Конституция Болгарии icon

Конституция Болгарии



НазваниеКонституция Болгарии
Дата конвертации02.08.2012
Размер149.51 Kb.
ТипРеферат
Конституция Болгарии


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ТЕМУ: КОНСТИТУЦИЯ БОЛГАРИИ ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ЗАОЧНОГО КОММЕРЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЕГОРОВ Д.Ю. ИВАНОВО 2001СОДЕРЖАНИЕ : 1. Конституция Болгарии. Основы государственного строя по КонституцииБолгарии. 3 2. ПАРЛАМЕНТ 7 3. ПРЕЗИДЕНТ. 10 4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД . 12 5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА : 141. Конституция Болгарии. Основы государственного строя по КонституцииБолгарии. Действующая ныне конституция Республики Болгария принята СедьмымВеликим Народным Собранием и вступила в силу 13 июля 1991 г., отменив,таким образом, болгарскую Конституцию 1971 года. Конституция 1991 г. представляет собой сравнительно небольшой пообъему документ, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей) ипереходных и заключительных положений, имеющий отдельную нумерацию (9параграфов). В преамбуле конституции содержится заявление о верностиобщечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству,справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права личности,ее достоинство и безопасность, провозглашается решимость создатьдемократическое, правовое и социальное государство и сохранить единствоБолгарии. Первая глава "Основные начала", состоящая из 24 статей, содержитхарактеристику государства, закрепляет основополагающие принципыфункционирования политической и экономической системы Болгарии, принципыдеятельности государства в социальной сфере. Как указывалось в одном изрешений Конституционного суда Болгарии, принципиальное значение включенныхв эту главу норм "определяется их предназначением очертить фундаментальныеценности, на которых базируются отношения в сфере государственногоустройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство правличности. Вторая глава "Основные права и обязанности граждан" (36 статей)фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев.Содержащаяся в ней ст. 26 прямо указываемо пребывающие в Болгариииностранцы имеют все права и обязанности, предусмотренные этойконституцией, за исключением тех, для которых конституция и законы требуютболгарского гражданства. Главы с третьей по шестую регулируют правовойстатус органов государства ( соответственно: "Народное Собрание",''Президент Республики", "Совет министров", "Судебная власть" ). Седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местнойадминистрации. Восьмая глава носит название "Конституционный суд" и содержит нормы,регулирующие порядок образования и деятельности данного органа. Такойтекстуальный "отрыв" от других органов государства не случаен: тем самымзаконодатель подчеркнул, что Конституционный суд стоит вне других органоввласти. Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнение действующейконституции, а также принятия новой конституции [1].
Статья 5 устанавливает, что Конституция является верховным законом,и другие законы не могут ей противоречить. Предписания Конституции имеютнепосредственное действие. [2] Конституция Республики Болгария устанавливает, что Болгария являетсяреспубликой с парламентарным правлением (ст. 1-1). Видимо, такаяформулировка была использована для введения термина «парламент», нехарактерного для социалистического периода, когда и парламент, ипарламентаризм рассматривались официальной наукой и практикой как явления,чуждые социалистическому строю и принципу единства власти. Но сам термин не может быть признан удачным, так как, по сути, онявляется синонимом термина «парламентарная республика». Однако, посколькуПрезидент в Болгарии избирается непосредственно избирательным корпусом, ане парламентом, как это характерно для парламентарных республик, даннаяформа правления никак не может быть отнесена к парламентарным республикам.Вместе с тем такие институты, как вотум доверия, возможность роспускаПрезидентом парламента, наличие должности главы правительства, показывают,что это и не президентская республика. Конституция установила в Болгариисмешанную (полупрезидентскую) республику. Республика Болгария - правовое государство и управляется всоответствии с Конституцией и законами страны (ст. 4-1). Среди гарантийданной нормы следует отметить зафиксированные в ст. 5 верховенство инепосредственное действие Конституции, запрет осуждения за действие илибездействие, не являвшиеся по закону преступлениями на момент совершения,объявление ратифицированных в установленном порядке международных договоровчастью внутреннего права страны и их приоритет перед нормами внутреннегозаконодательства, обязательное опубликование всех нормативных актов,которые вступают в силу через три дня после обнародования, если в них неопределен другой срок. Этот принцип тесно увязывается с принципом народовластия. “Всягосударственная власть исходит от народа. Она осуществляется имнепосредственно и через органы, предусмотренные в этой Конституции.Осуществление народовластия предусматривается путем участия граждан ввыборах и референдумах, проводимых на основе всеобщего, равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании (ст.10). Никакая часть народа, политическая партия или другая организация,государственное учреждение или отдельная личность не может присвоитьосуществление народного суверенитета” (ст. 1). Конституцией провозглашается принцип разделения властей:“Государственная власть в республике подразделяется на законодательную,исполнительную и судебную” (ст. 8). Болгария - унитарное государство, в котором не допускаются автономныетерриториальные образования (ст.2). Территориальная целостность республикиконституционно объявлена неприкосновенной. Эта же статья предусматриваетналичие в республике местного самоуправления. Особо установлено, что официальным языком является болгарский. Такимобразом, не только отрицается право населения какой-либо части страны насецессию, что в современном конституционном праве — распространенноеявление, но и запрещается такая форма решения национального вопроса, каксоздание автономных образований. Это свидетельствует об остротенационального вопроса в стране, о том, что решение проблемы, устраивающеевсе стороны, еще не найдено.[3] Конституция устанавливает (ст. 11) принцип политического плюрализма ворганизации политической жизни Болгарии, в соответствии с которым ни однаполитическая партия или идеология не может объявляться или утверждаться какгосударственная. Партии содействуют формированию и изъявлению воли граждан.Объединения граждан, включая профсоюзы, не могут выдвигать политическиецели и осуществлять политическую деятельность, присущую политическимпартиям (ст. 12). Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственнойинициативе (ст. 19). Конституция предусматривает две формы собственности -частную и общественную. Частная собственность неприкосновенна. Правособственности и наследования гарантируется и защищается законом (ст. 17). Внешняя политика Болгарии осуществляется в соответствии с принципамии нормами международного права. Ее основными целями являются национальнаябезопасность и независимость страны, благополучие и основные права исвободы болгарских граждан, а также содействие установлению справедливогомеждународного порядка (ст. 24). Международные договоры, ратифицированные вконституционном порядке и вступившие в силу, являются частью внутреннегоправа страны и имеют преимущество перед теми нормами внутреннегозаконодательства, которые им противоречат (ст. 5-4). Болгарское государство исходит из признания естественных инеотъемлемых основных прав человека, их приоритетности в жизни общества.Статья 6 провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными вдостоинстве и правах. Все граждане равны перед законом. Иностранцы в Болгарии имеют такой же статус, как и граждане Болгарии,кроме исключительных прав и обязанностей граждан (ст. 26-2). Конституцией признаются и гарантируются личные, политические,экономические, социальные и культурные права: право на жизнь и достойноеобращение - ст.28,29; право на личную свободу и неприкосновенность - ст.30; право на неприкосновенность личной и семейной жизни, неприкосновенностьжилища - ст. 32, 33; право на выбор места жительства и свободу передвижения- ст. 35; право на изучение и использование болгарского языка - ст. 36(является также и обязанностью);, право на свободу совести, мысли и выборавероисповедания - ст. 37; на свободу убеждений - ст. 38; на свободу слова -ст. 39; на свободу печати - ст. 40; на свободу информации - ст. 41;избирательное право - ст. 42; право на собрания, митинги, созданиеобъединений - ст. 43, 44; право на жалобы, предложения и петиции вгосударственные органы - ст. 45, право на вступление в брак и воспитаниедетей - ст. 46, 47; право на труд - ст. 48, на объединение в профсоюзы и назабастовку - ст. 49, 50; на общественное обеспечение и социальную помощь,на охрану здоровья - ст. 51,52; право на образование - ст. 53; право напользование культурными ценностями и развитие культуры - ст. 54; наздоровую и благоприятную окружающую среду - ст. 55; право на защиту - ст.56. Основные права граждан не могут быть отменены (ст. 57). Основные конституционные обязанности граждан состоят в соблюдении иисполнении Конституции и законов, защите отечества, уплате налогов, а такжев оказании содействия государству и обществу при стихийных бедствиях(ст.58-61).2. ПАРЛАМЕНТ Парламент - Народное Собрание - Республики Болгария состоит из 240депутатов (народных представителей), избираемых на основе всеобщего,равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4года. В случае наступления состояния войны, военного или другогочрезвычайного положения во время или после истечения мандата Народногособрания, его полномочия продолжаются до отпадения этих обстоятельств Народное собрание является постоянно действующим органомзаконодательной власти и парламентского контроля (ст. 62, 74). Организация и деятельность Народного Собрания осуществляются наоснове Конституции и принятого им регламента (ст.73). Народным представителем может быть избран дееспособный человек,достигший 21 года, имеющий только болгарское гражданство, за исключениемлиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы (ст.65). Конституция содержит нормы, характеризующие статус народногопредставителя. Статья 67 предусматривает, что народные представителипредставляют не только своих избирателей, но и весь народ. В связи с этимимперативный мандат запрещен. В случае избрания народного представителяминистром он не лишается депутатского мандата, а лишь временно прекращаетсвои полномочия народного представителя и замещается в определенном порядке(ст. 68). За исполнение своих обязанностей народные представители получаютвознаграждение (ст. 71). Народные представители обладают депутатскойнеприкосновенностью (ст. 70). Возглавляет Народное Собрание председатель, имеющий такжезаместителя. Председатель Народного Собрания обладает полномочиями лишь поорганизации деятельности Собрания (ст. 77). Парламент Болгарии однопалатный. Его структура состоит из постоянныхи временных комиссий. Постоянные комиссии помогают деятельности НародногоСобрания и осуществляют от его имени парламентский контроль. Временныекомиссии избираются для расследования и проверки (ст. 79). Парламент Болгарии обладает достаточно широкой компетенцией,состоящей из 15 вопросов, изложенных в ст. 84 Конституции, а такженекоторых иных полномочий. Народное Собрание Болгарии: V принимает, дополняет и изменяет законы; V принимает государственный бюджет и отчет о его исполнении, избирает Счетную палату, осуществляющую контроль за исполнением бюджета; V устанавливает налоги и определяет их размер; V назначает выборы Президента республики; V принимает решение о проведении национального референдума; V избирает и освобождает председателя Совета Министров и по его предложению Совет министров, производит изменения в правительстве по предложению его председателя, имеет право выразить недоверие правительству; V создает, преобразует и упраздняет министерства по предложению председателя Совета министров; V избирает и освобождает руководителей Болгарского народного банка и других учреждений, определенных законом; V дает согласие на заключение договоров о государственных займах; V ратифицирует и денонсирует определенные Конституцией международные договоры; V решает вопросы об объявлении войны и заключении мира; V разрешает направление и использование болгарских вооруженных сил за пределами страны, а также пребывание иностранных войск на территории страны или прохождение через нее; V объявляет военное или чрезвычайное положение на всей территории страны или на ее части по предложению президента или Совета министров; V объявляет амнистию; V учреждает ордена и медали; V устанавливает официальные праздники.[4] Правом законодательной инициативы обладает каждый народныйпредставитель и Совет министров (ст. 87). Законодательный процесс предполагает принятие законопроектов какправило в двух чтениях (ст.88) простым большинством голосов отприсутствующих на заседании депутатов (ст. 81). Как было сказано выше, из своего состава Народное собрание избираетпостоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии оказывают помощь Народному собранию в егодеятельности и осуществляют от его имени парламентский контроль. Всоответствии с принятыми в 1995 г. Правилами организации и деятельностиНародного собрания создаются следующие постоянные комиссии: по труду,социальным и демографическим проблемам; по здравоохранению; по деламмолодежи, спорту и туризму; по парламентской этике; по энергетике иэнергетическим ресурсам; по доходам, расходам и имуществу политическихпартий: по борьбе с коррупцией; по развитию горных, полугорных ипограничных районов; по бюджету и финансам; по организации и деятельностигосударственных органов; по местному самоуправлению, административно –территориальному устройству и региональной политике; по внешней политике;по национальной безопасности; по правам человека и вероисповеданиям; поземледелию и лесам; по образованию и науке; по культуре; по делам радио ителевещания и Болгарского телеграфного агентства; по охране окружающейсреды водам и экономическая комиссия. Состав колеблется от 13 (комиссия попарламентской этике и комиссия по доходам расходам и имуществу политическихпартий) до 31 (экономическая комиссия и комиссия по национальнойбезопасности) народного представителя.[5] Временные комиссии создаются для изучения проблем и проведениярасследований. Принятые акты Народного Собрания официально публикуются не позднее 15дней со дня принятия.3. ПРЕЗИДЕНТ. Президент Республики Болгария является главой государства. Онолицетворяет единство нации и представляет государство в международныхотношениях (ст. 92). Президентом Болгарии может быть избран болгарский гражданин порождению, достигший 40 лет, который отвечает условиям избрания народногопредставителя и проживает последние пять лет в стране (ст. 93-2). Президент избирается сроком на пять лет всеми гражданами, при этомпредельное время пребывания в должности - два срока подряд (ст. 93-1, 95-1). Президент не может быть народным представителем и исполнять другуюгосударственную, общественную и хозяйственную работу и участвовать вруководстве политической партии (ст. 95-1). Наряду с президентом избирается вице-президент. Президент обладает неприкосновенностью (ст. 101). Президент может быть принудительно отрешен от должности в случаедлительной невозможности исполнять полномочия вследствие тяжелогозаболевания (ст. 97-1) либо в случае государственной измены или нарушенияКонституции (ст. 103-1). Все Указы Президента, за исключением упомянутых в ст. 102 (3), должныбыть скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра (ст.102-2). Президент обладает несколькими группами полномочий. Полномочия Президента в отношении парламента: V назначает выборы в Народное Собрание (ст. 98-1), сроки выборов Великого Народного Собрания (ст. 106-3); V может по своему усмотрению созывать сессии Народного Собрания (ст. 78-3), созывает сессию вновь избранного Народного Собрания (ст. 75); V распускает Народное Собрание, если не удается добиться вотума доверия формируемому правительству (ст. 99-5); V направляет обращения к Народному Собранию (ст. 98-2); V имеет право отлагательного вето неопубликованных законов (ст. 101-3). Полномочия Президента в отношении правительства: V организует формирование правительства (ст. 99); V в случае неназначения правительства Народным Собранием назначает служебное (временное) правительство (ст. 99-5). V Полномочия Президента во внешней политике: V представляет государство во внешних сношениях (ст. 92-1); V в ситуациях, предусмотренных законом, заключает международные договоры (ст. 98-3); V по предложению Совета Министров назначает и отзывает дипломатических представителей и принимает верительные грамоты от представителей других государств (ст. 98-6). Полномочия Президента в военной сфере: V является Верховным главнокомандующим вооруженными силами (ст. 100-1), председателем Консультативного совета национальной безопасности (ст. 100- 3); V по представлению Совета министров объявляет мобилизацию (ст. 100-4); V по предложению Совета министров назначает и освобождает высший командный состав вооруженных сил и присваивает высшие воинские звания; V объявляет право объявлять войну и чрезвычайное положение с последующим утверждением Народным Собранием (ст. 100-5).[6] Президент также обладает полномочиями по назначению ряда руководящихлиц в судебной системе, Главного прокурора, решает вопросы гражданства,осуществляет помилование, а также имеет некоторые другие полномочия. Президент возглавляет Консультативный совет по национальнойбезопасности, в состав которого входят: председатель Народного собрания,министр - председатель, министр обороны, министр иностранных дел, министрвнутренних дел, министр финансов, начальник генерального штаба болгарскойармии и по одному представителю от каждой парламентской группы. Этот советобсуждает вопросы внешней и внутренней политики, принимает меры пообеспечению гражданского мира в стране, общественного порядка, прав иинтересов болгарских граждан; предпринимает действия, направленные напресечение или предотвращение возникновения угрозы для национальнойбезопасности. На очередные заседания Совет собирается один раз в тримесяца, внеочередные заседания проводятся в случае необходимости поинициативе Президента или при объявлении общей или частичной мобилизации,военного положения и в некоторых других случаях, прямо предусмотренныхконституцией.[7]4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД . Болгарский Конституционный суд, задуманный как один из пятисамостоятельных высших органов власти (наряду с парламентом Президентом,Советом Министров и высшей судебной властью в лице Верховного судебногосовещания и двух Верховных судов), оказался принципиальным новшеством ипосттоталитарной государственной системе Болгарии. Нормативной основойдеятельности Конституционного Суда Болгарии является одноименная глава 8Конституции Болгарии, а также некоторые другие нормы Конституции. Всоответствии со ст. 152 Конституции 16 августа 1991 года Народным Собраниемпринят закон о конституционном суде. Компетенция Конституционного Суда устанавливается толькоконституцией, в текущем законодательстве эти нормы присутствовать не могут. Главная задача деятельности конституционного суда состоит вобеспечении верховенства конституции. Конституционный Суд не входит в систему судебной власти, а занимаетсамостоятельное место среди высших государственных институтов. Суд состоит из 12 судей, избираемых по одной трети соответственноНародным Собранием, президентом и общим собранием судей Верховныхкассационного и административного судов на срок 9 лет. Повторное избрание на должность запрещено. Состав суда обновляетсячерез каждые три года от каждой квоты. К компетенции суда относится (ст. 149): V обязательное толкование положений Конституции; V принятие решений по ходатайствам об установлении противоконституционности законов и других актов Народного Собрания, а также актов Президента; V решение споров о компетенции между Народным Собранием, Президентом, Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными исполнительными органами; V дача заключений о соответствии Конституции заключенных Республикой Болгария международных договоров по их ратификации, а также о соответствии законов общепринятым нормам международного права и международным договорам, по которым Болгария является стороной; V вынесение решений по запросам относительно конституционности политических партий и объединений; V разрешение споров о законности избрания Президента и вице-президента; V установление обстоятельств, при наличии которых полномочия президента и вице-президента прекращаются раньше срока; V дача заключения о законности избрания депутатов парламента; V установление неизбираемости депутатов или несовместимости депутатских функций с осуществлением других функций; V вынесение заключения по обвинению, выдвинутому Народным Собранием в адрес президента и вице-президента; V лишение иммунитета судьи Конституционного Суда и установление фактической невозможности или несовместимости исполнения им своих обязанностей. Все решения Суда принимаются квалифицированным большинство голосов сперевесом минимум в 7 голосов. Акты Конституционного Суда окончательны. Его решения обязательны длявсех государственных органов, юридических лиц и граждан. По закону ни однорешение Суда не может быть отменено или приостановлено. Как верховный гарант законности , Конституционный суд правомочен непросто контролировать законотворческую деятельность парламента, но иобъявлять не имеющими силы любые акты парламента или Президента, которые несоответствуют Конституции. В условиях переходного периода, когда обе ветвивласти действуют в своего рода законодательном вакууме, а часто и позаконам, противоречащим действующей Конституции, такое расширение сферыкомпетенции Суда оказалось вполне оправданным. Вынужденные безотлагательнопринимать решения по вопросам, для урегулирования которых не подготовленыеще даже законопроекты, парламент (обычно откликающийся на запросыкабинета) и Президент но необходимости следуют процедурам, принятым нустановленным еще при коммунистическом режиме. Таким образом, наКонституционный суд возлагается поиск надлежащего баланса междуэффективностью управления, законностью и верховенством Конституции.[8]5. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА : 1. Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии// Правоведение, 1992, № 1. 2. Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной Европы// Государство и право, 1992, № 6. 3. Иностранное конституционное право: Учебник / Под ред. Маклакова В.В. – М.: Юристъ , 1997. 4. Коларова Р. Скромное обаяние судей. / Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993, №2. 5. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2000. 6. Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко// Правоведение, 1992, № 1. 7. Лаки К. Сводная таблица президентских полномочий в странах Восточной Европы// Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 1993, № 4 - 1994, № 1. 8. Медушевский А.А. Кельзеновская модель конституционного правосудия и изменение конституций в странах Восточной Европы. / Конституционное правосудие в посткоммунистических странах: Сб. докл. Отв. ред. Шаблинский И.Г. – М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1999. 9. Неновски Н., Жабинска М. Конституционный Суд в Болгарии// Государство и право, 1993, № 9 .----------------------- [1] Игнатенко Г.В. Новая конституция Болгарии. // Правоведение, 1992,№ 1, с. 81. [2] Конституция Республики Болгария. Перев. Г.В. Игнатенко //Правоведение, 1992, № 1, с. 83-98. [3] Конституционное право зарубежных стран. –М.: Норма : ИНФРА-М,2000. С. 637. [4] Конституция Республики Болгария. С. 83-98. [5] Иностранное конституционное право: Учебник / Под ред. МаклаковаВ.В. – М.: Юристъ , 1997. С. 493-494. [6] Конституция Республики Болгария. С. 83-98. [7] Иностранное конституционное право. С. 496-497. [8] Коларова Р. Скромное обаяние судей. / Конституционное право:восточноевропейское обозрение. 1993, №2. С. 51.




Похожие:

Конституция Болгарии iconКонституция Болгарии (Контрольная)

Конституция Болгарии iconАнализ экономического положения Болгарии
Согласно опубликованным Национальным статистическим институтом (нси) Болгарии данным, темпы прироста ввп в ценах базового периода...
Конституция Болгарии iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России»
Тема конституция и форма государства. Конституция и конституционализм. Общая характеристика Конституции РФ (6 ч.) 14
Конституция Болгарии icon«Конституционное право» по направлению 030500. 68 – Юриспруденция подготовки магистра Автор программы: д ю. н., профессор М. А. Краснов
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм. 10
Конституция Болгарии icon«Конституционное право» по направлению 030500. 68 – Юриспруденция подготовки магистра Автор программы: д ю. н., профессор М. А. Краснов
Тема конституция – правовой феномен современности Конституция и конституционализм. 15
Конституция Болгарии iconКурсовая работа тема : конституция российской федерации
Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция
Конституция Болгарии iconПрограмма дисциплины «Конституционное право России» для специальности 030501. 65 – Юриспруденция подготовки специалиста Авторы программы
Тема происхождение и сущность конституции. Конституция и конституционализм. Конституция РФ (4 ч.) 11
Конституция Болгарии iconКонституция РФ провозглашает
Конституция РФ провозглашает, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 
Конституция Болгарии iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм. 10
Конституция Болгарии iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Тема конституция – правовой феномен современности Конституция и конституционализм. 15
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы