«Образование восточнославянских языков» icon

«Образование восточнославянских языков»



Название«Образование восточнославянских языков»
Кузнечевских Н.В
Дата конвертации27.06.2012
Размер105.45 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра общего языкознания


Реферат на тему:

«Образование восточнославянских языков».


Автор работы: гр.152, 1 курса

Кузнечевских Н.В.

Научный руководитель: Белякова

Светлана Михайловна


Тюмень 2005

ПЛАН:


  1. Введение………………………………………………………………………………….3

  2. О происхождении праславянского языка………………………………………………4

  3. Русский, украинский и белорусский языки……………………………………………7

  4. «Повесть временных лет» о происхождении славян и о восточнославянских племенах………………………………………………………………………………….9

  5. Заключение……………………………………………………………………………...10

  6. Список литературы……………………………………………………………………..11



I. Введение.

В русской исторической и лингвистической литературе сложилась традиция начинать ab ovo, когда речь идет о происхождении славян и их языков.

Нельзя говорит об образовании славян как определенного этноязыкового сообщества, из которого славяне выделились в результате длительной и сложной дифференциации и интеграции праиндоевропейских групп, столкновений и схождений с неиндоевропейскими племенами. Точно также выяснить, «откуда пошла есть русская земля», как, где и когда появились на арене истории предки русских, украинцев и белорусов – древние восточные славяне и их язык, значит исследовать историю происхождения, развития и распада общеславянского единства и общеславянского языка и возникновения качественно новых явлений, которые и составили специфику восточных славян.


II. О происхождении праславянского языка.

Вопрос о происхождении современных восточнославянских языков, в общем, не вызывает больших споров, хотя тема эта сама по себе очень важная и подлежит дальнейшему углубленному изучению. Считается общепризнанным, что русский, украинский и белорусский языки возникли, имея своей исходной основой, язык древнерусской народности, который распался в XIII-XIV вв. под воздействием внутренних причин и внешних обстоятельств.

Иначе обстоит дело с исследованиями, относящимися к славянскому и восточнославянскому этно- и глоттогенезу.

В результате усилий многих поколений ученых картина происхождения славян и славянских языков вообще, восточных славян и их языков в частности, в общих и многих частных своих чертах стала более или менее ясной. Все славянские языки через промежуточные ступени своего развития восходят к одному общему источнику – праславянскому (или древнему общеславянскому) языку, чем и объясняется их несомненное сходство.
Реконструированы фонетическая (фонологическая) и морфологическая структуры этого языка в их длительном развитии (начиная с переходной протославянской ступени, когда славянское этноязыковое объединение стало выделяться и отличаться от других древних индоевропейских объединений) с их закономерностями, установлена последовательность (относительная хронология) многих существенных фонетико-морфологических изменений, хотя в то же время остается много спорных и даже вовсе не открытых еще явлений. Вырисовывается словарный состав праславянского языка до времени его распада.

Процесс возникновения и развития праславянского языка и его поздних наследников был очень сложным, не похожим на механическое раскалывание праязыка на его отдельные части – диалекты и языки, как это представлялось раньше. Славянский мир (как и другие этноязыковые общности) находился в постоянном движении, внутридиалектные его инновации, как и контакты с соседями, постоянно изменялись в зависимости от исторических обстоятельств с разной степенью интенсивности.

Праславянский язык в своих важнейших фонетико-грамматических и лексических чертах нам более или менее известен. Однако в его происхождении и развитии многое еще остается неясным и спорным. Праславянский язык возник и развивался не вне времени и пространства. Праславяне вели хозяйство (охота и рыбная ловля, скотоводство и примитивное земледелие), имели свой бытовой уклад, обычаи и верования, владели некоторыми ремеслами, воевали и вели товарообмен, передвигались. Все это разнообразилось в разной природной среде и при разных контактах с другими этническими объединениями.

VI в. н. э. – время распада праславянского единства.

При освещении проблем этногенеза лингвисты опираются на связи искомого объекта с другими этническими объектами и на древнейшие значения лексики, насколько их можно остановить. Языковеды определяют место раннего праславянского (протославянского) языка среди других древних индоевропейских языков. Отправным пунктом разысканий обычно служат балтийские языки ввиду их особой предполагаемой близости к славянским.

Праславяне и праславянский язык выделились из древнейшей, индоевропейской среды независимо от балтийской языковой общности. Когда это произошло, мы не знаем. Во всяком случае, в первом тысячелетии до н. э. праславяне уже существовали: развитая структура праславянского языка, какой она представляется в современных исследованиях, могла сложиться только в течение продолжительного времени.

Древнейшее славянское этноязыковое единство выделилось из праиндоевропейских групп населения как особая самостоятельная единица, в которой пережиточно наверняка сохранялись и предшествующие ей диалектные членения.

К VI в. н. э. классический родовой строй их был уже основательно поколеблен, начался переход от общества бесклассового к общему классовому. Расселение праславян на обширных территориях не могло не ослабить связи между членами праславянского сообщества. Начался распад праславянского единства на отдельные группы племен, постепенно перераставших в народности, а соответственно и распад праславянского языка на близкородственные, но самостоятельные славянские языки. На востоке к этому времени обширной славянской территории (между средним течением Днепра и Карпатами) обособляется восточнославянская этническая группа со своим особым языком, который обычно называется древним восточнославянским или прарусским, а со времени образования древнерусского государства древнерусским. Инновации прарусского языка в его фонетическом и морфологическом строе хорошо известны. Эти инновации в сочетании с унаследованной праславянской основой, повергавшейся определенной трансформации, пережиточными более древними диалектными членениями и новыми диалектизмами образовали неповторимую систему, которую нельзя смешать с другими славянскими языками того времени.

Во II в. до н. э. праславянский язык еще не распался, но позже именно на этой территории выделяется древневосточнославянский (прарусский) язык как самостоятельная славянская ветвь. Из этой области древневосточнославянские племена расселяются в разные стороны, ассимилируя редкое балтийское, финно-угорское, отчасти иранское (а, может быть, и индийское в «старой Скифии» Геродота) и тюркское население. Конфигурация древневосточнославянской территории постоянно менялась и из-за внешних обстоятельств (нашествия готов, гуннов и других пришельцев). Широкое расселение древних восточных славян вызвало новые деления прарусского языка, в котором появлялась также субстратная лексика и топонимика, но существенно структура прарусского языка не нарушалась. Положение о древневосточнославянском (прарусском) языке как переходном этапе от праславянского к письменно засвидетельствованному древнерусскому языку в славянском сравнительно-историческом языкознании стало аксиомой. Когда мы говорим о трех братских, близкородственных восточнославянских народностях, то имеем в виду не только общность их корней от выделения из праславянских племен до образования древнерусского государства.


III. Русский, украинский и белорусский языки.

Русский, украинский и белорусский языки – языки-братья, имеющие одного предка – древнерусский (восточнославянский) язык. Древнерусский язык образовался в VII-VIII вв. на базе многочисленных близкородственных городов древнейшего общеславянского (праславянского) языка, исторические истоки которого уходят в глубокую древность.

Исторические обстоятельства сложились так, что в XIII-XIV вв. древнерусская народность разделяется на три близкородственные народности – русскую, украинскую и белорусскую, что повлекло за собой возникновение трех близких языков с их самобытными, оригинальными путями развития. Процесс образования новых восточнославянских языков был длительным. Многие их особенности, составляющие специфику каждого из языков, появились значительно позже XIII-XIV вв., другие, наоборот, возникали столетиями раньше. Четкую хронологическую границу между древнерусским языком и русским, украинским и белорусским языками провести невозможно, тем более что письменный (не разговорный) древнерусский язык с локальными вариантами сохраняется во многих письменных памятниках в XIV-XV столетиях.

В настоящее время, время высокоразвитых литературных языков и всеобщей грамотности населения, письменная форма речи оказывает огромное влияние на речь разговорную. В былые времена положение было иным. До конца IX в. Восточные славяне не имели своей письменности, и все изменения в их языке происходили в сфере устной речи. Положение изменяется, когда в древней Руси получает распространение письменный старославянский язык, а вслед за этим появляется письменность, в основе которой был разговорный язык народа в некоторых его разновидностях.

Некоторая часть населения овладевает грамотой, весь народ, принявший христианскую религию, так или иначе соприкасается со старославянским языком, на котором была написана вся богослужебная литература и на котором отправлялись религиозные обряды. Начинается сложное взаимодействие между разговорной речью и различными разновидностями письменного языка, повлекшее за собой серьезные последствия для обеих языковых стихий. Нам уже многое известно из того, какое воздействие оказывала устная народная речь на язык письменности. Мы можем предполагать, что и разговорный язык народных масс еще в древнерусскую эпоху вбирал в себя некоторые особенности письменного языка, хотя достоверными фактами этого рода мы не располагаем. Однако совершенно очевидно, что в отличие от всеобъемлющих функций современных литературных языков общественные функции письменных языков феодального времени были ограничены. Решающие изменения в общенародных языках происходили в сфере устной речи. Среди этих изменений были и такие, которые приводили к образованию в общенародных языках локальных (диалектных) вариантов. Так было и в древнерусском языке. Диалектные различия при надлежащих условиях перерастали в различия языковые. Языковая система распадалась на близкородственные, но самостоятельные языковые системы с присущими для них особыми внутренними законами развития. На базе древнерусского языка возникли русский, украинский и белорусский языки.


IV. «Повесть временных лет» о происхождении славян и о восточнославянских племенах.

В летописи по своим подробностям описание восточнославянских племен, из которых и складывается древнерусская народность. Летописцу было известно двенадцать восточнославянских племен. На крайнем севере восточнославянского мира, в бассейне озера Ильмень с его притоками, по Волхову и у Ладожского озера жили словене. На их земле возник Новгород. Соседями словен были кривичи, исстари занимавшие обширную территорию, которая простиралась от Чудского озера, верхнего течения рек Западной Двины, Днепра и Волги до верховий Десны, Угры, Сожа, Москвы и Клязьмы. Между Припятью и Западной Двиной поселились дреговичи, которые на западе достигали Западного Буга, а на востоке переходили Березину. На реке Сож (левый приток Днепра) летописец помещает радимичей. В верховьях Оки располагались вятичи, составлявшие одно из крупных восточнославянских племен. По Десне, Семи (Сейму) и Суле расположились северяне, которые вместе с вятичами занимали восточную окраину восточнославянской территории. По правую сторону Днепра, на юг от Припяти, между рекой Горынь, ее притоком Случь и рекой Тетеревом, жили древляне. Земли по среднему течению Днепра, между рекой Тетеревом на севере и рекой Рось (Ръсь) на юге, на Правобережье, занимали поляне. Южную окраину восточнославянского мира населяли большие племена – уличи и тиверцы. Наконец, на юго-западе располагались дулебы и хорваты. Дулебы обитали между южным и западным Бугом. Хорваты занимали районы Прикарпатья.

Описание летописцем восточнославянские племена, несомненно, имели неодинаковую древность. Некоторые из них возникли позже других. Этническая картина древнего восточного славянства постоянно менялась: одни племена по тем или иным причинам исчезали, поглощались соседями, другие продолжали процветать, третьи возникали вновь.

Сведения о восточнославянских племенах и о славянах вообще, помещенные в «Повесть временных лет», в течение ряда столетий переносились с некоторыми добавлениями из летописи в летопись.


V. Заключение.

Положение о близком родстве и едином прарусском (древнем восточнославянском) источнике происхождения восточных славян остается неопроверженным.

Из сказанного следует, что проблема образования восточнославянских языков главным образом является историко-диалектологической проблемой. В изучении происхождения языков, их исходных основ историческая диалектология – важнейшая, определяющая дисциплина.

История восточнославянских диалектных явлений, прежде всего явлений древних, предшествующих и сопутствующих образованию русского, украинского и белорусского языков, многие из которых стали различительными особенностями этих языков.


VII. Список литературы:

  1. Кондрашов Н.А. Славянские языки 2-ое изд. М.1962 г.

  2. Седов В.В. Восточные славяне в 6-13 вв. М.1982 г.

  3. Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Л.1972 г.

  4. Филин Ф.П. Образование языков восточных славян. М.-Л.1962 г.

  5. Филин Ф.П. О происхождении праславянского языка и восточнославянских языков.// ВЯ, 1980, №4





Похожие:

«Образование восточнославянских языков» icon1. Понятие о русском языке. Этноязык и литературный язык. Основные варианты этноязыка
Русский язык — один из восточнославянских языков, один из крупнейших языков мира, национальный язык русского народа, в том числе...
«Образование восточнославянских языков» iconМудрая татьяна Флориевна Высшее образование
Очная аспирантура на кафедре фонетики английского языка факультета иностранных языков
«Образование восточнославянских языков» iconМудрая татьяна Флориевна Высшее образование
Очная аспирантура на кафедре фонетики английского языка факультета иностранных языков
«Образование восточнославянских языков» iconСписок основных дисциплин аттестационных испытаний Факультет Иностранных языков (английское отделение) Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование»,
Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование», профиль Иностранный язык / Иностранный язык и Иностранный язык
«Образование восточнославянских языков» iconСтатья 63. Общее образование
Общее образование включает в себя следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее...
«Образование восточнославянских языков» iconПрограмма аттестационных испытаний Факультет иностранных языков (английское отделение) Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование», профиль Иностранный язык / Иностранный язык и Иностранный язык Бакалавриат по направлению «Лингвистика»,
Бакалавриат по направлению «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» / «Теория и практика...
«Образование восточнославянских языков» iconПостановление Ученого совета Петрозаводского государственного университета от 31. 05. 2011 «О преподавании иностранных языков в ПетрГУ»
Е. И. Соколовой, И. Е. Абрамовой и и о заведующего кафедрой скандинавских языков Н. Г. Шарапенковой, Ученый совет отмечает, что к...
«Образование восточнославянских языков» iconПрофессиональное образование Статья 70. Профессиональное образование
Профессиональное образование включает в себя следующие уровни образования: среднее профессиональное образование и высшее образование...
«Образование восточнославянских языков» iconПеревод языков Если вам необходимо сделать перевод языков
Профессионалы, для которых перевод языков – это призвание, а не просто работа, большая редкость. Устные, письменные, тематические,...
«Образование восточнославянских языков» iconПрограмма дисциплины сдм. В. 04. Лингвистическая типология и сопоставительное изучение языков цели и задачи дисциплины. Базовая для освоения данного курса подготовка бакалавра по направлению «Филологическое образование»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы