Древне Греческая философия о человеке и обществе icon

Древне Греческая философия о человеке и обществе



НазваниеДревне Греческая философия о человеке и обществе
Дата конвертации02.08.2012
Размер230,73 Kb.
ТипРеферат
Древне Греческая философия о человеке и обществе


Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники ( ТГУСУР ) Кафедра Философии Реферат на тему : «Древнегреческая философия о человеке и обществе.» Выполнил : Студент Валентей Р.Г. Приморский край г. Уссурийск 1999 г. План1. Введение : Мыслители на фоне своей эпохи2. Сократ : <Познай самого себя>3. Мир идей Платона4. Учение о государстве5. Заключение6. ЛитератураВведениеНесмотря на то, что эти легендарные мыслители были характерным про-дуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте водно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Со-крат (469 - 399 до н. э.) и Платон (427 - 347 до н. э.) встретились в 408г. до н. э.и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий мно-жественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтиче-ском соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дис-куссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжегсвои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.Этот случай был не столько удивителен, сколько закономерен - речи Со-крата были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их внеумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и тре-пет, а однажды приняв участие в дискуссии, многие <оседали у его ног> навсе-гда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зе-вак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но са-ма речь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, неговоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских прие-мов, закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистаяречь была ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначекак вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лос-ком и поклонением формальной красоте. <Низкого роста и лысый, с раздутымживотом, толстой и короткой шеей, выпученными глазами, толстыми губами ивздернутыми ноздрями, Сократ казался живым сатиром, сорвавшимся с пьеде-стала и внезапно появившимся среди богов>.Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учениюСократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал и другие философскиешколы, положения которых заимствовал более откровенно. Злые языки утвер-ждали, что <Тимей>, одно из главных его сочинений, не что иное, какпересказодной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем не менеевпоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбы Сократдал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины ивысших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и кра-соте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считал Пла-тона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Со-крата и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подгото-вил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либозащищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Пла-тона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при его смерти. Впо-следствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся со-чинений.Своеобразным нерукотворным памятником мыслителю стало частоеупотребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего<от автора>. Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считать Сократов-скими, но это один из немногих дошедших до нашего времени источников.Второй источник - <Воспоминания> Ксенофонта, более недалек и поверхно-стен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона, вло-женных им в уста Сократа-персонажа. Сократ : <Познай самого себя> Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственногомировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократсознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступилпротив античного материалистического миропонимания, естественнонаучногознания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем "тенденции, или ли-нии Платона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистиче-ских и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит вы-дающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс челове-ческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовнуюкультуру человечества. Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в егосудьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарно-сти. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала це-лые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дош-ла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. Отвека к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. Исегодняона, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократов-ской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, доброде-телей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Исократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можноориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сокра-ту во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всемсвоеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческогоразума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешатель-ством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "стольвеликого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюдупри-сутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные иссле-дования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом от-ношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителяАфин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать этосвоим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще стара-тельно выполнял все религиозные обряды. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиоз-но-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию счи-тал делом ненужным и безбожным. Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Со-крата, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только такиминди-видуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливо-сти, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучаяприроду,пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли со-мнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Со-крату, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в немнайтиоснову религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Со-крат решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания,приро-да же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания фи-лософа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собствен-ному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объектив-ному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерас-тает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в про-тивоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе",ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейшихвопросах, - знаменитый "демон" Сократа. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистови намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходнымпунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеетсвоейцелью пользу человека. Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органычувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение оп-ределенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять ит.п.Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночьпредназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей цельюпомогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производи-ла пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок временгода; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии отземли,чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п. Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал,но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методо-логически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руко-водящей ролью в пределах своего философско - политеческого кружка, Сократбродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественныхсобраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы"с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, ре-лигиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старалсяпоказать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральнаяжизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устнуюпропаганду своего этического идеализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философ-ских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал позна-нию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такоедобродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобыбыть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как"всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахож-дения "всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать его осо-бый философский метод. "Сократский" метод, имевший своей задачей обна-ружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеали-стической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусстводобиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника ипреодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали,что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположныхмнений является лучшим средством обнаружения истины". Между тем как Ге-раклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития при-роды, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалек-тике, Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ),впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалекти-ческом способе мышления. Основные составные части "сократического" мето-да: "ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и "определение" - по со-держанию. "Сократический" метод - это прежде всего метод последовательнои систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведениесобеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного неве-жества. В этом и состоит сократовская "ирония". Однако Сократ ставилсвоейзадачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утверждениях со-беседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины".Поэтому продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" -"повивальное искусство" Сократа ( намек на профессию его матери ). Сократхотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жиз-ни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали. Основная задача"сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности, установитьвсеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задачадолжна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и"определения". Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Онсравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы,анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению проти-воречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству наоснове отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает об-щего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справед-ливости или несправедливости открывало возможность определения понятияи сущности справедливости или несправедливости вообще. "Индукция" и"определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если"индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализаи сравнения, то "определение" - это установление родов и видов, их соотно-шения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, гото-вившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое спра-ведливость и несправедливость, Сократ применил свой "диалектический" ме-тод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить вграфу "дельта", а дела несправедливости - в графу "альфа", затем онспросилЕвтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил занести ложь в графу "альфа"(несправедливости). То же предложил он и в отношении обмана, воровства ипохищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократаможно ли что-либо из перечисленного занести в графу "дельта"(справедливости), Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократзадал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жи-телей несправедливого неприятельского города. Евтидем признал подобныйпоступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относитель-но обмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителей не-приятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми,указав, что он первоначально думал, будто бы вопросы Сократа касаютсятолько друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отне-сенные к графе несправедливости, следует поместить в графусправедливости.Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно,прежнее"определение" неправильно и что следует выдвинуть новое "определение": "Поотношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьямнесправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можносправедливее". Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к"индукции", показал, что и это "определение" неправильно и требует заменыего другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает про-тиворечия в положении, признанном собеседником за истинное,а именно в те-зисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду.Правильноли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы под-нять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники.Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести вграфу "дельта", а не "альфа", как это предполагается предыдущим"определением". Равным образом, продолжает "индукцию" Сократ, не спра-ведливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающегопринимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять,итем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что итакого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократспрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своегодруга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийст-вом, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этотграбеж,Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая сновапредыдущее "определения" и приходя к выводу, подсказанному Сократом, чтои с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократпереходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка,продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового, еще более точного"определения" справедливости и несправедливости. В конечном итоге получа-ется определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются вотношении друзец с намерением им навредить. Истина и нравственность дляСократа - понятия совпадающие. " Между мудростью и нравственностью Со-крат не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравствен-ным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руково-диться этим в своих поступках6 и, наоборот, зная, в чем состоитнравственнобезобразное, избегает его... Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добро-детели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такиепоступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, алюди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаться совершить,впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки соверша-ют только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаться совершить,впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хоро-шие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что исправедли-вость и всякая другая добродетель есть мудрость". Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо ипрекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти) 2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности) 3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человече-ских) Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А"земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих се-бя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служитему... Апотому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этихлюдей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему,ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах),недос-тупно знание. Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он былидеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменно-сти моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократов-ская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорито себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способныхприняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитаниеафинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовитьвосстановления политического господства аристократии, вернуться к"заветамотцов". По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми обра-зованными государствами и народами", потому что они "самые набожные".Больше того: " ...он думает, что ему не стыдно будет взять за образецперсид-ского царя", потому что персидский царь считает земледелие и военноеискус-ство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство - исконнаяпринадлежность "благородных господ", родовой землевладельческой аристо-кратии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает возможностьсулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их кпослушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источ-ник жизненных потребностей для "для благородного господина", лучшее за-нятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает кхрабро-сти, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этомсельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам каквредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни -против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеалСократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, не-прерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельностьСократа.Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности. Онхотел бы видеть в афинских гражданах людей храбрых, но скромных, не тре-бовательных, благоразумных, справедливых в отношениях ко своим друзьям,но отнюдь не к врагам. Гражданин должен верит в богов, приносить им жерт-вы и вообще исполнять все религиозные обряды, надеяться на милость богови не позволять себе "дерзости" изучать мир, небо, планеты. Словом, гражда-нин должен быть смирным, богобоязненным, послушным орудием в руках"благородных господ".Мир идей ПлатонаМир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, ине отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, ма-териальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельноецелое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, нозато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Этосамые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос.Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миромидей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно.Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материаль-ного мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, поко-ится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождест-венное абсолютной красоте. Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он при-знаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, тоесть объективного идеального бытия.Основные философские принципы платонизма: 1. Идея вещи есть смысл вещи. 2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявленийвещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляетсобою в сравнении с ними уже новое качество. 3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и еди-ничностей, которая является законом для возникновения и получения этих еди-ничных проявлений вещи. 4. Идея вещи невещественна. 5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельнымсуществованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция,которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе иливыше неба. Однако, сильной стороной философии Платона, его положительнымвкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализмкак мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим еди-ничному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единич-ного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.Учение о государствеСократ наметил так же классификацию государственных форм, исходяиз основных положений своего этико-политического учения. Государственныеформы, упоминаемые Сократом, таковы: монархия, тирания, аристократия,плутократия и демократия. Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличаетсяот тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захватвласти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутствующим у тирании.Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и мораль-ных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам.Платон развил и усовершенствовал политические идеи своего учителя.Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Пла-тона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написанывжанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например,Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит омодели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание како-го-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государст-ва, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то естьПлатон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неодно-кратно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государствен-ного управления. На Сицилии, в Сиракузах, во времена Платона было правле-ние просвещенного тирана Дионисия, а его шурин Деон был поклонникомПлатона. Попытки афинского философа применить свои теории если не дляуправления всей территорией, то хотя бы небольшим селением, едва не закон-чились гибелью, и только из-за Диона его только продали в рабство. Аннике-рид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного фило-софа, купил его и немедленно дал ему свободу. Так же бесславно закончилисьидве последующие попытки устроить в Сиракузах государственное управлениена основах разума. Платона многое в уже существующих государствах не устраивало прин-ципиально. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причинапорчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века"имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных интересов",обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основ-ным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четы-ре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" вих строе. 1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты"совершенного" строя. В государстве такого типа правители и воины были сво-бодны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяетсяспортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и"при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обу-славливает переход к олигархии. 2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделениенабогатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершеннобеззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона,приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенностьбедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития,борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государст-венной системы тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком силь-но, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток сво-боды при демократии приводит к возникновению государства, вообще неимеющего свободы, живущего по прихоти одного человека тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопостав-ляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное вни-мание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. Поего мнению, правителями "идеального" государства должны быть исключи-тельно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность,разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость го-сударства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное непри-ятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платонсчитает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его(нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охра-нять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают"...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именнопоэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального"государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальныхлюдей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона.Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь"идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, тамнебудет места порывам души и чувствам.Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются за-конами и устройством государства, то естественно предположить, что в немсуществуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом.Действительно, основной закон существования "идеального" государства со-стоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к ко-торому он пригоден. Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три класса.Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для госу-дарства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, свя-занные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлейи перепродажей это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то,что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, всеони, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного разви-тия. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда:кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти неможет стать земледельцем. Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классывоинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессио-нальным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людейПлатон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды,которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это дос-тигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переходэтот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если дажесреди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса,то его необходимо "понизить" без сожаления. Таким образом, Платон считает,что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься темделом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будетзаниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельнодля "идеального" государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника(первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженностановится правителем (третий класс), то это грозит крахом всемугосударству,поэтому такой "перескок" считается "высшим преступлением" против системы,ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то де-ло, к которому он наилучшим образом приспособлен. Вслед за Сократом, считавшим тремя основными добродетелями уме-ренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, какпреодолетьопасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и че-ловеческих), Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обла-дать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, муже-ством, рассудительностью, справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения.Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характернытолько для определенных классов людей, то рассудительность должна бытьприсуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает насвой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью справедливо-стью автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты:"...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это естьсправедливость".Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное зна-чение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно не можетбыть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строясчитается высшим преступлением. Так государство Платона незаметно, радилучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор,описывая "порочные" государства (например, расслоение общества в олигархи-ческом государстве). Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельче-ского строя, не уделяет рабам особого внимания. В "Государстве" все произ-водственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь жеПлатон пишет, что в рабство можно обращать только "варваров", неэллинов, вовремя войны. Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочныхгосударствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует из-бегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате"Государство" "...класс рабов как один из основных классов образцового госу-дарства не предусматривается, не указывается, не называется". Это незначит,что автор выступает против угнетения человека человеком, просто, по его мне-нию, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобысохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы", где также обсуждаютсяпроблемы государственного устройства, Платон перекладывает основные хо-зяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины. В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает во-прос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности чело-века к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в "идеальном"государствеэту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон важ-нейшая составляющая "идеального" государства, и его выполняют все без ис-ключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законам государст-ва). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных лю-дей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют рег-ламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физи-ческими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон беретза образец государственное устройство современной ему Спарты). Философы, на основах разума, управляют остальными классами, огра-ничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновениинизшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды.Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда.Люди "низшей" породы существуют для обеспечения "высших" всем необхо-димым. "Высшие" же охраняют и направляют "низших", уничтожая слабейшихи регламентируя жизнь остальных. Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентацияважнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, дол-жен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однаков "идеальном" государстве этого не происходит, напротив, единство людейПлатон считает основой такого государства. Во времена древности, "золотоговека", когда сами боги управляли людьми, люди рождались не от людей, каксейчас, но от самой земли. Люди не нуждались в материальных благах и многовремени посвящали занятиям философией. Во многом единство древних обу-славливалось отсутствием родителей (у всех одна мать земля). Платон хочетдостичь того же результата, "обобществив" не только людское имущество, но ижен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: "Это моя вещь", или"Этомоя жена". По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в бракпо собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, со-вокупляя лучших с лучшими, а худших с худшими. После родов дети отбира-ются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чейребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцамивсех детей, а все женщины общими женами всех мужчин. Как писал В.Асмус,для Платона общность жен и детей является высшей формой единства людей.Такая общность описана им для класса воинов-стражей, которым автор уделяетогромное внимание. По его мнению, отсутствие вражды внутри класса стражейповлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний. Таким образом, правящие классы государства Платона составляют ком-мунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускаетсреди высших классов бедности или богатства, а следовательно, по логике ав-тора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона это пастух,пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в "идеальном" государ-стве пастухи это правители, воины это сторожевые собаки. Чтобы удержатьстадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях,чего и добивается автор. Платоновское государство обращается с"человеческим стадом", как мудрый, но жестокосердный пастух со своими ов-цами. Этого скрестить с тем-то, этих на бойню. Видно, что, по нашим пред-ставлениям, это тоталитарная программа, при которой кучка людей (пусть дажемудрейших) подчиняет "...жалкие вожделения большинства ... разумным жела-ниям меньшинства". Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалекоушли от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявил-ся и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостномвиде.ЗаключениеСократ - представитель идеалистического религиозно-нравственногомировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократсознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступилпротив античного материалистического миропонимания, естественнонаучногознания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или ли-нии Платона " в античной философии. Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистиче-ских и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит вы-дающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс челове-ческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовнуюкультуру человечества.Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необ-ходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую ихфактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякомудонаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значи-тельной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человече-ской мысли.Платон - первый в Европе последовательный представитель объектив-ного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платонаесть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых по-нятий. Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платонзахотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше,как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает гла-за на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знаниеподлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всейокружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платонав течение всего его творческого пути.Литература1. Антология мировой философии. В 4-х томах.-М..1968.-Т.I. - Ч.I.2. Асмус В.Ф. Античная Философия. - М.. 19763. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель. - М.. 19934. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до нашихдней. Античность. - Сиб, 1994.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Древне Греческая философия о человеке и обществе icon«Древнегреческая философия о человеке и обществе.»
Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники ( тгусур )
Древне Греческая философия о человеке и обществе iconКонкурс 2011 года «Науки о человеке и обществе»
Российский фонд фундаментальных исследований объявляет о проведении конкурса 2011 года на получение финансовой поддержки (грантов)...
Древне Греческая философия о человеке и обществе iconФилософия Древней Греции
Философия древней Греции Греческая философия в VII vi веках до н э и явилась по сути своей первой попыткой рационального постижения...
Древне Греческая философия о человеке и обществе icon«Досократовская философия»
Греческая античная философия сформировалась в VII vi вв до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом...
Древне Греческая философия о человеке и обществе iconСократ и Платон о человеке и обществе

Древне Греческая философия о человеке и обществе icon476 Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 1)

Древне Греческая философия о человеке и обществе icon476 Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 2)

Древне Греческая философия о человеке и обществе icon571 Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 1)

Древне Греческая философия о человеке и обществе icon571 Мыслители прошлого об обществе и человеке (Часть 2)

Древне Греческая философия о человеке и обществе iconСимметрия и асимметрия в геометрии, механике, физики, химии, биологии, человеке, обществе содержание
Симметрия и асимметрия в геометрии, механике, физики, химии, биологии, человеке, обществе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы