. В противовес функциональному подходу социологи чаще опираютсяна структурный подход, выделяя предпринимателей как социальный слой.В эмпирических исследованиях обычно к этому слою относят создателейи руководителей новых, в первую очередь негосударственных, хозяйственныхструктур. К ним примыкает периферия в виде массовых групп самостоятельныхработников- индивидуалов, которые, однако, к собственно предпринимателямуже не относятся. Сами предприниматели тоже образуют совокупность разнородных групп.Так, в их рядах оказываются директор приватизированного промышленногогиганта и распорядитель мелкой коммерческой конторы, председатель правлениякрупного банка и главный врач медицинского кооператива. Принципиальныеразличия между группами предпринимателей связаны с масштабами и сферойхозяйствования, его техническим и организационным уровнем, происхождениемкапитала и характером опорных воспроизводственных связей. Крупный бизнес, как правило, более стабилен, теснее связанс государственными структурами, несет бремя скорее политического, нежелиэкономического риска, выходит за национальные границы. Все это резкоотличает его от основной массы мелких и средних предпринимателей. Как можно охарактеризовать хозяйственные и статусные позиции типичногопредпринимателя? Они отличаются заметной неустойчивостью. Экономически —это долги и жизнь в ожидании лучшего будущего, большой разрыв междупрогнозируемыми и текущими доходами. Психологически — это зависимостьот массы внешних факторов и не просчитываемая до конца возможность провала(данные по доле банкротств среди вновь образованных фирм расходятсядовольно сильно, но маленькой эту долю никто не назовет). Но успех тожене снимает всех противоречий. Предприниматель постоянно испытывает давление, а то и плохо скрываемуювраждебность со стороны как традиционных, так и новых институтов.В традиционных обществах предпринимательство фактически никогдане относилось к числу благородных занятий. Напротив, предприниматели располагались ближе к нижним ступенямсоциальной лестницы. В современных индустриальных обществах положениеменяется. Но и здесь все не так уж гладко. Бизнес как сфера занятий частовыбирается в большей степени по иным мотивам, нежели престижность. Дажев Англии Нового времени, которая в Европе наиболее мощно продемонстрироваласилу индустриализма и наименее болезненную, казалось бы, адаптациютрадиционных институтов к разворачивавшемуся предпринимательскому духу,последний так и не завоевал господствующих социокультурных позиций. Землевладелец-аристократ и джентльмен, стоящие выше культа чистойприбыли и наживы, — вот кто по-прежнему определяет круг наиболее важныхценностей, вот с кем соотносятся нормы поведения, даже когда численноепредставительство этих групп на социальной арене ограничено несколькимипроцентами. Аристократия с ее идеалами консерватизма, стабильности и пассивногоиспользования наследуемой собственности постепенно теряет свои позиции,но вырождается чаще в мещанские, нежели в предпринимательские типы. Приэтом в Англии аристократия все же приняла и признала предпринимательскиезанятия, чему немало способствовал обычай первородства, который выталкивалмладших сыновей из благородных семей в коммерческую среду. Во Франции же подобные занятия надолго остались делом не вполнеблагородным, причем даже в глазах низших слоев. Не слишком привлекательноеполитическое лицо буржуазии, явленное ею в периоды революционных и военныхпотрясений, также сказалось на общей антипредпринимательской атмосфере.Статусные позиции остаются здесь важнее. По некоторым оценкам, в США в ходеначавшейся в 70-е годы XX в. предпринимательской «волны» в первые два годаразоряются до 75—80% новых малых предприятий. При этом 70% всех банкротствпроисходило в таких сферах, как торговля, услуги и строительство.В высокотехнологичном венчурном бизнесе доля банкротств была несколькоменьше. Пытающийся сохранить свои позиции семейный бизнес закономерно связанс антиконкурентными установками, со стремлением к безопасностии государственной протекции, изредка нарушаемым вспышками крайнегоавантюризма. Влияние аристократизма, сильными постфеодальными дополняемоекорпоративными устоями, ярко проявляется и в Германии. В Японии рольиерархических отношений в бизнесе, унаследованных от феодальных структурпосле революции Мэйдзи, считается еще более явной. А приниженное положениеосновной массы предпринимателей в дореволюционной России — явлениеобщеизвестное. Во всех этих странах позиции государственного чиновника оказываютсяболее предпочтительными. И практически повсеместно за вспышкамипредпринимательского духа следует его частичное угасание под напором новой«феодализации». Своего рода исключением можно считать США — общество,кажется, целиком захваченное предпринимательским духом. Однако не забудем,что речь идет о стране, освоенной в результате нашествия маргиналов. Притесняемые религиозные меньшинства, носители пуританских идеалов;обездоленные крестьяне, рассчитывавшие на получение куска земли;квалифицированные ремесленники, чьим амбициям становилось тесно в рамкахцеховой регламентации; узники гражданской войны, надеявшиеся заработатьсебе свободу; не говоря уже о всяких искателях приключенийи авантюристах, — вот кто, в первую очередь, покидал Старый Свет в поискахлучшей доли. Неукорененность и мобильность, повышенная склонность к миграции,отличавшие не только рабочих, но и управляющих, становились факторамидинамичного развития. Тылы же обеспечивались концентрацией местногоуправления в руках граждан-собственников, относительной слабостьюцентрализованной административной власти и системным сдвигомв законодательстве, поощрявшем активное, предпринимательское отношениек собственности. Однако и на этой земле махина крупных корпораций со временем не толькоотодвинула в тень «старый» средний класс, но и бросила американскимценностям и предпринимательскому духу серьезный вызов, ответ на которыйнаходился далеко не всегда. Ни в одном социуме предпринимательский духне способен одержать полной и безоговорочной победы. Для нормального развития предпринимательства необходимаблагожелательно настроенная политическая среда. Приход к власти политическисил, настроенных антипредетельски, может изменить как правовую, так иэкономическую среду в негативном для предпринимательства направлении. Но в периоды экономического подъема основная масса более «гармоничных»субъектов испытывает куда меньшую склонность к риску, и проникающее влияниепредпринимательской дрожжевой закваски снижается. Другое дело — периодыэкономического спада и кризиса. Деформация рынка, ухудшение конъюнктурыпонуждают к поиску новых хозяйственных возможностей. Крупные организацииоказываются перед необходимостью технологического и структурногообновления. Одновременно удешевляется часть ресурсов, которые становятсядоступными для вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса.В этот период «природные» предприниматели, проявляющие свои лучшие качестваименно в худших условиях, способны потеснить часть бюрократов. Многиепросто подталкиваются к предпринимательским занятиям ухудшением условийтрудового найма, угрозой нависшей или уже ставшей реальностью безработицы. «Исторически администраторы редко изменяли позиции, если тольконе понуждались к тому сильным давлением», — таков один из основных выводовА. Чандлера, наиболее известного исследователя стратегии и организационнойструктуры крупнейших североамериканских корпораций в первой половинедвадцатого столетия . Все это подтверждается рядом эмпирическихисследований (Дж. Бэннок, М. Бинкс, А. Дженингс), показывающих, чтов условиях экономического спада растет количество новых малых фирм,создающих в этот период до двух третей новых рабочих мест и привлекающихтех, кто выталкивается из крупного производства. Такая тенденция была характерна и для рубежа 30-х, и для середины 70-хгодов, в то время как в период между этими двумя Великими потрясениями долязанятых на малых предприятиях сократилась вдвое. Существуют расчеты(С. Прейс, П. Джонсон, А. Дарнелл), в соответствии с которыми доля малогобизнеса в занятости и объемах производства негативно связана с устойчивымэкономическим ростом и позитивно коррелирует с уровнем безработицы. Этоотнюдь не означает, что именно безработные образуют основной отряд«вынужденных» предпринимателей — многие ведь не дожидаются, пока «громгрянет». Подобные выводы для ведущих западных стран — положительная связьс уровнем безработицы, отрицательная связь с экономическим ростом —делаются на основе как статистических данных, так и социологических опросови в отношении динамики самостоятельной занятости — сферы, исторгающейиз себя новых предпринимателей. Так что в периоды устойчивого экономического роста вновь созданныепредприятия нуждаются, возможно, даже в большей внешней помощи и поддержкегосударства и общества, нежели в периоды спада. Утверждение о «кризисномпроисхождении» предпринимательства помогает лучше объяснить и «новуюпредпринимательскую волну» 70—80-х годов, вылившуюся в массовое созданиеновых предприятий практически во всех ведущих западных странах. Структурныйкризис середины 70-х годов породил в них немало проблем на рынке труда. Эффект послевоенного «бэби-бума» и поощрявшийся на первых порах наплывиммигрантов обеспечили быстрый прирост рабочих рук. А образовательный бумповлек за собой возрастающую напряженность на рынке квалифицированноготруда. Теснота же в сфере занятости заставляет искать новые ниши, в первуюочередь, в растущей опережающими темпами и менее централизованной сфереуслуг. Одним из интересных и , конечно же, не последних аспектовпредпринимателькой деятельности, является «этнический бизнес». Ярким примером среды, постоянно исторгающей из себя все новые и новыегруппы предпринимателей в самых разных странах, служат этническиеменьшинства. Широко известны многочисленные примеры успешного этническогопредпринимательства в разных частях света: китайцы, корейцы и кубинцыв США; выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш в Великобритании;североафриканцы (из Алжира, Туниса, Марокко) во Франции; турки в Германии;суринамцы в Голландии и т.д. Важнейшие причины расцвета этническогопредпринимательства как раз и объясняются тесной связью маргинальностисоциального положения и склонности к предпринимательству. Позиции этнического бизнеса продолжают укрепляться обособленностьэтнических коммун и «внутренних городов», с одной стороны, рождает спросна традиционные для данного этноса товары, а с другой — формирует сетиделовой поддержки — капиталом и информацией, рабочими руками и заказами.При этом представители этнических меньшинств, по крайней мере поначалу,ограничены в выборе рыночных ниш. Большинство из них открывают дело в розничной торговле и сфере услуг(кафе, рестораны). И лишь незначительная часть оказываетсяв производственных отраслях (исключая, пожалуй, строительство).Труднодоступными, как правило, остаются такие сферы, как финансы, крупнаяоптовая торговля. Не все этносы в равной мере успешно проявляют себяна предпринимательской стезе. Например, представители афрокарибскихнародностей (за исключением Кубы), латиноамериканцы (мексиканцы,пуэрториканцы), а среди выходцев из Европы ирландцы сильно уступаютпо своей активности прочим этносам. Но, думается, коренная причина лежит не в расово-биологическихособенностях, а скорее в характере социальных отношений, вырабатываемыхв процессе исторического развития того или иного этноса. Так, явнопреуспевают этнические меньшинства, для которых характерны высокаяинтенсивность внутренних связей и коллективная поддержка соплеменникови их предпринимательских начинаний. Структура личных связей имеет значениене только для этнического, но и вообще для всякого предпринимательства.Так, в соответствии с сетевым подходом предприниматель выступает какпосредник, использующий в качестве основных ресурсов свои личные связии чужие структурные пустоты . В ряде американских эмпирических исследований было отмечено, чтопредпринимателей, имеющих ясную идею продукта или услуги до того, как онирешили создать свой бизнес, в четыре раза меньше, чем тех, кто принимаетсяза дело, не имея подобной идеи. И вообще для двух третей организаторовновых фирм побудительной причиной становятся именно негативные стимулы —увольнение, фрустрация, вызванная прежней работой, и т.д. Особенно этохарактерно для высокотехнологичных венчурных фирм, где такие негативы могутобусловливать более 80% всех случаев ухода специалистов в начинающиебизнесмены, что почти в четыре раза больше соответствующей доли средипредпринимателей нетехнического плана. Социология рассматривает предпринимательство не как свод абстрактныхпринципов, а как составляющую конкретных культурно-исторических типов.Последние для социолога различаются по хозяйственным эпохам и специфичныдля разных сообществ, будь то Россия или Китай, Германия или Англия,в пространстве которых разворачивается свой особый хозяйственный дух. В Великобритании, например, в период предпринимательской волны 70-хгодов доля «самозанятых» среди представителей этнических меньшинстввозросла наполовину и составила к 1982 г. 18% среди мужчин — выходцевиз Южной Азии (Индии, Пакистана, Бангладеш) против 14% среди белогомужского населения. По другим источникам, в 1984 г. эта доля среди индусов и пакистанцев-мужчин составляла около 25%. Еще более разителен контраст в сфере занятостиженщин: к самозанятым относились 12,1% женщин индийского, 20,4% пакистано-бангладешского происхождения и только 6,6% женщин белого населения. В СШАв 1972—1982 гг. негритянский бизнес в сфере услуг возрос на 81%.В 1973—1979 гг. с 8 до 21% увеличилась доля вовлеченных в бизнес кубинскихбеженцев. В деловую среду было вовлечено до 40% американских китайцеви японцев. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногимболее 13 лет. За этот период произошли значительные изменения вколичественном и качественном составе предпринимательских структур, вмакроэкономической и правовой среде, государственной политике в областималого бизнеса. Уровень производительности труда -- больное место белорусскойэкономики. Низкая производительность определяет низкий уровень оплаты трудана каждом производстве и в целом по стране. Что отрицательно сказывается нетолько на уровне нашей жизни, но и на развитии всей республики. Снижение доли промышленного сектора, в том числе по численностизанятых, экспертами всех стран расценивается как прогрессивное явление. Стакими мерками к предстоящим структурным изменениям надо подходить и нам,тем более что этот сектор работает на дорогом привозном сырье. Вместо того чтобы делать крен в сторону создания новых рабочих мест,надо прежде всего сокращать устаревшие и проводить преимущественнуюмасштабную модернизацию сохраняющихся рабочих мест. Такой подход определени в Российской Федерации как базовая составляющая инновационной политики.Естественно, что все модернизировать нельзя. Сокращение рабочих в некоторыхотраслях неизбежно. Более того, в переходный период оно может быть весьмаощутимым и даже критическим для политики занятости. Однако экономики всехстран, включая самые развитые, научились "держать удар", развивая иподдерживая всеми возможными средствами так называемое малоепредпринимательство, то есть малый, преимущественно частный бизнес. Егодоля в ВВП по данным ООН составляет в США 50--52%, Италии -- 57--60%,Японии -- 52--55%, России -- 11%, а в Беларуси -- всего 6,6%. Как известно, малое предпринимательство является движущей силойэкономического развития любой, даже высокоразвитой, страны, а тем более длянас. Не создав условий для развития предпринимательства, нельзяпреобразовать крупные промышленные предприятия, сельское хозяйство, нашбыт. Недооценка значимости малого предпринимательства в Беларуси длярешения социальных, инвестиционных и экономических задач может обернуться вбудущем серьезным снижением эффективности экономики. Малоепредпринимательство мобильно в рыночных условиях, способно насытить рыноктоварами и значительно пополнить государственный бюджет налоговымипоступлениями. Оно активизирует население к ведению собственного дела,поиску финансовых и материальных ресурсов. Государство, недооценивающеероль малого предпринимательства, проигрывает и в темпах экономическогоразвития страны, и в уровне развития отдельных территориальных единиц,особенно отдаленных и депрессивных территорий. Разработка и привязка локальных программ по малому предпринимательствук конкретной территории позволили бы эффективно использовать ограниченныевнутрирегиональные ресурсы, нерентабельные для крупных объектов.Оптимальная по занятости населения масса малых предприятий может даже статьаналогом крупных градообразующих производств. В такой ситуации малый бизнесперерастает в большой. За 2002 год численность индивидуальных предпринимателей,зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, возросла почти на 10тысяч человек и составила на начало 2003 года около 190 тысяч человек; а кмаю нынешнего года их число увеличилось еще на 3 тысячи. Малые предприятия -- это не организационная форма. Это выделениехозяйствующих объектов по размерам и численности работников и, как правило,частный бизнес. Ему, конечно, нужна государственная поддержка, особенно настадии становления. Самой главной ее составляющей является снижение налоговили полное освобождение от них в первые годы деятельности. Очень важнытакже банковские кредиты, как правило, они небольшие. И наконец,стабильность законодательства, чтобы государство одним постановлением(например, о перерегистрации) не загоняло в тупик всех предпринимателейсразу. Количество частных малых предприятий в республике на конец 2002 годасоставило 26,8 тысячи, что на 1445 больше, чем на конец 2001 года. Всего пореспублике (с учетом государственных) на конец 2002 года насчитывалось 29тысяч малых предприятий. Возросла также среднесписочная численностьработников на частных малых предприятиях по сравнению с 2001 годом (болеечем на 10 тысяч человек). Доля субъектов малого предпринимательства в общем объеме выручки,полученной от реализации продукции и услуг, в 2002 году составила 21,8процента. Удельный вес малого предпринимательства в ВВП составил в 2002году 7,2 процента. Сегодня более 45 процентов частных малых предприятийосуществляют свою деятельность в сфере торговли и общественного питания,более 20 процентов – в промышленности, 11 процентов – в строительстве, 5,4процента – в транспорте. Конечно, нужна система правовых актов иинститутов, которые бы создали условия для развития и самоуправленияпредпринимательства в стране. Причем для создания такой системы нетребуется больших инвестиций. Нужно только подготовить необходимуюзаконодательную базу и перенести опыт других стран на нашу горькуюдействительность. В июне нынешнего года утвержден новый состав Совета по развитиюпредпринимательства, в который вошли как представители субъектовпредпринимательской деятельности, так и представители органовгосударственного управления. Председателем назначен министр статистики ианализа Владимир Зиновский. По состоянию на 1 мая 2003 года в республике зарегистрировано около 80тысяч юридических лиц негосударственной формы собственности, или 85,6процента от общего числа юридических лиц. На этих предприятиях в прошломгоду работало более 1,6 миллиона человек или 40 процентов от общегоколичества занятых в народном хозяйстве. В 2002 году удельный веснегосударственных предприятий в общем объеме промышленного производствасоставил 58,6 процента. Удельный вес налоговых поступлений от предприятийнегосударственного сектора в общей сумме налоговых поступлений в прошломгоду составил 17,2 процента. За 4 месяца нынешнего года негосударственныйсектор обеспечил 21,6 процента общей суммы налоговых поступлений. Хорошим базовым законом для развития предпринимательства являетсязакон "О государственной поддержке малого предпринимательства", принятый 16октября 1996 г. Закон определяет общие положения в области государственнойподдержки малого предпринимательства. Закон определяет системугосударственной поддержки через формирование торгово-промышленных палат,центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства,инновационных центров, фондов финансовой поддержки предпринимателей,обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малогопредпринимательства, государственные программы поддержки малогопредпринимательства, целевые фонды нежилых помещений. Закон обязываетместные органы власти оказывать системную поддержку маломупредпринимательству. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996года № 260 "О совершенствовании государственного управления в областипредпринимательства и содействия инвестициям" создано Министерствопредпринимательства и инвестиций, которое в 2003 году отмечало сем лет содня образования. В 2000 году принят Декрет Президента Республики Беларусь №22 " О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента РеспубликиБеларусь от 16 марта 1999 года № 11 и некоторых вопросах государственнойрегистрации отдельных юридических лиц", в котором урегулировано рядвопросов, возникающих ранее при регистрации коммерческих организаций. Государство должно вкладывать как можно больше усилий в развитиепредпринимательста. Ведь, давая людям возможность заработать, вложить силы,идеи мы способствуем развитию рынка, развитию экономики, что в свою очередьвлияет на наш уровень жизни. Конечно, не все безоблачно, и ступив на «тропу» малого бизнеса никтоне застрахован от потерь, а иногда и полного провала. Вот в чем рольгосударства: дать как можно больше свободы и уверенности сегодняшнемубизнесмену. Отрицательными результатами предпринимательской деятельности могутбыть: убыточность, т. е. превышение расходов над доходами; существенная потеря имущества; банкротство (признание полной неплатежеспособности) Они вызываются разными причинами, в том числе и непредсказуемыми(действие природных сил, политические и военные конфликты и т. п.). Но каксчитает один из лидеров американского менеджмента Ли Якокка, есть толькотри причины банкротства фирмы:первая — плохое управление, вторая— плохоеуправление; третья — плохое управление. Предприниматель — это как раз токонкретное лицо, которое принимает на себя бремя ответственности, риск,неизбежный в предпринимательской деятельности. Делить ответственность ириск предпренимателю не с кем. Такое положение обязывает к пocтоянномусамоконтролю экономической деятельности, требует напряженно искать путиповышения ее эффективности, проявлять изобретательность, гибкость и др. Предприниматель сознательно идет на риск. Он не имеет никаких гарантийв том, что его товар будет куплен, что полученная выручка покроет издержкии принесет ему прибыль. Конечно, умение делать точные расчеты и предвидетьрыночную конъюнктуру снижает вероятность неудачи, но устранить полностьюриск невозможно. Доля убыточных предприятий Республики Беларусь по отраслямпромышленности за 2003 г. на 1.08.2003 г. ( в процентах от общему числупредприятий ) : 1. сельское хозяйство – 64,5%.2. промышленность – 36,8 % .3. транспорт – 32,9 %.4. связь – 23,5 % .5. строительство – 24,5% .6. торговля и общественное питание – 42,4 % .7. материально-техническое снабжение и сбыт – 30,2 %.8. жилищно – комунальное хозяйство – 32,1 %.9. бытовое обслуживание (непроизводственные виды) – 25,8%. На 01.08.2003 – 4584 предприятий Республики Беларусь являютсяубыточными, что составляет 44.5% от общего числа предприятий.Брестская область – 38%Витебская область – 51.5%Гомельская область – 47.8%Гродненская область – 36.6%Город Минск – 17.5%Минская область – 47.9%Могилевская область – 51% Итак, способов зарабатывания денег в рыночных условиях существуетмного. Сюда входят торгово-посреднические услуги или скупка и продажатоваров, информационные услуги в различных областях, маркетинг и реклама ит.д. Предприниматель пользуется своим потенциалом, данный ему богом отрождения, когда принимает самостоятельные решения и отвечает за ихрезультат своими деньгами, имуществом, здоровьем а, как показываетпрактика, иногда и жизнью. Так давайте же рассмотрим «плюсы» и «минусы» предпринимательства,чтобы иметь полную и наиболее точную картину, показывающую как ему этоудается и стоит ли, в первую очередь рассмотрим: «Что положительного мы находим в предпринимательстве?»: именнопредпринимательство создает наиболее эффективные рабочие места,предоставляет возможность очень многим реализовать свои способности,обеспечить достойную жизнь для своих семей; создает конкурентную среду, азначит, содействует снижению цен, повышению качества товаров и услуг,насыщает рынок товарами, снижая дефицит; предпринимателями становятсянаиболее активные, трудолюбивые, подготовленные люди. Таких людей вобществе немного, и чем их больше, тем быстрее развивается общество. Чембольше удовлетворенных собой людей, тем лучше социальный климат в стране. «Что отрицательного?»: скупка товаров в государственном сектореувеличивает дефицит; непомерное взвинчивание цен на товары и услуги ведет кобнищанию; товары, чаще всего, по завышенным ценам, низкого качества. Сейчас попробуем свести социально-экономические аспектыпредпринимательской деятельности к некоей упорядоченной форме. Итак, факторы предпринимательства в разрезе социальной и экономическойсред: Стремление людей к улучшению своего благосостояния, расширению кругазапросов и потребностей. Желание жить лучше, богаче – естественноестремление человека. Предпринимательская деятельность в различных сферахжизни человека – самый короткий путь к благополучию и процветанию. Повышение материального и культурного уровня жизни приводит к ростуденежных доходов и накоплений, которые можно вложить в «дело» и получитьдополнительный доход. Этот фактор способствует расширениюпредпринимательской деятельности, накоплению капитала и увеличениювозможностей предпринимательства в решении крупномасштабных задач, т.е. этоуже может перерасти в возможность решения некоторых социальных задачстранового характера. Собственное «дело» является одной из форм связиработника (человека) с собственностью (материально-вещественными факторамипроизводства). Социально ориентированная рыночная экономика посредствомпредпринимательства содержит внутренний потенциал, способный изменить связьчеловека и средств производства. Безработица, которая появляется как следствие банкротства или закрытияубыточных государственных предприятий, при расмотрении в определенныхусловиях и ситуациях, может служить источником квалифицированных кадров дляпредпринимательской деятельности. Что приведет к снятию социальногонапряжения в обществе.И, пожалуй самый важный фактор, - человек. Человек ,по своей природе и сущности, всегда стремится быть независимым,самодостаточным, самовыразиться, добиться уважения, альтруизма ивзаимопомощи. Без «желания» не возможен ни один бизнес, ни одна сделка. Простая организационная структура, небольшая численность работающих,быстрое принятие решений способствует мобильности производства малыхпредприятий. Они способны в короткие сроки менять и расширять номенклатурутоваров и услуг, занимать свое место во всех областях экономики, а этозначит, что они могут быстро преобразовать страну, улучшить жизнь людей. Среда передпринимателей складывается, восновном, из среднего класса.Из людей которым есть к чему стремиться и что терять. Нередко кпредпринимательской деятельности человека подталкивают сложныеобстоятельства, к примеру, потеря работы или неспособность прокормитьсемью за одну «среднестатистическую» зарплату, увеличение числапредпринимателей намного чаще оказывается проявлением кризиса, исовершенно не говорит о «расцвете». Иногда же он просто хочет ни от кого независеть и иметь будущее сделанное своими руками, с гаранитией в завтрашнемдне. Но, естественно, как только будующий «бизесмен» подходит к началусвоей деятельности, он начинает понимать, что не все тут зависит от него,от желаний и решимости. Главным фактором влияющим на дальнейшиеперспективы, конечно же, выступает государство. Оно контролирует «полет»мысли и все действия. Именно с препятствиями существующими в госучрежденияхсталкивается новое предприятие , еще в процессе своего открытия. Многие из сегодняшних предпринимателей начинали поиск новых путейприложения своих сил, увы, не от хорошей жизни. На сегоднешний день, всовременной экономике, период ее устойчивого роста и использования обильныхресурсов, большую долю захватывают крупные бюрократические организации.Никто не заботится о инновациях или возможных перспективах, когда , итак,дела идут хорошо. Но это присуще государственным предприятиям, где рабочиене видят и смысла чтобы задуматься о чем-то новом, у них нетзаинтересованности, матереальной подоплеки. Но когда вы создаете нечтосвое, где силы вложенные сегодня могут отозваться завтра прибылью исущественным развитием, тогда появяются идеи и педложения. Тогда обществопрогрессирует в своем развитии. Однако, существует множество барьеров,один из которых регулирование по открытию бизнеса. Это весьма длительные идорогостоящие процедуры регистрации. Какой предприниматель, пусть дажеимеющий 100% осуществимую и выгодную идею, сможет выдержать 120 дней (всреднем) для регистрации своего предприятия? Не каждый . Да и стоит это нетак уж мало. Кроме всего прочего, даже открыв и начав свое дело, оченьтрудно «выжить» в круговороте частых проверок, отчетов и т.д. Конечно, без регулирования никак не обойтись. Но, на мой взгляд,стоит, по мере развития конкуренции, все больше отдавать внимание защитеправ собственности и возможности их реализации. Тем самым поддерживая иразвивая предпринимательство в нашей стране. Еще раз отмечу, что чем лучшегосударство относится к чстному предпринимателю, тем больше оно имеетподдержки от народа, чем более либеральна система, тем больше желание иметьс ней какое-то дело. Кроме того, средний клас является одним из основныхпоказателей жизненного уровня страны. Вот почему государство должно бытьзаинтересовано в предпринимательской деятельности, а предприниматели вблаготворном влиянии на экономику страны. Мы можем сотни раз сравниватьразличнейшие пути развития множества стран, но , всеже, у Беларусии быласвоя предистория, а значит и свое будущее. Мы живем в этой стране и мыдолжны подстраиваться под существующие условия, находить подходящие путиразвития. Чем-то предприниматель может помочь обществу, привнося вклад вразвитие науки и техники, социальные программы, новые рабочие места,благотворительные акции, забота о окружающей среде и многое прочее, а чем-то государство – лояльным налогообложением и не столь жестким контролем.Чем более доволен человек (в качестве существенного примера – прибыли), тембольше своего внимания он уделяет окружающим и окружающему. Литература:Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма /Вебер М. Избр. произв. М.:Прогресс, 1990. С. 88.Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 170,180—3, 187, 191.А.И. Ильин «Управление предприятием»,Минск, «Вышэйшая школа»,1997. «Нац. эконом. газета» выпуск 96(616)А так же были использованы данные:Министерства предпринимательства и инвестиций (2003г.);Корпорации антикризисного управляения ( 2002г.) ;Пресс-службы Черезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь вРоссийской Федерации (от 14 июля 2003г.);




Похожие:

Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconСоциально-экономические аспекты трудовых договоров

Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconУправление промышленной фирмой: социально- экономические аспекты

Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Информационные технологии в социально-педагогической деятельности» (курсы по выбору)
Социальные аспекты создания и внедрения информационных технологий в социально-педагогической деятельности
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconМиграция сельского населения России XVIII i пол. XIX вв
I. Социально-экономические аспекты колонизации и переселения Волго-Ахтубинской поймы
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconЭкономика фирмы
Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconСписок научных и научно-методических трудов ушакова Василия Яковлевича за 2005-2009г г
Современная и перспективная энергетика: технологические, социально экономические и экологические аспекты
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) icon9-13 октября 2012 года «физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни»
Социально-экономические, правовые и исторические аспекты физической культуры и спорта
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconОтдельные модули программ повышения квалификации амо -3
Психологические аспекты управленческой деятельности; типологические особенности людей; Основные финансово-экономические показатели...
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconОтдельные модули программ повышения квалификации амо -3
Психологические аспекты управленческой деятельности; типологические особенности людей; Основные финансово-экономические показатели...
Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь) iconМ. В. Ломоносова экономический факультет кафедра экономики предприятия и основ предпринимательства Диплом
Тема: Воздействие изменений в налогообложении малого бизнеса на социально -экономические аспекты развития предприятий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы