Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон icon

Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон



НазваниеСмирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон
Дата конвертации02.08.2012
Размер254,51 Kb.
ТипЗакон
скачать >>>

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КУРГАНА «ГИМНАЗИЯ № 31»



Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания

Протокол № 1 от 28.08.2009 г.

Утверждаю

Директор гимназии

/Л.С. Александрова/

31.08.2009 г.



Рабочая программа

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

для 9 класса

на 2009 – 2010 учебный год


2009 год

г. Курган


Разработчик программы:

Фефелова Елена Владимировна,

учитель истории МОУ города Кургана «Гимназия № 31»,

Первая квалификационная категория


Рецензент:

Смирнова Галина Михайловна,

учитель истории МОУ города Кургана «Гимназия № 31»,

Заслуженный учитель РФ, высшая квалификационная категория


Пояснительная записка.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
        К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.

        Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно быть направлено на:

    • создание условий для развития личности ребенка;

    • развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

    • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

    • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

    • профилактику асоциального поведения;

    • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

    • целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

    • укрепление психического и физического здоровья ребенка.

Целью спецкурса «История русской культуры» является выявление характерных черт и особенностей культуры Руси IX-XIX века, влияния поворотных пунктов в ее истории (с учетом принятия христианства в восточном варианте, монголо-татарского ига, возникновения Московского государства, утверждение самодержавия, раскола в русской церкви, преобразований Петра I, эпохи просвещения Екатерины II, вариативности культурных направлений XIX века).

Задача учебного курса:

Сводится к приобретению минимума теоретических знаний о функциях и основных тенденциях развития русской культуры, оказанию им помощи для ориентации в сложном мире ее символов.

Место курса. Курс «История русской культуры» носит интегративный характер и соответствует образовательным стандартам.

Количество часов: 34.

Требования к уровню освоения курса.

Ученик должен знать:

- истоки, процесс формирования, основные особенности и смыслы русской средневековой культуры, ее взаимосвязи с мировой культурой

- о современном содержании понятий «культурная система», «культурный диалог», «культурная коммуникация», «традиционная культура», «культура личностного типа», «культурная политика», «культурный взрыв»;

- об общих закономерностях историко-культурного процесса и особенностях функционирования русской культуры в XVIII–первой половине XIX вв.;

Ученик должен уметь:

- логически связывать различные отрасли русской культуры с общими историческими закономерностями развития России

- анализировать и интерпретировать источниковый материал и исследовательскую литературу, касающуюся русской культуры

Ученик должен владеть:

- навыками комплексного изучения различных областей культуры (науки, техники и образования, общественной мысли и литературы, искусства и пр.)

Результатом изучения курса «История русской культуры» является итоговая работа учащегося- реферат по одному из памятников культуры Руси (по выбору). Обязательные требования к реферату сводятся к:

  1. к обоснованию темы, выбора именно данного памятника;

  2. анализу прочитанной литературы по теме реферата;

  3. выявлению заказчика, исполнителя заказа, времени создания памятника, его функционального назначения и т.д.

Примерный перечень тем рефератов:

        1. Архитектура домонгольской Руси

        2. Жанры древнерусской литературы.

        3. Ювелирное ремесло в Древней Руси.

        4. Литературные памятники Древней Руси.

        5. Псковская школа архитектуры.

        6. Творчество Феофана Грека.

        7. Искусство изготовления иконы.

        8. Берестяные грамоты – памятники письменности средневековой Руси.

        9. Место А. Рублева в русской культуре средневековой Руси.

        10. Новгородская архитектура XIV-XV вв.

        11. Архитектура московской школы.

        12. Памятники архитектуры XVI века.

        13. Решения Стоглавого собора 1551 г. о способах написания икон.

        14. Оружейная палата как центр художественной культуры XVII века.

        15. Место Дионисия в изобразительном искусстве Руси.

        16. Изобразительное искусство XVII века.

        17. Литература XVIII века.

        18. Развитие просвещения в XVIII веке.

        19. Развитие техники письма (X-XVIII вв.)

        20. Архитектура XVII века.

        21. Начало книгопечатания. Развитие книжной культуры (XVI-XVII вв.)

        22. Живопись XVII века.

        23. Монастыри как центры культуры Руси.

        24. Церковная реформа Петра I.

        25. Календарная реформа Петра I.

        26. Петровские ассамблеи.

        27. Французский и английский парки: общее и особенное.

        28. Школы петровской эпохи.

        29. Изменение образа жизни русского дворянина в петровскую эпоху.

        30. История русской усадьбы.

        31. Кунсткамера и ее «сибирские коллекции».

        32. Женское образование в России XVIII в.

        33. Народное образование в екатерининскую эпоху.

        34. Сватовство, брак и развод в русском быту.

        35. История русского масонства (XVIII- первая полов. XIX в.)

        36. Университетские уставы Александра I и Николая I.


Тематическое планирование




Название темы

Кол-во часов



Культура Древней Руси

10



Русская культура XVI-XVII вв.

4



Русская культура XVIII в.

8



Русская культура XIX в.

12




Итого

34

Учебно-тематическое планирование






Тема урока

Кол-во часов



Тип урока

Учебно-методическое обеспечение

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля. Измерители

д/з



Вводный


1

Изучения нового материала

Мультимедийное электронное пособие (МЭП) “История России IX-XIX век» Дрофа, 2008.

Выделять главные особенности средневековой культуры и устанавливать основные этапы ее развития.

Входной тест, анкетирование.

Записи в тетради



Истоки культуры Древней Руси



1

Комбини-

рованный

Слайды, фото

Обобщающая беседа

Записи в тетради



Древнерусская литература

2

Комбини-

рованный

Видео «ТГГ» , «Русский музей».

Понимать особенности средневековой литературы, знать основные памятники средневековой литературы. Иметь представление об особенностях старинной русской орфографии и пунктуации

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Записи в тетради



Архитектура Древней Руси

2

Комбини-

рованный

Презентация “Архитектура Древней Руси», практикум

Понимать символику культовой архитектуры, знать основные памятники деревянного и кменного зодчества Древней Руси.


Тесты для закрепления

Творческие задания



Живопись Древней Руси

2

Комбини-

рованный

МЭП, видео, слайды

Знать особенности средневековой иконографии, памятники русской иконописи, понимать символику росписи храма, а также технологию изготовления иконы, фрески, мозаики.

Проверка д/з устно и по карточкам

Творческие задания



Бытовая культура Древней Руси

2

Комбини-

рованный


Видео, слайды

Выделять основные составляющие крестьянского быта( крестьянский труд, обряды, приготовление пищи, устройство дома, народные праздники) и царского быта(государев двор, развлечения , свадьба, воспитание детей)

Тесты для закрепления

Записи в тетради



Общественно-политическая мысль конца XV-XVI вв.

2

Комбини-

рованный

Практикум

Понимать место и значение церкви в государстве, положения государства в публицистике, знать основные трактаты XV-XVI вв..

Опрос по вопросам домашнего задания

Записи в тетради



Русская культура XVII века

2

Комбини-

рованный

Видеоматериалы «Беседы о русской культуре», «Русский музей», «ТГГ»

Понимать характер изменений в русской культуре XVII века, знать основные элементы культуры XVII века

Промежуточное тестирование

Творческие задания



Принципы культурной политики Петра I.

2

Комбини-

рованный

Слайды, практикум, МЭП

Уметь сравнивать особенности средневековой культуры с культурой нового времени, понимать сложность и противоречивость петровской реформы, знать ее основы.

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Творческие задания



Просветительские идеалы в системе русской культуры.

2

Комбини-

рованный

МЭП, видеоматериалы

Понимать взаимосвязь идей просвещения и появление новых художественных стилей, знать основные памятники культуры второй половины XIX в.

Обобщающая беседа

Записи в тетради



Идея создания «новой породы» людей в истории русской культуры XVIII в.

2

Комбини-

рованный

Аудио-видеозаписи.

Понимать эволюцию верхушки русского общества, иметь представление об основных сторонах жизни вельмож.

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Записи в тетради



История образования и науки в XVIII – первой половине XIX вв.

2

Комбини-

рованный

Презентация “История образования”

Иметь представление о системе образования в России, знать основные этапы развития науки в XVIII – первой половине XIX вв.

Тесты для закрепления

Творческие задания



Жизнь и быт дворян в первой половине XIX вв.

2

Комбини-

рованный

МЭП, видео, слайды

Осознавать перемены дворянского быта( устройство усадьбы, праздничная и будничная жизнь), знать о жизни императорского двора.

Фронтальный опрос,

взаимопроверка

Творческие задания



Национальная идея в образах русского ампира.

2

Комбини-

рованный

Презентация “Архитектура России ХIХ века»

Знать о творчеств е известных мастеров архитектуры, живописи, скульптуры.

Проверка д/з устно и по карточкам

Творческие задания



Модель интеллигентской культуры середины ХIХ века.

2

Комбини-

рованный

Практикум, МЭП

Иметь представление об образе светского человека пушкинского времени, об основных этапах жизненного пути.

Обобщающая беседа

Записи в тетради



Феномен “передвижничества” в русской школе реалистического искусства

2

Комбини-

рованный

Презентация «Передвижники»

Иметь представление о становлении передвижнечества, знать творчество передвижников.

Тесты для закрепления

Творческие задания



Жизнь и быт купцов.

2

Комбини-

рованный

МЭП, видео, слайды

Знать имена крупнейших меценатов, понимать мотивы их деятельности

Итоговый тест, анкетирование.

Записи в тетради



Особенности русской культуры IX-XIX веков

2

Повторения

и

обобщения

Видеоматериалы




Защита рефератов






Содержание курса.


Тема 1. Вводная лекция. Содержание понятия «культура». Проблемы средневековой культуры Руси в трудах дореволюционных, советских и российских ученых. Взгляд на средневековую Русь представителей русского зарубежья.


Тема 2. Истоки культуры Древней Руси. Хозяйственный опыт и традиции духовного мира восточнославянских племен. Роль геополитических и природных факторов в формировании российской цивилизации. Древняя Русь – зона встречи цивилизаций Запада и Востока. Принятие христианства и соединение культурных традиций восточных славян и Византии. Культурное взаимодействие между Русью и Западом. Связи Руси с Передней и Средней Азией, противоречивый характер связи с соседним кочевым миром.


Тема 3. Древнерусская литература как духовное учительство. Своеобразие литературы Киевской Руси, периода раздробленности, северо-восточной Руси и Московского государства. Проблема жанров средневековой литературы. Монастыри как центры книжной культуры. Возрастание влияния церковной идеологии в литературе XV в. Отражение в русской публицистике XVI в. основных проблем исторического развития страны – борьбы за усиление государственной централизации, полемики по вопросам взаимоотношений государства и церкви, исторических корней самодержавия.

Тема 4. Архитектура Древней Руси. Самобытные черты в архитектуре Киевской, Северо-Восточной Руси. Роль Новгорода и Пскова в сохранении традиций и памятников культуры домонгольского времени. Превращение Москвы в общерусский архитектурный центр. Памятники зодчества шатрового стиля. Каменное строительство в русских городах и монастырях.

Тема 5. Живопись Древней Руси. Язык древнерусской живописи. Древнерусская икона. Настенная живопись. Духовное наследие Ф. Грека. Оформление московской школы живописи. Влияние С. Радонежского на творчество А. Рублева и Дионисия. Воплощение в изобразительном искусстве XVI в. официальной идеологии об исторической преемственности власти московских князей и Ивана IV. Расширение тематики живописи в XVI, XVII веке.

Тема 6. Бытовая Культура Древней Руси. Быт крестьян (крестьянский труд, жилище и утварь, трапеза, семья, народные праздники). Быт царей (государев двор, развлечения царей, царская свадьба, воспитание царских детей).

Тема 7. Общественно-политическая мысль конца XV-XVI вв. Вопросы самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, его международного положения в публицистике. «Сказание о князях владимирских», идея о Москве – третьем Риме. Споры о положении церкви в государстве между «нестяжателями» и «иосифилянами». «Повесть о белом Клобуке». Критика официальной церкви Максимом Греком. Послания Ф. Карпова, Сильвестра. Выступления И. Пересветова. Свод Житий святых «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Сочинения Ермолая-Еразма «Стоглав» как источник для изучения быта русского общества. «Домострой» - свод религиозного и семейно-бытового поведения. Послания А.М. Курбского и Ивана IV.

Тема 8. Русская культура XVII в. Грамотность и просвещение. Открытие первого высшего учебного заведения в России. Накопление научных знаний и развитие исторической мысли. Начало нового этапа в развитии литературы. Возрастание индивидуальности авторского стиля и личностного начала в литературе, расширение в ней социальной среды и светских мотивов. Проявление народного характера литературы XVII в. в пословицах и поговорках. Усиление светских мотивов в зодчестве. Становление и развитие реалистических тенденций в живописи. Раскол в русской культуре под влиянием церковной реформы Никона.

Тема 9. Принципы культурной политики Петра I. Условия формирования и общая характеристика культурной политики Петра I. «Культурное наследство» Петра I. Роль поездки Петра в Европу для дальнейших преобразований. Понятия «модернизация», «европеизация», «культурный диалог» в историко-культурных исследованиях. Эстетические вкусы Петра I. Особенности понимания роли искусства на рубеже XVII-XVIII вв. Концепция «Москва – третий Рим» в идеологии Петра I и символика Петербурга. Городское пространство и мифология Петербурга: город как имя, город как пространство. Роль Петербурга в становление нового типа культуры в России. Развитие живописи в первой половине XVIII века. Религиозные реформы Петра I. Принцип полезности в реформировании церкви и духовной жизни русского человека. Феномен «светской святости». «Реформа веселья» как составная часть культурной политики. Составляющие «реформы веселья»: календарная реформа, указы о платье и бороде, ассамблеи. Значение «реформы веселья» в становлении нового типа культуры в России.

Тема 10. Просветительские идеалы в системе русской культуры. «Просвещенный абсолютизм» как явление русской культуры. Понятие «просвещение» в системе средневековой культуры. Общественные настроения в середине XVIII в. Французское Просвещение и русская общественная мысль. «Наказ» Екатерины II как культурная программа просвещенной монархии. Петербургский и московский классицизм. Развитие живописи, скульптуры и театра во второй половине XVIII века.

Тема 11. Идея создания «новой породы» людей в истории русской культуры XVIII в. Человек и исторический процесс в разных философских системах: просветительская концепция, позиция «архаистов», философско-этические идеи масонства. Педагогическая теория в эпоху Екатерины II. Концепция И.И. Бецкого. Смольный институт. Взгляды И.М. Карамзина, И.И. Новикова на воспитание. Быт вельмож и императоров.

Тема 12. История образования и науки в XVIII – первой половине XIX вв. Первые светские учебные заведения: история создания, цели обучения. Организация латинских школ в России, состав их учащихся, вопрос о католическом влиянии. Создание системы сословного образования в России (вторая четверть XVIII – первая половина XIX вв.) Причины переориентации на сословное образование. Шляхетские корпуса: история создания, цели обучения. Структура образовательной системы, ее характер при Екатерине II, Александре I, Николае I. Роль университетского образования в системе русской культуры. Учреждение Академии наук, Библиотеки, Кунсткамеры. Позиция государственной власти по отношению к науке. Значение научного знания в системе русской культуры Нового времени.

Тема 13. Жизнь и быт дворян первой половине XIX вв. Декабристский тип личности. Романтизм как стиль жизни и творчества. Моды пушкинского времени. Досуг дворян. Дуэли. Сватовство, брак и развод в русском быту в XVIII – первой половине XIX вв. Законодательство о браках. Порядок заключения брака в дворянском и крестьянском быту.

Тема 14. Национальная идея в образах русского ампира.Имперская символика русского ампира. Художественные истоки русского ампира. Вершины русского ампира. Русский город нового времени. Живопись первой половины XIX века.


Тема 15. Модель интеллигентской культуры середины ХIХ века. Новая волна просвещения и “дух времени”реформаторской эпохи 60-70-х гг. Идеалы и герои русской литературы классического периода. Мастера середины столетия.


Тема 16. Феномен “передвижничества” в русской школе реалистического искусства. “Бунт” против академизма и появление передвижничества. Художественный язык социальной живописи. Историческая и религиозная тема в реалистической живописи. Мамонтовский художественный кружок. “Мир искусства”. Передвижничество в музыке и театре в России во второй половине ХІХ века. Музыкальное просветительство. «Могучая кучка». Преодоление провинциализма русской музыкальной школы. И.Чайковский. Демократизация театрального искусства.


Тема 17. Жизнь и быт купцов. Образ жизни купцов. Купцы- меценаты и коллекционеры.

Тема 18. Особенности русской культуры IX-XIX веков. Проблема изменения культурных систем: причины, этапы, характер, динамика, последствия. Формирование русской национальной культуры, противоречия процесса, последствия и значение. Личностный тип культуры, его характеристики и особенности формирования в России.


Литература для учащихся






Список литературы

Год издания



Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.

Л., 1988.


  1. 2

Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия. ІХ-ХІХ века

М.,1997



Бондаренко П.Е. Праздники христианской Руси.

Калинград, 1995.



Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории.

М., 1992.




Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа: Материалы по русской демонологии.

СПб., 1994.

  1. 8

Златоструй. Древняя Русь Х-ХІІІ вв.

М.,1990



Золотое кольцо России.

М., 1982.



История культуры России.

М., 1993.

  1. 11

История русского искусства. В 13 т. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря.

М.,1959-1965

  1. 12

История русского и советского искусства / Под ред. Д.В.Сарабьянова.

М.,1989



Кирпичников А.Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв.

Л., 1976.



Культура средневековой Москвы XIV-XVII вв.

М., 1995.

  1. 23

Любимов Л.Г. Искусство Древней Руси.

М.,1981

  1. 24

Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство.

М.,1978

  1. 25

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в.

М.,1983



Лазарев В.Н. Мозаики и фрески Древней Руси.

М.,1973.



Лазарев В.Н. Московская школа иконописи.

М., 1980.



Лазарев В.Н. Новгородская иконопись.

М., 1981.



Очерки русской культуры XIII-XV вв.: В 2 ч.

М., 1970.



Очерки русской культуры XVII вв.: в 2 ч.

М., 1979.



Очерки русской культуры XVIII вв.: в 4 ч.

М., 1985.



Павленко Н.И. Петр Первый и его время.

М.,1989



Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.

М., 1987



Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв.

М.,1987



www.wikipedia.org



www.wco.ru



www.allday.ru



www.countries.ru



www.ricolor.org



www.alleng.ru



www.avt.miem.edu.ru



Литература для педагога





п/п

Список литературы

Год издания

  1. 1

Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX- XIX век.

М.,1998

  1. 3

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры.

М.,2003

  1. 4

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. Практикум по истории русской культуры.

М.,2003

  1. 5

Георгиева Г.С. Русская культура: история и современность.

М.,1999

  1. 6

Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала ХХ в.

М.,1985

  1. 7

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.

М.,1990

  1. 8

Златоструй. Древняя Русь Х-ХІІІ вв.

М.,1990

  1. 9

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство.

М.,1994

  1. 10

Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века.

М.,1999

  1. 11

История русского искусства. В 13 т. / Под общ. ред. И.Э. Грабаря.

М.,1959-1965

  1. 12

История русского и советского искусства / Под ред. Д.В.Сарабьянова.

М.,1989

  1. 13

История русской литературы XI - XVII в. /Под ред. Д.С.Лихачева.

М.,1985

  1. 14

Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX века.

М.,1983

  1. 15

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.

М.,1972

  1. 16

Карпов Г.М. Русская культура на пороге новой эпохи . XVII век.

М.,1994

  1. 17

Кондаков И.В. Культурология. История культуры России.

М.,2003

  1. 18

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры.

М.,1997

  1. 19

Кондаков И.В. Русская культура: Краткий очерк истории и теории: Учебное пособие.

М.,1999

  1. 20

Лифшиц Мих. Очерки русской культуры.

М.,1995

  1. 21

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре.

СПб.,1994

  1. 22

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда.

М.,1987

  1. 26

Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки по истории русской культуры. IX – XVII вв.

М..1984

  1. 27

Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половинаХІХ в.

М.,1975

  1. 28

Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половиныХІХ в.

М.,1984

  1. 29

Очерки истории русской культуры второй половины ХІХ в. / Под ред. Волынкина.

М.,1976

  1. 31

Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII в.

М.,1995

  1. 32

Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века.

М.,1996

  1. 33

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.

М.,2003



Харламова Т.И. и др. Конспекты по истории русской культуры.

М.,2001



www. starat.narod.ru




www.wm-painting.ru




www.antic-imperia.ru







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconРабочая программа по литературе класс 6 Учитель Еремина Лидия Петровна Квалификационная категория учитель
Категория обучающихся: учащиеся 6 класса моу «Фоминская общеобразовательная средняя школа»
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconТ. А. Аббясева «физика и сельское хозяйство» (Предпрофильный курс) Автор курса О. Д. Маркина, учитель математики, высшая квалификационная категория Х. Лозной 2012 г. Содержание пояснительная записка
Тест «Определение склонности к предпочтительному типу деятельности». Методика Е. А. Климова
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconАдрес Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана Наименование темы опыта Внеклассная работа по истории и обществознанию
Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconЗиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная школа №49 города Кургана» конспект урок
Автор: Зиновьева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, моу «Средняя общеобразовательная...
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconМетодическая разработка Авторы: Семёнова Н. И. учитель начальных классов моу сош №5, высшая квалификационная категория; Шнырова О. В. учитель начальных классов мбоу сош с уиоп
Внеурочная работа, как одна из форм организации свободного времени учащихся (актуальность, новизна работы, её цели и задачи)
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconС. А. и учитель математики Долгушина Е. А. Моу г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №20» Тема: Моделирование в электронных таблицах. Степенные функции у=х n. Их свойства и графики Тип урок
Разработали: учитель информатики Чурикова С. А. и учитель математики Долгушина Е. А. Моу г. Кургана «Средняя общеобразовательная...
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconАнуфриева Маргарита Михайловна, 1941 года рождения Образование высшее Пермский государственный педагогический институт, закон
Образование – высшее Пермский государственный педагогический институт, закончила в 1963 году, специальность «учитель физического...
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconИсследуй себя программа элективного курса предпрофильной подготовки по физике для 9 класса разработала : Ветрова Ольга Михайловна учитель физики 1 квалификационная категория Ангарск Пояснительная записка Количество учебных часов
Переход старшей школы на профильное обучение определен Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на...
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconПояснительная записка. Url
Владелец сайта: Потешкина Галина Владимировна, учитель информатики и математики моу кротковской сош похвистневского района Самарской...
Смирнова Галина Михайловна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31», Заслуженный учитель рф, высшая квалификационная категория пояснительная записка. В соответствии со статьей 9 закон iconТ. А. Аббясева «математика и сельское хозяйство» (Предпрофильный курс) Автор курса О. Д. Маркина, учитель математики, высшая квалификационная категория Х. Лозной 2012 г. Содержание пояснительная записка
Предпрофильный курс «Математика и сельское хозяйство» рассчитан на изучение в первом полугодии, на курс отводится 16 часов (1 час...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы