Философские взгляды И. Канта icon

Философские взгляды И. Канта



НазваниеФилософские взгляды И. Канта
Дата конвертации03.08.2012
Размер260.58 Kb.
ТипРеферат
Философские взгляды И. Канта


Министерство высшего и профессионального образования РФ Костромской Государственный Технологический Университет кафедра философии Предмет: философия. Тема: Немецкая классическая философия. Философские взгляды И. Канта. Выполнил: студент гр. 98-3Ти-356 Смирнов А.Л. Проверил: Кострома 1998 г. ПЛАН В в е д е н и е 1. Аналитика прекрасного. а. Суждение вкуса по его качеству и количеству. б. Суждение вкуса по отношению к целям. в. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета. 2. Аналитика возвышенного. а. Характеристика чувства возвышенного. б. Возвышенное в природе. 3. Дедукция чистых эстетических суждений. а. Субъективный принцип способности суждений вкуса. б. Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном. в. Характеристика изящных искусств и гения 4. Диалектика эстетической способности суждения. а. Антиномия вкуса. б. Об идеализме природы и искусства. З а к л ю ч е н и е П р и м е ч а н и е Самый главный предмет в мире - это человек, ибо он для себя - своя последняя цель. Право чело- века должно считаться священным. И. Кант "Критика способности суждения" Канта является основной его работой, какпо ее значению для понимания философии самого Канта, так и по влиянию,какое она получила в истории послекантовского немецкого идеализма. В этойработе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способностисуждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способностисуждения о целесообразности в природе, или о целесообразном строенииорганизмов. Вопрос о целесообразности в природе учеными XVIII столетиярешался с точки зрения всеобщих законов развития механики, физики иастрономии. Механическая причинность стала ключом к научному объяснениювсех процессов и явлений природы, в основе которых лежало представление оцелях. С развитием анатомии и физиологии человека и высших животныхусиливается тенденция распространить принцип механической причинности и наорганическую природу. Но этот метод познания и объяснения органическогомира зашел в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кантнашел яркое выражение для этого состояния остановившейся на половине путисовременной ему науки. В своем раннем трактате "Всеобщая естественнаяистория и теория неба" 1755 г. он одновременно выразил и гордую уверенностьнауки в законности, силе механического причинного объяснения явленийнеорганической природы, и смиренное признание ее неспособности дать такоеже объяснение явлениям природы органической. Пока наука подчиняласьрелигии, то естественно все явления и процессы объяснения органическогомира она объясняла с религиозной точки зрения, но все настойчивее наукаискала пути для научного, не религиозного объяснения природы. Так возниклов научном мировоззрении XVIII века одно из основных для него противоречий.Наука не смогла признать, как факт, существование целесобразности вприроде, в то же время сама наука признавала, что научное объяснение этогофакта пока невозможно.
Это противоречие ослабло к XIX веку, но ещепродолжалось вплоть до середины нашего столетия, пока физические иматематические методы не проникли в биологию. В эпоху Канта указанноепротиворечие оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взораКанта и стало предметом исследования не только в его ранней космогонии, нотакже в первой из его "критик" - в "Критике чистого разума" 1781 г., атакже в последующих его работах "Критика практического разума" и явилосьвсесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе -"Критика способности суждения" 1790 г. "Критика способности суждения"завершает построение философии Канта. Если "Критика чистого разума" изучалазаконодательства рассудка, а "Критика практического разума" изучалазаконодательства разума, то "Критика способности суждения" исследуетспособность суждения, которая представляет, как теперь полагает Кант,промежуточное звено между рассудком и разумом. Учение Канта о целесообразности в органической природе с егодостоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании.Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципамеханической причинности в качестве способа теоретического объяснения, Канти в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовскомотрицании принципа механического объяснения целесообразных органическихструктур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом (см.Примечание № 1) мотив, а именно критика односторонности и недостаточностимеханизма как метода, призванного объяснить происхождение органическихформ, но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он сбольшой настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познаниявопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкойпроницательностью показал, что наука не вправе остановиться перед загадкойцелесообразности, и не может и не должна сложить перед ней оружиепричинного теоретического исследования и объяснения, однако агностицизмКанта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает нанеобходимость дополнить принцип механического объяснения теологическимпринципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетикиубедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален былКант, защищая право все более широкого применения к органической природе ик ее целесообразным структурам методов физической причинности. Краткая биография Иммануила Канта Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городеКенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончилгимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним учителем,с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и лишь в 46 лет (в1770 году) получил профессорскую кафедру логики и метафизики (был деканомфакультета и дважды избирался ректором университета). В ходе семилетнейвойны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в 1794 году Иммануил Кантизбирается членом Российской академии. Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность онполучил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что началдряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает своифилософские исследования. В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге (Калининграде) наОстрове Канта. Первый раздел. Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим представление нес объектом посредством рассудка ради познавания, а с субъектом и егочувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения. Суждениевкуса, поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно нелогическое, а эстетическое суждение, под которым подразумевается тосуждение, определяющее основание которого может быть только субъективным.Кант далее подчеркивает, что удовольствие, которое определяет эстетическоесуждение вкуса, свободно от всякого интереса. Он пишет: "Каждый долженсогласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешиваетсямалейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса. (Впервом издании "Критики способности суждения" Канта, вышедшей на русскомязыке в 1798 году, слово "пристрастно" переведено как "партийно", поэтомусмысл фразы звучит так: "...суждение о красоте, к которому примешиваетсямалейший интерес, партийно"). Поэтому для того, чтобы быть судьей ввопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным всуществовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным.",стр.205. (Все ссылки в последующем на высказывания Иммануила Канта будутдаваться по собранию сочинений в шести томах, т. 5, "Критика способностисуждения", изд-во "Мысль", М., 1966.) Всякая заинтересованность ведет не кэстетическому наслаждению, а к практическому удовольствию от приятной илихорошей вещи, далее Кант отмечает: "Через это ощущение оно возбуждаетжелание обладать такими предметами...", стр.207. Суждение о предметеудовольствия может быть совершенно незаинтересованным и в то же время оченьинтересным, то есть, оно не основывается на интересе, но возбуждаетинтерес: таковы все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами посебе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Несмотря, однако, на всеэто различие между приятным и хорошим (первое то, что нравится внешнимчувством в ощущении, второе то, что нравится посредством разума через однолишь понятие) они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностьюв своем предмете. Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательнымсуждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишьсвязывает его свойства с чувством удовольствия и неудовольствия. Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различныхсоотношения представлений с чувством удовольствия и неудовольствия, поотношению к которому мы отличаем друг от друга предметы или способыпредставления, первые два: приятное - то, что доставляет наслаждение,хорошее - то, что ценят, одобряют, является не эстетическими, так как впервом случае заинтересованы внешние чувства, во втором - заинтересованразум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой заинтересованности- прекрасное - то, что только нравится и поэтому оно свободно, а, значит, иэстетическое. "Приятное и доброе ощущают и животные, лишенные разума,красоту - только люди", стр.211. Кант выводит дефиницию прекрасного: "Вкусесть способность судить о предмете или о способности представления наосновании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса.Предмет такого удовольствия называется прекрасным". Из этой дефиниции можно судить о том, что суждение, свободное от всякогоинтереса, содержит в себе основания удовольствия для каждого. В этомсубъективном представлении о предмете субъект может предположить, что тотили иной предмет может или должен вызвать у другого индивида такое жесуждение - удовольствие или неудовольствие, и "хотя оно только эстетическоесуждение и содержит лишь в себе отношение представления о предмете ксубъекту, оно сходно с логическим суждением о том, что можно предполагатьего значимость для каждого", стр.213, однако из понятий эта всеобщностьтакже не может проистекать. Следовательно, суждению вкуса, полностьюотрезанное от всякого интереса, должно быть присуще притязание назначимость для каждого, но без всеобщности, направленной на объекты, тоесть, с ним должно быть связано притязание на субъективную всеобщность. Изтрех видов удовольствия хорошее и приятное базируются на личных чувствах,поэтому субъект охотно соглашается с другими, несовпадающими с ним мнениямио данном предмете. Но в прекрасном субъект свои представления стараетсявыдавать за всеобщие и отстаивает свою точку зрения в споре с собеседником,требуя от него тех же эстетических суждений, что и у него, но всеобщностьудовольствия в суждении вкуса представляется только как субъективная. Всуждении вкуса о предмете, представление об этом предмете может быть лишьдушевным состоянием в свободной игре воображения и рассудка, предшествуетчувство удовольствия от этого предмета и является основой этогоудовольствия. "Прекрасно то, что всем нравится без (посредства) понятия",стр.222. Всякий интерес портит суждение вкуса и лишает его беспристрастности,особенно если он, в отличие от интереса разума, не предпосылаетцелесообразность чувству удовольствия, а основывает ее на этом чувстве.Поэтому суждение, на которое оказывается такое воздействие, не можетпритязать на общезначимость вкуса. Вкус всегда оказывается варварским там,где он для удовольствия нуждается в добавлении возбуждающего итрогательного, а тем более, если он делает критерии своего одобрения, темболее часто то, что возбуждает, причисляется к красоте и даже выдается закрасоту. Суждение вкуса, на которое возбуждающее и трогательное не имеетникакого влияния есть чистое суждение вкуса. В понятии вкуса существуют двавида красоты: свободная красота - не предполагающая в себе никакой цели исвоего внутреннего совершенства - к этому понятию Кант относит продуктыприроды и непрограммную музыку. Если же красота предполагает понятие цели,которое определяет, чем должна быть вещь, а значит и предполагает еесовершенство, это красота привходящая (обусловленная красота), к такимпонятиям Кант относит различные продукты человеческой деятельности.Суждение о свободной красоте является чистым, суждение о привходящей естьприкладное суждение вкуса. В суждении о прекрасном не может быть никакогообъективного правила вкуса, в самом деле, любое эстетическое суждение естьчувства субъекта, а не понятие об объекте, хотя эмпирический опыт народовсоздавал во все времена такие понятия об идеале красоты, вернее, нормы родакрасоты, но она, идея, слаба, и едва ли может претендовать на критериипрекрасного, хотя на некоторые произведения искусства смотрят как наобразцовые. Как далее пишет Кант, идеалом красоты может быть только то, что имеетцель существования в себе самом, а (именно) человек, который разумом можетсам определить себе свои цели, или где он должен заимствовать их извнешнего восприятия, все же в состоянии соединить их с существенными ивсеобщими целями и затем также и эстетически судить о согласии с ними -только человек, следовательно, может быть идеалом красоты, также как средивсех предметов в мире (только) человечество в его лице, как мыслящеесущество, может быть идеалом совершенства", стр.237. О прекрасном всегдадумают, что оно имеет необходимое отношение к удовольствию, но этанеобходимость особого рода: нетеоретическая объективная необходимость инепрактическая необходимость. Это, как отмечает Кант, "удовольствие естьнеобходимое следствие некоего объективного закона и означает только то,безусловно (без дальнейшего намерения) должно действовать определеннымобразом",стр.241. Скорее, это необходимость образца, которая базируется на чувствесубъекта, но этот субъект выдает свое личное суждение вкуса не за частное,а за общее и являясь как бы чистой идеальной нормой. При предположении этойнормы можно по праву делать правилом для каждого суждения, которое с этойнормой согласится, хотя эта норма более чем неопределенна. Таким образом,суждение вкуса есть незаинтересованность субъекта предметом, основанное наего чувстве свободной игры воображения без привлечения каких-либо понятий изаконов, только в этом случае переживания субъекта будут носитьэстетический характер. Раздел Второй Прекрасное имеет то сходство с возвышенным, что оба нравятся сами посебе, они оба предполагают не существенно определяющие и не логическиопределяющие суждения, а суждения рефлексии. Вместе с тем у этих категорийесть и существенные различия, так, например: прекрасное в природе касаетсяформы предмета, возвышенное может находится и в безобразном. Таким образом,как констатирует Кант: "Прекрасное, по-видимому, берется для изображениянеопределенного понятия разума. Следовательно, там удовольствие связано спредставлением о качестве, а здесь - с представлением о количестве",стр.250. Основание для прекрасного в природе мы должны искать вне нас, длявозвышенного же - только в нас и в образе мыслей, который вноситвозвышенное в представление о природе. Если прекрасное вызывает в человеке чувство удовольствия илинеудовольствия, то возвышенное вызывает в человеке идею о возвышенном. Кантпишет: "Отсюда следует, что возвышенное надо искать не в вещах природы, аисключительно в наших идеях. В каких же идеях оно заключено - решение этоговопроса надо предоставить дедукции",стр.256. Возвышенное не надо искать в продуктах человеческой деятельности, так каквеличина (размеры этих предметов) предопределены целью, возвышенное не надоискать и в целесообразных продуктах природы, определенных природой,возвышенное необходимо искать только в грубой природе, которая представляетсобой величины - идее возвышенной души субъекта. Если эстетическаяспособность суждения в оценке прекрасного соотносит с рассудком воображениев его свободной игре, что быть в согласии с понятием рассудка, точно такжев суждении о возвышенном суждение соотносится с понятиями разума, чтобысубъективно соответствовать его идеям. Возвышенное, как и прекрасное,необходимо искать не в объекте, а в самом человеке - в способности егодуши, только в первом случае это необходимо искать в идее, а во второмслучае - в чувстве удовольствия или неудовольствия. В первом случае душанаходится в возбужденном состоянии, во втором - она в спокойном созерцании. Подводя итог возвышенному чувству, Кант выводит дефиницию: "Качествочувства возвышенного состоит в том, что оно есть чувство неудовольствияэстетической способностью рассмотрения предмета, которое в то же времяпредставляется в нем как целесообразное; а это возможно потому, что (наша)собственная неспособность обнаруживает сознание неограниченной способноститого же самого субъекта и что душа может эстетически судить о ней толькоблагодаря этому сознанию", стр.267. Сила природы часто в нас вызываетстрах, но если человек испытывает только страх перед ней, он никогда неможет судить о возвышенности этой природы. "Кто боится, тот вообще не можетсудить о возвышенности природы, как не может судить о прекрасном тот, ктово власти склонности и влечения", стр.269. Наше суждение о возвышенном вприроде возникает не тогда, когда она вызывает в нас страх, а тогда, когдабудит в нас нашу силу, сопоставляя ее без всякого опасения, возвышая нашевоображение до изображения тех случаев, в которых душа может ощущатьвозвышенность своего назначения по сравнению с природой. Если возвышенноеприписывается силе, то одним из величайших проявлений возвышенности (уже нев природе, а в обществе) осуществляется в войне. Да, Кант считал, чтопоскольку в таком состоянии души человеческие силы доведены до предела, астремление сохранения своей жизни для храброго человека ничего не значит,то в таких ситуациях душа способна на возвышенные чувства. В одной изгреческих трагедий мы находим такой случай. В разгар сражения случилосьзатмение солнца и многие в этом увидели гибель, но один из полководцевпроизнес: "Хорошо! Мы будем сражаться во тьме!" Подобный случай произошел вОтечественную войну 1812 года, в Лейпцигском сражении "Битва народов".Французы потерпели поражение и только небольшая горстка французской гвардиистойко оборонялась. Когда один из нападающих предложил им сдаться, видябесполезность сопротивления, один из гвардейцев ответил: "Гвардия несдается, гвардия погибает!" Но, наверное, высшим проявлением всеобщегогероизма возвышенной души солдата произошел в Великую Отечественную войну,когда массовый героизм советского солдата проявлялся на каждом шагу. Мызнаем много примеров, когда героизм того или иного солдата или офицера былзафиксирован - отмечен наградой, но у советского командования не хватило быпочетных званий, орденов и медалей, чтобы отметить массовый героизмсоветских людей, к тому же героизм делался не для награды, а по зовувозвышенной души защитника своего отечества. Но Кант это суждениеприписывает любой войне вообще, мне же кажется, что только освободительнаявойна несет в себе это понятие возвышенного, захватнические войны несутлюдям лишь зло, и, как пишет Кант: "И если мы находим наши силынедостаточными для преодоления (этого зла) - оно предмет страха, а нечувства возвышенного", стр.268 Раздел третий Притязание эстетического суждения на общезначимость для каждого субъекта,как суждение, которое должно основываться на каком-либо априорном принципе(см. Примечание п.2) нуждается в дедукции - признание законности егопритязания, которую надо прибавить еще сверх разъяснения в том именнослучае, когда дело касается удовольствия или неудовольствия от формобъекта. Дедукция суждения вкуса имеет некоторые особенности, и первая заключаетсяв том, что суждение вкуса определяет свой предмет в отношении удовольствия(как красоты), притязая при этом на одобрение каждого, как если бы оно былообъективным. В данном случае субъективные суждения вкуса, основанные не налогических рассуждениях, а на чувствах субъекта, претендуют на всеобщностьсуждений, то есть, объективный характер. Вторая особенность заключается втом, что суждение вкуса не может определяться никакими доводами, ниэмпирическими, ни априорными, так как доводы основаны на понятии и дажеузаконенных правилах, а это уже будет не суждение вкуса, а суждение разума.Хотя суждение вкус претендует на всеобщий характер, оно по природесубъективно. Это очень хорошо прослеживается на "критике". "Критики"создают определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться людив оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических рассуждениях-понятиях, создавая тем самым целую науку о прекрасном, выдавая эти правилаза объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных суждениях опрекрасном, но самое-то главное в том, что и эти правила не могут статьэталоном в оценке прекрасного индивидуумом, так как он сам исходит в этойоценке из своих соображений, вернее, от рефлексии субъекта. "Таким образом,хотя критики, как говорит Кант, могут умствовать более правдоподобно, чемповара, все же судьба и тех и других одинакова", стр. 298. Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с нимодну общую черту - притязание на всеобщность, но поскольку вкус опираетсяне на понятия, а на чувства - свободное воображение субъекта, то и суждениевкуса будет субъективной всеобщностью, это можно объяснить тем, что мывправе предполагать, что у каждого человека те же субъективные условияспособности суждения, какие мы находим в самом себе. Если суждение, какреальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственнымощущением. Ощущение от продукта природы (цветка) можно назватьудовольствием наслаждения, удовольствие же от какого-либо поступка, в силуего моральных свойств, есть удовольствие не наслаждения, асамосстоятельности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувство приэтом имеет нравственный характер. Удовольствие от возвышенного в природетребует собственного сверхчувственного назначения и оно имеет моральнуюоснову. Только удовольствие от прекрасного не включает в себя ни моральныхзаконов, ни элемента созерцания, не носит даже нравственного характера, онопрежде всего удовольствие одной лишь рефлексии. Личные чувства принимаютвсеобщий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько сдействительными, сколько с возможными суждениями других, ставя себя наместо каждого. Тут три момента: 1. иметь собственное суждение, то есть, мнение, свободное от всяческихпредрассудков, эта способность зависит от рассудка индивида; 2. мысленно ставить себя на место каждого другого, способность широкогообраза мыслей, то есть, способность сопоставлять свои эмпирическиенаблюдения с общей точкой зрения. Это и есть способность суждения; 3. всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслитьпоследовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов.Способность последовательного мышления должна перейти в навык, этимзаведует разум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию даннойформулы, это может служить лишь наглядным теоретическим оправданием этогочувства, в действительности это все происходит гораздо сложнее имногообразнее, но, как пишет Кант, эстетическое суждение вкуса возникаетлишь тогда, "когда воображение в своей свободе пробуждает рассудок, арассудок без (посредства) понятий придает игре воображения правильность,представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувствоцелесообразного состояния души", стр.309. Мы уже установили, что суждение вкуса о прекрасном в природе проявляетсяв незаинтересованности к объекту, но он может вызывать определенный интересэмпирического или интеллектуального характера, с суждением вкуса этотинтерес связан косвенно. Суждение вкуса в изящных искусствах всегда имеетзаинтересованность. Дело в том, что творения искусства стараются подражатьпрекрасной природе, а в том случае интерес субъекта вызывается соотнесениемзаложенных красот с первоисточником природы - познавательный интерес, нотворение искусства есть продукт самого человека и он может заложить впроцессе его создания определенные красоты, то есть, целесообразность, и вэтом случае интерес работает, настолько, насколько пригоден этот предметдля меня -"тщеславный интерес", или для общества - интеллектуальныйинтерес. Таким образом, чистому суждению вкуса не характерна никакаязаинтересованность. "Красота эта должна быть природой или быть принятой заприроду, чтобы мы могли питать к ней, как таковой, непосредственныйинтерес", стр.317. Искусство по праву следует считать творением рук человеческих, егосвободного разума, а предмет, сделанный им по законам прекрасного вприроде, не должен иметь аналогии в такого рода предметах. Сам процессработы над произведением должен быть свободным, то есть, работа не длязаработка, а работа по законам красоты свободного таланта. (Хотя даже впроцессе создания произведения искусства есть нечто вроде элементарногопринуждения) Существует два вида искусств. Приятные искусства -предназначены лишь для наслаждения, развлечения. К этому виду относятсяигры, сервировка стола и пищи, умение создать непринужденную обстановку вкомпании и т.д. Изящные же искусства - это способ представления, которыйсам по себе целесообразен, и, хотя и без цели, но все же содействуеткультуре способностей души для общения между людьми. Прекрасно искусствотогда, когда мы сознаем, что это искусство, тем не менее оно кажется намприродой. Это происходит потому, что оно точно соответствует правилам, ноэти правила, по которым работал художник, должны быть скрыты отнаблюдателя. Вот почему Бетховен никогда не работал при свидетелях. Гений - это талант, природные зачатки души, через которые природа даетискусству правило. Гений обладает оригинальностью, вместе с темпроизведения его являются образцом, сам процесс написания произведенияискусства никогда не фиксируется и (очень редко) передается другим, какруководство для написания произведения искусства. Это происходит потому,что сам процесс создания произведения искусства не имеет наглядности ипоэтому научно описан быть не может. Если механическое искусство естьискусство умения, прилежания и изучения, то изящное искусство - искусствогения, хотя элементы механического присутствуют и в нем. Для сужденияпрекрасного необходим вкус, а для создания предметом искусства нужен гений.Как же связаны и чем различаются эти понятия? "Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве - этопрекрасное представление о вещи", стр.327. Если в природе бесформенныепредметы не могут быть прекрасными, то в искусстве безобразное выступает вформе прекрасного, форме описания, вернее, в произведении искусствабезобразный предмет выступает как прекрасный и даже возвышенный, в силугениальности вкуса художника, но чаще всего находится в поиске художника,хотя мы знаем примеры порыва души, вдохновение, которое приводит кмоментальному воспроизведению произведения искусства в целом и сразу. Яимею в виду, что Моцарт, Мусоргский и И. Штраус писали свои произведениясразу и на чистовую, хотя первый массу вариантов проигрывал на фортепиано,два вторых делали заметки везде и всюду, вплоть до манжет. Таким образом,если и создается произведение искусства "сразу", то ему все равнопредшествует определенный период подготовки, то есть, период созреванияэтого произведения. И, как справедливо отмечает Кант, мы в произведенияхизящного искусства, к которым он относит поэзию, музыку и изобразительноеискусство "картинные галереи", можем часто наблюдать "в одном гений безвкуса, в другом вкус без гения", стр.329. Рассматривая вторую формулу, мы можем сказать, что произведение,относящееся к изящному искусству, иногда не имеет духа, то есть, оно неприводит наши душевные силы в движение, не способствует свободной игревоображения - эстетическая идея. Интеллектуальные понятия, которые несуществуют в природе, каковыми являются любовь, слава, смерть, зависть ивсе людские пороки, выступают в поэтическом произведении в видеэстетических идей только по средствам талантливости самого поэта, так какКант считает, что "только в поэзии эта способность эстетических идей можетпроявляться в полной мере", стр.331. Эстетическая сила несет в себе сглавной идеей произведения массу побочных представлений, которые, в своеммногообразии и вызывают душевное движение. Соотношение разума -интеллектуальные понятия со способностью духа и есть суть таланта,наивысшее проявление этих соотношений есть суть гения, дефиниция генияКантом сводится к следующему: "Гений есть образцовая оригинальностьприродного дарования субъекта в свободном признании своих познавательныхспособностей", стр. 335. Рассматривая первую формулу (гений без вкуса), необходимо отметить, чтотолько одно богатство воображения - гений приводит к неясности в изящномискусстве, вкус же вносит в произведение ясность, порядок и полноту мыслей,он делает идеи устойчивыми, способными вызывать длительное и всеобщееодобрение, и, если при сопоставлении двух этих свойств в произведениивстанет вопрос о жертве, то эта жертва должна идти со стороны гения, а невкуса. Деление изящных искусств мы будем проводить по степени выражения того илииного вида искусства. Их три: артикуляция - слово, жестикуляция - жесты, имодуляция - тон. "Только сочетание этих трех видов выражения исчерпываетспособность говорящего к сообщению, ведь благодаря этому мысль, созерцаниеи ощущение передаются другим одновременно и совокупно", стр. 338. Такимобразом, имеется и три вида изящных искусств: словесное, изобразительное иискусство игры ощущений. 1. К словесным изящным искусствам относятся риторика и поэзия.К изобразительным относятся ваяние, зодчество, живопись. Живописьразделяется на истинно живопись - изображение природы и декоративно-прикладную живопись - изображение продуктов природы. Первый вид искусства вбольшей части предназначен для слуха и в меньшей - для зрения. Второй вид -в большей части для зрения, и в меньшей - для осязания.К искусству изящной игры ощущений относится музыка и искусство красок,первое использует слух, второе - зрение. Все эти чистые изящные искусства всочетании друг с другом Приводят к синтетическим искусствам, так, например,сочетание слова и жеста приводят нас к театральному искусству драмы,комедии или трагедии, во многих случаях там присутствуют и живопись, имузыка. Сочетание слова и музыки приводит к пению. Сочетание музыки, танца,слова, приводит к музыкально-театральному жанру оперы или оперетты. Музыкаи жест (танец) создают основу балета. Таким образом, мы видим, чтосинтетические искусства могут включать в себя или два (балет и драма), иливсе виды искусства, как, например, опера. Какова же эстетическая ценностьэтих синтетических искусств вообще и по отношению к (чистым) изящнымискусствам? В таких сочетаниях изящное искусство есть в еще большей мереискусство. Но становится ли оно более прекрасным? Как отмечает Кант, в этомможно сомневаться, "так как перекрещиваются столь многоразличные видыудовольствия", стр.344 Дифференциацию изящных (простых) искусств Кант проводит по принципувлияния этого искусства на свободную игру воображения - души или, как онговорит, способности ("возбуждения и душевного волнения"), стр.246. Поэтому принципу на первое место становится поэзия, а затем музыка. Нескольконе понятно, почему первое место занимает поэзия, ведь она выражается всловах, пусть даже без понятий, но более конкретно, нежели музыка, которая,на мой взгляд, дает больше свободы душе, нежели поэзия (Платон в своемгосударстве на первое место среди искусств ставил музыку - непрограммную).Если же дифференциацию искусства проследить по степени обогащения культурыдуши, способность воспитывать в нас моральные качества, то на первое местоздесь выходят изобразительные искусства и прежде всего живопись, так какона включает в себя остальные виды изобразительного искусства. Этиискусства более индивидуальны, нежели музыка, которая претендует на рольобщественного искусства, поэтому и информация, которую несут в себеизобразительные искусства, также индивидуальна. Эта дифференциация можетбыть и по другим принципам и в другом порядке, и, как пишет в сноске самКант, "пусть читатель не рассматривает этот набросок возможного деленияизящных искусств как задуманную теорию. Это только одна из многих попыток,которые еще можно и должно предпринять", стр.338. Раздел четвертый Способность суждения, которая должна быть диалектической, должнапритязать на всеобщность. Но суждение вкуса в большей мере субъективно, таккак опирается на субъективные (понятия) о произведениях того или иного видаискусства, каждый имеет свой вкус, о вкусе не дискутируют, но все же овкусе можно спорить, а значит, спор предполагает две противоположные точкизрения, которые притязают на всеобщность, но две сразу противоположныеточки зрения не могут быть приняты за идеал вкуса. Возникает анатомиявкуса. К тому же в споре противоположные стороны опираются на понятия,доказывая свою правоту, но, как нам уже известно, суждение вкуса неопирается на понятие, иначе это будет просто логическим спором. Диалектикаспособности эстетических суждений вкуса относится не собственно к вкусу, ак критике вкуса. При разрешении той или иной антиномии дело идет только о возможноститого, что два видимо противоположных друг другу положения на самом деле непротиворечат друг другу, а могут сосуществовать, хотя объяснить возможностьих понятия выше нашей познавательной способности. Таким образом, Кант ставит вопрос о сочетании субъективных и объективныхпринципов суждения вкуса, но не находит на это ответа, в этом его характерантиномии, он пишет: "Совершенно невозможно дать определенный объективныйпринцип вкуса, которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и наосновании которого они могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда небыло бы никакого суждения вкуса. Только объективный принцип, а именно,неопределенная идея сверхчувственного в нас может быть указана, какединственный ключ к разгадке этой даже в своих истоках скрытой от насспособности, но далее уже ничем нельзя сделать его понятным", стр.361. Принцип вкуса всегда можно усматривать прежде всего в том, что вкус судитэмпирически, через внешние чувства, или из априорных оснований. В первомслучае это будет эмпиризм вкуса, во втором - его рационализм. Рационализмже принципа вкуса может быть или рационализмом реализма, целесообразности,или рационализмом идеализма ее, но суждение вкуса не есть познавательныйпроцесс, а красота - не свойство предмета самого по себе, это лишьэстетические чувства в самом субъекте, поэтому рационализм принципа вкусаникогда нельзя усматривать в том, будто целесообразность в этом суждениимыслится как объективная. За реализм эстетической целесообразности природыговорят прекрасные творения самой природы. Об идеализме целесообразности вкрасоте природы Кант пишет так: "Но что прямо доказывает принципидеальности целесообразности в красоте природы, как принцип, который мывсегда полагаем в основу самого эстетического суждения и который непозволяет нам применять реализм цели природы в качестве основания для нашейспособности представления, - так это то обстоятельство, что при оценкекрасоты вообще мы ищем мерило в нас самих и что эстетическая способностьсуждения, когда судит о том, прекрасно все это или нет, сама себеустраивает законы, чего не могло бы быть, если допустить реализмцелесообразности природы, ибо мы в таком случае должны были бы учиться уприроды тому, что мы должны считать прекрасным и суждение вкуса было быподчинено эмпирическим принципам", стр.371-372. Еще яснее можно усмотреть принцип идеализма целесообразности в изящномискусстве, в самом деле, с прекрасной природой оно имеет общее то, что внем нельзя допустить эстетический реализм, целесообразности через ощущения,но удовольствие не должно зависеть от достижения определенных целей.Изящное искусство не есть продукт рассудка или науки, а как произведениегения, и, следовательно, оно получает свои правила через эстетические идеи,которые существенно отличаются от исходящих из разума идей определенныхцелей. Следовательно, даже в основе рационализма лежит идеальность целей, ане их реальность. Таким образом, идеализм целесообразности в суждении вкусао прекрасном в природе и в искусстве есть единственное предположение, прикотором критика только и способна объяснить возможность суждения вкуса. Всякое субъективно-абстрактное изображение как чувственное воплощениебывает двояким: схематическое, то есть, понятием рассудка даетсясоответствующее априорное созерцание, или символическое, когда под понятиемразума не может быть никакого чувственного созерцания, способность суждениясогласуется с самим образом действия, а не по созерцанию. Таким образом,все созерцания, которые подводятся под априорные понятия, есть суть илисхемы, или символы. Прекрасное есть символ нравственно доброго: и только принимая это вовнимание, оно и не нравится с притязанием на согласие каждого другого,причем душа сознает и некоторое облагораживание и возвышение надвосприимчивостью к удовольствию от чувственных впечатлений и судит по такойже максимальной мерке своей способности суждения о достоинстве других.Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса, предполагаетполную свободу воображения, субъективный принцип суждения о прекрасномстановится всеобщим. Для изящного искусства существует только манера, а неспособ обучения. Мастер показывает ученику, как и что надлежит делать,общие правила для данного искусства являются напоминанием, а неперенесением в процесс творчества, но стремление к идеалу существует, но впрактике этот идеал почти недостижим. Только когда учитель разбудит вученике воображение, только тогда ученик сможет творить по законам красотыизящного искусства, то есть, может проявиться гениальность ученика, егокультура душевных сил. В заключении Кант пишет: "Но так как вкус, в сущности, есть способностьсуждения о чувственном воплощении нравственных идей (исходящему из этихидей чувству - оно называется моральным чувством) выводится тоудовольствие, которое вкус объявляет значимым для человечества вообще, а нетолько для личного чувства каждого - то ясно, что истинной пропедевтикой(см. Примечания п.3) к утверждению вкуса служит развитие нравственных идейи культуры морального чувства; только в том случае, когда чувственностьприведена в согласие с этим чувством, настоящий вкус может принятьопределенную неизменную форму". В заключение хочется сказать несколько слов об учении Канта вообще и, вчастности, его "Критике способности суждения вкуса". Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтомуего ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностьюпересматриваются, и, как отмечает Асмус: "Кант не был кантианцем в такоймере, в какой его изображают новейшие почитатели". Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в историинемецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые еевопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию. Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зренияее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин далиглубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Всяконцепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучениечеловеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: "О смертномчеловеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что исоставляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великаяидея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которыемы называем красотой". Примечания 1. Агностицизм - (греч. agnostos - непознаваемый), учение, согласнокоторому человек не способен познать сущность вещей, не может иметьдостоверное знание о них. В истории философии классическими выразителямиидей агностицизма - агностики - были Юм и Кант. Кант хотя и признавалобъективное существование вещей самих по себе, но сущность их считалнепознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте("Вещь в себе"), стр.9, Краткий словарь по философии. Изд-во "Политическаялитература", М., 1979 г. 2. Априорные принципы - (от лат. priori - из предшествующего) понятиелогики и теории познания, характеризующее знание, придающее емуоформленный, всеобщий и необходимый характер. Априоризм характерен дляидеалистической гносеологии кантианства и неокантианства, стр.69, Советскийэнциклопедический словарь, Изд. четвертое. Изд-во "Советская энциклопедия",М., 1987 г. В философии И. Канта априорное знание - условие опытного знания,придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. 3. Пропедевтика - введение в науку, предварительный вводный курс,систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, стр. 1069, Сов.энциклопедический словарь, Изд. четвертое. Изд-во "Советская энциклопедия",1987 г. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Кант И. Трактаты и письма (Вступит. ст. А.В. Гулыги) - М., Наука,1980. 2. Абрамян Л.А. Главный труд Канта: к 200-летию выхода в свет "Критикичистого разума" - Ереван, Айастан, 1981. 3. Баскин Ю.Я. Кант. - М., Юрид. лит., 1984. 4. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр.прочтения "Критики чистого разума". М., Наука, 1986. 5. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист.- Л., Ленингр. ун-та, 1984. 6. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М., Мол. гвардия, 1981, ("Жизньзамечательных людей"). 7. "Критика чистого разума" Канта и современность, Б.А. Штейнберг, Т.И.Ойзерман, М. Бур и др., АН Латв. ССР, Ин-т философии и права. - Рига,Зинатне, 1984. 8. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критикичистого разума" /Ин-т философии АН СССР, М., 1983. 9. Философия Канта и современный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова,Л.А. Боброва и др., Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т. Григорьян, АН СССР,ИНИОН, М., Наука, 1987. 10. И. Кант "Критика способности суждения", М., Мысль, 1966. 11. И. Кант Сочинения в шести томах, т. 5. 12. В.Ф. Асмус Проблема целесообразности в учении Канта в органическойприроде и в эстетике. Вступит. статья к соч. И. Канта в шести томах, т. 5. 13. Философский словарь, М., Политическая литература, 1975. 14. В.Ф. Асмус, Избранные философские труды, М., Моск. ун-т, 1971. 15. Л.А. Калинников. Проблемы философии истории в системе Канта, Л.,Ленингр. ун-т, 1978. 16. М.С. Каган. Лекции по истории эстетики, Л., 1978. 17. И.С. Нарский. Кант. "Мыслители прошлого", М., Мысль, 1976.




Похожие:

Философские взгляды И. Канта iconРеферат по философии на тему Философские взгляды Георга Гегеля
Гегеля и его предшественников было идеа­листическое решение вопроса о соотношении сознания и природы, материи. Различия между ними...
Философские взгляды И. Канта iconФилософские идеи И. Канта

Философские взгляды И. Канта iconСоциально-философские взгляды Гегеля

Философские взгляды И. Канта iconФилософские взгляды Платона в диалоге "Федр"

Философские взгляды И. Канта iconРеферат на тему: Вчення І. Канта про пізнання та мораль. І. Кант "Критика чистого розуму"
Формування І. Канта як філософа. Факти з біографії, що передували розвитку філософських поглядів И. Канта
Философские взгляды И. Канта iconРеферат на тему: Вчення І. Канта про пізнання та мораль. І. Кант "Критика чистого розуму"
Формування І. Канта як філософа. Факти з біографії, що передували розвитку філософських поглядів И. Канта
Философские взгляды И. Канта iconРеферат на тему: Вчення І. Канта про пізнання та мораль. І. Кант "Критика чистого розуму"
Формування І. Канта як філософа. Факти з біографії, що передували розвитку філософських поглядів И. Канта
Философские взгляды И. Канта iconФилософские взгляды Больцмана в свете полемики по проблемам физики кон. ХIХ нач. ХХ веков

Философские взгляды И. Канта iconФилософские взгляды и особенности творчества Достоевского
Трагическое мировосприятие, предчувствие надвигающейся катастрофы, разлома в мире
Философские взгляды И. Канта iconIi. Становление и деятельность францисканского ордена
Деятельность первых францисканцев, их религиозно-философские взгляды
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы