Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками icon

Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками



НазваниеСовременная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками
Дата конвертации03.08.2012
Размер120.03 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками.

Наблюдение как основной метод познания окружающего мира маленькими детьми находит свое признание еще с древних времен.

Еще в 17 веке по достоинству оценил наблюдения великий чешский педагог Я. Каминский : «…источником знаний о природе являются наблюдения. Начало познания должно всегда начинаться с осязания, потому что ничего не существует в познании, чего раньше не было в ощущениях, поэтому и ученье необходимо воспринимать не словесным объяснением вещей, а предметным наблюдением их».

С материалистических позиций к пониманию процесса познания подошел К.Д. Ушинский. Это позволило ему правильно определить путь обучения: от конкретного к абстрактному, от представлений к понятиям. Ушинский высказал ценные мысли о методике проведения наблюдений. Мало видеть, надо «зорко смотреть на предстоящий предмет, замечать его особенности». Словом, видеть его «со всех сторон и в среде отношений, в которые он поставлен».

Ведение наблюдений непосредственно в природе – достоверный источник знаний, формирующий в ребенке наблюдательность. «Человек с тонкими чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он сравнительно проницательнее и находчивее, глубже проникает во все, а поэтому работает основательнее; из всего извлекает большую пользу; находит интерес и принимает живое участие там, где другой останется совершенно равнодушным» (А.Я. Герд).

Наблюдение - один из наиболее доступных и эффективных для младших школьников методов получения знаний об окружающем мире, так как он прост сам по себе. Доступен и объект наблюдений. Полученные в результате наблюдений знания о природе для ученика конкретны и убедительны. Он добыл их сам. В этом случае дети своими органами чувств воспринимают и запечатлевают образы предметов и явлений природы, накапливается достоверный фактический материал, который в процессе последующего его обобщения может дать прочные, осознанные знания, поможет осознать взаимосвязь предметов и явлений окружающего их мира, их изменчивость. Одновременно учащиеся убеждаются в возможности познания природы.

Кроме того, собственные наблюдения и полученные при этом знания являются основой воспитания ребенка, развития его жизненно важных качеств. Одним из них является чувство патриотизма. Оно складывается из развития любви к природе, к своему краю, ко всей нашей Родине. Младшие школьники индивидуально и во время экскурсий ведут наблюдения за родной природой и трудом людей. В результате дети узнают свой край. Знание же своего края - это один из путей воспитания любви, привязанности к своему городу, краю. Нельзя любить то, чего не знаешь. Любовь к малой Родине, гордость за нее воспитываются и через эмоциональные переживания, связанные с восприятием красоты природы. В ходе наблюдений во время экскурсий учитель должен вызвать в детях радость, удивление, восторг, восхищение родной природой. Наблюдая труд людей в разные времена года, младшие школьники видят отношение людей к труду, достигнутые ими успехи. Возникает желание участвовать в общем деле доступным для них образом (изготовление кормушек, подкормка птиц, уборка мусора в скверах и парках и т.д.).

В неразрывной связи с воспитанием любви к родной природе идет формирование у учащихся бережного к ней отношения. Учитель должен напоминать детям о недопустимости каких-либо сборов растений в природе во время экскурсий и самостоятельных наблюдений без разрешения учителя. При этом простые запреты нередко не только не приводят к желаемым результатам, а вызывают противоположное действие. Поэтому, проводя такую работу, надо на примерах показать, к чему приводит нерадивое отношение к природе. Например, во время весенней экскурсии следует обратить внимание на редкое растение леса - ветреницу, когда-то цветущую там в изобилии. А на экскурсии к водоему - на исчезновение кувшинки. Особенно на такие моменты надо обращать внимание в окрестностях больших городов, для которых характерно исчезновение многих видов растений и животных. Необходимо рассказать о бесполезности сборов живых растений. Букеты из дикорастущих растений быстро вянут, и люди их просто выбрасывают.

Экскурсии в природу способствуют эстетическому воспитанию детей. Общение ребенка с природой - это сильнейший источник развития эмоций. Велика связь эстетического воспитания с формированием в детях бережного отношения к природе, с нравственным развитием личности, с воспитанием таких качеств, как доброта, сострадание, чуткость, гуманизм, ответственность за свои поступки, культура поведения в природе и т.п.

Экскурсии также способствуют физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья, так как, предполагая непосредственное общение с природой, развивают подвижность, увеличивают время пребывания на свежем воздухе.

В процессе наблюдений во время экскурсий формируется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления. Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающем мире больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором.

Развиваются и другие очень ценные качества личности, такие, как творческий подход к любой деятельности, самостоятельность, дисциплинированность, познавательная активность, трудолюбие, бережливость и другие качества.

Курс «Окружающий мир» предполагает получение определенной системы знаний о живой и неживой природе. Значит и наблюдения в природе должны быть систематизированы. Все объекты наблюдений должны быть доступны и тесно связаны с курсом по годам обучения. Наблюдения на экскурсиях от класса к классу должны усложняться, а объекты заранее тщательно отбираются учителем в зависимости от особенностей изменений в природе. Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке.

В организации экскурсий по разным предметам учебной программы есть общие моменты.

Виды:

-по содержанию учебного материала;

-по месту проведения;

-по основной дидактической цели и по месту, которое занимает данная экскурсия в изучении темы.

1. Вводные.

2. Предварительные.

3. Текущие.

4. Сопровождающие.

5. Итоговые или заключительные.

6. Комплексные.

Организация.

  1. Класс делится на группы.

  2. Учитель излагает каждой группе задания, связанные с изучением объектов.

  3. Краткое сообщение об экскурсии и технике безопасности.

  4. Поход по маршруту, знакомство, сбор необходимых сведений. Решение поставленных задач.

  5. Оценка полученных результатов (практическая значимость, количество и качество собранных сведений).


Каждая экскурсия состоит из трех этапов: подготовка к экскурсии, ее проведение, обработка материалов экскурсии и использование их на других уроках.

Вводная беседа к экскурсии может быть проведена в классе или на месте экскурсии. В ходе ее сообщается цель экскурсии, выясняется готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаются задания для работы.

Важная часть всякой экскурсии - самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов. В младших классах это изучение ведется в процессе наблюдений по вопросам. При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь им провести сравнение изучаемых предметов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т.п. При этом необходимо помнить, что в задания включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Не следует говорить о том, чего дети не смогут увидеть в природе в данный момент. Исключение составляют случаи, когда нужно установить отсутствие в природе каких-то объектов.

Чаще всего на экскурсии всем учащимся даются одинаковые задания, но иногда целесообразно разбить класс на группы, и каждая группа получает особые задания. В ходе наблюдений дети приходят к каким-то своим выводам. Иногда эти выводы оказываются ошибочными. В случае сравнения деревьев и кустарников, например, учащиеся часто ошибочно сравнивают их по высоте. В таких случаях учитель дает дополнительные задания для наблюдений, которые помогут опровергнуть неверные выводы. Полученные таким образом знания будут более прочными, чем при простом рассказе учителя.

По материалам проведенных наблюдений обязательно организуется беседа. Она может проводиться одновременно с наблюдениями, когда дети сразу говорят о том, что видели. А иногда можно давать сразу несколько заданий, учащиеся выполняют их самостоятельно, а затем по сигналу собираются в указанном месте, где и проводится беседа.

В конце каждой экскурсии подводится итог. В нем выделяются те основные сведения, которые дети узнали на экскурсии.

Теперь можно подробнее остановится на том, что именно могут наблюдать ученики младших классов на экскурсиях.

Важным условием успешности наблюдений является отбор объектов. Для постоянных сезонных наблюдений следует отобрать такие объекты, которые доступны в любое время года, в любую погоду: их можно увидеть издали, вблизи, к ним можно подойти, потрогать и т.д. Труднее сделать такой отбор применительно к животным, так как эти объекты подвижны. Учитель может указать приблизительно, за какими животными в данной местности можно понаблюдать, где, в каких местах наибольшая вероятность их встретить.

Для выполнения некоторых заданий, например измерения снежного покрова, наблюдения за птицами в кормушке, необходима некоторая предварительная подготовка: до наступления зимы надо установить рейки, изготовить кормушки, собрать корм и т.д.

Сам процесс наблюдения начинается с того, что учитель предлагает внимательно рассмотреть предмет в целом, чтобы у ребенка сложилось целостное представление о предмете. Затем следует организовать рассматривание предмета или явления по частям, сосредоточив внимание на отдельных деталях, моментах. Если объект подвижный, надо предложить детям заранее наметить для рассматривания часть тела, например, голову, затем хвост и т.д., чтобы при появлении объекта ребенок сразу направил свое внимание на эту часть. При таком подходе к наблюдениям ученик привыкает к концентрации внимания, привыкает смотреть только на то, что нужно ему видеть для решения поставленной перед ним задачи.

Однако смотреть на предмет или его часть - не значит видеть его, запомнить его образ. А именно это последнее и является важнейшим результатом экскурсии в природу. Поэтому учителю следует в процессе руководства наблюдениями применять различные приемы, чтобы задержать на некоторое время внимание детей на том или ином явлении, предмете, полнее запечатлеть его образ. Можно предложить ученику после однократного рассматривания предмета или его части закрыть глаза и представить себе его. При необходимости прием повторить. Хороший прием закрепления образа предмета, явления – выполнение зарисовок по результатам экскурсии. Выполнять рисунок можно с натуры или по памяти. Эффективность наблюдений в значительной степени повышается, если ребенок записывает их результаты или использует при выполнении задании в рабочей тетради по «Окружающему миру».

Интересен и другой прием, заставляющий ребенка внимательно смотреть на предмет: не надо подсказывать результаты наблюдений, ребенок сам должен добиться этих результатов, исследовать объект, сделать для себя «открытие». При заинтересованности быстрее запечатлеваются образы изучаемых объектов, стимулируется активная творческая деятельность учащихся. Поэтому материалы экскурсии рекомендуется использовать на уроках изобразительного искусства, особенно при рисовании по представлению. В этом случае во вводной беседе нужно обязательно поговорить о том, что дети наблюдали в окружающей природе, вспомнить, какими они видели предметы и явления.

Экскурсии в природу дают богатый материал для различных творческих работ по развитию речи. Это творческие устные рассказы и письменные сочинения по наблюдениям в природе, предусмотренные практически всеми программами по русскому языку.

Значительно легче приучать детей к наблюдениям в природе, поддерживать к ним интерес, когда учитель сам показывает пример в этом отношении. Поэтому на уроке в беседу по материалам экскурсии нужно включать и то, что видел учитель, а при доступности объектов для наблюдений отослать детей к ним.

Теперь на конкретном примере разберем , что и как могут наблюдать дети во время экскурсии в природу. В программе по курсу «Окружающий мир», которую предлагают Г.Г. Ивченкова и И.В. Потапов , предусматривается ряд экскурсий в природу в соответствии с изучаемыми темами. Остановимся на осенней экскурсии в лес во 2 классе.

Цель экскурсии - показать, что происходит в природе осенью, а также определение различных видов растений. При выборе места надо учесть возможность наблюдать и лиственные и хвойные растения. Вначале ведутся наблюдения за погодой и состоянием неживой природы :солнце и его положение на небе, температура ,ветер, осадки. Подводится итог- как изменилась неживая природа с наступлением осени? Можно вспомнить народные приметы, по которым в старину определяли погоду осенью.

Воробьи купаются в пыли - к дождю.

Утром иней – к хорошей погоде.

Сова кричит – на холод.

Курица поджимает лапы – к стуже, воробьи прячутся в хворост_ к хорошей погоде.

Потом предлагается подумать, как осень повлияла на жизнь растений и животных, которые и будут объектами наблюдений на данной экскурсии.

В начале экскурсии, ориентируясь на вопросы учителя, дети учатся различать деревья и кустарники и делают вывод об их сходстве и различии. Затем определяют, к какой группе относится то или иное растение, обосновав свое мнение. По ходу беседы учитель рассказывает интересные сведения о разных деревьях средней полосы России.

Дуб – велик и могуч, с глубокими корнями. В старину из него делали корабли. Клен – «санаторий» для пчел. С одного гектара кленовых деревьев собирают 200 кг меда, а из листьев получают краску. Из клена делают кларнеты и флейты.

На экскурсии также дается представление о хвойных и лиственных растениях. Далее ведутся наблюдения за изменением в жизни растений осенью по следующим параметрам:

-окраска листьев деревьев

-опадание листвы

-изменение травянистых растений

-появление плодов и семян у некоторых растений(по возможности рассмотреть поближе).


Необходимо отметить, что листопаду предшествует изменение окраски листьев. В процессе наблюдений дети отмечают, в какие цвета окрашены листья разных деревьев и кустарников, одинаково ли меняется окраска листьев на каждом отдельном дереве. Оттого, что листья разнообразно окрашены, лес в начале осени очень красив. Это время называют золотой осенью. Здесь можно вспомнить произведения об осени, изучаемые в это время на уроках литературного чтения по учебнику Э.Э. Кац:

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышал….»

А.Н. Майков «Осень»

М.М. Пришвин «Осень в лесу».

В этом месте можно сделать перерыв, предложив детям собрать букет из осенних листьев или провести игру «От какого дерева лист».

Во второй части внимание детей направляется на наблюдение осенних наблюдений в жизни животных. Следует помнить, что животные менее доступны для наблюдений. В это время можно увидеть стаи птиц, готовящихся к отлету. Надо понаблюдать за ними, послушать их голоса. В теплый солнечный день еще много насекомых, хотя часть их уже попряталась. Их можно отыскать в трещинах коры деревьев, под камнями, под кучами листьев и т.п. В лесу много паутины. Если тихо постоять около нее, можно увидеть и самого паука и его жертву. В лесах Московской области также можно встретить белку, увидеть нору крота. Можно провести небольшую викторину, используя вопросы и загадки в шуточной или стихотворной форме.

-У кого щека вместо мешка?

-Кто собирает яблоки спиной?

-Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор. «Дятел».

Во время проведения экскурсии следует обратить внимание детей на необходимость бережного отношения к природе: нельзя рвать растения, собирать можно только опавшие листья, ходить следует по тропинкам, чтобы не ломать растения и не повредить норы мелких животных. По возможности показать растения, которые взяты под особую охрану.

В заключение экскурсии подводится итог.

В классе на уроке русского языка можно написать сочинение «Осень пришла» по вопросам учителя с опорой на впечатления от экскурсии.

В первой четверти программа по изобразительному искусству также предлагает темы уроков, на которых используются наблюдения в природе:

-Прощай, лето. Осенние листья.

-Осенние подарки природы.

-Осенний узор.

Ежегодно во многих школах проводится конкурс «Осенний букет», где дети могут использовать природный материал, собранный на осенней экскурсии.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что непосредственные наблюдения в природе во время экскурсий не только важнейший источник знаний о природе, они еще призваны развивать в детях важные умения - смотреть и видеть, а также делать выводы на основании увиденного. И то и другое достигается в процессе кропотливой совместной работы учителя и учащихся.


Литература:

1.С. В. Кульцевич , Т .П. Лакоценина «Не совсем обычный урок». Воронеж, 2001 г.

2. Н. Т. Брыкина и др. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». Москва, 2004 г.

3. Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина «Наблюдения и опыты на уроках природоведения». Москва, 1988 г.




Похожие:

Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками icon"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и
Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconБуланова С. Ю., г. Архангельск изучение младшими школьниками видов сложных предложений
Осознание данной системы и ее свойств является необходимым этапом в овладении младшими школьниками предложением как единицей языка...
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconТематическое планирование курса естествознания 6 класс
Явления в природе. Классификация явлений. Наблюдение и описание явлений в природе
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconТематическое планирование курса естествознания 6 класс
Явления в природе. Классификация явлений. Наблюдение и описание явлений в природе
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconТезисы к уроку на тему «Как жили наши предки славяне»
Тем самым предопределяется успех выполнения «заложенных» в задания интеллектуальных действий, осуществляется интеллектуальная самоактуализация,...
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconКонтрольная работа По дисциплине концепции современного естествознания. На тему
Сущность генетики как науки. Теоретического и практического значения современной генетики
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconМетодическая разработка проекта по математике
Объектом изучения статистики как общественной науки являются закономерности формирования общественных явлений и изменение их количественных...
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconИстория развития естествознания. Стадии познания природы и глобальные естественнонаучные революции
...
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconВолгоградский государственный социально-педагогический университет
Логопедическая работа по усовению предложно-падежных словосочетаний пространственного значения младшими школьниками с задержкой психического...
Современная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками iconНаблюдение как метод социально психологического исследования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы