Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка icon

Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка



НазваниеМузыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка
Дата конвертации03.08.2012
Размер59.74 Kb.
ТипРеферат





Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка


Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка


подпись: м. и. глинка (1804—1857). русский композитор, родоначальник русской классической музыки. опера


Вдоме грозной и каприз­ной бабушки не было музыки. Из жарких, неумеренно натоп­ленных комнат, нельзя было выходить на улицу ни зимой, ни осенью, ни весной. Дом был красив. И прекрасен был окру­жавший его парк, и луга, и поля, и цветы, и все село Новоспасское. Все это принадлежало ему, любимцу бабушки. Но зачем ему все это, если запрещено покидать комнаты, запре­щено играть с ребятами? Зачем бабушка любит его, если она кричит, осердясь, на повара, на кучера или горничную? Зачем она не пускает его в комнаты родителей и неприязнен­но морщится, когда матушка приходит к нему с его малень­кой сестренкой?
Как чудесно звонят колокола в церкви, как грустно поют девушки за окном . Но все это далеко, там, куда ходить не позволено. Единственной отрадой были песни и сказки люби­мой молодой няни Авдотьи Ивановны. Мягкий, ласковый мальчик рос болезненным, нервным. От священника, который ходил к бабушке, мальчик сам научился читать.
Когда ему минуло десять лет и бабушки уже ее было, ро­дители стали учить его разным наукам, музыке языкам. Учителя и родные не могли надивиться успехам Мишеля. В Новоспасскую усадьбу часто съезжались гости, и тогда родители приглашали музыкантов из оркестра брата матери Глинки, который жил в соседнем имении. Мишель часами не отходил от оркестра — забывал о гостях н в танцах. Музы­канты, кроме танцев, играли музыкальные пьесы и русские песни, переложенные для оркестра.
Музыка и книги о путешествиях, о далеких странах больше всего увлекали юного Глинку.
В 1817 году Мишеля отвезли в Петербург и определили в пансион при Главном педагогическом институте. Учился он охотно и успешно. В первые годы гувернером его выя друг поэта Пушкина декабрист Кюхельбекер, а младший брат Пушкина Лев, учившийся с ним вместе, стал его товарищем.
Все больше и больше увлекаясь музыкой. Глинка начал брать уроки у известных исполнителей.

Когда случалось ему играть на фортепьяно или петь в кругу друзей, он делал это с таким чувством и так искусно, что у слушателей на глаза набегали слезы.
Слава первоклассного пианиста и чуткого певца сделала его желанным гостем всюду, где любили и понимали музыку. Он познакомился с Жуковским, Пушкиным, Крыловым, Го­голем, Грибоедовым. Он, как и все передовые люди того вре­мени, думал о судьбе родного искусства, родной литерату­ры. Дума декабриста Рылеева о подвиге русского крестьяни­на Ивана Сусанина привлекла Глинку своей героической темой и картинами русской народной жизни. Глинка любил оркестр, хорошо знал каждый инструмент и мечтал писать для -оркестра. Он умел петь и работать с певцами — и меч­тал писать для певцов не только романсы и песий.
Музыка жила в нем. «Музыка — душа моя», — сказал он как-то. Он не мог не сочинять, но чувствовал, что недостаточ­но хорошо знаком с правилами композиции, что мало знает сочинения известных европейских композиторов. В Петербурге не было в то время консерватория, туда редко приезжали с концертами известные музыканты, и ноты произведений знаменитых в Европе композиторов попадали в Россию случайно.
В 1830 году Глинка отправился за границу. В Италии, встречаясь с известными музыкантами и певцами, выступая в концертах и домах любителей музыки. Глинка скоро про­славился как пианист. Он слушал музыку в концертах, в опе­ре и, главное, на улицах итальянских городов, жадно ловил новые, свежие мелодии, в которых не было там недо­статка. Но чем больше он погружался в яркий, волшебный мир солнечной Италии,, тем сильнее тянуло его на родину, тем ясней вырисовывался его собственный путь в музыке. Там, в Италии, а потом в Вене и в Берлине все стройней становились метавшиеся в голове мелодии и планы русских симфоний, русских опер, русских романсов.
И вот пришел день, когда в Петербурге в придворной опере, привыкшей к блестящим итальянским увертюрам и невероятным руладам приезжих знаменитостей, певица в костюме крестьянской девушки запела вдруг по-русски грустную, задушевную песню «Не о том скорблю, подру­женьки .». На сцене были мужики в лаптях. Их арии и хоры напоминали простые деревенские песни. В зале дамы в пыш­ных шелках и бриллиантах, офицеры в сверкающих мунди­рах, чиновники, увешанные орденами, недоуменно перегля­дывались, брезгливо морщились. Но никто не осмелился встать и уйти: сам государь император сидел в царской ложе и был доволен. Это он разрешил поставить оперу и даже приказал дать ей название «Жизнь за царя».
У Глинки опера называлась «Иван Сусанин», и писал он ее по думе декабриста Рылеева, гордый подвигом народа и взволнованный судьбою костромского крестьянина Ивана Сусанина. Но оперу негде было поставить, кроме как в при­дворном театре, и пришлось идти на уступки, вкладывать в уста Сусанина и крестьян слова восхваления царя и менять название оперы.
Музыка же говорила о другом. В музыке открывалось чуткое и щедрое сердце простого крестьянина, его любовь к родине, храбрость и благородство. Все симпатии компози­тора явно были на стороне народа.
Пушкин, Гоголь, Одоевский — передовые люди своего времени — с восторгом приняли первую истинно националь­ную русскую оперу и защищали Глинку от злых нападок врагов, тут же назвавших музыку Глинки «кучерской». «Это хорошо, — заметил, узнав об этом Глинка, — и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».
Пушкин, откликаясь на постановку «Ивана Сусанина», писал:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
Никакая травля не могла уже остановить Глинку. Он шел своим путем, он пробивал новую дорогу русской музыке.
Вскоре после «Ивана Сусанина» появился «Вальс-фанта­зия» для симфонического оркестра — произведение необы­чайно поэтическое и красочное. В это же время Глинка на­писал музыку к драме Кукольника «Князь Холмский». Дра­ма не выдержала испытания временем, но музыка «Князя Холмского» хорошо известна нам, как и все, что написал Глинка.
В эти годы появились его знаменитые романсы: «Сомне­ние», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», «Я по­мню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня».
Сразу же после постановки «Сусанина» Глинка взялся за новую оперу — «Руслан и Людмила». Пушкин, узнав о планах Глинки, был рад и собирался сам кое-что переде­лать в юношеской поэме для оперы. Смерть поэта помешала им вместе работать. Однако опера была написана. Любовь свою к Пушкину, веру в вечность его прекрасной поэзии вы­сказал Глинка в знаменитой песне Баяна. Музыка «Русла­на» богата мелодиями и яркими характеристиками героев— мудрый Баян, нежная Людмила, пылкая Горислава, храб­рый и благородный Руслан, горячий Ратмир, смешной и хвастливый Фарлаф, мудрый старец Финн, злая Наина и ко­варный Черномор.
И по сей день композиторы изучают оперное искусство по партитурам «Руслана и Людмилы». Опера Глинки не сходит со сцены не только советских, но и зарубежных 'опер­ных театров.
Но это теперь. И этого не видит и не знает Глинка. Премьера «Руслана и Людмилы» в 1842 году встречена бы­ла влиятельной публикой равнодушно. И несмотря на то, что истинные любители музыки приняли оперу восторженно (она выдержала тридцать два представления за три меся­ца — для тех времен это был редкий случай), в следующий сезон «Руслан» уже не шел. Партитуру с трудом удалось опубликовать сестре композитора лишь после его смерти.
Глинка, отдавший много сил этой опере, тяжко пережи­вал равнодушие к ней. Постоянная травля, сопровождавшая композитора после постановки «Ивана Сусанина», расстрои­ла его здоровье. Он не мог оставаться в Петербурге, тем бо­лее что и семейная жизнь его сложилась неудачно.
В июне 1844 года Глинка уехал за границу. Побыв год в Париже, он отправился в Испанию. Путешествуя по горо­дам Испании, Глинка был пленен необычной прелестью при­роды, радовался общению с простыми людьми, восхищался их песнями и танцами. Пел ли погонщик мулов, плясала ли крестьянская девушка, Глинка, зачарованный, слушал, за­писывал мелодии, наслаждался ими. Потом эти впечатления композитора сложились в прекрасные образы симфониче­ских увертюр «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде».
В Россию Глинка вернулся летом 1847 года. Живя за границей, композитор тосковал по родине. Возвратившись домой, он встретился с недоброжелательством вельможной публики, снова терпел нападки врагов. Не находя себе мес­та, уезжал, снова возвращался, опять уезжал. Все это па­губно отражалось на его здоровье, мешало осуществлять планы, а планов было много. Глинка мечтал о новых сим­фониях, операх, кантатах, о новых камерных пьесах.
Его «Камаринская» — знаменитая фантазия на темы двух русских песен — первая симфония, родившаяся в Рос­сии. Недаром великий мастер симфонии П. И. Чайковский сказал, что «в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая школа».
Глинке необходимы были поддержка, одобрение. К сожа­лению, людей, действительно понимавших значительность его творений, было мало. «Ценители», жившие рядом с ним, не увидели в композиторе будущей славы России. Потомки нашли в нем начало начал русской классической музыки, которая после Глинки завоевала весь мир.




Похожие:

Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconТема урока: Русская художественная культура первой половины XIX века
Гоголь; А. Н. Островский; И. С. Тургенев; П. С. Мочалов; М. С. Щепкин; А. Е. Мартынов; М. И. Глинка; А. С. Даргомыжский; К. П. Брюллов;...
Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconНаука и культура первой половины XIX в
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(...
Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconЛитература первой половины XX века (зачет) Модернистские течения в литературе первой половины ХХ века
Композиция романа М. Павича «Хазарский словарь», его идейное и структурное единство
Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconМихаил Иванович Глинка

Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconМихаил Иванович Глинка
Глинки звучит одинако-во, как родное былое и вместе с тем настоящее… Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, поистине...
Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconАрхитектурные памятники первой половины XIX века

Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconНазвание проекта Текстология русской классической литературы: переписка В. А. Жуковского как памятник русской культуры первой половины XIX века Исполнитель и наименование ноц
Текстология русской классической литературы: переписка В. А. Жуковского как памятник русской культуры первой половины XIX века
Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconКонтрольная работа по истории России. 8 класс. 1 вариант. Тема: Россия первой половины XIX века

Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconЛитература первой половины XIX века
Руси, где в одном и том же поколении встречаются люди как бы разных веков, до того они логически неслиянны. Всё это грандиозное создано...
Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка Музыка первой половины XIX века. Михаил Иванович Глинка iconМихаил Иванович Глинка
Глинка- гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки – оперной и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы