|
Методические рекомендации по применению программного средства «КУЛИНАРНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ» 2004 на уроках технологии (обслуживающий труд). Выполнила: Волкова С.В. Учитель технологии МОУ «Дробышевская СОШ» 1 категория. Содержание:
1.3 Методический анализ ПС «КЭКиМ»
«Кулинарная энциклопедия» (2 CD) выпущена фирмой «Кирилл и Мефодий» для широкого круга пользователей в бытовых условиях как справочник по кулинарному мастерству. Мультимедиа-диск содержит более 4800 рецептов русской, кавказкой, греческой и других кухонь, более 4100 иллюстраций, 28 видеофрагментов, 480 кулинарных терминов в словаре, справочные таблицы: все о калориях, соотношение мер и весов, сроки хранения продуктов, химический состав продуктов, пищевые добавки. На уроках технологии при изучении тем по кулинарии рассматриваемый программный продукт может быть использован по теме: «Этикет», все вопросы включающие в себя правила сервировки стола к обеду, ужину, оформление чайного стола и другие отражены в «Кулинарной энциклопедии». Интересным является блок программы содержащим уроки кулинарного мастерства. Просматривая видеофрагменты, учащиеся могут наблюдать специальные приемы работы и использование различных приспособлений для приготовления оригинальных блюд (чего нельзя организовать в школьной мастерской). Все видеофрагменты сопровождаются дикторским текстом и музыкой. Оформлению готовых блюд перед подачей на стол уделяется значительное внимание в школьной программе. На уроках технологии важно не только научить обрабатывать продукты, но и познакомить школьников с искусством потребления пищи, развивать творчество и фантазию при оформлении приготовленного блюда. Минимальные системные требования: IBM PS: MS Windows 98 и выше, процессор Celeron/Pentium, 32 Mb ОЗУ, CD-ROM, SVGA 800X600, мышь, MS Internet Explorer 5.0. Поисковая система кулинарных энциклопедий предоставляет пользователю возможность поиска рецепта необходимого блюда, а также позволяет выбрать блюдо в соответствии с продуктами, имеющимися в наличии. Работа с базами данных формирует у школьников определенный уровень информационной культуры, и по нашему мнению, рассматриваемые программные средства могут быть использованы на уроках технологии как учебные пособия для демонстрации возможностей баз данных и по обучению школьников практическим навыкам работе на компьютере.
1.3. Методический анализ ПС «КЭКиМ»
1.4 Формирование у учащихся навыков информационного поиска на примере ПС «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия». Учитель в «информационном обществе» перестает выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает её получение. Важно понимать, что информационный ресурс представляет реальную ценность лишь в том случае, если доступ к нему соответствующим образом организован. В большинстве случаев поиск информации – это средство для достижения конечного результата, а не результат сам по себе. Если поиск осуществляется с минимальными затратами времени, то сэкономленное время можно потратить непосредственно на достижение результата, что положительно повлияет на его качество. Однако поиск информации может быть и конечным результатом, на начальных этапах обучения учащихся навыкам информационного поиска. Наличие навыков информационного поиска непосредственно связывается с умениями пользоваться картотеками, электронными справочниками, энциклопедиями, базами данных. Умение самостоятельно работать с информационными источниками – первый шаг на пути к самостоятельному продуцированию значимой информации, поэтому важно их формирование начинать как можно раньше. Большинство психологов считает, что в стенах школы легче начать изучение нового, так как специфические умения и навыки, в том числе и навыки информационного поиска, легче приобрести в школьном возрасте, чем непосредственно в профессиональной деятельности. Процесс формирования умений и навыков информационного поиска необходимо начать с демонстрации преимуществ информационного поиска. Учитель должен продемонстрировать быстрый поиск какой-либо информации, необходимой для достижения определенной цели. Например, поиск рецептов в «КЭКиМ» позволяет сэкономить время, избавившись от нудного поиска необходимого рецепта по оглавлению книги, и больше потратить времени на приготовление самого блюда. Учащиеся должны понять, что поиск может служить средством для достижения других целей. Следующий момент – постановка цели информационного поиска. Цель может быть привнесена как из вне (предложена учителем), так и являться продуктом осознания самого учащегося, что может быть спровоцировано учителем при организации проблемной ситуации. Второй вариант предпочтительнее, так как подразумевает активность учащегося. Прежде чем учащиеся самостоятельно приступят к поиску информации, необходимо им продемонстрировать последовательность действий. Можно сформулировать некоторые рекомендации по выработке навыков информационного поиска:
В целом процесс формирования навыков информационного поиска носит репродуктивный характер, так как учащиеся повторяют за учителем определенные действия. Для того, чтобы сделать данный процесс наиболее значимым для учащихся, необходимо использовать его для решения проблемных ситуаций. Таким образом, учащиеся сами будут находить нужную информацию для решения проблемы, а значит, более эффективным будет и усвоение знаний. Все разделы «КЭКиМ» можно использовать для формирования навыков информационного поиска. В рамках изучения предмета «Технология» рекомендуется использовать такие разделы, содержание которых отражает требования программы «Технология»: «Консервирование», «Этикет», «Оформление блюд», «Полезные советы», «Технология на кухне». На начальном этапе формирования навыков информационного поиска можно предлагать учащимся задания следующего характера: - найти разделы «КЭКиМ», названные учителем; - осуществлять перемещение по оглавлению раздела; - выбрать любой раздел на определенную букву; - найти какой-либо полезный совет; - продемонстрировать слайд с изображением какого-либо блюда. Данные задания можно предлагать учащимся на слух. Для выполнения задания ученик садится за ПК, остальные учащиеся наблюдают за ходом его выполнения. Тренировочные задания должны быть достаточно простыми и быстро выполнимыми, чтобы их смогли выполнить все учащиеся. После того, как учащиеся приобретут первоначальные навыки работы, целесообразно включать учащихся в информационный поиск на этапе формирования новых знаний и при выполнении практической работы. Для того чтобы побудить учащихся к поиску информации, необходимо вовлекать их в проблемные ситуации, для разрешения которых можно использовать информацию предлагаемую КЭКиМ. При выполнении практической работы можно предлагать учащимся задания следующего характера: - выбрать рецепт блюда для последующего его приготовления в процессе практической работы (при этом учителем задаются определенные условия: используемые продукты) и распечатать его;
На заключительном этапе, когда у учащихся будет достаточно умений, они могут использовать «КЭКиМ» для познавательной деятельности во внеурочное время. 1.5 Методические рекомендации по применению ПС «КЭКиМ». Успешность проведения занятий, на которых используются различные ПС и ЦОРы во многом зависит от подготовки учителя. Перед проведением занятия с использованием ПС «КЭКиМ» учителю необходимо:
Таким образом, при подготовке к занятиям с использованием компьютерной техники учитель должен активно поработать с ПС, которое будет использоваться на занятии. Занятие 1. V класс. |
![]() | Кулинарная Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 Волкова С. В | ![]() | Викторина «У каждой рыбы своя изюминка» «Рыбы». Около тысяч видов рыб обитает в прудах, озерах, реках, морях и океанах. И в каждой можно найти свою изюминку. (Для иллюстрирования... |
![]() | Литература 21 Введение Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас от слова «зодчество» к слову «архитектура» | ![]() | Сценарий линейки для учащихся 5-9 классов ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Просветители славянские. Действующие лица Действующие лица: Учитель и ученики нашего времени, играющие разные роли – Кирилла, Мефодия, Учителя императорского сына, Придворного,... |
![]() | Русское зодчество Что же такое зодчество? Энциклопедия «Кирилла и Мефодия» отправляет нас от слова «зодчество» к слову «архитектура» | ![]() | Учебное пособие для начальной школы. Красная книга Курганской области. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия-2005 (cd-rom) Мир вокруг нас: Географический атлас для детей. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1996 |
![]() | Уроки физики Кирилла и Мефодия 11 класс | ![]() | Уроки физики Кирилла и Мефодия 7-8 класс |
![]() | Программа основного общего образования по направлению «технология. Обслуживающий труд» пояснительная записка Примерная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компонента государственного... | ![]() | Методические рекомендации по применению препарата «Золетил 50» в подразделениях государственной ветеринарной службы Методические рекомендации предназначены для ветеринарных специалистов лечебного профиля подразделений государственной ветеринарной... |