Введение в литературоведение icon

Введение в литературоведение



НазваниеВведение в литературоведение
страница1/3
Дата конвертации15.01.2013
Размер467.89 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3

Введение в литературоведение.

Экзамен.

1. Происхождение искусства. Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного. Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления Человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой возникновения человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства. Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии: «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, стимулирует простейшие, но сильные эмоции: страх, смятение, покой. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму». Эстетическая теория. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40 до 20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены.
Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды. Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии, искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве: «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы».

^ 2. Сущность искусства. Слово «искусство» первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем, границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение: искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на фрагментарное мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: ум, интуицию, чувства, этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа. Обобщающим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека. Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы. Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип, Гамлет, Дон Кихот, Дон Жуан, князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее. Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки также имеют своим предметом человека; существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек.

^ 3. Понятие «эстетической дистанции». Эстетическая дистанция – грань между искусством и реальностью.

4. Художественный образ. Всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, которая обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, символические образы вроде «паруса» у М. Ю. Лермонтова). Но в более общем смысле художественный образ – сам способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости. В ряду других эстетических категорий эта имеет сравнительно позднее происхождение, хотя зачатки теории художественного образа можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимесисе» – о свободном подражании художника жизни в её способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическим удовольствии. Пока искусство в своём самосознании сближалось скорее с ремеслом, мастерством, умением, ведущее место в сонме искусств принадлежало искусствам пластическим. Тот факт, что художественный материал запечатлевает, несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, стал осознаваться только с выдвижением на первое место искусств менее материальных – словесности и музыки.

^ 5. Виды искусства. Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, его родами и жанрами. Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств. Пространственные или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве. Временные
(словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве. 3. Пространственно-временные (танец, актёрское искусство и все, базирующиеся на нём, синтетическое: театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки – вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства – драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца – бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Кто-то вычленяет экспрессивное и изобразительное искусство. Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею.

^ 6. Понятие «материала» в искусстве. Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.

^ 7. Специфика литературы. 8. Слово и образ. Специфику литературы определяет материал и средство создания образов. Литература – словесное искусство. Его первичный материальный носитель – человеческая речь. Главное свойство литературы и поэзии в частности – многозначность слова, его иносказательность. Многозначность – главный источник образности. Также огромное влияние на роль слова в литературном процессе имеет контекст. Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя. Художественная литература – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Автор ориентирован на интеллект и воображение читателя. Важны детали и подробности, воссоздается предмет в целостности его облика. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Отсюда следует обилие субъективного, индивидуального, произвольного. Это существенная черта литературы как искусства. Читатель – соучастник создания художественных образов, он сам выбирает темп восприятия произведения. Словесные образы сохраняют связь со сферой видимого (синтез незримого и зримого, словесная пластика).

^ 9. Общественное значение и функции литературы. Функции литературы – воспитывающая и познавательная.

10. Понятие тенденциозности в литературе. Тенденция и тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь) в искусстве – идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании тенденциозность — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект, присущий всякому художественному произведению. В более употребительном и узком значении тенденцией называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившуюся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении.

^ 11. Народность и общечеловеческое в искусстве. Народность искусства — одно из базовых понятий марксистко-ленинской эстетики. Означает отражение искусством жизни, творчества (а также, согласно некоторым концепциям, «коренных интересов») народа.

В концепции марксизма-ленинизма понятие народности искусства тесно связано с революционной борьбой в России. Большевики отождествляли народность с партийностью, утверждая, что искусство должно отражать интересы трудового народа.

Ленин утверждал: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно… массам и любимо ими». Пушкин первым определил народность литературы. «С некоторых пор вошло у нас в обыкновение говорить о народности, требовать народности, жаловаться на отсутствие народности в произведениях литературы, но никто не думал определить, что разумеет он под словом народность… — писал он. — Народность в писателе есть достоинство, которое вполне может быть оценено одними соотечественниками — для других оно или не существует, или даже может показаться пороком… Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».

^ 12. Историзм в литературе и в восприятии искусства. Каждое конкретное явление художественной культуры функционирует по-разному в различные исторические периоды. Естественно, всякий раз современники хотят интерпретировать это явление или даже использовать в своих целях, рождающихся в их время. Чаще всего такое интерпретирование, несмотря на некоторый субъективный оттенок, вполне закономерно и отвечает духу творчества рассматриваемого художника. Но бывает и так, когда наиболее активные силы общества, господствующие или агрессивные, пытаются, пользуясь современным популярным термином, «приватизировать» соответствующего художника. Ничего неожиданного в этом нет. Функционирование классического наследия в нашу эпоху обрело вполне «утилитарную» окраску – и не только под прямым влиянием власти. Общественные споры в культурной и общественной среде, возникавшие под воздействием самых разных, в том числе и экономических обстоятельств, побуждали, например, художественную интеллигенцию, как говорится, «слышать акценты». Отсюда возникает необходимость, учитывая постоянную актуальность шедевров русских гениев прошлого, осознавать их в их полной объективности, в их абсолютной самодостаточности. Без этого невозможен никакой анализ художественного творчества в историческом бытии общества.

^ 13. Принцип разделения литературы на роды по Гегелю. Теории Гегеля является классической: эстетика Гегеля – вершина немецкой идеалистической эстетики. Суть: типология жанров художественной словесности, в основу которой положен содержательный критерий, доказательство исторической стадиальности возникновения жанровых типов.

В жанровой теории Гегеля ярко проявился принцип историзма. Данный принцип выполняет не столько роль описывающего фактора, сколько объясняющего жанровую дифференциацию, прослеживающего генезис важнейших жанров.

Следует отличать гегелевскую теорию поэтических родов – эпос, лирика, драма, – которые выделяются по принципу разного соотношения объекта («мир в его предметном значении») и субъекта («внутреннего мира» человека) от его теории жанров.

Для теории жанров Гегель вводит другую пару понятий – «субстанциальное» (эпос ) и «субъективное» (лирика). Но и эпос, и лирика, и драма способны выразить как субстанциальное, так и субъективное содержание.

Для понимания гегелевской теории жанров необходимо уточнить значение понятий субстанциального и субъективного. Субстанциальное, по Гегелю, – это «вечные, управляющие миром силы», «круг всеобщих сил»; истинное, разумное содержание искусства; идеи, имеющие всеобщий интерес. Субстанциальному противостоит субъективное содержание как стремление отдельного индивида. Отсюда видно, что Гегель отрывает субстанциальное от действительности, т. е. субъективного.

В противопоставлении субстанциального (истинного) субъективному (случайному) проявились сильные и слабые стороны философии Гегеля. Поскольку субстанциальное истолковывалось идеалистически, то оно отрывалось от субъективного, оценивавшегося негативно. Отсюда гегелевская недооценка активности самого художника – субъекта, который должен всецело погрузиться в материал и менее всего думать о выражении своего «я».

Гегелевское субстанциальное понималось как всеобщее не только в значении божественного предначертания, но и как общественное. Отношения общества и индивида – другой важный критерий содержательной жанровой дифференциации у Гегеля. Историзм Гегеля заключается в том, что он рассматривает жанры прежде всего как художественную проекцию определенной стадии развития общества. Объясняя возникновение, расцвет, угасание родственных по содержанию групп жанров, Гегель исходит из стадиальности общественного развития.

В характеристике жанров он последовательно рассматривает «общее состояние мира», являющееся почвой данного жанра; отношение автора к своему предмету; основную коллизию жанра; характеры. «Общее состояние мира» выступает почвой содержания жанра. Почвой эпопеи является «век героев» («дозаконный век»), почвой романа – эпоха развитого государства с установившимся законопорядком, сатиры и комедии – неразумный существующий порядок. Итак, эпопея, сатира (комедия), роман отражают в теории Гегеля три последовательные стадии в развитии общества.

Из различных предпосылок эпопеи, романа и сатиры вытекают коллизии, типичные для этих жанров. Для эпопеи более всего подходит военный конфликт, «вражда чужеземных наций», имеющая всемирно-историческое оправдание. Соответственно, герой эпопеи ставит себе субстанциальные цели и борется за их осуществление. Герои и коллектив едины. В романе обычная коллизия заключается по Гегелю, «между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств».

Некоторые положения гегелевской теории жанров нуждаются в корректировках, как, например, недооценка философом поэтического значения сатиры; неправомерность отрицания Гегелем героических ситуаций за пределами «века героев», отсюда – отрицание возможности «истинных» эпопей в современную ему эпоху и др.

Гегелевская теория жанров имела много последователей, в т. ч. В. Г. Белинский развивал ее. В статье ''Разделение поэзии на роды и жанры'' критик дал характеристику литературных жанров, связав их с задачами русского литературного и общественного развития. Важнейшие новаторские положения этой теории направлены на преодоление критиком гегелевского отношения к сатире, на признание романа и повести господствующими жанрами современной поэзии, свидетельствовавшее о чуткости В.Г. Белинского к процессу перестройки жанровой системы.

^ 14. Последовательность формирования литературных родов. Эпос, лирика, драма.

15. Характеристика эпоса. 19. Эпические жанры. Эпос (от греч. epos – слово, повествование, рассказ). 1. Один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, отстраненное описание автором событий, развертывающихся в пространстве и во времени. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры эпоса.

Эпопея – (от греч. epopoiia – собрание песен, сказаний) – самая крупная жанровая форма эпоса. Древние фольклорные эпопеи разных народов – произведения на мифологические или исторические сюжеты, рассказывающие о героической борьбе народа с силами природы, иноземными захватчиками, колдовскими силами и т. п., что предполагает широкое использование в этих произведениях фантастики и вымысла (например, древнегреческая «Илиада», немецкая «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде»и др.). Для эпопеи характерны: широкий географический охват, отражение жизни и быта всех слоев общества, народность содержания. Роман – большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства романа: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия. Условно типологию романа можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, женский, исторический. По структурным признакам: роман в стихах, роман-путешествие, роман-притча. Нередко определение соотносит роман с эпохой, в которую господствовал тот или иной тип: античный, рыцарский, просветительский, готический, модернистский. Кроме того, выделяется роман-эпопея –произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека. Средние жанры. Повесть – средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объему повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия. Малые жанры. Рассказ – малый эпический жанр. Прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, описываемое действие непродолжительно по времени. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик. Новелла один из малых эпических жанров. Близкая к рассказу жанровая форма, возникшая в эпоху Возрождения. В отличие от рассказа, новелла большее внимание уделяет фабуле, которая, как правило, отличается динамичностью событий, неожиданностью их развития и развязки. Очерк – эпический жанр. Прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. Может включать в себя не только описание, но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. Различаются публицистико-документальный и художественный очерк. В публицистико-документальном очерке события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный очерк), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню. 2. В устном народном творчестве совокупность эпических песен, сказаний, древние фольклорные эпопеи разных народов, например: русский былинный эпос, мифы и легенды Древней Греции.

^ 16. Характеристика лирики. 20. Лирические жанры. Лирика – один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание. Важнейшим свойством лирики является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически (условно) различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. Лирические жанры. Ода – жанр лирики. Торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие. Элегия – жанр лирики. Стихотворение медитативного или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, неразделенная любовь, жизнь и смерть и др. Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или содержащее отклик на злободневные события общественной жизни. Послание – поэтический жанр. Стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п. Различают лирические, дружеские, сатирические, публицистические. Гимнжанр лирики. В античной поэзии – хвалебная песнь в честь богов или героев, написанная в форме обращения или воззвания к восхваляемому лицу. Позднее в европейской литературе сохраняется в форме религиозного (хорал) и светского гимна. Широко распространены также гимны-пародии.

^ 17. Характеристика драмы. 21. Драматические жанры. Драмаодин из трех основных родов литературы, отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем. К драматическому роду относятся следующие жанры. Трагедия – один из основных жанров драмы. Пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета непримиримый конфликт героя, сильной личности, с внешними силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии – вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание. Такое душевное состояние ведет к катарсису. Комедия один из ведущих жанров драмы. Произведение, в основе которого лежит осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Различают «комедию положений», «комедию нравов», сатирическую комедию, комедию характеров. Часто возможно слияние тех или иных названных разновидностей комедий. Драма в узком смысле слова – один из ведущих жанров драматургии. Литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Предназначается для исполнения на сцене. Ориентирована на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом. Мелодрама – разновидность драмы, для которой характерны острая, занимательная интрига, преувеличенные патетика, эмоциональный накал чувств, нередко – тенденциозная морализация.
Водевиль – вид комедии. Пьеса развлекательной направленности с занимательной интригой и незатейливым бытовым сюжетом, в которой драматическое действие сочетается с музыкой, песнями, танцами.

^ 18. Понятие жанра. Литературный жанр – форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают литературные жанры: в эпосе – роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина; в лирике – стихотворение, ода, элегия; в драме – трагедия, комедия, драма. Каждому жанру свойственно определенное «жанровое содержание» (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира). Может иметь типологические разновидности (например, роман: социально-психологический ("Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова), идеологический ("Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского), роман-эпопея ("Война и мир" Л.Н. Толстого) и т. п.).

^ 22. Материал, содержание, форма в литературе. 23. Понятие целостности художественного произведения. Проблема содержания и формы – одна из ключевых в теории литературы. Ее решение не просто. Более того, проблема эта в научной литературе представляется или реальной или предполагаемой, мнимой. Можно определить три наиболее распространенные точки зрения на нее. Одна исходит из представления о первичности содержания и вторичности формы. Другая интерпретирует соотношение этих категорий противоположным образом. Третий подход исключает необходимость употребления этих категорий. Предпосылкой для такого теоретического воззрения является мысль о единстве содержания и формы. Поскольку констатируется такое единство, постольку как бы исключается возможность дифференциации понятий и, следовательно, отдельного рассмотрения содержания и формы. Тем не менее, мы постоянно сталкиваемся с параллельными понятиями. Слово «текст» чаще всего используется в лингвистике. Текст – система знаков, связанных между собой. Текст существует неизменным, на определенном материальном носителе. Одновременно он подвижен, т. к. текст многомерен, то есть может быть по-разному прочитан разными людьми. Обращенность текста во внешний мир превращает текст в художественное произведение, а не простую систему знаков.

Текст существует сам по себе, он замкнут. В произведении все наоборот – важно, на что откликается автор, что его волнует. Писатель меняется на протяжении жизни. Произведения моментны. Диалектическое развитие мысли отражено в тексте произведения. Мысль формирует текст. Произведение не только изменяется, но и по-разному воспринимается читателем. Очень важно перечитывание – открываются разные стороны произведения. Текст и произведение принципиально различны.

Форма и содержание – основополагающие понятия, которые содержат обобщенные представления о внутренних и внешних сторонах произведения. Это научная абстракция.

Содержание – это то, что сказано. Это высказывание писателя о мире, его эмоционально-мыслительная реакция на те или иные явления действительности. Это система приемов и средств, в которых это восприятие находит свое выражение. Содержание – тема, фабула, конфликт, характеры и обстоятельства, художественные идеи, тенденция (пафос).

Форма – это стиль, это жанр (роман, драма и т.д.), композиция, художественная речь, ритм.

Сюжет относится и к форме, и к содержанию. Сюжет объединяет эти два понятия. Абсолютное единство. Прием ради приема никогда не используется. Но это единство неодинаково. В конце 19 века – кризис содержания, ищут новые формы. Далее искали новое содержание. Но новое содержание повлекло за собой новую форму.

  1   2   3




Похожие:

Введение в литературоведение iconПонятие о художественном образе. Образ и понятие. Виды художественных образов
Литературоведение как отрасль филологического знания. Литературоведение и его составляющие: литературная критика, история литературы,...
Введение в литературоведение iconД. И. Менделеев ис. Тубыл дђњлђт педагогика институты
«русский язык», «иностранный язык» дневной и заочной формы обучения филологического факультета по курсу «Введение в литературоведение»...
Введение в литературоведение iconУчебное пособие для филологических факультетов пед ун-тов/ Мещеряков В. П., Козлов А. С., Кубарева Н. П., Сербул М. Н.; Под общ ред. В. П. Мещерякова. М., 2000
Введение в литературоведение: Учеб пособие/ Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. – М., 2004
Введение в литературоведение iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 10 Литературоведение

Введение в литературоведение iconViii республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке» («Татьянин день»), посвященная памяти Т. А. Геллер в ходе Конференции предполагается работа следующих секций
Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в ХХI веке» («Татьянин день»), посвященная памяти Т....
Введение в литературоведение iconДокументы
1. /литературоведение.doc
Введение в литературоведение iconЛитература и искусство (литературоведение и искусствоведение)
...
Введение в литературоведение iconВыставка новых поступлений
Литература. Литературоведение. Народное поэтическое творчество. Художественная литература. 10
Введение в литературоведение iconВыставка новых поступлений
Литература. Литературоведение. Народное поэтическое творчество. Художественная литература. 20
Введение в литературоведение iconЛитература. Литературоведение. Народное поэтическое творчество. Художественная литература. 15
Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знания, внутри разделов – в алфавите авторов и заглавий
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы