Этнология как наука icon

Этнология как наука



НазваниеЭтнология как наука
страница1/3
Дата конвертации15.01.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3

Глава 1. Этнология как наука


  1. Что изучает этнология?


Этнология – (от др.-греч. Ethnos – народ, logos – учение) – (дословно наука о народах) наука, изучающая народы мира, их историю, быт, и культуру.

На нашей планете обитает много народов. Каждый их них имеет свои культурные особенности, внес свой вклад в мировую культуру.


  1. Чем отличается этнология от этнографии?


До 1990-х г.г. в российской науке для обозначения науки о народах использовался термин «этнография» (от др.-греч. Ethnos – народ, grapho – пишу), буквально «народоописание».

Основная задача этнографии – изучение взаимосвязей между элементами культуры.

С начала 90-г.г. наука о народах стала называться этнологией, потому как этнология имеет более широкое, глубокое понимание.

В связи с этим Институт этнографии и антропологии Российской Академии наук был переименован в Институт этнологии и антропологии РАН.

Этнолог С.А.Арутюнов пишет: «Можно считать этнологию и этнографию полными синонимами, а можно считать, что

этнография описывает этносы и их культуры,

а этнология объясняет и предсказывает их функционирование. То и другое направление существует в отечественной и мировой науке уже бол 200 лет».

Другими словами,

Этнология – изучение,

этнография – описание

(Найти грань между ними трудно)


Этнография сформир. к серед. XIX века. Тогда же появлил. учреждения, занимавшееся этнографическими исследов..

1845 г. – Русское географическое общество с отделением этнографии.

1878 г. – Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете.



  1. Дайте определения понятий «этнос», «этничность».


Осн. объект изучения этнологии – этнос. Общепринятой трактовки понятия «этнос» сегодня не сущ. Преобладают такие определения:

Ю.В.Бромлей: этнос – этносоциальный организм;

Л.Н.Гумилев: этнос – биосоциальный организм;

Н.Н.Чебоксаров: этнос – осознанная культурно-языковая общность.

^ Этносы сост. из людей, носителей этничности.


Этничность – это общие характеристики, свойственные этническим общностям:

1) общая территория

2) общее происхождение

3) единый язык

4) общие черты матер. и дух.
культуры

плюс

5) осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности.


В российской традиции все народы мира рассматриваются как этносы, имеющие свои этнические черты – и малые, ведущие архаический образ жизни, и крупные, имеющие индустриальное хозяйство, экономически развитые.

На Западе термин «этнос» не имеет широкого хождения. Там говорят об этничности и этнических группах. Важным явл. понятие «идентичность» - способ самоопределения человеком принадлежности к к.-л. общности.

В американской традиции «этническое» отн., как правило, не к осн. населению страны, а к национ. меньшинствам.



  1. В чем сущность примордиалистского и конструктивистского подходов к пониманию природы этничности?


Сущ. неск. концепций теории этноса:

1) Объективистская (теория примордиализма) – подверглась критике, ей на смену пришли:

2) Конструктивистская

3) Инструменталистская.


^ Теория примордиализма (от лат. Primordial – исконный, изначальный): Ю.В.Бромлей; Л.Н.Гумилев

Этносы мыслятся как долговечные формирования, существующие независимо от воли и желания их представителей. Они формируются вследствие объективных факторов, вне сознания людей:

* в силу их расовой (биолог.) принадлежности,

* наличия кровно-родственных связей,

* родного языка,

* необходимости адаптации к опр. террит. (климатич., хозяйств., соц.-политич. усл.).

Этничность – неотъемлемая, почти врожденная характеристика личности.


^ Конструктивистская теория (от лат. - сооружаю): В.А.Тишков

Этносы – это «воображаемые общности». Они не сущ. в объективной реальности, создаются только в сознании людей. Представления об этносах внедряются извне усилиями эксплуатирующих «этническую идею» политич. дидеров.

Главное в этничности – самосознание.

Современная наука рассм. этничность как чувство принадлежности к группе людей, отлич. от др. по культуре. Этническая принадлежность подвижна, человек м. ее менять (смешанные семьи).

По Тишкову, этничность – это своего рода внутренний референдум к. человека: принадлежать той или другой культуре или двоим одновременно.


^ Инструменталистская теория

занимает промеж. положение м/у 1 и 2.

Она признает объективное сущест-ие этническ. самосознания, но оно чаще дремлет и проявл. оно только в ситуациях ради достижения к.-л. политич., экономич. и др. идеей.





Термин

«нация» - это

«Национальность» - это

Межнациональные отношения – это

В России

1) = «национальность» (этнонация)

2) высшая стадия этноса, характ. для эпохи капитализма


этнические общности и народы

отношения между этносами (межэтнические)

На Западе

= согражданство.

= гражданство

Отношения межгосударствен.

Межэтнические отношения – отношения между народами

  1. Чем отличается понимание терминов «нация» и «национальность» в отечественной и западной науке?


С.А.Арутюнов разделял два смысла термина «нация».

Нация

1) этнокультурная (русская, английская),

2) гражданская, политическая (россияне, британцы).

1) явл. осью 2)


В соврем. мире этнология не м. нах. в стороне от политики.

Межнацион. отн-я сегодня стоят в одном ряду с проблемами сохранения мира и экологии. Исслед-я по вопросам национализма, этнич. конфликтов, вынужден. миграций.


^ Глава 2. Этногенез и этническая история

  1. Дайте общую характеристику Волго-Уральской ИЭО (территории, природно-географических условий, этнического состава)

Волго-Уральская историко-этнографическая область назыв. по-разному: Урало-Поволжье, Волго-Камье, Среднее Поволжье.

Расположена в центре Евразии, от Оки на западе и до западносибирского Зауралья на востоке.

^ Природно-географические условия: таежные леса, лесостепи, степи, горы и равнины.

Преоблад. территория вход. в бассейн Средней Волги. Население проживает по ее притокам (Вятка, Ока, Сура, Кама, белая, Уфа, Большой Ик, Самара и др.), издавна имело выход:

* к Каспийскому морю и вост. страны,

* к Северному Кавказу.

В административном отношении сост.


из 6 республик:


Мордовия

Марий Эл

Удмутрия

Чувашия

Татарстан

Башкортостан


и 7 областей:


Нижегородская

Вятская

Самарская

Оренбургская

Пензенская

Пермская

Ульяновская

Разные по культуре и языку народы, проживающ. здесь:

финно-угорские

мордва

удмурты

марийцы

тюркские

татары

башкиры

чуваши

восточнославянские

русские

украинцы

белорусы

другие

латыши

эстонцы

немцы

евреи

казахи и др.

Народы, названия кот. носят республики, прожив. на их террит. и на прилегающих. Только в Татарстане и Чувашии татар и чувашей, соот-но, проживает больше. В ост. респ. – русские на 1 месте по числен-ти.

Наиболее урбанизированный этнос сегодня – татары.


Этническая картина региона:

преобладали численно народы

В древности

В средние века

Сегодня

Финно-угорские

тюркоязычные

Славяноязычные




  1. К каким языковым семьям и языковым группам относятся народы Урало-Поволжья?


Народ – этническая группа. ???

Изучение к. народа начинается с его родословной.

^ Этническая история – это история возникновения (этногенез), развития и преобразования «племена –> народности –> нации».

Происхождение народов описывает языковая классификация народов. Она объединяет родствен. народы в одну языковую семью.

Народы Урало-Поволжья отн.

к 3 крупным языковым семьям:


1) индоевропейской


Славянская группа

(русские. украинцы, белорусы)

2) алтайской


Тюркская группа

(башкиры, татары, чуваши)

3) уральской


Финно-угорская группа

(марийцы, мордва, удмурты)




  1. Какие народы являются автохтонным (местным) населением региона?


Из ныне проживающих в Урало-Поволжье аборигенными (то же: автохтонными, местными) явл. финноязычные народы (мордва, марийцы и удмурты).

На формирование народов региона б. зн-е оказали великие миграции (переселения и передвижения племен и народов).



Народы уральской язык. семьи

(Урал и Зап. Сибирь)

IV-III в.в. до н.э.

часть ушла на запад




Позже образовались 2 ветви

Западная

(финно-угорская)

Восточная ветвь

(самодийская)

К нач. II в. до н.э.




финская

группа

угорская

группа

На запад


На север

Отошли

на запад

(венгры)


Отошли

на восток

(ханты, манси)







Образовались ареалы

  1. Западный

(прибалтийско-скандинавские народы)

  1. Центральный

(финские этносы, растворились в в составе восточных славян)

  1. Западный

(волжские

мордва и марийцы

и пермские финны - удмурты)








  1. К какому времени относится формирование марийцев, мордвы, удмуртов?


^ Марийский народ

Формировался между реками Волга и Ветлуга.

Сложился ко второй половине I в.н.э., проживал во обеим берегам Волги.

Сост. из 2 племен: горных и луговых, затем + северо-западные.

Первое упоминание – VI в., русские источники – с ХII в.


Мордва

Формировался между реками Волга и Ока.

Происх. от древнемарийских (раздел. в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э.).

В первой половине I тыс. н.э. сложилось ^ 2 союза племен:

эрзя (север) и мокша (юг).

Первое упоминание – VI в., русские источники – с ХI-XIII в.


Удмурты

Формировались в нижнем и среднем течении р.Вятка,

Сложился ко второй половине I тыс. н.э.

Выд. ^ 2 этнографические группы:

ватка (северные удмурты) и калмез (южные).

Первое упоминание – ХII в., русские источники – с XIII в.


Вывод: мордва, марийцы и удмурты исторически сформировались во второй половине I тысячелетия н.э. на базе местных племен в пределах современного обитания.



  1. Когда в Урало-Поволжье появились первые тюрки?

Первые тюркоязычные племена (болгары и сувары) пришли в Урало-Поволжье в конце VII – начале VIII в.в. с Северного Кавказа.


  1. Какие крупные тюркоязычные государства существовали на территории Урало-Поволжья?


^ Волжская Булгария (Болгария)

Пришлые тюркоязычные племена заняли на Средней Волге главенствующее положение по ряду причин:

1) их многочисленности

2) они стояли на более высокой ступени общественного развития (ранний феодализм с элементами рабства)

3) имели развитую военную организацию, владели военным искусством.

Племенные вожди булгар объединили тюркоязычное и финно-угорское население края вначале в союз племен (8 в.), а на рубеже 9-10 в.в. – в государство Восточная Булгария.

Начинают возникать и укрепляться городские поселения. С начала Х в. распространяется ислам (для укрепления феодальных отношений).

В.Б. – страна с высокоразвитой экономикой. Основа – сельское хозяйство, ремесленное производство, внутренняя и внешняя торговля.

Выращивали пшеницу, рожь, овес, горох и др. Возили хлеб на продажу в русские княжества. Поддерживали торговые связи со странами Востока, Русью, народами Севера и Приуралья.

Ремесло: металлообработка, керамич. пр-во, ювелирное дело, обработка кожи и др.


^ Великая Венгрия

По преданиям, находилась м/у Волгой и Уралом в 8-9 в.в.

В средние века путешественники были убеждены, что земля башкир – это В.В., и в письменных источниках 13-14 в.в. башкир часто отождествляли с венграми.


  1. Кто такие булгары и кипчаки? Какова из роль в происхождении башкир, татар, чувашей?

Булгары – тюркоязычные племена.

Праболгары в конце 3 – начале 4 в.в. проживали на Северном Кавказе и Приазовье (в составе Гуннской Орды). В 5 в. Орда распалась. Позиции болгар на Сев. Кавказе усилились. В 6 в. они попали (вместе с суварами, хазарами) под власть Зап. Тюркского каганата. В 30-40 г.г. 7 века был образован военно-политический союз Великая Болгария. В 50-60 г.г. того же века государство распалось. Территория была поделена на части. Часть болгар ушла на Балканы (образ. Дунайская Болгария), часть («черные болгары») осталась на Сев. Кавказе, часть («серебряные болгары») – ушла на Среднюю Волгу. Образовалась Волжская Булгария.

В 1236 году В.Б. была разгромлена татаро-монголами, до второй половины 13 века сущ. как область Золотой Орды. Часть населения была уведена в плен, часть ушла за Каму, на север, вступая с местным финноязычным населением в тесные хозяйственные и культурные связи. Результатом стало формирование чувашей.

Кипчаки (они же половцы, от слова «полов» – желтый, рыжий) – тюркские племена центральноазиатского происхождения, кочевавшие в древности в предгорьях Алтая.

Их продвижение на запад, начавшееся в 1120 году, наз. 7-й великой миграцией. Кипчакское движение охватило большую территорию.

Они приняли участие в процессе этногенеза современных тюркоязычн. народов, оказав особенно сильное влияние на татар и башкир.

Башкиры

Основу этноса сост. древнетюркские племена (Саяно-Алтайское нагорье и Центр. Азия). Они кочевали на просторах Ср. Азии.

Пришли в Приуралье в 9-10 в.в. Часть аборигенов (финно-угорское и ираноязычное население) вытеснили, а значит. часть осталась и ассимилировала.

К концу 2 тыс. н.э. в Урало-Поволжье


Левый берег Волги

удмурты, марийцы

Правый берег Волги

марийцы и мордва


р.Казанка (с.)


р.Сура (з.) Р. Белая (в.)


р.Самара (ю.)


Волжская Булгария

На востоке от В.Б.

башкиры

Монгольское нашествие началось в 1236 году и было 8 великой миграцией. Поволжский центр стал политич. и культур. центром Золотой Орды.

В конце 14 в. З.О. была сильн. государством. На ее террит. формир. золотоордынский (кипчакский) этнос, культура, язык. После распада З.О. кипчакский язык подавили диалекты.

В 15-16 в.в. появ. новые гос-ва:

Казанское

Крымское

Сибирское

Астраханское

Ногайское

Узбекское

Казахское и др. ханства

Основой татарской народности послужили булгары В.Б., на эту основу наслоились др. компоненты, в том числе и тюркоязычные. Физическое и культурное смешение: булгары-мусульмане + пришлые кипчаки-татары З.О. Язык казанских татар отн. к кипчакско-булгарской ветви тюркских языков.

Как самост. народность казанские татары слож. в 15 в. в рамках Казанского ханства.

К сер. 16 в. в рез. смешения мишарей и ногайцев слож. группа касимовских татар. Позже, после падения казанского ханства казанские татары и мишари смешались, обр. единую татарскую народность.



  1. В каком веке начинается массовое переселение русских на Урало-Поволжские земли? Назовите основные этапы этого переселения.


История русского народа нач. с эпохи Киевской Руси, заним. б. часть Восточно-европейской равнины. Гос-во К.Р. возникло в 9 в.

Переселение русских крестьян в зап. районы Волго-Уралья нач. в 9-10 в.в. Цель – поиск наиболее благоприятн. условий для земледелия.

Массовое заселение происх. в 2 этапа:

  1. 11 в.

На границе мордовских земель выросли русские города Муром и Рязань.

Это:

* придвинуло границы Руси к мордовским землям

* положило начало противостоянию В.Б. и Р.гос-в (за господство на Волге, ведущей в Каспийской море). В 12 – начале 13 в.в. борьба обострилась.

1221 год – на мордовской земле появл. город Нижний Новгород, постепенно мордва присоед. к рус. княжествам.

На рубеже 12-13 в.в. активиз. северное напр-ие продвижения русских на восток. «Путь за пушниной».

Др. сл. сущ. ^ 2 способа покорить народы Ср. Поволжья и Прикамья:

* мирный (осн. на хозяйственно-культурном сотрудничестве)

* немирный (сопровожд. борьбой, вытеснением народов с их земель, насильствен. акциями).


^ Перерыв – татар-монгольское нашествие (30-е г.г. 13 в. – сер. 16 в.)


  1. сер. 16 в.

Покорение Казанского ханства и взятие Казани Москвой.

В 1552 году в состав рус. гос-ва вошли поволжские народы.

В 1556 – начали входить башкиры.

Нач. освоение рус. народом черноземной полосы южнее р. Ока («Дикое поле»).

Заселение Заволжья нач. в 18 в.

Южное и Северное Приуралье – с первой половины 19 в. (Оренбургская и Уфимская губернии).

Образ. этническая «сетка» - расселение одного народа накладывалось на расселение др.


  1. Назовите основные этнографические группы народов Урало-Поволжья.


К. этнос (кроме малочислен.) подраздел. на локальные группы:

^ Этнографическая группа

* склад. на опр. этнической террит.

* была органической частью этноса

* участв. в проц. консолидации этноса в сплоченную общность.

Этнические группы –

* расселялись и функционир. в отрыве (удалении) от материнского этноса

* сохраняя ощущение принадлежности ему.


Р.Г.Кузеев выделяет 5 осн. типов этнографических групп:


1) генетические (традиционные)

принимали непоср. участие в формировании соотв. этносов.

Н.-р, в составе татар – казанские татары, мишари, касимовские татары.


2) смешанные внутриэтнические

* нах. внутри одного этноса

* различаются по территориальному признаку. Их расселение в 16-18 в.в. охватило разные этнические территории: так наз. старую и новую.

Н.-р, для башкир старой терр. явл. низовья Р.Белой и Камы, новой – ср. и верх. течение р. Ик, правй берег р.Самары.



этнос

Смешанные внутриэтнические

этнографические группы

башкиры

Юго-западная (демская)

Камско-икская

нижнебельская

татары

Юго-восточная (с.-з. Башк.)

Приуральская (уфимская)

чуваши

Закамские (совр. Татарстан)

Заволжские (Ульян., Куйбыш., Саратов. обл.)

Приуральские (Башк. И Оренб. Обл.)

Прикамские (Пермская обл.)

марийцы

Малмыжские

Уржумские

Восточные (нын. Башк. и Татарстан)

Мордва

Закамская

Заволжская

Приуральская

Теньгушевская (шокша)

удмурты

Юго-западные

Юго-восточные

Приуральские (закамская – совр. Башк., Татарс., Пермс., Сведл. обл.)


3) смешанные межэтнические

возникли в результате взаимодействия разных этносов м/у собой.

Н-р, в рез. взамод-я 2 родственных народов, башкир и татар, образ. группы с.-з. башкир и закамских татар.

Каратаи – мордва по происхождении, татары по языку.

Бесермяне – булгары по культуре, удмурты по языку.


4) этноконфессиональные

сформировались по религиозному признаку: мусульмане и христиане.

Н.-р, этноконфессиональная группа кряшены – крещенные мусульмане.


  1. Этносословные

Начали формироваться после присоединения Башкирии к Русскому гос-ву. Опр. признаком принадлежности к т. или иной гр. явл. сословное положение башкир.

Тептяри – в источниках 18 в. они наз. «припущенники на башк. землях». Это выходцы из коренных народов региона (Ср. Поволжья и Прикамья – марийцы, мордва, удмурты, чуваши, татары), переселившиеся в Башкирию на условиях припуска (аренды) земли с уплатой части положен. ясака (дани). Среди них были и башкиры, покинувшие родн. вотчины и поселившиеся на новых землях. Численно преобладали – татары и башкиры.

Среди русского населения Урало-Поволжья выд. 3 группы:

Крестьяне Среднего Поволжья

(средневолжско-приуральская этнографич. гр.)

Наиболее крупная

Смешанная внутриэтническая:

Основа – русские переселенцы из центр., северн., южн. губерний России +

1) финно-угорское (марийцы, удмурты, мордва)

2) тюркоязычное население (чуваши, татары, мишари)


Оренбургское и уральское казачество

Формир для несения военной службы

(граница, боев. действия)

Отн. к этносословной

Оренб. казачество создано царским правит-вом в 1748 году для защиты ю. границ Р. гос.

Численно превосходило уральских.

Кроме русских (большинство), татары, мишари, башкиры, калмыки, казаки.


Горнозаводское население

(назывались не рабочими, а горнозаводскими крестьянами)

Формир. в 18 в. в ходе строит-ва горн. заводов из бывших казенных мастеровых:

  1. раб. гос. предпр., передан. в частн. руки,

  2. купленных крепостных крестьян,

  3. рекрутов,

  4. беглых, ссыльных.

Явл. с одной стороны – к смешанной внутриэтнической (смешивались русские переселенцы из разных областей).

С другой – к этносословной

(имели, н-р, свои особенности в образе жизни – работа на заводе, занятие сельским хоз-вом).





  1. в какое время в Урало-Поволжье начали переселяться украинцы, немцы, латыши, белорусы и другие народы?


Первые украинские и немецкие переселенцы начали появл. в 17 в.

Народы, оторванные от своей этнич. терр., живущие в иноэтничной среде – наз. этническими группами.



Этнические группы

Урало-Поволжья

Многочисленные

(крупные э.г.)

Малочисленные

(малые э.г.)

Украинцы

Немцы


Латыши

Эстонцы

Белорусы

Казахи

Евреи




Немцы Поволжья

(из Германии и Австрии)

Массов. переселение отн. к 18-19 в.в.

Были приглашены в Россию царским правит-вом (Екатерина II в 1726-63 г.г. издает спец. Манифесты – приглашения европейцев в Россию). Наз. «колониями», «колонистами».

Цель – освоение новых земель, ведение земледелия.



Украинцы

Массовое переселение – 18-19 в.в.

Цель – освоение новых земель, ведение земледелия.

Наиболее тесное сближение произошло с русскими.

Но сохранили свое этническое самосознание.


Белорусы

Латыши

Эстонцы


Заселение происх. в конце 19 – начале 20 в.в.

После отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. и

в ходе проведения Столыпинской реформы (1906-1917 г.г.)

казахи

Расселены в осн. в Самарской и Оренбургской обл.

евреи






Национальный состав населения РБ


национальность

% от общего

Русские

36,32

Башкиры

29,76

Татары

24,14

Чуваши

2,86

Марийцы

2,58

Украинцы

1,35

Мордва

0,63

Удмурты

0,55

Белорусы

0,42

Армяне

0,21



Сегодня: набл. тенденции

  1. отъезда на свои этнические территории немцев, латышей, эстонцев, евреев

  2. появление в регионе этнич. групп из др. регионов (чеченцы) и др. гос-в (армяне, узбеки, таджики, грузины и др.)



  1   2   3




Похожие:

Этнология как наука iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Этнология»
Этнология как наука. Ее место среди других гуманитарных дисциплин. Предмет и методы этнологии
Этнология как наука iconЭтнология как наука

Этнология как наука iconРеферат по этнологии на тему Этнология как наука Выполнила студентка гр 99-пм/1-10
Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей
Этнология как наука iconЛекция №1 «Социология как наука. Её характеристика»
Этимологическое значение – наука об обществе. Составлено из греческого и латинского слов. Социология, как наука, очень молодая. Как...
Этнология как наука iconВопросы по истории и философии науки и по специальности
Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Наука как особая сфера культуры
Этнология как наука iconРеферат по дисциплине "Социальная Философия" на тему: «Наука и техника»
Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая...
Этнология как наука iconМетодические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры
Наука как часть духовной культуры общества. Взаимодействие науки с различными сферами культуры
Этнология как наука iconВопросы вступительного экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Наука как предмет философии. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как особая сфера культуры, как социальный...
Этнология как наука iconКультурология как интегративная наука о культуре
На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во...
Этнология как наука iconКонтрольная работа по социологии Вариант 1 «Социология как наука»
Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы