Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» icon

Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека»



НазваниеУрок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека»
Дата конвертации03.08.2012
Размер103,05 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

8 класс.

Урок «Права человека».


«Всеобщая декларация прав человека». К 60-летию со дня принятия на Генеральной Ассамблее ООН.


Цели:

учебные: - познакомить учащихся с историей принятия «Всеобщей декларации прав человека»;

- познакомить с основным содержанием этого документа;

развивающие: - формировать умения и навыки учащихся понимать ситуации нарушения прав человека в современных жизненных ситуациях и соответствующим образом адекватно реагировать на них;

воспитывающие: - на конкретных примерах проанализировать нарушение прав человека в сегодняшних жизненных ситуациях в виде игры «волонтёры по защите прав».


Оборудование: текст документа в выдержках, карточки с заданиями, тестовые задания, материалы из СМИ.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей и задач урока.

Работа по теме урока.

  1. Слово учителя. История принятия документа.

Людям из различных стран было сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 году была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран – участниц ООН. Эта комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН, к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц. В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.

С целью повысить его эффективность в 1966 году Генеральная Ассамблея приняла 2 дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Позже были подготовлены другие документы: Конвенция о правах ребёнка (1989г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.

2. Знакомство со статьями «Всеобщей декларации прав человека».

- гражданские (личные) права – Статьи 1 – 17

- политические права – Статьи 18 – 21. Эти права касаются проблемы свободы и

физической безопасности человека;

- социальные, экономические и культурные права – Статьи 22 – 27.

- заключительные статьи - Статьи 28 – 30 - о пределах осуществления провозглашённых прав и основных свобод.


НИ ОДНА ИЗ ЭТИХ ГРУПП ПРАВ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ ЗНАЧИМОЙ, ЧЕМ ДРУГАЯ, ИХ СОБЛЮДЕНИЕ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНО.


3. Словарь понятий и терминов: дискриминация, колониализм, личная неприкосновенность, геноцид, смертный приговор, смертная казнь, рабство, работорговля, принудительный труд, пытка, неприкосновенность личности, честь, репутация, неприкосновенность жилища, убежище, гражданство, личная собственность, свобода совести, социальное обеспечение, рабочий день, материнство.


4. Выполнение заданий на решение ситуаций. Игра «Волонтёры по защите прав».


Найдите случаи нарушения прав в сказках и литературных произведениях (задания на карточках для работы в парах):


1. Ш.Перро «Красная шапочка»,

2. Ш.Перро «Золушка»,

3. А.Н.Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»,

4. «Царевна-лягушка»,

5.«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

6. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

7.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»,

8.«Руслан и Людмила»,

9. Арабская сказка «Волшебная лампа Аладдина»,

10.«Али-баба и сорок разбойников»,

11. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»,

12. Дж.Свифт «Приключения Гулливера»,

13.Дж. Родари «Чиполлино»,

14. Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»,

15. С.Я.Маршак «Багаж».

Ключ: 1. Волк съел Красную Шапочку – нарушено право на жизнь, охотники убили Волка – самосуд.

2. Ограничение свободы малолетнего (мачеха не пускала на бал), использование принудительного труда в отношении малолетнего (Золушка убирала, варила, шила одежду и др.).

3. Покушение на убийство с особой жестокостью (Карабас собирался сжечь Буратино, мошенничество – Лиса Алиса и кот Базилио обманом завладели монетами Буратино.

4. Умышленное уничтожение чужого имущества – сожгли кожу лягушки.

5. Использование веществ, вызывающих мутацию – мальчик стал козлёночком.

6. Браконьерство – ловля рыбы, занесённой в Красную книгу (золотая рыбка).

7. Введение в заблуждение (царю сказали, что родила его жена «неведому зверушку»), казнь с особой жестокостью – посадили в бочку кормящую мать с младенцем, закрыли и бросили в море.

8. Похищение человека – у Руслана украл Черномор жену, убийство друга спящего.

9. ограничение свободы и содержание в нечеловеческих условиях – в лампе.

10 . Кража чужого имущества – и у людей разбойники, и у разбойников – Али-Баба.

11. мошенничество – Карлсон выманил у Малыша варенье и съел его.

12. ограничение свободы – посадили в клетку человека и показывали его за деньги другим, лилипуты приковали Гулливера верёвками к земле.

13. Сеньор Помидор незаконно отбирал домики у овощей, садил в тюрьму незаконно без доказательств.

14. Похищение человека жуком, незаконное преследование человека – когда жаба догоняла Дюймовочку, принуждение выйти замуж за жабу.

15. халатность – у дамы в багажном отделении поезда потерялась маленькая собачка, мошенничество – ей дали большую собаку, говоря, что «за время пути собака могла подрасти».

5. Подведение итогов этого задания. Беседа.

  1. Должны ли люди быть равными в своих правах? Почему?

  2. Что объединяет всех людей на Земле?

  3. Почему право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу является одним из основных?

  4. Почему «Всеобщая декларация прав человека» обязательна для выполнения всеми странами?

  5. Каковы механизмы защиты прав человека?

6. Тестовые задания.

Права ребенка

195. Кому принадлежат слова о том, что счастье все­го мира не стоит одной слезы на щеке невинного младенца?

а) А. П. Чехову;

б) А. М. Горькому;

в) Ф. М. Достоевскому.

196. В каком году Генеральная Ассамблея ООН про­возгласила Декларацию прав ребенка?

а) в 1948 г.;

б) в 1959 г.;

в) в 1966 г.

197. В каком году Генеральная Ассамблея ООН при­няла Конвенцию о правах ребенка?

а) в 1966 г.;

б) в 1982 г.;

в) в 1989 г.

198. Закончите следующее утверждение: «Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том, что

а) в ней права ребенка приобретают силу норм международного права»;

б) она является обязательством на будущее»;

в) она впервые описывает права ребенка».

*199. Что может обусловить неодинаковое использо­вание детьми своих прав?

а) национальная принадлежность;

б) состояние здоровья;

в) таких ограничений нет.

200. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?

а) в семье;

б) среди своих друзей;

в) в школе на уроках;

г) во всех сферах жизни и деятельности.

*201. Как обеспечивает право детей на свободу ассо­циаций Конвенция о правах ребенка (ст. 15)?

а) под руководством родителей;

б) под руководством учителей;

в) в ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему жела­нию могут учитывать мнения взрослых.

202. Являются ли постоянные споры с учителем про­явлением свободы выражения мнений учащи­мися?

а) да, являются;

б) нет, не являются;

в) все зависит от страны, культуры, конкретно­
го законодательства.

*203. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации;

б) на государство;

в) на иностранных спонсоров.

*204. Закончите следующее утверждение: «Государ­ство должно защищать ребенка от экономиче­ской эксплуатации и работы, которая

а) не указана в официальных справочниках»;

б) мешает образованию и вредит здоровью»;

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка».

*205. Закончите следующее предложение: «Дети должны содержаться под стражей (в случае со­вершения правонарушения) а) вместе со взрослыми»;

б) отдельно от взрослых»;

в) это не имеет существенного значения».

*206. Закончите следующее утверждение: «Обраще­ние с детьми, причастными к нарушению уго­ловного законодательства, должно способство­вать развитию у них

а) чувства страха перед наказанием»;

б) осторожности в реализации своих желаний»;

в) чувства достоинства и значимости».

Нарушения прав человека

207. К какому понятию относится определение: «Од­но из тягчайших преступлений против челове­чества — истребление отдельных групп населе­ния или целых народов по расовым, националь­ным, религиозным, политическим или иным мотивам»?

а)«война»; б)«геноцид»; в) «апартеид».

208. Какая политическая система, как правило, ак­тивно практикует геноцид?

а) тоталитарная;

б) авторитарная;

в) демократическая.

*209. Какое из приведенных определений соответст­вует понятию «духовный геноцид»?

а) «Запрет на издание и распространение порно­графических изображений, книг, фильмов»;

б) «Уничтожение исторической памяти наро­дов, памятников истории и культуры»;

в) «Ликвидация свободы совести и религии»;

г) «Поощрение распространения ведущей (ос­новной) в стране религии».

210. Как называется грубейшее нарушение прав че­ловека, которое является крайней формой расо­вой дискриминации?

а) апартеид;

б) коллаборационизм;

в) регионализм.

211. Какое из приведенных определений соответст­вует понятию «расизм»?

а) «Теория, обосновывающая существование расовых различий, описывающая особенности различных рас»;

б) «Система взглядов, выражающих необходи­мость и естественность единства представите­лей различных рас и национальностей»;

в) «Обоснование неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на исто­рическое развитие народов и государств».

212. Закончите следующее утверждение: «Малая часть народа, права которой нередко нарушаются в недемократических государствах, называется

а) изгои»;

б) меньшинства»;

в) компании».

213. В каких странах — бывших республиках СССР ущемляются права русскоязычного населения?

а) на Украине;

б) в Латвии;

в) в Эстонии.

214. Какое из перечисленных наказаний является нарушением прав человека?

а) пожизненное заключение;

б) смертная казнь;

в) ссылка в районы с суровым климатом.

*215. Какой порядок фиксации прибывшего на но­вое местожительство соответствует принципам прав человека?

а) регистрационный;

б) разрешительный;

в) селективный.

*216. Закончите следующее утверждение: «Внуше­ние большим группам людей определенной ин­формации, приведение их в нужное экстрасен­сам состояние называется

а) экстрасенсорикой»;

б) психотерроризмом»;

в) коррекцией поведения».

Защита прав человека

217. Какая международная организация играет ре­шающую роль в защите прав человека на между­народном уровне?

а) ПЕН-клуб;

б) Организация Объединенных Наций (ООН);

в) ЮНЕСКО.

218. Закончите следующее предложение: «Основ­ным, принимающим международные договоры по правам человека органом ООН является

а) Генеральная Ассамблея »;

б) Совет Безопасности»;

в) Секретариат ООН».

219. В каком году была создана Комиссия по правам человека ООН?

а) в 1946г.;

б) в 1952 г.;

в) в 1976 г.

220. В каком году в соответствии со статьей 28 Меж­дународного пакта о гражданских и политиче­ских правах был учрежден Комитет по правам человека?

а) в 1946 г.;

б) в 1952 г.;

в) в 1976 г.

221. Подписание какого документа обязывает госу­дарство признавать полномочия Комитета по правам человека принимать и рассматривать жа­лобы отдельных граждан, права которых оказа­лись грубо нарушены?

а) Факультативного протокола;

б) Международного пакта о гражданских и поли­тических правах;

в) Международного пакта об экономических, со­циальных и культурных правах.

222. К какой из перечисленных организаций относится следующее определение: «Международный орган (расположен в Женеве), занимающийся исследо­ваниями в области, прав человека, сбором и распро­странением соответствующей информации и др.»?

а) Библиотека Дворца Наций;

б) Центр по правам человека;

в) Женевский университет.

223. Какая известная неправительственная органи­зация контролирует соблюдение прав человека в различных странах вне зависимости от поли­тической и государственной системы?

а) «Международная амнистия»;

б) общество «За права человека»;

в) Союз жертв тоталитаризма.

224. Кто из перечисленных ученых олицетворял сво­ей общественной деятельностью, социальной позицией правозащитное движение в СССР?

а) Б. М. Кедров;

б) Г. X. Попов;

в) А. Д. Сахаров.

*225. Какой характер имеет правозащитное движе­ние в России в настоящее время?

а) диссидентский;

б) политический;

в) правовой.

226. Закончите следующее утверждение: «Наиболее массовым и действенным средством защиты прав населения должны быть

а) магистратуры»;

б) суды»;

в) мэрии».

227. Как называется должность человека, избранно­го Государственной Думой для сбора информа­ции о нарушениях прав человека и содействию тем, чьи права ущемлены?

а) магистр;

б) председатель союза правозащитников;

в) уполномоченный по правам человека.


Ключ. 195в 196б 197в 198а,б 199в 200г 201в 202б 203б 204б 205б 206в.

207б 208а 209 б,в 210а 211в 212б 213 б,в 214б 215а 216б.

217б 218а 219а 220 в 221а 222б 223а 224в 225в 226б 227в.


Обобщение, итоги урока.


Награждение победителей.









Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconУрок «Права человека»
«Всеобщая декларация прав человека». К 60-летию со дня принятия на Генеральной Ассамблее ООН
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconВсеобщая Декларация Прав человека
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является...
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconВсеобщая декларация прав человека
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является...
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconВсеобщая Декларация прав человека
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является...
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconIi современные правовые документы всеобщая декларация прав человека
Принята и провозглашена резолюцией 217 а (111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconКурсовая права человека содержание курсовая права человека 2 введение 3
Разработка концепции прав человека в ходе принятия Всеобщей декларации прав человека 10
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconПрограмма практических занятий занятие № Тема «Права человека: правовая природа, сущность, классификация, источники» (2 часа)
...
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconЛичная книжка миротворца
История создания оон; цели и принципы оон; Всеобщая декларация прав человека; Конвенция ООН о правах ребенка. Биографии Героя России...
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconКлассный час на тему: "Наши права и обязанности." (Конвенция по правам ребёнка.) Класс 1 «Б» Учитель: Нурисламова Д. Х. Цель
В декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция...
Урок «Права человека». «Всеобщая декларация прав человека» iconА. Ю. Сунгуров Институализация прав человека в современной России: первые штрихи к картине
Говоря об институционализации прав человека, необходимо, прежде всего, определится с самим обсуждаемым понятием. В данном тексте,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы