Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) icon

Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд)



НазваниеМетодические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд)
страница1/3
Волкова С.В
Дата конвертации01.07.2012
Размер0,51 Mb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>
  1   2   3


Методические рекомендации по применению программного средства «КУЛИНАРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» 2004 на уроках технологии

(обслуживающий труд).

Выполнила: Волкова С.В.

Учитель технологии МОУ «Дробышевская СОШ»

1 категория.


Содержание:


    1. Общая характеристика программного средства КЭКиМ.

    2. Структурный и методический анализ ПС «КЭКиМ».

1.3 Методический анализ ПС «КЭКиМ»

    1. Формирование у учащихся навыков информационного поиска на примере ПС «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия».

    2. Методические рекомендации по применению ПС «КЭКиМ».




    1. Общая характеристика программного средства КЭКиМ.


«Кулинарная энциклопедия» (2 CD) выпущена фирмой «Кирилл и Мефодий» для широкого круга пользователей в бытовых условиях как справочник по кулинарному мастерству. Мультимедиа-диск содержит более 4800 рецептов русской, кавказкой, греческой и других кухонь, более 4100 иллюстраций, 28 видеофрагментов, 480 кулинарных терминов в словаре, справочные таблицы: все о калориях, соотношение мер и весов, сроки хранения продуктов, химический состав продуктов, пищевые добавки.

На уроках технологии при изучении тем по кулинарии рассматриваемый программный продукт может быть использован по теме: «Этикет», все вопросы включающие в себя правила сервировки стола к обеду, ужину, оформление чайного стола и другие отражены в «Кулинарной энциклопедии».

Интересным является блок программы содержащим уроки кулинарного мастерства. Просматривая видеофрагменты, учащиеся могут наблюдать специальные приемы работы и использование различных приспособлений для приготовления оригинальных блюд (чего нельзя организовать в школьной мастерской). Все видеофрагменты сопровождаются дикторским текстом и музыкой.

Оформлению готовых блюд перед подачей на стол уделяется значительное внимание в школьной программе. На уроках технологии важно не только научить обрабатывать продукты, но и познакомить школьников с искусством потребления пищи, развивать творчество и фантазию при оформлении приготовленного блюда.

Минимальные системные требования: IBM PS: MS Windows 98 и выше, процессор Celeron/Pentium, 32 Mb ОЗУ, CD-ROM, SVGA 800X600, мышь, MS Internet Explorer 5.0.

Поисковая система кулинарных энциклопедий предоставляет пользователю возможность поиска рецепта необходимого блюда, а также позволяет выбрать блюдо в соответствии с продуктами, имеющимися в наличии. Работа с базами данных формирует у школьников определенный уровень информационной культуры, и по нашему мнению, рассматриваемые программные средства могут быть использованы на уроках технологии как учебные пособия для демонстрации возможностей баз данных и по обучению школьников практическим навыкам работе на компьютере.

    1. Структурный и методический анализ ПС «КЭКиМ».

Содержание разделов

Возможности

1. Консервирование

- Посуда

- Ингредиенты

- Подготовка, упаковка и закатка продуктов

- Тара

- Сушение

- Маринование

- Консервирование

- Варенье

- Замораживание

- Просмотр слайдов к подразделам

- Предъявление текстовой информации

- Печать текстовой информации

- Музыкальное сопровождение

2. Полезные советы

- Уход за посудой (алюминиевой, эмалированной, столовыми приборами)

- Маленькие хитрости по хранению и приготовлению продуктов питания

- Калорийность продуктов

- Совместимость продуктов

- Меры продуктов


- Предъявление текстовой информации

- Печать текстовой информации

- Музыкальное сопровождение

- Просмотр слайдов

3. Этикет

- Подача различных блюд

- Сервировка стола

- Уход ха посудой

- Прием гостей

- Правила поведения за столом

- Правила приема гостей

- Размещение приборов, салфеток, цветов

- Банкеты

- Предъявление текстовой информации

- Печать текстовой информации

- Музыкальное сопровождение

- Просмотр слайдов

4. Детская кухня

- 53 рецепта блюд для детей

-Предъявление текстовой информации и рецептов блюд

- Печать текстовой информации и рецептов

- Просмотр коллекции слайдов

- Просмотр слайда, соответствующего рецепту

5. Технология на кухне

- Оборудование кухни

- Посуда

- Бытовые электроприборы


- Предъявление текстовой информации

- Печать текстовой информации

- Просмотр слайдов

6. Лечебное питание

- 700 рецептов лечебного питания при различных заболеваниях

-Предъявление текстовой информации и рецептов блюд

- Печать текстовой информации и рецептов

- Просмотр коллекции слайдов

- Просмотр слайда, соответствующего рецепту



7. Ингредиенты

- 386 статьи о различных ингредиентах применяемых в кулинарии

- Предъявление текстовой информации

- Печать текстовой информации

- Просмотр слайдов



8. Оформление блюд

- 98 различных украшений из овощей, ягод

- приготовление бутербродов, волованов, канапе

- варианты оформления различных блюд

-Предъявление текстовой информации и рецептов блюд

- Печать текстовой информации и рецептов

- Просмотр коллекции слайдов

- Просмотр слайда, соответствующего украшению или рецепту

9. Микроволновая печь

- 258 рецептов блюд для приготовления блюд в микроволновой печи

-Предъявление текстовой информации и рецептов блюд

- Печать текстовой информации и рецептов

- Просмотр коллекции слайдов

- Просмотр слайда, соответствующего рецепту

10. Напитки

-572 рецепта приготовления различных коктейлей, напитков

-Предъявление текстовой информации и рецептов блюд

- Печать текстовой информации и рецептов

- Просмотр коллекции слайдов

- Просмотр слайда, соответствующего рецепту


11. Национальные кухни

- грузинская

- итальянская

- французская

- русская

- украинская

- японская и др. всего (3173 рецепта)


-Предъявление текстовой информации и рецептов блюд

- Печать текстовой информации и рецептов

- Просмотр коллекции слайдов

- Просмотр слайда, соответствующего рецепту

12. Поисковая система




- поиск по рецептам

- поиск по разделам

- поиск по слайдам и рисункам

- поиск по схемам и интерактивным таблицам

- поиск по видео (28 фрагментов)

- поиск по словарю



1.3. Методический анализ ПС «КЭКиМ»

Содержание раздела

Соответствие программе «Технология» (класс, тема)

Применение на уроке

Примечания

Консервирование

Тара для домашнего консервирования (содержится текстовое описание)

Vкласс. Заготовка продуктов.

VIкласс. Заготовка продуктов

VIIкласс. Заготовка продуктов

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Подробное текстовое описание.

Стерилизация банок (текстовое описание)

Vкласс. Заготовка продуктов.

VIкласс. Заготовка продуктов

VIIкласс. Заготовка продуктов

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Подробное текстовое описание.

Инвентарь для домашнего консервирования (текстовое описание и слайд)

Vкласс. Заготовка продуктов.

VIкласс. Заготовка продуктов

VIIкласс. Заготовка продуктов

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

Слайд показателен, т.к. содержит интересные приспособления.

Квашение ( капусты, моркови) (текстовое описание и слайд)

Vкласс. Технология домашнего консервирования.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии квашения капусты. Вводный инструктаж перед практической работой.




Компоты из различных фруктов и ягод, (текстовое описание)

VIIкласс. Технология домашнего консервирования.

Вводный инструктаж перед практической работой.




Маринованные овощи (грибы, груши, капуста, огурцы, помидоры) (текстовое сопровождение, слайд)

VIIкласс. Технология домашнего консервирования.

Вводный инструктаж перед практической работой.




Приготовление повидло из (груш, клубники, яблок, абрикосов) (поэтапное приготовление, слайд)

VIкласс. Технология домашнего консервирования.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии приготовления варенья. Вводный инструктаж перед практической работой.

Слайд не показателен, общее изображение повидла, тест подробный.

Сушка овощей (баклажаны, горошек зеленый, вишня, грибы, груши, зелень и коренья, и др.) (текст+слайд)

Vкласс. Технология домашнего консервирования.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии сушки овощей. Вводный инструктаж перед практической работой.




Варенье (поэтапное приготовление, слайд, видео сюжет)


VIкласс. Технология домашнего консервирования.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии приготовления варенья. Вводный инструктаж перед практической работой.




Приготовление цукатов (апельсины, груши, лимоны, морковь) текстовое сопровождение)

VIII. Технология домашнего консервирования.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии приготовления цукатов.




Замораживание продуктов (лук зеленый, капуста цветная) текстовое сопровождение, слайд.

VIII. Технология домашнего консервирования.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии приготовления замороженных продуктов

Слайд не показателен, изображение подготовки зелени к замораживанию.

Полезные советы

Эмалированная и алюминиевая посуда (текстовое сопровождение)

Vкласс. Оборудование кухни.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Подробное описание использования, ухода за посудой.

Чай (текстовое сопровождение, слайд)



Vкласс. Горячие напитки.

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

Содержание полезных в-в, сорта, правила заварки.

Хлеб (текстовое сопровождение, слайды)

Vкласс. Бутерброды.

Для подготовки учителя к уроку, объяснении.

Слайды очень показательны, способы хранения, пищевая ценность.

Фрукты (текстовое сопровождение, слайды)

Vкласс. Сладкие блюда в питании человека.

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

Слайды показательны, разнообразие фруктов. В тексте питательная ценность, как правильно нарезать, хранение.

Тесто (текстовое сопровождение)



VIкласс. Технология приготовления блюд из теста.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Виды теста и способы работы с ним

Сыр (текстовое сопровождение, слайд)



VIкласс. Блюда из молочных продуктов.

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

Сорта сыра. Как сохранить от пересыхания?

Соотношение меры и массы продуктов (таблица)


Все классы.

Таблица мер и весов для перевода массы продуктов.



Содержание продуктов в стакане, столовой и чайной ложке.

Рыба (текстовое сопровождение, слайд)



VII класс. Приго-товление блюд из мяса и рыбы.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии обработки рыбы. Вводный инструктаж перед практической работой.

Предварительная обработка, содержательные слайды

Овощи (текстовое сопровождение, слайды)



Vкласс. Блюда из сырых и вареных овощей.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии обработки овощей. Вводный инструктаж перед практической работой.

Советы по хранению, варке, нарезке, показательные слайды.

Мясные продукты (текстовое сопровождение, слайды)



VII класс. Приго-товление блюд из мяса и рыбы.

На этапе формирования новых знаний при изучении технологии обработки мяса. Вводный инструктаж перед практической работой.

Очень показательны, большое разнообразие гастрономических мясных продуктов

Морепродукты (текстовое сопровождение, слайд)



VII Блюда из морепродуктов.

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

Интересен слайд с изображенными морепродуктами, текст не содержателен.

Зелень (текстовое сопровождение, слайды)

Vкласс. Блюда из сырых и вареных овощей.

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

В тексте как сохранить свежий вид, сроки и способы хранения. На слайде – подача зелени к столу


Этикет

Подача различных блюд (горячих, холодных, вторых сладких) текстовое сопровождение

5-11 классы. Сервировка стола и подача блюд.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.


Отсутствие слайдов делает эту тему не интересной для учащихся

Посуда для коктейлей, металлическая, фарфоровая и фаянсовая, приборы. –текстовое соп-ровождение, слайды.

Vкласс. Оборудование кухни.

На этапе формирования новых знаний при изучении темы. Вводный инструктаж перед практической работой.

Слайды показательны, содержат огромное количество посуды.

Правила:

-поведения за столом,

- приема пищи,

- приема гостей,

- сервировки стола.

V, VI, VII, VIII, IX, X, XI классы.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.



Нет слайдов и рисунков, поэтому текстовая информация воспринимается сложно.

Размещение цветов, салфеток, свечей.

Сервировка стола.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Только текстовая информация, без слайдов и рисунков.

Банкеты

8 класс. Проведение банкетов.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Только текстовая информация.

Детская кухня

53 различных рецепта для детей (рецепт, подробная технология приготовления, слайды с поэтапным приготовлением)

7 класс. Уход за ребенком. Питание детей разного возраста.

Для подготовки учителя к уроку или объяснения нового материала.

Подробная рецептура, очень содержательные слайды.

Технология на кухне

Посуда (с антипригарным покрытием, термопластиковая, «Цептер»

5-6 класс. Оборудование кухни.

Для подготовки учителя к уроку или объяснения нового материала.

Текстовая информация, огромное количество содержательных слайдов.

Бытовые электроприборы (кофеварка, кофемолка, овощерезки, соковыжималки, тостеры, фритюрница, чайник)

8 класс. Бытовые электроприборы.

Для подготовки учителя к уроку или объяснения нового материала.

Подробная текстовая информация, показательные слайды

Оборудование кухни

(плиты, холодильники, морозильные камеры, СВЧ, посудомоечная машина)

5-11 классы. Оборудование кухни. Бытовые электроприборы.

Для подготовки учителя к уроку или объяснения нового материала.

Текстовое сопровождение, содержательные слайды

Принадлежности и оборудование для коктейлей.

8 класс. Проведение банкетов.

Для подготовки учителя к уроку или объяснения нового материала.

Текстовое сопровождение, слайды.

Лечебное питание

700 различных рецептов блюд для лечебного питания при различных заболеваниях.


Программой не предусмотрено, однако можно использовать в любых классах, исходя из ингредиентов.

Для подготовки учителя к уроку или объяснения нового материала.

Подробные рецепты, но не все имеют слайдовое сопровождение.

Ингредиенты

383 различных ингредиента применяемых в кулинарии

Полезно для всех классов.

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.



Текстовое сопровождение, слайды.

Оформление блюд

Около 40 украшений из овощей и фруктов со слайдами и текстовым описанием

Полезно для всех классов

Демонстрация слайда при объяснении нового материала.



Текстовая информация, слайды.

20 рецептов приготовления бутербродов.

5 класс. Бутерброды.

8 класс. Проведение банкетов.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Только текстовая информация без слайдов

11 рецептов приготовления канапе

5 класс. Бутерброды.

8 класс. Проведение банкетов.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Только текстовая информация без слайдов

Рецепты приготовления сэндвичей, тарталеток, тостов

5 класс. Бутерброды.

8 класс. Проведение банкетов.

Для подготовки учителя к уроку или самостоятельного изучения заинтересованными учащимися.

Только текстовая информация без слайдов

Микроволновая печь

258 рецептов блюд для приготовления в микроволновой печи.

Программой не предусмотрено.



-

Подробные рецепты. Слайды имеются не ко всем блюдам

Напитки

Какао

5 класс. Горячие напитки.

Для подготовки учителя к уроку. Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

Исторические сведения, пищевая ценность, приготовлении, слайды

Кофе

5 класс. Горячие напитки.

Для подготовки учителя к уроку. Демонстрация слайда при объяснении нового материала.


Исторические сведения, пищевая ценность, приготовление, слайды.

Коктейли

8 класс. Проведение банкетов.

Для подготовки учителя к уроку. Демонстрация слайда при объяснении нового материала.


Пищевая ценность, рецепты приготовления, поэтапные слайды.

Морсы

6 класс. Сладкие блюда.

Для подготовки учителя к уроку. Демонстрация слайда при объяснении нового материала.


Текстовая информация, слайд – морс из клюквы.

Напитки (из фруктов, овощей, ягод)

5-6 класс. Сладкие блюда.

Для подготовки учителя к уроку.



Только текстовая информация.

Соки

7 класс. Технология домашнего консервирования.

Для подготовки учителя к уроку.



Пищевая ценность, приготовление. Слайды не содержательные.

Чай

5 класс. Горячие напитки.

Для подготовки учителя к уроку. Демонстрация слайда при объяснении нового материала.

Исторические сведения, сорта, заваривание. Слайды.

Национальные кухни

Рецепты блюд

Можно использовать при изучении любой темы.

Приготовление блюд на практических работах с целью ознакомить учащихся с особенностями той или иной кухни.

Рецепт содержит:

-название

- назначение

-количество порций

- продукты

- поэтапное описание приготовления

- вид готового блюда (слайд)

Видео сюжеты

Баранина с курицей

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.


Бефстроганов по-московски

7 класс. Блюда из мяса и рыбы.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Варенье из клубники

6 класс. Технология домашнего консервирования.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Жюльен

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Жюльен с креветками

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Кальмар жареный

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Кальмар фаршированный

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Калья с огурцами

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Картофель запеченный

5 класс. Блюда из овощей.

Вводный инструктаж перед практической работой.


Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Кекс

9 класс. Блюда из теста.

Вводный инструктаж перед практической работой.


Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Котлеты из индейки

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Курица со сладким перцем

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций


Курица-гриль

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.



Мясо в кляре

7 класс. Блюда из мяса.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Омлет с овощами

5 класс. Блюда из яиц.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Пирог шведский

9 класс. Блюда из теста.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.


Пирог с капустой

9 класс. Блюда из теста.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Ребра бараньи в мятном соусе

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.



Рулет с брынзой

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.



Рыба под майонезом

7 класс. Блюда из рыбы.

Вводный инструктаж перед практической работой.


Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Салат ассорти

8 класс. Банкетные блюда.

Вводный инструктаж перед практической работой.


Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Салат из семги

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.


Салат фруктовый

8 класс. Банкетные блюда.

Вводный инструктаж перед практической работой.


Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Свинина с клюквой

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Семга в фольге с луком

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Судак в кляре

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Суп из мидий

7 класс. Блюда из морепродуктов.

Объяснение нового материала.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.



Суп фасолевый

8 класс. Супы

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Суп-крем грибной

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Тефтели в томатном соусе

7 класс. Блюда из мяса.

Вводный инструктаж перед практической работой.

Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Шницель маринованный

7 класс. Блюда из мяса.

Объяснение нового материала.



Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Шо-фруа из дичи

Программой не предусмотрено




Подробный рецепт, видео сюжет с показом операций.

Слайд шоу

Демонстрация коллекции слайдов

Можно использовать при изучении любой темы

Распечатанные рецепта можно использовать в качестве инструкционных карт

Не предусмотрен запуск коллекции с определенного слайда. Возможен переход от слайда к рецепту блюда.



1.4 Формирование у учащихся навыков информационного поиска на примере ПС «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Учитель в «информационном обществе» перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает её получение. Важно понимать, что информационный ресурс представляет реальную ценность лишь в том случае, если доступ к нему соответствующим образом организован.

В большинстве случаев поиск информации – это средство для достижения конечного результата, а не результат сам по себе. Если поиск осуществляется с минимальными затратами времени, то сэкономленное время можно потратить непосредственно на достижение результата, что положительно повлияет на его качество.

Однако поиск информации может быть и конечным результатом, на начальных этапах обучения учащихся навыкам информационного поиска.

Наличие навыков информационного поиска непосредственно связывается с умениями пользоваться картотеками, электронными справочниками, энциклопедиями, базами данных. Умение самостоятельно работать с информационными источниками – первый шаг на пути к самостоятельному продуцированию значимой информации, поэтому важно их формирование начинать как можно раньше. Большинство психологов считает, что в стенах школы легче начать изучение нового, так как специфические умения и навыки, в том числе и навыки информационного поиска, легче приобрести в школьном возрасте, чем непосредственно в профессиональной деятельности.

Процесс формирования умений и навыков информационного поиска необходимо начать с демонстрации преимуществ информационного поиска. Учитель должен продемонстрировать быстрый поиск какой-либо информации, необходимой для достижения определенной цели. Например, поиск рецептов в «КЭКиМ» позволяет сэкономить время, избавившись от нудного поиска необходимого рецепта по оглавлению книги, и больше потратить времени на приготовление самого блюда. Учащиеся должны понять, что поиск может служить средством для достижения других целей.

Следующий момент – постановка цели информационного поиска. Цель может быть привнесена как из вне (предложена учителем), так и являться продуктом осознания самого учащегося, что может быть спровоцировано учителем при организации проблемной ситуации. Второй вариант предпочтительнее, так как подразумевает активность учащегося.

Прежде чем учащиеся самостоятельно приступят к поиску информации, необходимо им продемонстрировать последовательность действий.

Можно сформулировать некоторые рекомендации по выработке навыков информационного поиска:

  • Важно обратить внимание учащихся на использование «мыши» (начальные трудности в её использовании связаны с недоразвитием мелкой моторики, но школьный возраст – благоприятное время для её развития, поэтому важно начинать формировать умения работать с «мышью» как можно раньше);

  • Демонстрация информационного поиска в быстром темпе необходима для того, чтобы показать эффективность электронного поиска информации;

  • Поиск в замедленном темпе необходимо сопровождать подробными словесными пояснениями (выбор нужных разделов меню, использование клавиатуры, «мыши»);

  • При демонстрации поиска учениками учителю необходимо комментировать возникающие ошибки и заминки;

  • Важным моментом в формировании умений и навыков информационного поиска являются упражнения учеников, так как образ действия с помощью только демонстрации и объяснения учителем не может быть полным (необходимо вовлекать всех учеников в упражнения, для чего использовать различные формы организации учащихся на занятиях, например: бригадная, индивидуальная и т.д.)

В целом процесс формирования навыков информационного поиска носит репродуктивный характер, так как учащиеся повторяют за учителем определенные действия. Для того, чтобы сделать данный процесс наиболее значимым для учащихся, необходимо использовать его для решения проблемных ситуаций.

Таким образом, учащиеся сами будут находить нужную информацию для решения проблемы, а значит, более эффективным будет и усвоение знаний.

Все разделы «КЭКиМ» можно использовать для формирования навыков информационного поиска. В рамках изучения предмета «Технология» рекомендуется использовать такие разделы, содержание которых отражает требования программы «Технология»: «Консервирование», «Этикет», «Оформление блюд», «Полезные советы», «Технология на кухне».

На начальном этапе формирования навыков информационного поиска можно предлагать учащимся задания следующего характера:

- найти разделы «КЭКиМ», названные учителем;

- осуществлять перемещение по оглавлению раздела;

- выбрать любой раздел на определенную букву;

- найти какой-либо полезный совет;

- продемонстрировать слайд с изображением какого-либо блюда.

Данные задания можно предлагать учащимся на слух. Для выполнения задания ученик садится за ПК, остальные учащиеся наблюдают за ходом его выполнения. Тренировочные задания должны быть достаточно простыми и быстро выполнимыми, чтобы их смогли выполнить все учащиеся.

После того, как учащиеся приобретут первоначальные навыки работы, целесообразно включать учащихся в информационный поиск на этапе формирования новых знаний и при выполнении практической работы.

Для того чтобы побудить учащихся к поиску информации, необходимо вовлекать их в проблемные ситуации, для разрешения которых можно использовать информацию предлагаемую КЭКиМ.

При выполнении практической работы можно предлагать учащимся задания следующего характера:

- выбрать рецепт блюда для последующего его приготовления в процессе практической работы (при этом учителем задаются определенные условия: используемые продукты) и распечатать его;

  • подобрать украшение для блюда, которое будет приготовлено;

  • по мере необходимости использовать предлагаемые электронные справочником видеофрагменты.

На заключительном этапе, когда у учащихся будет достаточно умений, они могут использовать «КЭКиМ» для познавательной деятельности во внеурочное время.

1.5 Методические рекомендации по применению ПС «КЭКиМ».

Успешность проведения занятий, на которых используются различные ПС и ЦОРы во многом зависит от подготовки учителя. Перед проведением занятия с использованием ПС «КЭКиМ» учителю необходимо:

  • тщательно отобрать теоретический материал (при этом можно использовать не только специальную литературу, но и информацию, предлагаемую КЭКиМ);

  • выбрать соответствующие фрагменты (видео и слайды), которые будут предлагаться вниманию учащихся; их применение должно быть обоснованно: содержащаяся в них информация должна органично соответствовать теме занятия, способствовать усвоению материала, оказывать помощь при выполнении практической работы;

  • предварительно подобрать рецепты для выполнения практической работы с учетом: доступности продуктов, отсутствия сложных приспособлений при приготовлении блюда, посильности для учащихся технологии приготовления блюда, соответствия блюда программе ООТ;

  • предусмотреть на каких этапах занятия учащиеся будут самостоятельно использовать ПК, включаясь в самостоятельный поиск;

  • подготовить бумагу для распечатки рецептов.

Таким образом, при подготовке к занятиям с использованием компьютерной техники учитель должен активно поработать с ПС, которое будет использоваться на занятии.


Занятие 1.

V класс.

  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconКулинарная Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 Волкова С. В

Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconВикторина «У каждой рыбы своя изюминка»
«Рыбы». Около тысяч видов рыб обитает в прудах, озерах, реках, морях и океанах. И в каждой можно найти свою изюминку. (Для иллюстрирования...
Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconЛитература 21 Введение Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас от слова «зодчество» к слову «архитектура»
Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconСценарий линейки для учащихся 5-9 классов ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просветители славянские. Действующие лица
Действующие лица: Учитель и ученики нашего времени, играющие разные роли – Кирилла, Мефодия, Учителя императорского сына, Придворного,...
Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconРусское зодчество
Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас от слова «зодчество» к слову «архитектура»
Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconУчебное пособие для начальной школы. Красная книга Курганской области. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия-2005 (cd-rom)
Мир вокруг нас: Географический атлас для детей. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1996
Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconУроки физики Кирилла и Мефодия 11 класс

Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconУроки физики Кирилла и Мефодия 7-8 класс

Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconПрограмма основного общего образования по направлению «технология. Обслуживающий труд» пояснительная записка
Примерная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компо­нента государственного...
Методические рекомендации по применению программного средства «кулинарная энциклопедия кирилла и мефодия» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд) iconМетодические рекомендации по применению препарата «Золетил 50» в подразделениях государственной ветеринарной службы
Методические рекомендации предназначены для ветеринарных специалистов лечебного профиля подразделений государственной ветеринарной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы