Тема деревни в современной литературе icon

Тема деревни в современной литературе



НазваниеТема деревни в современной литературе
Дата конвертации03.08.2012
Размер110.82 Kb.
ТипРеферат
Тема деревни в современной литературе


Реферат Тема деревни в современной литературе ученика 11 класса «М» средней школы № 274 Ромащенко Владимира Москва 1999 г. План1. Биография Александра Исаевича Солженицынаа) юностьб) каторгав) жизнь в селе Мильцево2. Солженицын-портретист3. Матренин двора) окружающий мир Матреныб) судьба героинив) отношение к ней окружающих4. Облик русской деревни5. Гибель Матреныа) обряд прощанияб) личность Фаддеяв) гибель Матрены – обрыв нравственных связей6. Идейная нагрузка первоначального названия произведения7. Влияние Солженицына на литературу Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В 1924году вместе с матерью Таисией Захаровной ( отец погиб за полгода дорождения сына ) переехал в Ростов. Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовскогоуниверситета. Блестяще одаренный юноша одним из первых получил учрежденнуюв 1940 году Сталинскую стипендию. Перейдя на четвертый курс, Солженицынпараллельно поступил на заочное отделение МИФЛИ ( Московский институтфилософии, литературы и истории ). Кроме того, учился на курсах английскогоязыка и уже серьезно писал. В октябре 1941 года он был мобилизован; на фронт он попал в 1942 году ипрошел со своей «звукобатареей» ( выявляющей вражескую артиллерию ) отОрла до Восточной Пруссии. Здесь в феврале 1945 года в связи с обнаруженнойцензурой в его, капитана Солженицына, переписке с другом юности Н.Виткевичем резко критическими, «левыми» оценками личности Сталина, он быларестован, препровожден в Москву и осужден на восемь лет. Эти годы онпровел вначале в лагере на Калужской заставе, затем четыре года – в НИИ («шарашке» ), два с половиной года – на общих работах в лагерях Казахстана.После освобождения из лагеря – вечное поселение в Кок–Терек на югеКазахстана ( оно длилось три года ), а затем – переезд в Рязанскуюобласть и работа учителем математики в школе в одном из сел ( этот моментизображен в рассказе «Матренин двор» ) и в Рязани. Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов, гдев предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой авторразмышляет над вечными вопросами. На примере рассказа «Матренин двор»можно наглядно, отчетливо выявить своеобразие Солженицына как писателя, егоблизость и расхождение с другими писателями во взглядах на судьбу русскойдеревни. В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» линию отпервых произведений В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. Темнеожиданнее показалась мысль В. Астафьева, знающего эту тему как никтодругой, «изнутри», о том что наша «деревенская проза» вышла из «Матрениногодвора». Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературнойкритике. «То, что Солженицын принес в литературу, – не узкая правда, неправда сообщения. …Солженицын не просто сказалправду, он создал язык, в котором нуждалось время, – и произошлапереориентация всей литературы, воспользовавшейся этимязыком»1. В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики».
СамСолженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для«художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить,и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потомучто в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча срассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главногогероя, именно на образе которого А. Солженицын раскрывает «деревенскую»тему. Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокомупониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены,какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок»2. Солженицын – отличный портретист, если считать портрет, одежду героясредоточением, пересечением застывших, еще неразвернутых или ужезавершенных «сюжетов» жизни, дорог героя. В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного описаниягероини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором –«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концурассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональностифразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «Открасного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней,теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее – ужепрямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто владах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русскаяречь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушекв сказках»3.Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью –это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. ––––––––––––––– 1 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 243 2 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 187 3 ...там же, с. 153 Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы,шорох которых напоминал «далекий шумокеана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши,которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будтосама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей»1. Историю «колотной житенки» Матрены автор-рассказчик разворачивает несразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторскимотступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собираетсяполный рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя инесправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь,смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужикупосильный труд в деревне, тяжелая немочь–болезнь, горькая обида на колхоз,который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив безпенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедиядеревенской русской женщины – наиболее выразительная, вопиющая. Но – удивительное дело! – не обозлилась на этот мир Матрена, сохраниладоброе расположение духа, чувства радости и жалости к другим, по-прежнемулучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных авторских оценок –«у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа –работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно:копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, поНекрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги – за палочки.За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее пенсиией не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын,работала она не на заводе – в колхозе… И на старости лет не знала Матренаотдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками за болото накоситьтравы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабамиворовать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Сам председательколхоза, недавно присланный из города, тоже запасся. «А зимы не ожидалось»,– на той же ироничной ноте заканчивает писатель. «Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала.Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней ––––––––––––––– 1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 180родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти»рассказывала потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогдане была ей работа в тяжесть, «ни труда, ни добра своего не жалела Матренаникогда». И бессовестно пользовались все окружающие матренинымбескорыстием. Какой предстает Матрена в системе других образов рассказа, каковоотношение к ней окружающих? Сестры, золовка, приемная дочь Кира,единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок кМатрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. Ичто же? Жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотаннаятрудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждалиМатрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно вмужичьи дела лезущая ( ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобитьмужикам, протащить с ними сани через переезд ). Правда, после смертиМатрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперлисундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронныхрублей»1. Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любилМатрену в этой деревне»2,– в слезах прибежавшая с трагическим известием,тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены,чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту исердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещаднопользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ееза это. Неуютно и холодно Матрене в своем государстве. Она одинока внутрибольшого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни,родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляетлучших. Продолжим эту мысль. Можно сказать о том, что Матрена близка героюдругого рассказа Солженицына – «Один день Ивана Денисовича». Оба они –личности соборные, то есть несущие в себе народные начала, подсознательночувствующие личностную ответственность перед народом. «Знают они о том илидаже не подозревают, осознанно они поступают или подсознательно, но ониотвечают на вызов нечеловеческой системы власти. Система подавила их зачертой милосердия, обрекла на уничтожение. Уже не ––––––––––––––– 1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 181 2 ...там же, с. 179конкретно Ивана Денисовича лишь или одну Матрену, а весь народ… Они готовы идти претерпевать неимоверно многое, в томчисле и личные унижения – не унижаясь душой при этом»1 Таким образом, мерой всех вещей у Солженицына выступает все-таки несоциальное, а духовное. «Не результат важен… а дух! Не что сделано – а как.Не что достигнуто – а какой ценой», – не устает повторять он, и это ставитписателя в оппозицию не столько к той или иной политической системе,сколько к ложным нравственным основаниям общества»2 Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет онтревогу и в рассказе «Матренин двор». Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русскихмест названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикоенарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде иперестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили,свели под корень, на нем председатель соседнего колхоза свой колхозвозвысил, а себе получил Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни.Постепенно произошла здесь подмена интересов живого, конкретного человекаинтересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговалиничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мухвсе в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набиратьуже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всеминвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Долгиегоды жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, онауже и рада не была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев –«то за точкой, то за запятой». А более опытные в жизни соседки подвели итогее пенсионным мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь дало,а завтра отымет»3. Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самогоглавного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горькоразмышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странноназывает язык имущество наше. ––––––––––––––– 1 Бондаренко В. Стержневая словесность // Наш современник.– 1989. – № 12. –с.174 2 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир.– 1990.– № 1.– с. 249. 3 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 162И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо»1. Жадность,зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когдаразбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в томожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждутбольшого угощения. Кричали друг на друга, спорили»2. «И шли года, как плыла вода…» Вот и не стало Матрены. «Убит роднойчеловек»3,– не скрывает своего горя герой-рассказчик. Значительное место врассказе писатель отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В домеМатрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружениипрожила она свою жизнь. И казалось, что уходит Матрена из жизни, так никеми не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядовпрощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плачпревратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей«холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили,громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечнуюпамять», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечнуюпамять уже не вкладывал чувства»4. Несомненно, самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытныйстарик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемыйединственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, какруки Фаддея ухватились ее ломать»5. Такое ли уж страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое бревнышко,свозящий остатки горницы с переезда чуть ли не в день похорон? В XIX векеон, вероятно, сошел бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча» илихозяина притынного кабака в «Певцах»… При Столыпине он стал быцивилизованным фермером. В Тальнове, пережившем и вакханалиюколлективизации, и поборы послевоенных лет, этот тип скопидома, крепкогохозяина, конечно, «озверел», обрел черты весьма жутковатого хищника. Чтоему стоило уговорить бессребреницу Матрену, которая каждую весну впрягаласьс бабами в плуг, чтобы вспахать огороды, и никаких денег не брала! Ноособого злодейства в его жадности, примет ––––––––––––––– 1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 184 2 ...там же, с. 173 3 ...там же, с. 179 4 ...там же, с. 186 5 ...там же, с. 183«антихриста» в нем все же нет…Вероятно, Фаддей в юности был совершенно другой – не случайно жеего любила Матрена. И в том, что к старости он изменился неузнаваемо, естьнекая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала.Вовсе не дожидалась она Фаддея с фронта, похоронила в мыслях прежде времени– и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене,найденной им второй Матрене. А дальше – больше… На похоронах Матрены и сынабыл он мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениныхсестер. Но для многих читателей более страшным показалось другое: «Перебравтальновских,– пишет автор,– я понял, что Фаддей был в деревне такой неодин»1. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. И возникает вопрос: – Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечениеслучайных обстоятельств, достоверное воспроизведение автором реальногофакта? ( Известно, что у Матрены Солженицына был прототип – МатренаВасильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа. ) Большинство мнений сходится в одном: смерть Матрены неизбежна изакономерна. Смерть героини – это некий рубеж, это обрыв еще державшихсяпри Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибелинравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. В связи с этим выводом следует признать, что взгляд Солженицына надеревню тех лет ( рассказ написан в 1959 году ) отличается суровой ижестокой правдой. Если учесть, что 50–60-е годы «деревенская проза» в целомеще видела в деревне хранительницу духовных и нравственных ценностейнародной жизни, то отличие солженицынской поэзии очевидно. Первоначальное ( авторское ) название рассказа – «Не стоит село безправедника» – несло в себе основную идейную нагрузку. А. Твардовскийпредложил ради публикации более нейтральное название – «Матренин двор». Вэтом названии есть глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий«колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матрениндвор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена,единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизньтрудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою ––––––––––––––– 1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 184душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющаяценить доброту и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрена сумелапротивостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор –Матренин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, окотором писали еще Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Но гибнет Матрена – ирушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят еескромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже незадумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное иважное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, безкоторого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»1 «То, что Солженицын принес в литературу – не узкая правда, ни правдасообщения… Солженицын не просто сказал правду, он создал язык, в которомнуждалось время, – и произошла переориентация всей литературы,воспользовавшейся этим языком»2. Астафьев считал, что наша деревенскаяпроза вышла из «Матрениного двора». И далее: Овечкин, Абрамов, Тендряков… ––––––––––––––– 1 Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, 1999, – с. 188 2 Латынина А. Солженицын и мы // Новый мир. – 1990. № 1. – с. 243 Список литературы > Солженицын А.И. Матренин двор, СПб, «Азбука», 1999 > Бондаренко В. Стержневая словесность — Наш современник, № 12, 1989 > Быкова Н. Г. Александр Исаевич Солженицын — Энциклопедия «Литература. Справочник школьника», М, «Слово», 1995 > Латынина А. Солженицын и мы — «Новый мир», № 1, М,1990 > Локтионова Н. «Не стоит село без праведника» — «Литература в школе», № 3, М, «Просвещение», 1994 > Чалмаев В. А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество., М, «Просвещение», 1994




Похожие:

Тема деревни в современной литературе iconДеревни в произведениях Пелагея Ф. А. Абрамова и Знак беды В. В. Быкова в современной прозе тема деревни раскрыта не очень широко.

Тема деревни в современной литературе iconТема нравственности в современной литературе

Тема деревни в современной литературе iconТема деревни в произведениях современных писателей

Тема деревни в современной литературе iconПланы семинарских занятий (очная форма обучения, нормативные сроки) тема 3 тема 4 тема 5 тема 6 тема 7 тема 8 тема 9 тема 10 тема 11 тема 12 тема 13 тема 14 тема 15 тема 16 тема 17 тема 18 тема 19 тема 20 тема 21 тема 22 тема 23 тема 24 тема 25 тема 26
Понятие и соотношение предмета и объекта науки. Предмет теории государства и права
Тема деревни в современной литературе iconЭкология в современной литературе

Тема деревни в современной литературе iconОбраз учителя в современной литературе

Тема деревни в современной литературе iconЧеловек и природа в современной литературе

Тема деревни в современной литературе iconКонцепция принятия управленческого решения в современной литературе

Тема деревни в современной литературе iconРелигиозные праздники
России вынуждали крестьян идти на заработки, искать лучшей доли. Тяжело и голодно жилось крестьянам деревни Китово Максютинской волости...
Тема деревни в современной литературе iconНе исчезай, моё село!
Комарово…У многих защемило сердце при упоминании родной деревни. Близки к исчезновению деревни: Старая и Новая Боголюбовка, Владимировка…...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы