Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/7
Дата конвертации08.09.2012
Размер0.89 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)


Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита


Одобрено учебно-методическим советом

экономического факультета


ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



Учебно-методический комплекс


Специальность: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Москва 2009


Автор-составитель:


Кладова И.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита


Учебно-методический комплекс «Теория экономического анализа» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.


© Российский государственный торгово-экономический

университет, 2009


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса……..4

  1. Цель, задачи и предмет дисциплины…………………………...............6

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…..………..7

  3. Объем дисциплины………………..……………………………………..9

    1. 3.1Объем дисциплины и виды учебной работы………….....……..…..9

    2. 3.2Распределение часов по темам и видам учебной работы……...….10

  4. Содержание курса…………………………………......………………...13

  5. Темы и задания для практических занятий……………..……………..17

  6. Задания для самостоятельной работы студентов…………………..…21

  7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению……………………………………………......……………27

  8. Вопросы для подготовки к зачету………………………..…………….34

  9. Учебно-методическое обеспечение………………………………….....38

    1. 9.1Литература…………………………………………………………..…..…...38

    2. 9.2Методическое обеспечение дисциплины………………………....40

    3. 9.3Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………...…………………......…………….....59

    4. 9.4Глоссарий…………………………..……………………………………..….
      60



^ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ


Групповая совместная работа студентов предполагает совместное принятие решений по ряду вопросов, касающихся освоения метода и методики экономического анализа. На практическом занятии студенты осваивают основные принципы экономического анализа, методику экономического анализа как совокупности конкретно-научных приемов и способов. Преподаватель в виде письменного задания предлагает разобрать систему аналитических показателей, их классификацию, способы определения, проблемы обеспечения сопоставимости, систематизации и сводимости показателей, абсолютные, относительные и средние величины.

Также необходимо письменно рассмотреть элементы методики экономического анализа, алгоритмы расчетов на конкретных цифровых примерах.

Преподаватель обращает внимание на сопоставимость показателей при сравнении и на основные способы приведения показателей к сопоставимому виду. Студенты совместно обсуждают проблемы сопоставимости показателей и пути их решения и предлагают варианты.
(Раздел 2 , тема 4).

Доклад предполагает публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен как самим преподавателем, так и студентом или группой студентов. Если доклад разрабатывается и представляется преподавателем по какой-нибудь дискуссионной тематике, то он заранее оповещает об этом студентов. Студенты самостоятельно изучают предложенную тему, а на занятии в ходе обсуждения доклада преподавателя разбирают тему и обсуждают сложные вопросы.

Преподаватель в целях расширения кругозора студентов разрабатывает тематику докладов по наиболее сложным, дискуссионным вопросам теории экономического анализа. К каждой теме преподаватель называет примерный список нормативной и научной литературы, а также предлагает воспользоваться периодической литературой и возможностями Интернета. Докладчики выбираются по желанию студентов. Преподаватель объясняет студенту, что доклад не должен быть формальным, включать спорные актуальные вопросы, носить проблемный характер. Выступающий должен заранее ознакомить с докладом преподавателя. Преподаватель критически оценивает доклад и ограничивает время докладчика (Раздел 1, Темы 1, 2, 3).

Диспут. Студенты группы, не являющиеся выступающими докладчиками по указанию преподавателя должны самостоятельно подготовиться к диспуту по предлагаемой тематике. Диспут может носить характер спора. С этой целью преподаватель может по каждой теме назначить оппонентов, которые должны изучить соответствующие источники научной литературы. Оппоненты должны задавать докладчику актуальные вопросы, ставить перед ним проблемы и совместно их решать. По итогам диспута преподаватель делает вывод (Раздел 2, Темы 7, 8).

Коллоквиум представляет собой форму учебного занятия, на котором преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса. Коллоквиум проводится два раза в семестр (После первого раздела, после 3 темы). Преподаватель имеет возможность узнать, понимают ли студенты лекционный курс. На коллоквиум выносятся узловые вопросы пройденного лекционного материала. Преподаватель задает один или несколько вопросов экзаменационного уровня и в случае положительного ответа может зачесть изученную тему в качестве экзаменационного (зачетного) ответа.

^ Обучение путем заучивания – обучение, при котором все знания поступают студенту от преподавателя. Ряд понятий студент должен запомнить, что дает возможность преподавателю оценить знания студента в области теоретических экономического анализа (Раздел 2, Темы 4, 5, 6). Тестовое задание состоит из вопроса и набора ответов. Тест может включать не менее трех вариантов ответов. Студент должен выбрать правильный вариант (или варианты). Тестовое задание может состоять из заполнения пропусков в предложениях, может предполагать последовательность ответов, может включать ответ «иное». Преподаватель заранее определяет шкалу оценок по пяти балльной системе. Количество вариантов ответов на тесты должно быть не менее трех. Преподаватель должен ограничить время выполнения теста (Раздел 1, 2, Темы 2, 3, 4, 5, 6, 7).



  1. ^ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ


В условиях рыночных преобразований в России возрастает потребность в высококвалифицированных бухгалтерах, экономистах и аудиторах.

Необходимость изучения дисциплины «Теория экономического анализа» обусловлена тем, что в системе управления организацией экономический анализ становится условием цивилизованных отношений в бизнесе, основой надежности и всесторонней обоснованности финансовых решений на всех уровнях и во всех субъектах хозяйствования.

Целью изучения дисциплины является получение системных знаний в области методики экономического анализа и основных тенденциях его развития на современном этапе для того, чтобы своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Конечной целью преподавания дисциплины «Теория экономического анализа» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по информационному, организационному и методическому обеспечению и проведению экономического анализа разных сфер предпринимательской деятельности в малом, среднем и крупном бизнесе по обоснованию принимаемых решений для реализации финансовой политики и управления производством.

В ходе достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- изучить причинно-следственную взаимосвязь между различными показателями производственной коммерческой и финансовой деятельности, дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия;

- прогнозировать возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из конкретных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов; разработать модели финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов;

- разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.



  1. ^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке специалистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» обусловлено тем, что она является базовой профилирующей дисциплиной для данной специальности, которой в структуре учебного плана отведено наибольшее число часов. Изучение дисциплины «Теория экономического анализа» тесно связано с такими дисциплинами, как «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Анализ финансовой отчетности», «Экономический анализ», «Управленческий анализ», «Аудит» и другими. Дисциплина тесно связана и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как «Экономическая теория», «Цены и ценообразование», «Налоги и налогообложение», «Теория бухгалтерского учета», «Статистика» и другие.

Дисциплина «Теория экономического анализа» предусматривает изучение таких разделов, как: история и перспективы развития экономического анализа, предмет и содержание экономического анализа, место и роль экономического анализа в системе управления, метод и методика экономического анализа, экономико-математические методы в экономическом анализе, виды экономического анализа и их роль в управлении производством, система комплексного экономического анализа и поиск резервов повышения эффективности производства.

Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что студенты должны иметь теоретические знания, но и уметь пользоваться методикой экономического анализа, а также использовать в учетном процессе прикладные программные продукты. В этой связи практические занятия по дисциплине могут проводиться с использованием персональных компьютеров.

В соответствии с квалификационной характеристикой выпускник по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» должен:

  • иметь представление об истории перспективах развитиях экономического анализа;

  • знать предмет, содержание и задачи экономического анализа;

  • знать метод и методику экономического анализа;

  • знать порядок применения экономико-математических методов в экономическом анализе;

  • знать виды экономического анализа и их роль в управлении производством;

  • приобрести навыки комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности производства;

  • иметь опыт использования компьютерных программ для экономического анализа.



^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


^ Вид учебной работы










Очная

Очно-заочная

Заочная

Заочная сокращенная

№№ семестров

6

6

6

4
^

Аудиторные занятия:


36

36

10

8

лекции

16

20

6

6

практические занятия

20

16

4

2
^

Самостоятельная работа


34

34

60

62

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

70

70

70

70
^

Текущий контроль


Аттестация № 1,2 –6сем.

Аттестация № 1,2 –6сем.

Контрольная работа

-

^ Виды итогового контроля

зачет –6 сем

зачет– 6 сем.

зачет –6 сем.

зачет– 4 сем.
  1   2   3   4   5   6   7




Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРостовский государственный университет р. В. Ведринский, А. А. Новакович
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconА. А. Новакович учебно-методическое пособие основы векторного и тензорного анализа часть I i
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования таганрогский государственный радиотехнический университет
«развитие образовательных учреждений, ведущих заочную учебную работу со школьниками»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тобольский государственный педагогический институт имени Д. И. Менделеева»
Извлечения из Федерального Закона Российской Федерации от 22. 08. 1996 №125-фз «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный технический университет
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Д 44 Диалог культур и цивилизаций. Материалы X всероссийской научной конференции молодых историков. Тобольск: Изд-во тгпи им. Д....
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Целью курсовой работы является изучение уровня и качества жизни населения. Объектом исследования являются статистические расчёты
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное уреждение высшего профессионального образования всероссийский заочный финасово-экономический институт
По теме: Проблемы адаптации западного управленческого учёта к российской теории и практике
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и рауки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный торгово-экономический университет
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и рауки российской федерации федеральное агентство по образованию государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный торгово-экономический университет
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы