Экологические функции правоохранительных органов icon

Экологические функции правоохранительных органов



НазваниеЭкологические функции правоохранительных органов
Дата конвертации02.08.2012
Размер114.11 Kb.
ТипРеферат
Экологические функции правоохранительных органов


П Л А НВведение.......................................……………......................................Часть 1. Понятие и общая характеристика экологических функций правоохранительных органов……….................Часть 2. Экологические функции прокуратуры, МВД иФСБ......................................................................…………..Часть 3. Экологические функции таможни, суда и арбитражногосуда.............................................…………….Заключение.......................................................................……………...Список используемой литературы...................................…………..... ВВЕДЕНИЕ Тема моей работы - «Экологические функции правоохранительных органов».В первой части работы мы даем только общую характеристику экологическихфункциям правоохранительных органов. Во второй части мы рассматриваемэкологические функции органов прокуратуры, МВД и ФСБ. Третья частьявляется заключительной: в ней рассмотрены экологические функцииарбитражного суда, суда и таможенных органов. Сейчас в России не уделяют большого внимания экологическимправонарушениям, а если кого привлекают к ответственности, то большинствоправонарушителей отделываются незначительными штрафами. Однако, наказаниеза нарушение природоохранного законодательства все же существуют и одной изосновных задач, направленной на улучшение состояния окружающей средыявляется беспристрастное рассмотрение действий (бездействий) предприятий,организаций и частных лиц, повлекших за собой экологический ущерб. Для написания работы я использовала разнообразную литературу. Заосновополагающий материал я взяла учебник «Экологическое право России»Петрова В.В., а также «Экологическое право» Ерофеева Б.В. Была использованаи периодическая литература: статья Ермаковой В. и Осиповой Г. подназванием «Прокурорский надзор за исполнением экологическогозаконодательства» в журнале «Право и экономика», а также статья ПетроваВ.В. «Проблемы охраны окружающей среды и арбитражная практика» в журнале«Вестник МГУ (серия «Право»)». Естественно использован и нормативныйматериал. Часть 1 Понятие и общая характеристика экологических функций правоохранительных органов К правоохранительным органам государства традиционно относят органыпрокуратуры, внутренних дел, суда и арбитражного суда. «В широком смыслепонятие правоохранительные органы включает также ряд негосударственныхинститутов: адвокатуру, третейский суд и др.».[1] Основной функциейправоохранительных органов является охрана законности и правопорядка,защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. Как и вся проблемаохраны окружающей среды, экологическая функция в деятельности этих органов- явление новое. Под экологической функцией правоохранительных органов понимается ихдеятельность в сфере применения природоохранительного законодательства,выявления причин экологических правонарушений и разработка мер по ихпредупреждению и устранению. «Несмотря на постоянную деградацию природнойсреды и углубление экологического кризиса, удельный вес экологических дел вобщей массе правонарушений, с которыми работают правоохранительные органы,составляет 5-7% от общего числа правонарушений. Основная же массаэкологических дел находится за пределами внимания правоохранительныхорганов. В этом и проявляется одно из противоречий социально-экологическойжизни, характерное для периода кризиса экологической законности».[2] На мой взгляд, на эффективность борьбы с нарушениями природоохранногозаконодательства влияет разобщенность контролирующих органов. Иногда этиорганы просто дублируют друг друга. Вместо осуществления деловогосотрудничества, они провоцируют конфликты между собой, борясь заглавенствующую роль в контроле и использовании природных ресурсов.Часть 2Экологические функции прокуратуры, МВД и ФСБЦели и направления прокурорской деятельности определены в Законе РФ опрокуратуре РФ. Предметом прокурорского надзора является исполнение законовместными представительными и исполнительными органами власти,министерствами и ведомствами, а также иными органами государственного ихозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями,организациями и объединениями независимо от их подчинения, военнымиорганами и организациями, учреждениями, общественными, политическимиорганизациями и движениями, должностными лицами, а также соответствиезаконам издаваемых ими правовых актов.На основании вышесказанного, экологическую функцию прокуратуры можноистолковать как деятельность по осуществлению надзора за соблюдением ивыполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающейприродной среды, природопользования и экологической безопасности общества.В данном случае предметом надзора служит и сам нормативно-правовой акт,принятый соответствующим поднадзорной прокуратуре органом, с точки зренияего непротиворечия закону, а также действие (бездействие) по применениюзакона или подзаконного акта.Эти функции выполняются на уровне Федерации - Генеральной прокуратуры РФ влице ее соответствующих отделов и управлений на уровне республик, краев,областей - респупликанская, краевая, областная прокуратура, на уровнегорода, района - городская, районная прокуратура.Следует отметить, что ввиду резкого увеличения числа экологическихправонарушений и иных преступлений в России была образована новая формаэкологического надзора прокуратуры - районные, межрайонные, бассейновыеприродоохранные прокуратуры. Это специализированная форма прокурорскогонадзора в области экологии. Она охватывает все формы прокурорскойдеятельности, связанные с законностью деятельности предприятий, организацийи должностных лиц, рассмотрением гражданских, уголовных дел экологическогосодержания, надзор за органами МВД в части проведения дознания по деламоб охране природы и использовании природных ресурсов.Для экологического надзора прокуратуры характерны также формы и методыпрокурорского надзора, свойственные прокуратуре в целом: протест,возбуждение уголовного дела, предъявление иска о возмещении вреда,причиненного экологическим правонарушением. «За 1993 г. органамипрокуратуры РФ выявлено 9043 нарушения законов об охране природы, в томчисле 1376 незаконно принятых правовых актов. По выявленным фактамнарушения экологического законодательства прокурорами за 1993 г. принесено4192 протеста, по представлениям прокуроров 2290 лиц привлечено кдисциплинарной ответственности, 1504 - к материальной ответственности».[3]В соответствии с Законом РФ о прокуратуре РФ и «по инициативе прокуроровбыло направлено в народные суды 1053, в арбитражные 100 исков о возмещенииущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране природы наобщую сумму около 4 млрд. руб».[4]Одной из самых распространенных и действенных форм прокурорскогореагирования является протест. Ст. 22 Закона о прокуратуре предусмотрено,что протест «приносится на противоречащий закону правовой акт в орган илидолжностному лицу, издавшему этот акт, либо в суд».[5]Следует учесть, что прокурор при подаче протеста не вправе вмешиваться воперативно-хозяйственную деятельность организации, нарушившей закон.Наряду с административными методами реагирования прокуратура применяет всвоей практике экономические методы воздействия. К ним относят искипрокурора в интересах государства или отдельных предприятий, организаций,граждан. Такие иски основаны на общей норме гражданского права обответственности организаций за действия своих работников при исполнении имисвоих обязанностей, а также на праве организации взыскать определеннуючасть причиненного ущерба в пользу организации. «Недостатком в практикеприменения исков органами прокуратуры служит их полное безразличие квзысканию причиненного ущерба и восстановлению имущественных интересов.Другим недостатком данной категории дел, который гасит интерес к ней угосударства и организаций, - мизерная сумма ущерба, компенсируемаянепосредственным виновником нарушения».[6]Кроме общего экологического надзора, при котором экологическая функцияпрокуратуры проявляется более наглядно, прокурор встречается сэкологическими проблемами или действиями, повлекшими экологический ущербпри рассмотрении в суде уголовных и гражданских дел.Обобщая практику экологического надзора прокуратуры, хотелось бы отметитьнекоторые недостатки в ее работе:Не ведется настойчивой борьбы с нарушителями природоохранительногозаконодательства, не в полной мере прокурорами используются предоставленныеим права для привлечения к ответственности за совершение экологическихправонарушений;Государственными органами экологического и санитарно- эпидемиологическогонадзора не передаются в ряде случаев материалы нарушенияхприродоохранительного законодательства и причиненном ущербе, либопередаются несвоевременно, с отсутствием информации необходимой длявозбуждения уголовного дела или административного преследования;К уголовной ответственности, как правило, привлекаются браконьеры илесонарушители, а должностные лица по вине которых загрязняются воздух,водоемы, земля, леса остаются в большинстве своем практическибезнаказаннымиВ качестве мер, способствующих укреплению взаимодействия органовэкологического, санитарно-эпидемиологического контроля и надзора,прокуратурой был утвержден «норматив материалов» необходимых длявозбуждения уголовного дела или административного производства присовершении экологического правонарушения, либо преступления. Подобныйнорматив включает в качестве обязательных пять элементов: акт о нарушенииприродоохранительного законодательства , размер причиненного ущерба идокументы его подтверждающие, заключения специалистов по поводу ущерба,письменные объяснения работников предприятия, справку о предприятии поисполнению природоохранительного законодательства ранее.Теперь, я думаю, перейти к рассмотрению экологических функций МВД и ФСБ.Министерство внутренних дел - одно из немногих отраслевых и функциональныхструктур, которое выполняет многообразные экологические функции, хотяобщество о них еще не имеет достаточно полной информации. К числу такихфункций можно отнести: охрану общественного порядка, борьба справонарушениями и преступностью, противопожарная безопасность,государственная служба безопасности движения, а также разрешительнаясистема - выдача разнообразных пропусков, регистрация охотничьего иогнестрельного оружия, и несение службы на конкретных объектовэкологического значения.По всем перечисленным вопросам министерство выступает как орган, наделенныйнадведомственными функциями, чьи приказы и распоряжения являютсяобязательными для всех причастных к эти отношениям предприятиям,организациям, учреждениям и частным лицам. В то же время в компетенцииминистерства есть сфера деятельности, в которой оно выступает как обычноеотраслевое подразделение, выполняющее функции природопользователянаотведенной ему территории. В данном случае имеется ввиду системаисправительных учреждений, которые входят в структуру министерства. Вданном случае «министерство должно руководствоваться действующим земельным,лесным, водным законодательством, законом об охране недр, животного мира иатмосферного воздуха. «Как и все субъекты права природопользованияминистерство несет ответственность за нарушение природоохранительныхзаконов».[7]В рамках МВД РФ действуют службы выполняющие специальные задачи по охранеокружающей среды. Деятельность этих служб регламентируетсязаконодательством РФ. По Закону РСФСР от 18.04.1991 г. «О милиции»,задачами милиции, на основании ст. 2 являются: «обеспечение личнойбезопасности граждан, пресечение и предупреждение преступлений иадминистративных правонарушений, раскрытие преступлений, охранаобщественного правопорядка и обеспечение общественной безопасности,оказание помощи предприятиям и организациям, общественным объединениям,должностным лицам в защите их прав и интересов».[8] В связи с охранойокружающей среды эти задачи можно сформулировать следующим образом:обеспечение экологических прав граждан как естественных прав человека,предупреждение и пресечение экологических преступлений и административныхправонарушений, раскрытие экологических преступлений, охрана общественногоправопорядка и обеспечение экологической безопасности, оказание помощипредприятиям организациям и должностным лицам в защите их экологическихинтересов и прав.Деятельность органов ФСБ регламентируется Законом РФ от 03.04.1995 г. оборганах ФСБ в РФ. На основании ст. 8 данного Закона «деятельность органовфедеральной службы безопасности, применямые ими средства и методы не должныпричинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающейсреде».[9]Часть 3Экологические функции таможни, суда и арбитражного судаВ механизме правоохранительных органов, выполняющих функции охраныокружающей природной среды арбитражный суд занимает особое место, еслипроизводственно-хозяйственная деятельность является основным источникомдеградации окружающей среды, то арбитражный суд, рассматривающийимущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде,призван активно содействовать укреплению экологического правопорядка игармонизации взаимоотношений общества и природы. По Закону РСФСР от04.07.1991 г. об арбитражном суде, на основании ст. 3 «задача арбитражногосуда - защита охраняемых законом прав и интересов организаций, граждан,содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплениюзаконности в экономических отношениях».Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды ирационального использования природных ресурсов, обеспечение экологическойбезопасности в связи с производственно-хозяйственной деятельностью,рекреацией либо запретом их, также являются предметом рассмотренияарбитражного суда. Их особенность в том, что они направлены на защитунеэкономических интересов ресурсопользователей, а на охрану и возмещениеэкологических интересов общества в чистой здоровой и продуктивной природнойсреде. Органическая взаимосвязь с хозяйственными интересамиприродопользователя диктует необходимость рассматривать такие споры в одноморгане, которому подсудны вопросы охраны интересов экономического иэкологического характера.Эколого-хозяйственные споры по Закону об арбитражном суде имеют своюклассификацию и подразделяются на договорные (нарушение условий договораподряда на капитальное строительство в части сооружения очистныхустройств); внедоговорные (загрязнение, уничтожение природных объектов,истощение природной среды) и управленческие (об отмене решений вышестоящихорганов, о признании их недействительными и о возмещении причиненноговреда).По структуре эколого-хозяйственные дела подразделяются на пять категорий: овзыскании ущерба, причиненного загрязнением водных ресурсов;уничтожением,повреждением рыбных запасов;загрязнением, порчей земель, уничтожениемплодородного слоя почвы и невыполнением обязанности по рекультивацииземель;уничтожением или существенным повреждением лесныхмассивов;уничтожением диких животных и птиц. «Раньше в практике прежнегоарбитража довольно часто отказывалось в иске тем организациям, которыеобращались за взысканием ущерба при отсутствии официально утвержденнойметодики подсчета ущерба. Такова была судьба всех исков о возмещении вреда, причиненного нарушением законодательства об охране атмосферноговоздуха».[10]Экологическая функция судов заключается в рассмотрении негаторных исков(иск собственника, направленный на защиту его права собственности от такихнарушений, которые не совмещены с лишением собственника права владениявещью. Этот иск направлен на устранение помех мешающих собственникупользоваться его имуществом), а также в рассмотрении дел связанных свозмещением гражданам экологического вреда и экономического вреда ихимуществу.Экологические функции таможни заключены в том, что на основании п. 14 ст.10 таможенные органы «содействуют осуществлению мер по ... защите животныхи растений, охране окружающей природной среды ...».[11]ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение хотелось бы сказать, что сейчас в России экологическая функцияслабо проявляется в деятельности вышеназванных правоохранительных органов.Это является следствием ряда причин. К объективным причинам можно отнестито, что у больной экономики нет технических и экономических сил выполнитьте экологические требования, которые ей предъявляются Законом. По законамрынка выживать должен сильнейший, способный, развивая экономику, одолетьэкологические императивы.Однако, действие этого правила сдерживается тем, что до сих пор большаячасть предприятий принадлежит государству, которое по-прежнемуконтролирует самого себя и «наказывает» в таком же порядке.С точки зрения субъективных причин, намечается переход от общих лозунговборьбы с экологическими правонарушениями к осмысливанию экологическойпроблемы как проблемы нации, как проблемы, касающейся нашего будущего,будущего наших детей, будущего Родины. Это тяжелый, противоречивый, но,как мне кажется, не безнадежный процесс.Список использованной литературыБринчук В.В. Введение в экологическое право. - М., 1996.Ермакова В., Осипова Г. Прокурорский надзор за исполнением экологическогозаконодательства. \ Право и экономика, 1994. - № 9.Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М., 1996.Петров В.В. Проблемы охраны окружающей среды и арбитражная практика. \Вестник МГУ. (серия «Право»), 1989. - № 2.Петров В.В. Экологическое право. - М., 1995.Румянцев О.Г., Додонов В.П. Юридический энциклопедический словарь. - М,1996.Нормативные материалыФЗ от 17.11.1995 г. о прокуратуре. \ Собрание законодательства, 1995. - №27.Закон РФ от 03.04.1995 г. об органах ФСБ РФ. \ Собрание законодательства,1995. - № 15. - ст. 1269.Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 г. \ Ведомости Верховного Совета РСФСР,1993. - № 31. - ст. 1224.Закон РФ от 18.04.1991г. о милиции \Ведомости Верховного Совета РСФСР,1993. - № 31. - ст. 1224.-----------------------[1] Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. -М., 1996. - с. 239.[2] Петров В.В. Экологическое право России. - М., 1995. - с. 369.[3] Петров В.В. Экологическое право России. - М., 1995. - с. 370.[4] Ермакова В., Осипова Г. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства. \ Право и экономика, 1994. - № 9. - с. 14.[5] ФЗ РФ от 17.11.1995. о прокуратуре \ Собр. законодательства, 1995. - №1. 27.[6] Бринчук М.М. Введение в экологическое право. - М., 1995. - с. 24.[7] Ерофеев Б.В. Экологическое право. - М., 1996. - с. 44.[8] Закон РСФСР от 18.04.1991 г. о милиции. \ Ведомости Верховного СоветаРСФСР, 1991. - № 16. - ст. 503.[9] Закон РФ от 03.04.1995 г. «Об органах ФСБ в РФ». \ Собр.законодательства, 1995. - № 15. - ст. 1269.[10] Петров В.В. Проблемы охраны окружающей среды и арбитражная практика.\ Вестник МГУ (серия «Право»). - 1989. - № 2. - с. 44.[11] Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 г. \ Ведомости Верховного СоветаРСФСР, 1993. - № 31.- ст. 1224.




Похожие:

Экологические функции правоохранительных органов iconД э. н.,профессор Аймагамбетов Е. Б
«Круглый стол на тему: «О работе органов юстиции, прокуратуры, правоохранительных органов»
Экологические функции правоохранительных органов iconПлан школы правовых знаний на 2010-2011 учебный год
«Круглый стол на тему: «О работе органов юстиции, прокуратуры, правоохранительных органов»
Экологические функции правоохранительных органов icon"Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая ответственность". Вариант №10| | || |студентка 5го курса заочного факультета|| |по специальности "Юриспруденция" (на || |базе высшего образования) Мордвинкина
Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая...
Экологические функции правоохранительных органов iconБорьба правоохранительных органов с экологическими правонарушениями

Экологические функции правоохранительных органов iconДеятельность правоохранительных органов в области экологии

Экологические функции правоохранительных органов iconОтветственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда

Экологические функции правоохранительных органов iconРезультативность правоохранительных органов рт по противодействию коррупции 2004–2006г г
Результативность правоохранительных органов рт по противодействию коррупции 2004-2006г г
Экологические функции правоохранительных органов iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Правоохранительные органы в рф»
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов
Экологические функции правоохранительных органов iconАдвокаты, их права и обязанности
Основные задачи адвокатуры, определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов
Экологические функции правоохранительных органов iconКонтрольная работа по дисциплине "Экологическое право"
Тема: "Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы