Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 icon

Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52



НазваниеМодель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52
Дата конвертации31.05.2013
Размер163.6 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Модель урока деятельностного типа

в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

из опыта работы учителя начальных классов

Шашова Вера Степановна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 52

р.п. Ильиногорск

Володарского района

Нижегородской области


Проработав в школе более 30 лет, из них 20лет - по развивающим программам, я увидела, что мои ученики к 5 классу начинают осознанно относиться к самому процессу обучения. Они стремятся учиться для себя, и помогать учиться своему соседу по парте и всем ребятам класса. У них сформированы способности к анализу, планированию и рефлексии. Эти способности помогают им в дальнейшем саморазвитии, самообучении, самовоспитании. К 5 классу у них уже созданы предпосылки для успешной учёбы и положительному отношению к учебному труду, очень важно поддерживать у ребят устойчивую учебную мотивацию и потребность в продолжении обучения. У моих выпускников есть своё собственное мнение, которое позволяет им адекватно реагировать на постоянные изменения в мире, осознавать и выражать свою собственную уникальность.

Что же помогает мне достичь данных результатов? Помогает мне в этом система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. В основе этой системы – развитие теоретического мышления, которое основано на анализе, расчленении целого на части и выделение общего способа решения учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, при решении которой школьник находит принцип решения целого класса задач, это такая задача, при решении которой с помощью сверстников, дискуссий ребенок должен осознать, почему понятие возникло. Ученые склоняются к тому, что такая способность неразрывно связана с качественно иным мышлением, которое называют научным, теоретическим, творческим. Такое мышление помогает увидеть весь мир во всем многообразии, сложных связях и единстве, незавершенным и постоянно преобразующимся. Благодаря ему, человек понимает, что его личность - это целый мир, неповторимый, уникальный, имеющий собственную ценность, что он сам может творчески преобразовывать себя, саморазвиваться. Это особое мышление дает возможность обладателю стать эффективным работником, готовым к всевозможным изменениям в сфере его трудовой деятельности, поможет оставаться соответствующим современному научно-техническому прогрессу, двигать этот прогресс.

Если в общем виде описать, как все происходит на уроке, то получатся следующие этапы урока:

1) Постановка учебной задачи учителем через затруднение, решить которое у учащихся не хватает средств, и присвоение ее (задачи) учениками.

2) Поиск пути решения задачи через исследовательскую деятельность (работа в группах):

  • преобразование условий задачи, поиск общего отношения;

  • моделирование (фиксация общего отношения в модели, схеме …)

3) Вынесение результата работы группы (модели, схемы …) на доску.

4) Заслушивание докладов групп. Вопросы на понимание, уточнение.

5) Обсуждение, вскрытие противоречий. Дискуссия.

6) Согласование. Сличение с нормой.

7) Рефлексия:

  • Что планировали?

  • Что сделали?

  • Что не получилось? Почему?

Рассмотрим это на примере урока математики в 1 классе

Тема урока: Скобки как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций. Программа « Математика». Автор: Э.И.Александрова. Издательство «Вита- Пресс».

^ Тип урока: урок моделирования.

Диагностика психологических качеств личности:


Диагностика внимания

Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания. Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь". Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)



уровень

низкий

средний

высокий

Количество учащихся ( %)

16%

19%

65%


Диагностика памяти

Методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
"Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

А - общее количество слов,
В - количество запомнившихся слов,
С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;
50-75% - средний уровень;
30-50% - низкий уровень;
ниже 30% - очень низкий уровень.

уровень

низкий

средний

высокий

количество учащихся( %)

16%

36%

48%

Диагностика мышления

Методика "Четвертый лишний".

Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

- книга, портфель, чемодан, кошелек;
- печка, керосинка, свеча, электроплитка;
- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
- река, мост, озеро, море;
- бабочка, линейка, карандаш, ластик;
- добрый, ласковый, веселый, злой;
- дедушка, учитель, папа, мама;
- минута, секунда, час, вечер;
- Василий, Федор, Иванов, Семен.
("Лишние" слова выделены курсивом.)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов:

  • 10-8 баллов - высокий уровень развития обобщения;

  • 7-5 баллов - средний уровень развития обобщения,
    не всегда может выделить существенные
    признаки предметов;

  • 4 и менее баллов - способность к обобщению развита
    слабо.



уровень

низкий

средний

высокий

количество учащихся( %)

14%

14%

72%

Диагностика самооценки

Цель: проверить учащихся на адекватность самооценки.

Учащимся предлагается выбрать задачи в соответствии со своими возможностями, решить их и после этого ещё раз оценить свои возможности. Дифференцированность самооценки выявляется по тому, может ли ученик выделить и назвать сильные и слабые стороны своей работы.

Источник: А.Б.Воронцов « Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности»

Издательство « Рассказов». Москва. 2002год.

уровень

низкий

средний

высокий

количество учащихся( %)

4%

38%

58%

Диагностика мотивов учения

Цель: оценка результата готовности ученика к решению познавательных задач

Приём « Незаконченные предложения».

Учитель задаёт вопросы, дети отвечают:

1. « Если у меня не получается задача, то я…»

2. «Если я хочу научиться что-то делать, я…»

3. « Прежде чем решить задачу, надо…»

4. « Я предпочитаю выполнять трудные( лёгкие ) задания, т.к…»

5. « Я люблю искать разные способы решения одной задачи, т.к…»


Источник: А.Б.Воронцов « Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности».

Издательство « Рассказов». Москва. 2002год.


уровень

низкий

средний

высокий

количество учащихся (%)

8%

42%

50%



Диагностика саморегуляции

Цель: умение принимать и удерживать задачу


Пишу букву, т.к. знаю правило


Не могу доказать, не пишу букву

Лыжи (жи-ши пиши с и)

ш- лк ( ё ? о)


Источник: « Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения».

Томск. « Пеленг». 1995 год.


^ Описание исходного уровня

знаний, умений и навыков учащихся


Для усвоения темы «Скобки, как знак, показывающий другую последовательность выполнения операций» необходим теоретический запас знаний детей:

1.знание букв латинского алфавита;

2.сложение и вычитание чисел в пределах 10;

3.уравнивание величин;

4.понятие о частях и целом;

5.решение текстовых задач;

6.умение записывать формулы и чертить к ним схемы;

Знание данных понятий помогут детям в усвоении темы данного урока. В разделе

« Как из частей составлять целое» эта тема встречается впервые.


Учебная задача:^ ОТКРЫТЬ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТЯМ И НАОБОРОТ.


Цели:


  • Образовательные: открыть новый способ изображения величин с помощью скобок, когда результат вычисления зависит от расстановки скобок; моделировать результаты вычислений в виде схемы;

  • Развивающие: развитие логического мышления на основе операции анализа и синтеза при переходе от схемы к формуле и наоборот; развитие внимания на геометрическом материале, а именно зрительного внимания и концентрации; развитие саморегуляции, а именно планирующего и пошагового самоконтроля и самооценки;

  • Воспитывающие: учить доказывать и отстаивать своё мнение , свою позицию; учить терпеливо слушать друга в групповой, парной, коллективной работе, оценивать мнение других.


Оборудование: печатные схемы- таблицы, экран, мультимедийная установка, алгоритмы, полоски бумаги, ножницы.


^ План урока


1. Мотивационно-ориентировочная часть.


1) Этап актуализации - 6 минут.

2) Этап мотивации - 7 минут.

3) Этап постановки учебной задачи - 3 минуты.

4) Этап планирования - 4 минуты.


^ 2. Операционно- исполнительская часть.


5) Этап моделирования - 3 минуты.

6) Этап преобразования модели -2 минуты.

7) Этап отработки правила -10 минут.

^ 3. Рефлексивно- оценочная часть.

8) этап контроля и оценки -5 минут

Ход урока


^ 1. Мотивационно-ориентировочная часть


1) Этап актуализации

На фоне лирической музыки.

У- Прежде, чем начать урок, я попрошу вас приложить руку к груди. Что вы чувствуете?

Д –Стучит наше сердце.

У- Да, так бьются ваши сердца. Моё побольше, а ваши- маленькие, как ваши кулачки. Наши сердца даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце – наш добрый советчик. Когда вы спокойны- оно бьётся ровно, когда вы сердитесь – учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце нас предупреждает: « Остановись, успокойся, не злись. Не говори злых , колючих слов. Прости»,- просит оно.

Закройте сейчас глаза, разместитесь поудобнее на парте и вспомните, как вам было больно, тяжело и холодно на сердце от грубых, черствых слов. Тоска и печаль охватывали вашу душу и камнем ложились на сердце эти слова…

Давайте выбросим из памяти все грубые слова.

А теперь вспомните, как вас спасли или утешили словами, вспомните, как от добрых слов мир вокруг заиграл яркими красками. Возьмите сейчас друг другу за руки , соедините их вместе, это поднимет настроение, развеет грусть и печаль и поселит в сердце радость. И в добрый час!

-Посмотрите на доску. Вспомните как необходимо действовать при таких заданиях:



1 группа

2 группа

3группа

Найдите значения выражений:

2+4+3=

2+7-5=

3+5-4=

4+6-5=

Расположите выражения в порядке увеличения вторых слагаемых, найдите их значения:

2+4-3=

2+7-3=

3+5-4=

4+6-5=

Определите, по какому правилу записан каждый ряд чисел. Запишите ещё несколько чисел

а) 1,2,4,5…

б) 3, 6,12…

в) 1,3,5,7…

Какой ряд чисел лишний? Почему?










Ученики выполняют задание. На доске появляется знак-«работа в парах». Дети проверяют выполненное задание друг у друга.

У- Что помогло нам справиться с этим заданием?

Трудно ли было проверить себя?

^ Д-Знание способов сложения.

У- Назовите части и целое у примера.

4+3+2=9

Д-4 ,3, 2 –это части, а 9 –это целое;

У- А теперь замените цифровую модель примера на буквенную и составьте к ней формулу.

У- Сможете ли выполнить задание?

Д- Сможем.

Появляется схема :





Дети объясняют , где целое , а где части в схеме и формуле.

2) Этап мотивации . (знак коллективной работы)





У- Вы умеете составлять схемы и формулы.

Дети из соседнего класса собрались сделать аппликацию- столик.


Учительница раздала каждой группе по заготовке и предложила разрезать по линиям и описать формулой, как они отрезали.

Заготовка –


А- вся величина (целое)

С и D- части, которые надо отрезать, чтобы получились ножки к столу.

Отрежь ножки от своей заготовки и опиши схемой и формулой.

^ План действий:

1) отрезать ножки;

2) построить заготовку;

3) описать схемой свои действия;

4) составить формулу;

5) записать полученные результаты;

Дети работают по алгоритму и показывают на доску результаты своей работы.

На доске появляется запись: А- С- D и А- С+ D

^ У- Как вы рассуждали?

Д- Мы сначала отрезали одну часть, а потом другую, а мы по- другому делали , сначала отрезали обе ножки сразу, а потом их отделяли.

У- Как вы думаете, можно было бы записать так: А- С- D = А- С+ D

Прежде чем ответить, проверь, построив схему по каждой формуле.

Ученики чертят схему по формуле. У них получается следующее:


А- С- D = А- С+ D

^ Д- У нас не получилось, по схеме, что эти формулы равны, что- то здесь не так?

У- Чем необходимо дополнить запись А- С+ D, чтобы было понятно, что отнимать нужно не С, а С+ D?

^ Д- Нужен какой –то знак, например: А- С+ D

3) Этап постановки учебной задачи

У- Значит на этом уроке перед нами стоит какой вопрос?

Учитель фиксирует вопрос на доске:

А- С+ D - ?

^ Д- Нужен знак для обозначения действия.


У- Математики договорились использовать такой знак: А- (С+ D). Этот знак называют скобкой.


Физкультминутка


^ 2. Операционно- исполнительская часть.

5) Этап моделирования

У- Так какая же модель у нас получилась? А как ещё её можно записать? Я думаю вот так: : А- (С+ D)= (А- С)+ D

Д- Нет неправильно.

Учитель вывешивает модель на доску.

А- (С+ D)= А- С- D

6) Этап преобразования модели .

^ У- Запишите в тетради модель и скажите словами правило ваших действий при решении заданий.

Алгоритм действий учащихся по использованию скобок.

1) прочитать задание;

2) начертить схему; 3) составить выражение

4) если необходимо ставим скобки; 5)проверяем;




^ 7) Этап отработки правила

Появляется знак индивидуальная работа»


У- Откройте учебник с.59 и найдите № 199

Прочитайте задание. Решите задачу по составленному алгоритму.

Алгоритм решения задачи:

1) прочитай текст задачи;

2) найди условие и вопрос;

3) составь схему;

4)найди целое и части;

5)реши задачу по правилу;




6)запиши ответ;

7) проверь;

Дети решают задачу и проверяют с доски

правильность решения. ( в парах)

задача


схема

А-В-С=?

А-( В+С)=?


^ 3. Рефлексивно- оценочная часть.

8) этап контроля и оценки

У- Понравился ли вам урок? Что запомнилось больше всего? Что нового узнали? Кто очень старался? У кого за урок не испортилось настроение? Какое открытие совершили?

Д- Мы сегодня создали модель для решения выражений со скобками.



Создание эмоционального настроя на урок, положительной мотивации посредством музыки и слова.


Операционный компонент учебных действий, а именно осознанность мышления на основе теоретических знаний предыдущих уроков.


Развитие регулирующего компонента учебных действий на основе пошагового самоконтроля при помощи алгоритма и взаимопроверки в группах.


Дифференцированная работа по уровню творчества.

Критерий дифференциации - уровень обученности.


Методы работы - исследовательский, наглядный


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная;


Идёт работа по развитию мотивационного компонента, а именно познавательной и эмоциональной мотивации через практическое задание по изготовлению аппликации.


Развитие операционного компонента учебных действий,

а именно концентрации внимания на предложенной детям заготовке через слуховое и зрительное восприятие;


Развитие регулирующего компонента учебных действий

на основе пошагового и планирующего самоконтроля.


Дифференцированная работа по степени самостоятельности при работе в группе.

Критерий дифференциации - уровень обучаемости.


Метод работы - исследование.


Форма работы: фронтальная и групповая.


Развитие мотивационного компонента учебных действий, а именно познавательной мотивации через постановку учебной задачи всего урока.

Развитие операционного компонента учебных действий на основе операции анализа и синтеза.

Развитие регулирующего компонента учебных действий,

направленное на развитие саморегуляции через фиксацию знака - скобки.


Метод решения учебных задач


Форма работы: фронтальная


Развитие мотивационного компонента учебных действий, а именно познавательной мотивации через создание модели.

Развитие операционного компонента учебных действий на основе операции сравнения и обобщения.

Развитие регулирующего компонента учебных действий

на основе самооценки своих полученных знаний.

Метод- моделирование

Форма работы- фронтальная


Развитие мотивационного компонента учебных действий, а именно познавательной мотивации через создание алгоритма действий учащихся по использованию скобок.

Развитие операционного компонента учебных действий на основе использования полученного правила.

Развитие регулирующего компонента учебных действий, а именно прогнозирующей самооценки на основе введения ситуации свободного выбора .

Форма работы- фронтальная, индивидуальная.

Метод – исследовательский.


Развитие мотивационного компонента учебных действий, а именно познавательной мотивации через исследование на основе мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Развитие операционного компонента учебных действий на основе использования теоретических знаний предыдущих уроков и полученных на данном уроке.


Развитие регулирующего компонента учебных действий, а именно пошагового самоконтроля при решении задачи по алгоритму.

Метод исследования

форма работы- индивидуальная, групповая.

Развитие мотивационного компонента учебных действий, а именно познавательной мотивации при подведении итога урока.

Развитие регулирующего компонента учебных действий, а именно рефлексии при подведении итога урока.

Методы – словесные.

Форма работы - фронтальная.

Система РО Эльконина – Давыдова создает все условия для развития, ставит ученика в ситуацию выбора, присвоения мотивов, потребностей, необходимости решения тех или иных учебных задач, развивает творческие способности, умение рефлексировать и контролировать свои действия, помогает овладеть новейшими технологиями получения и обработки информации, создает условия для сотрудничества и предметного общения, развивает такие качества, как инициативность, критичность по отношению к своим и чужим действиям. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет, необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно, а кто с нетерпением и восторгом торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.




Похожие:

Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconОпыт работы учителя начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13» Вахитовского района города Казани Маликовой Наили Талгатовны
Я, Маликова Наиля Талгатовна, учитель начальных классов мбоу средней общеобразовательной русско-татарской школы №13 Вахитовского...
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconРайонное методическое объединение учителей начальных классов. Исследователь
Исследователь: материалы из опыта работы учителей начальных классов и дополнительный материал для организации учебно-исследовательской...
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconОпыт работы учителя начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13» Гасымовой Ольги Федоровны
Я, Гасымова Ольга Федоровна, работаю в средней школе №13 Вахитовского района г. Казани с 1995 года учителем начальных классов
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconМетодическая разработка Авторы: Семёнова Н. И. учитель начальных классов моу сош №5, высшая квалификационная категория; Шнырова О. В. учитель начальных классов мбоу сош с уиоп
Внеурочная работа, как одна из форм организации свободного времени учащихся (актуальность, новизна работы, её цели и задачи)
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconГеоргиц Наталья Викторовна учитель английского языка Морозова Ольга Александровна учитель начальных классов Интегрированный урок
Подготовка обучающихся к активному усвоению материала. Слово учителя начальных классов
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconПрограмма для кружка «Азбука здоровья»
Кашапова Венера Ханифовна учитель начальных классов I квалификационной категории, Рахматуллина Римма Мирхатовна учитель начальных...
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2011 2012 учебный год
Руководитель мо гумерова Р. Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconОпыт работы Учителя начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №13» Вахитовского района города Казани Сафиуллиной Лилии Ильдаровны
Я, Сафиуллина Лилия Ильдаровна, работаю в средней школе№13 Вахитовского района г. Казани с 2004года учителем начальных классов
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconКонспект открытого урока Автор: Базитова Оксана Месхутовна, учитель начальных классов мбоу сош №167 г о. Самара Предмет: Окружающий мир Класс: 3
Автор: Базитова Оксана Месхутовна, учитель начальных классов мбоу сош №167 г о. Самара
Модель урока деятельностного типа в системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова из опыта работы учителя начальных классов Шашова Вера Степановна, учитель начальных классов мбоу нош №52 iconСтихотворное эссе «Универсиада 2013: мой город и я» Автор: учитель начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная школа №69»
Автор: учитель начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная школа №69» Приволжского района г. Казани
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы