Христианство icon

Христианство



НазваниеХристианство
Дата конвертации03.08.2012
Размер268.67 Kb.
ТипРеферат
Христианство


vit@media.prp.ruМГУК, Слободянюк И.П.N.В.С. -1- Прежде чем приступать к анализу основного вопроса, необходиморассмотретьнемаловажную проблему, связанную с социальными истоками христианства.Под социальными истоками христианства (понятием достаточно многозначным)мы понимаем те социальные явления (и духовные и материальные), которыеоказали влияние на происхождение, развитие, становления христианскойрелигии и , следовательно, основных ее идей.1. Социальные истоки христианства. 1.1. Религиозные истоки христианства Как и всякая новая религия христианство возникло не на пустом месте.Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первуюочередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность ,неизменносуществующую между ранними формами религии -мифами, с их политеизмом,обрядностью и проч. , и самой религией , возникающей на их основе. Позамечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большое значение вобласти политико- правовых воззрений и прямо проявляется, например, в видеучений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве ит.п. ( Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и другихстран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась вчастности в том, что священное писание христиан- Библия включала каксобственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так исвященные книги последователей иудаизма- Ветхий завет. Иудаизм- первая последовательно монотеистическая религия. В нейпротиворечиво сочетались суровые традиции древних племен сжертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной инравственной сферах, подготовившие почву для христианства. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себяизбранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Принявэтот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с нимдоговор, который обеспечивал им божественное покровительство в случаесоблюдения всех его предписаний. Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особыхпредставлениях об истории- в Библии история трактуется как поступательноедвижение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богомдля установления справедливости. Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир иуправляющего им, во -вторых идею мессианизма, в-третьих эсхатологию, т. е.идею гибелисуществующего мира в результате божественного вмешательства. При этомнеобходимо отметить, что в христианстве все они существеннотрансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением обожественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение оспасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология,т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.
Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которыхобуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей вобществе, была одна, учение и организация которой имеют непосредственноеотношение к истокам христианства. Мы имеем в виду Кумранскую общину и ееучение. И. С. Свенцицкая утверждает, что “влияние, оказанное кумранитами нарелигиозное учение первых христиан, было очень велико”.(( По справедливомузамечанию И. Д. Амусина кумранское учение сыграло своего родапосредническую роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством. ( История политических учений под ред. Нерсесянца, стр. 20. (( И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории. стр. 50. -2-Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были общностьимущества, , обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы,изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов была строгорегламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “всезнание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать теже призывы у первых христианских общин! И. Д. Амусин указывает на большое сходство между идеологией ипрактикой кумранской общины, нашедших свое отражение в Уставе ираннехристианских общин. Мы, к сожалению, не можем останавливаться на всех возможныхсопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями .Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии кумранскойобщины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д. ) ипредопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и средираннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивовпротивопоставления света- тьме изобилуют новозаветные писания, вособенности же приписываемое Иоанну ( “дух истины и дух заблуждения” впервом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принципхристианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении:“Да будет воля твоя ”, находит себе ,по-видимому , параллель в том жеУставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и,кроме воли бога , ничего не хочет”(1QS IX, 24) . Известно, что одним изосновных и в то же время оригинальных положений христианства являетсяпредписание не отвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься злому”-Матфей 5,39) Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никомуне воздам злом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всемиживыми, и ему принадлежит воздаяние.”(1QS X, 17-18). Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философиинищеты”, указывающих на результат действия общих факторов, действующих ваналогичных исторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожиданиемессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смыслмессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройствемира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванногосознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальнуюнесправедливость на земле”.( “В кумранской идеологии впервые пробила себе место идея заменыизбранничества целого этноса избранничеством индивидуума”(( Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новыми целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческаяроль, не социальные принципы, социальная организация и повседневнаярелигиозная практика раннехристианских общин а только божественная личностьХриста, его спасительный подвиг придают христианству его новую сущность. Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской иновозаветной литературой можно обнаружить немало различий . Основноеразличие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованиемв грядущий приход мессии, в то время как само возникновение христианствасвязано с верой в уже состоявшийся приход мессии- Христа. Выступающий вкумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертамиспасителя, в то время как новозаветный Христос прежде всего- избавитель испаситель мира, пришедший в мир, чтобы жертвенно принять на себя его грехии своей кровью искупить их. Вполне понятно поэтому, что в кумранскихтекстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение импервородного греха людей, учение о троице.( И. Д. Амусин. Кумранская община. стр. 162(( Там же, стр. 225 -3-1.2. Философские истоки. Ф. Энгельс ставил вопрос о том, откуда происходят представления иидеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.( Мы почтиответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Длятого, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства сфилософией- уделом интеллектуальной элиты. Ф. Энгельс отмечал заслугу Б. Бауэра, который показал связьхристианства с некоторыми античными философскими течениями. Философа ФилонаАлександрийского, впервые применившего идеи философии платонизма( единоебожество- творец мироздания и бессмертие души как основание учения озагробной жизни, страшном суде, наказании злых и награде добрых) дляистолкования Ветхого завета, Энгельс назвал “отцом христианства”, апредставителя римских стоиков Сенеку - “дядей ” христианства. Можно указатьтакже на этическое направление греческой философии, берущее начало сСократа, провозгласившего вопреки тогдашним воззрениям, что добродетельесть единственный источник и залог счастья. Правда, он разумел под счастьемдушевное состояние земной жизни. Христианство же уже в лице Лактанцияперенесло даруемое добродетелю счастье из земной жизни в загробную, апозднее в лице Августина, выдвинувшего понятие благодати.1.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство Христианство появилось в период, когда огромную империю раздиралиглубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных:оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков ибесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материальногосостояния тогдашнего общества: “настоящее невыносимо, будущее, пожалуй ещеболее грозно. Никакого выхода”.(( В ситуации такого рода бедняки готовыбыли верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения. Однако “во всех классах должно быть известное количество людей,которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождениядуховного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полногоотчаяния”(((. По мере усиления состояния материального усиливалосьбуквально бегство из мира внешнего в мир внутренний. Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического,интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этоммире”. Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог бытьтолько в области религии. Этой религией оказалось христианство. Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всемисуществовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможноймировой религией. Почему? Во- первых христианская религия отрицала присущуювсем другим обрядность. Во-вторых она становиться наднациональной религией.Прежние религии, существовавшие на территории империи, носилиузкоэтнический характер(яркий пример- иудаизм) и были неспособны объединитьрабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, ониразъединяли их.Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Онасоответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самыхразличных этнических групп, естественные границы между которыми былиразрушены римскими завоеваниями. То есть обьединенность народов под сеньюримской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какойбыло(Ф. Энгельс. Бруно Бауэр и первоначальное христианство//О первоначальномхрисианстве стр. 4( ( Там же, стр. 9((( Там же, стр. 9 -4-христианство- особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретногопредставителя в лице римского императора. [pic] В течение первых веков своего существования христианство претерпело сложную эволюцию. Он развивалось, менялись его идеи и воззрения. Поэтому просто необходимо дать характеристику христианским воззрениям по двум периодам При этом отметим большую степень условности этой периодизации, т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколько противоречив.2. Церковь в 30-150 гг. н.э.2.1 “Демократия духа” и идея Царствия Небесного. Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеямиравенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениямио праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это-основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеимессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны смечтами рабов и неимущих свободных граждан. Действительно, христианство затронуло струну, которая должна быланайти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди самигреховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение всознании греховности каждого отдельного человека; в то же время вжертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятнуюформу внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, кчему все так страстно стремились.Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, неего достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционнаяв той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение толькокак часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайногои показало ее бесконечную красоту и ценность. На наш взгляд это- одна изпричин популярности христианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегствеиз мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись в материальном мире любойчеловек(!), будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретениесвободы духовной, на особое духовное состояние. Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению сгосударственными властями, порождало многочисленные преследования игонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальнаяориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политическойоппозиции , рассматривалась как определенная угроза государственнойструктуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроенийрелигиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большиемасштабы. Христианство учило, что все дурное в жизни -есть производное греха,глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личностьотступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личностизаключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоан. III, 2). Это учение опричастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианствестало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывшиему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, каксовершенен Отец ваш. -5- Но будучи радостной вестью для каждого отдельного человека, учениеХриста говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “всятварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение нетолько в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том чтоспасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия иотношений в Евангелии носитназвание Царствия Божьего или Царствия небесного. Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века,но человек может, если хочет , войти в него, употребив для этого личныеусилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективнымЦарством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всеммире Царство еще не осуществилось. Можно утверждать, что в духовности христиане пошли дальше, чембуддисты.Вы, пожалуй, спросите, в чем же заключается политический смысл этой вродебы не чисто политико- правовой идеи(как и некоторых других). Ответ на этотвопрос можно дать, если взглянуть на результат их воздействия на общество игосударство. Мы полагаем, никто не усомниться в том, что сила их действияна человечество оказалась беспримерной. Этим мы хотим сказать, что всяистория после Христа стала качественно другой под влиянием христианскихидей. То есть политико-правовой характер этих идей раскрывается в ихвоздействии на человечество.2.2. Идея последовательного хода истории Христианство, выступившее как синтезирующая религия в условияхусугубляющегося социально- политического кризиса трактовала политическийпроцесс как линейную последовательность событий, имеющую начало и конец,зависимую от провидения бога. (Пришла из иудаизма). Такое толкованиеисторического процесса служило обоснованием для утверждений о гибелиРимской империи.2.3. Представление об обществе и государстве и отношение к ним вАпокалипсисе. Как ни своеобразна и независима была жизнь общины, она объективно немогла быть полностью свободной от взаимодействия с той средой, в которойона появилась, а проповедь язычникам, которая так энергично повеласьапостолами по всему миру, привела Церковь в непосредственноесоприкосновение с этим миром. Это прикосновение ставило перед сознаниемцеркви крайне трудный вопрос о том, как оценивать мир и как с нимсчитаться. (На этом этапе четкий вопрос о соотношении государства и церквиеще не поставлен). Основные принципы отношения к миру даны еще в Евангелии. Наиболее древней новозаветной книгой является Откровение ИоаннаБогослова (Апокалипсис), точно датированное 68 г. н.э. Анализируя этотисточник, можно заметить, что он существенно выделяется из общего потокараннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианствопредставлено в нем (Апокалипсисе) как учение, не вполне отделившееся отиудаизма. В нем отсутствует этика всепрощения, кротости и покорности,которая впоследствии появилась в Евангелиях. Эту книгу пронизывает ненависть к Риму как источнику зла. Еще несложилась в это время христианская догматика, многие важные элементывероучения отсутствуют. Необходимо отметить, что некоторые находят в Апокалипсисереволюционную программу действий. Подобные суждения основаны на выдержкахиз Евангелий подобного рода: “предаст брат брата на смерть, и отец- сына... восстанет народ и царство на царство”, или “не думайте, что я пришелпринести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч” (Мф. 10, 34).Такое представление о Христе -бунтаре искусственно. Евангелие- особыйисточник, эмоциональный и символический, он допускает разногласия.Приведенные слова не программа действий, а пророчество бед. Импротивостоят идеи осуждения насилия (“взявший меч от меча и погибнет”). -6-Эти положения больше соответствую духу христианства. Программа и сутьхристианства не в преобразовании мира, а в спасении души.2.4. Представление об обществе и государстве и отношение к ним вЕвангелиях. Интересно отметить, что последующие книги Нового завета существенноотличаются от Откровения. В Евангелиях впервые появляется учение онеобходимости прощать властям, терпеть любые страдания в земной жизни,сформированы основные принципы этики покорности, непротивления злунасилием. Известное повеление Апостола о повиновении предержащим властям на томосновании, что “нет власти не от бога”, может быть имело за собой смутноепризнание положительного значения римского государства в истории мира ихристианства. Христианство в этих книгах Евангельские принципы отношения к миру сводились к следующему: непривязываться к эмпирическому миру, не служить Маммоне и т.п. Грех не жизньв этом миру, а чрезмерная привязанность к нему, поклонение ему какабсолютному, забвение ради него вечного.Подводя итог скажем, что содержащиеся в Евангелиях принципы все же былислишком общи, в них не содержалось прямых указаний на отношение к властям,государственным учреждениям, налогам, общественной деятельности и проч. Христианская церковь в своем дальнейшем развитии сделала выводы изэтих общих принципов. Выводы эти, различные в разные времена, приближалисьпостепенно к компромиссу между религиозной правдой и практической жизнью помере того, как в церкви оскудевала религиозная жизнь и память об Учителе иусиливалось влияние “мира”. Необходимо заметить, что в первый век существования церкви отношениек государству проистекало, кроме евангельских норм, из того духа, которымбыла проникнута жизнь первых христиан. Какой интерес и важность моглипредставлять римское общество и государство для людей, ежеминутно ожидавшихвторого пришествия и наступления истинного царства? Это- во первых. Во-вторых римское государство было государством языческим, все его функции,суд, управление и т.д. сопровождалось религиозными церемониями; кроме тогооно поддерживало политеизм, т.е. с христианской точки зрения- культдемонов; это делало для христианина невозможным участие в государственнойжизни: что общего у света с тьмой? Для Церкви с ее безусловнымикритериями, с ее окончательными оценками все формы общественной жизни былиуродливы, безбожны, случайны, несовершенны. Поэтому она не могла жить вних... С точки зрения христианина внутренний мир человека, спасение егодуши вовсе не зависит от форм государства и всего прочего- относительного,временного, преходящего. Необходимо подчеркнуть что, не имея надобности участвовать в жизниримского общества и государства, первоначальная церковь не была настроенаактивно против него. Она не считала грехом повиноваться государственнойвласти, признавала ее компетенцию, пока она не затрагивала христианскойсовести, даже молилась за императоров и других должностных лиц.2.5. Отношение государства к Церкви. Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчасрассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства кЦеркви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 векавласти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает какна увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительноотноситься к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовалисьхристиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджогиРима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали ещев полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других,христианство рассматривалось властями как -7-оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначегонения на христиан имели место на протяжении довольного большого отрезкавремени. Космополитизм раннего христианства, эгалитаризм, неприятиебожественного императора, обращение к униженным и угнетенным(соц. сущность,см. главу “Демократия духа”), по мысли правящей верхушки представлялиопределенную идеологическую опасность, что и повлекло за собой политикузапретов и гонений. Античный ум, оставаясь самим собой не мог иначереагировать на это новое учение, явно шедшее наперекор всему тому, чем жилаантичность (например, вместо службы государству и обществу- мечту оНебесном Царстве).Более того в коммунистической “организации” общины они видели источниканархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишкомпрезирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когдахристианство стало господствующей религией, последовательные язычникиоставались при том же презрительном отношении к христианству. Определенный интерес представляют в этом плане “Письма ПлинияМладшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан,отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия”.(2.6. Христианство и коммунизм. Организация и жизнь первых общин. Ввиду резко выраженного пролетарского характера общины в первом векевполне естественно, что она стремилась к коммунистической организации.Считается, что катакомбное христианство несло в массы идеи примитивногокоммунизма. Рассмотрим организацию раннехристианской общины. Согласно древнейпоговорке, которую цитирует Тертуллиан (о нем- ниже),- “где трое, там ицерковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особоуважаемых членами за свою преданность церкви- епископы и диаконы. Наряду сними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины).Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 -130 гг. н.э.), этилица находятся в “живом единении с церковью”, их власть имеет не правовойхарактер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их властьв первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете. Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир и“бойкотируя внешний”. По замечанию ученых она, точнее сказать совокупностьобщин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число постоянно возрастало),напоминала самостоятельное государство внутри римской империи. “Единство идисциплина христианской республики, мало- помалу образовавшейсамостоятельное и расширяющееся государство в самом центре Римскойимперии”.(( Государство в государстве! Естественно, это нарушалонормальное функционирование государственного аппарата империи. (В этом мывидим одну причин гонений христиан.) Итак, о коммунизме... Основательное исследование этой проблемы провелК. Каутский. Многие идеи коммунизма, по мнению К. Каутского, сходны сидеями раннего христианства. Он приводит определенные свидетельства этойпараллели. В Деяниях апостолов сказано: “И они постоянно пребывали в ученииАпостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах... Все же верующие быливместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, иразделяли всем, смотря по нужде каждого”. “У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никтоничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее...”(Деян. 2:42, 44; 4:32-35).( Плиний Младший. Письма. Кн. X с. 206.(( Б. Рассел. Почему я не христианин., стр. 168 -8-“Первые христиане не были способны дать ясное и спокойное изложение своихвзглядов. Но их краткие замечания, призывы, требования, всюду одинаковоуказывают на коммунистический характер первоначальной христианскойобщины”.( В Евангелии от Иоанна рассказывается о коммунизме Иисуса и егоапостолов, как о чем- то само собой разумеющемся. Все они имели общуюказну, которой заведовал Иуда Искариот. Не удивительно, что в первые годы существования общины освобождениеот всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякойсобственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносилиденьги к ногам апостолов.В Евангелии от Луки охотно рассказывается о тех изречениях и притчахгоспода, где унижается богатство и проповедуется нестяжательство. Рядом с неприятием личного богатства, имущества, стоит идея обличения богатых вообще. К. Каутский назвал ее даже классовой враждой. Особенно ярко проступает она в Евангелии от Луки, главным образом впредании о Лазаре, которое можно найти только в этом Евангелии. Богатыйпопадает в ад, а бедный был отнесен в лоно Авраамово. Богатый осуждентолько потому, что он был богат. В том же Евангелии Иисус говорит: “Как трудно имеющим богатство войтив Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежелибогатому войти в Царствие Божие” (Лк. 18:24-25). И в этом случае богатыйосужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым инаслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требуетсамого мучительного наказания. Той же идеей проникнуто Послание Иакова. “Послушайте вы, богатые:плачьте и рыдайте о бедствиях ваших находящих на вас”(Иак. 5:1-7). Он“громит” даже богатых, вступивших в христианскую общину: “послушайте,братия мои возлюбленные: не бедных ли мира сего избрал Бог быть богатымиверою и наследниками царствия? А вы презрели бедного. Не богатые липритесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброеимя, которым вы называетесь?”(Иак. 1:9-11, 2:5-7). К. Каутский замечал, что “вряд ли когда-нибудь классовая вражда принималатакие фанатичные формы, как классовая вражда христиан- пролетариев”.((3. Дальнейшее развитие ранней Церкви 150- 325 гг. Чем дальше жила христианская церковь, тем больше теряла она свойапокалипсический характер, слабее становилась уверенность в скоромпришествии Христа, и ощутительнее чувствовалась необходимость устраиватьсяв этом мире надолго. Вследствие этого изменялась структура церкви, и , чтосамое главное, изменялись ее идеи. Рассмотрим организацию. К пятидесятымгодам второго века монархическое положение епископа в общине сталоповсеместным. Должности в общине все больше теряли харизматический изависимый от общины характер и приобретали правовой и независимый от общиныоттенок. Выборы свелись к праву общины утверждать или отклонять кандидатов.Идет процесс имущественного расслоения в общине. “Постановляем, чтобепископ имел власть над имуществом Церкви”(Can. apost. 41). Эти процессыпривели впоследствии к разделению христиан на клир и мирян, к сглаживаниюоппозиционных настроений по отношении к государственной власти, образованиицерковной структуры и иерархии. Идет процесс объединения общин в однуорганизацию. Прекращаются гонения за отказ поклоняться императору. Каково же отношение к обществу и государству а этот период? Еслираньше в рядах христиан были, в основном, proles, то вопрос об отношении к“миру” не стоял( К. Каутский. Происхождение христианства. стр. 313.(( Там же, стр. 308. -9-очень остро: бедняки имели мало дела с языческим миром и , становясьхристианами, не были вынуждены ломать жизнь на новый лад. Обстоятельстваизменились, когда в церковь стали вступать люди более высокого положения,чиновники, ученые, военные и проч. Но ведь сделаться христианином-отказаться от мира! Этот вопрос вызвал в церкви второго века целый раскол. Наиболеенепримиримые, получившие название монтанистов, хотели порвать всякую связьмежду миром и Церковью; согласно этому направлению христианин не долженоставаться солдатом, чиновником, учителем и т.д., вообще, всякая должность,занятие, при котором приходилось вступать в соприкосновение я язычеством,провозглашались опасными. Христианин должен избегать не только из- забоязни осквернения- “для чистого все чисто“, у монтанистов звучит и другойпризыв: христианин не должен укоренятся в этом мире- “мы странники ипришельцы на земле, града пребывающего не имеем, грядущего взыскуем”. Страстным выразителем этих идей был К. Тертуллиан, один изкрупнейших христианских апологетов. Он- сын римского центуриона, принявшийхристианство и ставший пресвитером в Карфагене. Помимо апологетическихсочинений он написал много богословских трактатов по различным вопросамхристианской догматики. Его трактат “Об идолопоклонстве” пронизан мыслью о невозможности дляхристианина заниматься идолопоклонством в широком смысле этого слова.”...мыможем в отношении нашей службы начальникам и царям подражать примерупатриархов и других верующих, которые часто были министрами и служителямицарей- идолопоклонников (но лишь) в том, что не относилось кидолопоклонству ”.( Но при этом , с другой стороны он утверждает, обзываяРим “дьявольским сборищем”, “новым Вавилоном”, что христиане молятся заимператора и его чиновников, так как власть императору дана от бога:“христианин никому не враг, а тем менее императору, зная, что бог егопоставил императором и что его надо любить, уважать, что надо оказывать емупочести, молиться о здравии его, благополучии государства, доколе мирстоит”.(( Этот факт свидетельствует о влиянии традиции обожествлении властив Древнем Риме на идеологию раннего христианства. На раннем христианствесказывались и присущие древнему миру традиции веротерпимости. По мнениюТертуллиана “не свойственно одной религии делать насилие над другой ...Религия должна быть приемлема по убеждению, а не по насилию” и что “право-естественное, публичное требует, чтоб каждый поклонялся тому, чтохочет”(((. (Религиозно- авторитарный характер христианская церковьприобретет только в VI веке.)Это объясняется еще и тем, что в условияхэпизодических гонений ранние идеологи христианства склонялись к тому, чтопринцип свободы вероисповедания должен быть включен в сферу государственнойполитики. Тертуллиан повествует о жизни общины в 3 веке: “мы собираемся, чтобымолиться богу всенародно, о всех властях, о мире и об отдалении конечногочаса(!). На собраниях мы совершаем как бы суд божественный...”. (((( В трудах Тертуллиана можно найти рассуждения о ереси. Ересь для него-те , кто находится, “стоит” близко к мирянам. Поведение их он называл“легкомысленным, обыденным, пошлым, не имеющим важности и проч.” Пуризм и непримиримость Тертуллиана не одержали победу. В Церквивозобладало умеренное направление. Гарнак формулирует его так: ”достаточноизбегать прямого идолопоклонства. При этом ограничении христианин имеетправо оставаться на всякой честной службе, даже соприкасаясь внешнимобразом с( Туртуллиан, de idol. XVII, А. Ранович, Первоисточники по истории раннегохристианства, стр 168.(( Тертуллиан, ad Scapulam //Там же, стр. 173.((( Тертуллиан, ad Scapulam//Там же, стр. 173.(((( Тертуллиан. apol XXXIX.//Там же, стр. 224-225. -10-идолопоклонством. Такой образ действий Церковь усвоила с начала 3 векаповсюду:государство, благодаря этому, приобрело много смирных, верных своимобязанностям граждан.” Вместе с возобладанием такого умеренного отношения к обществу,изменилось и отношение к государству. Взгляды на империю, как на царствоСатаны, а наимператора как на Антихриста, постепенно сменялись признанием загосударством положительного значения, причем появлялась даже мысль овозможности союза между государством и Церковью. Выразителем такой идеи ивместе с тем пророком действительно свершившегося в IV веке слияния явилсяапологет Мелитон в “Слове”, обращенном к императору Марку Аврелию. В егопроизведении интересна манера, которую усвоили христиане в разговоре ссильными мира сего и тот тон почтения, который здесь слышится. Евангельские идеи кротости, покорности и обязательного повиновениявластям изменили первоначальную социальную направленность христианскогоучения. Поэтому изменялось и отношение правящих классов Рима кхристианству.Освящение религией рабовладельческого строя обеспечили ей поддержку состороны государства. Заметим, что христианство получило правовое признаниеи стало господствующей в Римской империи только тогда, когда оно отказалосьот своих первоначальных революционных тенденций, от критики установленных вимперии порядков, провозгласило неприкосновенность частной собственности,стало проповедовать непротивление злу насилием и необходимостьбезоговорочного повиновения граждан государственной власти, а рабов- своимгосподам: “вы же, рабы, повинуйтесь своим господам, как образу бога, посовести и со страхом”(; когда оно превратилось в более совершенное оружиеидеологического воздействия на массы, защиты интересов господствующегокласса, чем прежняя государственная религия. Христианская церковь именембога требовала от своих последователей быть покорными всякому человеческомуначальству, повиноваться ему “не только из страха наказания, но и посовести, ибо начальник есть божий слуга (Рим. 13: 5,4). Слугампредписывалось “со всяким страхом повиноваться господам “не только добрым,но и суровым. Ибо то угодно (богу), если кто, помышляя о боге, переноситскорбь, страдая несправедливо”(1 Пет. 2:18-19). Освящение религией рабовладельческого строя, власти монарха иобожествление персоны царя ставят религию в тесную связь с государством,она превращается в официально провозглашенную и поддерживаемую государствомрелигию. Миланский эдикт Константина и Лациния 313 г. посуществу провозглашалсвободу вероисповедания. В результате христианство сделало качественноновый шаг в своем развитии: от состояния сектантской замкнутости- к статусугосударственной религии; так складывались благоприятные условия для егосоциально- экономического и политического утверждения. Для закрепления своих позиций церковь нуждалась в четко определеннойдогматической системе, отступление от которой рассматривалась бы как ересь.Эта система формировалась постепенно на протяжении нескольких веков. Основуее составил так называемый символ веры- совокупность догматов, утвержденныхцерковными соборами в IV в. По мере укрепления положения христианства терпимое отношение к другимкультам сменяется нетерпимостью, опирающейся на представления о собственнойпрофетической исключительности. Последнее нашло отображение враннехристианской патристике, в частности в социальной доктрине Августина,изложенной в его произведении “О граде Божьем”. Раннехристианское учение онебесном граде и граде земном Августин представлял как историю борьбы двухградов “божьего” и “человеческого”, заложив тем самым основу теологического( “Дидахе”// А. Ранович, Первоисточники по истории раннего христианства,стр. 197.детерминизма. -11-Совершенствование христианской идеологии осуществлялось одновременно ссовершенствованием церковной структуры. С утверждением политического иправового статуса христианской церкви происходил процесс распространения еевлияния на политическую структуру империи. В период с конца II и до V в.христианская церковь постепенно переходила с позиций сосуществования сосветской властью на положение верховной власти в стране. Союз между рабовладельческим государством и христианской церковью былофициально закреплен 1 Никейским собором в 325 г. Христианство стало гос.религией. “Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, абиблейские тексты получили во всяком суде силу закона”.( Особое положение христианской церкви обосновывалось представлением обизначальной принадлежности ей божественного права. По мнению идеологовхристианской церкви, человек может познать божественный закон только черезбожественное откровение, доступное лишь через церковь. Церковь же ,являясь,таким образом, хранительницей божественного права, стала включать в сферусвоего влияния не только нормы нравственности, но и государственную власть,данную-де-правителям от бога. Противопоставление естественного и сверхъестественного преодолеваетсяв религиозном мировоззрении и в идеологических построениях христианскихидеологов в условиях раннего средневековья через признаниесверхъестественного и в области взаимоотношений церкви и государства, и вобласти общечеловеческих ценностей, и в сфере духовной культуры. Усиление влияния христианской церкви, теократических тенденций, атакже благоприятные для церкви конкретно- исторические условия позволили ейорганизовать фронтальное наступление на конкурирующие религиозныеконцепции, включая и ставшие неугодными уравнительные идеи раннегохристианства.( Маркс К., Энгельс Ф. соч. 2-е изд. т.7 с. 360. Оглавление.стр.1. Социальные истоки христианства 1 1.1. Религиозные истоки христианства 1 1.2. Философские истоки 3 1.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство.32. Церковь в 30-150 гг. н.э. 4 2.1. “Демократия духа” и идея Царствия Небесного. 4 2.2. Идея последовательного хода истории 5 2.3. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Апокалипсисе. 5 2.4. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Евангелиях. 6 2.5. Отношение государства к Церкви. 6 2.6. Христианство и коммунизм. Организация и жизнь первых общин.73. Дальнейшее развитие Церкви 150- 325 гг. 8 Введение. Не даром говорят, что самое трудное- начало. Сколько раз снова иснова убеждаешься в этом! Когда обдумываешь тему перед тем, как приступитьк изложению мыслей на бумаге, так трудно охватить всю ее целиком,представить и выразить. Но вот- появляется Идея, смутно зреет план- и мысльбежит и бежит, и ее уже не остановить. Это, конечно, лирическое начало, нооно соответствует состоянию человека, который понял что- либо так глубоко иясно. Сама тема представляет немалый интерес. И одновременно онапредставляет некоторую сложность: на наш взгляд, гораздо легче рассмотретьполитико- правовые учения Гоббса или ,скажем, Бентама- потому, что они былиучениями- формами теоретического выражения и фиксации историческивозникающего и развивающегося знания, теми теоретическими концепциями,идеями, положениями и конструкциями, в которых находит своеконцентрированное логико- понятийное выражение исторический процессуглубления познания политических и правовых явлений. В раннем христианстве же, на наш взгляд, мы имеем дело с инымиформами отражения политической и правовой действительности- такими какразного рода представлениями, чувствами, верованиями, настроения, мнениямии т.д. Более того, любые идеи, учения возникают, если их субъект находитсяв определенном взаимодействии с их объектом. С этой точки зрения, если мывзглянем на христиан 30-х годов первого века, которые духовно вообще никакне были связаны с внешним миром, государством, то придем к выводу, чтораннехристианских политико- правовых учений в это время и быть не могло. Аведь это и есть раннее христианство! Конечно, позже, ближе к началу 5 векаони появляются: в творчестве Августина, например, но ведь это происходиттолько тогда, когда христианство становиться государственной религией и ,собственно, перестает быть тем христианством, при котором император был дляпоследователей Церкви( Антихристом. Итак, получается, что нам необходимо осветить процесс медленногоформирования политико- правовых идей раннего христианства, которыйпроисходил параллельно с развитием самого христианства. При этом, по нашемумнению, раннее христианство прекращает существование в 325 году, когдахристианство становится государственной религией. Если не раньше:признаемся, у нас возникли некоторые трудности с точным определениемпериода времени, на протяжении которого христианство можно называть ранним.(Интересно заметить, что исследователи этой проблемы либо избегают называтьточные даты, либо сильно расходятся в своих мнениях по этому вопросу.)Выяснилось, что христианская религия носила более или менее неизменныйхарактер лишь в первом веке своего существования- далее наблюдается быстраяее трансформация, и ,следовательно, изменение ее идей. При таком подходеранним можно назвать христианство лишь первого века своего существования.Так или иначе мы исследуем развитие раннехристианских идей на протяжениитрех веков- до 325 года- и не ошибемся. Этим тема представляет немалый интерес. Одной из причин выбора этойтемы послужило элементарное чувство удивления, возникшего при сравнениираннего христианства и христианства, к примеру, средних веков. Грубоговоря, в них нет ничего общего, за исключением образа Христа. Как же моглопроизойти такое превращение учения о равенстве, справедливости, милосердиив доктрину “двух мечей”, инквизиции и т.п.!? Это удивление спровоцировалоискреннее желание понять, разобраться в истоках, корнях христианскогоучения. Ведь с религией, которая подчинила себе римскую мировую религию и втечение 1800 лет господствовала над значительнейшей частью цивилизованногочеловечества, нельзя, по выражению Ф. Энгельса, разделаться, не рассмотревее происхождение и развитие.( Здесь и далее под Церковью понимается христианство, христианская община.Другой причиной выбора темы можно считать стремление разобраться всовременной социально- политической ситуации. В данный момент христианскаяцерковь развивается форсированными темпами. По этому поводу в обществевитают разноречивые толки. Поговаривают, что церковь даже стремится краспространению влияния на государственную власть. Причем мнения сходны водном- что это вопрос стоит достаточно остро. А ведь, как известно, чтобыдать ответ, необходимо целиком понять вопрос- в нашем случае изучитьисторию христианства с самого начала. Осталось ответить на вопрос, насколько подробно эта проблема освещенав литературе. К сожалению, объективные оценки христианства началипоявляться у нас в стране совсем недавно. До этого литература, выходившая всвет под эгидой научного атеизма в рамках идеологии, не могла преподнестичитателю достаточно исчерпывающего обзора христианской религии. Этимобъясняется наше обращение к трудам Ф. Энгельса, К. Каутского. Как нистранно, они проводят наиболее последовательное исследование даннойпроблемы. Если говорить вообще о литературе по христианству, то ее очень много.Научное исследование христианства началось еще в 18 веке и продолжается досих пор. Внимание на религию как на мощнейшее идеологическое средствогосударства вряд ли иссякнет, покуда будут продолжаться межгосударственные,межнациональные конфликты, развязанные на религиозной почве, покудасуществует сама религия. Список используемой литературы.1. Евангелие2. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.3. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.4. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.5. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Политиздат. 1990.6. В. В. Клочков. Религия, государство, право. М.: Мысль. 1978.7. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа. 1991.8. Б. Рассел. Почему я не христианин. М, Политиздат 1978.9. И. Д. Амусин. Рукописи мертвого моря. М.: изд. АН СССР, 196010. Научный атеизм. Учебн. пособ. под ред. М. П. Мчедлова М.: Политиздат, 1988.11. И. С. Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории.12. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс., 1995.13. Плиний Младший. Письма М. 1989.14. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.




Похожие:

Христианство iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Христианство iconХристианство на Руси. Реформа языческого культа Христианство на Руси. Реформа языческого культа
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности: скрижаль откровений...
Христианство icon1. Христианство Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. Основа христианства
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической,...
Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство на Руси

Христианство iconПсихология и христианство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы