Христианство icon

Христианство



НазваниеХристианство
Дата конвертации03.08.2012
Размер246.95 Kb.
ТипРеферат
Христианство


План:Введение1. Происхождение христианства2. Борьба за образ Христа3.Распространение христианства в Римской империи4. Христианская община5. Соперники христианства6. Епископы и их власть7. Император Константин8. Арианство9.Несторианство10.МонофизистствоЗаключениеВведение .О происхождении христианства написано огромное, по существунеобъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприщетрудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представителибиблейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет обисторическом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви,имеющие миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большоеместо в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов игосударств.1.Происхождение христианства .Христианство возникло в Палестине в I в. н. э. Его родство с иудаизмомпроявляется в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, священная книгакак иудеев, так и христиан (Вторая часть библии, Новый завет, признаетсятолько христианами и является для них главнейшей). О несомненной близостипервоначального христианства иудейской общине эссенов свидетельствуют такженайденные в 1947 г. свитки в районе Мертвого моря. Общностьмировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христианпрослеживается в мессианизме - ожидания скорого прошествия Учителяправедности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идейгреховности человека, в обрядности, в организации общин и отношении ксобственности. Относительно быстрое распространение христианства вмалоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловленорядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядковпорождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии ибесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами исвободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, междуримской потомственной знатью и обогатившимися всадниками. .Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могладать утешение обездоленным и в силу своего национального характера непозволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения.Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно далорабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом -через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобынавсегда искупить все человеческие грехи и пороки. .Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальныхрелигий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом вготовом и законченном виде. Однако история религиозных ученийсвидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных,философских, этических и иных влияний. Христианство усвоило и переосмыслилопредшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточныхрелигий, философские воззрения.
Все это обогащало и цементировало новуюрелигию, превращало ее в мощную культурно-интелектуальную силу, способнуюпротивопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться вмассовое национальное движение. Усвоение первоначальным христианствомпредшествующего религиозно-культурного наследия отнюдь не превращало его вконгломерат разрозненных представлений, а способствовало принципиальноновому учению получить всеобщее признание. .Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказалинеоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок. 50 н.э.) инравственное учение римского стоика Сенеки ( ок. 4 до н. э. - 65 н. э.).Филон соединил понятие Логоса в библейской традиции, рассматривающей Логосв качестве внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос уФилона - священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути познанияБога не существует, только через Логос - Слово. Учение Филона оприрожденной греховности всех людей , о покаянии, о Сущем как первоначалемира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которыхСын Божий- высший Логос и другие логосы, названные ангелами, - послужилоодной из идейных предпосылок для христианских представлений об иерархиидуховных начал, оказало заметное влияние на формирование христианства. . Нравственное учение христианства, в особенности о достижениедобродетели, близко к взглядам Лукреция Аннея Сенеки. Главным для всякогочеловека Сенека считал достижение свободы духа посредством осознаниябожественной необходимости. Если же свобода не будет вытекать избожественной необходимости, то она окажется рабством. Только повиновениесудьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы,общечеловеческие ценности. Утверждение общечеловеческих ценностей зависитне от государственных требований, а всецело от общительности. Подобщительностью Сенека понимает признание единство человеческой природы,взаимную любовь, всеобщее сострадание, заботу каждого человека о других,ему подобных, независимо от социального положения. Сенека в качественравственного императива признал золотое правило морали, которое звучалоследующим образом:"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращалисьстоящие выше" .Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея:"И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте ивы с ними"( Мф. 7:12 ). .Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности иобманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение разгуластрастей, гибельных для общества и человека, скромность иумеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сформулированныеСенекой принципы индивидуальной этики. Личное спасение предполагает строгуюоценку собственной жизни, самоусовершенствование, обретение божественногомилосердия. .Усвоение христианство различных элементов восточных культов,эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именнопоэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморскойкультуры.2. Борьба за образ Христа .В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двухосновных школ - мифологической и исторической. .Представители мифологической школы считают, что наука не располагаетдостоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности.Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных вних событиях, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, какисторические источники начала I в. ничего не говорят о столь неординарныхсобытиях, как воскресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о егопроповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своейточки зрения мифологическая школа считала внепалестинское происхождениехристианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся,умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие вЕвангелиях большого числа противоречий, неточностей, разночтений. . Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальнойличностью, проповедником новой религии, который сформулировал рядпринципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения. РеальностьИисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей,таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственносвязанных с Христом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчасимеется ряд источников, подтверждающих выводы исторической школы. Так, втечение длительного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37-после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интерполяцией. Втретьей главе 18 -ой книги речь пойдет о римском прокуратореПонтии Пилате и, между прочим, сказано следующее: "В то время жил Иисус,мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец,учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел многоприверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносузнатных людей нашего народа, Пилат приказал распять его, его ученики,любившие его, остались ему верными...от него ведут свое название христиане,секта которых с тех пор не прекращается...". Однако найденный в 1971 г. вЕгипте арабский текст "Древностей", выполненный египетским епископомАгапием в Х в., дает все основания предполагать, что Флавием описан один изизвестных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия неговорится о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается некак факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему. .Представители и мифологической, и исторической школы внеслизначительный вклад в издание библейских текстов, а также других источников,относящихся к первым векам христианства. В последние годы большинстворелигиоведов разделяют мнение представителей исторической школы3.Распространение христианства в Римской империи .Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев игреков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческомязыке. В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было малопоследователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потомучто они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делалоразличия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ниэллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе. .Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этихобществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в памятьТайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которойпричащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезойутро. . Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многиеприбавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом онихотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищамицеркви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Рабавыкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "Вплененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупилот смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал удиавола". Христиане праздновали три дня в неделе: среду, пятницу ивоскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. Впраздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и этобросалось в глаза окружающим. . К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различныхнаправлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейнымиконкурентами. Раннехристианские общины не знали догматики и культапозднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведениябогослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всехобщин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву,принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом ичеловеком. . В христианской общине можно было заметит различие между особымиревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных.От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны быливпадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они былиокрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равнымбольшому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгойподготовки. . Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Еслипосвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишьпосле долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане сталисобираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всемиостальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихсяотводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали толькочасть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы неосквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковнойдвери. . По мере роста христианского космополитизма и формирования основныхдогматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва сним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейскихвосстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно,оформился окончательно. . Появление клира относится ко II в. и связано с постепеннымизменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее ониобъединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеютсяремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельнаячасть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управлениеимуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначалеизбираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир.Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков(пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. . Изменение социального состава общин определило и эволюцию ихсоциальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежнихдемократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу симператорской властью. . Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимостьдополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковуюодну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужнабыла новая религия, понятная всем народам империи. . Между христианами были люди строгого обычая, которые считалиневозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Ониговорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола,пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому чтоему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придетсяобъяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знаменаосвящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потомучто иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать передстатуей императора и т.д. . Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклонаперед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь.Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, напримерземлетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов былвидеть причину несчастья в "безбожии" христиан, в том, что христиане,отрицая богов, навлекли грев на всех.Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменилисьактивной поддержкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337)своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства вгосударственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под егопредседательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианскихцерквей (См. Гл. "Никейский собор), сыгравший важную роль в утверждениихристианского вероучения.4. Христианская община .Положение христиан было трудно, потому что римские правители вовремена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам иобществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор иизмена. Траян не позволил устроить в городе Никомедии вольную пожарнуюкоманду из 150 плотников, опасаясь, что у них начнутся какие-то тайныедела. Легко разрешали только общества погребальные. .Такие общества составлялись издавна, большей частью в среде людейбедных, низкого звания, рабов. Богатый человек выстраивал себе большоймогильный склеп, оставлял по завещанию крупную сумму на погребение и напоминание. Бедные люди старались устроить помин души на общие товарищескиевзносы. Несколько человек, например, люди одного ремесла, рабы одногогосподина, складывались как бы в одну семью: товарищи называли себябратьями и сестрами; они обязывались все приходить на погребение умершегосочлена; Они выстраивали большую общую могилу - схолу. Это было круглоедвухэтажное здание: нижний этаж находился в земле; там хоронили умерших; вверхнем был устроен зал, где собирались для трапезы, для молитвы впоминальные дни. .Но большинство бедных братских союзов не могли столько собрать, чтобыустроить схолу; они отыскивали себе просто подземелье, часто далеко отсередины города; например, в Риме рыли глубже те ямы и ходы, которые былираньше проделаны для добывания глины. Умерших клали в углубления, пробитыев стенах вдоль проходов. Так получались длинные и извилистые улицы ипереулки под землею. Долго хоронили в этих подземных кладбищах и собиралисьна поминание умерших. Во многих местах они образуют несколько этажей, одиннад другим. Если растянуть могильные галереи Рима в длину, то они составятболее 1000 верст в длину. .Чтобы не вызвать преследований, христианские общины принимали видтаких же союзов. Христиански братья также рыли катакомбы, которыепримыкали к другим, более старинным. Христиане собирались у особеннодорогих могил, где погребены были лучшие люди, замечательные святою жизнью,подвигом мученичества или горячею проповедью. Нередко над такой могилойесть небольшая комнатка с выходом в галерею: в ней ставился стол дляЕвхаристии (причащения), и она постепенно расширялась в часовню длябогослужения. Первые церкви были вообще похожи на схолы: в нижней частицеркви, под полом у молящихся было кладбище. Стены христианских катакомбукрашались живописью: особенно часто изображался Христос в виде доброгопастыря, несущего заблудшую овцу. (см. Приложение 1). .Что касается римской литературы, то в этой области нельзя выявить явного кризиса, однако следует отметить, что попытки возрождения римской литературы сводились к противопоставлению традиций старой римской культуры христианству и "варварству". Собственное творчество консервативных кругов отличалось бесперспективностью. Пересказы старых авторов, школьный педантизм, символико-аллегорическая фантастика - это характерные признаки литературных произведений данного периода. Писать и издавать книги могли только обеспеченные люди. Многие поэты и писатели должны были искать себе состоятельных покровителей. Таково было положение всей интеллигенции Империи. Отсюда - недовольство и оппозиционность интеллигентов к властьимущим. .Культура в целом находилась в еще худшем положении: живописцы и скульпторы причислялись в Риме к ремесленникам, а их деятельность считалась недостойной уважения, однако это ни в коей мере не мешало римлянам благосклонно принимать произведения этих недостойных мастеров. .В сфере искусства наблюдается общий упадок античного искусства и зарождение нового - христианского. .Особенно много внимания уделяется в Империи украшению жизни, бесчисленным развлечениям, роскошным многодневным праздникам и зрелищам. В то же время в подземных катакомбах Рима делает первые шаги новое христианское искусство, ищущее новых эстетических идеалов, новых форм выражения. Между прочим, раннее христианство активно поддерживало тенденции языческого изобразительного искусства, т.е. отказ от классическим форм, от иллюзорного подражания действительности, к возрождению форм греческой архаики. .Христианство - естественный продукт эллинистической культуры. Это тот новый в греко-римском мире феномен, который возник на основе главных тенденций эллинизма к монотеизму, к новой морали. .Возникшее на древнееврейской религии, оно смогло отказаться от античной культуры и многих принципов античного мышления, отказываясь, таким образом, и от основных духовных тупиков этой культуры. Духовная культура христианства возникла в результате взаимопроникновения двух наиболее зрелых и целостных культур древнего мира, противоположных друг другу по целому ряду своих основных параметров, - греко-римской и ближневосточной. .В первый период своего существования христианство, как новая система мировосприятия, развивалось параллельно со всеми основными философско- религиозными течениями эллинизма, многое отрицая в них, многое заимствуя и (то, что является сильной стороной христианства) оказывая ощутимое влияние на некоторые из них. .Однако ошибкой было бы полагать, будто античная культура выродилась потому, что ее погубило христианство, или потому, что империя урезывала политическую свободу. Именно история раннего христианства показывает, что отсутствие политической свободы и репрессии не остановили идеологического движения, отвечавшего запросам народных масс. Античная культура стала клониться к упадку по мере того, как рабовладельческая формация исчерпывала возможности прогресса, а ее основные классы стали классами, уходящими в прошлое. Господствующая система ценностей стала приходить во все большее противоречие с действительностью, сторонников у нее оставалось все меньше. .Протест народных масс против идеологического нажима, попыток насильно заставить верить тому, чему уже не верили добровольно, кризис старых духовных ценностей требовал какого-то социально-психологического замещения их и привёл к окончательному расколу старой системы ценностей и появлению новой, определившей новую цель, новый смысл жизни. Этой новой системой и явилось христианство.5. Соперники христианства .Одним из сильнейших соперников христианства был гностицизм. Основное различие этих систем заключалось в том, что у гностиков бог абсолютен в своем совершенстве и именно поэтому не является творцом. Мир есть мир зла, управляемый демонами, поэтому он сотворён не богом, а творцом (демиургом), воплощающим Зло, иногда, кстати, отождествляемым с иудейским Яхве. Преимущество учения гностиков было в том, что оно не получило строго канонического оформления. Именно поэтому гностические идеи и течения могли существовать и внутри иудейства, и внутри христианства, питая многие секты, с которыми христиане вели долгую и ожесточенную борьбу на протяжении трех веков (с II-VI). .Победа христианства над гностицизмом была обусловлена тем, что гностицизм переносил защиту от мирового зла преимущественно в область астрологии, демонологии, ангелологии и магии, тогда как христианство обещало спасение через искупление грехов жертвенной смертью Христа и проповедовало внутреннее самосовершенствование, основанное на вере. Поскольку главным для гностиков было интуитивное познание истины, а не поведение в реальном мире, их этические взгляды были неопределенны, а теории зыбки, поэтому расцвет гностических и полугностических учений приходится на первую половину II в., когда христианство еще не набрало должной силы. .Другим серьезным соперником христианства был митраизм - Культ бога Митры. .Подобно христианству, митраизм обращался прежде всего к низшим слоям населения, обремененным всякими тяготами, созданными Римской империей. Подобно гностицизму, митраизм никогда не имел писаного канона. Во главе митраистической системы стояло Бесконечное Время, аналогичное богу гностиков. В мире боролись доброе и злое начала, Митра также был демиургом (создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым: он был посредником между божественными силами вселенной и человеком, защитником человека и образцом для подражания в жизни. Он обещал праведникам посмертное блаженство после Страшного Суда. .Митраизм был религией, которую намного легче было приспособить к традиционным политеистическим религиям и социальным ценностям Римской империи, нежели христианство, и тем не менее, образ Иисуса был понятнее и привлекательнее, чем следование за явно мифологическим, сверхъестественным Митрой. Поэтому митраизм не пережил V века, и потомки его приверженцев, как и большинство гностиков, влились в христианские общины. .Более мелкими соперниками христианства были такие религиозно-мистические сообщества, как орфики и герметисты. Они тем более не устояли против него - орфизм - из-за политеистичности и крайней замкнутости, герметизм - из- за слишком абстрактного и отчасти магического характера.6. Епископы и их власть .Через двести лет после начала христианской проповеди христиан быломного и на западе: они про дворе и в войске, среди богатых людей. Из разныхвкладов в общинах христиан составились большие средства. В городаххристиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались между собоюписьмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами онивыбирали из своей среды епископов . Епископ скоро стал самым уважаемым исильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. Кнему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти ксудье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со свидетельством отепископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали приют,омывали ноги, сажали на первое место за столом. .Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии,Александрии, Иерусалиме, пользовались особым почетом. К мнению этихпатриархов или пап особенно прислушивались. Всего боле значения имелримский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главой мира. .Христианские общины распространились к 300 году по всем областямиРимской империи. Епископы стремились утвердит во всех общинах порядки, одноучение, одни обряды. Когда поднимался между общинами спор о том, какпонимать учение, епископы съезжались вместе с пресвитерами на собрания; наэтих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-нибудь отутвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е. "раскольником","отрезающим" себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви, т.е.объявляли лишенными спасения.7. Император Константин .Ко времени Диоклетиана христиане были большой силой в империи. Местамистарые боги и их алтари были покинуты. Императоры и их наместники видели,как велика власть епископов. Им казалось, что церковь отвлекает и людей, ибогатства от службы империи. Еще за 50 лет до Диоклетиана были изданыстрогие указы против христиан; собрания их были запрещены, им грозилиотобранием имущества. При императоре Валериане сильно преследовалипресвитеров и епископов, около которых теснились верующие: их ждала ссылкаили казнь. С тех пор прошло много лет, в течение которых христиане моглижить спокойно. .К концу правления Диоклетиана эти указы были возобновлены, и к нимприбавились еще более суровые меры. Сначала погрозили выключить из средывойска и числа чиновников всех, кто откажется принести жертву гениюимператора. Затем Диоклетиан предписал сжечь книги христиан и сломать ихцеркви и молитвенные дома. .Преследование христиан не имело успеха. Хотя некоторые поколебались ивыдали книги, но большинство осталось твердыми; выступали проповедники,которые громко объявляли свою веру. Христиане еще крепче держались запострадавших епископов, более слушались их слова. Диоклетиан во времяпреследований отказался от власти императора. .Сын его товарища по власти, Константин (311-337 гг.), а такжеиллириец по происхождению, правивший крайней западной четвертой частьюимперии, сначала примирился с христианами, потом перешел на их сторону.Десять лет спустя после гонений Диоклетиана Константин указом в Миланепозволил христианам свободно исповедовать веру. Потерпевшие получили назадсвое имущество. .Константин стал потом давать перевес христианам. В своем войскеКонстантин ввел новое крестообразное знамя: наверху его были изображеныначальные буквы имени Христова; на нем стояла надпись: "Сим победишь". Былопозволено изображать крест на императорских монетах. Константин сталособенно приближать к себе епископов. Он позволил им участвовать в суде,решать тяжбы; позволил отпускать рабов на волю в церквах. Константиносвободил духовенство от податей и тяжкой повинности доставлять хлеб вказну. Он приглашал епископов к своему столу и щедро одарял церкви.Епископы стали главной опорой его управления. Своих детей Константинвоспитал в христианстве.8. Арианство .Факт государственного признания церкви Константином и принятия ееинтересов самим главой всей империи не мог не создать условий,благоприятных для быстрой передачи переживаний одной какой-либо ее части ивсем другим. Внутренняя вселенскость, кафоличность церкви имела теперьвозможность легче воплощаться во внешних формах вселенского общения. Вотодно из условий, благодаря которому вспыхнувший очередной богословный спорв это время небывало широко разволновал всю церковь и мучил ее как вжестокой лихорадке целых 60 лет. Но и после этого не замер окончательно, аперешел в дальнейшие споры, потрясшие церковь столь же универсально ещецелых полтысячелетия ( IV- IX вв.). .Государство, принявшее активное, а затем и страстное участие в этихспорах , с самого первого момента, т.е. с Константина Великого, сделавшегоих частью и нередко главной осью всей своей политики, едва ли этим оказаловерную услугу церкви, лишив ее свободы внутреннего изживания своихразномыслиий и их локализирования. .Словом. вселенский пожар арианства очень характерен для началагосударственного покровительства церкви и, может быть отчасти имобъясняется, указывая на обратную сторону, которая есть у всякой медали. .Внешняя история арианского спора не заключает в себе никаких данных поего необычайному развитию. Ни сам по себе спор богословов, ни личностьересиарха Ария не представляли собой ничего выдающегося. Но внутренняясущность спора, конечно, была чрезвычайно важной с точки зренияхристианской догматики . .Момент политический заключался в пламенной мечте утвердить pax Romanaна базе кафолической церкви. На Западе Константин боролся за сохранениеединства и авторитета епископата католической церкви. В то время как наВостоке загорается раздор. Друг и защитник Ария, епископ столицы НикомидииЕвсевий, родственник Ликиния* и его придворный приближенный, мог рисоватьКонстантину тревожную картину, когда кафолическая церковь, до сих порбывшая другом в его восхождении к единодержавию, вдруг как бы пересталабыть такой единой базой и в какой-то части сделалась бы партией егосоперников. Константин горячо принялся тушить пожар церковный со всемдобросовестным усердием. А разделившийся епископат начал увлекаться в своейборьбе нажимами на кнопки придворных настроений и захватом власти черезполитической покровительство. .Но был в этой широте христианских волнений и вполне естественныйсвободный духовно-культурный момент. А именно, невольное и случайноесоответствие арианской доктрины, низводившей иррациональную христианскуютриадологию к упрощенному математическому монотеизму, механическисоединенному с политеизмом, поскольку Сын Божий считался "богом с маленькойбуквы". Такое построение было симпатично и приемлемо массе служилого иинтеллигентного язычества, влекомого политикой и государственной службой влоно церкви, принятой императором. Монотеизм в этой массе, разделявший идеюи почитание Единого Бога под именем "Summus Deus". Был очень популярен, нобыл полурационалистичен и чужд христианской Троичности Лиц в Божестве. Так,подольщаясь ко вкусам языческого общества через арианские формулы церковьмогла бы передавать свою христологию и сотериологию. Поэтому праведныйинстинкт православных епископов и богословов так героически и упорновосстал на борьбу с арианскими тенденциями и не мог успокоится, покаборьба не увенчалось победою. Встал вопрос жизни и смерти: быть или не бытьсамому христианству? .Вопрос заострялся до формулы "быть или не быть?" не в смыслеисторического бытия им роста христианства, а в смысле качественном: всмысле возможной неприметной для масс подмене самой сути христианства какрелигии искупления. Может быть, было бы и проще и* Т.е. Лициния - соправителя Константинауспешнее преподносить массе христианство как религию моралистическую. Наэто упрощение и рационализирование христианства как раз и соскользнулоарианство. С арианской догматикой христианство, может быть , и не теряло бысвоего пафоса, как религия евангельского братолюбия, аскезы и молитвенногоподвига. Для такой рациональной, натуральной религиозности достаточно быбыло и Синайского Божественного откровения. И уже совсем лишне и дажебессмысленно чудо Боговоплощения. Вот это-то объективное чудо , эта-тотайна христианства и упраздняется арианством. Диалектически арианство велок антитроичности Бога, к обессмыслению вочеловечения хотя бы и Высшего,Единородного, Единственного из сынов Божиих. Это был стерильный монотеизм,подобный иудаизму и исламу. Не понимало арианство, что суть христианства нев субъективной морали, а в объективной тайне искупления. Именно эту сутьхристианства и спасали достославные отцы IV в. , до конца отвергшиеарианство во всех его ухищренных и прикровенных формах .9.Несторианство . Деды Нестория переселились из Персии в Сирийскую Самосату ещеязычниками и здесь уже стали христианами .От одного их сына и родилсяНесторий. Наружности он был , как передают, благообразной и довольноприятной. Небольшого роста, но с большими выразительными глазами и светло-рыжеватой шевелюрой. Учился Несторий в Германии и даже одно время в Афинах.В Антиохии слушал лекции Феодора Мопсуестийского . Одно сирское житейскоеучение рассказывает о том, как Феодор напутствовал и призывал бытьсдержанным своего ученика по случаю вызова Нестория в Константинополь,поскольку, "никогда еще женщина не рождала столь ревностного сына" .Явившись в Константинополь, Несторий вообразил себя главным истребителемеретиков и считал, что должен заняться здесь генеральной чисткой. Ввступительной речи (10 апреля 428г. ), обращенной к императору Феодосию-II, Несторий размашисто краснословит: "Дай мне землю, очищенную отеретиков, и я дам тебе небо". "Царь. раздави со мною еретиков и я раздавлюс тобой персов". Уже через пять дней по вступлению в должность Несторийраспорядился закрыть арианскую церковь, которая открыто функционировала встолице. Ариане немедленно подожгли ее и устроили большой пожар во всемквартале. Низовая столичная агитация приклеила к имени Нестория кличку"поджигателя". По настоянию Нестор я правительство возобновило все старыепоходы против еретиков. И Несторий организовал генеральный поход противеретиков и раскольников, фактически существовавших скромно и на заднемплане официальной церковности. Подверглись гонению мирные и почти легальныесоюзники православия новиане. четыренадесятники, македониане. . Еще до Нестория, при Иоанне Златоусте, среди столичных богословов шлиспоры о Матери Божией. Но ни Златоуст, ни другие епископы не видели нуждывмешиваться в спор и подымать шум. Но Несторий не утерпел. Ни вАлександрии, ни в Риме не раздалось возражений. Но антиохийцы возражали:не могла Мария родить Божию Ипостась. Несторий привез с собой новых людей.Из них пресвитер Анастасий начал полемику амвона против словоупотребленияслова "Богородица". Раздались протесты. А личные конкуренты Несторияпресвитеры Прокл и Филипп настроили против него сестру императораПульхерию. Пошла молва: вот привсзли на кафедру соотечественника ПавлаСамосатского, он и привез в столицу его старую ересь. Такого родаобвитнение вывесил известный адвокат Евсевий, впоследствии епископДорилейский. Заволновались монахи. От них явилась дерзновенная депутация кНесторию. А Несторий заносчиво, не унижаясь даже до разговоров с ними,отдает их под суд за непослушание, бросает в тюрьму, подвергает бичеванию.Создает тем самым себ новых и сильных врагов. . Каково же учение самого Нестория? Оно просто повторение уроковФеодора Мопсуестийского. Это отчетливое не только различение, но иразделение двух природ с двумя ипостасями. Христос и в человеке полноличен.Христос и есть "Храм", и "живущий в нем Вседержитель Бог". В этом храмеобитает и "сопоклоняемый вместе с Богом человек" . Таким образом, единстволица тут не расторгалось. . Лишь имя "Христос" обозначает обе природы и к нему можно применять ичеловеческие, и божественные действия и признаки. Но и к имени Богдозволительно относить только действия божественные. К Христу, какчеловеку, - только предикаты человеческие. Нельзя сказать "Предвечныймладенец", "Бог питался млеком". . Спор об имени "Богородица" есть, таким образом, лишь частный случайтак называемого "общения свойств". Поэтому и Несторий, смягчая резкостьвыдвинутого им проповедника Анастасия, не предложил термин"человекородица". Но он и не отверг этого термина. Признал его тольконеполным. Вместо него предложил более полное наименование: Христородица. ПоНесторию , имя Богородицы неточно, потому что оно порождает мысль, будтосамо Божество Христово получило сове начало от Девы Марии.10.Монофизистство .При дворе императора Феодосия -II его сестра Пульхерия уже непользовалась прежним влиянием. Со своей женой императрицей ЕвдокиейФеодосий -II был в ссоре. Она жила теперь отдельно в Иерусалиме. Она быладочерью афинского профессора риторики и крестилась только перед браком сФеодосием -II. В силе при дворе был главный камергер Хрисафий. С ним рядомстоял его крестный отец Евтихий, вождь значительной группы монахов,державший связь с Александрией и Египтом. Евтихий был издавна известен какпоборник Кирилла. Он решительно отрицал единосущность человечества Христанашему человечеству. Фигура Евтихия вырастала во всеимперскую величину."Восточные" пробовали его атаковать. Домн первый написал императору обЕвтихии как о аполлинаристе. В 447г. Феодорит опубликовал свой "Эранист"* -диалог, изобличающий учение Евтихия, не называя имени последнего. В трехчастях диалога - Непреложный, Неслиянный, Бесстрасный Феодорит обличал тризаблуждения: об изменяемости Бога, о слиянии природ и о страдании Бога. Сбольшим количеством цитат из святых отцов. .Но Домн и все "восточные" переоценил свои силы. Закулисный Евтихий ихпобедил. И притом неожиданно и угрожающе. 16 февраля 448г. Появилсяимператорский рескрипт о делах веры. В нем было возобновлено осуждениесочинений Нестория. Приверженцы Нестория подлежали отлучению и низложению.Таких вещей в области веры не дерзал еще делать ни один из прежнихимператоров. .8 ноября 448г. в Константинополе собрался обычный "синодос эндимуса".Своих епископов у Константинополя не было, а наличные собравшиеся были изразных областей. Евсевий заявил этому синоду, что имеет доказательства,что Евтихий, по меньшей мере в прошлом, держался еретических мыслей. Этооткрытое восстание испугало многих. Евсевию уже грозили ссылкой за клевету.Евтихий отказался немедленно явится в иснод по принципиальному обету -"пребывать в затворе, как в гробе". Ему была дана отсрочка до 22 ноября.Евтихий ссылался на болезнь. Но наконец 22 ноября явился в синод, но, таксказать, "вооруженным": под охраной полиции и высокого сановника Флорентия,в сопровождении толпы монахов. Флорентий взял с отцов синода расписку втом, что Евтихий будет свободно отпущен, какое бы постановление не былопринято. .Евтихий был очень уклончив в ответах. Однако признавал, что Христос"из двух естеств". Запротоколированы такие его выражения: "До сего дня я неговорил, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам, но я признаю, чтосв. Дева единосущна нам.", "До настоящего часа я боялся говорить этого. Нотак как теперь это сказано вашим святейшеством, то говорю и я.". "Яисповедую, что Господь наш был из двух естеств до соединения. А послесоединения я исповедую единую природу." .Таким образом Евтихий согласился признать "единосущность" ИисусаХриста с нами лишь по человечеству, но остался на позиции "одной природы"по соединении (хотя и из двух) .Заседание сделалось бурным. Евтихия увещевали и епископы, и даже самсенатор Флорентий. С обор постановил, что учение Евтихия сходно саполлинарианством. Евтихий лишается сана, звания архимандрита, и общение сним воспрещается. .Приговор был очень решительный. До сего момента не было никакогосвязующего постановления об отвержении для православных монофизитскихформул и ограждения от них другими, соборно выработанными дифезитскимиформулами. Евтихий долговорился до формулы, что Иисус Христос"неединосущный нам", т.е. чужд человечеству.Заключение .Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании иистории церкви, определения - это верстовые столбы , на которых начертаныруководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должнаидти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии,а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающегооткровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбахнекоторых его частей, т.е. отдельных народов. .Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как нафоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиесяпоказать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место вкосмической эволюции. Такими учениями являются мировые религии, а вчастности христианство: ему придерживаются и, я думаю, будут придерживатьсямногие годы и, может ,даже века.




Похожие:

Христианство iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Христианство iconХристианство на Руси. Реформа языческого культа Христианство на Руси. Реформа языческого культа
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности: скрижаль откровений...
Христианство icon1. Христианство Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. Основа христианства
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической,...
Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство на Руси

Христианство iconПсихология и христианство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы