Христианство icon

Христианство



НазваниеХристианство
Дата конвертации02.08.2012
Размер345.75 Kb.
ТипРеферат
Христианство


«ХРИСТИАНСТВО» Содержание. стр.1. Введение. …………………………………………………………………………………..32. Социальные истоки христианства …………………………………………………6 1. Религиозные истоки христианства2. 2.2. Философские истоки3. 2.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство.3. Церковь в 30-150 гг. н.э. …………………………………………………………………124. 3.1. “Демократия духа” и идея Царствия Небесного.5. 3.2. Идея последовательного хода истории6. 3.3. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Апокалипсисе.7. 3.4. Представление об обществе и государстве и отношение к ним в Евангелиях.8. 3.5. Отношение государства к Церкви.9.4. Дальнейшее развитие Церкви 150- 325 гг. …………………………………………195. Крещение князя Владимира. …………………………………………………………..25 5.1 Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.6. Список используемой литературы. ………………………………………………….34 Введение. Не даром говорят, что самое трудное - начало. Сколько раз снова иснова убеждаешься в этом! Когда обдумываешь тему перед тем, как приступитьк изложению мыслей на бумаге, так трудно охватить всю ее целиком,представить и выразить. Но вот - появляется Идея, смутно зреет план - имысль бежит и бежит, и ее уже не остановить. Это, конечно, лирическоеначало, но оно соответствует состоянию человека, который понял что- либотак глубоко и ясно. Сама тема представляет немалый интерес. И одновременно онапредставляет некоторую сложность: на наш взгляд, гораздо легче рассмотретьполитико-правовые учения Гоббса или, скажем, Бентама - потому, что они былиучениями- формами теоретического выражения и фиксации историческивозникающего и развивающегося знания, теми теоретическими концепциями,идеями, положениями и конструкциями, в которых находит своеконцентрированное логико-понятийное выражение исторический процессуглубления познания политических и правовых явлений. В раннем христианстве же, на наш взгляд, мы имеем дело с инымиформами отражения политической и правовой действительности - такими какразного рода представлениями, чувствами, верованиями, настроения, мнениямии т.д. Более того, любые идеи, учения возникают, если их субъект находитсяв определенном взаимодействии с их объектом. С этой точки зрения, если мывзглянем на христиан 30-х годов первого века, которые духовно вообще никакне были связаны с внешним миром, государством, то придем к выводу, чтораннехристианских политико-правовых учений в это время и быть не могло. Аведь это и есть раннее христианство! Конечно, позже, ближе к началу 5 векаони появляются: в творчестве Августина, например, но ведь это происходиттолько тогда, когда христианство становиться государственной религией и,собственно, перестает быть тем христианством, при котором император был дляпоследователей Церкви( Антихристом. Итак, получается, что нам необходимо осветить процесс медленногоформирования политико-правовых идей раннего христианства, которыйпроисходил параллельно с развитием самого христианства.
При этом, по нашемумнению, раннее христианство прекращает существование в 325 году, когдахристианство становится государственной религией. Если не раньше:признаемся, у нас возникли некоторые трудности с точным определениемпериода времени, на протяжении которого христианство можно называть ранним.(Интересно заметить, что исследователи этой проблемы либо избегают называтьточные даты, либо сильно расходятся в своих мнениях по этому вопросу.)Выяснилось, что христианская религия носила более или менее неизменныйхарактер лишь в первом веке своего существования - далее наблюдаетсябыстрая ее трансформация, и, следовательно, изменение ее идей. При такомподходе ранним можно назвать христианство лишь первого века своегосуществования. Так или иначе, мы исследуем развитие раннехристианских идейна протяжении трех веков- до 325 года- и не ошибемся. Этим тема представляет немалый интерес. Одной из причин выбора этойтемы послужило элементарное чувство удивления, возникшего при сравнениираннего христианства и христианства, к примеру, средних веков. Грубоговоря, в них нет ничего общего, за исключением образа Христа. Как же моглопроизойти такое превращение учения о равенстве, справедливости, милосердиив доктрину “двух мечей”, инквизиции и т.п.!? Это удивление спровоцировалоискреннее желание понять, разобраться в истоках, корнях христианскогоучения. Ведь с религией, которая подчинила себе римскую мировую религию и втечение 1800 лет господствовала над значительнейшей частью цивилизованногочеловечества, нельзя, по выражению Ф. Энгельса, разделаться, не рассмотревее происхождение и развитие. Другой причиной выбора темы можно считатьстремление разобраться в современной социально- политической ситуации. Вданный момент христианская церковь развивается форсированными темпами. Поэтому поводу в обществе витают разноречивые толки. Поговаривают, чтоцерковь даже стремится к распространению влияния на государственную власть.Причем мнения сходны в одном - что это вопрос стоит достаточно остро. Аведь, как известно, чтобы дать ответ, необходимо целиком понять вопрос - внашем случае изучить историю христианства с самого начала. Осталось ответить на вопрос, насколько подробно эта проблема освещенав литературе. К сожалению, объективные оценки христианства началипоявляться у нас в стране совсем недавно. До этого литература, выходившая всвет под эгидой научного атеизма в рамках идеологии, не могла преподнестичитателю достаточно исчерпывающего обзора христианской религии. Этимобъясняется наше обращение к трудам Ф. Энгельса, К. Каутского. Как нистранно, они проводят наиболее последовательное исследование даннойпроблемы. Если говорить вообще о литературе по христианству, то ее очень много.Научное исследование христианства началось еще в 18 веке и продолжается досих пор. Внимание на религию как на мощнейшее идеологическое средствогосударства вряд ли иссякнет, покуда будут продолжаться межгосударственные,межнациональные конфликты, развязанные на религиозной почве, покудасуществует сама религия. Прежде чем приступать к анализу основного вопроса, необходиморассмотреть немаловажную проблему, связанную с социальными истокамихристианства. Под социальными истоками христианства (понятием достаточномногозначным) мы понимаем те социальные явления (и духовные иматериальные), которые оказали влияние на происхождение, развитие,становления христианской религии и, следовательно, основных ее идей.2. Социальные истоки христианства. 2.1. Религиозные истоки христианства Как и всякая новая религия, христианство возникло не на пустом месте.Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередьиудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменносуществующую между ранними формами религии - мифами, с их политеизмом,обрядностью и проч., и самой религией, возникающей на их основе. Позамечанию В. С. Нерсесянца эта преемственность имеет большое значение вобласти политико-правовых воззрений и прямо проявляется, например, в видеучений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве ит.п. Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины и другихстран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась вчастности в том, что священное писание христиан - Библия включала каксобственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так исвященные книги последователей иудаизма - Ветхий завет. Иудаизм- первая последовательно монотеистическая религия. В нейпротиворечиво сочетались суровые традиции древних племен сжертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной инравственной сферах, подготовившие почву для христианства. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себяизбранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Принявэтот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с нимдоговор, который обеспечивал им божественное покровительство в случаесоблюдения всех его предписаний. Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особыхпредставлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательноедвижение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богомдля установления справедливости. Из иудаизма Христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотетеизма, т. е. признание одного бога, сотворившего мир иуправляющего им, во - вторых идею мессианизма, в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства.При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существеннотрансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением обожественной троице, мессианизм из узко этнического превратился в учение оспасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология,т.е. учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа. Среди религиозных учений, групп, сект, массовое возникновение которыхобуславливалось атмосферой неуверенности и ожидания конца, царившей вобществе, была одна, учение и организация, которой имеют непосредственноеотношение к истокам христианства. Мы имеем в виду Кумранскую общину и ееучение. И. С. Свенцицкая утверждает, что “влияние, оказанное кумранитами нарелигиозное учение первых христиан, было очень велико”. По справедливомузамечанию И. Д. Амусина кумранское учение сыграло своего родапосредническую роль между ортодоксальным иудаизмом и христианством.Кумраниты жили замкнутой общиной, для которой характерны были общностьимущества, обязательный труд всех членов общины, совместные трапезы,изучение религиозных текстов. Жизнь кумранитов была строгорегламентирована. Каждый новый член общины должен был передать общине “всезнание, труд и имущество” (Устав кумранской общины.). Как не услышать теже призывы у первых христианских общин! И. Д. Амусин указывает на большое сходство между идеологией ипрактикой кумранской общины, нашедших свое отражение в Уставе ираннехристианских общин. Мы, к сожалению, не можем останавливаться на всех возможныхсопоставлениях и сравнениях между кумранской и христианской идеологиями.Отметим лишь некоторые важнейшие сходные черты.Если говорить об основополагающих сторонах религиозной философии кумранскойобщины - учения о дуализме (света и тьмы, добра и зла и т.д.) ипредопределении, то известно, что эти доктрины были распространены и средираннехристианских общин. Отголосками дуалистических мотивовпротивопоставления света - тьме изобилуют новозаветные писания, вособенности же приписываемое Иоанну (“дух истины и дух заблуждения” впервом посл. Иоанна IV, 6). Точно также другой кардинальный принципхристианского учения, необходимо вытекающий из учения о предопределении:“Да будет воля твоя ”, находит себе, по-видимому, параллель в том жеУставе: “И все сделанное с ним он возжелает в добровольным предании себя и,кроме воли бога, ничего не хочет”. Известно, что одним из основных и в тоже время оригинальных положений христианства является предписание неотвечать злом на зло (“А я говорю вам: не противься злому” -Матфей 5,39)Указание на это мы встречаем и в кумранском Уставе: “Я никому не воздамзлом, а добром преследую..., ибо богу принадлежит суд над всеми живыми, иему принадлежит воздаяние.” Наконец, можно указать сходство в социальных принципах, “философиинищеты”, указывающих на результат действия общих факторов, действующих ваналогичных исторических условиях. И. Д. Амусин отмечает, что “ожиданиемессии является не только религиозно-мифологической идеей. Социальный смыслмессианских чаяний заключается в жажде перемен, мечте о переустройствемира. В то же время это является свидетельством отчаяния, вызванногосознанием невозможности только своими силами искоренить зло и социальнуюнесправедливость на земле”. « В кумранской идеологии впервые пробила себеместо идея замены избранничества целого этноса избранничествоминдивидуума”. Из всего этого некоторые ученые сделали закономерный вывод, что новыми целиком оригинальным являются не учения христианства и его историческаяроль, не социальные принципы, социальная организация и повседневнаярелигиозная практика раннехристианских общин, а только божественнаяличность Христа, его спасительный подвиг придают христианству его новуюсущность. Наряду с многочисленными чертами сходства между кумранрской иновозаветной литературой можно обнаружить немало различий. Основноеразличие заключается в том, что кумранская община ограничивалась верованиемв грядущий приход мессии, в то время как само возникновение христианствасвязано с верой в уже состоявшийся приход мессии- Христа. Выступающий вкумранской литературе мессия еще не наделен специфическими чертамиспасителя, в то время как новозаветный Христос, прежде всего - избавитель испаситель мира, пришедший в мир, чтобы жертвенно принять на себя его грехии своей кровью искупить их. Вполне понятно поэтому, что в кумранскихтекстах нет даже намека на такие христианские догматы, как воплощение импервородного греха людей, учение о троице.2.2. Философские истоки. Ф. Энгельс ставил вопрос о том, откуда происходят представления иидеи, которые в христианстве сложились в своего рода систему.( Мы почтиответили на этот вопрос, рассмотрев религиозные истоки христианства. Длятого, чтобы ответ был полным, необходимо рассмотреть связь христианства сфилософией- уделом интеллектуальной элиты. Ф. Энгельс отмечал заслугу Б. Бауэра, который показал связьхристианства с некоторыми античными философскими течениями. Философа ФилонаАлександрийского, впервые применившего идеи философии платонизма ( единоебожество- творец мироздания и бессмертие души как основание учения озагробной жизни, страшном суде, наказании злых и награде добрых) дляистолкования Ветхого завета, Энгельс назвал “отцом христианства”, апредставителя римских стоиков Сенеку - “дядей ” христианства. Можно указатьтакже на этическое направление греческой философии, берущее начало сСократа, провозгласившего вопреки тогдашним воззрениям, что добродетельесть единственный источник и залог счастья. Правда, он разумел под счастьемдушевное состояние земной жизни. Христианство же уже в лице Лактанцияперенесло даруемое добродетелю счастье из земной жизни в загробную, апозднее в лице Августина, выдвинувшего понятие благодати.2.3. Социально-политическая ситуация и ее влияние на христианство Христианство появилось в период, когда огромную империю раздиралиглубочайшие социально- политические антагонизмы, как движение угнетенных:оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков ибесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Ф. Энгельс дал следующую характеристику духовного и материальногосостояния тогдашнего общества: “настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, ещеболее грозно. Никакого выхода”. В ситуации такого рода бедняки готовы быливерить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождения. Однако “во всех классах должно быть известное количество людей,которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождениядуховного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния”.По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство измира внешнего в мир внутренний. Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического,интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этоммире”. Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог бытьтолько в области религии. Этой религией оказалось христианство. Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всемисуществовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможноймировой религией. Почему? В - первых христианская религия отрицала присущуювсем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональнойрелигией. Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример- иудаизм) и были неспособны, объединитьрабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, ониразъединяли их. Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Онасоответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самыхразличных этнических групп, естественные границы, между которыми былиразрушены римскими завоеваниями. То есть объединенность народов под сеньюримской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какойбыло христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себеконкретного представителя в лице римского императора. В течение первых веков своего существования христианство претерпелосложную эволюцию. Он развивалось, менялись его идеи и воззрения. Поэтомупросто необходимо дать характеристику христианским воззрениям по двумпериодам. При этом отметим большую степень условности этой периодизации,т.к. процесс развития церковной идеологии неоднозначен, даже несколькопротиворечив.3. Церковь в 30-150 гг. н.э.3.1 “Демократия духа” и идея Царствия Небесного. Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеямиравенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениямио праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это -основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеимессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны смечтами рабов и неимущих свободных граждан. Действительно, христианство затронуло струну, которая должна быланайти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди самигреховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение всознании греховности каждого отдельного человека; в то же время вжертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятнуюформу внутреннего спасения от испорченности мира, утешения в сознании, кчему все так страстно стремились. Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты,не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если нереволюционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имелазначение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу отвсего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. На нашвзгляд это - одна из причин популярности христианства. ( Мы уже говорили отом массовом бегстве из мира внешнего в мир внутренний). Отчаявшись вматериальном мире любой человек(!), будь он раб или свободный, мограссчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние. Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению сгосударственными властями, порождало многочисленные преследования игонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальнаяориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политическойоппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственнойструктуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии.По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроенийрелигиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большиемасштабы. Христианство учило, что все дурное в жизни - есть производное греха,глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личностьотступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личностизаключается в том, что “мы теперь дети божьи” (Иоанн. III, 2). Это учение опричастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианствестало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открывшиему, светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, каксовершенен Отец ваш. Но, будучи радостной вестью, для каждого отдельного человека, учениеХриста говорило о спасении и всего мира. Страдает не только человек; “всятварь совокупно страдает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение нетолько в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том,что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия иотношений в Евангелии носитназвание Царствия Божьего или Царствия небесного. Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, существует от века,но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личныеусилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективнымЦарством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всеммире Царство еще не осуществилось. Можно утверждать, что в духовности христиане пошли дальше, чембуддисты. Вы, пожалуй, спросите, в чем же заключается политический смыслэтой вроде бы не чисто политико-правовой идеи (как и некоторых других).Ответ на этот вопрос можно дать, если взглянуть на результат их воздействияна общество и государство. Мы полагаем, никто не усомниться в том, что силаих действия на человечество оказалась беспримерной. Этим мы хотим сказать,что вся история после Христа стала качественно другой под влияниемхристианских идей. То есть политико-правовой характер этих идейраскрывается в их воздействии на человечество.3.2. Идея последовательного хода истории Христианство, выступившее как синтезирующая религия в условияхусугубляющегося социально- политического кризиса трактовала политическийпроцесс как линейную последовательность событий, имеющую начало и конец,зависимую от провидения бога. (Пришла из иудаизма). Такое толкованиеисторического процесса служило обоснованием для утверждений о гибелиРимской империи.3.3. Представление об обществе и государстве и отношение к ним вАпокалипсисе. Как ни своеобразна и независима была жизнь общины, она объективно немогла быть полностью свободной от взаимодействия с той средой, в которойона появилась, а проповедь язычникам, которая так энергично повеласьапостолами по всему миру, привела Церковь в непосредственноесоприкосновение с этим миром. Это прикосновение ставило перед сознаниемцеркви крайне трудный вопрос о том, как оценивать мир и как с нимсчитаться. (На этом этапе четкий вопрос о соотношении государства и церквиеще не поставлен). Основные принципы отношения к миру даны еще в Евангелии. Наиболее древней новозаветной книгой является Откровение ИоаннаБогослова (Апокалипсис), точно датированное 68 г. н.э. Анализируя этотисточник, можно заметить, что он существенно выделяется из общего потокараннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианствопредставлено в нем (Апокалипсисе) как учение, не вполне отделившееся отиудаизма. В нем отсутствует этика всепрощения, кротости и покорности,которая впоследствии появилась в Евангелиях. Эту книгу пронизывает ненависть к Риму как источнику зла. Еще несложилась в это время христианская догматика, многие важные элементывероучения отсутствуют. Необходимо отметить, что некоторые находят в Апокалипсисереволюционную программу действий. Подобные суждения основаны на выдержкахиз Евангелий подобного рода: “предаст брат брата на смерть, и отец - сына... восстанет народ и царство на царство”, или “не думайте, что я пришелпринести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч” (Мф. 10, 34).Такое представление о Христе - бунтаре искусственно. Евангелие - особыйисточник, эмоциональный и символический, он допускает разногласия.Приведенные слова не программа действий, а пророчество бед. Импротивостоят идеи осуждения насилия (“взявший меч от меча и погибнет”).Эти положения больше соответствую духу христианства. Программа и сутьхристианства не в преобразовании мира, а в спасении души.3.4. Представление об обществе и государстве и отношение к ним вЕвангелиях. Интересно отметить, что последующие книги Нового завета существенноотличаются от Откровения. В Евангелиях впервые появляется учение онеобходимости прощать властям, терпеть любые страдания в земной жизни,сформированы основные принципы этики покорности, непротивления злунасилием. Известное повеление Апостола о повиновении предержащим властям на томосновании, что “нет власти не от бога”, может быть имело за собой смутноепризнание положительного значения римского государства в истории мира ихристианства. Христианство в этих книгах Евангельские принципы отношения к миру сводились к следующему: непривязываться к эмпирическому миру, не служить Маммоне и т.п. Грех не жизньв этом миру, а чрезмерная привязанность к нему, поклонение ему какабсолютному, забвение ради него вечного.Подводя итог, скажем, что содержащиеся в Евангелиях принципы все же былислишком общи, в них не содержалось прямых указаний на отношение к властям,государственным учреждениям, налогам, общественной деятельности и проч. Христианская церковь в своем дальнейшем развитии сделала выводы изэтих общих принципов. Выводы эти, различные в разные времена, приближалисьпостепенно к компромиссу между религиозной правдой и практической жизнью помере того, как в церкви оскудевала религиозная жизнь и память об Учителе иусиливалось влияние “мира”. Необходимо заметить, что в первый век существования церкви отношениек государству проистекало, кроме евангельских норм, из того духа, которымбыла проникнута жизнь первых христиан. Какой интерес и важность моглипредставлять римское общество и государство для людей, ежеминутно ожидавшихвторого пришествия и наступления истинного царства? Это - во- первых. Во-вторых, римское государство было государством языческим, все его функции,суд, управление и т.д. сопровождалось религиозными церемониями; кроме того,оно поддерживало политеизм, т.е. с христианской точки зрения - культдемонов; это делало для христианина невозможным участие в государственнойжизни: что общего у света с тьмой? Для Церкви с ее безусловнымикритериями, с ее окончательными оценками все формы общественной жизни былиуродливы, безбожны, случайны, несовершенны. Поэтому она не могла жить вних... С точки зрения христианина внутренний мир человека, спасение егодуши вовсе не зависит от форм государства и всего прочего - относительного,временного, преходящего. Необходимо подчеркнуть что, не имея надобности участвовать в жизниримского общества и государства, первоначальная церковь не была настроенаактивно против него. Она не считала грехом повиноваться государственнойвласти, признавала ее компетенцию, пока она не затрагивала христианскойсовести, даже молилась за императоров и других должностных лиц.3.5. Отношение государства к Церкви. Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчасрассмотрим, каково же было, наоборот, отношение общества и государства кЦеркви в первый век ее существования. Очевидно, что к середине 1 векавласти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает какна увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительноотноситься к секте христиан. По мнению некоторых ученых, преследовалисьхристиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджогиРима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали ещев полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других,христианство рассматривалось властями как оппозиционное государственнойвласти, императору движение. Так или иначе, гонения на христиан имели местона протяжении довольного большого отрезка времени. Космополитизм раннегохристианства, эгалитаризм, неприятие божественного императора, обращение куниженным и угнетенным (соц. сущность, см. главу “Демократия духа”), помысли правящей верхушки представляли определенную идеологическую опасность,что и повлекло за собой политику запретов и гонений. Античный ум, оставаясьсамим собой, не мог иначе реагировать на это новое учение, явно шедшеенаперекор всему тому, чем жила античность (например, вместо службыгосударству и обществу - мечту о Небесном Царстве).Более того, в коммунистической “организации” общины они видели источниканархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они слишкомпрезирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когдахристианство стало господствующей религией, последовательные язычникиоставались при том же презрительном отношении к христианству. Определенный интерес представляют в этом плане “Письма ПлинияМладшего” императору Трояну. Автор писем, расследуя деятельность христиан,отмечает, что ”не обнаружил ничего, кроме безмерного уродливого суеверия ”.4. Дальнейшее развитие ранней Церкви 150- 325 гг. Чем дальше жила христианская церковь, тем больше теряла она свойапокалипсический характер, слабее становилась уверенность в скоромпришествии Христа, и ощутительнее чувствовалась необходимость устраиватьсяв этом мире надолго. Вследствие этого изменялась структура церкви, и, чтосамое главное, изменялись ее идеи. Рассмотрим организацию. К пятидесятымгодам второго века монархическое положение епископа в общине сталоповсеместным. Должности в общине все больше теряли харизматический изависимый от общины характер и приобретали правовой и независимый от общиныоттенок. Выборы свелись к праву общины утверждать или отклонять кандидатов.Идет процесс имущественного расслоения в общине. “Постановляем, чтобепископ имел власть над имуществом Церкви”. Эти процессы привеливпоследствии к разделению христиан на клир и мирян, к сглаживаниюоппозиционных настроений по отношении к государственной власти, образованиицерковной структуры и иерархии. Идет процесс объединения общин в однуорганизацию. Прекращаются гонения за отказ поклоняться императору. Каково же отношение к обществу и государству, а этот период? Еслираньше в рядах христиан были, в основном, proles, то вопрос об отношении к“миру” не стоял очень остро: бедняки имели мало дела с языческим миром и,становясь христианами, не были вынуждены ломать жизнь на новый лад.Обстоятельства изменились, когда в церковь стали вступать люди болеевысокого положения, чиновники, ученые, военные и проч. Но ведь сделатьсяхристианином - отказаться от мира! Этот вопрос вызвал в церкви второго века целый раскол. Наиболеенепримиримые, получившие название монтанистов, хотели порвать всякую связьмежду миром и Церковью; согласно этому направлению христианин не долженоставаться солдатом, чиновником, учителем и т.д., вообще, всякая должность,занятие, при котором приходилось вступать в соприкосновение я язычеством,провозглашались опасными. Христианин должен избегать не только из- забоязни осквернения- “для чистого все чисто“, у монтанистов звучит и другойпризыв: христианин не должен укоренятся в этом мире- “мы странники ипришельцы на земле, града пребывающего не имеем, грядущего взыскуем”. Страстным выразителем этих идей был К. Тертуллиан, один изкрупнейших христианских апологетов. Он - сын римского центуриона, принявшийхристианство и ставший пресвитером в Карфагене. Помимо апологетическихсочинений он написал много богословских трактатов по различным вопросамхристианской догматики. Его трактат “Об идолопоклонстве” пронизан мыслью о невозможности дляхристианина заниматься идолопоклонством в широком смысле этого слова.«...мы можем в отношении нашей службы начальникам и царям подражать примерупатриархов и других верующих, которые часто были министрами и служителямицарей- идолопоклонников (но лишь) в том, что не относилось кидолопоклонству ”. Но при этом, с другой стороны он утверждает, обзывая Рим“дьявольским сборищем”, “новым Вавилоном”, что христиане молятся заимператора и его чиновников, так как власть императору дана от бога:“христианин никому не враг, а тем менее императору, зная, что бог егопоставил императором и что его надо любить, уважать, что надо оказывать емупочести, молиться о здравии его, благополучии государства, доколе мирстоит”. Этот факт свидетельствует о влиянии традиции обожествлении власти вДревнем Риме на идеологию раннего христианства. На раннем христианствесказывались и присущие древнему миру традиции веротерпимости. По мнениюТертуллиана “не свойственно одной религии делать насилие над другой ...Религия должна быть приемлема по убеждению, а не по насилию” и что “право-естественное, публичное требует, чтоб каждый поклонялся тому, что хочет”.(Религиозно- авторитарный характер христианская церковь приобретет только вVI веке.)Это объясняется еще и тем, что в условиях эпизодических гоненийранние идеологи христианства склонялись к тому, что принцип свободывероисповедания должен быть включен в сферу государственной политики. Тертуллиан повествует о жизни общины в 3 веке: “мы собираемся, чтобымолиться богу всенародно, о всех властях, о мире и об отдалении конечногочаса(!). На собраниях мы совершаем как бы суд божественный...”. В трудахТертуллиана можно найти рассуждения о ереси. Ересь для него - те, ктонаходится, “стоит” близко к мирянам. Поведение их он называл“легкомысленным, обыденным, пошлым, не имеющим важности и проч.” Пуризм и непримиримость Тертуллиана не одержали победу. В Церквивозобладало умеренное направление. Гарнак формулирует его так: ”достаточноизбегать прямого идолопоклонства. При этом ограничении христианин имеетправо оставаться на всякой честной службе, даже соприкасаясь внешнимобразом с идолопоклонством. Такой образ действий Церковь усвоила с начала 3века повсюду: государство, благодаря этому, приобрело много смирных, верныхсвоим обязанностям граждан.” Вместе с возобладанием такого умеренного отношения к обществу,изменилось и отношение к государству. Взгляды на империю, как на царствоСатаны, а на императора как на Антихриста, постепенно сменялись признаниемза государством положительного значения, причем появлялась даже мысль овозможности союза между государством и Церковью. Выразителем такой идеи ивместе с тем пророком действительно свершившегося в IV веке слияния явилсяапологет Мелитон в “Слове”, обращенном к императору Марку Аврелию. В егопроизведении интересна манера, которую усвоили христиане в разговоре ссильными мира сего и тот тон почтения, который здесь слышится. Евангельские идеи кротости, покорности и обязательного повиновениявластям изменили первоначальную социальную направленность христианскогоучения. Поэтому изменялось и отношение правящих классов Рима кхристианству. Освящение религией рабовладельческого строя обеспечили ей поддержку состороны государства. Заметим, что христианство получило правовое признаниеи стало господствующей в Римской империи только тогда, когда оно отказалосьот своих первоначальных революционных тенденций, от критики установленных вимперии порядков, провозгласило неприкосновенность частной собственности,стало проповедовать непротивление злу насилием и необходимостьбезоговорочного повиновения граждан государственной власти, а рабов - своимгосподам: “вы же, рабы, повинуйтесь своим господам, как образу бога, посовести и со страхом”; когда оно превратилось в более совершенное оружиеидеологического воздействия на массы, защиты интересов господствующегокласса, чем прежняя государственная религия. Христианская церковь именембога требовала от своих последователей быть покорными всякому человеческомуначальству, повиноваться ему “не только из страха наказания, но и посовести, ибо начальник есть божий слуга (Рим. 13: 5,4). Слугампредписывалось “со всяким страхом повиноваться господам “не только добрым,но и суровым. Ибо то угодно (богу), если кто, помышляя о боге, переноситскорбь, страдая несправедливо”(1 Пет. 2:18-19). Освящение религией рабовладельческого строя, власти монарха иобожествление персоны царя ставят религию в тесную связь с государством,она превращается в официально провозглашенную и поддерживаемую государствомрелигию. Миланский эдикт Константина и Лациния 313 г. посуществу провозглашалсвободу вероисповедания. В результате христианство сделало качественноновый шаг в своем развитии: от состояния сектантской замкнутости - кстатусу государственной религии; так складывались благоприятные условия дляего социально- экономического и политического утверждения. Для закрепления своих позиций церковь нуждалась в четко определеннойдогматической системе, отступление от которой рассматривалась бы как ересь.Эта система формировалась постепенно на протяжении нескольких веков. Основуее составил так называемый символ веры - совокупность догматов,утвержденных церковными соборами в IV в. По мере укрепления положения христианства терпимое отношение к другимкультам сменяется нетерпимостью, опирающейся на представления о собственнойпрофетической исключительности. Последнее нашло отображение враннехристианской патристике, в частности в социальной доктрине Августина,изложенной в его произведении “О граде Божьем”. Раннехристианское учение онебесном граде и граде земном Августин представлял как историю борьбы двухградов “божьего” и “человеческого”, заложив тем самым основу теологическогоСовершенствование христианской идеологии осуществлялось одновременно ссовершенствованием церковной структуры. С утверждением политического иправового статуса христианской церкви происходил процесс распространения еевлияния на политическую структуру империи. В период с конца II и до V в.христианская церковь постепенно переходила с позиций сосуществования сосветской властью на положение верховной власти в стране. Союз между рабовладельческим государством и христианской церковью былофициально закреплен 1 Никейским собором в 325 г. Христианство стало гос.религией. “Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, абиблейские тексты получили во всяком суде силу закона”. Особое положение христианской церкви обосновывалось представлением обизначальной принадлежности ей божественного права. По мнению идеологовхристианской церкви, человек может познать божественный закон только черезбожественное откровение, доступное лишь через церковь. Церковь же, являясь,таким образом, хранительницей божественного права, стала включать в сферусвоего влияния не только нормы нравственности, но и государственную власть,данную-де-правителям от бога. Противопоставление естественного и сверхъестественного преодолеваетсяв религиозном мировоззрении и в идеологических построениях христианскихидеологов в условиях раннего средневековья через признаниесверхъестественного и в области взаимоотношений церкви и государства, и вобласти общечеловеческих ценностей, и в сфере духовной культуры. Усиление влияния христианской церкви, теократических тенденций, атакже благоприятные для церкви конкретно- исторические условия позволили ейорганизовать фронтальное наступление наконкурирующие религиозные концепции, включая и ставшие неугоднымиуравнительные идеи раннего христианства.5. Крещение князя Владимира. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшегозначения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятиехристианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира сапостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты,но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностномобращении язычников в христианство. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческоевоспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжитьСвятослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимиркняжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме затеремным двором: деревянного Перуна с серебренной головой и золотыми усами,затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы,называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под980 год). В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год)решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу изхристианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, иразъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровьмучеников - семя христиан. Погибли на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн,а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобныйНестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира кхристианской вере, согласно указав на действие призывающей благодатиБожией. В "Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион, Митрополит Киевский,пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело нанего Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Онуразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившеговсе видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной,христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелсяон духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю вхристианство." Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианиномкнязю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона,обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться схристианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмыи совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира естьнесколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принялкрещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второйверсии князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболеедостоверной видимо стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобныйНестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князьВладимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а также что на третий годпо Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его;летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова(6695-5508=987). Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещенииВасилий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князяВладимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Онруководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо длярусского народа христианизация означала приобщение к высокой культурехристианских народов и более успешное развитие своей культурной игосударственной жизни. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда ужепроникало на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешногоосуществления своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимуюпомощь, особенно в деле организации церковного управления и развитиядуховной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскимиимператорами (соправителями) Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев ссупругой-гречанкой, греческим духовенством, привезя в свой стольный градразличную церковную утварь и святыни - кресты, иконы, мощи, князь Владимирприступил к официальному введению христианства на Руси.5.1 Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви. Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственнойрелигии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезныхосложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) необошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Онприказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный деньпроизошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попамицарицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли вводу и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега погрудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы жесовершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на землепо поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились подомам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо исказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этихи дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебяхристианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,Господи, против Диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твоюсилу."Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в989-990 годах. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие городаКиевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк,Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющеебольшинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русьстала христианской страной. Крещение Руси создало необходимые условия для образования РусскойПравославной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом,а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги наславянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовкидуховенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князьВладимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньшестояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, гдестоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другимгородам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей наКрещение по всем городам и селам". С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественныйкаменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) иперенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этотсимволизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси ивещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь". Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своегонарода. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел "собрать у лучшихлюдей детей и отдавать их в обучение книжное". Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сынвеликий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которогохристианская вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год),продолжала "плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, имонастыри появляться... и умножались пресвитеры и люди христианские. Ирадовался Ярослав, видя много церквей и людей христианских..." При ЯрославеМудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества,как киевская София (заложена в 1037 году) и новгородская София (1045-1055годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многомопределивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни КиевскойРуси. Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл вНовгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основанияпредполагать, что такие школы существовали и при других архиерейскихкафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попеченияЯрослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путемсоздания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждаетлетопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и днем. Исобрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. Инаписали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаютсяучением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и,много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", тоесть основал первую на Руси библиотеку. Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имеловозможность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокойстепени развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудромсвидетельствует "Слово о Законе и Благодати" Митрополита Илариона,посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси инаписанное, по словам самого автора, "для насытившихся с избытком книжноймудростью". Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святогоВладимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которуюдает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другойже засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отецведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил.Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,учение получая книжное". Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведьбывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путьпокаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь -реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведьнеизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания...Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душесвоей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святымимужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольскиепоучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу". В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось вРостово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископовРостовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителемкоторой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), средиславянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусскогогосударства в конце XI век и обращенных к Богу преподобным Кукшей, инокомКиево-Печерского монастыря. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появиласьновая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви -Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православнойцеркви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровнаяместь, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданскаяправоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир."Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю РюрикуРостиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживатьвас от кровопролития". Историки отмечают, что "Христианская церковь поднялазначение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь междучастями государства". Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляети перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданскогообщежития под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс вжизни христианских обществ".Принятие христианства способствовало широкому распространению на Русиграмотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной сгреческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен ВладимираСвятого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средствомраспространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки ЯрославаМудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числемонастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерскиймонастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковныхписателей; принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанностькаждому монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобногоФеодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем,свидетельствует, что в келии преподобного Феодосия шла напряженная работапо составлению и изготовлению книг. Монах Иларион днем и ночью писал книги,великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые дляпереплета. Много книг имел постриженник этого монастыря князь-инок НиколаСвятоша - он передал их монастырю. Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич,который "разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети",князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии";"богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописныекниги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли толькосостоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняетсявлиянием переводной литературы и живым интересом ново просвещенногорусского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, чторусскими писателями в то время были в основном лица духовные. Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законеи Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков."Нельзя не удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословскихсведений и тому ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено этообразцовое слово", - пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово оЗаконе и Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахомДометианом при составлении житий сербских святых Симеона и Саввы. Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал житиясвятых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобногоФеодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временныхлет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельнойлитературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведенана языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год),латинский (1884 год), венгерский (1916 год). XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлениемканонических трудов. Они не только переводятся на славянский язык, но и неосуществляется их творческое применение к русским условиям жизни. Этимичертами отмечены такие памятники русского канонического права, как"Канонические ответы Киевского Митрополита Иоанна II" (1080-1089),"Кириково и Илиино вопрошания" (1130-1156), "Определение Илии, архиепископаНовгородского" (1164-1168). Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью итерпимостью, снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгойтребовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапеее развития появилось милосердие к ее пасомым. Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи ЛукиЖидяты, епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько летМитрополитом Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископаТуровского. Епископ Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учитих радоваться радости других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшиеобразцы ораторского искусства античности, обличал тех, "иже прилагают дом кдому и села к селам", бичуя стяжательство и сребролюбие. Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью,глубиной и высокими ораторскими достоинствам.Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетовносят несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей,недостаточно христианскую жизнь бояр, не правоверие иноземцев. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились еегосударственные и культурные связи не только с Византией, но и сБалканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак сгреческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецкимимператором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире сокрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и сАндрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами приЯрославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки.Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королемГенрихом I, Анастасия - за венгерским королем Андреем I, Елизавета - заГеральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимирбыл женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь,благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире. Список используемой литературы.1. Евангелие2. Ф. Энгельс. О первоначальном христианстве. М.: изд. полит. лит., 1990.3. История религии. М.: центр “Руник”, 1991.4. К. Каутский. Происхождение христианства. М.: изд. полит. лит., 1990.5. А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Политиздат. 1990.6. В. Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа. 1991.7. История политических учений под ред. Нерсесянца. М.: Инфра(М-Кодекс., 1995.8. Н.Н. Азаркин История политических учений. М.: Юрист, 1994.9. "Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г.




Похожие:

Христианство iconХристианство на Руси
Христианство в Древней Руси существрвало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным...
Христианство iconХристианство на Руси. Реформа языческого культа Христианство на Руси. Реформа языческого культа
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности: скрижаль откровений...
Христианство icon1. Христианство Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи. Основа христианства
На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно-мистической,...
Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство

Христианство iconХристианство на Руси

Христианство iconПсихология и христианство

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы