Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и icon

Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и



НазваниеХарактеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и
Дата конвертации15.01.2013
Размер445 b.
ТипДокументы
скачать >>>


Содержательная характеристика исследования

  • Основные характеристики педагогического исследования


Основные характеристики педагогического исследования

  • актуальность;

  • объект и предмет исследования;

  • цель;

  • гипотеза;

  • задачи исследования;

  • методологические основы и методы исследования;

  • основные этапы исследования;

  • положения, выносимые на защиту;

  • научная новизна;

  • теоретическая значимость;

  • практическая значимость;

  • достоверность и обоснованность полученных результатов;

  • апробация и внедрение.



Актуальность исследования

  • а) показать актуальность направления исследования;

  • б) выделить специфику, показать необходимость исследования темы;

  • в) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;

  • г) показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;

  • д) сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков);

  • е) указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;



Актуальность исследования

  • ж) сформулировать противоречие.

  • Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом, взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).

  • Примеры:

  • 1) противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной сто­ роны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулиро­ ванное противоречие относится к практике обучения;

  • 2) противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспи­ тания, другая - к теории;



Актуальность исследования

  • з) выделить проблему исследования.

  • Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему, значит ответить на вопрос: "Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?" Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?»

  • и) сформулировать тему исследования.



Объект

  • 2. Объект исследования - это часть практики, которую Вы исследуете. Для того, чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: "Что рассматривается?" Чаще всего объект исследования лежит в области учебно-воспитательного процесса.



Предмет

  • Предмет исследования - это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует его темой.



Примеры

  • Примеры: 1) тема: "Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера"; объект -учебно-воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся; предмет - способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера.

  • 2) тема: "Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике"; объект - процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении физике; предмет - нетрадиционные формы и методы обучения физике, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся.



Ошибки

  • Основными ошибками при определении объекта и предмета исследования являются следующие:

  • - объект исследования относится к области другой науки. Например, объект исследования - процесс восприятия художественного образа детьми. Это скорее область психологии, чем педагогики;

  • - в качестве объекта исследования выбираются учащиеся или студенты, что также неверно, т.к. не соответствует определению объекта педагогического исследования.



Цель

  • Цель исследования - это то, чего Вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над исследованием. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой.

  • Наиболее употребимы следующие формулировки цели:

  • разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

  • выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно-педагогических) условий формирования (воспитания, развития);

  • обоснование содержания, форм, методов и средств;

  • разработка методики (методической системы) формирования чего-либо;

  • определение и разработка педагогических средств;

  • разработка теоретической модели;

  • педагогическое обоснование чего-либо...



Цель

  • Цели исследования по истории педагогики также формулируются примерно одинаково: охарактеризовать педагогическую концепцию (ФИО), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной системы образования, или проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по тому-то направлению, определить его значение для развития образования на современном этапе.

  • Аналогично по сравнительной педагогике: анализ теорий, содержания, организационных форм и методов того-то в таких-то учебных заведениях такой-то страны, или выявление возможностей использования опыта в отечественном образовании.



Ошибки

  • Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины "меры", "пути" (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, неконкретной. Также некорректность формулировки цели исследования отмечается в случае подмены цели научного исследования целями практическими (например, совершенствование процесса обучения алгебре...", "сформировать у детей представления о ..." и т.д.).



Гипотеза

  • Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленную цель исследования.

  • Типы научных гипотез.

  • научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);

  • эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...);

  • рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);

  • нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.



Гипотеза

  • Гипотезы бывают описательные и объяснительные.

  • В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.

  • В объяснительной гипотезе раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.



Свойства научной гипотезы

  • Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам.

  • Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой.

  • Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию.

  • Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой. Проверка гипотезы:

  • с помощью теоретического обоснования;

  • на основе передового педагогического опыта;

  • экспериментально.

  • В исследованиях по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы необязательна.



Примеры

  • Приведем примеры удачно выстроенных гипотез.

  • Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если:

  • - организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации;

  • - включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания.



Ошибки

  • Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.

  • Пример неудачно сформулированной гипотезы: "соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом;

  • в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства ".



Задачи исследования

  • Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.



Формулировка задач

  • Задачи формулируются в 2х вариантах.

  • Первый - простой, когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования.

  • Пример: тема "Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике ". Задачи:

  • выявить особенности коррекции математических знаний, как части учебного процесса;

  • выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике;

  • разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования;

  • проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.



Формулировка задач

  • Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели ВКР.

  • Пример: тема ''Формирование готовности школьников к

  • выбору профессии". Задачи:

  • охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов;

  • определить и экспериментально проверить возможности курса "Трудовое обучение " в формировании, у школьников готовности к выбору профессии;

  • обосновать содержание профориентационной работы;

  • определить формы и методы профориентации.



Методологические основы и методы исследования

  • Характеризуя методологические основы, необходимо выделять общую и частно-научную методологии. Общей методологией для педагогических исследований является философия. Непосредственное отношение к рассмотрению проблем обучения и воспитания имеют работы таких известных философов, как: А.С. Арсеньева, Э.В. Безчеревных, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, Ф.Т. Михайлова, Э.Г. Юдина и др.

  • Кроме того, для педагогических исследований методологическое значение имеют фундаментальные работы крупных психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.



Методология

  • Под частно-научной методологией понимается методология педагогики, т.е. совокупность принципов, методов и средств исследования и преобразования педагогической действительности. Это могут быть какие-то теории (теория развивающего обучения, теория формального образования и т.д.), концепции (концепция проблемного обучения, политехнического образования и т.д.), исследовательский подход (системный, целостный, комплексный, личностно-деятельностный, культурологический и т.д.) и др.



Уровни методологии

  • Философский;

  • Общенаучный;

  • Теоретический;

  • Конкретно-научный.



Методы исследования

  • Методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование.

  • Методы эмпирического исследования: изучение литературы, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, метод экспертных оценок, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.



Научная новизна исследования

  • Как правило, этот раздел строится в следующих формулировках: разработаны (например, основы чего-то), раскрыты (состав и структура чего-либо), обоснованы (положения о...), определены (педагогические условия...), выявлены (совокупность чего-либо), установлены (критерии) и т.д.



Новизна может быть следующей (виды предложены Лебедевым О.Е.)

  • Установлены и описаны новые педагогические факты.

  • Раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления.

  • Выявлены новые существенные признаки известных научных понятий.

  • Установлены новые закономерности, причинно-следственные связи.

  • Выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т.д.).

  • Обоснована концепция, создающая теоретическую основу для решения важной практической задачи.

  • Обоснована теория, позволяющая объяснить сущность и прогнозировать развитие сложных процессов в сфере образования (воспитания).



Теоретическая значимость исследования

  • предполагает указание, на какую область знаний могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.



Теоретические основы и источники

  • Термины «теоретическая основа» и «теоретические источники» иногда употребляются в диссертационных исследованиях как синонимы. Однако это не одно и то же. Теоретическая основа -это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточную для решения исследовательской задачи (Лебедев О.Е.). Теоретические источники - это совокупность документов, сведений, материалов (например, для наблюдений, обобщений, анализа), письменных свидетельств и т.д., служащих ориентировочной основой для проведения научного исследования. Причем, некоторые теоретические источники могут быть проанализированы исследователем, но не послужить теоретической основой исследования. Теоретические источники не являются также и библиографией.






Похожие:

Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconСоциальная организация. Основные признаки содержание
Актуальность проблемы исследования: в течение многих десятилетий организации как объект исследования постоянно привлекают к себе...
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconИсследование в педагогике. Методы научно-педагогического исследования
Основные закономерности целостного педагогического процесса. Базовые теории целостного педагогического процесса
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconМетодика проведения психолого-педагогического исследования
Выявите основные структурные компоненты методики проведения научного исследования и опишите их содержание применительно к своему...
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconДальневосточного государственного технического университета
Актуальность темы исследования: выделяем основные аргументы, определяющие актуальность рассмотрения данной темы исследования
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconТема 17. Основные приёмы социологического исследования
Организация социологического исследования сложный и многоплановый процесс. Рассмотрим основные его составляющие
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconКонтрольная работа По дисциплине Социология Вариант: №25 ст. III курса гр. Бу(веч.)
Основные характеристики социологического исследования: понятие, структура, виды, функции
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconФедеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный медико-стоматологический университет
Затем формулируются цели работы, задачи, которые необходимо решить в ходе её выполнения. При проведении психолого-педагогического...
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconКонкурс «Грани педагогического исследования»
Понятие агрессии и агрессивности. Основные теоретические подходы к пониманию природы агрессивного поведения человека стр4
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Методология и методы психолого-педагогического исследования Специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Методология и методы психолого-педагогического исследования составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования Основные характеристики педагогического исследования актуальность; объект и iconРабочая программа дисциплины философские проблемы науки и техники
Кореквизиты основные методы исследования в органической химии. Основные методы исследования в неорганической химии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы