Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию



НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
страница1/4
Дата конвертации08.09.2012
Размер0.55 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


(РГТЭУ)


Кафедра антикризисного и стратегического менеджмента


Одобрено УМС
факультета управления



ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)


Учебно – методический комплекс




для студентов специальности

080503 - Антикризисное управление


Москва
2008
^

Шевчук Иван Викторович, преподаватель




Учебно-методический комплекс «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине по специальности 080503 - Антикризисное управление.

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения.


© Российский государственный торгово-экономический университет, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели, задачи и предмет дисциплины…………………………………………4

  2. Требования к уровню освоения дисциплины………………………………..5

  3. Объем дисциплины……………………………………………………………7

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы 7

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………….8

  4. Содержание курса…………………………………………………………...11

  5. Темы практических и семинарских занятий,
    тематических дискуссий и деловых игр…………………………………….22

  6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)………………………...25

  7. Задания для самостоятельной работы студентов…………………………..26

  8. Вопросы для подготовки к зачету…………………………………………..40

  9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….43

10.1.Литература………………………………………………………………….43

10.2.Методическое обеспечение дисциплины…………………………………44

10.3.Материально-техническое
и информационное обеспечение дисциплины…………………………………45

10.4.Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)……………………………………45

Глоссарий…………………………………………………………………………..46


1. Цели, задачи и предмет дисциплины

В настоящее время оценка стоимости предприятия (бизнеса) является неотъемлемой частью современного менеджмента и служит эффективным инструментом принятия и анализа управленческих решений.
Вопрос оценки стоимости предприятия (бизнеса) возникает на каждом этапе его функционирования, начиная от формирования уставного капитала и нахождения оптимальной структуры финансирования и заканчивая сложными вариантами реструктурирования и продажи активов с последующим определением величины обязательств перед различными участниками его деятельности.

Практически во всех странах существуют нормы корпоративного управления в той или иной степени ориентированные на повышение стоимости предприятия. В последние десятилетия среди вопросов эффективного менеджмента особенно остро звучит проблема включения оценки стоимости предприятия в общую систему принятия стратегических управленческих решений. Так называемый менеджмент, ориентированный на стоимость (value-based management), получил широкое распространение в практике управления не только крупнейших корпораций развитых стран, но и стал образцовой моделью ведения бизнеса во многих компаниях развивающихся стран.

В России постепенно набирает силу процесс инкорпорирования предприятий, выхода компаний на рынок капитала и работы с зарубежными инвесторами. Рост активности отечественных компаний на внешних рынках корпоративных заимствований и первичные размещения акций являются наглядным тому примером. В ближайшие годы можно ожидать значительное повышение спроса не только на оценку стоимости активов, но и на построение систем управления стоимостью предприятий, учитывающих динамичную среду функционирования бизнеса и необходимость выработки эффективных стратегических решений.

Целью дисциплины «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» является фундаментальная подготовка студентов для решения теоретических и практических вопросов, связанных с оценкой стоимости предприятия (бизнеса), а также формирование необходимой профессиональной базы для принятия управленческих решений. К задачам дисциплины «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» относятся комплексное изучение теоретических и практических вопросов оценки стоимости предприятия (бизнеса), получение студентами навыков применения основных подходов и методов оценки, а также освещение альтернативных вариантов использования результатов оценки в принятии стратегических управленческих решений.

^ 2. Требования к уровню освоения дисциплины

Курс «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» составляет основу для изучения таких дисциплин как антикризисный менеджмент, теоретические основы реструктуризации и др. Программа дисциплины «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» составлена в соответствии с ГОС ВПО специальности «Антикризисное управление».

Изучив дисциплину, студент должен:

  • иметь целостное представление о процессе оценки стоимости, его этапах и результатах;

  • иметь системное представление о методах, приёмах и инструментах оценки стоимости предприятий;

  • понимать сущность и специфику оценки стоимости бизнеса в условиях российского рынка;

  • понимать значение оценки стоимости в принятии управленческих решений.

Изучив дисциплину, студент должен владеть:

  • специальной экономической терминологией и лексикой, используемой в дисциплине "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)";

  • общепринятыми подходами и методами к оценке стоимости предприятия (бизнеса);

  • методами сбора и обработки общей и специфической информации, применяемыми в оценке стоимости предприятия (бизнеса).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • понятия, цели, принципы и технологии оценки стоимости предприятия (бизнеса);

  • подходы и методы оценки, их использование в практике ведения бизнеса.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

  • проводить расчёты стоимости предприятия с использованием общепринятых подходов и методов оценки;

  • интерпретировать результаты оценки стоимости предприятия (бизнеса);

  • применять результаты оценки в анализе деятельности предприятия и принятии управленческих решений.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о:

  • дальнейших тенденциях в области совершенствования и развития подходов к оценке стоимости предприятия (бизнеса);

  • возможности применения информационных технологий в оценке стоимости предприятия (бизнеса).

Структура курса включает в себя следующие основные темы: методологические парадигмы оценки стоимости предприятия (бизнеса), базовые понятия и концептуальные модели оценки стоимости предприятия (бизнеса), оценки стоимости предприятия (бизнеса) балансовыми методами, оценка стоимости предприятия (бизнеса) квазибалансовыми методами, оценка стоимости предприятия (бизнеса) мультипликаторными методами, оценка стоимости предприятия (бизнеса) приведенными методами, оценка стоимости предприятия (бизнеса) методами добавленной стоимости, оценка стоимости предприятия (бизнеса) опционными методами, макроэкономические факторы оценки стоимости предприятия (бизнеса), отраслевые факторы оценки стоимости предприятия (бизнеса), корпоративные факторы оценки стоимости предприятия (бизнеса), проблемы применения мультипликаторных методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) на развивающихся рынках, проблемы применения приведенных методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) на развивающихся рынках, проблемы применения опционных методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) на развивающихся рынках, проблемы оценки стоимости предприятия (бизнеса) в условиях антикризисного управления.

Для успешного освоения курса студентам необходимо знать микроэкономическую и макроэкономическую теорию, теорию бухгалтерского учета и корпоративных финансов, основы высшей математики, а также теоретические и практические основы оценочной деятельности, предусмотренные курсом «Теория и практика оценочной деятельности». В процессе изучения курса используются разнообразные формы организации учебного процесса: лекции, семинары, проверочные и контрольные тесты, самостоятельные работы. Кроме того, предусматривается оказание помощи студентам при самостоятельном изучении курса, для чего в учебно-методическом комплексе представлен раздел, включающий вопросы по темам курса, а также предполагается проведение текущего контроля, индивидуальных консультаций. Для более углубленного изучения курса в данном УМК представлен перечень основной и дополнительной литературы.


^ 3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения - очная

Вид учебной работы

Количество часов

№№ семестров


9

Аудиторные занятия:


56

лекции


34

практические и семинарские занятия

14

тематические дискуссии и деловые игры

4

лабораторные работы (лабораторный практикум)

4

самостоятельная работа

52
^

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ


108

текущий контроль

9 семестр

лабораторные работы (лабораторный практикум)

(2, 1 семестр)

лабораторная работа № 1,2 – 9 семестр

виды итогового контроля

Зачет – 9 семестр


^ 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения – очная

^ Название
разделов и тем


Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий







^ Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа







лекции

практические занятия, семинары

тематические дискуссии, деловые игры

лабораторные работы

^ Раздел 1. Концептуальные основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

  1. Методологические парадигмы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

3

2

0

0

0

1

  1. Базовые понятия и концептуальные модели оценки стоимости предприятия (бизнеса)

5

2

0

2

0

1

^ Раздел 2. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) на развитых рынках

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) балансовыми методами

12

6

2

0

0

4

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) квазибалансовыми методами

7

2

2

0

0

3

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) мультипликаторными методами

7

2

2

0

0

3

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) приведенными методами

7

2

2

0

0

3

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) методами добавленной стоимости

7

2

2

0

0

3

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) опционными методами

10

4

2

0

0

4

  1. Макроэкономические факторы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

6

0

0

0

0

6

  1. Отраслевые факторы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

6

0

0

0

0

6




  1. Корпоративные факторы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

6

0

0

0

0

6

^ Раздел 3. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) на развивающихся рынках

  1. Проблемы применения мультипликаторных методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) на развивающихся рынках

6

4

0

0

0

2

  1. Проблемы применения приведенных методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) на развивающихся рынках

8

4

0

2

0

2

  1. Проблемы применения опционных методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) на развивающихся рынках

9

2

1

0

2

4

  1. Проблемы оценки стоимости предприятия (бизнеса) в условиях антикризисного управления РоссРо

9

2

1

0

2

4

ИТОГО:

108

34

14

4

4

52


^ 4. Содержание курса

Раздел 1. Концептуальные основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

Тема 1. Методологические парадигмы оценки стоимости предприятия (бизнеса)

Понятие стоимости предприятия (бизнеса). Экономическая теория фирмы как концептуальная основа формирования стоимости предприятия (бизнеса). Зависимость понятия стоимости предприятия (бизнеса) от институциональных характеристик фирмы. Неоклассическая экономическая теория фирмы. Маржиналистский анализ. Австрийская, англо-американская и лозаннская школы. Целевая функция фирмы. Максимизация прибыли предприятия (бизнеса) как однопериодная максимизация его стоимости. Альтернативные цели фирмы: подход Уильямсона. Основные направления критики неоклассической экономической теории фирмы. Институциональная экономическая теория фирмы. Отделение собственности от управления. Исследование Берли-Минза. Стоимость для акционеров как целевая функция фирмы. Неоинституциональная экономическая теория фирмы. Трансакционный подход. Природа фирмы по Коузу. Роль трансакционных издержек. Теория прав собственности. Подход Алчиана-Демсеца: фирма как совокупность прав собственности. Теория экономических организаций. Подход Саймона: фирма как совокупность инвестиционных стратегий. Текущая стоимость предприятия (бизнеса) и стоимость будущих перспектив. Фирма как сеть контрактов. Эксплицитные и имплицитные контракты. Стоимость для участников как целевая функция фирмы. Парадигмы теории оценки стоимости предприятия (бизнеса): «shareholder value» и «stockholder value». Критерии выбора парадигмы оценки стоимости предприятия (бизнеса).
^
Тема 2. Базовые понятия и концептуальные модели оценки стоимости предприятия (бизнеса)

Предприятие (бизнес) как финансовый актив. Виды стоимости предприятия (бизнеса). Рыночная стоимость инвестированного капитала (market value of invested capital). Стоимость предприятия (enterprise value), стоимость фирмы (firm value), корпоративная стоимость (corporate value) как сумма стоимостей долевого и долгового капитала. Справедливая рыночная стоимость (fair market value), внешняя стоимость (extrinsic value). Фундаментальная стоимость (fundamental value), внутренняя стоимость (intrinsic value). Инвестиционная стоимость (investment value). Акционерная стоимость (equity value), стоимость для акционеров (shareholder value). Внутренняя и внешняя оценка стоимости предприятия (бизнеса). Ключевые детерминанты стоимости предприятия (бизнеса): субъект, объект, цель оценки. Цели оценки стоимости предприятия (бизнеса): трансакционные и управленческие. Трансакционные (оценка со стороны аутсайдеров): первичные размещения, продажа/покупка акций на вторичном рынке, торговые операции с ценными бумагами. Управленческие (оценка со стороны инсайдеров): принятие стратегических решений (слияния и поглощения), стратегическое планирование и прогнозирование (реализация инвестиционных программ). Фундаментальные модели оценки стоимости финансовых активов. Равновесные и арбитражные модели. Определение стоимости финансовых активов на основе максимизации полезности. Ключевые факторы стоимости. Обыкновенные и элементарные финансовые активы. Обусловленные права. Стоимость обусловленных прав. Определение стоимости финансовых активов на основе безарбитражных условий. Риск-нейтральное ценообразование. Принцип линейной оценки. Стоимость предприятия как стоимость портфеля активов. Нарушение принципа линейности в оценке стоимости предприятия (бизнеса). Стоимость предприятия (бизнеса) и характеристики финансовых рынков. Методы оценки стоимости предприятия (бизнеса): балансовые, квазибалансовые, мультипликаторные, приведенные, добавленные, опционные.
  1   2   3   4




Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию сахалинский государственный университет

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию сахалинский государственный университет

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconПравила приема в аспирантуру южно-Сахалинск 2009 министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Российской Федерации. (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconРуководителям органов управления образования субъектов Российской Федерации, ректорам высших учебных заведений Российской Федерации министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Жучков С. В., к ю н., доцент кафедры административного, финансового и коммерческого права
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Автор-составитель: д с н., профессор кафедры маркетинга и рекламы В. И. Шуванов
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Олейников Н. Ф., кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconРостовский государственный университет р. В. Ведринский, А. А. Новакович
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Для специальностей: 080502 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы