Какова структура философского знания? icon

Какова структура философского знания?



НазваниеКакова структура философского знания?
Дата конвертации03.08.2012
Размер135.05 Kb.
ТипРеферат
Какова структура философского знания?


ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМУПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2ПО ФИЛОСОФИИВариант 13 (V=(20*66)div 100=13)Студента Ерёмина Константина Львовича,идентификатор BE011EKL, пароль 00494266БЕЛОВО, 20021. Какова структура философского знания?Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов: . Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. . Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы: - Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания. - Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.) - Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. - Общая история познания, эволюция познания. . Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.В структуре философского знания выделяют так же: . Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. . Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.) . Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры. . Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико- мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.. . Философия истории. . История философии.Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как: . Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания. . Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.). . Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например: - Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология) - Систематизация данных научного познания. - Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).Современные философы отказываются от построения многоступенчатыхклассификаций, поскольку для философии нет запретных тем.2. Проблема бытия в философии XX века. В период новой и новейшей истории в философии наметилась и развиласьидея о том, что человека нужно рассматривать как автономного и деятельногосубъекта.
Всё окружающее рассматривается как попе человеческой активности. Человеческое бытие в концепциях современной онтологии – это неабсолютно ''чистое'' мышление. Человек – это место столкновениябесконечного с конечным; он не может сказать, что из себя представляетбытие, оно для него не ''прозрачно'', но он может обнаружить еговоздействие на собственную жизнь. Варианты современных философских знаний на бытие разнообразны: . ''Критическая онтология'' - концепция немецкого философа Н. Гартмана.В основе этой концепции лежит идея структурности бытия. Бытиеобнаруживает себя в формах ''онтологического шока'' – столкновениемчеловека с неподатливостью мира, с запредельностью, с границей нашихвозможностей. Человек ощущает, что он не господин собственной судьбы. Здесь эмоции – есть формы переживания бытия как времени,неподвластного человеку. В реальном бытии Гартман выделяет материю, жизньпсихику, дух, - существующие во времени. Существование в пространствеприсуще только материи. В идеальном бытии Гартман выделяет сферу познания(восприятие, созерцание, знание) и логическую сферу (понятие, суждение,умозаключение). По Н. Гартману, - бытие не может порождаться, возникать, исчезать.Бытие в понимании Н. Гартмана есть пространство. . Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний). Представители этого направления (Х. Гадамер) рассматривают бытие как ''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного с бесконечным. Бытие представляется в формах временности. Человек не может свободно двигаться, перемещаться во времени, но он неможет и удержаться в одной точке временного потока. Человек не можетвластвовать над временем , но он пытается его освоить. Герменевтика –естьформа освоения времени. . ''Телесность''. Представители этого направления , например, Ф. А. Лосев, считают, чтотело есть последняя осуществлённость личности. Тело – это основасамопознания, это бремя и благо, это постоянное напоминание человеку о егоограниченности, способ, с помощью которого человек преодолевает этуограниченность. Способ бытия жизни, - дается, прежде всего, телом. . С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного” и “мир естественного”. Такое деление бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякого существования. Взгляды современных философов на бытие как на естественно –искусственную проблему важны в настоящее время так, как технологическоемогущество современного человека сопоставимо с естественно – биосферныммиром, окружающим его.3 . Деятельностная природа человека и сознание. Человек сам по себе, взятый изолированно от коллективных формсвоей жизнедеятельности – ничто. Согласно К. Марксу человек являетсяисторическим и социальным существом. Он “он не есть абстракт, присущийотдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всехобщественных отношений “. (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т. 21. с. 265). В своей социальной трудовой деятельности, человек создаетискусственный материальный мир, мир культурных ценностей. Он создает язык,искусство, религию, науку, философию, нравственность, традиции. Конечно,создает он этот мир не на пустом месте. Возникновение человека, антропогенез, эволюция человечества,свидетельствует о тесной связи человека и природы. Как социальное существочеловек не просто приспосабливается к природе, он стремится стать еехозяином. Рассмотрим несколько этапов освоения человеком природы: . “Присваивающий” период начинается с появления человека разумного (первобытная эпоха). Человек воздействует на природу лишь фактом своего существования. Природа практически полностью определяет все особенности жизни человека. Сознанию, по видимому, отводилась роль орудия (подсобного средства)необходимого для оптимизации трудового процесса (трудовых навыков). . Этап “производящей” экономики (от первобытного строя до буржуазных отношений). Человек начинает активно вмешиваться в природу, вырубать леса,строить ирригационные системы. Постепенно овладевая новыми орудиями труда,осваивая новые территории человек, начинает оказывать разрушительноедействие на природу. Переплетение социальных и природных факторов приводитк появлению войн. Возникают два типа обществ – “традиционные”(воспроизводящий тип производства, устойчивость традиции, образа жизни) и“техногенные”. Для этого этапа характерно появление мифологического сознания,многобожия. Постепенное расширение торговли и судоходства, концентрациябогатства и его перераспределения, рост народонаселения и прилив в егогорода, социально экономические изменения, - приводят к кризисумифологического сознания. Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира, человек долженбыл по новому увидеть свое место в мире и предназначения в нем. Ощущая себяв неразрывности с космосом он уже задумывался о существовании первопричины,первоосновы бытия. Появляется религия единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство).Реальностью, определяющей все сущее становится не природа, а Бог (естьтолько одно абсолютное начало – Бог; все остальное – его творение). Этап техногенных и информационных обществ. Внешний мир, природа рассматривается как арена деятельности человека.Природа утрачивает самостоятельную ценность. Природа понимается какбесценная кладовая. Человек становится господином природы, и власть егокажется безгранична. Воздействие человека на природу приобретает глобальныйхарактер. В XX веке намечается переход от физических моделей мира кбиологическим. Формируется новое ''биологическое'' мышление. Академик В. И.Вернадский создаёт учение о ноосфере, рассматривая её как область слияниязаконов общества и природы. Современный человек осознаёт в себе единствоприроды и космоса. В заключение можно сказать:1) Человек в процессе своей деятельности эволюционирует. Он являетсярезультатом эволюционных процессов в природе и в обществе.2). Человек – деятель. Его деятельная природа непосредственно связана сегосознанием, с осознанием себя в окружающем мире.3). Деятельность человека, его сознание должны быть направлены на пониманиесвоей роли в окружающей природе и обществе, постоянное возвышение инарастание в нём нравственного начала. 4. Проблема истины и заблуждения. Важный принцип классического образа научности заключается втребовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно ихарактеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью,идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзяверить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет. Взгляды философов различных эпох на данную проблему: . Классическая (аристотелевская) концепция истины Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знанийили утверждений (представлений)- действительности, реальному положениюдел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются сфактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесьустанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Это такназываемая теория корреспонденции, соответствия. . Когерентная теория (концепция) истины. Выдающие представители, Гегель, В. Соловьев. Под когерентностьюпонимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теорииистины, - истина понимается как некоторый идеал, к которому нужностремится, но достичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренцииэто согласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания оботдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться ссистемой знаний о мире в целом. . Прагматическая концепция истины. Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека.Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике идревней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В.Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знанияудостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины –это типично инженерный подход к проблеме истины. . Диалектико – материалистическая концепция истины. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, - считают, чтоистина это соответствие субъективного образа объективной реальности. Здесьсоответствия насыщается практическим смыслом. Истина - по определению всубъекте, но она так же и вне субъекта. Истина объективна, – истинноесодержание человеческих представлений не зависит от человека. Истинасубъективна - это значит, что она не существует помимо человека. Марксистская гносеология исходит из положения о том, чтоабстрактной истины нет – истина всегда конкретна. Абстрактная истина естьистина пределы применимости которой не установлены. Поэтому она(абстрактная истина) распространяется на неопределенную область явлений,превращаясь в свою противоположность – заблуждение. Чтобы отличить истинное от заблуждения необходимы критерии. Вдомарксистских гносеологиях критерий достоверности истинности знанияискался в самом знании. В марксистской концепции, критерий истины – впонятии практики. Марксистское определение практики включает в себяцелеполагающую деятельность человека. В качестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностным нормам и принципам. Ценностныепринципы могут определять направление развития современного человечества В качестве критерия истинности может выступать также эстетическийкритерий. Чувство, гармония, совершенство, красота – играют большую рольпри выборе тех или иных сценариев развития5. Смысл существования человека. Проблема смысла жизни человека осуждается философами разных направлений,разных эпох. Рассмотрим некоторые философские подходы: Экзистенциализм – философия человеческого существования. Для этого направления характерно исследование состояния человека,проблема отчуждения человека от общества. По мнению философов –экзистенциалистов человек, делает самого себя, обретает свою сущность ужесуществуя. Никто кроме данного конкретного человека не может за негоосуществить его превращения в человека. Именно он несет ответственность,если его превращение в человека так и не состоится. Таким образом, ониговорят об очень важной идее, индивидуальной ответственности человека завсё, что происходит с ним самим и с другими людьми. Смысл жизни – всогласии с собственной природой, удовлетворении потребностей, получениинаслаждения, творческой деятельности для собственного удовольствия и благаобщества. Марксизм. С точки зрения философов – марксистов, смысл жизни человека вприсвоении человеком собственной подлинной человеческой сущности. По мнениюмарксистов, отчужденный труд равнозначен существованию частнойсобственности. Чем больше исходных материалов перерабатывает, вырабатываетрабочий, тем больше мир предметов ему не принадлежащих, “чуждых” ему.Процесс трудовой деятельности для него, является принудительным,подневольным. Рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческуюсущность. Уничтожение отчуждения, превращение труда в свободнуюсамореализацию человека, и означает его полную гармонизацию. Смысл жизни с позиции марксистов состоит в признаниинеобходимости участия отдельного человека в коммунистическом движении,устранении унизительных условий труда, в преобразовании собственнойчеловеческой природы. Религиозная философия. Смысл жизни изначально присущ жизни, в её глубинных основаниях богсоздал человека по своему образу и подобию. Смысл жизни для верующих в Богалюдей, состоит в служении человеку, своей семьи, своим детям, своей родине,Богу. Вопрос “Для чего жить?” является наиболее характерным вчеловеческой жизни. От того, как человек относится к этому вопросу, какиецели он ставит перед собой, чем наполнена его духовная жизнь, - зависит егонастоящее и бедующее. Вопрос сводится к выбору человека, его свободе выборажизненного пути. Я считаю, что ответственность за себя и свою страну предполагаетлюбовь к природе и людям, веру в будущее. По видимому в этом и заключаетсясмысл жизни.6. Информационно – техническое общество проблемы и перспективы. Наш век это эпоха научно - технической революции. Рациональноезнание, знание научное стало важнейшей составляющей повышениепроизводительности труда и изменения всех форм человеческого бытия. Научно– техническая революция породила надежды, что с помощью новых научныхдисциплин и новых техники будут разрешены трудные проблемы и противоречиячеловеческой жизни. Такие умонастроения получили название “сциентистских” и“техницистских”. Имеются разновидности “кибернетического”, “генетического”,“компьютерного” и т.д. техницизма и сциентизма. Различные виды сциентизма положены в основание концепцийиндустриального, постиндустриального, информационного общества, – которыесменяли друг друга. Между всеми этими концепциями существуетпреемственность, - утверждается культ разума и науки. Возрастающая роль информации и информационных систем,революционное воздействие потока информации на производство, управление,человека, - факт лежащий в основании концепции информационно – техническогообщества. Сегодня сформирована новая среда в жизни человека: - компьютер,интернет, многоканальное телевидение, всевозможные информационные системы исети. Человек получил в своё распоряжение ресурсы доступные, многократному,многостороннему использованию, их быстрому усовершенствованию. У человека появился новый инструмент, партнер по взаимодействию– компьютер. Сложнейшая машина стала предметом повседневного общениячеловека. С развитием компьютерных технологий непосредственно связанопоявление понятия “виртуальная реальность”. В то время, как пользовательперсонального компьютера отправляется в виртуальную реальность, его телоостается в реальном мире. Его сознание переживает опыт ничего не имеющий сего фактическим телесным опытом. Расщепляется целостность человека. “Ничто прежде не подвергало таким испытаниям ни самостьчеловека, ни привычные средства ее понимания” (О. Балла, Человек иКомпьютер: смыслы взаимодействия., Компьютерра №12. 2001). Естественно скептики и пессимисты не устают предостерегать отопасностей растворения пользователя в “киберпространстве”, от превращениямира информационного общества вообще в “тотальную симуляцию”. Перед человеком, обществом возникают новые проблемы: Развитие техники ставит человека перед необходимостью пересмотра самого себя и переосмысливания своих отношений с миром. Неустранимая чужеродность техники человеку. Техника ставит человека в состояние культурного непрерывного шока своим быстрым развитием. В настоящее время разрушительная деятельность человека,полагают русские мыслители, носит исторически-временной характер и вызвананеизбежностью построению искусственного бес природного технологическогомира, в котором придется жить человеку в ближайшем будущем. Уже сейчас“формируется новая научно – инженерная дисциплина – информалогия, котораяисследует закономерности и специфику производства, преобразование, передачуи использование информации в природных и социальных системах. Информгенезбудет проходить на путях автотрофности с учетом ее важнейших качеств:автономности, оптимальности и гармоничности” (А. Д. Московченко.,Философия., Учебное пособие., стр.91., Томск 2001)7. Человечество перед лицом глобальных проблем Закончился XX век впечатляющим шествием цифровых технологий.Необычайное развитие получили космические, медицинские, физико-биологические и другие технологии. Философия, наука, культура, религия,политология образование достигли таких вершин, о которых человечество моглотолько мечтать. Но техногенная деятельность человека принесла иотрицательные моменты системно-угрожающего характера. Перспективаглобального потепления, гибель огромных массивов тропических лесов, угрозаэкологических взрывов, огромный экономический разрыв между различнымистранами, неравномерность социально – экономического и научно техническогоразвития, загрязнение мирового океана, сокращение энергетических исырьевых запасов, - ставит перед человечеством жизненно важные проблемы.Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности. Различают несколько групп глобальных проблем:Глобальные (общечеловеческие) проблемы: . Интерсоциальные проблемы.- Проблемы мира между народами.- Проблемы создания нового международного экономического порядка.- Проблемы устранения неравномерности экономического развития разныхстран.- Проблемы связанные с международным терроризмом. . Проблемы, как результат взаимодействия природы и общества.- Проблемы природных ресурсов.- Проблемы освоения мирового океаны с космоса.- Экологические проблемы.- Продовольственные проблемы. . Проблемы как результат взаимодействия человека и общества.- Проблемы народонаселения (демографические).- Проблемы здоровья человека.- Проблемы образования. Решение этих проблем возможно только совместными усилиями народоввсех стран. В каком направлении будет осуществлено их решение, зависятсудьбы всего человечества. Поиск контуров нового мира, где глобальные проблемы смогут найти своеразрешение, привел к серьезным изменениям в общественном сознании.Появляются различные теории, авторы которых предлагают решить эти проблемы,рассматривая человека в качестве части природы. В трудах русских космистов (Н. Ф. Федоров, В. И. Вернадский)высказывается идея автотрофности будущего человечества. Традиционноепредставление о мире и человеке в нем исчерпало себя, свои возможности. Насмену идет афтотрофно-созидательное будущее, где общество и природа будутрассматриваться в единстве с бесконечным космосом.8. Космизм – это философское явление, отражающее проблемы единствачеловека с космосом, космической природы человека и космического масштабачеловеческой деятельности. (Русский космизм. Представители: Н. Ф.Фёдоров, В. С. Соловьёв, В.И. Вернадский, П. А. Флоренский, К.Э.Циолковский.).9. Антропология - это наука о биологической природе человека.Философская антропология – рассматривает всю совокупность фактов,гипотез, версий имеющих отношение к человеку. Известные этапы становленияфилософской антропологии: Доклассический ( до середины XIX века) Классический период (К. Маркс, Ф. Достоевский, В. Вернадский, Н. О. Лосский, Н. Бердяев) Неоклассический. Пост классический.10. Когерентная истина - это взаимосоответствие высказываний,согласованность высказываний, знаний с системой знаний о мире в целом.Литература Философский энциклопедический словарь. Издательство “Советская энциклопедия”, 1983.1. Философия и мировоззрение. В. Н. Ивановский. Понятие философии. Структура философии.), с. 243., М., 1990.2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. с. 265.3. Философия. Справочник студента. М. 1999.4. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. М. 1989.5. А. Д. Московченко. Философия. Учебное пособие. Томск . 2001.




Похожие:

Какова структура философского знания? iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...
Какова структура философского знания? iconПредмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции...
Какова структура философского знания? icon10. Онтология как раздел философского знания. Бытие как фундаментальная философская категория, структура бытия
Онтология как раздел философского знания. Бытие как фундаментальная философская категория, структура бытия
Какова структура философского знания? iconСодержание 1 Проблемы и специфика философского знания. Структура и функция философии
Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет...
Какова структура философского знания? iconВопросы для подготовки к кандидатскому экзамену «История и философия науки» (часть, общая для всех специальностей)
Возникновение философии как теоретической дисциплины Предмет философии. Структура современного философского знания
Какова структура философского знания? iconПредмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития; структура философского знания; учение о бытии
Специальность: 240601. 65 – Химическая технология материалов современной энергетики
Какова структура философского знания? iconЭкзаменационные вопросы по курсу «философия» для студентов IV курса 2007г. Понятие, предназначение и смысл философии. Социокультурные предпосылки возникновения философии. Религия и мифология
Онтология как раздел философского знания. Бытие как фундаментальная философская категория, структура бытия
Какова структура философского знания? icon1. Культура как междисциплинарная область знания : Объект, предмет, методы, междисциплинарные связи
Культура- это форма и способ жизнедеятельности общества. Культура- это способность и готовность понять жизненный мир другого. Наличие...
Какова структура философского знания? iconПредмет и специфика философского знания 1 античная философия 8
Особенности средневековой христианской философии. Проблема соотношения разума и веры 16
Какова структура философского знания? icon3. Проблемы и специфика философского знания
Философия есть теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы