История экологического права icon

История экологического права



НазваниеИстория экологического права
страница1/2
Дата конвертации03.08.2012
Размер385.65 Kb.
ТипРеферат
  1   2
История экологического права


ПЛАН Стр. Введение. 1. Экологическое право, нормы, принципы. 2. Основные принципы охраны окружающей природной среды. 3. Система экологического законодательства. 4. Источники экологического права. 5. Окружающая природная Среда как объект экологического права. 6. Международные объекты экологического права. 7. Конституциюнные основы экологического права. 8. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. 9. Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды. 10. Монреальский протокол и проблема озонразрушающих веществ. 11. Основные направления деятельности государства по осуществлению экологической функции. 12. Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой ответственности. Заключение. Литература. ВВЕДЕНИЕ. Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека,территории, на которой он проживает, пространственным пределомосуществляемой государственной власти, местом для размещения объектовпромышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытовогоназначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложноепонятие, в рамках которого исторически получили развитие две формывзаимодействия общества и природы. ПЕРВАЯ - потребление природы человеком, использование природы дляудовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форманазвана - экономической. ВТОРОЙ формой взаимодействия стала охрана окружающей природной средыс целью сохранения человека как биологического и социального организма иего естественной среды обитания. Эта форма получила название экологическойформой. Экологические функции государства выполняются через соответствующиеэкономические, организационные. правовые механизмы. Правовой механизмэкологической функции государства служит средством реализации экологическойфункции права. Цель экологической функции права состоит в обеспечении качестваокружающей природной Среды в условиях хозяйственного развития обществасредствами правового регулирования. Такая цель достигается путемразработки, принятия и применения норм права, отображающих требованияэкологических закономерностей во взаимодействии общества и природы,закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия наестественную среду обитания. Государственная экологическая стратегия РФ: обеспечение экологическойбезопасности, охрана Среды обитания, оздоровление (восстановление)нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие врешении международных и глобальных экологических проблем. 1. Экологическое право, нормы, принципы. Экологическое право - одна из отраслей российского права. Онорегулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействияобщества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Под правовой экологией понимается совокупность норм, регулирующихобщественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Нормами экологического права следует считать правила поведения,регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающейприродной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые ( охрана ииспользование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов ит.д.), комплексные ( охрана и использование природных комплексов, природнойсреды в целом), экологизированные ( нормы других отраслей права -административного, уголовного, хозяйственного и т.д. отражающие требованияохраны природной среды). Эколого-правовые нормы подразделяются на нормы - принципы, нормы-приоритеты, нормы -правила. Нормы - принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающейприродной среды ( ст.3 Закона об охране окружающей природной среды). Нормы - приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране ииспользовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качестваприродной среды. Различают эколого-правовые нормы -приоритеты трех уровней:отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Нормы - правила - содержат экологические требования применительно кконкретной сфере экологических отношений. По содержания они подразделяютсяна : предупредительные, запретительные, восстановительные , карательные,поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обзывающие. Экологическими правоотношениями следует считать общественныеотношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы иурегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения экологических правоотношений служатюридические факты. В экологии - события и действия. Событие возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воличеловека. Это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов и т.д. Действия проявляются через поступки человека. Которые подразделяютсяна позитивные и негативные. Позитивное поведение человека - использование природных ресурсов - охрану окружающей природной среды т.е. на экономические действия,оказывающие влияние на природную среду, экологические - нейтрализующиевредные последствия деятельности. Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда. когданарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде издоровью человека. 2. Основные принципы охраны окружающей природной среды. При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности,оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природнойсреды, Советы народных депутатов, другие государственные органы,предприятия, учреждения, организации, а также граждане РоссийскойФедерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства,обязаны руководствоваться следующими основными принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспеченияблагоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических и экономическихинтересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека наздоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов с учетом законовприроды, потенциальных возможностей окружающей природной среды,необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимыхпоследствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного законодательства,неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями инаселением в решении природоохранительных задач; международным сотрудничеством в охране окружающей природной Среды. 3. Система экологического законодательства. В действующей системе права закреплены два способа воздействия :административно-правовой и гражданско-правовой. В нынешних условиях все большее значение начинает приобретатьэкономический метод ( способ ) воздействия. Под системой экологического права следует понимать совокупность егоинститутов, расположенных в определенной последовательности в соответствиис экологическими закономерностями. Система экологического права включает в себя пять экологическихчастей. Первая - предмет, источники, объекты экологического права. Здесьрассматривается концепция взаимодействия общества и природы, формыпроявления экологического права, его источники, объекты, правособственности и природопользования. Вторая - механизм экологического права, включающий концепцию механизмаохраны природной среды, его звенья. Третья рассматривает правовую охрануокружающей среды в народном хозяйстве. Четвертая - экологическаяответственность. Пятая - механизм международно-правовой охраны окружающейприродной Среды. 4. Источники экологического права. Под источниками экологического права признаются нормативно-правовыеакты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологическиеотношения. К источникам экологического права относятся законы, указы,постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств,законы и нормативно - правовые акты субъектов Федерации. Следует назвать шесть периодов экологического законодательства: 1. 1917 -1922 гг. - возникновение и становление законодательныхактов об охране и использовании природных ресурсов; 2. 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательстваприродноресурсового направления; 3. 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР законовоб охране природы - новой формы природоохранительного законодательства,принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г. 4. 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного иреспубликанского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животноммире, атмосферном воздухе. 5. 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношенияв охране природы и рациональном использовании природных ресурсов,разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органыуправления в СССР и республиках. 6. 1990 г. до настоящего времени. 5. Окружающая природная Среда как объект экологического права. Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своимизадачами: планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов исбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещениеотходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использованиеприродных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающуюприродную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а такжегражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходныхи ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии,осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающейприродной среде и здоровью человека. Нормативные акты, регулирующие рациональное использование и охрануприродных объектов, ресурсов и комплексов включают в себя основызаконодательства, кодексы, Федеральные законы, Указы президента,постановления Правительства и иные нормативные акты, содержащие нормыэкологического права.|Конституция РФ, |Нормативно-правовые акты|Иные (подзаконные) акты ||конституционные акты |органов власти, |ведомственных органов ||субъектов федерации |управления, местной |управления || |администрации | | Под экологизацией нормативно-правовых актов понимается внедрениеэколого-правовых требований в содержание, нормативно-правового акта.Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служитзакон РФ об охране окружающей природной среды и другие отраслевыеэкологические правовые акты, дополняющие законы. Закон является комплексным головным законодательным актом прямогодействия. Предметом регулирования служат экологические отношения. Врегулировании этих отношений закон преследует три задачи: 1. сохранение природной среды; 2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственнойдеятельности на природу и здоровье человека; 3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Закон возглавляет систему экологического законодательства, а этозначит, что в вопросах охраны природной среды нормы других законов недолжны противоречить данному законодательному акту. Центральная тема закона - человек, охрана его жизни, здоровья отнеблагоприятного воздействия окружающей Среды. Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека - конечная цельохраны окружающей природной среды. Закон принят Верховным Советом РФ вавгусте 1993 г., в нем есть нормы, обеспечивающие защиту экологических правграждан. В ст. 20, дающая право гражданам требовать назначения медицинскойэкспертизы для определения степени вреда, причиненного окружающей средой.Ст. 28 этих же Основ закрепляет права граждан на охрану здоровья вэкологически неблагополучных районах. Нормы Земельного кодекса разделяются на четыре группы. Первая группа - нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения (купля-продажа земель, наследование, аренда, залог и т.п.); вторая -земельно-административные, регулирующие, управленческие отношения в областииспользования, распределения и перераспределения земель , их учета поколичеству и качеству; третья - земельные отношения, связанные сиспользованием земель и выполнением прав и обязанностейземлепользователями; четвертая группа норм - земельно-экологические нормы,регламентирующие охрану земель в качестве природного фактора и защитуокружающей природной среды от вредного воздействия использования земель. Природный объект - составная часть окружающей природной среды,охраняемая действующим законодательством, обладающая признакамиестественного происхождения и способный выполнять экологические,экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечить качествосреды обитания человека. 1. Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения натерритории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерацииподлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферныйвоздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы,генетический фонд, природные ландшафты; 2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своимизадачами: планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов исбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещениеотходов; установление нормативов платы и размеров платежей за использованиеприродных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающуюприродную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а такжегражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходныхи ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии,осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающейприродной среде и здоровью человека. 6. Международные объекты экологического права. Международно-правовая охрана природной Среды на планете Земля - это 1. одна из функций международного сообщества; 2. форма межгосударственного, общегуманистического официальногосотрудничества человечества в рамках международного экологического права(МЭП). МЭП - это система общепризнанных принципов и норм. регулирующихсогласованные межгосударственные (межправительственные) общественныеотношения посохранению (охране), рациональному использованию природных ресурсов Земли,защите прав человека на благоприятную для жизнедеятельности людей природнуюокружающую среду. МЭП имеет двойную природу происхождения:|Нормы экологического |Нормы М.Э.П. ||права РФ |признанные РФ || | | Нормы национального (внутреннего) экологического права РФ |ИСТОЧНИКИ КАК ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ (в формально-юридическом смысле) ||ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОРМ МЭП || | |Договоры |Объекты М.Э.П. | |Соглашения |Космос | |Конвенции |Атмосфера Земли | |Резолюции |Мировой Океан | |Нормативные акты внутреннего| ||законодательства, |Разделяемые природные ||соответствующие нормам |ресурсы ||М.Э.П. | || | | 7. Конституциюнные основы экологического права. Конституция РФ принята народом России, является Основным Закономроссийского государства. Она так же, как федеральные законы, имеетверховенство на всей территории России. Конституция имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречитьКонституции России. Органы государственной власти, органы местногосамоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязанысоблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 4 и чч. 1 и 2 ст. 15Конституции РФ). Конституционные нормы - основа развития и совершенствования всегозаконодательства, в том числе экологического В качестве источниковэкологического права непосредственное и наиболее важное значение имеют,например, следующие конституционные нормы.Согласно Конституции (ч. 1 ст. 9) земля и другие природные ресурсыиспользуются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов,проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная нормаюридически защищает приоритет экологических интересов народов в местежительства, а также природные ресурсы не только как объект использования,но и прежде всего как основу их жизнедеятельности. Конституционно установлено свободное осуществление владения,пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами ихсобственниками при соблюдении трех условий. Первое - ненанесение ущербаокружающей среде. Второе - ненарушение прав и законных интересов иных -лиц. Таковыми являются также экологические права и интересы. Третье -соблюдение условий и порядка пользования землей (чч. 2 и 3 ст. 36Конституции РФ). В РФ конституционно предусмотрено поощрение деятельности,способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу дляжизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии сфедеральным законом (чч2 и Зст. 41 Конституции РФ). Наибольшее значение как источник экологического права имеетконституционная норма, установившая, что каждый человек и гражданин имеетправо на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о еесостоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществуэкологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Вместе с тем конституционно установлено, что каждый человек игражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться кприродным богатствам (ст. 58 Конституции РФ). К ведению РФ в числе других вопросов конституционно отнесенырегулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, федеральныепрограммы в области экологического развития, международные отношения идоговоры РФ, определение статуса и защита государственной границы,территориального моря, воздушного пространства, исключительнойэкономической зоны и континентального шельфа РФ, уголовное и гражданскоезаконодательство (ст. 71 Конституции РФ). По предметам ведения РФ принимаются и изменяются Конституция РФ,федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямоедействие на всей территории РФ. Федеральные законы не могут противоречитьфедеральным конституционным законам (пп. “а”, абз.1, ст.71 и чч.1 и Зст. 76Конституции РФ). К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесены такие вопросы, какзащита прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области экологии,обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования ираспоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологическойбезопасности; особо охраняемые природные территории; административное,земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, обохране окружающей среды; координация международных связей субъектов РФ;выполнение международных договоров РФ (ст. 72 Конституции РФ). По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаютсяфедеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иныенормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституция РФ). Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречитьфедеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ. В случаепротиворечия между ними действует федеральный закон (чч.1,2 и 3 ст. 76Конституции РФ). К источникам экологического права относится конституционная норма, наосновании которой ограничения перемещения товаров и услуг могут вводитьсяна территории РФ в соответствии с федеральным законом, если это необходимодля обеспечения охраны природы (ст. 74 . Конституции РФ). В конституционных нормах закреплена экологическая функция российскогогосударства и права. Основной закон России - органически цельный нормативный правовой акт.Поэтому его нормы экологического характера тесно связаны и находятся вединстве с нормами о собственности, суверенитете, международномсотрудничестве.Статья 91. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РоссийскойФедерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих насоответствующей территории.2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной,государственной, муниципальной и иных формах собственности.Статья 42Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достовернуюинформацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровьюили имуществу экологическим правонарушением.Статья 58Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться кприродным богатствам.Статья 71В ведении Российской Федерации находятся:а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральныхзаконов, контроль за их соблюдением;б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданствов Российской Федерации; регулирование и защита прав национальныхменьшинств;д) федеральная государственная собственность и управление ею;е) установление основ федеральной политики и федеральные программы вобласти государственного, экономического, экологического, социального,культурного и национального развития Российской Федерации;з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фондырегионального развития;и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиесяматериалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;деятельность в космосе;н) определение статуса и защита государственной границы, территориальногоморя, воздушного пространства, исключительной экономической зоны иконтинентального шельфа Российской Федерации;о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное иуголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система иисчисление времени; геодезия и картография; наименования географическихобъектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;Статья 721. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации находятся:в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными идругими природными ресурсами;д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологическойбезопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятниковистории и культуры; 8. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления в системе источников экологического права. КОМПЕТЕНЦИя ПРЕЗИДЕНТА, ПРАВИТЕЛЬСТВА - ЗАКРЕПЛЕНА В КОНСТИТУЦИИ РФ. Наличие отдельных источников права всегда рассматривалось в качествеобязательного принципа самостоятельности отрасли права. Под источником права в материальном виде понимается воля народа,выраженная путем опроса, референдума по поводу того или иного документа.(Конституция РФ 12 дек. 1993г.) Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты,в которых содержатся нормы регулирующие экологические отношения. Кисточникам экологического права относятся: законы, указы, постановления ираспоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации. Круг экологических вопросов, по которым издаются указы и распоряженияПрезидента РФ, практически неограничен. В числе указов следует назвать указот 4 февраля 1994 года "О государственной стратегии РФ по охране окружающейприродной среды и обеспечению устойчивого развития" и указ от 27 декабря1993 года, "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие сКонституцией РФ" Указы и распоряжения Президента не должны противоречитьКонституции. Но иногда возникают противоречия указов Президента с законамивысшего представительного органа. (ГД РФ) В таком случае ФедеральноеСобрание приостанавливает действие указа Президента и направляет назаключение Конституционного Суда, решение которого должно бытьокончательным. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов РФ,нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления ираспоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановление Правительства - нормативно-правовой акт принятыйПравительством в силу его компетенции. Постановления правительства повопросам экологии можно разделить на три группы:1. Те, которые принимаются во исполнение закона, для конкретизации егоотдельных положений. (Постановление Правительства от 20 июня 1993г. Обутверждении Положения о государственной экологической экспертизе.)2. 0пределение компетенции органов управления и контроля (Положение оминистерстве охраны окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, 22февраля 1993г.)З. Нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулированияэкологических отношений. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Природоохранительныеминистерства и ведомства наделены правом издавать в рамках утвержденной дляних компетенции нормативные акты, обладающие признаком обязательности длядругих министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Так,Минприроды издает нормативные приказы, инструкции, положения и другиеправовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды и использованияприродных ресурсов. Госкомсанэпиднадзор наделен правом утверждениясанитарных норм и правил по вопросам охраны окружающей природной среды -воздуха, водных источников, почв от загрязнения. Роскомрыболовства издаетнормативные акты по вопросам охраны и использования рыбных запасов.. Также,немаловажную роль играют нормативные правила- санитарные, технические,строительные, технологические. Эти нормативы выражают технические правила ине рассматриваются как источники. Закон "Об охране" (ст. 25,26,27)устанавливает юридическую обязанность их исполнения. Эта обязанностьпридает им юридических характер и дает возможность оценивать их какисточники права. Указом Президента был установлен строгий порядок вразработке и принятии ведомственных актов:1.Сокращено количество принимаемых актов.2.Предусмотрена обязательная регистрация актов в министерстве юстиции.З. Ведомственные акты, касающиеся прав и интересов граждан, организацийподлежат обязательной публикации в газете "Российские вести". Противоречащие закону акты подлежат отмене Правительством РФ, онитакже могут быть опротестованы прокурором. Согласно Федеративному договору и Конституции субъекты РФ вправепринимать законы и иные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным ких ведению. Круг ведения Субъектов определяется отраслевым законодательством: поземлепользованию - Земельным кодексом, по недрам - О недрах и т.д. В основеподразделения лежит отношение к природным ресурсам. Законы и иные акты,принимаемые Субъектом РФ не должны противоречить Конституции РФ. В случаепротиворечия такой акт считается недействительным. Ущерб подлежитвозмещению через суд. 9. Международные правоохранительные организации, международные конференции по охране окружающею среды МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде 1972 г. Она стала поворотным пунктом в экологической политике государств имеждународного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5 -16 июня 1972г. Приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий. Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношениемирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и наперспективу. Среди этих принципов следует отметить главные:–право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качествокоторой позволяет вести достойную и процветающую жизнь,–сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;экономическое и социальное развитие имеющее решающее значение для улучшенияокружающей среды (в отличие от теории ограничения роста, требующейостановить развитие для сохранения качества среды);–суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсови ответственность государств за ущерб окружающей среде;–необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духесотрудничества;–избавление человека и окружающей его среды от последствий примененияядерного и иных видов оружия массового уничтожения. План мероприятий содержит 109 пунктов. В них решаются организационные,экономические, политические вопросы охраны окружающей среды ивзаимоотношений государств и международных организаций. По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООНпо охране окружающей среды - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде),образован Фонд окружающей среды; 5 июня провозглашено Всемирным днемокружающей Среды. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Проходившее в г. Хельсинки в августе 1975 г. с участием всехевропейских стран, США и Канады (за исключением Албании) Совещание принялоЗаключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечениябезопасности были вопросы экологической безопасности. Окружающей среде посвящен пятый раздел Заключительного акта, В немопределяются цели, области, формы и методы экологического сотрудничествагосударств. В частности, международное экологическое сотрудничество имееттакие области сотрудничества, как борьба с загрязнением атмосферы, охранавод от загрязнения, охрана морской среды, охрана почвы, заповедников,окружающей среды в городах, намечены фундаментальные исследования поэкологии. В числе форм и методов такого сотрудничества предлагались: обменинформацией, организация конференций, обмен научными работниками,совместные разработки проблем охраны окружающей среды. В плане реализации хельсинских решений странами-участникамивпоследствии было принято несколько документов по предотвращениюзагрязнения окружающей среды. В частности. Конвенция о трансграничномзагрязнении атмосферного воздуха (1979 г.) и Конвенция о трансграничномвоздействии промышленных аварий (1992 г.). Организациявыполнения обязательств России, вытекающих из решений этих конвенций,возлагается на Минприроды России. Функции по оповещению об аварии идействия по ликвидации последствий промышленных аварий возлагаются на ГКЧСРоссийской Федерации. Венская встреча представителя государств - участников СБСЕ (ноябрь1986 г.). Наряду с политическими вопросами выполнения Заключительного акта СБСЕна этой встрече было уделено внимание состоянию окружающей среды и степенивыполнения хельсинских договоренностей в части ее охраны. В Итоговомдокументе Венской встречи по разделу окружающей среды содержатся следующиерекомендации:–сокращение выбросов серы до 1995 г. на 30%, снижение выбросовуглеводородов и других загрязнителей;–разработка соответствующих методов альтернативных захоронению опасныхотходов в море;–обмен информацией по потенциально опасным химическим веществам, включаяоценку риска для здоровья и окружающей среды;–укрепление и развитие совместной программы наблюдения и оценкираспространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);–поощрение мер по сокращению производства озоноразрушающих веществ;–исследование явлений глобального потепления климата и роли при этомвыбросов двуокиси углерода и газов. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 -14 июня 1992 г Рио-де-Жанейро). Организованная для подведения итогов двадцатилетней охраны окружающейсреды после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.,Конференция собрала около15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основныерешения ее:–Декларация, где сформулированы принципы политики охраны окружающей среды иразвития;–Повестка дня - XXI век, представляющая собой обширную программу действийна предстоящее столетие;–Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов всехклиматических зон;– Конвенция по климату;–Конвенция об охране биологического разнообразия.Решено было образовать Комиссию ООН по окружающей среде и развитию дляразработки проекта Конвенции по пустыням и засушливым зонам. Международные природоохранительные организации. Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международныхорганизаций - специализированные учреждения и органы ООН,межправительственные организации, международные неправительственныеорганизации универсального типа, региональные и субрегиональные органы. По содержанию охватываемых экологических проблем все международныеорганизации можно разделить на три группы: природоохранительногонаправления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ФАО,ВОЗ, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетныхптиц, рыбных запасов, международных рек и т.п.). Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежитОрганизации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Защитаокружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель изадача - в оказании содействия разрешению международных проблем в областиэкономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизнинаселения, соблюдения прав человека. Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направленияэкологической политики международного сообщества, разрабатывает принципывзаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения опроведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающейсреды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации поохране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы,способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничествагосударств с целью защиты окружающей среды. Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственнолибо через ее главные и вспомогательные органы или системуспециализированных учреждений. Одним из главных органов ООН являетсяЭкономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуютфункциональные и региональные комиссии и комитеты. Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими исоциальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с темсистема ООН имеет специальный центральный орган, который занимаетсяисключительно охраной окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюциейГенеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии срекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972).ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Советпо координации охраны окружающей среды. Фондокружающей среды. Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Советеуправляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7направлений:1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;3) океаны;4) охрана природы, диких животных,генетических ресурсов;5) энергия;6) образование, профессиональная подготовка;7) торговля, экономика, технология. По мере развития деятельности организации число приоритетныхнаправлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направленийуже выдвигаются проблемы кодификации и унификации международного ивнутреннего экологического законодательства. В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно сдругими международными природоохранительными организациями. Например, приподготовке и проведении двух международных конференций по образованию вобласти окружающей среды в Тбилиси в 1977 и1987 гг. ЮНЕП активносотрудничал с ЮНЕСКО. По степени экологической близости к ЮНЕП как центральному органуохраны окружающей среды стоит еще одна организация ООН (ЮНЕСКО). Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию(ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже.Природоохранительную деятельность она осуществляет по несколькимнаправлениям:а) руководство экологическими программами, в которых занято свыше ЮОгосударств. Среди программ долгосрочная, межправительственная имеждисциплинарная программа <Человек и биосфера>
  1   2




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

История экологического права iconПрограмма по предмету «Экологическое право» предназначена для подготовки студентов по специальности «Правоведение»
В общей части даются определение термину «Экология», понятие предмета метода, механизма действия экологического права. Изучаются...
История экологического права iconПроблемы построения современной функциональной организации государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
История экологического права iconПравовой статус должностных лиц органов государственного экологического контроля
Заславская Н. М., ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова, кандидат...
История экологического права iconКафедра экологического, трудового права и гражданского процесса
Наименование – кафедра экологического, трудового права и гражданского процесса, электронный адрес кафедры – civil process@ksu ru
История экологического права iconПеречень вопросов по специализации
Источники экологического права: понятие, система, соотношение с источниками других отраслей права
История экологического права icon«История, теория и философия права»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов по направлению подготовки...
История экологического права iconГенезис и эволюция права собственности в истории российского права 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
...
История экологического права iconПрограмма дисциплины «Реализация права»
Специальность 12. 00. 01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
История экологического права iconСанкции норм процессуальных отраслей права
Специальность 12. 00. 01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
История экологического права iconПрограмма по дисциплине "история права и государства зарубежных стран"
Особенно важна эта фундаментальная дисциплина для юристов, занимающихся сравнительными исследованиями различных систем права. История...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы