Реформы Александра II icon

Реформы Александра II



НазваниеРеформы Александра II
Дата конвертации03.08.2012
Размер184.63 Kb.
ТипРеферат
Реформы Александра II


Реформы Александра II. Вступление Александра на престол 19 февраля 1855 года произошло привесьма тяжелых для России обстоятельствах.Неудачи русских войск в Крымубыли удручающими,атмосфера в стране тягостной. 1855 год и первые месяцы следующего не отмечены какими-либореформаторскими начинаниями Александра.Однако происходило то,без чего любаяреформа остается в истории лишь серией неудач,канувших в небытие попыток-законов,указов, а издающий их правитель выглядит в глазах потомков только«одиночкой на троне».В стране начала изменяться общественнаяатмосфера.После смерти Николая стало возможным думать,говорить,а главное -действовать свободнее.Тяжелое положение государства придавало этойвозможности характер требования.Речь шла о будущем России,и каждый хотелработать для него,участвовать в нем-николаевское безмолвие кануло в Лету. Высказаться хотел каждый : в Петербург устремился поток реформаторскихзаписок,статей и предложений , в былое время совершенно невозможных. Александр сначала никак не реагировал на поступавшие в его адресзаписки,сообщения о глубине кризиса и разложения государственной системы-–о взяточничестве высших чиновников,воровстве в армии. Однако поездка в Крым осенью 1855 года и знакомство с реалным состояниемдел в проигравшей войну державе стали настоящим потрясением для Александра.«Адреса» с предложениями реформ по-прежнему поступали в многочисленныепетербургские канцелярии.От царя ждали ответа.Александр дал его черезнесколько месяцев – в марте 1856 года. К этому времени накопилось множество объективных предпосылок дляпроведения коренной аграрной реформы. Во-первых,помещичье хозяйство,основанное на внеэкономическом принуждениикрестьян к труду,все заметнее переживало кризисное состояние,эффективностьхозяйств снижалась,остро стоял вопрос о переходе от натурального крыночному хозяйству. Во-вторых,быстрое развитие промышленности входило в противоречие сфеодальными отношениями в сельском хозяйстве.Для промышленности явно нехватало рынка сбыта своих товаров вследствии низкой покупательскойспособности подавляющей части населения-крестьян.Промышленность испытывалаострую нехватку свободной рабочей силы,поскольку крепостныекрестьяне,составляющие большую часть населения,не обладали правом насвободное перемещение из деревни в ород,на промышленные предприятия. В-третьих,страна страна болезненно переживала поражение в Крымскойвойне,которое явилось результатом военного и технического отставания отпередовых стран мира. В-четвертых,в стране фиксировалось все большее количество крестьянскихантифеодальных выступлений,что не могло не волновать.30 марта 1856года,выступая перед московским губернским и уездными предводителямидворянства,Александр произнес знаменитые слова : «…гораздо лучше отменитькрепостное право сверху,нежели дожидаться того времени,когда оно само собойначнет отменяться снизу…».Именно этот день принято считать днем началаВеликих реформ.
Начиная с 1857 года,в правительстве стали создаваться комиссии икомитеты для разработки мер «по устройству быта помещичьих крестьян».В этуработу были включены губернаторы и представители помещиков.В составредакционной комиссии по подготовке закона об освобождениикрестьян,созданной в 1859 году,входили ученые,экономисты,общественныедеятели,крупные чиновники и другие лица,придерживающиеся либеральныхвзглядов. Отношение же самих помещиков к надвигающимся переменам былонеоднозначным.Большинство из них относилось к предстоящей реформеотрицательно,считая,что крестьяне неготовы жить самостоятельно. Некоторые помещики выдвигали в качестве непременного условияосвобождение крестьян без земельных наделов и за выкуп личной свободы.Илишь небольшая часть помещиков,уже сумевшая втянуться в рыночныеотношения,выступала за более либеральные условия освобождения крестьян сземлей и с умеренным выкупом. 19 февраля 1861 года Александр подписал «Положение о крестьянах,вышедшихиз крепостной зависимости.В этот же день царь подписал и «Манифест обосвобождении крестьян». Они объявлялись свободными в юридическом отношении людьми.Однако связикрестьян с помещиками отнюдь не обрывались:принятие закона об освобожденииозноменовало лишь начало перехода крестьянства от крепостной зависимости ксостоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников.В теченииэтого периода крестьяне были обязаны «отбывать в пользу помещиковопределенные в местных положениях повинности работой илиденьгами»,поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочноепользование усадебную землю,а также полевые и пастбищные наделы.Одногопринципиальное отличие нрвргосостояния от крепостного заключалось в том,чтообязанности крестьян четно регламентировались законом и ограничивались вовремени.В прдолжение переходного периода бывшие крепостные крестьянеименовались временнообязанными. Переходный период был введен для того,чтобы не разорять помещиков и датьим возможность переустроить свои поместья для дальнейшей их обработки ужепри помощи наемных работников вмсто крепостных крестьян.Учитывался здесь ипсихологический аспект: мгновенная потеря даровой рабочей силы была быслишком болезненна для привыкших к крепостному укладу помещиков. По истечении срока временнообязанного состояния крестьяне могли выкупитьусадебную и надельную землю.Реформаторы были непоколебимо уверены в том,чтопреобразования успешно пойдут в этом направлении. Во-первых,творцы реформы не верили в то,что крестьяне начнутотказываться от земельных наделов : вне земли,вне собственной усадьбы онисебя не мыслили.Количество же городов с их более привлекательным укладомжизни тогда было не очень велико – страна оставалась преимущественнокрестьянской. Во-вторых,крестьянин получал лишь формальную свободу:он принадлежалобщине , и все вопросы,связанные с предоставлением земельныхнаделов,государство решало с ней,а не с отдельным хозяином.Уход из общиныозначал потерю земли. В-третьих,отказаться от полевого надела крестьянин не мог,так какусадебная земля не обеспечивала потребности его семьи.В таких условияхкрестьянин не видел другой возможности , коме выкупа полевого надела.Но вне менее жесткие условия попал и помещик.Он имел право не продавать землюкрестьянам.Но пользоваться этим правом ему было не выгодно.Выделеннаякркстьянам земля закреплялась за ними навсегда,их обязанности по отношениюк помешику строго регламентировались законом и не могли удовлетворить егопотребности в деньгах.Поэтому помещику ничего не оставалось,как продатьсвою землю,а не остаться вечно ее неполным собственником.Таким образом,ипомещики,и крестьяне могли поступать в основном так, как планировалиРедакционные комисии:первые были вынуждены землю продавать,а вторые –покупатьее. Расчеты реформаторов оправдали себя:через 20 лет после вступления в силуМанифеста 1861 года большинство крестьян внутренних губерний перешли навыкуп или уже выкупили усадебную и надельную землю.К 1881 году на положениивременнообязанных находились полько 15 процентов помещичьих крестьян. Реформа 1861 года привела к катострофичесому обезземеливанию русскихкрестьян.Припредоставлении им земли закон исходил из того , что площадиотводимых наделов должны были быть такими, какими крестьяне пользовались дореформы.Определение размеров этих площадей возложили напомещиков.Преимущество отдавалось «полюбовному соглашению» междуземлевладельцами и крестьянами.Если такого соглашения достичь не удавалось,в действие вступали жесткие нормы наделов,расчитанные для каждой областиРоссии.При размерах дореформенного надела больше этой нормы помещик илелправо отрезать «излишек» земли в свою пользу.И наоборот, к наделу меньшенормы землю следовало добавить.Однако в Редакционные комиссии помещикиподали заниженные данные о размерах используемых крестьянаминаделов.Попытка Комиссией увеличить нормы не привела к успеху.В результатекрестьянское землепользование ( т.е. площадь обрабатываемой крестьянамиземли) в 27 из 36 губерний сократилось в среднем на 20 процентов.Дляпрожиточного минимума крестьянину требовалось от пяти до воьми десятинземли в зависимости от ее плодородия.Большинство же крестьян получилинаделы от двух до четырех десятин.Более того , помещикам предоставили правосамим решать,какие земли отвести крестьянам.Понятно,что лучшие участки,атакже выгоны и водопои,без которых крестьяне не могли обходится,остались упрежних владельцев.Таким образом , реформаторам не удалось сделать изосвобожденных крестьян полноценных и независимых земельных собственников. Пореформенные отношения между крестьянами и помещиками не былиравноправными.При решении вопроса о размерах полевого надела частнымсобственником на землю выступал только помещик.Для крестьян не существовалодаже понятия «собственность на землю».Они говорили,что земля ничья –«Богова»,что землю можно только обрабатывать,но не владеть ею.Крестьянеискренне недоумевали,почему помещикам оставляют так много земли.Помещики икрестьяне при решении земельного вопроса говорилм на разных языках.Двавзаимоииключающих понимания прблемы-официально-правовое и традичионно-крестьянское – сали основным изъяном реформы,ликвидировать который неудалось. Прежде чем помещик будет продавать, а крестьянин покупатьземлю,требовалось определить ее стьимость.Предлагалось установить выкуп посреднерыночной стоимости земли.Однако помещик терял не только землю,но итруд крестьянина,а потому хотел компенсировать потерю рабочих рук,т.е.получить выкуп за землю,и за получившего свободу крестьянина. Правительство нашло способ заставить помещика не изымать причитающиесяему за землю деньги из Государственного банка.Ведь именно государство ,помогая крестьянину,расплачивалось за землю с помещиком.За выкуп,которыйтот оставлял у государства,оно обязалось выплачивать ему ежегодно столькоже денег,сколько он получал с крестьянина еще до рефорсы в виде ежегодногооброказа пользование помещичьей землей.Исходя из этой суммы и выплачивалсяразмер выкупа за землю. Например,крестьянин до реформы ,т.е. до своего освобождения,ежегодноплатил помещику оброк в 10 рублей.При покупке земли помещик должен получатьтакую сумму денег ,которая,будучи положена в банк,приносила бы емуежегодный доход в те же 10 рублей.Эти деньги выдавались помещику изГосударственного банка.Банковская ставка в то вркмя не превышала ,какпарвило,6 процентов от общей суммы вклада.Таким образом,10 рублей-это 6процентов от предполагаемой суммы вклада помещика,или от 166 рублей.Значитсумма,которую помещик оставил бы в Государственном банке и котораяобеспечивала бы ему ежегодный доход в 10 рублей,равнялась 166 рублям.Это иесть стоимость земли,сумма выкупа.Большая процентная ставка была быневыгодна для Государственного банка,меньшая заставила бы помещиков изыматьсвои деньги,бездумно тратить их или вкладывать в другие банки. Государство выступало здесь в роли ростовщика:крестьяне должны быливыплачивать 49 лет по 6 процентов от предоставленной им ссудыежегодно.Таким образом,государство за их счет расплачивалось с помещиками иполучало к тому же немалый доход,так как за полвека крестьянам пришлось бывнести в банк три предоставленные им ссуды,а все проценты сверх того,чтоотдавалось помещику,государство забирало себе. Отмена крепостного права и освобождение крепостных крестьян сталинаиболее яркими достижениями крестьянской реформы.Приоритет в решенииименно госудорственных задач в ходе реформы был совершенно очевиден.Толькогосударство получило от реформы безусловную и неоспоримую выгоду.Оно сталоболее сильным,получив колоссальный резерв дешевой рабочей силы изобнищавших крестьян,а значит и возможность быстрого промышленногоразвития,мощную армию,а впоследствии и стабильные финансы.Международныйпрестиж России возрос благодаря не только ее победе в Балканской войне 1877-1878 гг.,но и избавлению от средневековых пережитков.Самое главноезаключалось в следующем:государство повысило свой авторитет тем,что самоначало и провело в жизнь Великие реформы. Поражение России в Крымской компании и падение ее международногопрестижа стаи одной из основных причин,толкнувших правительство напроведение реформы.Перед российским правительством встала неотложная задача-модернизировать вооруженные силы до уровня боеспособности передовыхевропейских армий.На это требовались деньги,и деньги очень большие:вобновлении нуждались нетолько вооруженные силы,но и экономика страны вцелом.Задачу такого масштаба можно было решить только при условиифорсирования строительства железных дорог,создания капиталистическойкредитной системы,развития новых отраслей промышленности. Однако правительство не располагало средствами для финансирования такогорода предприятий.Состояние российских финансов во второй половине 50-хгодов было плачевным.В 1856 году расходы государства превышали доходы на307 млн рублей,ценность денежных знаков снизилась до 50 процентов,аполовину своего дохода государство получало от продажи водки. «Теперь менякрайне озабочивает положение наших финансов,-писал в марте 1857 годаАлександр своему брату великому князю Константину Николаевичу,-онотаково,что нам надобно всеми средствами из него выйти.» В исходе 1858 и в начале 1859 гг обнаружились уже все признакибанковского кризиса,выдвигавшие на очередь вопрос о коренном переустройстведействующей тогда банковской системы.Происходило катастрофическоеуменьшение наличности в государственных кредитных учреждениях – со 150 млндо 13 млн рублей.Это могло полностью парализовать финансовую системуимперии.Кризис банков был следствием порочной финансовой политикипредыдущих правительств,создавших благоприятны условия длянепротзводительных затрат помещиков:банки ссужали последних деньгами подзалог «крепостных душ».В 1858 году помещики,почувствовав неладное,бросилисьизымать свои денежные средства из банков,чем значительно подорвали ихкредитоспособность.Правительство срочно приняло меры:выдачу денежных ссудпомещикам приостановили,а для того,чтобы вернуть уже изъятые из банковденьги,стали продавать помещикам специально выпущенные ценныебумаги,которые обеспечивали 5 процентов годового дохода в течении 40последующих лет.Банковский кризис удалось ослабить. Реформа банковской системы,изменение принципов финансовой политикисвязаны с именами М.Х.Рейтерна – министра финансов,Е.И.Ламанского,В.А.Татаринова – государственного финансового контролера и Н.А.Милютина,вошедшего в комиссию по банковской реформе.В проведении новогофинансового курса все они руководствовались здравым смыслом и точнымрасчетом.Главная особенность этого курса -–активное вмешательствогосударства в экономику страны.С 60-х годов Х!Х в. правительство сталоинформировать общество о состоянии государственного бюджета,такие сведенияраньше считались чуть ли не государственной тайной.Были уменьшены некоторыегосударственные расходы,созданы специальные акционерныеобщества,субсидировавшие строительство железных дорог и облегчившиефинансовые обязательства государства. Таким образом не допускалось вмешательство зарубежных капиталистов вроссийскую экономику.Новым предприятиям тяжелой промышенности-машиностороительным,металлургическим (в часности,сталелетейнымрельсовым),военным-предоставлялись государственные заказы на много летвперед.Продукция этих предприятий покупалась по завышенным ценам,ониполучали высокиеи премии.Другими словами,государство всемерно поддерживалозаводы и фабрики в период освоения ими передовых технологий,новойпродукции.Кроме того,во время кризисов и хозяйственных затруднений банкам ипредприятиям,оказавшимся на грани краха,была обеспечена финансовая помощьгосударства.Оно нередко выкупало их и перепродавало на льготных условияхновым хозяевам-капиталистам.Благодаря экономической и финансовойполитике,проводимой правительством в годы Великих реформ,в России началскладываться государственный капитализм. Но была и другая сторона у взятого правительством внутриполитическогокурса:финансовый кризис 1858-1859 гг стал настоящим бичом крестьянскойреформы.Банк наживался благодаря поступавшим от крестьян платежам заполевые наделы.Выкупная операция очень быстро возвратила Государственномубанку долги помещиков. Все финансовые издержки правительства покрывались за счет крестьянскихплатежй.В Российской империи быстро нашли источник компенсациигосударственных расходов – долготерпеливое русскоекрестьянство.Правительство не потратило ни копейки на проведение Великихреформ. Вслед за аграрной и финансовой реформами в России были осуществлены идругие преобразования,прежде всего в области местногосамоуправления,необходимость которых была для всех очевидна.Органысамоуправления в России имели сословный характер.Развитие рыночныхотношений побуждало правительство провести реформы по созданию всесословныхуправленческих структур в целях превращения феодальной монархии вбуржуазную,чтобы приспособить политический строй России к новымэкономическим условиям.Одной из наиболее важных была земская реформа. Инициатива власти в переустройстве уездных и губернских учреждений вомногом отвечала требованиям времени:с одной стороны,общество предпочиталорешать свои проблемы самостоятельно,без государевой опеки.С другой –государство теперь могло разгрузить административный аппарат,переложивзначительную часть дел на органы самоуправления. Сложились различные мнения о том,как следует реорганизовать местныеорганы самоуправления.И это не могло не отразится на работекомиссии.Сложнее всего было определить,сколько власти доверитьземству.Серьезные затруднения возникли,когда сталкивались противоположныеточки зрения и членам комиссии не удавалось прийти компромиссу.И тольколичное вмешательство императора заставляло комиссию делать еще один шагвперед. Подобная ситуация возникла,когда комиссия Милютина не могл два годавыработать общего мнения о статусе земских учреждений:будут оно зависить от государственных органов или нет.Ответ на этот вопрос дала комиссияВадуева.Земства пользовались определенной самостоятельностью,но государствооставляло за собой право контрля над их деятельностью. Разногласия также возникли когда коснулись вопроса о представительстверазличных сословий в земских учреждениях,а следовательно,и избирательнойсистемы.Хотя правительство заявило о том,что земские учреждения будутвсесословными,комиссия Валуева стркмилась сохранить за дворянством тозначение,которое принадлежит ему на самом деле.В основу реформы был положенимущественный ценз,когда избирательный голос получпет в сущности нечеловек,а его имущество.Тот , кто владеет имуществом,которое стоит меньшеустановленной аконом суммы,не может участвовать в выборах.В начале 60-хвладельцами самого ценного имущества-земли-оставались дворяне,и реформаобеспечивала их приоритет в земских учреждениях.Корф предлагал отказатьсяот применения имущественного ценза среди крестьян и выбирать одногогласного от 4 тысяч сельских жителей.Милютин предпринял попытку создатьдействительно всесословное представительство.Он настаивал на том,чтобыколичество гласных определялось не на основании имущественного ценза,а попоказателю численности населения.При этом он вводил ограничения,которые непозволяли общему количеству гласных от городов превысить общее количествоизбранных от сельской местности,а количество гласных от помещиков –превысить превысить количество остального сельского населения.Столкновениестоль различных точек зрения поставило реформу на грань провала.И толькопод сильным нажимом Александра Государственный совет принялрядправок,смягчивших проект Валуева.В таком виде документы были утвержденыимператором. Земские учреждения-губернские и уездные собрания и управы-создавались наоснове свободных выборов,проводимых раз в три года.Все избиратели делилисьна три группы.Первая группа была исключительносословной,крестьянской.Относительно этой группы общее правилоимущественного ценза не действовало.Вторая и третья объединяли избирателейс различным имущественным положением:вторая – владельчев не менее 200десятин земли каждый,третья – недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3тысяч рублей.Как правило,во втоую группу входили дворяне-помещики,неимевшие недвижимости в городе,а в третью – богатые горожане,прежде всегокупцы. Первоначально избиралось земское собрание уезда.Выборы в крестьянскойгруппе были многоступенчатыми.Каждое сельское общество выбиралопредставителей на волостной сход.На сходе избирали выборщиков,и толькопоследние выбирали гласных в уездное земское собрание.Оно в свою очередьвыбирало членов губернского земского собрания.И уездное и губернскоесобрания проводили заседания один раз в год.На первых заседаниях избиралисьсоответственно уездная и губернская управы и их председатели.Управызаседали постоянно и рассматривали текущие дела в перерывах между земскимисобраниями. После первых выборов в уездные земские собрания на дворян приходилось 42процента гласных,крестьян – 39 процентов,купцов – 11 процентов,духовенство– 6,5 процента. В компетенцию земских органов входили вопросы исключительноэкономические,а точнее хозяйственные.Земства ведали местными денежными инатуральными повинностями,имуществом,дорогами,больницами,вопросаминародного образования,земской почтой,благотворительнымиучеждениями,обеспением населени продовольствием,страхованием,хозяйственнымобеспечение тюрем. Земства пользовались значительной самостояельностью,но их деятельностьконтролирвалась государством.Например,губернатор мог приостановитьисполнение постановления земского собрания.В таком случае дело возвращалосьна повторное рассмотрение.Последнее было вправе вновь принять то жепостановление.Если действие этого постановления губернатор приостанавливалеще раз,то спор переносили в сенат,за которым было решающее слово. Деятельнсть земств осложнялась из-за отсутствия у них принудительнойвласти:полиция им не подчинялась.Это не позволяло земствам эффективноконтролировать проведение в жизнь своих решений.реформа так и былазабумана.как учреждения исключительно общественные,земства не допускались кгосударственному управлению.Им запрещалось предпринимать совместныедействия даже во время эпидемий и голода,когда такие действия былинеобходимы.Не обладали земства полной финансовой самостоятельностью.Немогли они и создавать какие-либо объединяющие их органы наподобиеобщественного съезда. Создание земских учреждений и их деятельность изменили жизненный укладроссийской провинции.Стали привычными земские школы,больницы,приюты.Земскиеучителя в школах обучали грамоте взрослых и детей.Врачи из благоворительныхпобуждений оставляли прибыльную городску практику и возглавляли земскиебольницы в отдаленных деревнях.Земские юристы отстаиваои прва крестья всуде.Возникл понятие земского уклада жизни с особыми чертами иправилами,собственными деятелями-земскими врачами,учителями,агрономами.Впервые в России прводилась перепись крестьянскогонаселения,чем занималась земская статистика.Предоставление небольшихденежных ссуд позволило земствам несколько ускорить достижениекрестьянскими хозяйствами экономической независимости. Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа.Всоответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливаласьсистема городского выборного саиоуправления.Взамен существовавших ранеесословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре годагородская дума,возглавляемая городской управой. Избирательным правом обладали не все граждане,а только те,которыесоответствовали достаточно высокому имущественному цензу:богатыедомовладельцы,купцы,промышленники,банкиры,чиновники.В компетенцию городскойдумы и управы входили хозяйственные вопросы:благоустройство,охранапорядка,местная торговля,здравоохранение,образование,санитарная ипротивопажарная охрана населения. Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа,по которойутверждался бессословный,гласный суд с участием присяжныхзаседателей,адвокатура и состязательность сторон.Была создана единаясистема судебных учреждений,исходя из формального равенства перед закономвсех социальных групп населения. В пределахгубернии , составляющей судебный округ,создавался окружнойсуд.Судебная палата объединяла несколько судебных округов.Какправило,решение окружного суда и судебных палат при участии присяжныхзаседателей,считались окончательными и могли быть обжалованы только в томслучае,если нарушался порядок судопроизволства.Высшей кассационнойинстанцией являлся Сенат,который принимал аппеляции на судебные решения.Дляразбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 рублей вуездах и городах существовал мировой суд.Мировые суды выбирались на уездныхземских собраниях. Представители и члены окружных судов и судебных палат утверждалисьимператором,а мировые судья-Сенатом,после этого их нельзя было уволить идаже временно отстранить от должности,т.е вводится принцип несменяемостисудей.Судебная реформа шла в течении нескольких лет и в основномзакончилась к 1870 году,когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях. В 1860-е годы проходила реформа образования.В городах были созданыначальные народные училища,наряду с классическими гимназиями сталифункционировать реальные училища,в которых больше внимания уделялосьизучению математики,естественных наук,получению практических навыков втехнике.Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давалиправа поступать в университеты. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года,по которомувновь закреплялась частичная автономия университетов,выборность ректорв идеканов и т.д,В 1869 году в России были созданы первые женские учебныезаведения –Высшие женские курсы с университетскими программами.В этомотношении Россия шла впереди многих европейских стран. В 1860-1870-х годах в России была проведена военнаяреформа,неюбходимость которой была обусловлена прежде всего поражением вКрымской войне.Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет,позжеотменили телесные наказания в армии.Было создано 15 военных округов со свомуправлением,подчиненным лишь министру.В соответствии с процессомреформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища,вкоторых готовились младшие офицеры,а также военные академики для подготовкисреднего и высшего командного состава. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинскаяповинность,которая распространялась на все мужское население,достигшеее 20-летнего возраста,без сословных различий.Срок действительной военной службыв сухопутных войсках устанавливался 6 лет , и 9 лет – пребывание в запасе,на флоте – 7 и 3 года соответственно.Причем,чем выше был уровеньобразования,тем меньше был срок действительной службы.Для окончившихначальную школу он был равен 4 годам,гимназию -–1,5 года,для имевших высшееобразование – полгода.Призву на военную служду не подлежал единственный сыну родителей,единственный кормилец в семье,а также младший сын,если старшийнаходится на военной службк или уже отслужил свой срок.Новобранцев изкрестьян обучали не только военному делу,но и грамоте,что восполнялонедостаток школьного образования в деревне.Сохранялись льготы для дворян ,которые служили в основном в офицерском составе. В 1863 и 1865 годах правительство приняло законы,которые давали право на«торговлю и другие промыслы лицам всех сословий без различия пола какруссеоподданным,так и инистранным. Новое торгово-промышленное законодательство дало толчок бурному развитиюхозяйственной деятельности в стране.Преуспевали те , кто рмскнул вложитьсредства в развитие новых промышленных районов,таких,как Юг России,иотраслей экономики (например строительство железных дорог). Быстро шли в гору дела у тех,кто занялся производством сахара. На Урале же,где до реформы использовался в основном труд крепостных –приписных рабочих,владельцы предприятий нелнгко привыкали к новымвременам.. Сильно изменился и самый старый промышленный класс –купецество,постепенно превращаясь в торгово – промышленную буржуазию. Московские предприниматели изкупцов владели,как правило,текстильнымифабриками и заволами . В тяжелую промышленность,как и внвые отраслихозяйства,они свои капиталы не вкладывали.Они участвовали в серьезныхторговых операциях,приобретали доходные дома и землю в городе. Купцы создавали семейные и акционерные товарищества,фирмы,торговыедома,расширяли рыни для оптовой торговли.Участвовали они и в железндорожноми паровозном сроительстве,владели большими машиностроительными и ремонтнымизаводами. Много крупных и мелких промышленников вышло из крестьян.Разбогатевшие"«апиталисты-мужики"»со временем записывались в купцы,становились почетнымигорожанами. В пореформенной России существовал огромное количество промысло.Имизанимались мастера-кустари.Центры народных промыслов представляли собой какбы маленькие «государства в государстве» со своими удивительными традициямии привычками. Анализируя реформы Александра,следует отметить,что далеко не все,чтозадумывалось в начале 1860-х годов,удалось воплотить в жизнь.Многие реформыполучились ограниченными,непоследовательными или остались незавершенными.Ивсе же их следует назвать Великими Реформами,которые имели огромноезначение для последующего развития всех сторон жизни России.В историиРоссии сложилось так,что ни одна из реформ,которые задумывались ипроводились в стране,не была доведена комплексно и последовательно дологического завершения.




Похожие:

Реформы Александра II iconКонтрольная работа по отечественной истории на тему: Реформы Александра II уфа 2007 тема: Реформы Александра II план
Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности...
Реформы Александра II iconТема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание
Содержание: Биография и личность Александра II, причины крестьянской реформы, процесс подготовки реформы
Реформы Александра II iconБуржуазные реформы Александра II в контексте общемирового развития
Манифест от 3го марта 1861 г., Судебную реформу, множественные реформы местного самоуправления, реформы уставов учебных заведений,...
Реформы Александра II iconКонтрольная работа по отечественной истории Реформы Александра 2 введение
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. В своей работе я решила рассказать о реформах этого великого...
Реформы Александра II iconРеформы Александра Второго

Реформы Александра II iconВоенные реформы Александра 2

Реформы Александра II iconРеформы Александра Второго

Реформы Александра II iconАлександр III александрович
Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, который первое время после...
Реформы Александра II iconУрока по истории. 8 класс. Тема: Реформы Александра II
Определить влияние проведенных реформ на дальнейший ход исторического развития России
Реформы Александра II iconАлександр II и его реформы
Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы