Автоматические методы тестирования знаний icon

Автоматические методы тестирования знаний



НазваниеАвтоматические методы тестирования знаний
Дата конвертации29.06.2012
Размер285,35 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>


АВТОМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
Р Е Ф Е Р А Т



СОДЕРЖАНИЕ








стр.

Введение




3










1. Понятие дистанционного образования




3










2. Развитие ДО в России




4










3. Электронные учебно-методические ресурсы




6

3.1. Электронные учебники




6

3.2. Тренажерные комплексы (на примере тренажеров ЦНОТ ДВГУ)




8

3.3. Виртуальные лаборатории.




11

3.4. Тестирующие комплексы (на примере Межвузовского центра тестирования УГПИ)




13










Заключение




14










Глоссарий




15










Список литературы




16










Ресурсы сети Internet




19


ВВЕДЕНИЕ


Информационные технологии (ИТ) стали неотъемлемой частью жизни социума. Глобализация характеризует качественно новый этап развития системы международных отношений в экономической, социальной, политической, культурной и других сферах, в том числе и в образовании. Существование и функционирование образовательной системы, как одного из оснований становления и развития информационного общества, немыслимо без информационных технологий. При этом их использование в образовательной системе направлено на единовременное решение нескольких задач:

- обеспечение развития информационного общества;

- расширение сферы образовательных услуг с помощью применения информационных технологий;

- развитие самой образовательной системы на основе ИТ.

Роль ИТ в современном мире заключается в прагматическом аспекте - в предоставлении членам общества высшего образования. Проблемы же качества эффективности электронного образования связаны не только с качеством информационной инфраструктуры образовательного учреждения и всей страны, но, в первую очередь, с дидактическими качеством образовательных услуг.


1. ПОНЯТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Дистанционное образование (ДО) – термин, используемый в России для обозначения заочного образования, основанного на передовых информационных технологиях, в противовес традиционному заочному образованию "по переписке". Термин этот (distance education) первоначально распространился за рубежом, и именно в связи с бумом информационных технологий, хотя формально его "западное" определение подходит и к обычному заочному обучению. "Дистанционное образование – любой метод обучения, при котором преподаватель и студент большей частью находятся на расстоянии друг от друга". При таком определении дистанционным оказывается и любое очное обучение, при котором время самостоятельной работы студента превышает время, проведенное в классе. Впервые, насколько нам известно, термин ДО появился в каталоге University of Wisconsin в 1892 г., популяризован в 1960-х германским профессором Отто Петерсом, и получил широкое распространение в США в 1980-е.

Дистанционное образование - это комплекс услуг, предоставляемых населению в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Информационно-образовательная среда дистанционного образования - это системно-организованная совокупность средств передачи данных аппаратно-программного, организационно-методического обеспечения, ориентированных на удовлетворение образовательных потребностей пользователей и др.

Процесс дистанционного образования может осуществляться при помощи спутникового телевидения, радио и т.п. Перспективы этой формы обучения непосредственно связаны с использованием компьютерных сетей, в том числе Internet. ДО имеет ряд немаловажных преимуществ:

  • обучающиеся не посещают регулярных занятий, лекций, семинаров;

  • есть возможность формировать индивидуальный учебный план, варьировать время и темп обучения;

  • обучение проводится при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой.

Средняя оценка зарубежных и отечественных систем дистанционного образования показывает, что оно очень экономично и обходится на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют около 60% от затрат на дневную форму подготовки.

В результате дистанционное образование с использованием компьютерных сетей становится не только перспективной формой обучения, но и эффективной коммерческой деятельностью. Проведенные исследования показали, что обучение при помощи ДО уже сейчас пользуется спросом. Дистанционное образование сыграет важную роль в повышении образовательного уровня россиян, сделает их образование более мобильным и динамичным, а это особенно актуально на сегодняшний момент.

При этом важное значение имеет государственная поддержка. В отчете, выпущенном недавно Минобразования США, утверждается, что число государственных школ США, имеющих доступ в Internet, за последние три года увеличилось более чем вдвое и составляет 78% (всего в США более 80 тыс. государственных школ). В то же время даже в Москве это число по разным подсчетам составляет 5-10% (!). Помимо этого, правительство США намерено потратить на цифровые библиотеки $50 млн., в России же финансовая поддержка таких проектов или вовсе отсутствует, или речь идет о минимальных суммах.

По данным Garther Group, объем мирового рынка открытого образования будет расти на 100% в год, увеличиваясь, таким образом, с 2,1 млрд. долларов в 2001 году до почти 33,4 млрд. долларов к 2005 году. По прогнозам западных исследователей, к 2006 году 27% всей образовательной информации в мире будет передаваться через Интернет.


2. РАЗВИТИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.


В последние годы Министерство образования РФ уделяет большое внимание развитию образовательной системы на основе информационных и дистанционных технологий по следующим направлениям:

  • придание статуса финансовой приоритетности программам, направленным на создание электронных учебно-методических ресурсов и внедрение дистанционных технологий в образование;

  • разработка нормативно-правовых основ использования в образовании технологий дистанционного обучения;

  • активное использование в дистанционном обучении телекоммуникационных сетей и систем, включая спутниковые технологии;

  • создание электронных образовательных продуктов;

  • создание системы электронных образовательных порталов;

  • создание региональных систем дистанционного образования.


Нормативно-правовая основа использования в образовании технологий дистанционного обучения в России закладывается принятием документов:

  • Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", утвержден 10.01.2003 г. Цитата из документа (Ст.1, п.3): "Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

  • Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием."

  • 18.12.2002 г. утвержден документ "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ". В стадии обсуждения находится проект "Лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования с применением дистанционных технологий"


Национальный Фонд Подготовки Кадров РФ (НФПК) так же обратил свои взоры в сторону использования ДО-технологий в своей деятельности. В 2002 году стартовал проект по созданию системы повышения квалификации и подготовке кадров высшей школы для системы ДО в России. В 2003 году в НФПК принята к разработке программа, связанная с информатизацией и внедрением Интернет технологий в систему школьного образования по интенсивному сценарию, которая будет проводиться в трех направлениях:
- разработка учебных материалов нового поколения

- подготовка кадров - Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования;

- создание сети межшкольных методических центров.

Несмотря на официальные шаги соответствующих структур и ведомств, очень важным является аспект готовности населения к дистанционному обучению.

Согласно данным мониторинга Министерства образования РФ, проводимого с 1999 года, численность населения, имеющего возможность использовать компьютерную технику в образовательных целях, составляет около 15 миллионов человек и за 2000 - 2002 годы выросло в три раза. В среднем 75% -77% лиц с актуализированными образовательными потребностями выражают желание учиться дистанционно.


3. ВИДЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ


К основным видам электронных учебно-методических ресурсов относятся:
1. Электронные учебники
2. Тренажерные системы

3. Виртуальные лаборатории по дисциплине (виртуальный учебно-исследовательский практикум)
4.Тестирующие комплексы


3.1. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ


Электронный учебник - это ресурс, содержащий - структурированную интерактивную учебную информацию, - систему упражнений для ее осмысления и закрепления, - сценарии учебной работы.

Сценарий - описанная последовательность работы с учебным материалом. В грамотно построенном сценарии студент как бы ведет диалог с преподавателем, который заранее предусмотрел типичные вопросы и ошибки и создал систему реагирования на эти трудности.

Основными принципами разработки ЭУ являются:

  • Модульность

Модуль - логически завершенный учебный блок. В модуле обязательно четко определены:

- цели и задачи обучения по данному модулю;

- навыки и умения, получаемые при завершении изучения модуля;

- контрольные мероприятия (по ним будет оцениваться работа студента по данному модулю).

В состав модуля входят следующие элементы

1. Название модуля

2. Цели

3. Трудоемкость (например, в часах или % от объема всего курса)

4. Наименование учебных вопросов (подразделы модуля)

5. Учебный материал

6. Резюме

7. Тесты, вопросы для самоконтроля и практические задания

8. Литература

Дополнительным материалом в составе модуля могут быть:
- Текст психологического настроя (может быть как серьезным, показывающим значимость данного модуля, так и менее официальным - например, в виде эпиграфа, анекдота к теме)

- Девиз (например, "Семь раз отмерь, один раз отрежь" - в курсе кройки и шитья)

- Схемо-модуль (схематичное интерактивное изображение соотношения понятий, изучаемых в модуле. Может служить дополнительной навигацией по модулю, так как все понятия являются ссылками)

- Аудиозапись

- Часто задаваемые вопросы по теме модуля и др.

  • Интерактивность

Интерактивность определяет способ реакции электронного учебника на действия пользователя.

Виды интерактивности

I. По участникам процесса

- человек - компьютер;

- человек - человек.

II. По области применения

- В навигации

- В сценарии

Примеры интерактивности человек - компьютер:

1.Тесты разных видов, дающие обучающую обратную связь (которая показывает, какой раздел нужно повторить студенту, чтобы правильно ответить на вопрос)

2.Посещение виртуального музея;

3.Щелчок на изображении, чтобы посмотреть его анимированную версию и т.п.

Организующая информация в электронном учебнике:

1. Название курса

2. Сведения об авторе

3. Сведения о специальности

4. Структурно-логическое графическое изображение содержания курса

5. Программа курса, тематический план

6. Методическое руководство по изучению дисциплины

Дополнительная информация по курсу:

-Электронная библиотека (хрестоматия текстов для гуманитарных специальностей, ссылки на источники в Интернете, справочники для тех. специальностей)

-Экзаменационные вопросы

-Примеры решения задач

-Глоссарий

-Список иллюстраций

-Текст модулей для распечатки (в формате .doc, .pdf, так как много читать

экрана тяжело)

-В сетевом курсе - архивированный файл каждого модуля или учебника в целом для скачивания.

Основные ошибки при создании электронных учебных курсов
Эргономические: неудобная навигация, слабая привлекательность титульной страницы, учебный текст всего учебника дается одним огромным файлом, отсутствие интерактивного оглавления.

Методические: малое количество интерактивных элементов, плохая структурированность курса, слабая наглядность (нужно разумное использование графики, таблиц, схем и т.п.)

Целесообразность создания ЭУ:

1.Облегчение работы преподавателя (даже в очном обучении)

2.Дополнительный заработок от продажи студентам разных форм обучения (подобные учебники пользуются большим спросом)

3.При использовании курса в ДО - регулярные авторские отчисления

4.Проще осуществить обновления материала, чем на других носителях


3.2. ТРЕНАЖЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (НА ПРИМЕРЕ ТРЕНАЖЕРОВ ЦНОТ ДВГУ, г. Владивосток)


Особую часть компьютерных учебных пособий составляют тренажеры. Создание тренажеров наиболее разработанная область. Существуют прекрасные программные средства – конструкторы, сценарии, отменные реализации. Вызывает сожаление, что это относится исключительно к профессиональным тренажерам (для летчиков, танкистов, судоводителей, автогонщиков); рынок же компьютерных лабораторных работ и учебных практикумов пока заполнен изделиями несравненно низшего качества. Как правило, они создаются не специалистами, а студентами, и потому грешат известной односторонностью. Однако они нужны и вполне полезны в учебном процессе.

Центром новых образовательных технологий Дальневосточного государственного университета ведутся научные и экспериментальные работы в области создания компьютерных обучающих и тестирующих средств. Создан ряд разновидностей компьютерных тестирующих комплексов, реализующих, кроме прочего, известные педагогические идеи, восходящие к Платону и Сократу.

Тренажер – деловая игра - “Диалог" основан на идее вовлечения ученика в разговор между анимированными виртуальными персонажами – известными учеными. Тестирование знаний и обучение происходит завуалировано, в процессе диалога. Наполнение тренажера, “план" диалогов имеет сложную структуру и элементы “случайности". Особый интерес здесь представляет выстраивание процесса обучения в диалогах известных представителей разных культур и времен (диалоги культур). Комплекс «Диалог» реализует известную в педагогике идею платоновских диалогов. В процессе работы с ним учащемуся предлагается поучаствовать в полуинтерактивном диалоге вместе с известными учеными, писателями, героями книг (их анимированными фигурками) на учебные темы. Действия учащегося при этом ограничиваются нажатиями клавиш «согласен» - «не уверен» - «не согласен». Учебный диалог происходит на фоне анимированных иллюстраций, ветвится, оснащен обращениями к учащемуся и элементами сюрпризности. Поучающая и тестирующая функции при этом совмещены, выполняются одновременно. В диалогах на темы физики участвуют фигурки Эйнштейна, Больцмана, Ньютона. В литературных диалогах, естественно, Пушкин, Лермонтов, Козьма Прутков и др., а в исторических – Соловьев, Ключевской и др. Среди персонажей есть «анимированные портреты великих энциклопедистов», которые говорят всегда правильно и их высказывания играют роль своеобразной «шпаргалки», позволяют органично включить в сценарий элементы поучающие.

«Диалог» был использован преподавателями ДВГУ для проведения в 1994 году школьных компьютеризованных олимпиад, первых экспериментальных переводных компьютерных экзаменов в школах г. Владивостока (№1, №77, №42), первых экспериментальных вступительных экзаменов на физическом факультете ДВГУ. Комплекс быстро приобрел популярность, использовался для тестирования школьников в школах края и в Приморском ИППКРО для подготовки учителей вплоть до 2000 г., т.е. до начала происходящего в настоящее время обновления школьного компьютерного парка (используемая версия «Диалога» была создана для среды ДОС).

Существуют модификации комплекса «Диалог» – «Ковер-самолет» для обучения истории и географии в компании старика Хоттабыча, Вольки Костылькова и Жени Богорада, а также комплекс «Толмач» для обучения иностранным языкам. Летающие на «ковре-самолете» над Приморским краем персонажи обсуждают то, что видят внизу. При этом они приводят верные и неверные суждения, «ненавязчиво» проиллюстрированные на заднем плане. Иногда обращаются к самому учащемуся, что создает эффекты сопричастности и присутствия. Задача учащегося – поддерживать диалог с помощью нажатия клавиш. Комплекс «Толмач» и подобен «Ковру-самолету» тем, что его персонажи так же перемещаются в пространстве (на этот раз по улицам Лондона, Парижа и т.п.) и отличается функциями персонажей. Персонажей там три – «русский», «переводчик» и «местный житель - иностранец». Беседа между ними идет по плану: «вопрос русского» - «перевод переводчика» - «ответ иностранца» - «перевод переводчика» - «реакция русского» - повтор в прямом либо обратном порядке. Учащийся при этом играет роль наблюдателя и оценивает действия переводчика нажатиями трех клавиш. Персонажи вступают с учащимся в полуинтерактивный диалог, «исправляют» свои и его погрешности, поучают. Компьютерная «указка» помогает сосредоточиться на обсуждаемом фрагменте фоновой иллюстрации.

Тренажер – деловая игра - “Дидактор" позволяет учащемуся сыграть роль учителя, провести устный опрос в виртуальном классе. Итоговая оценка знаний учащегося вычисляется на основе анализа задающихся им вопросов и оценок ответов его виртуальных учеников. Тренажер, включенный в комплект учебника помогает проконтролировать процесс обучения. Интерфейс тренажера прост, для пользования достаточно мыши, а владения клавиатурой не требуется. Идея тренинга восходит к Платону и Сократу. Именно они считали: для того, чтобы познать что-то, нужно научить этому другого.

Последовательность действий на тренажере при проведении устного опроса в виртуальном классе следующая:

  1. Выбрать вопрос

  2. Задать вопрос

  3. Проверить ответ

  4. Поставить оценку

  5. Выбрать вопрос и т.д.

Задача тренирующегося - набрать как можно больше очков, правильно оценивая ответы виртуальных учеников, и получить положительную оценку. Время тренажа – 30 минут.

Результаты оцениваются в процентах от уровня, необходимого для получения "пятерки" на экзамене. 100% - это твердая пятерка. Оценка - понятие условное, и ее уровень зависит от сложности курса и задается преподавателем. По умолчанию, чтобы получить "пятерку" требуется набрать больше 65%.

Чтобы получить зачет по предмету может потребоваться от 16% и выше. В любом случае, результат зачета оценивается по принципу "получил - не получил" зачет, а результат экзамена оценивается по пятибальной шкале: от "2" до "5", и эта оценка идет в зачетную книжку или экзаменационную ведомость обучающегося. Результат тестирования, если при начале теста были введены личные данные, будет автоматически сохранен в файле протокола (с расширением res). После просмотра результатов клавишей "Назад" или "Теория" можно продолжать работу с курсом.

. Наполнение комплекса может быть использовано и стандартное – «вопрос и четыре ответа на выбор». Однако в отличие от стандартной ситуации в виртуальном классе, учащийся может видеть на экране много вопросов в своей «записной книжке» (свобода выбора) и только один ответ виртуального «ученика» на выбранный «учителем» вопрос (невозможность сравнения). При этом верность ответов «учеников» учащийся–«Учитель» должен оценить по школьной четырех балльной шкале. Сценарий «Дидактора» предусматривает для учащегося возможность использования «шпаргалки» - специально составленной автором информации, содержащей полный развернутый ответ на текущий вопрос со ссылками на дополнительные источники информации. В этом – поучающая функция тренажера.

В серии изготовленных ранее в ЦНОТ ДВГУ мультимедийных тренажеров “Кроссворд", “Фракон" (конструктор фраз), “Файндер" (найди ошибку), “Диктант", “Вордик" (повтори слово), “Ковер-самолет", “Толмач" использованы оригинальные, известные и переработанные сценарии. Переработка известных сценариев заключалась в гуманизации интерфейса, внесении элементов случайности и сюрпризности, стандартизации способа регистрации результатов.

Довольно широк круг дисциплин, материал которых послужил наполнением для вышеописанных изготовленных тренажеров – 14 школьных дисциплин (полностью материал 9, 10, 11 классов), Библиография (для студентов 1-го курса вуза), 14 вузовских специальных дисциплин (материал учебного плана специализации “Организация коммерческой деятельности предприятия"), Английский язык (мультимедийное пособие для студентов гуманитарных специальностей). Изготовленные тренажеры более 5-ти лет применяются для проведения Приморских краевых и Дальневосточных олимпиад школьников (более 50 параллелей ежегодно), приема экзаменов у абитуриентов ДВГУ (32 факультета, более 1 тыс. человек ежегодно).

3.3. ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ


Виртуальные лаборатории – обучающие системы моделирующие поведение объектов реального мира в компьютерной образовательной среде и помогающие учащимся овладевать новыми знаниями и умениями в научно-естественных дисциплинах, таких как химия, физика, биология, математика. Суть виртуальных лабораторий можно отразить тремя ключевыми словами: эксперимент, моделирование, динамика.

Значение виртуальных экспериментов для образования и преимущества их использования заключаются в том, что виртуальные опыты могут применяться для ознакомления учащихся с техникой выполнения экспериментов и оборудованием перед непосредственной работой в лаборатории. Это позволяет лучше подготовиться к проведению этих или подобных опытов в реальной лаборатории. Необходимо особо отметить, что виртуальные эксперименты безопасны даже для неподготовленных пользователей. Учащиеся могут также проводить такие опыты, выполнение которых в реальной лаборатории может быть опасно или дорого. Также проведение виртуальных экспериментов может помочь освоить навыки записи наблюдений, составления отчетов и интерпретации данных в лабораторном журнале. Компьютерные модели лабораторий побуждают обучающихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

При создании виртуальных лабораторий могут использоваться различные подходы. Прежде всего, виртуальные лаборатории разделяются по методам доставки образовательного контента. Программные продукты могут поставляться на компакт-дисках (CD-ROM) или размешаться на сайте в сети Интернет. По способу визуализации лаборатории различаются использованием двухмерной или трехмерной графики и анимации.

Например в состав электронного издания «Виртуальная химическая лаборатория для 8-11 классов», разработанного в Лаборатории систем мультимедиа Марийского Государственного технического университета, входят более 150 химических опытов из курса химии средней школы. Опыты проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории со всем необходимым оборудованием и химической стеклянной посудой (пробирки, колбы, штативы и т.п.), а также химическими реагентами. Для того чтобы избежать переполнения визуального пространства на экране компьютера, в интерфейс включен лишь тот набор лабораторного оборудования и реагентов, который необходим для проведения конкретного опыта. В некоторых опытах – это лишь емкости с растворами, а в других – сложные химические установки.

Химические опыты реализованы с использованием синтезированных в реальном времени трехмерных анимаций, благодаря чему, учащиеся, взаимодействуя с виртуальным оборудованием, могут проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать химические установки из составляющих элементов и проводить шаг за шагом виртуальные эксперименты. Кроме того, они могут производить необходимые измерения, используя модели измерительных инструментов. Во время выполнения опыта учащиеся могут занести в «Лабораторный журнал» свои наблюдения в форме изображений, «заснятых» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, сделать там же необходимые записи и интерпретировать данные, полученные в ходе эксперимента. Для обеспечения удобства написания химических формул и уравнений реакций в «Лабораторном журнале» был разработан специальный инструмент «Редактор химических уравнений», реализованный с использованием технологии Macromedia Flash.

В состав «Виртуальной химической лаборатории» входит «Конструктор молекул», предназначенный для построения трехмерных моделей органических и неорганических молекул. «Конструктор молекул» показывает цветные молекулы в виде штриховой, шаростержневой или масштабной трехмерных моделей. В «Конструкторе молекул» предусмотрена возможность визуализации атомных орбиталей и электронных эффектов, что значительно расширяет сферу использования моделей молекул при обучении химии. При необходимости созданные учащимися модели молекул могут быть сохранены в формате VRML для последующего просмотра в WEB-броузере.

Важным направлением в развитии пользовательского интерфейса для подобных образовательных продуктов является использование так называемых педагогических агентов, анимированных персонажей. Педагогические агенты помогают сконцентрировать внимание, ведут обучающихся через мультимедиа презентацию, обеспечивают дополнительные невербальные коммуникации через эмоции, жесты, движения тела. Таким образом, педагогические агенты делают взаимодействие пользователя с компьютером более «человеческим», более социальным.

Создание образовательных сред для активного обучения, повышающих мотивацию учащихся, является неотъемлемой частью успеха в стратегии внедрения электронного образования. Программное обеспечение для таких продуктов, основано на моделировании и использовании насыщенного мультимедиа контента. Техническая сложность и значительная стоимость таких проектов является основным препятствием на пути широкого распространения виртуальных лабораторий.


3.4. ТЕСТИРУЮЩИЕ КОМПЛЕКСЫ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖВУЗОВСКОГО ЦЕНТРА ТЕСТИРОВАНИЯ УГПИ, г. Уссурийск)


Тестирующие комплексы (электронные тестеры) являются наиболее распространенными электронными ресурсами проверки знаний. Легкость и простота их использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого.

Классические тестеры представляют собой перечень вопросов по какой-либо теме или дисциплине. Каждый вопрос выводится на экран с предложением выбрать один вариантов ответов, предлагаемых здесь же. После каждого ответа предлагается следующий вопрос, а по окончании теста (обычно довольно короткого) студенту в краткой словесной форме дается характеристика, напр.: «Вы заслуживаете доверия в умеренной степени». Кроме этого, автоматически подсчитывается количество набранных баллов по оцениваемому параметру. Результаты сохраняются в оперативной памяти, могут быть сохранены в файловом виде и распечатаны.

Так на базе Межвузовского центра контроля качества знаний (Центр тестирования Уссурийского государственного педагогического института) разработана программа "FK - тест", реализующая классическое тестирование. Задания формулируются в закрытой форме, к ним 3-5 альтернативных вариантов ответов. Результаты тестирования представляют собой три строки: первая - количество правильных ответов; вторая - количество неправильных ответов; третья - доля правильных ответов, выраженная в процентах. Преподаватели самостоятельно определяют, какой процент правильных ответов можно интерпретировать как зачет.

Работа, предваряющая тестирование, заключается в подготовке заданий в тестовой форме, формулирование к ним вариантов ответов, редактирование заданий, сканирование и редактирование рисунков. Затем запускаются тестеры, считывающие информацию из текстовых файлов. В конце проверяется работа тестирующих программ.

За время существования Центра были проведены зачеты в форме тестирования по таким дисциплинам: 1) Этнология; 2) Методика преподавания физики (7 - 8 кл. ср. школы); 3) Введение в педагогическую деятельность; 4) Анатомия человека (Кости нижнего пояса конечностей; Внутренние органы); 5) Возрастная психология; 6) Земноводные. Студенты оперативно и без лишней эмоциональной нагрузки могут проверить свои знания.

Центр тестирования УГПИ совместно с Московским государственным университетом под эгидой Министерства Образования Российской Федерации проводит с 2000 года репетиционные туры телекоммуникационной компьютеризированной общеобразовательной олимпиады (Телетестинг) для старшеклассников. Это соревновательное тестирование, направленное на выявление способных и подготовленных молодых людей, достойных приглашения обучаться в лучших вузах страны. Тестирование проводится по 9 предметам: словесность, география, биология, история, английский язык, математика, физика, информатика, химия. Десятый - тест интеллектуального потенциала. Обработка результатов тестирования велась через Интернет Московским Центром тестирования "Гуманитарные технологии" МГУ.

Кроме того, Центр тестирования УГПИ проводит репетиционное тестирование для выпускников 11-х и 9-х классов по компьютерным технологиям Центра Тестирования МО РФ в течение учебного года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, в настоящее времени в России есть условия для активного использования дистанционных технологий во всех образовательных направлениях деятельности: в довузовской подготовке, в очном и заочном образовании, в системе повышения квалификации и переподготовке кадров. Своеобразная «тестовая культура», уже сложившаяся в мире и России, приносит свои плоды, как позитивные, так и негативные. Как позитивным следует отнести, например, ушедшее в прошлое «глухое» сопротивление внедрению тестовых технологий. К негативным – стремление облегчить процедуру тестирования, превратить ее в «легкую прогулку» для учащегося.

Сегодня тестология – развивающаяся наука. В ее развитии принимают участие и ученые, и преподаватели, и учащиеся. Студенты педагогических направлений изучают методы составления тестовых заданий, пишут самостоятельные работы, высказывая свое мнение о негативных и позитивных сторонах процедур компьютерного тестирования. Описанные выше комплексы давно приобрели популярность среди школьников и учителей. На их основе ежегодно проводится более предметные олимпиады региональных уровней (в том числе и в среде Internet), ведется тестирование знаний школьников в школах, учителей в Центрах повышения квалификации. Студенческий вариант тренажера «Дидактор» широко используется в ДВГУ для тестирования знаний студентов (более 10 тыс. студентов, более 100 дисциплин ежегодно) очной, заочной форм обучения.

Стремительный прогресс в области информационно-коммуникационных технологий происходящий в начале XXI века позволяет существенно увеличить возможности предоставления электронных образовательных услуг. В этом плане дистанционное обучение (ДО), в котором широко используются современные автоматизированные системы и методы получения и проверки знаний, является одним из основных направлений развития образовательной системы, позволяющее обеспечить населению широкий доступ к получению образования и, в первую очередь, для тех, кому неудобны по тем или иным причинам традиционные формы обучения. Зарубежный и российский опыт развития образования определенно указывает на то, что будущее образования за широким использованием гибких комплексных моделей учебного процесса, в котором активно используются различные средства, методы и технологии и, прежде всего, дистанционные.

ГЛОССАРИЙ

Автоматизированная обучающая система (АОС) - комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную учебную деятельность:

  • обучение конкретным знаниям;

  • проверку ответов учащихся;

  • возможность подсказки;

  • привлекательность изучаемого материала.

Виртуальный класс (Virtual class) - обучающая система, работающая с группой учащихся, находящихся в различных помещениях или зданиях. Установлено, что уединение за компьютером виртуального класса развивает у учащегося более сильное чувство кооперации и сотрудничества, чем в обычных аудиториях.

Дистанционное образование (Distance education) - процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса.

Дистанционное обучение (Distant learning) - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Информационная услуга (Information service, фр.Service d'information) - услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователя путем предоставления информационных продуктов. Информационные услуги - по законодательству РФ - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Информационный продукт (Information production; Information product) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара. Информационными продуктами являются программные продукты, базы и банки данных и другая информация.

Образование (Education) - социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества. По законодательству РФ - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.


Обучающая программа - программа, предназначенная для передачи учащемуся некоторых знаний и/или развития навыков. Обычно обучающая программа подразделяется на собственно обучающую и на контролирующую части.

Обучающая система (Training system ) - аппаратурно-программный комплекс, предназначенный для обучения пользователей. Основная задача обучающей системы состоит в эффективной передаче знаний в зависимости от степени подготовленности пользователей и их способности усваивать полученную информацию. Различают автономные и сетевые обучающие системы.

Тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тренажер - обучающая система, имитирующая штатные и нештатные ситуации, на которые обучающийся должен адекватно и своевременно реагировать.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. Книга для преподавателей вузов, техникумов, училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов педагогических вузов. М.: АДЕПТ 1998. – 217 с.

  2. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное образование: региональный аспект.// Дистанционное Образование - 1998. -№1.

  3. Васильев В. И., Демидов А. Н., Малышев Н. Г., Тягунова Т. Н. Методологические правила конструирования компьютерных педагогических тестов. М., 2000 г. - 64 с.

  4. Виртуальный мир Инфосферы. Материалы международной научно-методической конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1999. – 288 с.

  5. Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты. – М.: Информ Пресс –94, 1995. – 220 с.

  6. Говорский А. Э. Многофункциональные распределенные системы контроля и управления // Открытое образование. - 2004. - N 2. - С. 56-59

  7. Густырь А.В., Долгоруков А. М. Проблемы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования. //Среднее профессиональное образование. - 1999, - спец. выпуск.

  8. Деражне Ю.Л. Дистанционному образованию нет альтернативы. // Профессионал. - 1999. - № 2.

  9. Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы. Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию. Россия, Москва, 25-27 ноября 1998 г. / Под ред. В. П. Тихомирова, В. И. Солдаткина, Д. Э. Колосова. – М.: МЭСИ, 1998. – 564 с.

  10. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г., Титарев Д.Л., Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Ярных В.В., Яхшибекян А.А. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / под общей редакцией Тихомирова В. П. // М: Изд-во МЭСИ, 2000. – 189 с.

  11. Иванников А.Д., Кулагин В.П. Вопросы построения единого информационного пространства высшей школы России -//Тезисы докладов конференции Телематика97 - С-Петер-бург: - 1997.

  12. Информатизация образования – 2000. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск, 16-18 мая 2000г. – Хабаровск: Графика. – 2000. – 220 с.

  13. Кондрашевский Г. В. // Открытое образование. - 2004. - N 2. - С. 15-24

  14. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. // Проблемы информатизации высшей школы - 1998. - №3-4.

  15. Концепция системы дистанционного образования государств - участников Содружества Независимых государств (проект). // Материалы четвертого заседания Совета по сотрудничеству в области образования государств - участниковСНГ. Смоленск, 1999.

  16. Концепция создания и развития Глобального Виртуального Университета - Тихомиров В.П ,Лобачев С.Л., Солдаткин В.И - М., 1999.

  17. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Утверждена постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 19995 г. №6.

  18. Лобачев С.Л. Сетевое дистанционное образование в МЭСИ -//Мир INTERNET - 1998 . - №7,8.

  19. Лобачев С.Л., Солдаткин В.И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект, - М: МЭСИ, 1998. - 104 с.

  20. Лобачев С.Л., Титарев Л.Г., Хорошилов А.В., Станчев И., Мульдер М. Применение средств мультимедиа и организация информационной системы обучения по направлению. Развитие человеческих ресурсов. //Дистанционное Образование. - 1998 . - №2.

  21. Материалы I II III Всероссийской конференции по дистанционному образованию - М., 1998.

  22. Могилев А.В. Концепция развития сферы дистанционного обучения в региональном ВУЗе. //Лекция-доклад. -М.,2000.

  23. Морев И.А., Вовна В.И. Опыт создания мультимедийных учебных пособий в Дальневосточном государственном университете//Материалы научно-практической конференции "Дистанционное образование". - Владивосток: ДВГУ, 1998. http://www.dist-edu.ru/konf/7KONF_DO/dokl/morev.htm

  24. Морозов М.Н., Танаков А.И., Быстров Д.А.. Педагогические агенты в образовательном мультимедиа для детей: виртуальное путешествие по курсу естествознания// Proceedings of International Conference on Advanced Learning Technologies ( ICALT ), Казань. 9-12 сент. 2002. - Казань: КГТУ, 2002. - С.69-73.

  25. Назаренко А. Л. Преподавание иностранных языков на дистанционной форме // Открытое образование. - 2004. - N 2. - С. 65-68

  26. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Непрерывное образование: методология и практика. - М., 1990.

  27. Новицкий А.Г., Свириденко Ю.А. Дистанционное обучение: проблемы, пути развития. //Журнал-каталог "Образование". - 1997. - №1.

  28. Овсянников В. И. Исследование психолого-педагогических основ дистанционного образования // Открытое образование. - 2004. - N 2. - С. 7-14

  29. Овсянников В.И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива? //Педагогика. - 1996. - №3.

  30. Попов В.В. Дистанционное образование в свете креативной педагогики // Дистанционное Образование. - 1997 . - №3.

  31. Попов В.П. Поиск новых методов обучения в перид перехода к дистанционным технологиям. //Среднее профессиональное образование. - 2000. - №2.

  32. Развитие новых технологий в системе образования РФ. Сб. трудов 2-й региональной научно-практической конференции. Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2000. – 98 с.

  33. Резванов С.В. Инновации в образовании и научных исследованиях. //Академия. Ростовский еженедельник. - 1999. - №38.

  34. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, проблемы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.

  35. Солдаткин В.И. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в.// Дистанционное Образование. - 1998. - №1.

  36. Тихомиров В.П. Основные принципы построения Системы дистанционного образования России //Дистанционное образование. - М.,1998. - №1,.

  37. Тихомиров В.П. Технологии дистанционного образований в России. // Дистанционное образование. - М., 1996., № 1.

  38. Троян Г. М. Применение универсальных подходов для улучшения качества дистанционного образования // Открытое образование. - 2004. - N 2. - С. 37-47

  39. Успенский В.И. Организация обучения государственных служащих.// Дистанционное образование. - 1996. - № 1.

  40. Фадеев А. Г., Морев И. А. Интернет в образовательной деятельности: Учебное пособие к дистанционному курсу. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. – 181 с.

  41. Федеральный закон РФ. "Об информации, информатизации и защите информации". М., 1995.

  42. Фофанов В.И. Новые информационные технологии - важный фактор повышения эффективности дистанционного обучения в колледже.// Среднее профессиональное образование. - 1999., спец. выпуск.

  43. Хуторской А. В. Технология эвристического обучения//Новые технологии. — 1998 г., № 4.

  44. Цукерман Г. А. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г. — 180 с.

  45. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. – 52 с.

  46. Шаповалов В.А. Региональные университетские центры и система послевузовского образования. В сб.: Система послевузовского и дополнительного профессионального образования в современной России. - Ростов-на-Дону, 1997.

  47. Шмелев А.Г., Бельцер А.И., Ларионов А.Г., Серебряков А.Г. Адаптивное тестирование знаний в системе "ТЕЛЕТЕСТИНГ".// Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Информационные технологии в образовании". - Москва, 2000. -http://www.teletesting.ru/de/st109.html



РЕСУРСЫ СЕТИ INTERNET


http://www.informika.ru - сайт Министерства образования РФ

http://www.isf.ru - сайт Института «Открытое общество» (фонд Дж. Сороса)

http://www.eidos.ru - Центр дистанционного образования "Эйдос"

http://openuniversity.ru – Открытый Университет ДВГУ

http://www.elitarium.ru – Школа национальной элиты: Портал дистанционного образования

http://www.ido.ru/ - Евразийский открытый институт. сайт Института дистанционного образования с использованием Internet Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ):

http://www.tantal-rim.com - Русский институт управления (гуманитарно-технический колледж "Тантал")

http://www.teletesting.ru – Дистанционное образовательное тестирование для старшеклассников

http://fareast.fio.ru – Дальневосточный региональный центр Федерации Интернет-образования





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Автоматические методы тестирования знаний icon“Представление знаний в информационных системах”
Теоретические аспекты извлечения знаний. Коммуникативные методы извлечения знаний. Текстологические методы извлечения знаний
Автоматические методы тестирования знаний iconГ. Москва 2012г. Современные формы контроля знаний учащихся Содержание Введение
Проверка и коррекция знаний в системе личностно-­ориентированной технологии образования с использованием тестирования
Автоматические методы тестирования знаний iconГ. Москва 2012г. Современные формы контроля знаний учащихся Содержание Введение
Проверка и коррекция знаний в системе личностно-­ориентированной технологии образования с использованием тестирования
Автоматические методы тестирования знаний iconАвтоматические ворота, мы в состоянии предложить своим клиентам лучшую продукцию в категории «цена-качество»
Мы гарантируем изготовление и поставку только проверенной, надежной продукции. Клиенты, приобретающие у нас гаражные ворота (например,...
Автоматические методы тестирования знаний iconНедостатки классической теории тестирования и преимущества современной теории тестирования (irt)
Карданова Е. Ю. Преимущества современной теории тестирования по сравнению с классической теорией тестирования. Вопросы тестирования...
Автоматические методы тестирования знаний iconПрограмма дисциплины Информационные технологии управления знаниями для направления 080600. 68 «Бизнес-информатика»
Методы извлечения и структурирования знаний. Модели представления знаний. Экспертные системы и базы знаний
Автоматические методы тестирования знаний iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Методы извлечения и структурирования знаний. Модели представления знаний. Экспертные системы и базы знаний
Автоматические методы тестирования знаний iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Методы извлечения и структурирования знаний. Модели представления знаний. Экспертные системы и базы знаний
Автоматические методы тестирования знаний icon«Утверждаю» Приложение №1 Проректор по ур университета к Положению о
Использование технологии компьютерного тестирования знаний (далее тестирование) в период проведения экзаменационной сессии (далее...
Автоматические методы тестирования знаний iconМетодические рекомендации по составлению контролирующих тестов и внедрению тестирования в образовательный процесс Введение
Ования и модернизации образования. Один из элементов системы оценки качества – тестирование учебных достижений студентов. Система...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы