Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год icon

Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год



НазваниеПетерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год
Дата конвертации03.08.2012
Размер117,99 Kb.
ТипРеферат
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее


Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета ХГАЭП группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год. Петерим Сорокин является одной из главнейших фигур западнойсоциологии. Подтверждением данного тезиса может послужить тот факт, чтопосле выдворения из России в 1922 году Петерим Сорокин не потерял опытнакопленный за несколько лет существования кафедры социологии, но сумелсоздать наиболее перспективную школу социологических исследований. П.Сорокин преподавал в американских университетах и на данный моментмножество ученых благоговейно относятся к его трудам. Сорокин покинул свою родину в 1922 г., и с его отъездом, а также сотъездом Георгия Гурвича, его университетского товарища, которыйобосновался во Франции и фактически обновил французскую социологию вСорбонне, Россия потеряла двух великих социологов ХХ века. Сейчас, напороге нового века, признание Сорокина и его "социологии вчерашнего,сегодняшнего и завтрашнего дня", заимствуя термин из его президентскогообращения 1965 г. , будет во многом способствовать ренессансу русскойсоциологии. В свою очередь, согласно традиции, которая восходит коснователям социологии Сен-Симону и Конту, ренессанс социологии должениметь в качестве конечной миссии перестройку современного демократическогообщества России, которое не будет ни копией прошлого, ни копией какого-либосовременного постиндустриального общества. За свою долгую жизнь ПетеримСорокин успел побывать и учеником, и революционером, и наконец учителем.Учеником, конечно же понятно он был еще в России изучая теории основателясоциологии Огюста Конта и других ученых занимавшихся проблемами общества,революционером, когда выдвигал в своих работах смелые теории и осуществлялпрогнозы развития общества на несколько лет вперед , а учителем, когдастоял за кафедрой и готовил молодых социологов в университетах США.Присущее Сорокину острое чувство социокультурных изменений, опыт которогоон получил в годы формирования его взглядов, когда происходило множествонасильственных действий, и которое он приобрел, объективно изучая историю,позволило ему сделать анализ "глубинных структур", которые лежат в основеширокомасштабных общественных систем, а также поставить диагноз будущихтенденций. Он являл собой пример того, что С. Райт Миллc считалнеобходимым для "социологического воображения". На общем уровне чтение Сорокина сегодня - это стимул длясоциологического воображения, потому что очень многие его работыпредвосхищают основные и наиболее значительные аспекты сегодняшнейситуации. Более того, вызов социологам, брошенный в работе "Россия иСоединенные Штаты" - это выведенное из его публикаций то, что может бытьназвано "исследовательской программой по интегральной социологии".Отправной точкой должен быть подход Сорокина, который принимает засравнительную единицу макроанализа цивилизацию, а не страну-государство.Структурный и динамический анализ цивилизаций и их интерпретации в огромноммножестве разных процессов глобализации дают громадное поле длясравнительных исследований. Это особенно справедливо для США и России,т.е. обе эти страны были и продолжают быть подверженными влиянию многихцивилизаций в результате как прежних территориальных завоеваний, так исовременной иммиграции. Не стоит забывать, что самыми глобальными задачами, которыепрактически всегда ставятся суверенными государствами являются анализ ипрогнозирование развития в дальнейшем внешне и внутри политической ситуацииданного государства. В этой связи социология наиболее выигрышно выглядит посравнению с другими науками гуманитарного цикла. Несколько лет назад известный американский политолог СамуэльХантингтон выдвинул идею, что эра, наступившая после холодной войны,превращается в новый международный порядок, состоящий из цивилизаций, а неиз государств, которые конкурируют за ресурсы модернизации; и его анализпризнает приоритет Сорокина в изучении цивилизаций. Господин Э. А.Тириакьян согласен, что настало время, когда "цивилизация" должна статьстратегической единицей макроанализа, потому что она являетсякрупномасштабной социокультурной единицей в появляющемся "глобальном веке".Имеющей больше смысла, чем страна-государство, которая была основной макро-единицей. Нельзя не согласиться с его мнением, однако необходимообосновать данную точку зрения. Цивилизационная основа в анализепроистекает из положения занимаемого страной (США) в мире. Приходитсяконстатировать, что экспансия Америки проявляется не только наполитическом, но и социокультурном плане, что немного раннее можно былонаблюдать и в отношении территориально приближенных к СССР стран. На данныймомент как раз и сложилась ситуация когда необходимо при макроанализерассматривать не отдельные государства , а определенные цивилизации. Сорокин заключает книгу "Социальная и культурная динамика" призывом кинтегральному пониманию и рисует довольно мрачную перспективу будущегоразвития западного общества. "Все важнейшие аспекты жизни, уклада икультуры западного общества переживают серьезный кризис... Мы как бынаходимся между двумя эпохами: умирающей Чувственной культуройвеличественного вчера и грядущей Идеациональной или Идеалистическойкультурой творческого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющегочувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все ещеосвещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейсятьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры вприближающихся сумерках. Ночь переходной эпохи начинает опускаться на нас,с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За еепределами, тем не менее, возможно, рассвет новой великой Идеациональнойкультуры приветствует поколение людей будущего" . Но Сорокин, вероятно, не согласился бы с дальнейшимрассуждением Хантингтона, что различные цивилизационные условия - например,западная, исламская или конфуцианская цивилизации - имеют фундаментальнонулевой результат в конкуренции друг с другом за ресурсы модернизации. Он,делал вывод, что самой лучшей политикой для США и для Запада являетсяотделение от вторжения других цивилизаций и от влияния на них, так, чтобыизбежать глобального конфликта. «Я не думаю, что это возможно притеперешних процессах глобализации, так как например ислам существует нетолько вне Запада, но также и все больше внутри Запада (североафриканские итурецкие иммигранты, осевшие в Германии, Франции и т.д.), ислам такжесуществует и в Восточной Европе (на Балканах) и в бывшем Советском Союзе. Я думаю, что Сорокин предложил бы как часть новойисследовательской программы изучить, как "интегральная социология" могла быпривести, после тщательного сравнительного и исторического исследования, к рассмотрению происходящего культурного синтеза интерактивных цивилизаций,к скорее созидательным, чем деструктивным контактам.» [Э. А. Тириакьян] Такие контакты могли бы затем стать базой новых"идеациональных" или "идеалистических", форм социокультурных моделей,которые, как предвидел Сорокин, придут на смену старым в новом столетии изаменят уже истощенную чувственную цивилизацию.Но, во-первых, в отличие от некоторых секуляризационных пророков периодапоздней модернизации, которые смотрели на этот период с глубокимпессимизмом из-за неизлечимых пороков, Сорокин видел "свет в концетуннеля", потенциал для нового витка культурного роста и развития. Во-вторых, и это связано с первым, хотя Сорокин хорошо понимал в 1930-е гг.деструктивные возможности новых войн и других стихийных бедствий,вызванных деятельностью человека, он также и после войны в 1950-1960-хгг. не видел социокультурной основы для конфликта между Советским Союзом иСША; нет нужды говорить, что это было время, когда "холодная война" былаглавной структурой международных отношений, включавшей очень много опасенийи предчувствия в недалеком будущем многих катаклизмов между этими двумястранами. Сорокин, конечно же, не предвидел распада Советского Союза, нов своем первом исследовании дал убедительный анализ того, что США иРоссия имеют очень много сходства и что они скорее будут друзьями, чемврагами. Хотя это было написано в 1944 г., когда США и Россия былиноминально союзниками в войне против германского фашизма, уже тогда началопоявляться некоторое недоверие, и Сорокин написал работу "Россия иСоединенные Штаты", чувствуя, что это недоверие, основанное на якобыкультурных и других различиях, могло иметь отрицательные последствия идолжно быть скорректировано путем социологического изучения сходства двухстран. Что же выделил Петерим Сорокин в своем исследовании России иСоединенных Штат. Сравнительные социологические исследования СоединенныхШтатов либо имеют тенденцию либо подчеркивать американскую"исключительность", либо проводят сравнения с другими англо-саксонскимистранами, с которыми они имеют общее наследие, в частности, с Канадой,которая находится к северу от США . Намного опередив время, Сорокин в своемсравнительном исследовании США и России, хотя и выделяет некоторые мелкиеразличия, высвечивает довольно удивительные сходства в ценностях иинститутах, начиная с фактического утверждения того, что эти две страныникогда не воевали друг с другом за всю историю США; анализ привел к выводуо возможности мира между двумя странами. Нет нужды говорить, что в течениепочти полувека большинство экспертов по русско-американским вопросаможидали совершенно иного результата. Сорокин анализирует структурныефакторы, лежащие в основе нерушимого мира, и этим он проявляет свое знание"изнутри" российской и американской истории, русских и американскихсоциальных институтов. «Обе страны, - указывает он, - характеризуютсяединством разнообразия, это сплоченное социальное целое, основанное наэтнической и расовой гетерогенности, которая способствует культурномубогатству и многообразию». Так же, как в США произошла отмена рабства в1860-х, так и в России в 1861 году было отменено крепостное право. Сорокинразвенчивает различные мифы о России, начиная от "беспощадного угнетения"этническими русскими других народов и кончая мифом о мистической,непрактичной "русской душе", которая является полной противоположностьюрациональной, расчетливой, неэмоциональной "американской души" . Вероятно,еще более проницательным был его вывод о коренном сходстве в существедемократической структуры основных социокультурных институтов". Иностранныенаблюдатели России - до-татарского и пост татарского периодов, и особенновторой половины XIX века и даже настоящего периода - преувеличивалиавтократический аспект режимов в России, вплоть до уровня семьи. Сорокин обсуждает корни политической и экономическойдемократической природы крестьянской системы, представленной миром иобщиной, и после 1861 г., местным провинциальным и муниципальнымсамоуправлением - земством. С IX до XX в., отмечает он, политическаясистема России была по своему функционированию демократической, так же каки большинство европейских стран; и там, где царский режим проявлялавтократические тенденции, это было под германским влиянием, "которыйподражал автократии Фридриха Великого" Россия, как и США, после 1860-х гг. вступила в период большой модернизации, включая становление общества, в котором всеграждане равны перед законом, с возможностями социальныхдостижений в соответствии с талантом. П. Сорокин отмечает, что после того как была принятаконституция 1906 г., в довоенной России были даны основные демократическиесвободы, а также произошел значительный социальный (в вопросахздравоохранения и образования) и экономический прогресс (включая ростуровня жизни и дохода на душу населения), который почти был равен уровнюСША. Революция была неожиданным шагом назад, вину за который Сорокинвозлагал в основном на таких преступников, как Троцкий, Рыков, Каменев иЗиновьев, но эта деструктивная фаза революции закончилась политическимичистками 1930-х гг. Он считал, что подспудные демократические тенденциироссийского общества стали возрождаться и это будет продолжаться и послевойны. США и Россия должны осознавать свою совместимость и даже взаимнуюдополняемость: «Соединенные Штаты должны влиять на Россию с тем, чтобы онопокончила с нарушениями прав человека, тогда как Россия должна обогащатькультуру, особенно искусства и науки в США; и обе страны должнысотрудничать с тем, чтобы построить новый мировой порядок без войн.» Каквидно Петерим Сорокин оказался неплохим провидцем. Сейчас много «светлыхголов» уехало заграницу в поисках высокой зароботной платы и нормальныхусловий проживания, а про нашу страну можно сказать, что она хотя бы сталана путь построения правового государства. В заключение Сорокин выдвигает в качестве условий для длительногомира реинтеграцию и переоценку современных материалистических ценностей,распространение обязательных норм и ценностей на все государства,ограничение государственного суверенитета в отношении войны и мира, иустановление "высшей международной власти, облеченной властью приниматьобязательные и поддержанные силой решения всех международных конфликтов.Как видно, США однобоко восприняла данные идеи и хотя можно сказать омеждународной интеграции стран вообще и наличие международных органоврешающих споры между государствами, однако Соединенные Штаты не собираютсяменять своих приоритетов и ценностей для обеспечения миропорядка, скореенаоборот сейчас руководство США всяческими способами пытается изменитьсуществующее положение вещей в международном праве, добиваясьвладычествующей позиции среди государств.Недалекое же будущее в работах П. Сорокина видится несколько неправдоподобно. Сорокин начинает с диагноза трех долговременных тенденцийнашей продвинутой модернизации. Во-первых, за многие годы до другихСорокин заметил, что центр творческого лидерства смещается сЕвропейского Запада через Атлантический океан на более широкуюобласть Тихого океана . Что, в принципе, не далеко от истинны так какпроизошло возрождение великих культур Индии, Китая, Японии, Индонезии и внекотором роде исламского мира. Вторая секуляристическая тенденция - этоупадок и разрушение доминирующей чувственной культуры и систем ценностейЗапада. Третья тенденция - это эмбриональное зарождение нового"интегрального" порядка в обществе, ценностей и личности. Он отметилрасширение научно-технического поля среди азиатских и африканских народов;расширение их креативного лидерства; растущее влияние на Запад восточныхфилософий, религий, этических, легальных и художественныхценностей и т.п. В качестве альтернативы против раздельного цивилизационногоразвития он выдвинул идею невраждебного взаимодействия между Востоком иЗападом, новый, дополняющий, комплиментарный, "интегральный порядок". ДляЗапада этот новый интегральный порядок потребует возрастания"спиритуализации" и "идеализации" западного мира путем "забвениячувственных псевдореальностей и превознесения вечный и универсальныхчувственных ценностей"; для восточных народов первоочереднымвопросом является значительное улучшение материальногоположения людей. В сущности, есть настоятельная необходимость обновитьсуществующие суперкультурные системы каждой крупной части человечества,которые сейчас представляют собой "дезинтегрирующий чувственный порядокЗапада" и "окаменевший идеалистический порядок Востока". Существуетвозможность в качестве альтернативы катастрофической дезинтеграции двухбольших цивилизационных систем построить новый интегральный порядок,соединяющий творческие ресурсы обеих систем. Этот новый порядок, - добавлялон, - может развиться только при условии отсутствия самоубийственнойглобальной войны. Лейтмотив Сорокина об "интегральном" порядке звучит также ипозднее, там, где он вновь обсуждает вопрос о конвергенции между США и (тогда) Советским Союзом. Вспомним, что в то время, когда он писал это, был пик холодной войны и конфронтации СССР и США в ООН, и каждая сторона считала, что будущее принадлежит ей. Сорокин предполагает здесь, что если войны удастся избежать, в будущем доминирующей формой общества и культуры будет не капиталистическая, не коммунистическая, а скорее, промежуточная, интегральный типмежду капиталистическим и коммунистическим порядками и образамижизни. Этот новый тип будет иметь унифицированную систему интегральныхкультурных ценностей, социальных институтов и типов личности, существенноотличных от капиталистических и коммунистических моделей. Далее Сорокин в деталях рассматривает основные чертыконвергенции, происходящей между двумя мирами, которые в значительнойстепени соответствуют его работе 1944 г., с некоторым обновлениемматериалов. С одной стороны, Сорокин, как и остальные, не предвиделбескровную "победу" капитализма над коммунизмом, так как в течениепоследних около десяти лет казалось, что мир (или, по крайней мере,властные элиты) стремится к переходу к рыночной экономике путем"приватизации" того, что раньше было "национализировано". Но Сорокин былправ, рассматривая США и Советский мир как проявляющие больше всехсходства, несмотря на идеологические заявления. В этой книге, как и раньше,он предвидел все увеличивающуюся поляризацию мира, но эта поляризация-явление внутри поздней чувственной цивилизации, когда с ускорениемпроцесса распада население становится все более поляризованным. Нанегативном полюсе имеет место все большая деморализация в межгрупповых имежличностных отношениях, моральный цинизм, коррупция и вульгарныйсексуализм, отражающиеся в резком росте разводов, добрачного и внебрачногосекса. Вот как Сорокин пишет об этом: "Мы в действительности живем в векогромной негативной моральной поляризации, которую вряд лиможно найти в истории человечества". Сорокин здесь выдвинул эвристичную концептуальную схему в виде идеиморальной поляризации - сильно отличающейся от марксистского понятияполяризации как ситуации классового конфликта. Но эта схема должна бытьчастью исследовательской программы изучения поздней стадии модернизации:тщательная оценка компонентов позитивной и негативной поляризации, которыеможно изучать и внутри стран - например, США и России, и в глобальноммасштабе. [Э. А. Тириакьян] Конечно же не все “предсказания” Петерима Сорокина сбылись, однакобольшинство из них только начинают и может быть в недалеком будущемпроизойдут перемены, которые будут зарей нового мироустройства.Литература1. Журнал социологии и социальной антропологии из эпистолярного наследияПитирима Сорокина: переписка с И.С. Коном. 1992 т.1 №22 . Журнал социологии и социальной антропологии Экзистенциональнаяфеноменология и социология Питирима Сорокина Барри В. Джонстон. 1999. томII. № 23. Журнал социологии и социальной антропологии Э. А. Тириакьян ПитиримСорокин: мой учитель и пророк современности 1999. том II. № 14. Журнал социологии и социальной антропологии А. О. Бороноев Осоциологической публицистике П.А. Сорокина 1998. том 1. № 3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconРеферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75
Петерим Сорокин не потерял опыт накопленный за несколько лет существования кафедры социологии, но сумел создать наиболее перспективную...
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconРеферат по культурологии тема: Многообразие и многозначность культуры. Сорокин Константин Эдуардович
Охватывает не только прошлое, настоящее, но и простирается в будущее
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconИвановой Валерии Михайловне, студенту группы 3А72 4 курса инженерно-экономического факультета тпу, доклад
Диплом 1 степени – Любавиной Анне Геннадьевне, студенту группы 3А91 2 курса инженерно-экономического факультета тпу, доклад «Форсайт...
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconКонтрольная работа по предмету Арбитражный Процесс (IV курс) V вариант, Выполнил студент 4-го курса, юридического факультета Халиуллин Фарид Фарукович
Выполнил студент 4-го курса, юридического факультета – Халиуллин Фарид Фарукович
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconРеферат на тему: " Бюджетная система рф" студент юридического фак та дневного отделения 2 курса 1 группы Толстошеин К. В
С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении...
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год icon1. Общие положения > Городская конференция инновационных образовательных проектов "Взгляд в будущее" (далее Конференция) является ежегодным мероприятием кластера "Образование ресурс развития" инновационного кластерного пространства г.
Взгляд в будущее" (далее Конференция) является ежегодным мероприятием кластера "Образование ресурс развития" инновационного кластерного...
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconКонтрольная работа по гражданскому праву (особенная часть) Доверительное управление имуществом. Выполнил студент юридического факультета, курса, 31 группы, д/о Лобанов Дмитрий
В любом случае доверительная собственность не получила значительного применения и развития в РФ
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconИнтеграция стран Западной Европы: взгляд в будущее

Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconПояснительная записка
Программа рассчитана на студентов третьего курса социологического факультета дневного отделения
Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Реферат Петерим Сорокин. Взгляд на будущее Выполнил студент третьего курса дневного отделения юридического факультета хгаэп группы ю-75 Чавгаев Владислав Алексеевич Хабаровск 1999 год iconНаучное общество учащихся «Взгляд в будущее» моу сош №4

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы