Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц icon

Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц



НазваниеУчебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц
Дата конвертации15.01.2013
Размер314.11 Kb.
ТипУчебник
скачать >>>

Предмет и задачи синтаксиса.

Основные синтаксические единицы.


Syntaxis – связь, соединение, -> Syn. Изучает единицы, более протяженные, чем слова.


Syn. – высший уровень языковой системы. Только синтаксические единицы непосредственно связаны с процессом общения. Только синтаксические единицы способны непосредственно соотносить сообщаемую информацию с действительностью. Синтаксис занимается изучением правил соединения слов и словоформ, способами соединения, изучает те синтаксические единицы, получаемые в результате этого соединения.

Впервые курс синтаксиса прочитал Шахматов А.А. в начале 20 века. В 1914 году он написал первый учебник по синтаксису. Синтаксис – высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц.

Объект изучения синтаксиса – словосочетание и предложение; сейчас выделяется обособленно простое предложение, сложное, текст, слово, словоформа.

  1. вставание учеников при появлении учителя.

  2. При появлении учителя ученики встают.

  3. Когда учитель появляются, ученики встают. (предикативность выражения дважды)


Все три единицы передают одну и ту же вещественную информацию. Предикативность, или модальные рамки предложения – соотнесенность с действительностью.

Словосочетание – непредикативная единица.

Предложение – коммуникативная единица.

Простое предложение (ПП) – монопредикативная единица.

Сложное предложение (СП) – полипредикативная единица. Каждая часть СП имеет свою модальную рамку.




● , ● ●


Единицы текста.


Сложное синтаксическое целое (ССЦ) / Сверхфразовое единство (СФЕ).

Слово в синтаксисе изучается с точки зрения его сочетаемой способности (каким образом лексическое, грамматическое значение слова влияют на его сочетаемость). Есть раздел в грамматике «Синтаксис слова», изучающий, как синтаксическая конструкция влияет на изменение морфологических признаков той, или иной словоформы.

В.п.

Больного бьет дрожь. (больной дрожит)




Инициальная позиция с субъектным значением В.п.

(ССЦ)


Т

СП


С/с ПП





СФ С

Базовые синтаксические понятия.


Базовые синтаксические понятия – это те понятия, которые обеспечивают соединение слов, словоформ и других синтаксических единиц в единицу большого объема: синтаксические связи и синтаксические отношения.

Синтаксические отношения – любая синтаксическая единица для передачи синтаксических отношений (см. стр. 6 пособия). Любой тип выражается формально, т.е имеет формальный показатель.


^ Синтаксические связи.


Традиционно выделяется 2 типа связи: сочинительная и подчинительная.


Сочинительная связь – это связь однофункциональная и однонаправленная (все единицы равноправны)

Сочинительная связь неоднородна по своей способности передавать смысловые отношения.

Сочинительная связь делится на открытую и закрытую.


  • открытая связь – это такая связь, при которой сочинительный ряд потенциально не ограничен, но между каждым таким компонентом устно вливаются одни и те же смысловые отношения. Чаще всего, между компонентами открытой связи существуют перечислительные отношения. Между компонентами, чаще всего, стоят соединительные союзы. Формальный показатель – наличие разделительного союза, повторяющиеся союзы, отсутствие союза, интонационная связь.

  • закрытая связь – это бинарная связь, при которой только 2 компонента сочинительного ряда связаны одними и теми же сочинительными отношениями. Не допускают пополнение ряда с сохранением тех же отношений.

Пример: Он шутил1, а я злобствовал2 и продолжал3 на него обижаться.

1 и 2, 1 и 3 – сопоставительные отношения; формальные показатели – сопоставительные союзы (а, же (=а), да (=а)), противительные союзы (но, зато, да (=но)), пояснительные союзы (а, именно), градационные союзы ( не столько…сколько)


Сочинительная связь – это такой тип связи, который характеризует разные типы синтаксических единиц.


Подчинительная связь – это связь разнофункциональная, т.е. предполагает наличие главного и зависимого компонентов.

Функция – обеспечить связь между компонентами словосочетания, т.е. словом и словоформой; двумя словоформами; между словом и предикативной единицей; двумя предикативными единицами.

Подчинительная связь между С+С и С+СФ отличается от связи между С+ПЕ, ПЕ+ПЕ.


Признаки подчинительной связи:


  • обязательность /необязательность появдения зависимого компонента. Некоторые слова автосемантичны, т.е. им не нужны слова для поддержания смысла (e.g. дом, кафедра). Семантичные слова зависимы, т.е. неспособные передать четкую информацию (e.g. слыть; Он слывет умником – обязательная связь). Я читаю, и Я читаю книгу – это слова семантичные и самодостаточные, но детально передать информацию не могут (сущ.+определение). Когда зависимое слово предопределено грамматическим значением главного слова – это обязательная связь. E.g. переходный гл.+сущ. В, Р.п.

  • предсказуемая / непредсказуемая – предсказывает ли главное слово своим семантическим устройством ту, или иную форму зависимого слова. E.g. вход в дом. При главном слове могут появляться разные форма зависимого слова, которые друг от друга практически не отличаются по своей семантике (вариативность). E.g. Рассказать о чем? – Рассказать про что? (предсказуемая связь). Бросить курить / курение.


Типы синтаксических отношений.


Виды подчинительной связи:


  • согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово воспроизводит грамматическое значение главного слова.

  • управление – вид связи, при котором зависимое слово стоит при главном в форме зависимого (косвенного) падежа.

  • примыкание – это постановка при главном слове неизменяемых зависимых слов.

  • дуплексив возникает только в предложении; это вид подчинительной связи, когда зависимый компонент подчиняется сразу 2-м словоформам в структуре предложения. E.g. Он выглядел утомленным.

  1. род и число зависят от субъекта: Он

  2. падеж определяется гл: выглядел

Дать молоко горячим.


Координация – см. стр. 6 пособия


Если подлежащие выражено в форме И.п., то сказ. будет стоять в спрягаемой форме гл.

Если изменить форму сказ., то меняется и форма слова в позиции подлежащего.

Я приехал в Саратов / Приехать бы мне в Саратов пораньше.

Взаимная обусловленность форм подлежащего и сказуемого.

E.g. Мальчикм.р.ед.ч. бежалм.р.ед.ч. -> Я бежал / Я бежала

(зависит от референта; явление реального мира)

^ Саратовм.р. ед.ч.городм.р. ед.ч. на Волге.

Эти корпусанаша новая больница.


Аппозиция (лат. соположение) по школьной грамматике связь приложения с определением (согласование). Человек дает 2 наименования референту, т.к нет главного и зависимого слова, то нет и полного подобия форм (e.g. женщина – космонавт; город Иваново).


^ Синтаксические отношения.

Еже Курилович выделил 2 типа синтаксических отношений:


  • собственносинтаксические - отношения, не передающие никакого конкретного содержания, а просто соединяющие формы друг с другом (E.g. лекцию)

  • семантико-синтаксические (E.g. пыльной дорогой)


Русская грамматика выделили 3 типа отношений:

- объектные

- определительные

- восполняющие


Объектные – отношения между действием и состоянием и предметом, на которое это действие распространяется. (e.g. писать письмо; покупка дома; разговор о сыне)

Определительные – отношения, при которых предмет, явление, признак определяются со стороны своего внешнего или внутреннего свойства, качества, а также получают различные обстоятельственные характеристики.

Восполняющие – отношения, при которых зависимое слово содержательно необходимо восполняет главное слово


Среди определительных отношений можно выделить:

  1. субъектно-определительные (приезд брата)

  2. объектно-определительные (книгам враг)

  3. определительно-притяжательные (книга брата)

  4. определительно-целевые (школа юного филолога)

  5. определительно-сравнительные (лес рук) и др.


Предикативные отношения – это такие отношения, которые позволяют соотнести сообщаемый факт с фактом общения; они прикрепляют информацию к определенному модально-временному плану речевой ситуации.


Аппозитивные отношения – отношения соположения.


Хотя синтаксические связи – это некие языковые явления, человек имеет возможность выбора этих языковых средств для решения коммуникативных задач.


Синтаксис словоформ.


Этот раздел синтаксиса изучает сочетаемостные возможности словоформ. Синтаксическая словоформа – синтаксема – это минимальная, далее неделимая семантико-синтаксическая единица русского языка.

Отличительные признаки синтаксемы:

  1. категориально-семантическое значение слова, от которого она образована

  2. соответствующая морфологическая форма

  3. способность реализоваться в определенных синтаксических позициях



Типология синтаксем по конструктивному признаку: (Рус. гр. 80)


  • присловные

  • неприсловные


Присловные не выступают самостоятельно, всегда входят в структуре предложения в состав словосочетания в качестве зависимого слова.


Неприсловные – самостоятельные компоненты, которые участвуют в построении предложения. (E.g. Книгу подарилиХ -->кому? мальчику (присловн.); Мальчику весело (присловн.); Мальчик читает книгу.


  • принадлежность к части речи (глагольная, именная)

Внутри именных синтаксем идет типология по падежам, внутри падежа – типология по наличию предлога. Внутри конструктивного типа рассматриваются значения, выражаемые синтаксемами.


Синтаксис слова.


Синтаксис слова изучает особенности сочетаемости слова.

Разные лексико-семантические варианты слова имеют разную сочетаемость.

Синтаксическое слово = лексико-семантический вариант;

качество = передвижение исх. пункт конечн. пункт

E.g. Человек быстро идет от калитки к дому

= пролегает исх. точка конечн. точка

Дорога идёт от дома к лесу.

= двигаться (перен.)

Время быстро идёт.


Слово как синтаксическая единица – один лексико-семантический вариант; носитель одного значения, имеющий одни и те же сочетания.

Сочетаемость слова может быть

  • активной (валентность)

  • пассивной (способность слова подчиняться другим словам)

Валентность – способность слова подчинять себе зависимые слова.


Синтаксическое слово находит применение в 2-х типах единиц:

  1. слово + СФ = с/с

  2. слово + ПЕ = СП


В организации СП участвуют слова 2-х разновидностей:

  1. все сущ. (способны присоединять предложение со значением определения

  2. слова с изъяснительной семантикой, способные присоединять изъяснительные придаточные предложения (слово со значением речевой деятельности, умственного, эмоционального состояния, слова восприятия)


ПП состоит из словоформ.

Механизм сочетаемости слова имеет 2 стороны:


  1. синтаксическую сочетаемость (фиксирует сколько зависимых слов и в какой они форме)

  2. словарную сочетаемость (фиксирует какие именно лексемы могут занимать позиции зависимых слов)



Синтаксическая сочетаемость


Факторы:


  1. факторы грамматического характера, т.е. какие-то грамматические признаки главного слова, влияют на количество и форму зависимого (e.g. частиречная принадлежность слова – строить дом / строительство дома -> Р.п., беспредложный); морфемная структура главного слова (наличие приставки): входить в дом / выходить из дома; словообразовательные связи главного слова: содействовать школе / содействие школе

  2. семантическая характеристика – семантическая структура главного слова влияет на количество и форму зависимого слова: хотеть уехать / желание уехать / готов уехать / надо уехать; дать (не менее 2 словоформ – что-то, кому-то)

  3. лексическая характеристика – когда индивидуальное значение лексемы определяет сочетаемость его с другими словами. В лексико-семантической группе каждый глагол имеет свою сочетаемость: любить мать / бояться матери / верить матери / гордиться матерью / надеяться на мать -> семантика одна – форма разная. Иногда, в законах сочетаемости задействованы факторы разного характера.


^ Словарная сочетаемость


Существует 2 рода ограничений на сочетаемость:


1) семантические ограничения: если зависимое слово при той, или иной лексеме имеет какие-то одинаковые семантические признаки, то все слова при данной лексеме становятся обладателями одного семантического признака (e.g. арендовать / снимать дом, квартиру, гараж -> помещение; арендовать дом, землю, транспорт)

Включают лексемы без общего семантического признака. При главном слове зависимое слово нужно подавать списком. E.g. ошибиться номером, дверью, адресом / перепутать дом, номер, название, ключи.

Деление на знаменательные и незнаменательные слова важно, т.к. только знаменательные слова обладают сочетаемостью. Незнаменательные слова имеют синтаксические функции.


Синтаксис словосочетания.


С/с, как и слово, выполняет функцию наименования, входит в номенклатуру номинативных средств языка.

С/с отличается от слова своей структурой; оно передает понятие расчленённым, внутри с/с слова соединены подчинительной связью: зависимый компонент реализует либо обязательность, либо типично-факультативную валентность (возникает в результате того, что при главном слове частотно используются те, или иные зависимые слова, они уточняют, конкретизируют, сужают значение главного слова). E.g. читать книгу – нотации.


с/с- это исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения 2-х и более зависимых слов, лишенных основных признаков предложения, но создающих расчленённое обозначение единого понятия (по Виноградову)

Словосочетание – определение Шведовой см. на стр.11

« с/с не соотносительно с понятием предложения. с/с – это сложное наименование. Оно несет ту же номинативную f. , что и слово»


С/с обладает парадигмой; парадигма с/с полностью повторяет парадигму главного слова.

С/с бывают:

  • свободными

  • несвободными

Только свободные с/с могут быть объектом синтаксиса (все компоненты с/с сохраняют свое лексическое значение); несвободные сочетания – фразеологические единицы.


Анализ словосочетания.


  1. частиречная принадлежность главного слова:

- субстантивные (сущ.)

- глагольные

- адъективные (прил.)

- нумеральные (числит.)

- прономинальые (мест.)

- адвербиальные (нареч., категор. сост.)

  1. характеристика синтаксических связей между компонентами

  2. синтаксические отношения

  3. определенность обусловленности формы зависимого компонента:

- грамматически обусловленные

- семантически обусловленные

- лексически обусловленные

5. модель с/с:

- N (S) – сущ.

- A – прилаг.

- V – гл.

- Pron – местоим.

- Adv - нареч.


Грамматически обусловленные с/сочетания:


1). Сущ. + опред. (A + N)

2). Гл. + нач. нареч. (V + Adv0)

3). Гл. + сущ. В.п. (беспредл.) (Vtr + N4)

4). Колич. числ. + сущ. Р.п. (Num + N2)

5). Прил. ср.степ. + сущ. Р.п. (Aсст + N2)


В реальных высказываниях выделяются не только простые с/с; грамматически и семантически связанными может быть группа более чем из 2-х слов.

Ср: Девушка с глазами / Девушка с голубыми глазами – прост. с/с.

Зависимые слова могут связываться разными типами подчинительной связи, т.о. выделяются разные типы с/с:


  • комбинированные – с/с, построенные по цепочечной зависимости (e.g. Книга друга моего)

  • сложные - параллельное подчинение (e.g. Подарить книгу другу)

  • распространенные – с/с, где при главном сущ. есть 2 неоднородных определения прилагательных.

  • Слитые – с/с, которые рождаются при формировании предложения (e.g. Сегодня купил книгу и свежую газету).


С/с – блок слов, связанных грамматически и по смыслу. В процессе высказывания с/с трансформируются – может меняться формальная и синтаксическая структура с/с: синтаксические изменения с/с

а) один из компонентов не используется в данном высказывании

б) с/с, в которых зависимое слово выражается ПЕ (e.g. он остался на должности куда пошлют)

в) вместо знаменательного слова позицию зависимого занимает служебное (e.g. не бывает свободы от без свободы для; он привык кричать по поводу и без)

г) меняется форма зависимого слова (e.g. Она стукнула самовар на стол)


^ Семантические изменения с/с.

В реальном общении могут сниматься ограничения на лексическую сочетаемость:

E.g. я стал листами книги / И можешь ты меня перелистать; Поговорим до Коли


^ Синтаксис простого предложения.


Н.Д.Арутюнова «Предложение и его смысл»:

«В образовании высказывания соучаствуют разнородные факторы: категории мысли, психологии, механизмы и «житейская логика», внеязыковая действительность, которой касается высказывание, коммуникативная ситуация, цель, с которой делается сообщение, грамматические и лексические возможности языка, речевой узус, стилистические нормы и формы коммуникации. Совместное действие этих часто разнонаправленных сил создает высказывание».

Изучение предложения имеет вековую традицию. Предложение – многоаспектная единица, и каждый аспект относительно автономен.

^ Языковой зна

Синтактика

Семантика

Коммуникативность

Другие языковые знаки

Внеязыковая действительность и категории логики

Речевая ситуация и ее участники




^ Семантический аспект

Прагматический (коммуникативный аспект)




    1. Соседи купили машину.

tT rR

    1. Веселье охватило соседей

1) N1 (лицо) Vf (наполнение семантики гл.) N4 (конкретный предмет; артефакт)

2) N1 (абстрактное сущ.) Vf (семантически не наполнен)


Рема – новое в предложении (rR)

Тема – tT


^ Основное грамматическое значение предложения:

  1. предикативность

Отличие предложения от другой языковой единицы в том, что в предложении есть целая система языковых средств, с помощью которых в предложении передается соотнесение между фактом сообщения и действительностью, или фактом общения.


Грамматическое значение предложения (грамматическая категория предикативности):

  1. модальность (отношение к действительности)

  2. темпоральность (отношение к моменту речи)

  3. персональность (отношение к лицу)


Принято считать, что основные грамматические значения предложения – модальность и темпоральность, т.е. с помощью этих категорий в предложении обозначается то, о чем сообщается, что происходит в реальном мире (и времени), или происходит в мире воображаемом.


Изменить предложение по персональности, не изменяя лексического состава невозможно (e.g. Я лежу / Ты лежишь / Ковер лежит).

Золотова, Белошапкова:

«Нужно абстрагироваться от лексического значения и смотреть на модель, синтаксические позиции – тогда персональность будет являться основным грамматическим значением».


1. Персональность.

С точки зрения содержания, персональность служит для соотнесения участников факта сообщения и участников речевой ситуации.

Результаты:

  • совпадение участников, т.е., в данном случае, передается факт, участником которого является собеседник, или сам говорящий. E.g. Ты приходи ко мне сегодня вечером. Я к Вам пишу.

  • несовпадение участников события и речевой ситуации (факт передает лицо, не участвующее в событии). E.g. Листья шуршат – нейтрализация значения лица / Об этом в молодости не думаешь – обобщенные конструкции

    1. Модальность

Прикрепление, или локализация факта сообщения к одному из двух миров (реальному, или воображаемому)


    1. Темпоральность

Имеет место, если факт относится к реальному миру. Совпадение момента речи с фактом (наст.вр.); несовпадение момента речи с сообщаемым фактом (прош.вр.)

Категория предикативности всегда выражается с помощью формальных средств, но эти значения не всегда прочитываются в тексте (транспозиция времен – перенос временного значения).


^ Формальная организация предложения.


Для описания формальной организации предложения в современном синтаксисе используются разные инструменты. В традиционном синтаксисе основной инструмент – член предложения.

Члены предложения:

● гланые ●второстепенные

(передают предикативность)


Недостаток заключается в том, что в понимание членов предложения помимо формальных признаков вносились еще и содержательные признаки.

И.п. сущ. – формальное выражение подлежащего; называет субъект, или производителя действия. Но, бывает, что подлежащее не всегда обозначает субъект, или производителя действия (E.g. Волнение охватило соседей).


Учитывается 2 основных признака:

  1. особая форма выражения

  2. связь между подлежащим и сказуемым

Подлежащее – первый компонент предикативного сочетания– И.п., или инфинитив (Акад. Гр. 80)

Подлежащее – это компонент предикативного сочетания, имеющий форму И.п., или инфинитива и находящийся в координативной связи со сказуемым (О.Б.Сиротинина).


Сказуемое – второй компонент предикативного сочетания; форма, заключающая в себе значение предикативного признака (Рус.гр.80).

Сказуемое – основной компонент предикативного сочетания, носитель всех 3-х признаков предикативности (Сиротинина). (Стр.16 пособия – схема: ВЫУЧИТЬ!)


Форму простого сказуемого имеют только автосемантичные слова: (Vf), фразеологизмы, инфинитивы, или усеченные формы.


Составное сказуемое:

● глаголоьное ● именное

Vf Inf Vf +…

Мы решили хорошо учиться


Сложное сказуемое:

● глагольные ●именные ●смешанные

(все 3 компонента – глаг.) Мы решили стать учителями Осн. инфор. зн. закл. в инф.

Мы решили начатьInf учиться Он (был) согласен уехать;

Он мастер рисовать.


^ Трудности в выделении главных членов предложения:


Иногда трудно квалифицировать тот, или иной компонент, т.е. отличить сказуемое от подлежащего.


^ Способы отличения сказуемого от подлежащего:

- изменить форму предложения, трансформировать (изменить форму времени сказуемого)

E.g. ^ Ехать туда одно мучение (ехать туда было одним мучением)

Его цель сделаться героем романа

- содержательные признаки:

сказуемое – основная сема сигнификативная

подлежащее - денотативный элемент, более конкретный

E.g. Клен – развесистое дерево




Трудности возникают, когда сказуемое выражено несвойственными формами (Vf N4)


Расщепленное сказуемое


Иногда, простое глагольное сказуемое сопровождается стоящей рядом с ним формой инфинитива (E.g. Князь Андрей приказал трогать /действие выполняют разные лица/, Он обещал приехать вечером /составное гл. сказуем./).




Бывает, однако же, что оба действия выполняются одним лицом, но инфинитив не входит в сказуемое, если инфинитив имеет значение цели действия.


Сложным может быть определение границ главных членов; при определении границ подлежащего и сказуемого надо начинать с осмысленного выделения минимального количества единиц.

E.g. Огромная сосна росла прямо у крыльца.


Сосна Гоголя – это четырехствольная сосна. (сост.именное)

Дурная компания – серьезное испытание для родителей.

Желание власти неограниченной – это суть всех диктаторов.


Второстепенные члены предложения.


Двухуровневая система главных и второстепенных членов предложения:

Выделение разных типов второстепенных членов строится на смысловом признаке

Дополнение - наз. То, на что направлено действие и то, что является О. состояния.

Обычно выраж. падежными ф. существительного.

Обстоятельства

Эти чл. с т.з. формально-синтаксической неодородны. Поэтому сущ. трехуровневая система членов пр-я

Собственно второстепенными членами предложения являются только присловные компоненты, т.е. такие втор. чл. пр-я, которые фактически входят в какие-то с\с., могут являться зависимыми компонентами. Целый ряд втор. членов пр-я не явл. присловными. Они в неприсловной позиции, т.е. относятся ко всему предложению. (3 уровень)

Детерминант - неприсловное дополнение.

Ситуант - неприсловное обстоятельство

Шведова обратила внимание на неприсловную позицию второстепенного члена. Они обычно занимают инициальную позицию

Признаки детерминантов

  1. неприсловная позиция

  2. инициальная позиция

  3. может входить во все типы пр-я.

Значение детерминантов

  1. субъектные

  2. объектные

  3. обстоятельственные (ситуанты)


Субъектные детерминанты

«Обозначают того, кто действует, кто испытывает состояние, того, от кого исходит, кем порождается или с кем связана какая-либо ситуация» русская грамматика 80.

Ex. У него бодрое настроение

Между нами все кончено


^ Объектные детерминанты

«Обозначают того или то, на кого (что) направлено действие, к кому обращено чье-либо отношение, состояние, оценка» русская грамматика 80.

Ex. ^ Сыну он хочет только добра

Для всех есть еда

Особенность их в том, что сущ. в языке длинные синтаксические ряды разных форм S. или О. детерминантов

С тобой я еще ничего не решил относительно тебя = насчет тебя, в отношении тебя.

В одном пр-и м.б. несколько детерминантов

С отцом плохо

У него с отцом плохо




1 деятель

2 деятель


Субъектные и объектные детерминанты делятся на следующие типы:


  1. они могут быть конструктивно необходимыми членами предложения

Денег мало

Дел не перечесть

Лекции не было

  1. они служат для разграничения семантических (содержательных) моделей предложения (структурно-семантический детерминант)

Холодно.

Мне холодно.

  1. служат для указания на условия, при котором передаваемая интонация истинная (семантический детерминант)

^ Для матери сын всегда ребенок.

У сильного всегда бессильный виноват.

Обстоятельственный детерминант (ситуант)– служат для разных характеристик событий. Они появляются в предложении только по воли говорящего. (E.g. Вечерами тишина / На даче вечерами тишина / Осенью на даче тишина). От правильного их положения зависит смысл предложения.


Структурная схема предложения – это формальный образец, который состоит из компонентов, обязательных для выражения предикативности.


Односоставное предложение – предложение, в котором предикативность выражена одним членом. Шахматов выделили односоставные предложения.

Односоставное предложение – выражение мысли человека, а любая мысль – суждение; всякое суждение двучленно, т.е. должны присутствовать 2 компонента: субъект и признак (S и P).

Существуют такие случаи, когда S и P выражаются отдельными словами (двусоставное предложение) и когда одним словом (односоставное предложение).


Можно выделить односоставное предложение как самостоятельный структурный тип предложения; его самостоятельность заключается в том, что все признаки предикативности в таком предложении выражены одним компонентом.

Пойду открою дверь.

Двери скоро откроют.

Как открыть дверь?

Ветром открывает дверь.

Открыл дверь – неполное двусоставное.


Классификация односоставных предложений по принадлежности к лицу, по персональности:

● личные ●безличные ●номинативные

- определенно-личные

- неопределенно-личные

- обобщенно-личные (не имеют особую форму выражения главн. чл.)


Определенно-личные указывают на определенное лицо / говорящее лицо и собеседника (Я и ты) – 1л., или 2л.ед.ч. Предложения, чаще всего синонимичны с двусоставными; распространены в поэзии.

Форма главного члена – спрягаемый глагол (Vf /повел.накл./ 1л.,2л., наст.,буд. вр., изъяв.накл – индикатив).


Неопределенно-личные – указание на неопределенность действующего лица в форме мн. числа. Они не имеют синонимичной пары двусоставного предложения. С помощью этой структуры передаются слухи, сплетни. Говорящий иногда имитирует незнание, неведение.

Форма гл. члена: форма 3л. мн.ч. наст, буд. вр. индикатива. Допускает описательные формы повелительного наклонения с частицей Пусть! Возможно сослагательное наклонение.


Обобщенно-личные – представляет действующее лицо максимально обобщенным. Все, что говорится, может совершить любое лицо. В основном, это пословицы, афоризмы. Возможна форма настоящего времени неактуального 2л., 3л. в индикативе.


Безличные предложения обозначают некий признак в отрыве от его носителя, потому что деятель может быть назван.

E.g. Ветром (деятель) все время открывает дверь.

Используется для характеристики состояний человека, окружающей среды, для обозначения отсутствия чего-либо. Слово «нет» часто является главным членом предложения.


Инфинитивные предложения.

Главный член может быть выражен инфинитивом; такие предложения не включают в состав безличных, т.к. у безличных полная парадигма модальности, темпоральности; они передают отношения к не-лицу.

У безличных и инфинитивных предложений разные инфинитивы: в безличных он зависит от какого-либо слова, а в инфинитивном – нет. В инфинитивном предложении деятель всегда активное лицо. E.g. Почитать бы мне (деятель) сейчас книгу. У этих двух типов предложений разные парадигмы.


Номинативные предложения – служат для подтверждения о существовании чего-то в мире; главный член стоит в форма И.п.

Проблемы:

  1. наличие множества единиц, похожих на номинативные предложения.


Русская грамматика 80 считает, что главные члены номинативных предложений лексически не ограничены.

Эти типы выделяют в рамках традиционной синтаксической системы.

а) Некоторые ученые считают, что в русском языке вообще нет односоставных предложений, а «есть предложения, с нулевыми подлежащими (Жолковский, Мельчук). Их методика: смысл  текст.


Нулевое подлежащее может иметь разный индекс:

Личность - Мне холодно;

Среда – Дупло


Даже у безличных предложений по этой теории есть нулевое подлежащее: если есть деепричастный оборот, то действие должно совершать некое лицо (т.е. в предложение можно вставить деепричастный оборот, то есть и нулевое подлежащее).


б) Г.А. Золотова: «Признавать наличие односоставных предложений в русской синтаксической системе невозможно потому, что лежащий в основе определения односоставности признак личности/ безличности не дифференцирует предложение.

E.g. Не спится няне.

Что, дедушка, не здоровится?

Лошади поданы.


Односоставные предложения – стилистические варианты указания на лицо.


В.В.Виноградов:

«Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».


Русская грамматика 80:

«Предложение – грамматическая модель сообщении, в основе которой находится отвлеченный грамматический образец (структурная схема). Сам термин «структурная схема» появился в проспекте «Основы описательной грамматики русского языка» в 1966г.


Структурная схема – некий отвлеченный формальный образец, специально предназначенный для построения относительно законченной единицы общения.


^ Компонентами структурной схемы должны являться те элементы, которые участвуют в формировании грамматической основы предложения. Min кол-во компонентов, необходимых для создания предложения (предикативного сочетания) + детерминанты

N1 N1Vf

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

N1 Part

Только не сжата полоска одна.

Белошапкова предложила дополнить понятие min структурной схемы понятием расширенной структурной схемы


Наряду с понятием min структурной схемы должно быть понятие расширенной структурной схемы (строится на базе min, но включает в себя т.н. расширители). Расширяют структурную схему только те компоненты, которые необходимы для создания необходимого min.

E.g. N1 Vf + в N6


Расширители могут быть систематизированы (Белошапкова выделяет 3 группы):

  1. субъектные – называют субъекта-деятеля

e.g. У него удача / Ветром унесло крышу.


  1. объектные – те компоненты, на кого направлено действие; без них не ясен смысл предложения (e.g. Дети боятся темноты).




  1. адвербиальные – компоненты со значением образа, степени, меры, характеристики (e.g. Он поступил благородно / Мы поселились у бабушки).


Типология структурных схем.


Среди структурных схем выделяется 2 значительные группы структурных схем:

  • свободные(лексически неограниченные)

  • фразеологизированные (имеют помимо переменных, еще и постоянный компонент) (e.g. N1 как N1)=люди как люди


^ Типология свободной структурной схемы:


В основе классификации структурных схем лежит количество компонентов:

- двухкомпонентные

- однокомпонентные


Однокомпонентные структурные схемы


Vf (глагольные)

не Vf (неглагольные)

Vf3S (Вечереет)

наречные

инфинитивные

именные

Vf3pl (Стучат)

Praed (Холодно.)

Быть, по-твоему!

N1 (Ночь. Луна)




Praed part (Натоптано)




N2 (Народу!)


Двухкомпонентные структурные схемы


c Vf

без Vf

П+С

не П+С

С лексически неограниченными компонентами

С лексическими ограничениями

N1 Vf

Vf3S + Inf

Запрещается шуметь

П+С

не П+С

1) Nem + N2

Нет денег







Praed Inf

Приказано наступать!

N2(neg) Vf3s (отрицание)

Воды убывает

2) Ни + N2

Ни облачка

Praed N2

Не видно следов




3) Никого + N2

Никого знакомых







с координируемыми

с некоординируемыми

1)N1 + N5

(Брат был студентом)

1) N1 Inf

(Наша задача – учиться)

2)N1 + Adj

(Река красивая)

2) N1 + N2

(Отец на работе)

3) N1 + Adj крат.

3) N1 + Adv

(Яйцо всмятку)




4) Inf Inf

Схема полного анализа формальной организации простого предложения с т.з. научной грамматики включает в себя следующие операции:

1.определите, по какой структурной схеме построено простое предложение, минимальной или расширенной

2. дайте формулу минимальной структурной схемы. Если предложение построено по расширенной структурной схеме, назовите и обозначьте символами расширители

3. укажите, в какой форме использована структурная схема и как выражено значение предиката

4.представлена ли в предложении регулярная реализация? Какова она?

5. как распространена структурная схема и какие связи используются для распространения (присловные - неприсловные)


Регулярные реализации – это регулярные типичные преобразования структурных схем в реальных предложениях.

1. полнота/неполнота представленности в структурной схеме

Неполная реализация – когда один ко56мпонент структурной схемы опущен (определенно-личные предложения). Сюда попадают ситуативно-неполные (диалогические) пр-я. 1 из компонентов м.б. не ввер-н грам-ки примеру. Мы с братом сели на диван, сестра на кресло)

2. В структурную схему могут вводиться полузнаменательные или отвлеченные компоненты (e.g. Найти себя в работе – это значит счастье = отвлеченный компонент

  1. количественная регулярная реализация

Народу! Цветов!

Введение фазовых глаголов регулирует реализация или др. преобразования?

  1. это системные языковые преобразования (т.з. Шведовой, рус. гр-ка)

  2. сущ. фазисные реализации, модальные реализации (это спорная проблема)


Эмоциональные изменения некоторых относятся к регулярной организации.

Существуют базисные и модальные организации. Предложение имеет свою систему форм изменений, или имеет свою парадигму (e.g. Начался дождь / Начались дожди)


При изменении формы числа грамматическая темпоральность, модальность, персональность не меняются. В нормативной грамматике персональность не включена, т.е. с точки зрения модальности в парадигму предложения будут входить формы:

  1. Индикатив - изображает события, относящиеся к реальному миру. Если предложение имеет форму индикатива, то оно имеет возможность изменения темпоральности в 3-х формах:

а) указывает на одновременность

б) указывает на предшествующее событие

в) указывает на событие, следующее за моментом речи


Реальная модальность – указание на временную определенность. Ирреальная модальность – указание на временную неопределенность.


  1. ^ Ирреальная модальность

- сослагательная модальность (значение возможности осуществления действия – Хотелось бы узнать!)

- условная модальность (реализуется только в сложном предложении; имеет значение, стимулирующее причину – Будь он твоим другом, он помог бы!)

- желательная модальность (значение желания осуществить то, или иное событие – Не мешало бы пойти…)

- побудительная модальность (значение волеизъявления говорящего, направленного на осуществление дел – Положим, что я разговорчива, и пусть буду РАЗГОВОРЧИВА).

- долженствовательная модальность (имеет четкую стилевую прикрепленность – Послали его учиться, он и учись / Опять я сиди дома! / Они сорят, а я убирай!)


Здесь мы имеем дело с реальной модальностью в переносном значении. Есть предложения, которые существуют в одной форме (e.g. Любовь – это когда кажется то, чего нет).


В реальных текстах могут встречаться такие структуры, которые не имеют парадигмы – нулевая парадигма (не обладает предикативностью). Это единицы, которые являются просто реакцией участников коммуникативного акта на какое-то высказывание. Они эмоциональны, эта единица – коммуникатив.

1.вызывают чувства и эмоции

Ну и ну! Ишь ты! Как бы не так!

2.выражение волеизъявления говорящего

Марш отсюда! Караул!

3.этикеты

Привет! Здрасте! Ну давай!

4.звукоподражания

Ха-ха-ха

5.кусочки пр-я, оторванные от пр-я

Любить…


Осложнение простого предложения.


Компоненты, осложняющие формальную структуру предложения:


  1. вводные слова и конструкции; значение в передачи отношения говорящего к сообщаемому факту. Вводные слова могут выполнять функцию рефлексивов (точнее сказать, безусловно, как говорят).




  1. вставные конструкции, представляют собой предикативные единицы




  1. присоединительные конструкции. Это не предикативные единицы, а просто несколько слов. Они уточняют что-то, комментируют (e.g. К нам приехала девушка из Ростова).




  1. Включение сочинительных рядов (однородные члены)




  1. Обособленные члены предложения (Термин предложил А.М.Пешковский в 1914г.; авторы Русской грамматики считают обособление языковым явлением).

Обособление – интонационное выделение такого распространяющего члена предложения, который по смыслу относится не только к тому члену, от которого зависит грамматически, но еще и к какому-нибудь другому члену предложения (e.g. Он шел, размахивая руками).


По другой точке зрения обособления способны передавать полупредикативные отношения. Полупредикативность отличается от предикативности тем, что эти компоненты никогда не выражаются спрягаемыми формами глагола и не могут образовывать отдельного высказывания, но они способны передавать модальность (реальную) и темпоральность, но не абсолютную. Также, обособления могут передавать это значение времени по отношению ко времени основной предикативности, т.е. точка отсчета является момент совершения действия, которое называется основной предикативностью.

Если автор предложения обособляет какой-либо компонент, то, значит, он наделяет его дополнительной синтаксической функцией, поэтому классификация этих типов обособления ведется с помощью определения дополнительных синтаксических функций в предикативности:


  1. функция уточнения (e.g. Завтра, 26 ноября, состоится свадьба)

  2. функция второстепенного сказуемого; оно должно быть соотнесено с подлежащим. Деепричастие является второстепенным сказуемым, также могут быть причастия, адъективные обороты, но если они называют признак подлежащего.

  3. функция добавочного сообщения – факультативное обособление; обособляется по воле говорящего.




Похожие:

Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconЛекции для иностранных студентов гуманитарного профиля
Синтаксис в системе языка занимает высший уровень. Синтаксис как наука – это раздел грамматики, изучающий строение связной речи
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconВопросы к экзамену
Типология синтаксических единиц. Единицы минимальные, основные, сложные. Спорные вопросы выделения синтаксических единиц
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconСинтаксис теоретические вопросы
Синтаксис языка и синтаксис как наука. Основные синтаксические единицы. Связь синтаксиса языка с другими языковыми уровнями
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconБазарова Е. Н. Воспитание чувств по Толстому о глубинном психологизме повести «Детство»
«только потому, что здесь он еще очень осторожен и даже робок, — ему нужно еще убедиться, что он может написать «хорошую вещь», и...
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconБазарова Е. Н. Воспитание чувств по Толстому о глубинном психологизме повести «Детство»
«только потому, что здесь он еще очень осторожен и даже робок, — ему нужно еще убедиться, что он может написать «хорошую вещь», и...
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconПрилагательные в роли коррелятов в бессоюзном сложном предложении в современном английском языке
Работы В. В. Виноградова, Н. С. Поспелова, В. А. Белошапковой, Д. Н. Шмелева способствовали признанию сложных синтаксических единиц...
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconСовременная ситуация в розничной торговле (зарубежный и отечественный опыт)
И тем не менее всегда было ясно, что здесь мы имеем дело с весьма обособленным сегментом рынка, который практически не пересекается...
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconУрок игра «Синтаксис и пунктуация»
Образовательная — контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по синтаксису и пунктуации учащихся 5 класса
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconЗначение слова Основной единицей языка с полным основанием считается
Основной единицей языка с полным основанием считается слово. Однако было бы большой ошибкой думать, что оно является элементарной,...
Учебник по синтаксису. Синтаксис высший уровень языка еще и потому, что здесь мы имеем дело с полным набором синтаксических единиц iconПредмет синтаксиса. Единицы синтаксиса
Синтаксические структуры могут изучаться на материале одного языка (частный, описательный синтаксис) или на материале разных языков...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы